Леонардо да Винчи. Универсальный гений эпохи Возрождения

21
2 мая 2019 года исполнилось 500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи – человека, имя которого знают все без исключения. Величайший представитель Итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи скончался в 1519 году. Он прожил всего 67 лет – не так много по нынешним меркам, но тогда это был преклонный возраст.





Леонардо да Винчи был настоящим гением, причем одинаково талантливым практически во всех областях науки и искусства, которыми он занимался. А занимался он очень многим. Художник и писатель, музыкант и скульптор, анатом и архитектор, изобретатель и философ – все это Леонардо да Винчи. Сегодня такой разброс интересов кажется удивительным. И действительно, такие гении как Леонардо рождаются даже не раз в столетие.

Сын нотариуса и подмастерье художника


Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано в окрестностях городка Винчи, что неподалеку от Флоренции. Собственно, «да Винчи» это и означает «из Винчи». Он был сыном 25-летнего нотариуса Пьеро ди Бартоломео и его возлюбленной крестьянки Катерины. Таким образом, Леонардо родился не в браке – жениться на простой крестьянке нотариус не собирался. Первые годы детства Леонардо провел с матерью. Его отец Пьеро тем временем женился на богатой девушке своего круга. Но детей у них не было и Пьеро решил забрать трехлетнего Леонардо на воспитание. Так мальчика навсегда разлучили с матерью.

Через десять лет умерла мачеха Леонардо. Отец, оставшись вдовцом, женился повторно. Он прожил 77 лет, имел 12 детей, был женат четыре раза. Что касается юного Леонардо, то Пьеро сначала пытался приобщить сына к профессии правоведа, но отрок был к ней совершенно равнодушен. И отец, в конечном итоге, смирился и отдал 14-летнего Леонардо в мастерскую Верроккьо подмастерьем к художнику.

Мастерская находилась во Флоренции – тогдашнем центре наук и искусств, культурной столице Италии. Именно здесь Леонардо да Винчи постигал не только основы изобразительного искусства, но и гуманитарные и технические науки. Юноша интересовался рисованием, скульптурой, черчением, металлургическим делом, химией, изучал литературу и философию. В мастерской Верроккьо, кроме Леонардо, обучались Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, часто бывал Боттичелли. Пройдя курс обучения, в 1473 году 20-летний Леонардо да Винчи был принят мастером в Гильдию Святого Луки.

Таким образом, основной профессией Леонардо все же можно считать изобразительное искусство. Он занимался им всю жизнь и именно рисование было основным источником средств к существованию.

Жизнь в Милане: становление гения


Двадцати лет от роду Леонардо стал работать самостоятельно, благо к этому были все возможности. Кроме очевидного таланта к живописи и скульптуре, он обладал широким кругозором в гуманитарных и естественных науках, отличался прекрасной физической подготовкой – умело фехтовал, демонстрировал большую силу. Но во Флоренции, которая была перенасыщена талантливыми людьми, Леонардо не нашлось места. Несмотря на таланты Леонардо, правивший в городе Лоренцо Медичи имел других любимых художников. И Леонардо да Винчи отправился в Милан.

Леонардо да Винчи. Универсальный гений эпохи Возрождения

Музей Леонардо да Винчи в Милане


Именно в Милане прошли следующие 17 лет жизни великого художника, здесь он превратился из юноши в зрелого мужа, приобрел широкую известность. Интересно, что здесь да Винчи реализовался и как изобретатель и инженер. Так, по поручению миланского герцога Лодовико Моро он занялся прокладкой водопровода и канализации. Затем да Винчи начал работать в монастыре Санта Мария делле Грацие над фреской «Тайная вечеря». Это была одна из самых удачных его работ.

Интересной работой была и скульптура, изображающая всадника – герцога Франческо Моро, отца Лодовико. Эта статуя, к сожалению, не сохранилась до настоящего времени. Но есть рисунок да Винчи, по которому можно представить себе, как она выглядела. В 1513 году да Винчи приехал в Рим, участвовал в росписи Бельведерского дворца, а затем перебрался во Флоренцию. Здесь он расписывал палаццо Веккио.

Изобретения да Винчи


Очень интересны революционные для своего времени идеи Леонардо да Винчи, каждую из которых можно назвать гениальным футуристическим проектом. Так, Леонардо да Винчи разработал концепцию витрувианского человека, опираясь на пропорции римского механика Витрувия. Эскиз да Винчи сегодня узнаваем во всем мире – он изображает серьезного мужчину с идеальной мускулатурой.

Еще одно гениальное изобретение Леонардо – самодвижущаяся повозка. Еще тогда, более пятисот лет назад, да Винчи задумывался о том, как создать транспортное средство, которое бы перемещалось самостоятельно, без помощи лошадей, мулов или ослов. И разработал конструкцию деревянного «протоавтомобиля», который двигался за счет взаимодействия пружин с колесами. Уже в наше время по чертежам Леонардо инженеры воссоздали точную копию повозки и увидели, что она действительно способна ехать самостоятельно.



Именно Леонардо впервые пришла идея разработать некий прототип современного вертолета. Конечно, конструкция вряд ли могла бы подняться в воздух, но это не умаляет смелости научного поиска автора. Управлять подобной машиной должна была команда из четырех человек. Не менее впечатляют и разработки парапланов с хлопающими крыльями. Для да Винчи полет человека над землей был настоящей мечтой и он надеялся, что кто-нибудь ее осуществит. Прошли столетия и то, что казалось невероятным в XVI веке, осуществилось. Человек полетел не только в небо, но и в космос, появились не только парапланы, самолеты и вертолеты, но и космические корабли.

Большой интерес Леонардо да Винчи проявлял и к строительству, к городской архитектуре. В частности, он разработал концепцию двухуровневого города, который должен был быть более удобным для жизни и чистым, чем современные художнику итальянские города. Кстати, когда да Винчи жил в Милане, Европу поразила эпидемия чумы. Страшная болезнь была вызвана, в том числе, и колоссальной антисанитарией в тогдашних европейских городах, поэтому да Винчи и задумался о проекте более совершенного города. Он решил создать два уровня города. Верхний предназначался бы для наземных и пешеходных дорог, а нижний – для грузового транспорта, который бы выгружал товары в подвалы домов и лавок.

Кстати, сейчас идея двухуровневого города актуальна как никогда. Можно представить себе, насколько удобными и безопасными для движения и транспорта, и пешеходов стали бы подобные города с подземными тоннелями. Так что да Винчи предвосхитил идеи многих современных урбанистов.

Танк, подлодка, пулемет


Хотя Леонардо да Винчи никогда не имел отношения к вооруженным силам, он, как и многие передовые изобретатели и мыслители своего времени, задумывался и над тем, как улучшить действия войск, морского флота. Так, Леонардо разработал концепцию вращающегося моста. Он считал, что именно такой мост будет оптимальным для быстрого передвижения. Мост из легких и прочных материалов, прикрепленных к канатно-роликовой системе, позволит войску быстрее передвигаться и разворачиваться в необходимом месте.



Знаменит и проект скафандра для ныряния. Леонардо да Винчи жил в эпоху Великих географических открытий. Многие знаменитые путешественники того времени были его земляками – выходцами из Италии, а итальянские города Венеция и Генуя «держали» средиземноморскую морскую торговлю. Да Винчи разработал подводный костюм из кожи, который был соединен с тростниковой дыхательной трубкой и колокольчиком, который находился на поверхности воды. Примечательно, что модель скафандра включала даже такую пикантную деталь как мешочек для сбора мочи – изобретатель заботился о максимальном комфорте ныряльщика и предусматривал даже самые тонкие нюансы погружения под воду.

Все мы пользуемся в жизни штопором. Но разработан этот безобидный предмет кухонной утвари был совершенно с другими целями. Леонардо да Винчи придумал некий прообраз торпеды, которая должна была вкручиваться в обшивку корабля и пробивать ее. Это специфическое изобретение да Винчи полагал использовать в целях подводных сражений.



В 1502 году Леонардо да Винчи создал чертеж, на котором, по мнению многих современных историков, изображен некий прообраз подводной лодки. Но этот чертеж не был подробным и изобретатель, по его собственному признанию, избежал подробностей вполне сознательно. Леонардо, бывший гуманистом, написал рядом с чертежом, что не публикует метод создания приспособления, с помощью которого люди получат возможность длительного нахождения под водой, для того, чтобы некие злобные люди не занялись бы «предательскими убийствами на дне морей, разрушая корабли и топя их вместе с командой». Как видим, да Винчи предугадал появление подводного флота и его использование для атак на надводные корабли и суда.



Был у Леонардо и чертеж некоего подобия современного танка. Конечно, это не танк, но специфическая боевая повозка. Круглую и закрытую со всех сторон повозку приводили в движение семь членов экипажа. Сначала да Винчи полагал, что двигать повозку могут лошади, но затем он понял, что люди, в отличие от животных, не испугаются замкнутого пространства. Главной задачей такой боевой повозки было наступление на противника с целью давить и расстреливать его из мушкетов, расположенных по всей окружности повозки. Правда, как и в случае с подводной лодкой, этот проект Леонардо да Винчи тоже остался лишь на бумаге.

Нельзя не вспомнить и эспрингаль – «попрыгун». Это – устройство, напоминающее катапульту, работающую по принципу скрученной резинки. Сначала натягивается веревкой рычаг, в специальный мешочек кладется камень, а затем натяжение обрывается и камень улетает к противнику. Но, в отличие от традиционного онагра эспрингаль не получил в армиях позднего Средневековья серьезного распространения. При всей гениальности да Винчи, это его изобретение серьезно уступало старинной римской катапульте.

Еще один проект да Винчи в сфере вооружения – знаменитый пулемет. Он был разработан Леонардо потому, что стрельба из огнестрельного оружия в то время требовала постоянного перезаряжания стволов, которое отнимало очень много времени. Для того, чтобы избавиться от этой досадной необходимости, Леонардо придумал многоствольное орудие. По задумке изобретателя, оно должно было стрелять и перезаряжаться практически одновременно.



Тридцатитрехствольный орган состоял из 3 рядов по 11 малокалиберных пушек, соединенных в виде треугольной вращающейся платформы, к которой крепились большие колеса. Один ряд пушек заряжался, из него производился выстрел, затем платформа переворачивалась и ставился следующий ряд. Пока один ряд стрелял, второй охлаждался, а третий перезаряжался, что позволяло вести почти непрерывный огонь.

Друг французского короля


Последние годы жизни Леонардо да Винчи прошли во Франции. Король Франции Франциск I, ставший покровителем и другом художника, в 1516 году пригласил да Винчи поселиться в замке Кло-Люсе, рядом с королевским замком Амбуаз. Леонардо да Винчи был назначен главным королевским художником, архитектором и инженером Франции и получил ежегодное жалование в тысячу экю.

Таким образом, под конец жизни художник добился официального титула и признания, пусть и в другой стране. Наконец он получил и возможность спокойно мыслить и действовать, пользуясь финансовой поддержкой французской короны. И королю Леонардо да Винчи платил заботой о королевских празднествах, планированием нового королевского дворца с изменением речного русла. Он проектировал канал между Луарой и Сеной, спиральную лестницу в замке Шамбор.

Судя по всему, в 1517 году у Леонардо да Винчи произошел инсульт, в результате которого онемела правая рука. Художник с трудом передвигался. Последний год жизни он провел в постели. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи скончался, окруженный своими учениками. Великого Леонардо похоронили в замке Амбуаз, а на могильной плите выбили надпись:

В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    2 мая 2019 05:56
    Илья спасибо за очерк о гении! Многие подробности я прочитал впервые.
    С уважением, Владислав!
    1. +4
      2 мая 2019 10:22
      ,,все просто fellow ,Леонардо ди сер Пьеро да Винчи ,путешественник во времени,застрявший в ту эпоху belay feel
  2. +3
    2 мая 2019 06:59
    Книга Мережковского в своё время откровением стала. И сейчас мимо фигуры Леонардо не могу спокойно пройти.
  3. +3
    2 мая 2019 07:45
    Мартин Гарднер в своей колонке апрельского выпуска журнала Scientific American мастерски разыграл своих читателей, опубликовав информацию о Леонардо да Винчи - изобретателе туалета со смывом. И даже привёл рисунок.

    Как знать, может и некоторые изобретения, которые приписывают гению, тоже чьи-то шутки или идеи. От этого, разумеется, уважение к мастеру не исчезнет...
    1. +2
      2 мая 2019 14:57
      Кстати, до недавнего времени бытовало мнение, что Леонардо -- левша. Оно основывалось на комментариях, сделанных им к рисункам и чертежам. Но на самом деле он был амбидекстром, то есть человеком, одинаково хорошо владеющим обеими руками. Значит и оба полушария мозга у Леонардо были задействованы не так, как у обычного человека. Этот факт установили при исследовании надписи к одной из картин художника, находящейся во Флоренции. Дата создания написана его левой рукой, а более пространные сведения о заказчике -- его правой, о чем свидетельствует графологическая экспертиза.
      1. +1
        2 мая 2019 21:47
        Ну я например амбидекстр. И что у меня по вашему должно функционировать "не так"?
        Да винчи явно что-то читал из более древней литературы, оттуда что-то черпал
  4. Комментарий был удален.
  5. +3
    2 мая 2019 08:11
    Леонардо приписывают "изобретение" не только "пулемёта",но и "стреломёта" ( сооружение типа "беличьего колеса" с закреплёнными на "периферии" арбалетами с автоматическим заряжанием...) , искрового(колесцового) ружейного замка,"продолговатых" снарядов со стабилизацией, парашюта ,вертолёта, домкрата,шарикоподшипника...
  6. +3
    2 мая 2019 08:48

    Леонардо да Винчи. Спаситель мира. Около 1499 г.
    Самое дорогое произведение искусства. 15 ноября 2017 года на аукционе "Кристис" куплена наследным принцем Саудовской Аравии за 450 000 000 долларов якобы для открывающегося в Абу-Даби музея "Лувр Абу-Даби". На торги картину выставил российский миллиардер Рыболовлев, купивший ее в 2013 году за 127 500 000 долларов.
    Дальнейшая судьба картины загадочна. В марте этого года газета The New York Times сообщила о пропаже картины из филиала парижского музея Лувр в столице Объединенных Арабских Эмиратов Абу-Даби. До того, в сентябре 2018 года, филиал Лувра в столице ОАЭ отменил презентацию картины "без объяснения причин".
    Попутно назревает серьезный скандал, так как перед продажей аукцион скрыл заключение группы специалистов о том, что картина - подделка и ее реальная цена - 1200 долларов.
    Кстати, самого Рыболовлева примерно на миллиард долларов "развел" шверцарский арт - диллер Ив Бувье, продавая Рыболовлеву картины по вдвое завышенным ценам.
    1. +4
      2 мая 2019 16:47
      Цитата: Undecim
      Самое дорогое произведение искусства. 15 ноября 2017 года на аукционе "Кристис" куплена наследным принцем Саудовской Аравии за 450 000 000 долларов якобы для открывающегося в Абу-Даби музея "Лувр Абу-Даби".

      Аукцион Сотби, диалог с клиентом.
      Скажите, вы даете гарантию, что эта картина подлинная ?
      Да, сэр, гарантия два года.
      laughing
    2. 0
      3 мая 2019 19:42
      Даже если подделка - то эпохи Леонардо да Винчи.
      Скорее всего, работа его ученика. А Леонардо лишь подправил детали.
  7. +4
    2 мая 2019 13:33
    Простите, а почему сплошь и рядом в тексте эскизы названы чертежами? Это как бы далеко не одно и то же, и применительно к да Винчи в 9 случаях из десяти в его манускриптах - тупо эскизы, и хорошо если с примерным указанием размеров.
    1. +1
      2 мая 2019 17:42
      Впервые о Леонардо заговорили в середине XIX века, во время войны за объединение Италии - для нового государства срочно потребовался великий итальянец из прошлого. Леонардо на эту роль подходил идеально, хотя в первую очередь он был художником и инженером, а изобретателем - во вторую. Его изобретения носят черты пиара, возникшего при срочном его возвеличивании в XIX веке. Когда создаётся государство, возникает потребность в великих предках и их деяниях. Так уже в наше время такая потребность повторилась в виде фарса: недогосударство "Украина" срочно организовала ряд мифов, один из которых - выкапывание Чёрного моря протоукрами.
      1. Комментарий был удален.
        1. +5
          2 мая 2019 19:44
          С Циолковским не так. Задача о динамике точки переменной массы была решена Мещерским до него, но у Мещерского к этой задаче был лишь академический интерес. А школьный учитель Константин Эдуардович во время своих философских завихрений проникся идеей не то Флоренского, не то ещё кого, о том, что всех умерших в будущем воскресят, ибо это нехорошо, когда люди умирают. И он стал думать, где всех их расселить. В конце XIX века была сильно распиарена идея внеземных цивилизаций (каналы Марса), Фламмарион со своими идеями и т. д. И Циолковский решил, что расселить людей надо на других планетах, там им места хватит. Под это самостоятельно разработал теорию реактивного движения и издал на свои средства в 1903 году книжку "Исследование межпланетного пространства реактивными приборами". То есть К.Э. Циолковский велик как автор прикладной космонавтики, этого у него не отнять.
          1. Комментарий был удален.
            1. +4
              2 мая 2019 20:19
              Знаете, иногда безумие, подхватывая равнодушную и потому незаметную правду, обращает ее в истину. А убежденное безумие силой истины способно сдвигать пласты человеческой культуры и техники, двигая их по восходящей. Ведь безумие заразно.
              1. Комментарий был удален.
      2. +1
        2 мая 2019 21:53
        Цитата: Авиатор_
        Когда создаётся государство, возникает потребность в великих предках и их деяниях. Так уже в наше время такая потребность повторилась в виде фарса: недогосударство "Украина" срочно организовала ряд мифов, один из которых - выкапывание Чёрного моря протоукрами.

        это характерно для многих государств.Особенно с открытиями и изобретателями-все присваиваться
        насчет "недогосударств" с морекопанием, на ВО популярен Самсонов и его супперуссы, они там не только копали но и в обще были глобальны
        а насчет фейка российских СМИ(канал ТВЦ отличился) о копании моря украинцами--то это ложь
        Основывается историческая «сенсация» об искусственном происхождении Черного моря, активно обсуждаемая в пророссийских группах в соцсетях, якобы на информации из книги Эдмунда Квасива «История укров от колыбели до наших дней», изданной в издательстве Просвита в 2006-м году в Киеве.
        ответ издательства «Просвита», который опроверг факт публикации данной книги. Фамилия автора в издательстве неизвестна. Не знают о нем и киевские историки.
        они не нашли информации о человеке с такой фамилией: ни данных биографии, ни фотографий, ни цитат из его книг. Но обратили внимание, что цитируется всегда один и тот же абзац, повествующий о выкапывании «древними украми» Черного моря. Причем эта цитата очень сильно напоминает тематику рубрики «История великих укров» из цикла юмористических программ «UA-Українці афігенні», выходивших на телеканале ICTV в 2000-х годах. Создается впечатление, что все «сенсации» российские СМИ почерпнули из материалов этого скетч-шоу, которое выходило в жанре монументари — вымысел подавался как документальный материал.
        А вот в Италии в эпоху Возрождения очень много появилось талантов(как раз экономика наконец то позволила существовать таким гениям) которые прославили Италию в очередной раз
        Добавлю автора
        Леонардо ди сер Пьеро да Винчи
        Мать Катарина. После рождения первенца ее выдали замуж за гончара, с которым Катерина прожила остаток жизни. Известно, что от мужа она родила четырех дочерей и сына..
        Родитель отдал Леонардо в ученики тосканскому мастеру Андреа Верроккьо, где помимо искусств-обучился основы работы с металлом и химическими реактивами. Квалификация мастера-в 20 лет!

        Для записей в своих дневниках Леонардо использовал шифр, но даже после расшифровки исследователи получили мало достоверной информации.
        Не все работы мастера дошли до нашего времени. К не сохранившимся произведениям относятся: щит с росписью в виде головы Медузы, скульптура коня для миланского герцога, портрет Мадонны с веретеном, картина «Леда и лебедь» и фреска «Битва при Ангиари».
        Леда и Лебедь понятно почему---потому что картина нескромная для многих людей
        полотно по мотивам истории о совокуплении Леды с Зевсом, принявшим облик лебедя.(я бы картинку поставил-но там обнаженка). У картины Микеланджело такая же судьба.
        с останками мастера тоже не все просто...могила в замке разорена, нашли скелет без частей. Запретили экспертизу, перезахоронили... в общем непонятно он не он.
        1. +3
          2 мая 2019 22:11
          Насчёт "Копания моря" - полагаю, что в основе легенды лежит такой древний артефакт, как "Змиевы валы" около Киева, датировка показала их возведение до Киевской руси. Читал о них в работе 1980 года, где говорилось, что создать такие земляные укрепления могло лишь крупное государство. Так что море оставим в покое. Насчёт Леонардо: величайший художник и инженер. Но всерьёз рассматривать его проекты с подписями: "я не буду тут всё писать, так как пойдёт во вред человечеству" всё же не стоит. И его водолазный скафандр - плод чисто теоретических раздумий, так как воздух для дыхания брался из трубки, верхний конец которой находился над поверхностью. До основ гидростатики, заложенной Паскалем было ещё полтора века. Резервуар для мочи - это, конечно, хорошо, но глубже метра голова такого водолаза погрузиться не могла, несмотря на все таланты Леонардо.
      3. +2
        3 мая 2019 16:31
        Пожалуй у Вас единственный вменяемый коммент..из всех..
  8. +1
    3 мая 2019 16:42
    А что кроме описанного автор знает о Леонардо Тиснуть панегирик к дню смерти-ума много не надо..Ну вот не тянет он на гения..И все его изобретения ..пардоньте-чепуха...
    1. 0
      3 мая 2019 19:12
      Цитата: нафанаил
      А что кроме описанного автор знает о Леонардо Тиснуть панегирик к дню смерти-ума много не надо..Ну вот не тянет он на гения..И все его изобретения ..пардоньте-чепуха.

      Леонардо творил в разных отраслях.
      Да с изобретениями было не ахти. Но картины довольно хороши, скульптуры так себе.
      Нужно выбрать тематику где он действительно талант и проявил себя-а не эскизы.
      КОгда писал о "ракетной гонки" в Азии Средневековья--там такие малоизвестные личности мелькали--но изобретения на практике довольно устрашающие были.И присутствовали в дереве на поле боя.Но кому они известны*? Да никому. А Леонардо успешно распиарен. Но за дело.
      1. 0
        4 мая 2019 11:32
        Пардоньте ..за какое дело то..Художник- он так себе ..Рафаэль намного реалистичней.А какую картину окромя Джоконды Вы можете назвать..И с какого музея..Их по моему в разных музеях штук 8 но договорились главной считать ту которая в Лувре.А его изобретения-курям на смех.Нарисовал и всё..а расчёты пусть делают разные Декарты Торричелли и прочие Кардано.Взялся писать тайную вечерю..и тут облом..Первокурсник птушник в малярном ремесле я так понял розбирается лучше..И вообще какой то он странный..Этож надо догадаться изобразить Иоанна -аскета и подвижника глыба в христианстве в виде смазливенького..ну Вы сами поняли кого...Похоже он из этих ..как их поласковей назвать..голубцов ..чтоль...
        1. +1
          4 мая 2019 16:47
          Цитата: нафанаил
          Похоже он из этих ..как их поласковей назвать..голубцов ..чтоль...

          версия о нетрадиционном--не доказана.
          Цитата: нафанаил
          Рафаэль намного реалистичней

          да специалисты в своем деле всегда лучше универсала. Но известных картин у Леонардо больше одной.
          Цитата: нафанаил
          а расчёты пусть делают разные Декарты Торричелли и прочие Кардано

          Кристобаля КОлона тоже считали шарлатаном даже с картой Тосканелли.
          Цитата: нафанаил
          Первокурсник птушник в малярном ремесле я так понял разбирается лучше.

          боюсь ПТУ маляров не обладает дарованиями уровня Леонардо, банально потому что они туда не пойдут.
          Цитата: нафанаил
          Этож надо догадаться изобразить Иоанна -аскета и подвижника глыба в христианстве в виде смазливенького

          Святых изображать некрасивыми? Да за такое партбилет...то бишь оплаты не получишь. laughing

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»