Универсальные десантные корабли «Токто»: планы и реальность

48

УДК "Токто" в сопровождении малых плавсредств. Фото Минобороны РК

Военно-морские силы Республики Корея располагает достаточно многочисленными десантными силами, в которых, однако, пока есть только один универсальный десантный корабль с широкими возможностями. УДК Dokdo (LPH-6111) проекта начал LPX / «Токто» службу в 2005 г., а второй корабль этого типа сдадут только в этом году. Ранее планировалось построить и третий, но от него отказались в пользу корабля другого класса.

Головной корабль


Принципиальное решение о разработке и строительстве собственных УДК нового типа было принято командованием ВМФ Южной Кореи в конце девяностых годов. Результатом этого стал запуск программы с шифром LPX. Работы начались с изучения собственного и зарубежного опыта эксплуатации десантных кораблей разных типов, после чего приступили к формированию технического задания на перспективный УДК.



В разработке технической документации участвовало несколько южнокорейских и зарубежных организаций. Головным подрядчиком, которому затем предстояло выполнить строительство, выбрали компанию Hanjin Heavy Industries & Constructions (г. Пусан). Значительный вклад в проект внесли американские специалисты. Именно этим объясняется определенное техническое сходство с десантными кораблями ВМС США.


"Токто" на совместных учениях. Фото ВМС США

В 2002 г. проектирование завершилось, и проект был утвержден заказчиком. В конце октября Управление программ военных закупок министерства обороны подписало контракт на строительство головного УДК с опционом на два серийных. Первый корабль новой серии получил имя «Токто» – в честь острова в Японском море, являющегося причиной споров между Южной Кореей и Японией. Стоимость корабля с учетом проектных работ определили в 650 млн долл. США.

К этому времени на верфи «Ханджин» начались подготовительные работы, и вскоре состоялась закладка первого УДК LPX. Характерной чертой проекта было широкое использование «гражданских» технологий судостроения. За счет этого достаточно крупный корабль удалось построить в минимальные сроки и без дополнительных трудностей. 12 июля 2005 г. головной «Токто» спустили на воду и после достройки вывели на ходовые испытания.

Разнообразные проверки продолжались до середины 2007 г. 3 июля заказчик подписал приемный акт, и УДК включили в состав ВМС. В декабре того же года «Токто» стал участником малазийской выставки LIMA-2007 – это было первое публичное мероприятие с участием первого южнокорейского УДК. К началу 2008 г. корабль достиг полной оперативной готовности и стал полноценной боевой единицей.

Улучшенный «Марадо»


Планы 2002 г. предусматривали строительство трех УДК типа LPX, и второй должен был войти в строй не позднее 2010 г. Однако в течение двухтысячных годов их пришлось неоднократно пересматривать. Из-за нехватки финансирования запуск строительства второго корабля несколько раз переносили. Кроме того, перед закладкой нового корабля было решено наработать опыт эксплуатации головного – и с его учетом изменить проект.


УДК и катер LCAC. Фото ВМС США

Разрешение на строительство второго LPX получили в октябре 2010 г., однако и после этого имели место проблемы и задержки разного рода. Только в конце 2014 г. Управление военных закупок разместило официальный заказ на доработку проекта с последующим строительством корабля. Стоимость контракта составила 360 млн долл. Проектные работы осуществлялись на фирме «Ханджин» и продолжались до марта 2016 г.

Осенью 2016 г. завод Hanjin Heavy Industries & Constructions начал резку металла и сборку конструкций будущего корабля. 28 апреля 2017 г. состоялась официальная церемония закладки. Второй корабль серии получил имя «Марадо» и тактический номер LPH-6112.

За счет грамотной организации работ и совершенствования технологий основную часть строительства выполнили в минимальные сроки. Уже 14 мая 2018 г. корабль спустили на воду и отправили на достройку у стенки. В том же году «Марадо» вышел на испытания, продолжающиеся до сих пор. Согласно актуальным планам, все необходимые проверки и прочие мероприятия завершатся в самое ближайшее время. Корабль собираются сдать до конца 2020 г. Соответственно, полная оперативная готовность будет достигнута в первых месяцах 2021-го.

Планы на будущее


Изначально планировалось, что третий УДК новой серии будет строиться по исходному проекту LPX или по его доработанной версии. Такой корабль мог бы войти в состав ВМС не позднее 2025 г., усилив десантные возможности флота. Однако в 2019 г. огласили новые планы. Теперь предлагалось разработать совершенно новый проект LPX-II с иными характеристиками и возможностями.


Полеты с палубы корабля. Фото Wikimedia Commons

Несколько месяцев назад стало известно, что ВМС временно отказываются от развития направления универсальных десантных кораблей. Вместо LPX-II будет разработан и построен легкий авианосец без возможности перевозки и высадки десанта. Корабль этого класса посчитали более приоритетным и полезным для ВМС.

Согласно недавним сообщениям, в настоящее время работы по LPX-II находятся на стадии формирования технического задания. Проектирование запустят в ближайшем будущем и завершат к середине десятилетия. Первый южнокорейский авианосец сможет начать службу через 10-12 лет. При этом нельзя исключать, что планы по строительству кораблей вновь пересмотрят, в т.ч. с отказом от авианосца и возвращением к УДК.

Десантные возможности


Универсальный десантный корабль Dokdo (LPH-6111) имеет длину 199 м и максимальную ширину 31 м. Полное водоизмещение – 18,8 тыс.т. Организована крупная полетная палуба для приема вертолетов. В нижней части корпуса находится ангарная палуба для перевозки различной техники или грузов; за ней расположена док-камера, обеспечивающая выход плавсредств наружу.


Закладка нового УДК "Марадо". Фото Defensetimes.kr

Главная энергоустановка типа CODAD включает четыре дизеля SA16 РС2.5 STC суммарной мощностью 41,6 тыс.л.с. На основных режимах используются два двигателя, еще два подключаются для разгона до максимальной скорости. Мощность выдается на два винта регулируемого шага. Контроль за работой энергоустановки осуществляется автоматизированной цифровой системой. Крейсерская скорость корабля составляет 18 узлов, максимальная достигает 23 узлов.

Корабль «Токто» несет различное радиоэлектронное вооружение, обеспечивающее навигацию, в т.ч. в прибрежной зоне, поиск опасных объектов и применение оружия. Для самообороны изначально использовался зенитный комплекс RAM с ракетами RIM-116B; запланирована его замена на систему K-SAAM южнокорейского производства. Также имеются две артиллерийские установки Goalkeeper.

Внутри корпуса УДК предусмотрены кубрики для десанта и ангарная палуба для его техники. Корабль может взять на борт до 720 морпехов, а также десятки машин разного назначения, включая танки. Доставка десанта на берег обеспечивается двумя катерами на воздушной подушке LCAC или другими десантно-высадочными средствами, перевозимыми в док-камере. Амфибийная техника десантируется самостоятельно.

На палубе базируется до 12-15 вертолетов разных типов. Сейчас на «Токто» эксплуатируются машины UH-60 и UH-1H. Проводились опыты с посадкой и взлетом других летательных аппаратов. На будущее запланировано обновление авиационной группы.


особенности облика корабля "Марадо". Графика Defensetimes.kr

Второй корабль серии, «Марадо» построен по обновленному проекту. За счет новых технологий и решений улучшены основные технические, боевые и эксплуатационные характеристики. Сообщалось о замене энергоустановки CODAD на CODAG, включающей газотурбинные двигатели. Обновлено радиоэлектронное вооружение, улучшены условия службы экипажа. Обеспечена возможность приема конвертопланов V-22 и современных вертолетов. Ангарная палуба и док-камера в целом не изменились.

Намерения и результаты


Южнокорейская программа строительства универсальных десантных кораблей представляет большой интерес, причем не только технический. Весьма любопытно то, как со временем менялись планы, и как реальные ее результаты отличаются от изначальных желаний. В начале двухтысячных ВМС Республики Корея желал получить три корабля в течение следующих 15-17 лет, но теперь речь идет только о двух УДК с превышением изначальных сроков.

Тем не менее, планы частично выполнены, что привело к существенному усилению десантных сил флота. При этом, получив один УДК и завершая строительство второго, южнокорейские ВМС решили отказаться от третьего в пользу полноценного авианосца. Насколько правильным было такое решение, станет известно только в будущем. Пока же главной задачей является завершение испытаний и принятие в состав флота новейшего десантного «Марадо».
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    18 ноября 2020 18:21
    Несколько месяцев назад стало известно, что ВМС временно отказываются от развития направления универсальных десантных кораблей. Вместо LPX-II будет разработан и построен легкий авианосец без возможности перевозки и высадки десанта. Корабль этого класса посчитали более приоритетным и полезным для ВМС

    Появление F35В дало новую жизнь классу «легкий авианосец». США, Япония, Ю.Корея, Испания, Турция и тд имеют/строят/планируют легкие авианосцы/УДК с этим самолетом.
    Появление новых БПЛА палубного базирования ещё больше поднимет актуальность данных кораблей.
    1. 0
      18 ноября 2020 19:44
      Появление новых БПЛА палубного базирования ещё больше поднимет актуальность данных кораблей.

      --скоро поднимутся БПМА --морские платформы для авиа-БПЛА( в ущерб авианосцам с полноценными экипажами)
    2. -9
      18 ноября 2020 22:25
      Появление F35В дало новую жизнь классу «легкий авианосец».

      У F-35 и так дальность никакая (по сравнению с F-15 и Су-35 ), а с вертикальным взлётом будет ещё меньше , почти как у вертолёта )))
      1. -10
        18 ноября 2020 22:35
        Цитата: lucul
        У F-35 и так дальность никакая (по сравнению с F-15 и Су-35 ), а с вертикальным взлётом будет ещё меньше


        Ни одна модель F-35 не обладает способностью вертикального взлета.
        1. -6
          18 ноября 2020 22:41
          Ни одна модель F-35 не обладает способностью вертикального взлета.

          Ну с вертикальной посадкой )))
          Не ? Или так тоже не нравится ? )))
          1. +1
            18 ноября 2020 23:47
            Цитата: lucul
            Или так тоже не нравится ? )))


            Так правильно. Я понимаю, что вы не видите разницы, но правильно - именно так.
            1. -5
              18 ноября 2020 23:54
              Я понимаю, что вы не видите разницы, но правильно - именно так.

              Наверное от вертикальной посадки сильно подрос радиус действия F-35B ? Не ? )))
              1. +2
                19 ноября 2020 00:00
                За счет отсутствия способности к вертикальному взлету он не так сильно уменьшился. Хотя он, естественно, меньше, чем у истребителей с обычным взлетом и посадкой, особенно сухопутных.
        2. +2
          19 ноября 2020 17:28
          Цитата: Глаз вопиющего

          Ни одна модель F-35 не обладает способностью вертикального взлета.


          Думаю, что матчасть нужно подтянуть... 2013 год

          1. -2
            19 ноября 2020 17:29
            Нет. Эксперименты не в счет.
            1. +2
              19 ноября 2020 17:46
              Цитата: Глаз вопиющего
              Нет. Эксперименты не в счет.

              Это не эксперименты.
              Все самолеты B серии умеют взлетать вертикально.
              Пусть это в военном смысле не особо целесообразно - но они умеют это делать.

              А когда строевые летчики снижаются вертикально, зависают и потом вертикально поднимаются - это что? Тоже эксперименты?
              с 8. минуты
              1. -1
                19 ноября 2020 18:49
                Это эксперименты и показательные выступления. Покажите мне, где в каком-нибудь более-менее официальном документе указывается, что F-35B способен вертикально взлететь заправленный и с боевой нагрузкой, и я пойду учить матчасть.
      2. 0
        22 ноября 2020 10:07
        Ну и что?Ведь строили специально вертолетоносцы,для тихоходных вертолетов.Теперь дальность примерно такая,но скорость,и незаметность выросла,Да и оружие которое несут ЛА другое.Будут теперь новые корабли-малые авианосцы,либо крейсера с УВП и ангаром и взлетной палубы на корме. hi
        1. -2
          22 ноября 2020 10:13
          Ну и что?Ведь строили специально вертолетоносцы,для тихоходных вертолетов.Теперь дальность примерно такая,но скорость,и незаметность выросла,Да и оружие которое несут ЛА другое.Будут теперь новые корабли-малые авианосцы,либо крейсера с УВП и ангаром и взлетной палубы на корме.

          Их строили зачем ? Затем , что ракеты раньше не доставали ,т.е имели ограниченную дальность . А сейчас крылатым ракетам Калибр увеличат дальность до 4 000км. И особой надобности , в них ,как раньше , уже нет.
          Только как возможность целеуказания ,да борьбы с подлодками .
      3. 0
        5 апреля 2021 15:25
        для нужд эскадры дальности с натяжкой хватает.
        не супер, но это уже и не харриер, радиус километров в 150-200 спокойно обслужит
  2. +6
    18 ноября 2020 18:23
    А я и не знал, что у корейцев есть УДК. Ну, не моряк, понятно...
    Хотя, наверное, вернее будет признать:
    ДАЖЕ у корейцев есть УДК, и задуматься...
    1. +5
      18 ноября 2020 18:33
      Цитата: Вождь краснокожих
      ДАЖЕ у корейцев есть УДК, и задуматься

      Почему даже? У Ю.Кореи мощный и крайне молодой военно-морской флот. По судостроению они стабильно в тройке (Китай,Корея,Япония)

      1. 0
        18 ноября 2020 18:57
        У нас то нет... Хоть и пока, но... Нет!
        1. +1
          18 ноября 2020 19:47
          Сша закрывают подступы к Лос Алн-су-Сан-Франц0о и Н-Й+ Вашингтон авианосцами.

          а мы можем Кузнецовыми защитить Ростов-Воронеж-Новосибирск-Е-катер и Москву?? че то другое нужно и МО это другое в войска ставит
      2. -4
        18 ноября 2020 22:26
        Почему даже? У Ю.Кореи мощный и крайне молодой военно-морской флот

        Согласен, их на роль тарана готовят )))
      3. 0
        5 апреля 2021 15:26
        Корейские верфи способны выдавать хоть каждый год авианосец - только денег башляй.
    2. -8
      18 ноября 2020 22:35
      А я и не знал, что у корейцев есть УДК. Ну, не моряк, понятно...
      Хотя, наверное, вернее будет признать:
      ДАЖЕ у корейцев есть УДК, и задуматься...

      У них ,как у вассалов -есть доступ к технологиям .
      А над доступ к технологиям запада закрыт наглухо . Напомню , в 2008г Путин хотел купить весь Opel с потрохами за 5 .5 млрд$ , и поставить на конвейер у нас 5 новых разных машин. Но америкосы наложили ветто на продажу Opel , и продали его спустя пару лет французам , в PSA ,за 2.5 млрд$ .
      Вот так Дженерал Моторс потерял 3 млрд $ на ровном месте.
      И ездили бы мы сейчас на Opel Insignia и Astra по вменяемым ценам , не наложи американцы ветто на продажу Opel.
      1. +5
        18 ноября 2020 23:51
        Не за 5,5 , а за 4.5.
        Но при этом прихватить для себя все технологии и патенты, на что Джи Эм закономерно категорически не соглашался.
        Так сделка и сорвалась, а не из за какого то вето
        . По официальной версии, GM «нашёл возможности для оздоровления бренда своими силами», но из переписки дипломатов, позднее опубликованной на сайте WikiLeaks, стало понятно, что передавили «наши»: в контракт российская сторона попросила включить пункт... о возможности продажи заводов Opel компании, принадлежащей государству, — проще говоря, открыть России технологии и патенты.
        1. -5
          18 ноября 2020 23:56
          Так сделка и сорвалась, а не из за какого то вето

          Дженерал Моторс не нужны были лишние 3 млрд$ ? )))
          1. +3
            19 ноября 2020 00:08
            Дженерал моторс не нужны были проблемы с патентами, которые пыталась протащить в договор российская сторона, из за чего сделка и сорвалась.
            Они перекрывали любой возможный доход от продажи части акций Опеля.
            С французами были совсем другие условия продажи.
        2. 0
          19 ноября 2020 05:13
          А как нужно было? Покупаешь компанию, но ее ноу-хау не получаешь? И что тогда означает владение?
          1. +1
            19 ноября 2020 06:01
            Это когда покупаешь на металлолом.
          2. +3
            19 ноября 2020 08:39
            Речь шла о продаже 55 процентов акций Опеля, а в сделку пытались включить пункт, как будто бы продавались все 100 процентов, и к кому же прихватить патенты группы Джи Эм.
            В общем, решили, что самые хитрые.
            Не прокатило.
            Сделка с французами была совсем на других условиях.
    3. 0
      12 января 2021 15:19
      Цитата: Вождь краснокожих
      ДАЖЕ у корейцев есть УДК, и задуматься...

      что вы хотите сказать этим "ДАЖЕ"?
      не понятно.....
  3. -3
    18 ноября 2020 20:18
    С кем у Ю Кореи могут быть такие напряги ,что им надо УДК ? Проект с перспективой на экспорт,в войну с соседями не верю в принципе
    1. +5
      18 ноября 2020 20:43
      Речь уже идёт не о УДК, они у них уже есть, сейчас стоит вопрос лёгкого авианосца
    2. +1
      18 ноября 2020 21:17
      С кем у Ю Кореи могут быть такие напряги

      С Северной Кореей в основном laughing
      С Японией то-же имеются.
      1. 0
        19 ноября 2020 08:45
        Цитата: Lex_is
        С Северной Кореей в основном

        С Корея пытается напасть на Ю Корею ? Да вы что
        Цитата: Lex_is
        С Японией то-же имеются.

        Спор из-за островов в Юго-восточной Азии обычное дело ,там все с кем то спорят .
    3. -5
      18 ноября 2020 22:23
      С кем у Ю Кореи могут быть такие напряги ,что им надо УДК ? Проект с перспективой на экспорт,в войну с соседями не верю в принципе

      А корейцев никто и не спрашивал ))))
      Всё по классике - ими будут воевать против Китая , до последнего корейца )))
      Белый Бвана за них давно всё решил , они этого ещё просто не осознают )))
      1. 0
        18 ноября 2020 23:34
        А у корейцев своих поводов нет?
  4. 0
    19 ноября 2020 00:27
    Что с ними важно, мы то где? (в одном месте не рассматриваем).
  5. -7
    19 ноября 2020 02:03
    - ТАКИХ БЫ НАМ В РОССИИ НАВАЯТЬ
    1. 0
      19 ноября 2020 08:44
      ну так Рогова и Москаленко заложили, дай бог лет через десять увидим....
  6. 0
    20 ноября 2020 06:32
    Цитата: Avior
    Но при этом прихватить для себя все технологии и патенты, на что Джи Эм закономерно категорически не соглашался.

    А что там такое секретное, чего не знает слесарь-дядявася из соседнего гаража?
    1. 0
      20 ноября 2020 12:55
      Цитата: pmkemcity
      ...А что там такое секретное, чего не знает слесарь-дядявася из соседнего гаража?
      на этот вопрос уже давно давал ответ М. Жванецкий (ещё при жизни), - "с внешним видом западных аналогов совладали, теперь давайте товарищи и внутренности не будем пропускать.... !!!"
    2. 0
      20 ноября 2020 12:56
      из монолога, - "А включаешь, - НЕ РАБОТАЕТ !"...
  7. 0
    20 ноября 2020 15:36
    Да уж, скорости их постройки можно только позавидовать...
  8. 0
    20 ноября 2020 16:01
    Чуют,понимают собакоеды,что японяки не забыли про них.Что рано или поздно,потомки
    А́матэрасу-о́-миками вновь придут на Корейский полуостров,и корейцам засадят по самые пидмидоры)))
  9. 0
    20 ноября 2020 21:12
    Где ЮК собирается проводить амфибийные операции ?
    Читаешь новости: Египет , Перу, Мьянма и т.д. строят /покупают УДК.
    У меня лишь один вопрос - ЗАЧЕМ ???
    1. 0
      12 января 2021 15:23
      Цитата: Slug_BDMP
      итаешь новости: Египет , Перу, Мьянма и т.д. строят /покупают УДК.
      У меня лишь один вопрос - ЗАЧЕМ ???

      хороший вопрос... в скором времени будет война за колонии? ну или за морские торговые пути.....
  10. 0
    22 ноября 2020 10:10
    Цитата: OgnennyiKotik
    По судостроению они стабильно в тройке (Китай,Корея,Япония)

    Только куда южане десант высаживать будут?У них "основной противник"-только перейти 38 параллель. hi
    1. 0
      8 января 2021 19:29
      У них еще и с Японией терки из-за островов. Тут уж вопрос принципа - коли у Японии есть УДК, югокрейцы хочешь-не хочешь, а обязаны не отставать.
  11. 0
    11 января 2021 16:33
    Что то водомзмещение 18,8 тыс слишком мало для таких размеров. Там тыс 40 должно выходить плюс минус с нормальной осадкой.