Спасатели для Арктики. Модернизация спасательных глубоководных аппаратов

13
Спасатели для Арктики. Модернизация спасательных глубоководных аппаратов

В 2014 г. была принята Концепция развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ, рассчитанная до 2025 г. Особое место в этом документе занимают спасательные глубоководные аппараты (СГА), предназначенные для помощи терпящим бедствие подводникам. На днях стало известно о последних достижениях в этой области, а также появились новости о планах на будущее.

По итогам заседания


9 ноября в Адмиралтействе прошло рабочее совещание, посвященное вопросам реализации Концепции поисково-спасательного обеспечения. По его итогам главком ВМФ адмирал Николай Евменов сделал несколько важных заявлений, охватывающих недавнее прошлое и обозримое будущее.



По словам адмирала, к настоящему времени запущена и эффективно работает система сервисного обслуживания, планового ремонта и модернизации СГА пр. 1855 «Приз» и пр. 18270/18271 «Бестер». Такая система создана в рамках первого этапа Концепции. Работы продолжаются, и прямо сейчас на Канонерском судостроительном заводе (г. Санкт-Петербург) выполняется модернизация аппарата АС-36 типа «Бестер» из состава Северного флота. Работы завершатся в следующем году.


Глубоководный аппарат АС-28 на судне "Коммуна"

Модернизация предусматривает обновление ряда систем, благодаря чему вырастут его характеристики, а также появятся новые возможности в деле спасения подлодок. Модернизируются средства жизнеобеспечения, новые системы позиционирования, гидроакустического поиска и телевизионного контроля. Кроме того, аппарат АС-36 получит новые возможности для работы в арктических морях, что особо важно для СГА Северного флота.

Адмирал Евменов рассказал, что Концепция развития поисково-спасательного обеспечения предусматривает не только совершенствование имеющихся аппаратов, но и создание новых. Они будут разрабатываться «в ближнесрочной перспективе». Характеристики техники определят в соответствии с будущим применением в Арктической зоне – в составе Северного и Тихоокеанского флотов. Другие подробности перспективной разработки не приводились.

Объемы модернизации


По известным данным, в настоящее время в составе ВМФ России имеется всего 6 СГА проектов 1855 и 18270/18271. Вместе со спасательными судами-носителями они распределены между всеми флотами и призваны оказывать помощь подлодкам. Основу таких спасательных сил составляют аппараты типа «Приз» в количестве 4 ед. По проектам «Бестер» и «Бестер-1» пока построили только 2 аппарата.


СГА АС-30 в море

Северный флот располагает двумя СГА. Это аппараты АС-34 типа «Приз» и «Бестер» АС-36, используемые на носителях «Георгий Титов» и «Михаил Рудницкий». Еще два аппарата, АС-30 («Приз») и АС-40 («Бестер-1») служат в составе Тихоокеанского флота на судах «Алагез» и «Игорь Белоусов» соответственно. В составе Балтийского и Черноморского флота имеется по одному «Призу» – АС-26 и АС-28.

Таким образом, в составе флотов, располагающих крупными подводными силами, имеется по два спасательных судна с СГА на борту. Черноморский и Балтийский флот имеют меньшее количество подлодок, и потому использую только по одному такому аппарату.

Спасательные аппараты регулярно проходят ремонт для поддержания технической готовности. Кроме того, осуществляется модернизация. Работы такого рода стартовали в конце двухтысячных и продолжаются до сих пор. В середине октября Канонерский судостроительный завод сдал модернизированный аппарат АС-28. Ранее переоснащение прошли три других «Приза», в результате чего все аппараты этого типа соответствуют современным требованиям.


Аппарат АС-34 на учениях

Прямо сейчас предприятие ведет работы по обновлению СГА АС-36. Он был построен по исходному пр. 18270, а по итогам ремонта будет соответствовать пр. «Бестер-1». Таким образом, в составе ВМФ будет два спасательных аппарата последнего проекта. Одновременно с этим будет завершена текущая модернизация всех наличных СГА.

Пути обновления


В ходе модернизации СГА типа «Приз» осуществлялся полный переход на цифровую бортовую аппаратуру. Устанавливались новые телевизионные системы наблюдения с высоким качеством картинки. Также внедрялись новые манипуляторы, обеспечивающие выполнение более широкого круга работ. Также осуществлялась модернизация судов-носителей для совместимости с новой аппаратурой подводных аппаратов.

При разработке нового пр. 18270 использовались более новые технологии и компоненты, что обеспечило некоторые преимущества перед предыдущим пр. 1855. Так, «Бестеры», в отличие от «Призов», могут использоваться на разных спасательных судах, а также обеспечена переброска по воздуху или по автодорогам.


Выгрузка АС-40 с самолета

В двухтысячных годах появился пр. 18271 «Бестер-1» с очередными нововведениями. В нем предусматривается полностью цифровая аппаратура, новые системы движения и позиционирования и т.д. Важнейшим улучшением стала подвижная камера присоса, позволяющая присоединиться к подлодке, лежащей с большим креном или дифферентом.

По пр. 18271 был построен лишь один СГА, однако прямо сейчас осуществляется перестройка «Бестера» АС-36 в исходной конфигурации по новому проекту. Как на днях уточнил главком ВМФ, в результате такой модернизации аппарат получит новые ключевые системы, которые повысят эффективность выполнения всех основных задач.

Аппарат для Арктики


В последних заявлениях командования ВМФ особый интерес представляет информация о разработке перспективного спасательного глубоководного аппарата, учитывающего опыт создания и эксплуатации наличной техники. По очевидным причинам, подробности такого проекта пока не сообщаются, хотя отмечается необходимость обеспечения работоспособности в Арктике.

Для поиска и спасения подводных лодок в высоких широтах, в т.ч. подо льдами СГА и судно-носитель должны иметь несколько важных особенностей. Так, носитель должен быть устойчив к воздействию льдов и иметь возможность применения глубоководного аппарата практически в любом районе. В ряде ситуаций необходима помощь ледокола. Также предъявляются особые требования к системам связи, соединяющим СГА и его носитель.


Судно "Игорь Белоусов" - носитель АС-40

Сам СГА для Арктики должен отличаться повышенными ходовыми характеристиками, позволяющими работать подо льдом в течение длительного времени. Возможно повышение требований к системам жизнеобеспечения и к объему отсека для спасаемых. При этом возможно применение решений и технологий, хорошо зарекомендовавших себя в предыдущих проектах. К ним можно отнести подвижную камеру для стыковки, развитые гидроакустические средства и т.д.

По всей видимости, принципиальные изменения и переработка общей архитектуры существующих СГА не требуется, однако состав приборного оснащения и другие особенности проекта должны учитывать как прогресс последнего времени, так и особые требования заказчика.

Будущее спасения


В ближайшие годы военно-морскому флоту предстоит эксплуатировать только СГА проектов «Приз» и «Бестер-1». В рамках первого этапа Концепции развития поисково-спасательного обеспечения они прошли модернизацию и могут продолжать службу в течение нескольких лет. Второй этап Концепции предусматривает разработку и строительство новых глубоководных аппаратов.

Главком ВМФ назвал появление нового СГА делом ближнесрочной перспективы, а Концепция рассчитана на срок до 2025 г. Все это указывает на возможность разработки проекта в ближайшие годы, и уже в середине десятилетия ВМФ могут передать головной образец нового типа. Каким он будет и какие преимущества даст аварийно-спасательной службе – покажет время. Однако уже сейчас понятно, что принимаются меры по развитию средств спасения, и подводники всегда смогут рассчитывать на помощь.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    11 ноября 2020 08:00
    Спасибо за обзор!
    Коммуна (Волхов) вызывает искреннее уважение. Свыше века в стою, и не один обор про спасательные суда без неё не обходится!

    С уважением, Коте!
  2. +3
    11 ноября 2020 09:00
    Весьма актуально для СМП, где за год проходит всего несколько сотен судов.
    1. +2
      11 ноября 2020 12:59
      Тут есть интересная грань, если сидеть на месте и кивать на отсутсвие «рентабельности», будем терять опыт, навыки идеи и технологии. Лучше выбрасывать деньги в свои разработки (пускай экономически не выходные), чем банально сидеть на деньгах. К слову за бугором нам подобную технику купить не дадут, а тут и своего производителя поддержим и науку подтянем.
      Пускай кислая брага, но своя! А вось меды варить научимся!
      1. +2
        11 ноября 2020 14:16
        Безусловно, вы правы. Но, зная чуть "извнутри", как там все происходит.... Боюсь, и кислой браги скоро не будет....
      2. 0
        11 ноября 2020 14:18
        Цитата: Коте пане Коханка
        Тут есть интересная грань, если сидеть на месте и кивать на отсутсвие «рентабельности», будем терять опыт, навыки идеи и технологии. Лучше выбрасывать деньги в свои разработки (пускай экономически не выходные), чем банально сидеть на деньгах. К слову за бугором нам подобную технику купить не дадут, а тут и своего производителя поддержим и науку подтянем.
        Пускай кислая брага, но своя! А вось меды варить научимся!

        Это при том, что на самом деле, страна на "деньгах не сидит", и даже более того, в деньгах нуждается? Вы поймите меня правильно, я человек напрочь посторонний и не определяю приоритеты по экономически невыгодным разработкам. Однако, имеющий глаза да увидит и если даже мне видна абсурдность подобных мероприятий, то буквально завтра на ВО станут говорить, мол снова кто-то распилил государственные средства. hi
        1. +4
          11 ноября 2020 14:37
          Мое мнение простое - дорогу осилит идущий!
          Лично я живу просто, Что умею делаю все своими руками. Если не умею советуюсь или нанимаю специалиста. Когда он делает, я смотрю, спрашиваю учусь. В Очередной раз пробую сам. Главный мотив, для себя сделаешь лучше, да и твой труд он для тебя бесплатен!!!
          В конечном итоге, у меня есть все и это все сделано моими руками или куплено на заработанные мною деньги.
          Можно жить по другому, скулить, клянчить, юлить. Не скажу, что не эффективно сослуживцы прожив 20 лет в съемных квартирах и общагах, одним махом получали сертификаты на 4 миллиона. Но это их путь.
          Возвращаясь к теме, можно обвинять, а можно делать. Для меня ближе второе!!!
          Р.s. Рукастым мужиком себя не считаю.
          1. +3
            11 ноября 2020 15:15
            Цитата: Коте пане Коханка
            Мое мнение простое - дорогу осилит идущий!

            Многих вам сил, терпения и такого оптимизма. Храни вас Г-сподь!
  3. 0
    11 ноября 2020 15:57
    Разобрались, почему к Курску не пристыковались?
    Если на стыковочном кольце подлодки просто какая-нибудь ракушка прилипнет или водоросля - то и всё?
    А некоторые пишут, что там резиновое покрытие было неправильно устроено, и за годы эксплуатации этого никто не заметил... sad
    1. +1
      17 ноября 2020 14:54
      Цитата: Falcon5555
      Разобрались, почему к Курску не пристыковались?
      Если на стыковочном кольце подлодки просто какая-нибудь ракушка прилипнет или водоросля - то и всё?
      А некоторые пишут, что там резиновое покрытие было неправильно устроено, и за годы эксплуатации этого никто не заметил...

      На Курске из-за смещения легкого корпуса заклинило люк!
      А так бардак раньше был, даже буи приваривали, чтобы случайно не потерять))) Халатность, однако
  4. 0
    11 ноября 2020 20:13
    нужная и важная тема ... у нас есть подводный флот ... бывают разные ситуации ... люди должны иметь шанс на спасение даже когда произошло что-то непоправимое ... и в этом смысле глубоководные спасатели им в помощь ...
  5. +2
    11 ноября 2020 20:30
    Всё так и осталось со времён «Курска». Деньги освоены. Ни новых аппаратов, ни новых судов обеспечения. Эффективные менеджеры чО.
    Мне вот интересно, хотя бы ОДИН аппарат с судном обеспечения сможет выполнить задачу по эвакуации подводников с аварийной ПЛ? На любом флоте?
    Вопрос риторический.
    ЗЫ Готов получать минусы.
    Обидно, когда люди гибнут ради прикрытия высокопоставленных лампасоносных жоп.
  6. 0
    14 ноября 2020 12:15
    А что мешает на апл делать единый обитаемый отсек спасения и управления лодкой?
  7. 0
    17 ноября 2020 14:56
    На Балтике одна лодка, плюс строящиеся и ремонтируемые, и один аппарат, на Севере на порядок больше и всего два аппарата, надо больше