58 лет назад на воду спущена первая в мире атомная подводная лодка. Тайны «Наутилуса» («Nautilus»)

21


21 января 1954 года, была спущена на воду атомная подводная лодка «Наутилус» («Nautilus»). Это была первая субмарина с ядерным реактором, позволяющим месяцами находиться в автономном плавании без подъема на поверхность. Открывалась новая страница в истории Холодной войны…

Идея использовать ядерный реактор в качестве силовой установки субмарин возникла еще в Третьем рейхе. Не потребляющие кислород «урановые машины» (так назывались тогда ядерные реакторы) профессора Гейзенберга предназначались прежде всего для «подводных волков» Криегсмарине. Однако довести работу до логического завершения у немецких физиков не получилось, и инициатива перешла к США, которые некоторое время были единственной страной в мире, располагавшей атомными реакторами и бомбами.

В первые годы Холодной войны между СССР и США в качестве носителей атомной бомбы американским стратегам мыслились бомбардировщики дальнего действия. У США имелся большой опыт боевого применения этого вида вооружения, американская стратегическая авиация обладала репутацией самой мощной в мире, наконец, территория США считалась в значительной степени неуязвимой для ответного удара противника. Однако использование самолетов требовало их базирования в непосредственной близости к границам СССР. В результате предпринятых дипломатических усилий уже в июле 1948 года лейбористское правительство дало согласие на размещение в Великобритании 60 бомбардировщиков «Б-29» с атомными бомбами на борту. После подписания в апреле 1949 года Североатлантического пакта вся Западная Европа оказалась втянутой в ядерную стратегию США, а число американских баз за рубежом к концу 1960-х годов достигло 3400!



Однако с течением времени американские военные и политики пришли к пониманию того, что присутствие стратегической авиации на иностранных территориях связано с риском изменения политической ситуации в той или иной стране, поэтому носителем атомного оружия в будущей войне всё чаще виделся флот. Окончательно эта тенденция укрепилась после убедительных испытаний атомных бомб у атолла Бикини.

В 1948 году американские конструкторы закончили разработку проекта атомной энергетической установки и приступили к проектированию и строительству опытного реактора.
Таким образом, существовали все предпосылки для создания флота атомных субмарин, которые не только должны были нести на себе ядерное оружие, но и иметь атомный реактор в качестве силовой установки.

Строительство первой такой лодки, нареченной в честь фантастической субмарины, придуманной Жюлем Верном, «Наутилусом» и имевшей обозначение SSN-571, началось 14 июня 1952 года в присутствии президента США Гарри Трумэна на верфи в Гротоне.

58 лет назад на воду спущена первая в мире атомная подводная лодка. Тайны «Наутилуса» («Nautilus»)


21 января 1954 года в присутствии президента США Эйзенхауэра «Наутилус» был спущен на воду, а через восемь месяцев – 30 сентября 1954 года – принят на вооружение ВМС США.
17 января 1955 года «Наутилус» вышел на ходовые испытания в открытый океан, и его первый командир Юджин Вилкинсон передал в эфир открытым текстом: «Идем под атомным двигателем».
Не считая абсолютно новой энергетической установки «Марк-2», лодка имела обычную конструкцию. При водоизмещении Наутилуса около 4000 тонн двухвальная атомная энергетическая установка суммарной мощностью 9860 киловатт обеспечивала скорость более 20 узлов. Дальность плавания в подводном положении составляла 25 тысяч миль при расходе 450 граммов U235 в месяц. Таким образом, продолжительность плавания зависела только от исправной работы средств регенерации воздуха, продуктовых запасов и выносливости личного состава.

При этом однако удельная масса атомной установки оказалась очень велика, из-за этого на Наутилусе не удалось установить часть предусмотренного проектом вооружения и оборудования. Основной причиной утяжеления была биологическая защита, в состав которой входит свинец, сталь и другие материалы (около 740 тонн). В итоге всё вооружение «Наутилуса» составляли 6 носовых торпедных аппаратов с боекомплектом в 24 торпеды.

* * *
Как и в любом новом деле, не обошлось без проблем.

Еще в ходе постройки «Наутилуса», а конкретно – во время испытаний энергетической установки, произошел разрыв трубопровода второго контура, по которому насыщенный пар с температурой около 220 °C и под давлением 18 атмосфер поступал из парогенератора к турбине. К счастью, это был не главный, а вспомогательный паропровод.

Причиной аварии, как установили в процессе расследования, был производственный дефект: вместо труб из качественной углеродистой стали марки А-106 в паропровод включили трубы из менее прочного материала А-53. Авария заставила американских конструкторов поставить под сомнение целесообразность использования сварных труб в системах подводных лодок, работающих под давлением.

Устранение последствий аварии и замена уже смонтированных сварных труб безшовными задержали окончание постройки «Наутилуса» на несколько месяцев.

После вступления лодки в строй по средствам массовой информации начали циркулировать слухи, будто бы личный состав «Наутилуса» получил серьезные дозы радиации вследствие недостатков в конструкции биозащиты. Сообщалось, что военно-морскому командованию пришлось в спешном порядке произвести частичную замену экипажа, а подводную лодку поставить в док для внесения в конструкцию защиты необходимых изменений. Насколько верна эта информация, не известно до сих пор.



4 мая 1958 года на «Наутилусе», следовавшем в подводном положении из Панамы в Сан-Франциско, произошел пожар в турбинном отсеке. Возгорание пропитанной маслом изоляции турбины левого борта, как было установлено, началось за несколько дней до пожара, но его признаки оставили без должного внимания. Легкий запах дыма приняли за запах свежей краски. Пожар обнаружили лишь тогда, когда нахождение личного состава в отсеке из-за задымленности стало невозможным. В отсеке было так много дыма, что подводники в противодымных масках не смогли найти его источник.

Не выяснив причин появления дыма, командир корабля отдал приказ остановить турбину, всплыть на перископную глубину и попытаться провентилировать отсек через шноркель. Однако эти меры не помогли, и лодка была вынуждена всплывать в надводное положение. Усиленная вентиляция отсека через открытый люк с помощью вспомогательного дизель-генератора наконец принесла свои результаты. Количество дыма в отсеке уменьшилось, и экипажу удалось найти место возгорания. Два матроса в противодымных масках (на лодке оказалось лишь четыре таких маски) с помощью ножей и плоскогубцев принялись сдирать тлеющую изоляцию с корпуса турбины. Из-под сорванного куска изоляции выбился столб пламени высотой около метра. В ход пошли пенные огнетушители. Пламя было сбито, и работы по удалению изоляции продолжались. Людей приходилось менять через каждые 10-15 минут, так как едкий дым проникал даже в маски. Только через четыре часа вся изоляция с турбины была удалена и пожар потушен.
После прихода лодки в Сан-Франциско ее командир осуществил ряд мероприятий, направленных на повышение пожарной безопасности корабля. В частности, старая изоляция была удалена и со второй турбины. Изолирующими дыхательными аппаратами был обеспечен весь личный состав подводной лодки.

В мае 1958 года во время подготовки «Наутилуса» к походу на Северный полюс на лодке имела место водотечность главного конденсатора паротурбинной установки. Просачивающаяся в конденсатно-питательную систему забортная вода могла явиться причиной засоления второго контура и повлечь за собой выход из строя всей энергетической системы корабля. Неоднократные попытки найти место протечки не привели к успеху, и командир подводной лодки принял оригинальное решение. После прихода «Наутилуса» в Сиэтл матросы в штатской одежде – подготовка похода держалась в строгой тайне – скупили в автомобильных магазинах всю патентованную жидкость для заливки в радиаторы автомобилей с целью прекращения течи.
Половина этой жидкости (около 80 литров) была вылита в конденсатор, после чего ни в Сиэтле, ни позже во время похода проблема засоления конденсатора не возникало. Вероятно, течь была в пространстве между двойными трубными досками конденсатора и прекратилась после заливки этого пространства самотвердеющей смесью.

10 ноября 1966 года во время учений ВМС НАТО в Северной Атлантике «Наутилус», выходивший в атаку в перископном положении на американский авианосец «Эссекс» (водоизмещение 33 тысяч тонн), столкнулся с ним. В результате столкновения авианосец получил подводную пробоину, а на лодке было разрушено ограждение выдвижных устройств. В сопровождении эсминца «Наутилус» дошел своим ходом со скоростью около 10 узлов до военно-морской базы в американском Нью-Лондоне, преодолев расстояние около 360 миль.

* * *
22 июля 1958 года «Наутилус» под командованием Уильяма Андерсена вышел из Перл-Харбора с целью достичь Северного полюса.

А началось всё с того, что в конце 1956 года начальник штаба ВМС адмирал Бэрк получил письмо от сенатора Джексона. Сенатора интересовала возможность действий атомных субмарин под паковыми льдами Арктики. Это письмо было первой ласточкой, заставившей командование американского флота всерьез задуматься об организации похода к Северному полюсу. Правда, часть американских адмиралов считала затею безрассудной и была категорически против. Несмотря на это, командующий подводными силами Атлантического флота считал полярный поход делом решенным.

Андерсон начал готовиться к предстоящему походу с утроенным рвением. На «Наутилусе» была установлена специальная аппаратура, позволявшая определить состояние льда, и новый компас МК-19, который в отличие от обычных магнитных компасов действовал в высоких широтах. Перед самым походом Андерсон раздобыл самые свежие карты и лоции с глубинами Арктики и даже совершил авиаперелет, маршрут которого совпадал с планируемым маршрутом «Наутилуса».
19 августа 1957 года «Наутилус» взял курс на район между Гренландией и Шпицбергеном. Первый пробный выход субмарины под паковый лед оказался неудачным. Когда эхоледомер зафиксировал нулевую толщину льда, лодка попыталась всплыть. Вместо ожидаемой полыньи «Наутилус» встретил дрейфующую льдину. От столкновения с ней лодка сильно повредила единственный перископ, и командир «Наутилуса» принял решение вернуться назад, к кромке паков.
Искореженный перископ чинили в походных условиях. Андерсон довольно скептически наблюдал за тем, как работают сварщики по нержавеющей стали – даже в идеальных заводских условиях такая сварка требовала большого опыта. Тем не менее образовавшаяся в перископе трещина была заделана, и прибор снова начал действовать.



Не принесла результата и вторая попытка достичь полюса. Через пару часов после того как «Наутилус» пересек 86-ю параллель, вышли из строя оба гирокомпаса. Андерсон решил не искушать судьбу и отдал приказ поворачивать – в высоких широтах даже мизерное отклонение от правильного курса могло оказаться роковым и вывести корабль к чужому берегу.
В конце октября 1957 года Андерсон выступил в Белом доме с небольшим докладом, который посвятил недавнему походу под арктическими льдами. Доклад выслушали с безразличием, и Уильям был разочарован. Тем сильнее стало желание командира «Наутилуса» отправиться к полюсу снова.

Обдумывая это плавание, Андерсон подготовил письмо в Белый дом, в котором убедительно доказывал, что переход через полюс станет реальностью уже в следующем году. Из администрации президента дали понять, что командир «Наутилуса» может рассчитывать на поддержку. Идеей заинтересовался и Пентагон. Вскоре после этого адмирал Бэрк доложил о готовящемся походе самому президенту, который отнесся к планам Андерсона с большим энтузиазмом.

Операция должна была проводиться в атмосфере строгой секретности – командование опасалось новой неудачи. О деталях похода знала только небольшая группа людей в правительстве. Чтобы скрыть истинную причину установки на «Наутилусе» дополнительного навигационного оборудования, было объявлено об участии корабля в совместных учебных маневрах вместе с лодками «Скейт» и «Хафбик».

9 июня 1958 года «Наутилус» отправился в свое второе полярное плавание. Когда Сиэтл остался далеко позади, Андерсон приказал закрасить номер субмарины на ограждении рубки, чтобы сохранить инкогнито. На четвертый день пути «Наутилус» приблизился к Алеутским островам. Зная, что дальше придется идти по мелководью, командир корабля скомандовал всплытие. «Наутилус» долго маневрировал в этом районе – искал удобную брешь в цепи островов, чтобы пробраться на север. Наконец, штурман Дженкинс обнаружил достаточно глубокий проход между островами. Преодолев первое препятствие, подводный корабль вошел в Берингово море.
Теперь «Наутилусу» предстояло проскочить через узкий и покрытый льдами Берингов пролив. Путь западнее острова Святого Лаврентия оказался полностью закрытым паковыми льдами. Осадка некоторых айсбергов превышала десяток метров. Они легко могли раздавить «Наутилус», прижав подводный корабль ко дну. Несмотря на то, что значительная часть пути была пройдена, Андерсон отдал приказ следовать обратным курсом.

Командир «Наутилуса» не отчаивался – возможно, восточный проход через пролив окажется более приветливым к редким гостям. Лодка вышла из сибирских льдов и взяла курс на юг от острова Святого Лаврентия, собираясь пройти в глубокие воды мимо Аляски. Следующие несколько дней похода прошли без приключений, и утром 17 июня субмарина достигла Чукотского моря.

И тут радужные ожидания Андерсона рухнули. Первым тревожным сигналом стало появление льдины девятнадцатиметровой толщины, которая шла прямо на подводный корабль. Столкновения с ней удалось избежать, но самописцы приборов предостерегали: на пути лодки – еще более серьезная преграда. Прижавшись к самому дну, «Наутилус» проскользнул под огромной льдиной на расстоянии всего полутора метров от нее. Избежать гибели удалось лишь чудом. Когда перо самописца наконец-то пошло вверх, указывая, что лодка разминулась с льдиной, Андерсон понял: операция провалена окончательно…



Капитан направил свой корабль в Перл-Харбор. Оставалась еще надежда, что в конце лета граница льда отодвинется к более глубоким районам, и можно будет предпринять еще одну попытку подобраться к полюсу. Но кто даст на нее разрешение после стольких неудач?

Реакция высшего военного ведомства США была немедленной – Андерсона вызвали в Вашингтон для объяснений. Командир «Наутилуса» держался молодцом, проявив упорство. Его доклад для старших офицеров Пентагона выражал твердую уверенность в том, что следующий, июльский, поход несомненно увенчается успехом. И ему дали еще один шанс.

Андерсон тут же начал действовать. Для наблюдения за ледовой обстановкой он выслал на Аляску своего штурмана Дженкса. Для Дженкса сочинили легенду, согласно которой он являлся офицером Пентагона, наделенным специальными полномочиями. Прибыв на Аляску, Дженкс поднял в воздух чуть ли не всю патрульную авиацию, которая ежедневно вела наблюдения в районе будущего маршрута «Наутилуса». В середине июля Андерсон, всё еще находившийся в Перл-Харборе, получил долгожданное известие от своего штурмана: ледовая обстановка стала благоприятной для трансполярного перехода, главное – не упустить момент.

22 июля атомная подлодка с затертыми номерами покинула Перл-Харбор. «Наутилус» шел на максимальной скорости. В ночь на 27 июля Андерсон вывел корабль в Берингово море. Еще через два дня, проделав 2900-мильный путь от Перл-Харбора, «Наутилус» уже рассекал воды Чукотского моря.

1 августа субмарина опустилась под паковые арктические льды, местами уходящие в воду на глубину до двадцати метров. Провести «Наутилус» под ними было нелегко. Почти всё время Андерсон сам стоял на вахте.

Экипаж корабля был взволнован предстоящим событием, которое хотелось отметить должным образом. Некоторые, например, предлагали описать вокруг полюса двадцать пять небольших кругов. Тогда «Наутилус» смог бы войти в книгу рекордов Гиннеса как корабль, первым в истории мореплавания совершивший 25 кругосветных путешествий в одном походе. Андерсон справедливо считал, что о подобных маневрах не может быть и речи – слишком велика вероятность сбиться с курса. Командира «Наутилуса» волновали совсем другие проблемы. Чтобы пересечь полюс как можно точнее, Андерсон не отрывал взгляда от указателей электронавигационных приборов. 3 августа в двадцать три часа пятнадцать минут цель похода – Северный географический полюс Земли – была достигнута.

Не задерживаясь в районе полюса дольше, чем этого потребовал сбор статистической информации о состоянии льдов и забортной воды, Андерсон направил подводный корабль в Гренландское море. «Наутилусу» предстояло прибыть в район Рейкьявика, где должна была состояться секретная встреча. Вертолет, ожидавший подлодку в точке рандеву, снял с борта субмарины только одного человека – командира Андерсона. Спустя пятнадцать минут вертолет приземлился в Кефлавике рядом с готовым к отправке транспортным самолетом. Когда колеса самолета коснулись посадочной дорожки аэродрома в Вашингтоне, Андерсона уже ожидала машина, высланная из Белого дома – командира «Наутилуса» пожелал увидеть президент. После отчета об операции Андерсона снова вернули на борт лодки, которая за это время успел достичь Портленда.



Через шесть дней «Наутилус» и его командир с почетом входили в Нью-Йорк. В их честь был устроен военный парад…

* * *
Среди современных мифов есть и такой.
Рассказывают, будто бы на подводной лодке «Наутилус» проводились эксперименты по установлению телепатической связи.

Эту информацию озвучили в конце 1950-х годов два французских конспиролога – Луи Повель и Жак Бержье. Их статья не прошла мимо внимания советских органов, защищающих страну от потенциального агрессора. 26 марта 1960 года министр обороны маршал СССР Малиновский получил рапорт от инженера-полковника, кандидата наук Полетаева:

«В американских Вооруженных силах принята на вооружение телепатия (передача мыслей на расстояние без помощи технических средств) в качестве средства связи с подводными лодками, находящимися в плавании… Научные исследования по телепатии ведутся давно, но начиная с конца 1957 года в работу включились крупные исследовательские организации США: “Ренд Корпорейшен”, “Вестингауз”, “Белл телефон компании” и другие. В конце работ был проведен эксперимент – передача информации с помощью телепатической связи с базы на подводную лодку “Наутилус”, находившуюся в погруженном состоянии под полярными льдами на расстоянии до 2000 километров от базы. Опыт прошел успешно».

Министр, как и ожидалось, живо заинтересовался таким поразительным успехом потенциального противника. Были проведены несколько секретных совещаний с участием советских специалистов по парапсихологии. Обсуждалась возможность открытия работ по исследованию феномена телепатии в военном и военно-медицинском аспектах, однако в то время они закончились ничем.

В середине 1990-х корреспонденты чикагского журнала «Зис Уик» взяли серию интервью у капитана «Наутилуса» Андерсона. Его ответ был категоричен: «Опытов по телепатии совершено определенно не было. Статья Повеля и Бержье целиком ложная. 25 июля 1960 года, в день, когда, по утверждению авторов, “Наутилус” вышел в море, чтобы провести сеанс телепатической связи, лодка находилась в сухом доке в Портсмуте».

Эти высказывания были проверены журналистами по своим каналам и оказались правдой.
По мнению автора книги «Парапсихологическая война: угроза или иллюзия» Мартина Эбона за статьями о «Наутилусе» стоял… Комитет государственной безопасности СССР! Цель «утки», по версии автора, вполне оригинальная: убедить ЦК КПСС дать отмашку началу подобных работ в Союзе. Дескать, партийные руководители, воспитанные в духе догматического материализма, испытывали предубеждение против идеалистической парапсихологии. Единственное, что могло подтолкнуть их к развертыванию соответствующих исследований, это информация об успешных разработках за рубежом…

* * *
3 марта 1980 года «Наутилус» после 25 лет службы был исключен из состава флота и объявлен национальным историческим памятником. Были разработаны планы конверсии подводной лодки в музей для общественного показа. По окончании дезактивации и выполнения большого объема подготовительных работ 6 июля 1985 года «Наутилус» отбуксировали в Гротон (штат Коннектикут). Здесь в Музее подводного флота США первая в мире атомная подводная лодка открыта для посещений.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    21 января 2012 11:51
    Почему то всегда думал, что советская АПЛ побывала первой на полюсе.
    Интересно, если факт имел место быть могут ли США претендовать на шельф?
    1. +2
      21 января 2012 16:02
      Первым атомоходом, сумевшем всплыть на полюсе, был USS Skate (SSN-578)
      1. 0
        21 января 2012 16:05
        Вы правы. Эта лодка была третьей АПЛ США, второй побывавшей на Северном Полюсе и первой всплывшей там.
  2. 755962
    +3
    21 января 2012 12:00
    Первая атомная лодка,первые походы к Ледовитому океану,много испытаний пришлось ей пройти за 25 лет службы ,прежде чем стать музеем подводного флота.Отдаю должное мужеству американских моряков.
  3. 0
    21 января 2012 14:09
    "невероятные приключения капитанов "наутилуса"
    интересно..
  4. +2
    21 января 2012 14:42
    Огромная веха в гонке вооружений.А потом кто то СССР называет милитаризированным монстром--хоть и ядерная бомба,атамная подлодка,атомный авианосец---все сделали первыми США,а СССР приходилось отвечать на угрозы.
    1. -1
      21 января 2012 16:04
      Ошибаетесь, Карс.
      С тем же успехом, американцы могут сказать, что АПЛ Наутилус был ответом на 100.000 танков Т-54/55

      Обе державы были милитаризированы, но у США был еще развит и гражданский сектор
      1. +1
        23 января 2012 12:15
        А "Дропшот" (и ему подобные планы) случайно не у США появился на свет? Или может Т-55 с 1945-го клепать начали?
  5. -3
    21 января 2012 16:18
    Цитата: SWEET_SIXTEEN
    ответом на 100.000 танков Т-54/55

    Скока скока?окститесь дядя
    По сравнению с американским военным флотом мультинационального стандарта и запасом ядерного оружия наши танковые армии смотрятса бледно.
    И представляю как наши танки переправляютса через Атлантику и Тихий океан к берегам США

    21 января 1954 года в присутствии президента США Эйзенхауэра «Наутилус» был спущен на воду, а через восемь месяцев – 30 сентября 1954 года – принят на вооружение ВМС США.
    не подскажите сколько у СССР тогда было танков Т-54/55?
    1. -3
      21 января 2012 19:42
      Скока скока?окститесь дядя
      Безграмотный Kars выпучил глаза на всем известную цифру)))

      И представляю как наши танки переправляютса через Атлантику и Тихий океан к берегам США
      Нда...что тут сказать. У человека расстройство рассудка

      не подскажите сколько у СССР тогда было танков Т-54/55?
      Тысяч 50-60
      1. 0
        21 января 2012 19:57
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Безграмотный Kars выпучил глаза на всем известную цифру)))

        а может вы глазки грамотный раскроете и заглянете хотябы в википедию
        Всего, с учётом производившихся в других странах вариантов, было выпущено до 100 000 Т-54/55, что сделало его наиболее многочисленным танком в истории.

        С какой радости вы приписуете СССР все 100 тысяч?
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        что АПЛ Наутилус был ответом на 100.000 танков Т-54/55

        Так что грамотный вы наш вы просто соврали
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        И представляю как наши танки переправляютса через Атлантику и Тихий океан к берегам США
        Нда...что тут сказать. У человека расстройство рассудка


        Извените но это ваша гениальность дает в ответ на наши танки постройку подлодки,а не серийный выпуск М47 и м48
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        не подскажите сколько у СССР тогда было танков Т-54/55?
        Тысяч 50-60


        конечно особенно наверно Т-55 принятого на вооружение в 1958,и как то не замечает 8 000 М48 и 8 500 М47
        1. -2
          22 января 2012 00:32
          Короче товарищ Kars спалился на своей глупости и начал искать жалкие оправдания.

          По поводу танков и океана, очевидно Карс не может самостоятельно догадаться, придется рассказать:
          Все сценарии Третьей мировой выглядели одинаково: русские танки рвутся к Гибралтару, США бомбят Европейскую часть СССР. Поэтому кол-во танков имело значение, русские танки были главной угрозой.

          как то не замечает 8 000 М48 и 8 500 М47
          Этот абзац меня вообще развеселил.
          Советская группировка в Восточной Европе обычно насчитывала до 20 000 танков. Американцам было нечего им противопоставить на суше, поэтому янки развивали авиацию и флот, свои исконно сильные направления.

          конечно особенно наверно Т-55 принятого на вооружение в 1958
          Хотя бы Википедию читаете, это радует
          1. 0
            22 января 2012 00:59
            Не смешите мои тапочки

            кто то сморозил про 100 000 Т-54/55 в 1954 и теперь отмораживаетса am
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Все сценарии Третьей мировой выглядели одинаково: русские танки рвутся к Гибралтару

            дядя,какой гиббралтар?с кокого дуба вы рухнули?Ла-Манш
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            США бомбят Европейскую часть СССР

            а не европейскую не бомбят?ну вы знаток.это вы какой год описываете?до или после размещения Першингов в Европе?
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Советская группировка в Восточной Европе обычно насчитывала до 20 000 танков

            дядя а где еще 80 000?неужели все против Китая?
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Американцам было нечего им противопоставить на суше

            я так понимаю технику стран Блока НАТО вы исключаете из списка?
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            поэтому янки развивали авиацию и флот, свои исконно сильные направления

            Наверное они только зная о советских танках об этом догодались?а то думали че это мы на берегах океана.
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            конечно особенно наверно Т-55 принятого на вооружение в 1958
            Хотя бы Википедию читаете, это радует

            так сколько в 1954 было танков Т-55,а вот вам бы не мешала хоть ее почитать,может пургу гнать перестанете
            1. -3
              22 января 2012 15:18
              дядя,какой гиббралтар?с кокого дуба вы рухнули?Ла-Манш
              Ужасно, Карс, зачот)))

              я так понимаю технику стран Блока НАТО вы исключаете из списка?
              Да. Если разговор идет о начале 50х, этой цифрой можно пренебречь.
              1. +2
                22 января 2012 18:02
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                Если разговор идет о начале 50х

                в принцыпе о конце 50 х а точнее 1954,но с вашей альтернативной историей где у СССР в 1954 100 000 Т-54/55 все может быть.

                Хоть непонятно почему это ими пренебречь?там Шерманов наверное тысячь 5 разных модификаций наберетса,остатки немецких танков

                А по остальным вопросам сказать нечего?морозися?не зачет
  6. Capt.Stryker
    +6
    21 января 2012 17:24
    Цитата: koosss
    "невероятные приключения капитанов "наутилуса"
    интересно..


    Есть очень хорошая книга - "Вокруг света под водой" (изд. МО СССР, Москва - 1965г.), это сборник очерков написанных командирами американских атомных лодок "Наутилус", "Скейт", "Си Дрегон" и "Тритон", правда в сокращённом переводе, но тем не менее чтиво очень интересное и захватывающе. Так вот: эта статья банально преписанная из этой книги глава автора Уильяма Андерсона "Наутилус" у Северного полюса. Разница только в том, что в книге события описываются от первого лица.
  7. Capt.Stryker
    +4
    21 января 2012 20:03
    Цитата: SWEET_SIXTEEN
    не подскажите сколько у СССР тогда было танков Т-54/55?
    Тысяч 50-60

    Справка:
    В СССР было выпущено примерно 35тыс. машин, ещё 5,5 тыс. в Польше и Чехословакии, в Китае по лицензии и без неё всяких клонов построено более 16 тыс.
    Сколько реально было в СА танков этого типа, информации пока не нашёл, но в любом случае, в СССР танков всех типов было больше, чем во всём остальном мире вместе взятом.
    1. 0
      21 января 2012 20:28
      В СССР одновременно никогда не было более 60 000 танков, включая устаревшие и в консервации. По крайней мере данная цифра с указанными условиями мне встречалась в нескольких различных источниках. Каких конкретно - не помню, не спрашивайте, но уверен, что и такое количество колоссально.
      1. -1
        22 января 2012 00:37
        Вынужден не согласиться с Вами. Мне встречалась следующая цифра: на конец ВОВ танковый парк СССР насчитывал 30-35 тыс. машин, врятли он сумел поредеть за следующее десятилетие. Учитывая массовое появление новых конструкций в послевоенные годы, цифра 60.000 могла быть превышена (тем более, если учитывать устаревшие и на консервации)
        1. -1
          22 января 2012 01:57
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          следующая цифра: на конец ВОВ танковый парк СССР насчитывал 30-35 тыс. машин, врятли он сумел поредеть за следующее десятилетие.

          О да я вижу вы фанат советского танкостроения----продержать в строю танки военного выпуска,хоть сам конструкторы в 1945 писали и понимали что они для мирного времени не годятса--не то качество.

          Ну и мы говорим о танках Т-54/55
          Цитата: Kars
          не подскажите сколько у СССР тогда было танков Т-54/55?

          а вы уже впдетаете все что можно---а танков на 9 мая 1945 было 25.2 тысячи--из них 5.3 тыс тяжолых,11 тыс средних--и заметьте ни одного Т-54/55
          1. -3
            22 января 2012 15:19
            Оставайтесь при соем мнении. Клоуны нужны России
            1. 0
              22 января 2012 17:57
              я с Украины.
              И клоун сдесь ВЫ ,ни логики,и знаний
              ваши доводы принимать так США наштамповала 50 000 шерманов за войну,значит они у нее все на вооружению

              учите мат часть--может Гибралтар с Ла-Маншем путать перестанете
              и врать
  8. 0
    21 января 2012 20:37
    ..Я тут только одного не понял , здесь фото наших 627 проекта и ЖМТ- 705 пр. ????
    1. 0
      21 января 2012 20:45
      А кто его знает... Если Capt.Stryker правду сказал, то складывается впечатление, что это не статья, а реферат школьника.
      1. 0
        23 января 2012 12:21
        ну, если учитывать фразу "После прихода лодки в Сан-Франциско ее командир осуществил ряд мероприятий, направленных на повышение пожарной безопасности корабля.", то некомпетентность автора без сомнений. Хотелось бы видеть командира - мастера на все руки. Он и командир и инженер и строитель и ГК ВМФ одновременно. А все соответствующие службы по боку
  9. Capt.Stryker
    +5
    21 января 2012 22:01
    Цитата: desava
    Если Capt.Stryker правду сказал, то складывается впечатление, что это не статья, а реферат школьника

    Capt.Stryker сказал правду. Сейчас эта книга у меня под рукой. Могу даже оглавление представить:

    Предисловие.....................................................................
    ...............стр. 5

    Уильям Андерсон. "Нутилус" у Северного полюса. .............. стр. 17

    Джеймс Калверт. Подо льдом к полюсу (АПЛ "Скейт").........стр.103

    Джордж Стил. Плавание "Си Дрегона". ....................................стр. 221

    Эдвард Бич. Вокруг света под водой (АПЛ "Тритон"). ............стр. 314

    Норман Полмар. Гибель "Трешера". .........................................стр.455

    Общий обём книги 516 стр.

    Рекомендую всем любителям маринистики (НЕ Марининой!), чтение увлекательное, проглатывается на одном дыхании. Сам читал эту книгу очень и очень давно, но с первых- же абзацев этой статьи узнал знакомый текст.
  10. Jupiter
    0
    22 января 2012 11:21
    он однокорпусный что ли? иллюминаторы вроде видны на фото..
    американцы то же мне, романтики хреновы...:))
    1. 0
      22 января 2012 11:29
      Иллюминаторов на боевой ПЛ не бывает, а тем более атомной (хоть и первой, хоть и "Наутилус"). На фото не иллюминаторы, а шпигаты в надстройке для слива воды после всплытия - надстройка-то проницаемая.
    2. -1
      22 января 2012 11:39
      Пальчиком не соблаговолите ткнуть, где вы там иллюминаторы углядели?
  11. Тишкин
    0
    1 октября 2013 10:14
    Очень порадовало вот это: "В ночь на 27 июля Андерсон вывел корабль в Берингово море. Еще через два дня, проделав 2900-мильный путь от Перл-Харбора, «Наутилус» уже рассекал воды Чукотского моря". Несложный подсчёт показывает, что скорость "Наутилуса" на всём протяжении этого пути составляла более 60 узлов!!! Ну и бред!!!
  12. +2
    4 июня 2014 20:35
    Интересно, автор хоть немного думал, когда собирал из Интернета эту забавную коллекцию всем давно известных "тайн". Ну, а этот пассаж
    Идея использовать ядерный реактор в качестве силовой установки субмарин возникла еще в Третьем рейхе.
    так и вообще завораживает: ну как же без сумрачного тевтонского гения? Ведь это они все изобрели, от атомного реактора (которого у них и в помине не было, не считая всем известной неработающей конструкции) и машины времени до конных прогуок на свежем воздухе.

    Строительство первой такой лодки, нареченной в честь фантастической субмарины, придуманной Жюлем Верном, «Наутилусом»
    Американцам не было надобности обращаться к творческому наследию знаменитого фантаста, так как Роберт Фултон ещё в 1800 году (за 28 лет до рождения Жюля Верна) предлагал Наполеону проект подводной лодки под названием "Наутилус".

    Остальное и комментировать не хочу, сборная солянка.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»