NLOS-LS: ракета в контейнере

8
В ходе осуществления программы Пентагона FCS (Future Combat Systems – Боевые системы будущего) было создано множество интересных проектов. Однако прекращение программы с последующим созданием более перспективной BCT Modernization привело к тому, что масса интересных проектов в различных областях военной науки и техники оказалась закрыта. Среди прочих под тяжелую поступь оптимизации и экономии финансов попал проект NLOS-LS, подразумевавший создание универсальной пусковой установки и управляемых ракет «земля-земля». Правда, в отличие от многих других проектов, NLOS-LS был закрыт, если можно так сказать, не полностью.



Согласно программе FCS, вооруженные силы США должны были получить ракетный комплекс, не имеющий зависимости от носителей и позволяющий использовать в качестве таковых практически любую технику. Начатый в конце девяностых проект получил название XM501 NLOS-LS (Non Line Of Sight Launch System – Пусковая установка для стрельбы с закрытых позиций). Разработку ракетного комплекса поручили фирмам Lockheed Martin и Raytheon. Примечательно, что техническим заданием предусматривалось создание сразу двух управляемых ракет для комплекса NLOS-LS. Одна из них должна была иметь возможность несения боеголовок различного типа и систему наведения, объединяющую в себе сразу несколько принципов. Вторую, в свою очередь, требовалось обеспечить всей необходимой аппаратурой для того, чтобы она могла барражировать над заданным районом в течение некоторого времени и одновременно с этим производить поиск цели.

Главной отличительной особенностью комплекса XM501 стала оригинальная пусковая установка. Блок CLU (Container Launch Unit – Контейнерная пусковая установка) имеет форму параллелепипеда размерами 1,14х1,14х1,75 метра. В снаряженном состоянии CLU весит чуть более полутора тонн и вмещает в себя 15 транспортно-пусковых контейнеров с ракетами. Каждый ТПК представляет собой объект квадратного сечения с размерами оснований в 28х28 см. Высота контейнеров примерно равна высоте пусковой установки. Шестнадцатый контейнер (в CLU они стоят квадратом 4х4) является аппаратной частью комплекса. В этом контейнере размещен аккумулятор, позволяющий комплексу автономно работать в течение трех суток, а также системы управления, программирования ракет, связи и т.д. В комплекте к системе NLOS-LS также полагается мобильный пульт управления, с которого расчет вводит информацию о цели и осуществляет пуск ракет. Благодаря особой форме блока CLU, он может быть размещен практически где угодно. При необходимости его можно устанавливать на любой автомобиль соответствующей грузоподъемности, на железнодорожные платформы, корабли и даже просто на грунт. Пустой ТПК после пуска нужно демонтировать вручную. Установка нового контейнера тоже производится силами расчета.

NLOS-LS: ракета в контейнере


Специально для пусковой установки CLU было создано два типа ракет. Они получили названия PAM (Precision Attack Munition – Боеприпас для точной атаки) и LAM (Loitering Attack Munition – Барражирующий боеприпас). Ракета PAM при стартовой массе в 53 килограмма была оснащена твердотопливным двигателем и раскладываемыми при пуске Х-образными крыльями. Наведение боеприпаса для точной атаки осуществлялось при помощи системы GPS и инерциальной навигационной системы (ИНС), инфракрасной головки самонаведения или по лазеру (требуется дополнительная подсветка цели). Для обеспечения нормальной эффективности на ракетах устанавливались сразу инфракрасная и полуактивная лазерная ГСН. ИНС и приемник GPS с сопутствующей аппаратурой присутствовал для того, чтобы ракета могла выйти в примерный район цели с большей точностью. По выходу в район ракета начинает искать цель при помощи ИК- и лазерной ГСН. В будущем планировалось устанавливать на ракетах боевые части различных типов: осколочно-фугасные, кумулятивные и даже бетонобойные. Однако в ходе испытаний запускались ракеты только с массогабаритным имитатором осколочно-фугасной боевой части. Запаса твердого ракетного топлива хватает для полета на дальность порядка 40 километров.

Барражирующая ракета LAM по своей конструкции была сильно похожа на PAM, хотя и был ряд различий. Так, в качестве силовой установке на LAM был установлен миниатюрный турбореактивный двигатель. Соответствующим образом пришлось вписать в моторный отсек и бак для керосина. Вместо четырех крыльев-стабилизаторов LAM получила два, что сделало ее больше похожей на крылатую ракету в классическом понимании слова. Не менее значительные изменения были и в электронной начинке ракеты. Работы по этой ракете значительно затянулись из-за того, что к обязанностям барражирующей ракеты кроме непосредственных атак целей была добавлена новая «работа». Специальная головка самонаведения LADAR оснащается видеокамерой, лазерным дальномером и вычислителем. Благодаря более сложной системе наведения LAM может не только производить патрулирование района перед атакой цели, но и самостоятельно опознавать цели различных типов, дальность до них и т.д. Кроме того, видеосистема ракеты позволяет использовать ее не только для атак, но и для разведки. К сожалению, после съемки необходимого района ракета должна быть перенаправлена на цель – возможности посадки предусмотрено не было. Применение турбореактивного двигателя позволило увеличить дальность: при прямолинейном полете она доходит до 200 километров, а барражирование длительностью до получаса возможно на дальностях около 70 км от места пуска.



Обе ракеты в полете разгонялись до дозвуковых скоростей. Такой скоростной режим был выбран для того, чтобы обеспечить наилучшее сочетание скорости и дальности, а также в некоторой мере упростить работу ГСН по поиску целей. Вдобавок к этому ИК- и лазерная головки наведения включаются примерно за восемь километров до предполагаемого расположения цели, что дает ракете достаточно времени для ее поиска. По задумке конструкторов, ракета PAM предназначалась для атак стационарных целей либо для уничтожения движущихся с небольшой скоростью объектов, таких как танки. LAM, в свою очередь, предназначалась для уничтожения только движущихся целей, в том числе и тех, чье точное местоположение неизвестно.



Первые испытательные запуски ракеты PAM состоялись еще в 2002 году. Более сложная LAM впервые полетела только в 2005-м. Весной 2007 года ракета PAM первый раз была запущена не с испытательной пусковой установки, но из модуля CLU. В последующие три года было проведено множество учебных пусков обоих типов ракет в различных условиях и по разным целям. Ракеты со сравнительно небольшими габаритами и сносными летными данными выглядели заманчиво для заказчика. Контейнер CLU только добавлял интереса. Однако в феврале 2010 года случилось событие, которое во много предопределило дальнейшую судьбу проекта. Был произведен одновременный пуск шести ракет PAM по шести отдельным целям. Было уничтожено всего две учебные цели. Остальные четыре ракеты допустили слишком большие промахи, чтобы «достать» свои цели хотя бы осколками. В Пентагоне такой новости не обрадовались.

Неудача с одновременным пуском и затянувшиеся работы по ракете LAM уже в апреле того же года привели к тому, что ответственные лица со стороны заказчика приняли решение выдать рекомендацию на закрытие проекты NLOS-LS. Еще через несколько дней проект был заморожен. Более того, дошло даже до того, что с официального сайта военного ведомства США сразу же была удалена страница с информацией о проекте. Через год, в июне 2011 года, было объявлено о том, что сухопутные силы США окончательно отказались от проекта NLOS-LS. Однако ракеты LAM и PAM возможно будут приняты на вооружение, хотя и не армии США. Дело в том, что еще весной 2010-го свой интерес к проекту проявили ВМС США. Согласно воззрениям американских военных моряков, транспортно-пусковые контейнеры ракет проекта XM501 должны соединяться в пакеты по четыре. Эти пакеты должны устанавливаться как самостоятельно на специальные тумбовые установки, так и в шахты ПУ типа Mk19. Кроме того, ракеты PAM и LAM могут быть основным оружием небольших боевых кораблей.



В настоящее время Lockheed Martin и Raytheon совместно с научно-исследовательскими организациями ВМС США работают над монтажом пусковых установок на корабль для испытаний. Первые полноценные пуски ракет запланированы уже на лето этого года. К тому времени можно будет примерно говорить об окончательной судьбе всего проекта NLOS-LS. Есть основания полагать, что флотские все же одобрят работы и инициируют серийное производство, ведь к настоящему времени, если верить представителям фирм-разработчиков, ракета LAM уже доведена и можно начинать ее полноценные испытания.

По материалам сайтов:
http://pentagonus.ru/
http://www.lockheedmartin.com/
http://www.raytheon.com/
http://www.designation-systems.net/
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    27 апреля 2012 10:06
    Интересный вариант тока вопросы есть
    1 дальность
    2 Время барража
    3 Цена
    4 Какого уровня подчинения будет комплекс
    1. 0
      27 апреля 2012 11:15
      Меня больше интересует другой вопрос: где будут размещены ракеты ПВО НАТО для того, чтобы блокировать действие наших контейнерных установок с ракетами? По идее - они должны быть установлены с такой же частотой, как и иголки на спине у ежа!
      1. 0
        27 апреля 2012 12:36
        у нато нет системы ПВО есть очаговые установки.
    2. 0
      27 апреля 2012 18:06
      1. PAM до 40 км и LAM до 200.
      2. Максимальная около 45-50 минут, но это на нулевой дальности от места пуска.
      3. Не оглашалась.
      4. Не успели просчитать.
      1. 755962
        0
        27 апреля 2012 23:02
        Ракету «Гриффин» рассматривают в качестве замены комплекса NLOS-LS


        Подробнее: http://www.arms-expo.ru/053049049048124050049049055048.html
  2. USNik
    +1
    27 апреля 2012 12:40
    "Гладко было на бумаге, но забыли про овраги" (ц)
    А так все красиво задумывалось: Летит вертушка, забрасывает полностью автономный ракетный комплекс на направлении возможного движения врага, в расчетное время стартует ЛАМ, обнаруживает цели, массовый пуск ПАМ, всем конец. Но как оказалось жизнь штука не простая crying ...
  3. Позывной полстапять
    0
    27 апреля 2012 19:36
    очередной пинд -й попилинг, лично я рад)))
  4. RailWays
    0
    29 апреля 2012 20:06
    Вот такие вот в Уьяновске могут появиться, свиду на туалет как раз похож no