Исторический вопрос: нужен ли нам флот?
Сперва стоит ознакомиться с историей вопроса. Первыми сомневающимися были те самые бородатые и необразованные бояре. В силу революционной новизны реформ Петра Великого, они попросту не успевали менять свое мировоззрение соответствующим образом. Вдобавок к этому царь Петр нещадно изводил некоторые многовековые устои, несовместимые с современностью. Привыкшие к сложившемуся порядку бояре и прочие сановники с трудом вливались в новую политику и, как следствие, довольно жестко воспринимали различные нововведения. Одной из таких жертв трудности восприятия стал флот. Надо отдать должное Петру I и его сподвижникам – общими усилиями они убедили высшие круги страны в необходимости строительства морского флота, торгового и военного.
Следующий исторический персонаж, на котором стоит остановиться при изучении прошлого нашего вопроса – граф Александр Романович Воронцов. Вскоре после убийства Павла I и воцарения Александра I, Воронцов был назначен главой Комитета образования флота. Такое решение императора Александра вряд ли может быть названо правильным, и вот почему. Граф Романцов, равно как и его брат Семен Романович, был ярым противником мощного военно-морского флота. В своих официальных речах он неоднократно упоминал ненужность такого рода войск:
В ходе реформ под началом Комитета за несколько лет военный флот был сокращен, а все его тактические задачи свели к охране акваторий Черного и Балтийского морей. Несмотря на постепенное увеличение финансирования, флот перестал совершать дальние походы.
В качестве причин таких изменений в жизни флота нередко называется не только позиция А. Воронцова, но и некоторые факты из биографии его брата. Семен Романович Воронцов был англоманом, что сказывалось на его суждениях, в том числе и относительно обороны своей страны. Иногда встречается мнение, гласящее, что англичане через С.А. Воронцова оказывали влияние на его брата. В качестве доказательства этого приводится уважение, которое англичане проявляли к Семену Александровичу во время его посольства, а также нежелание Великобритании иметь сильного конкурента на морях.
Стоит признать, что новая политика в отношении флота, проводившаяся Александром I и его чиновниками все же не поставила крест на морской части отечественных вооруженных сил. Да, дальние походы прекратились, но морякам пришлось повоевать и на сравнительно небольшом удалении от родных берегов. В качестве примера этого можно привести Дарданелльское и Афонское сражения 1807 года, когда русская эскадра под командованием вице-адмирала Д.Н. Сенявина с разницей в месяц дважды разбила турецкую. По масштабам и политическим последствиям эти сражения могут сравниться со средиземноморским походом Ф.Ф. Ушакова в конце предыдущего столетия. Кроме того, не слишком дальний поход Сенявина вынудил Османскую империю подписать перемирие и заняться восстановлением своего военного флота – после двух сражений его боеспособность значительно упала.
Последний крупный всплеск «активности» на тему необходимости флота относится уже к нашему времени. После распада СССР вопросы о нужности флота, равно как военной авиации, ракетных войск стратегического назначения и других родов наших вооруженных сил, стал подниматься особенно часто. В большинстве случаев риторика была одной и той же. Во-первых, утверждалось (а порой и утверждается до сих пор), что Холодная война закончилась и нам больше незачем конфликтовать с кем-то и готовиться к войне. Вторым доводом был пресловутый баланс пушек и масла – урезание военных расходов подавалось единственным способом спасения экономики. Как потом оказалось, страна осталась и без пушек, и без масла. Тем не менее, горячие головы, критиковавшие флот, не переставали совершенствовать свое дискуссионное мастерство и продвигать явно антифлотские предложения.
Как известно, лучшее и главное доказательство чего-либо – опыт, его подтверждающий. Что наш военно-морской флот может сказать «в свое оправдание»? Доказывать свою важность и необходимость российский флот начал в 1714 году, когда он победил в сражении у мыса Гангут. Благодаря этой победе над шведами, Россия получила выход в Балтийское море. В дальнейшем в ходе Северной войны российский флот одержал еще несколько побед. С нашей победой в последнем крупном морском сражении Северной войны – при Гренгаме – связан один из элементов морской формы. Именно победу при Гренгаме символизирует одна из полосок на воротнике моряков.
По окончании Северной войны началось несколько относительно спокойных десятилетий, в течение которых российский флот продолжал строиться и развиваться. В обновленном виде он участвовал во всех русско-турецких войнах, шедших за господство в Черном море. Вскоре после того, как Россия утвердилась на его берегах, был основан Черноморский флот. Именно черноморские моряки под командованием Ф.Ф. Ушакова в самом конце XVIII века одержали ряд побед в Ионическом и Средиземном морях.
Девятнадцатый век нельзя назвать в полной мере удачным для российского флота. То же самое относится и к началу века двадцатого. Победа в Синопском сражении и героическая оборона Севастополя, как оказалось, лишь отдалили печальный конец Крымской войны, а героизм моряков Тихоокеанского и Балтийского флотов не помогли выиграть Русско-японскую войну. Первая Мировая война была немного более удачна – российские моряки с переменным успехом проводили операции по уничтожению вражеских кораблей и нарушению грузоперевозок. В то же время, мощь германского флота не давала российским морякам проявлять особую активность на Балтике. Немного более удачно воевал Черноморский флот, которому в первые несколько месяцев войны удалось установить контроль над всем морем, где находились его базы. В конечном счете, тяжелая экономическая и социальная ситуация в стране ослабили все вооруженные силы и привели к Октябрьской революции, после чего наша страна вышла из Первой Мировой.
К началу Великой Отечественной войны Советский Союз смог не только восстановить былую мощь военного флота, но и значительно ее увеличить. Широко известны подвиги советских моряков в ходе Великой Отечественной. Что касается эффективности их боевой работы, то ее можно оценить по численным результатам атак и операций. Черноморский, Балтийский и Северный флоты СССР за годы войны уничтожили свыше пятисот боевых кораблей противника, не менее 1200 транспортных и вспомогательных судов, а также порядка 2000-2500 самолетов противника. Кроме того, Северный флот обеспечил проводку 76 конвоев с грузами военного назначения, в которых участвовало почти полторы тысячи транспортных судов и более тысячи кораблей охранения. Немалыми были и потери. При этом не стоит забывать, что без участия военно-морского флота сухопутные войска находились бы в еще более тяжелом положении, не имея возможности получать грузы по морю, как от союзников, так и из Сибири и Дальнего Востока.
В последние десятилетия ВМФ Советского Союза и России не участвовал в крупных военных конфликтах. Однако и мирная жизнь не обходится без характерных инцидентов. Так, в последние годы участились дальние походы российских кораблей. Почти каждый такой поход сопровождается специфической реакцией зарубежных стран. Их официальные лица стараются держаться в рамках приличия, но некоторые зарубежные граждане порой доходят до истерики. Любопытно, что в предыдущие годы, когда все отечественные корабли и подводные лодки все время стояли у причалов, зарубежные «партнеры» не нервничали и даже в некоторой мере радовались.
О чем может говорить такая реакция заграничных господ? Прежде всего о том, что в мировом масштабе военно-морской флот пережил ряд коренных изменений структуры и оснащения армий, но, как и раньше, остался одной из главнейших ударных и оборонительных сил. Более того, ряд военных конфликтов последнего времени начинался с того, что в район будущих боевых действий приходили ударные группировки флота. Исходя из этих тезисов, можно сделать вполне логичный и жизнеспособный вывод относительно причины специфической зарубежной реакции на походы российских кораблей. Постепенное усиление нашего флота попросту действует на нервы некоторым государствам, которые не желают видеть сильного конкурента.
Что в таком случае делать России? Ответ очевиден: продолжать воплощение начатых программ. Столь крупной стране обязательно нужен мощный и современный флот и вся история отечественного ВМФ является прямым тому подтверждением. Что же до зарубежной реакции, то это не та вещь, на которую стоит обращать особое внимание и учитывать при составлении и осуществлении своих планов. Пламенные речи официальных лиц и простых зарубежных граждан говорят только об их отношении к российским намерениям, но не более. Гораздо важнее создание четкой и конкретной программы развития военно-морского флота. Для этого необходимо проанализировать существующее состояние дел в мире и конкретных его регионах, создать примерный облик мира в ближайшем будущем и, располагая такой информацией, разрабатывать облик перспективного военного флота. К примеру, для действий в прибрежной зоне и непосредственной защиты морских границ нужны либо ракетные/артиллерийские катера, либо сторожевики небольшого водоизмещения. Для действий на большом удалении от базы, в свою очередь, требуются корабли других классов. Географические особенности российской территории и намерения возобновить свое присутствие в ряде удаленных регионов прозрачно намекают на тот факт, что в составе отечественного флота должны быть корабли всех типов, от легких катеров до тяжелых ракетных крейсеров с атомной энергетической установкой.
До конца текущего 2012 года российский ВМФ получит не менее десяти новых боевых кораблей. Примерно столько же сейчас находится в различных стадиях строительства. Очевидно, у руководства страны есть единое мнение по вопросу «нужен ли нам флот?». И мнение это повлекло за собой ряд других вопросов более конкретного характера, касающихся необходимого количества новых кораблей, их типов, вспомогательных средств и т.д. С этим мнением согласна и немалая часть общественности. Но почему при наличии такого огромного боевого опыта и обширного списка побед необходимость флота до сих пор у кого-то вызывает сомнения?
Информация