Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 627

23
В СССР работы по исследованию и поиску облика АПЛ начались в 1949 г., когда достигли первых реальных результатов в создании отечественного ядерного оружия и уже в течение четырех лет функционировал исследовательский ядерный реактор. Об этих исследованиях в 1950 году в конфиденциальном порядке оповестили некоторых командующих флотами (в частности, был оповещен командующий Северным флотом, где намеривались внедрить новую технику). 09.09.1952 года И.В. Сталиным было подписано постановление Совета Министров «О проектировании и строительстве объекта 627». Для проведения работ в соответствии с данным документом по созданию АПЛ (объект, а позднее – проект 627) в Москве сформировали две группы ученых и конструкторов, одной из которых, под руководством В.Н. Перегудова, поручили проведение проектной проработки корабля, а второй, под руководством Н.А. Доллежаля – его энергетической установки. Общее руководство работ по созданию отечественной атомной подводной лодки осуществлялось директором института атомной энергии Академии наук СССР академиком А.П. Александровым. Общая координация работ осуществлялась одним из энтузиастов создания АПЛ — зам. председателя СМ СССР В.А. Малышевым.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 627


Естественно, самой сложной проблемой стала разработка ядерной энергоустановки, которая могла размещаться на борту подводного судна. Первую советскую чисто «земную» атомную энергетическую установку мощностью 5 мВт ввели в строй в 1954 году в Обнинске (использовалась для городского электроснабжения). Затем создали первый корабельный реактор (для своего времени был самым мощным в мире), который предназначался для установки на «мирный» атомный ледокол «Ленин». Этот ледокол, по сути, являлся опытным судном, которое служило для отработки силовой корабельной установки.

Научно-исследовательский институт №8 Министерства среднего машиностроения, под руководством Н.А. Доллежаля, стал ответственным за разработку паропроизводящей установки для подводной лодки. Паротурбинную силовую установку проектировало СКБ Кировского завода (главный конструктор Казак) и СКБ-143. Завод «Электросила» создавал электрооборудование. Забегая вперед, необходимо заметить, что, многие специалисты считают, что главным недостатком электроэнергетической установки первой отечественной атомной подводной лодки были навесные электрогенераторы, которые работали только совместно с основным турбозубчатыми агрегатами. Это лимитировало продолжительность нахождения судна на заднем ходу или на «стопе» емкостью резервных аккумуляторов.

К-3 «Ленинский комсомол»


8 марта 1956 года состоялся запуск опытного «лодочного» реактора, который смонтировали в подмосковном Обнинске. Но «первый блин был комом» — в связи с конструкционным недостатком крышки реактора произошла протечка радиоактивной воды. Позднее конструкцию крышки изменили. Требования к ядерной безопасности судовых энергетических установок также были сформированы не сразу. Так, например, в начале 1950-х г. высказывали предложение, что перегрузка радиоактивного горючего может проводиться в открытом море (естественно, принятие такого предложения стало бы причиной того что каждый принимающий участие в операции подвергся облучению).

Опытная АПЛ проекта 627 в первую очередь предназначалась для испытаний в условиях открытого моря первого образца ядерной энергоустановки с пароводяным реактором. Однако судно также рассматривалась в качестве головного образца новой стратегической системы вооружения, предназначенного для борьбы с главным «потенциальным противником» — Соединенными Штатами Америки. Атомоход должен был наносить по военно-морским базам, а также другим стратегически важным целям, расположенным на побережье, ядерные удары. Для этого АПЛ предполагалось вооружить парогазовой сверхмощной торпедой Т-15 (длина 24 м, калибр 1550 мм, дальность хода до 50 тыс. м), оснащенной ядерной боеголовкой (размеры последней определяли столь чудовищные габариты торпеды). Работы групп проектантов осуществлялись в обстановке сверхсекретности, с привлечением очень узкого круга участников. Кроме того на начальном этапе реализации программы к работам практически не привлекали специалистов ВМФ, что плохо сказалось на формировании облика АПЛ.



Группой В.Н. Перегудова в марте 1953 года была завершена работа над предъэскизным проектом атомной подводной лодки. У первого отечественного атомохода должна была быть двухкорпусная архитектура с необычайно большим (около 13) удлинением и поперечным сечением, которое было близко к круговому. Двухвальной силовой установкой должно было обеспечиваться достижение максимальной подводной скорости более 25 узлов. В формировании архитектуры судна принимали участие гидродинамики К.К. Федаевский (ЦАГИ), а также В.И. Першин (ЦНИИ-45). Лодка (впервые в СССР) получила «китообразную» форму носовой оконечности, которая была оптимизирована для подводного плавания, однако значительно снижающая характеристики в надводном положении. Данная форма носовой оконечности стала причиной серьезной дискуссии среди создателей атомохода (некоторые конструкторы настаивали на сохранении «корабельной», традиционной, формы носовой оконечности). Однако верх одержала точка зрения Перегудова, который считал, что атомоход должен в первую очередь быть приспособлен для подводного плавания. Овальную форму носа в дальнейшем реализовали на американских атомных подводных лодках типа «Скипджек» (в 1959 году в строй вступил головной корабль), а также на последующих атомоходах, которые были спроектированы и построены в Соединенных Штатах. Однако в Советском Союзе ее окончательно утвердили только на АПЛ второго поколения.

В атомных подводных лодках проекта 627 по сравнению с зарубежными и отечественными дизель-электрическими подводными лодками того максимальная глубина погружения увеличилась в полтора раза и составила около 300 метров. Это потребовало использовать новую сталь для прочного корпуса. Ее разработка была поручена ЦНИИ-48 Министерства судостроения (руководитель Г.И. Копырин). Сплав АК-25 создали на основе бронестали.

ПЛА К-3 «Ленинский комсомол» пр.627 у пирса


Автономность подводного плавания атомной подводной лодки проекта 627 должна была равняться 60 суткам, что предъявляло новые, более высокие требования к системе жизнеобеспечения судна.

Проект первого атомохода СССР создался на основе самой крупной отечественной ДЭПЛ (дизель-электрическая подводная лодка) проекта 611. Решили сохранить принципиальную компоновку данного судна, использовав некоторые элементы бортовых систем и конструкции.

Полномасштабную разработку опытной атомной подводной лодки 627-го проекта, которая получила шифр «Кит», весной 1953 г. передали ленинградскому СКБ-143 (позднее ПКБ «Малахит»). В.Н. Перегудов был назначен главным конструктором, что обеспечило нужную преемственность работ. У коллектива ПКБ уже имелся опыт разработки подводных лодок имеющих «нетрадиционные» энергоустановки. Например, в 48-53 годах там создали лодку проекта 617 имеющую парогазотурбинную силовую установку.

Также велись работы по созданию «основного калибра» судна — торпеды Т-15. Но испытания боевой ядерной части для торпеды, которые проводились на Семипалатинском полигоне, завершились полнейшим крахом.

В мае 54-го года завершились работы над тех. проектом атомной подводной лодки, а уже в июле к участию в программе привлекли военно-морских специалистов. Заключение моряков по проекту нового судна было не благоприятным: отмечались проблематичность использования судна по своему главному назначению – нанесение ядерных ударов по объектам расположенным на прибрежных территориях потенциального противника. Также, делались указания на недостаточную скорость во время полного хода, высокую шумность, слабое торпедное вооружение, низкие ремонтопригодность и ресурс, а также некоторые другие недостатки.

Это стало причиной внесения в проект некоторых радикальных изменений: атомная подводная лодка лишилась своей «суперторпеды» Т-15, получив вместо нее обычное, но усиленное торпедное вооружение. В результате потребовалась практически полная переработка проекта носовой части корпуса вплоть до второго отсека. Максимальная подводная скорость судна повышалась. Подводную лодку переориентировали на борьбу с транспортами и боевыми кораблями противника. Компоновку помещений лодки отрабатывалась на специальных деревянных макетах, выполнявшихся для отсеков атомной подводной лодки в натуральную величину (в советском подводном кораблестроении это было сделано впервые).

О масштабах работ по созданию первой советской АПЛ говорит то, что к программе привлекли 135 предприятий и организаций, которые располагались, практически, на всей территории Советского Союза, в числе которых 20 конструкторских бюро и около 80 заводов-производителей различного оборудования.

Разработку рабочих чертежей лодки проекта 627 начали в марте 1954 год, еще до того как технический проект был окончательно утвержден. В июне 1954 года в г. Молотовске на заводе №402 (ныне северодвинское Северное машиностроительное предприятие) в обстановке строгой секретности, в специально отгороженном участке эллинга приступили к постройке первого советского подводного атомохода.

24 сентября 1955 года состоялась торжественная церемония официальной закладки судна. 9 августа 1957 года АПЛ спустили на воду. 14 сентября 1957 года произвели загрузку ядерных реакторов.

Подготовку моряков-подводников для первой отечественной атомной подлодки (а также для других АПЛ первого поколения) вели на натурном стенде, который соорудили в Обнинске. Первым командиром назначили капитан первого ранга Осипенко, командиром электромеханической части (в его ведении также находилась атомная энергоустановка) стал инженер-капитан второго ранга Акулов.

С 3 июля 1958 года АПЛ, которой был присвоен тактический номер К-3, находилась на ходовых испытаниях, которые проходили в Белом море. 04.07.1958 в 10.03 впервые в истории советского флота для движения судна использовали атомную энергию.

Испытания были завершены 1 декабря 58-го года. Во время них мощность энергоустановки ограничили 60% от номинальной. Однако, несмотря на это, максимальная скорость составила 23,3 узла, что превысило расчетную величину на 3 узла. За успешное освоение техники, впервые после ВОВ, командиру К-3 Осипенко присвоили звание Героя Советского Союза. Сегодня его имя носит учебный центр по подготовке экипажей атомных подводных лодок в Обнинске.

К-3 в январе 1959 года передали военно-морскому флоту для опытной эксплуатации. Она завершилась в 1962 году, после чего судно стало «полноценным» боевым кораблем.

Двухкорпусная лодка, имеющая корпус большого, практически «торпедного» удлинения в поперечном сечении была почти круглой. Носовой оконечности придали эллипсовидную форму, а у кормы были «плоские» обводы, которые обуславливались двухвальной компоновкой.

Схематический разрез ПЛА пр.627 и схема носовой части после модернизации


Прочный корпус был изготовлен из стали АК-25 и был разделен на 9 водонепроницаемых отсеков:
1. Носовой торпедный;
2. Аккумуляторный, жилой;
3. Отсек центрального поста;
4. Отсек вспомогательного оборудования;
5. Реакторный отсек;
6. Турбинный отсек;
7. Электромеханический отсек;
8, 9. Жилой отсек и отсек корабельных систем.

Корабль оснащался атомной энергоустановкой имеющей номинальную мощностью 35 тыс. л. с. включавшей пару водоводяных реакторов ВМ-А мощностью 70 мВт (размещались последовательно в средней части корпуса в диаметральной плоскости судна) с парогенераторами и пары турбозубчатых агрегата 60-Д с суммарной мощностью 35 тыс. л.с. Для атомной подводной лодки разработали малошумные ВРШ (винт регулируемого шага).

Реакторный отсек оснащался железоводной биологической защитой, которая обеспечивала радиационную безопасность членов экипажа. Имелась пара дизельгенераторов постоянного тока ДГ-400 (дизельный двигатель М-820). Вспомогательными гребными электродвигателями обеспечивалась скорость движение до 8 узлов.

Основное оборудование лодки для повышения ее акустической скрытности амортизировалось, использовались вибродемпфирующие покрытия, легкий корпус судна также получил противогидролокационное покрытие (впервые в мире для атомных подводных лодок). Однако, несмотря на принимаемые меры, по уровню шума первый атомоход СССР значительно превосходил американские аналоги.

Лодка была оснащена гидроакустическим вооружением, в основе которого находилась ГАС (гидроакустическая станция) МГ-200 «Арктика-М», способная работать в режиме эхо- и шумопеленгования. Антенна станции размещалась в передней части ограждения рубки. Также, имелись гидроакустическая станция обнаружения звукоподводной связи и гидроакустических сигналов «Свет», шумопеленгаторная «Марс-16КП», а также ГАС обнаружения подводных препятствий «Луч».

В радиолокационное вооружение входила РЛС управления торпедной стрельбой и обнаружения надводных целей «Призма» а также станция радиолокационной разведки «Накат».

На АПЛ были установлены средства радиосвязи аналогичные используемым на ДЭПЛ проекта 611 и проекта 613. Состав штурманского вооружения дополнили навигационной системой «Плутон», которая обеспечивала использование оружия и кораблевождение при плавании в пределах 80° южной и северной широт.

Торпедное вооружение было размещено в носовой части судна и состояло из восьми 533-миллиметровых торпедных аппаратов. Боекомплект — 20 торпед 53-61МА или СЭТ-53. В зависимости от задач выполняемых АПЛ существовали различные варианты загрузки. Впервые в подводном флоте СССР обеспечивалась возможность ведения торпедного огня на глубинах до 100 метров. Выработку данных для торпедного огня обеспечивал автомат «Торий».

Судно имело систему вентиляции и кондиционирования, обеспечивающую необходимый уровень температурно-влажностных режимов во время нахождения в подводном положении (разработана ГИПХ, руководитель В.С. Шпак). В системе использовался химический способ пополнения кислорода и поглощения углекислого газа (необходимо отметить, что данное решение, которое увеличивало опасность возникновения пожара на борту корабля, привело в 70-ом году к гибели атомной подводной лодки К-8).

Характеристика атомной подводной лодки проекта 627
Длина наибольшая – 107,4 м;
Ширина наибольшая – 7,9 м;
Средняя осадка – 5,7 м;
Водоизмещение:
нормальное – 3065 м3;
полное – 4750 м3;
Запас плавучести – 30 %;
Предельная глубина погружения – 300 м;
Полная скорость подводного хода – 30 узлов;
Надводная скорость – 15 узлов;
Автономность – 60 суток;
Экипаж – 104 человека.

Первый советский подводный атомоход практически сразу начал осваивать арктический район. К-3 под командованием капитана первого ранга Осипенко в 1959 году прошла 260 миль под арктическими льдами. 17 июля 62-го года эта лодка совершила переход к Северному полюсу, но всплытию помешал ледовый покров высокой плотности, его толщина достигала 12 метров.

АПЛ К-3 вскоре после арктического похода присвоили название «Ленинский комсомол».

Позднее лодка К-3 прошла модернизацию, которая заключалась в проведении некоторых доработок, увеличивших надежность паропроизводительной установки, установке новой системы торпедного огня, замене некоторого оборудования, усовершенствовании радиоэлектронного оборудования. Антенна ГАС «Арктика-М» была перенесена в носовую оконечность судна из ограждения рубки. В носовой оконечности сформировали наплыв, выступающий за обводы корпуса, а над торпедными аппаратами разместили антенну шумопеленгаторной станции МГ-10.

АПЛ проекта 627 (К-3 после модернизации)


АПЛ проекта 627 по основным характеристикам значительно превосходила первую американскую атомную подводную лодку SSN-571 «Наутилус», принятую на вооружение в сентябре 55-го года (раньше К-3на 3,5 года). В частности, советская АПЛ имела гораздо большую подводную скорость (около 30 узлов против 22 узлов американского аналога) а также предельную глубину погружения (300 и 210 метров соответственно).

Эксплуатация атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» завершилась в 1991 году, при этом судно несло службу наравне с остальными атомоходами. В августе 67-го года в Норвежском море, во время возвращения с боевой службы, на борту судна возник пожар, который вызвало возгорание гидравлики. В результате погибло 39 человек.

После того как «Ленинский комсомол» был списан предлагалось его переоборудовать в корабль-музей (КБ «Малахит» разработало соответствующий проект). Однако по некоторым причинам этого не произошло.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    16 июля 2012 09:04
    Очень неплохая для своего времени была лодка. Было чем гордиться. Да и сейчас наши АПЛ лучшие в мире...
    1. Tirpitz
      +6
      16 июля 2012 09:35
      А вы, уважаемый, в курсе что до того времени пока СССР через подставную фирму не закупил в Японии станки "Тошиба" по высокоточной обработке и шлифовке металла апл СССР были самыми шумными и запросто обнаруживались лодками и кораблями НАТО.
      1. +5
        16 июля 2012 10:20
        Цитата: Tirpitz
        через подставную фирму не закупил в Японии станки "Тошиба" по высокоточной обработке и шлифовке металла

        Дак ничего с тех пор не поменялось 95 % станочного парка на заводах по выпуску прецизионных деталей для турбин,и приводов до сих пор импортные.
      2. арк76
        +5
        16 июля 2012 10:22
        Большая часть людей здесь в это не верят.Но американцы даже ввели экономические санкции против японцев после этой истории.Все дело было в том ,что в СССР немогли сделать станок для обработки винта,вследствие отсталости в электронике неудавалось создать чпу.
      3. +3
        16 июля 2012 20:31
        Tirpitz
        Колега, а вы в курсе , что на радяньской Вкраине есть контора под названием ЮТЗ???
        Иде была тая контора когда СССР закупал и обманом вывозил японские станки для прецезионной обработки винтов?! И все турбинные лопатки приличного качества до сих пор делают в Питере на старом заводе на старом оборудовании. А ЮТЗ ....
        А что касается обнаружения и слов "запросто", то не надо "ля-ля". Все совсем не просто. Америкосы не зря на севере и востоке создали рубежи обнаружения (СОСУС и т.д.) и вложили в это немерянные бабки. Просто так ни фига не обнаружить. Пробовал, знаю. Шумность была, но связанная с различными факторами. Не надо огульно хаять нашу промышленность и наши лодки.
      4. iegudeil
        +1
        3 августа 2012 04:56
        Они были шумными по другой причине.
        Советские лодки строились по двухкорпусной схеме. Это даёт повышенную плавучесть и возможность для разработчиков часть громоздкого оборудования разместить в пространстве между лёгким и прочным корпусом. Что в свою очередь приводит к сокращению времени разработки. Заодно увеличивается свободное пространство внутри прочного корпуса, а это манёвр разработчику для модернизаций и замены оборудования.
        Но двухкорпусная схема приводит к ухудшению обтекаемости за счёт отверстий и "окон" в лёгком корпусе. Лёгкий корпус иногда резонирует на некоторых режимах хода. Увеличенный общий объём корабля и соответственно больше лобовое сопротивление.
        Если умно подходить к некоторым проблемам, то некоторые недостатки можно обратить в преимущества.
        Самое главное из-за чего лодки были шумными - это никто серьёзно не ставил задачу снижения шумности в комплексе всего корабля.
        Например на 671 проекте была очень хорошая ГАС, одна из лучших в 70-м году. Но система электрохимической регенерации воздуха с её шумными компрессорами убивала чувствительность системы. Временами приходилось отключать электрохимию и пользоваться химической регенерацией, но это вообще-то считался аварийный режим использования регенерации и не обеспечивал нормальную жизнедеятельность экипажа.
        Общекорабельная вентиляция тоже была выполнена в общепромышленном исполнении. Никто тогда и не подумал оборудовать вентиляторами с низким уровнем шума. В моей РЛС стояли 400 герцовые вентиляторы типа улитка от которых уши закладывало через пару часов работы на станции. Генераторы для общекорабельных систем управления и систем центрального поста ревели как буйволы, а шумоизоляция генераторной не имела никаких звукопоглощающих покрытий. Амортизация самих генераторов тоже была примитивной.
        Правда, весь прочный корпус изнутри был покрыт звукопоглощающим покрытием, но для отдельных узлов мер не принималось.

        Если бы была возможность получить достоверную информацию об амеровских лодках, то мы накопали бы о них тоже много-чего нехорошего.
  2. +5
    16 июля 2012 09:27
    Хорошая статья. АПЛ 627 проекта доказательство достижений ВПК СССР.
    1. Tirpitz
      +5
      16 июля 2012 09:32
      Это скорее доказательство того, как страна может мобилизировать свой научный и производственный потенциал для достижения поставленной цели. Сейчас такого нет. Руководство безвольное.
      1. Alx1miK
        0
        16 июля 2012 23:01
        Согласен. Тогда была кровь горячей и головы были забиты идеями.
  3. Diesel
    +2
    16 июля 2012 09:53
    По-моему лодки подобного типа американцы называли "Ревущими коровами",хотя вооружение на ней было неплохое
    1. Tirpitz
      +3
      16 июля 2012 10:01
      Вы абсолютно правы, эти лодки без проблем засекались и за ними велась постоянная слежка.
      1. 0
        16 июля 2012 20:12
        "Ревущие коровы" АПЛ пр. 675 - "раскладушки" - в очередной раз повторю. А так можно все ПЛ без разбора так обзывать! Я смотрю тут все "знатоки": каждую вторую "золотой рыбкой" называют, каждую первую "ревущей коровой"...
        1. +1
          16 июля 2012 20:40
          desava
          Колега, абсолютно поддерживаю - знатоков развелось ... много. Все что-то слышали, а "за базар" никто не отвечает! Если начинать хаять, то можно вспомнить "хиросиму", "керосинки" и т. д. Но почему-то никто не вспоминает настоящую "золотую рыбку", "черную дыру" и причие реальные достижения советской "посудостроительной" промышленности.
          1. +1
            16 июля 2012 21:10
            правильно говорил Остап Бендер - убивать таких знатоков надо!
            1. Diesel
              +1
              16 июля 2012 22:00
              Суть не в том как их называли,а в детских болезнях советских лодок 1 и 2-го поколений,в частности - Шумности
              1. +1
                16 июля 2012 22:29
                Цитата: Diesel
                в частности - Шумности

                которая компенсировалась другими качествами корабля и экипажа.
                1. lotus04
                  +1
                  17 июля 2012 05:45
                  Цитата: desava
                  которая компенсировалась другими качествами корабля и экипажа.


                  Советское время отмечено созданием ряда лодок мировых рекордсменов: самые большие лодки — проект 941 «Акула» (подводное водоизмещение — 48 000 тонн), самая скоростная — проект 661 «Анчар» (до 44,7 узлов), самая глубоководная — 685 «Плавник» (до 1 250 м), скоростные и манёвренные подводные истребители проекта 705К «Лира».
          2. iegudeil
            0
            3 августа 2012 12:23
            Согласен с Вами. Индустриализация СССР началась вобщем-то незадолго перед войной. Для того, чтобы построить такой судостроительный город, как Молотовск (Северодвинск) сначала построили Беломоро-Балтийский канал. Потом надо было научиться строить корабли, подготовить инженерные и рабочие кадры, внедрить технологии, стандарты, определить стратегический путь. Что-бы не говорили нынче о Сталине, но это действительно был гениальный государственный деятель, который запрограммировал развитие страны на десятилетия вперёд. Сейчас таких государственных деятелей нет. Всё, что создано потом и кровью миллионов людей отдано на дерибан торгашам и жуликам. Лишь страх за собственную судьбу заставляет нынешних правителей делать какие-то шаги на поддержание былой мощи страны.
        2. iegudeil
          0
          3 августа 2012 01:48
          Поддерживаю Ваше замечание. У 675 проекта были очень плохие гидродинамические характеристики из-за ракетных контейнеров. Позади каждого контейнера была ниша газоотбойника. Очень много различных лючков и вырезов в лёгком корпусе для обеспечения обслуживания ракетных контейнеров . Не придавали должного внимания к подгонке отдельных деталей, тех же лючков. Поэтому лодка не только ревела но и гремела. Но больше всего ревел ГТЗА.
          Бортовое питание основных механизмов было на постоянном токе, как и во всех лодках 1-го поколения. Поэтому механические АРН (автоматические регуляторы напряжения) тоже добавляли треск в шумовую характеристику. Но тем не менее лодки этого проекта свои задачи выполняли и прослужили аж до 90-х годов. Крылатыми ракетами П-5 лодка могла уничтожить целое соединение кораблей стреляя из-за пределов зоны противолодочной обороны противника по наведению с самолёта ТУ-95РЦ, комплекс "Успех".
          Рассказываю так подробно потому, что сам служил в 70-71 годах на таких лодках. Недостатком лодки также было малое количество торпед на борту. Торпеды зарядить можно было только в базе с помощью специально навешенных кронштейнов возле передней крышки торпедного аппарата. Давался дифферент продувкой носовых групп ЦГБ и заполнялась водой кормовая группа. Отверстие торпедного аппарата оказывалось над водой и торпеду вводили с передней части торпедного аппарата. И так с каждым из четырёх торпедных аппаратов. Итого с носа 4 торпеды. Внутри первого отсека запаса торпед, как правило небыло. Заряжающего устройства тоже небыло. Хотя разработчиками было предусмотрено держать в первом отсеке запас торпед и заряжание вручную, но реально этого не делалось. По крайней мере тогда, когда служил я. В корме два торпедных аппарата меньшим калибром. Зарядка тоже через переднюю часть аппарата, но 4 запасных торпеды на стеллажах с ручной зарядкой. Итого всего 10 торпед. Носовой торпедный отсек одновременно являлся и жилым, коечки. Эти лодки часто несли боевое дежурство на Кубе и в Саргассовом море. Манёвренность у них была отличная. Лодка оборудована двумя мощными дизелями и могла в принципе ходить как обычная дизелюха. Что использовалось для переходов на небольшие расстояния в ремотные заводы на Севере. Даже сочинили прибаутку. "Из-за острова Кувшина, напугав Английский флот, громыхая дизелями вышел наш атомоход".
      2. iegudeil
        0
        3 августа 2012 03:39
        Не согласен с Вами насчёт постоянной слежки. Что такое постоянная слежка? Это когда лодке кто-то сел "на хвост". Но таких случаев было немного и тем более непостоянно.
        Если же система СОСУС определила, что в таком то районе присутствует наша лодка, то её ещё надо было найти в этом районе и попытаться заблокировать. Таких случаев было немного. В этом плане был почти паритет.
        Хочу Вам напомнить, подводники редко применяют активные средства наблюдения. Поэтому постоянно сопровождать не получается. Изменение параметров хода приводит к потере контакта.
        Допустим поворот в сторону наблюдающая сторона обноружит не ранее 3х-4х минут для определения новых элементов движения цели ещё 2 минуты, а в это время необходимо ещё и самому менять свои параметры движения, что опять же приводит к задержке определения местоположения. Учитывая массу кораблей и размеры реакция на изменение курса и скорости тоже происходит с задержкой. Поэтому чаще всего контакты кратковременны и удержать их очень сложно. Самое простое включить активную станцию ближнего обнаружения (миноискания) и сидеть на хвосте на дистанции 10-15 кабельтовых. Но в этом случае сразу себя обнаруживаешь.
        Тактика наших командиров постоянно менять курс и скорость. Причём курс можно менять как резким разворотом так и медленной циркуляцией. При этом наблюдающей стороне не удастся долго удержать контакт. Есть ещё манёвр "Бешеный Иван" здесь вообще можно неожиданно столкнуться. Что и произошло с К-219 у американских берегов.
        Америкосы вообще предпочитают ходить на малых оборотах, чтобы дальше слышать, но это одновременно и минус в их тактике. В нужное время они не могут набрать необходимую скорость и совершить уклоняющий манёвр. У лодки чем больше скорость тем лучше манёвренность.
        На их лодках всю носовую часть занимает антенна ГАС. Для лучшей чувствительности обтекатель антенны сделан нежным. При столкновении антенна на 100% становится непригодной и стоимость ремонта сумасшедшая.
        На наших лодках в верхней части носа стоят торпедные аппараты. Это такой таран, который пробьёт даже корпус авианосца.
        Поэтому амеровские Кэпы боятся наших манёвров и на длительный контакт неспособны.
        Ну а если контакт быстро теряется, то о каком постоянном слежении может идти речь.
        Здесь уместней сказать, что идёт слежение за обстановкой. Ну так в основном все только этим и занимаются.
  4. Vito
    +2
    16 июля 2012 10:44
    Наш подводный ФЛОТ рождался в огромных муках, с неизбежными в этих случаях ошибками, потерями и просчетами. Но руководство СССР довольно четко осознавало всю необходимость появления в НАШЕЙ стране ядерного флота! И ведь создали. Да первые проекты НАШИХ АПЛ Американцы презрительно окрестили(ревущая корова), было и такое! НО ведь довели до ума и теперь НАТОВСКИЙ СОСУС себя уже не оправдывает. ДОБИТСЯ можно всего, главное знать, чего хочешь и конечно же ВОЛЯ к достижению результата.
  5. +2
    16 июля 2012 10:50
    Про строительство первого советского атомохода К-3 очень подробно и интересно изложено в книге "Атомная подводная эпопея".
  6. Нейтральный
    +2
    16 июля 2012 11:27
    Форумчане.
    Честно говоря плакать хочется, когда читаешь.
    Сколько ЦНИИ, НИИ, сколько умов было востребовано ...
    Торжество интеллекта
    А сейчас???
    Кто не знает "если ты такой умный, то почему такой бедный" ...
    Т.е. мерило ума - не научно-технические достижения, а банально "бабло"
  7. borisst64
    +3
    16 июля 2012 15:43
    Водоизмещение АПЛ проекта 941 - 50 тыс.т.

    Водоизмещение Ямато (самый большой линкор) - 62 тыс.т.
  8. spdm
    +5
    16 июля 2012 16:14
    Да , даже понастальгировал . Помню в детстве на пирс бегали , они там рядами стояли .Самые красивые воспоминания детства , лодки 3-им или 4-ым бортом стоят.
    А эти белые полосы( на рубке и носу ), по детству думали , что там зубы и лодки. Да , было время, жаль прошло(+)
  9. +2
    16 июля 2012 19:29
    Кстати, именно на наших АПЛ впервые была применена каплеобразная форма носовой части для повышения гидродинамических характеристик... Согласно истории это предложение внесла женщина. Увы и ах, но ее имени я не припомню... Вскоре это решение получило распространение и на других субмаринах, и не только атомных...
    1. +1
      16 июля 2012 21:01
      Chicot 1
      Колега, что касается роли женщин в проектировании и создании кораблей, то тут, по моему мнению, все так интересно, аж до гомерического хохота! Первое, что приходит на ум...
      На базовом тральщике "Машка", где проектантом была женщина, по конструкции не был предусмотрен гальюн!!! Типа, траление вблизи берега, потерпят!!! Процесс планировался так - за борт вывешивалась доска с леерами, желающий шел по ней за борт, на краю садился и ... гадил... на виду восторженой публики!!! Не шучу - истинная правда!!! При постройке эту радость успели исправить.
      На танкерах типа "Ханой" женщина проектировала систему канализации и разместила писсуары в гальюне на высоте 1м 70 см!!! При заготовке трубы загнули, монтажники вывели а потом спохватились. Пригласили проектантку, по дороге распрашивали - есть ли у нее муж, как она с ним живет, все ли хорошо, как в интимной жизни... А когда привели в помещение, оказалось, что она ниже писсуара!!! Веселуху исправили, тетка уволилась. Слава богу!
      Так что о роли личности в истории и роли женщины в кораблестроении... дело темное!
  10. +2
    16 июля 2012 23:42
    Народ! а Карс где? или его забанили? Сайт который без объяснения причин банит. Плохой сайт. Верните Карса. без него скучно ) .ИМХО.И часто предоставляет интересную информацию. В чем-то я не согласен, но нужны разные версии. Позицию про корректность Карса уже высказывал. Ничего криминального.
    1. +3
      16 июля 2012 23:43
      Вернули---вернули меня --спасибо за беспакойство.
      1. 0
        17 июля 2012 00:19
        Рад . жду новых статей. Но по поводу Истории Тигра вы не правы. До тигра там было очень далеко. Опять же ИМХО
      2. 0
        17 июля 2012 00:34
        Карс заказал себе книгу из штатов Sony PSG-1. Теперь тратится на полиграфию неположено. Может подскажите сайты где можно скачать что-то по бпронетехнике?
        1. 0
          17 июля 2012 16:19
          Цитата: loft79
          себе книгу из штатов Sony PSG-1.

          Пятый год пользуюсь Лбук В3 и все путем




          http://flibusta.net/booksearch?ask=%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA
  11. iegudeil
    +1
    3 августа 2012 15:43
    В августе 67-го года в Норвежском море, во время возвращения с боевой службы, на борту судна возник пожар, который вызвало возгорание гидравлики. В результате погибло 39 человек.

    В статье неверно указана дата гибели людей в результате пожара. Вот фрагмент снимка памятника возле городка Заозёрный (Западная Лица). На памятнике надпись 8 сентября 1967 года. Снимок сделан в 1973 году.
    В нашем экипаже служил и непосредственный участник этих событий мичман Л.Кушов БЧ-1.
    В момент аварии он нёс вахту на рулях в центральном посту. Поступил доклад вахтенного 1-го отсека о пожаре в первом отсеке, причём как-то вяло, но следом последовал чей-то крик "Горим" и тут же распахнулся люк между 1-м и 2-м отсеком. Люк между 2-м отсеком и центральным постом в это время был открыт, а возле люка находился командир. Из люка первого отсека ударил сноп огня и во второй отсек выскочили две горящие фигуры. Разобрать, кто это - было невозможно. Командир мгновенно отреагировал и закрыл люк в центральный пост. Все кто отдыхал во втором отсеке погибли почти мгновенно. Если бы командир промедлил, то центральный пост тоже весь погиб бы, соответственно лодка тоже погибла бы.
    Четыре года назад в Google Erthe можно было видеть, что памятник ещё цел. Падали тени от деталей мемориала. Недавно посмотрел это место и увидел только пустую площадку.
    Неужели разруха дошла и сюда?