Для служебного пользования: Череп, каска, шлем

17
Этот атрибут военной экипировки заслужил достойное место в ряду прочих, благодаря своей простоте, неприхотливости и, самое главное, полной незаменимости.

Для служебного пользования: Череп, каска, шлем


Само название каска происходит от французского casque или от испанского casco – череп, шлем. Если верить энциклопедиям, то под этим термином понимается кожаный или металлический головной убор, применяемый для защиты головы военными и другими категориями лиц, действующими в опасных условиях: шахтерами, строителями, спелеологами, спасателями, парашютистами, мотоциклистами и т. д.
Как известно, появление металлических шлемов относится к глубокой древности. Греки, римляне, викинги, позже крестоносцы и рыцари – все носили боевые защитные шлемы. Но в понимании боевой шлем – каска была создана в разгар Первой мировой войны.



К началу 1914 года основным головным убором солдат были форменные фуражки да легкие пробковые шлемы «колониальных войск», защищавшие их головы разве что от солнца. Как только война приобрела позиционный характер, на зарывшихся в землю солдат обрушились ливни пуль, осколков и шрапнели. А также обломки камней и кирпичей, комья сухой глины и куски бревен, разлетавшихся при взрывах фугасных снарядов. Количество раненых стремительно возрастало, госпитали были переполнены несчастными с окровавленными бинтами на голове.

Единственным выходом из ситуации было возрождение шлема. Несмотря на то, что во многих странах и раньше были попытки создания стального шлема, тем не менее первыми в ХХ веке стали использовать стальные шлемы в массовом порядке французы. Они использовали для экипировки большей части своей армии проект, автором которого был генерал армии Аугуст Луи Адриан. Таким образом, он увековечил свое имя не только в военной истории Франции, но и в военной истории десятков других стран, принявших для экипировки солдат своих армий шлем этой модели, получившей официальное название «каска Адриана модель 1915». Судите сами: Бельгия, Италия, Греция, Польша, Румыния, Сербия, Чехословакия, Мексика, Бразилия, США, Болгария и, конечно же, Россия.

Каска Адриана имела полусферическую форму, штамповалась из марганцевой стали толщиной 0,7 мм, имела козырек, небольшие поля и характерный гребень, ставший ее отличительной чертой.

Несмотря на невысокие защитные свойства, она оставалась самой распространенной моделью стального шлема в период Первой мировой войны. Всего во Франции было изготовлено около 20 000 000 экземпляров.

Но были и те, кто, как говорится, пошел своей дорогой. В Великобритании и Германии были приняты на вооружение собственные образцы касок, также на долгие годы снискавшие популярность. Германский Stahlhelm – символ немецкого солдата. Его первая модификация 1916 года во многом сильно копировала средневековые германские шлемы «айзенхуд» и «салад», закрывавшие голову и лицо до самого подбородка.

Кстати, из всех касок Первой мировой Stahlhelm, пожалуй, лучше всего защищал своих владельцев, но все же был неудобен. Опускающийся почти до самой спины назатыльник мешал солдату задрать голову, а большие размеры и толщина делали его весьма увесистым. Поэтому в дальнейшем шлем неоднократно модернизировали. Во Вторую мировую немецкие солдаты вступили в стальных шлемах модели М35 (из молибденовой стали толщиной 1,15 мм), считавшихся лучшими в мире. Но экономические трудности вынудили сменить их на более дешевые М40 и М42 (из марганцевого сплава).

Армия Ее Величества в июне 1915 года отдала предпочтение каске Джона Леопольда Броди, которая копировала средневековые «железные шляпы». Только широкие поля, по замыслу автора, должны были прикрывать шею от шрапнели, а не стрел. Этот шлем оказался весьма удачным. Он успешно прошел две мировые войны, был несколько раз модернизирован (его поля уменьшили и опустили книзу) и прослужил до середины 80-х годов.
Но если в Европе лишь модернизировали каски, то СССР в период между мировыми войнами лихорадочно перебирал всевозможные модели, пытаясь найти свой идеал. Во-первых, каску Адриана. Во-вторых, ее отечественный вариант, так называемый «русский шлем» М17, который в ограниченных количествах поступил в войска после Февральской революции и использовался, в частности, участниками Белого движения. Он отличался тем, что вместо гребня имел небольшую круглую накладку, а штамповался из 1,2-миллиметрового листа вязкого никелевого сплава, такого же, из которого делали корабельную броню. Оба шлема затем приняли на вооружение Красной Армии.

В сентябре 1929 года во время больших маневров под Бобруйском в экипировке солдат Красной Армии появился новый стальной шлем, получивший наименование М 29. Он стал прародителем большинства советских шлемов. Шлем изготавливался из стали. Его вес составлял 1250 грамм, толщина стали 1,1 мм. В верхней части имелось вентиляционное отверстие, прикрытое накладкой, прикрепленной к шлему винтами.

В 1934 году начинается разработка нового стального шлема Красной Армии. Новый шлем позже получил маркировку «Стальной шлем 1936», или «СШ-36» (по году начала поставки шлема в армию).

Это был первый оригинальный шлем, созданный в России и направлений в армейские подразделения в большом количестве. Шлем имел полусферическую форму с выдающимся вперед козырьком и боковыми полями-скатами. Шлем придавал силуэту советского солдата узнаваемость. Шлем изготавливался из стали, его вес составлял 1200–1300 грамм, в зависимости от размера (всего было три размера). Толщина стали 1,1 мм.

Боевое крещение СШ-36 получили во время гражданской войны в Испании, затем в боях на озере Хасан в 1938 году, во время боев у реки Халхин-Гол в 1939 году и во время «зимней войны» с Финляндией в 1939/1940 году. В результате испытаний у шлема был выявлен ряд недостатков, в частности, широкие поля, сделанные по инициативе С. М. Буденного для большей защиты солдат от ударов шашки, создавали эффект паруса и затрудняли передвижение солдата, а большой козырек уменьшал обзор, кроме того, защитные характеристики шлема оставляли желать лучшего.

Все эти недостатки были устраненены в следующей модели СШ-40. Этот шлем назван по дате, когда он планировался к передаче в войска, однако фактически первые поставки шлемов СШ-40 был произведены в1939 году. Силуэт русского солдата в шлеме СШ-40 стал образом воина-победителя на многие годы. Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем М 33. Вероятнее всего именно эта модель была взята за основу при создании шлема. Шлем изготавливался из легированной броневой стали марки 36 СГН, намного лучшего качества, чем та, из которой изготавливался СШ-36. Выполнен толщиной 1,2 мм.

Конструкция СШ-40 отличается от предыдущего образца используемым подтулейным устройством, или подшлемником, более простым и крепким. Отсюда и главное их внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подшлемника применялось шесть заклепок, в предыдущих – три. Подшлемник состоит из трех частей-«лепестков», изготовленных из искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки размера. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. Брезентовый подбородочный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку; конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой. В отличие от предыдущих образцов стальных шлемов СШ-40 выпускался только трех размеров («номеров»). Масса стальной части шлема (без подтулейного устройства) самого большого размера 800 г.

Один из разработчиков каски Михаил Иванович Корюков вспоминал впоследствии: «Работу принимала комиссия, которую возглавлял Семен Михайлович Буденный… Он взялся за наган. Стрелял Семен Михайлович сначала с двадцати пяти метров, затем – с десяти, почти в упор. После каждого выстрела шлем подскакивал, пули рикошетили, и я очень боялся, как бы они не попали в маршала. За судьбу шлема я был спокоен и не волновался. «Молодцы! – сказал наконец маршал. – Хорошо поработали».



Именно в этой каске наши деды и прошли всю Великую Отечественную войну, и благодаря ей сотни тысяч из них смогли вернуться домой живыми и здоровыми.

Основу составляют так называемые кевларовые шлемы, которые должны прийти на смену стальным. Как минимум кевларовый шлем гораздо легче. А избавление от лишнего веса в экипировке бойца – насущная необходимость. Поскольку современным бойцам приходится носить на себе не только шлем, но и средства связи, приборы ночного видения, средства навигации, которые чаще всего крепятся как раз на шлеме. А если учесть вес бронежилета, оружия, боезапаса и других необходимых для солдата предметов, то речь будет идти о весе боевой экипировки в 20–30 килограммов.

Полевые испытания новых образцов шлемов проходят на протяжении последних пяти лет. Итог закономерен; были выбраны лучшие образцы. Будем надеяться, в скором времени они поступят в войска в массовом порядке. Первыми в очереди стоят морские пехотинцы и десантники. Наконец-то эти рода войск получили собственную, разработанную специально для них защиту.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    15 декабря 2012 09:59
    Будем ждать массового поступления в войска. А надежность шлема, очень надеюсь, не подведет солдата !
  2. Братец Сарыч
    +2
    15 декабря 2012 10:23
    Вообще-то при вступлении в Первую мировую в войсках были каски и шлемы не только пробковые, только они выполняли скорее декоративные функции - вспомним характерные немецкие шишаки с пипкой сверху...
    Плохо, что больно резко сделан переход к современным шлемам, а эта тема достойна отдельного рассмотрения...
  3. AK-47
    +3
    15 декабря 2012 11:52
    Экспериментальный шлем М1929 (М29). В сентябре 1929г. во время больших маневров под Бобруйском солдаты Красной Армии получили новый стальной шлем. Шлем был вполне оригинальный по форме (за что получил меткое прозвище «колокольчик»), однако в нем просматривалась некоторая схожесть со шлемом М17Sohlberg.
  4. И. Бровкин
    +1
    15 декабря 2012 14:59
    Жаль,что про современные каски не написано,а так статье +.
    1. Dikremnij
      +1
      15 декабря 2012 15:08
      Полностью с Вами согласен
  5. panda
    +2
    15 декабря 2012 18:41
    Еще к британской каске прилагалась боевая маска. Такие маски носили некоторые подразделения британских войск в боях первой Мировой войны. Они защищали солдат от осколков снарядов и пуль good
    1. +4
      15 декабря 2012 23:12
      Цитата: panda
      Такие маски носили некоторые подразделения британских войск в боях первой Мировой войны. Они защищали солдат от осколков снарядов и пуль

      Да,танкисты.И защищали такие маски от брызг свинца,залетанших сквозь смотровые щели в танки и от осколков брони.
    2. +2
      15 декабря 2012 23:14
      В первую очередь такие маски использовали британские танкисты( конечно с того момента когда танки появились) т.к при попадании в броню танка образуются вторичные осколки вероятность погибнуть от них мала( броня у танков того времени была тонкая и соответственно осколки образующиеся от неё тоже маленькие и "не очень опасные") но вот повредить органы зрения, да и вообще остаться "уродом на лицо" на всю оставшуюся можно , вот для защиты от них они и использовались.
    3. nmd_1
      +2
      16 декабря 2012 10:43
      Были и такие у немцев. Еще у пулеметчиков были кольчужные маски, само собой речь о Первой мировой.
      1. +2
        16 декабря 2012 19:42
        Только рыцари, только хардкор laughing

  6. YuDDP
    +3
    15 декабря 2012 22:23
    Статья интересная, иллюстраций не хватает. Автору +.
    1. -1
      17 декабря 2012 08:18
      Чужие фото денег стоят... wink
  7. Братец Сарыч
    +1
    16 декабря 2012 10:09
    А разве в США не британские каски были? Мне вот помнится, что они их использовали очень долгое время, пока свои не создали...
  8. nmd_1
    +3
    16 декабря 2012 10:46
    Было и такое smile
    1. +2
      16 декабря 2012 19:47
      Классное фото
  9. +1
    27 марта 2013 20:30
    В статье присутствует неточность (если не сказать ошибка) в части того, что Ст.Ш. 40 имел "шеститочечную" систему крепления подтулейного устройства. "Шесть клепок" появились позже. Ст.Ш.40 имел трехточечную систему. (Только что закончил восстанавливать "сороковку" для Слободо-Туринского историко-краеведческого музея - трехточечная... Каска "копаная" нашими поисковиками в Синявинских лесах под Питером - в ней наш боец погиб, приблизительно 1942 год. Вечная память!.. Так вот - три клепки, как и на "халке", имею в виду Ст.Ш.36.) АК-47, спасибо за фото М29 - я его давненько разыскивал! Сохраню в избранном...
  10. пан Грициан
    0
    22 июня 2013 15:58
    Прочитал заголовок Для служебного пользования: Череп и офигел, а потом ничего так, въехал в тему
  11. 0
    5 августа 2013 17:32
    А вот интересный факт
    Наверное многие видели в интернете забавную фотографию с бойцами Красной армии лихо марширующих в немецких шлемах.

    По словам ветерана этой дивизии В.В. Войцеховича, в первые дни после Победы руководство полка решило провести смотр.
    А так как на всех советских касок не хватало, их просто повыбрасывали раньше, потому что на фронте почти не использовали, поэтому руководство полка приказало одеть немецкие каски. Смотр проходил в лесу в окрестностях Линца, поэтому местное население советских солдат в «таком виде» не видело, и после этого смотра немецкие каски в полку больше ни разу не использовались.
  12. Комментарий был удален.