Найти авианосец: на замену Ту-95РЦ

115

Одним из важнейших элементов советской системы противодействия авианосным и корабельным ударным группам (АУГ и КУГ) потенциального противника, наряду с глобальной спутниковой системой морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) «Легенда», рассмотренной в статье Найти авианосец: космические средства разведки, были стратегические самолёты разведки и целеуказания Ту-95РЦ. С 1963 по 1969 год в интересах Военно-морского флота (ВМФ) Советского Союза было построено 52(!) самолёта Ту-95РЦ, которые несли службу с 1964 года до начала 90-х годов ХХ века. Самолёты Ту-95РЦ осуществляли патрулирование продолжительностью порядка суток, что позволяло «вскрывать» надводную обстановку на огромной территории.

После того, как Ту-95РЦ был снят с вооружения, ему на замену должны были прийти самолёты Ту-142МРЦ, однако из-за развала СССР, а также смены концепции, предполагающей выдачу целеуказания со спутников системы «Легенда», работы по Ту-142МРЦ прекратили, а единственный экземпляр самолёта был утилизирован.



Учитывая состояние спутниковой системы «Легенда» и пришедшей ей на замену системы «Лиана», после отказа от Ту-95РЦ ВМФ РФ остался без дальней авиационной разведки.

Целесообразно ли сейчас осуществлять разработку стратегического самолёта-разведчика, концептуально сходного с Ту-95РЦ, но реализованного на новом техническом уровне?

Существует мнение, что экипажи Ту-95РЦ в какой-то степени являлись «смертниками», поскольку в случае начала конфликта существовала крайне высокая вероятность того, что они будут уничтожены палубной авиацией противника, причём ещё до того, как смогут выдать целеуказание для наведения противокорабельных ракет (ПКР). Эти риски никуда не исчезли, более того, скорее всего они даже возросли.

Впрочем, у авиации появился свой козырь – беспилотные летательные аппараты (БПЛА), из которых нас интересуют машины класса HALE (High Altitude Long Endurance) – БЛПА дальнего радиуса действия для полётов на высотах более 14000 метров и отчасти класса MALE (Medium Altitude Long Endurance) – БЛПА дальнего радиуса действия для полётов на высотах 4500-14000 метров.

Стратегические разведывательные БПЛА США


Если рассмотренные в статье Найти авианосец: взгляд из стратосферы высотные разведывательные дирижабли и электрические БПЛА находятся только в самом начале своего развития, то «классические» БПЛА с турбореактивными, турбовинтовыми или с поршневыми двигателями уже достигли технической «зрелости» и активно применяются для решения различных боевых задач. Первой и основной задачей БПЛА является осуществление разведки и целеуказания.

Одними из наиболее сложных и дорогих БПЛА являются стратегические тяжёлые высотные БПЛА класса HALE, наиболее яркими представителями которых являются американский БПЛА RQ-4 Global Hawk и его морская версия – MQ-4C Triton. Практически единственным серьёзным недостатком этих машин является их цена, составляющая 120-140 миллионов долларов США без учёта стоимости разработки.


БПЛА RQ-4 Global Hawk (вверху) и MQ-4C Triton (внизу)

Максимальная высота полёта БПЛА RQ-4 Global Hawk составляет около 20 километров, максимальная продолжительность полёта 36 часов. На удалении 5500 километров от аэродрома базирования БПЛА RQ-4 Global Hawk может осуществлять патрулирование в течение 24 часов. Максимальная скорость полёта составляет 644 километра в час.

РЛС БПЛА RQ-4 Global Hawk позволяет сутки получать изображение территории площадью 138 тысяч квадратных километров с расстояния 200 километров с разрешением 1 квадратный метр, а в точечном режиме может быть получено изображение разрешением 0,3 квадратных метра. Полученная информация передаётся через канал спутниковой связи на скорости до 50 Мбит/с. БПЛА также оборудован оптико-локационной станцией с дневным, ночным и тепловизионным каналами.


Радиолокационное изображение с разрешением менее 1 метра. Изображения, получаемые РЛС БПЛА RQ-4 Global Hawk и БПЛА MQ-4C Triton, должны быть ещё более высокого качества

В настоящее время БПЛА RQ-4 Global Hawk осуществляют полёты вдоль российской границы, осуществляя разведку на 200-300 километров вглубь территории. Можно предположить, что БПЛА держатся на определённом расстоянии от границы, чтобы не попасть под огонь российских зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), и реальная дальность работы РЛС занижена с целью дезинформации противника и фактически может составлять до 400-500 километров.

БПЛА MQ-4C Triton обладает схожим комплектом оборудования, оптимизированным для обнаружения целей на поверхности воды. Он способен осуществлять патрулирование на высоте до 17 километров на скорости до 610 километров в час. Продолжительность патрулирования достигает 30 часов. MQ-4C Triton способен резко менять высоту и «нырять» под облака для получения оптического изображения обнаруженных РЛС целей.

РЛС кругового обзора с АФАР позволяет сканировать 5200 квадратных километров за один проход. Программное обеспечение может осуществлять автоматическое распознавание целей по радиолокационным сигнатурам, полученным с РЛС. Также на БПЛА MQ-4C Triton размещена система радиоэлектронной разведки (РЭР), аналогичная установленной на самолёте РЭР Lockheed EP-3, что позволяет БПЛА уклоняться от обнаружения РЛС противника. Также в настоящий момент ведутся работы по приданию РЛС БПЛА MQ-4C Triton функции обнаружения воздушных целей.

Парадоксально, но для российского военно-морского флота (ВМФ), критично зависящего от возможности применять ПКР большой дальности, такой БПЛА был бы куда более полезен, чем для ВМС США. Он мог бы заменить стратегические самолёты-разведчики Ту-95РЦ, обеспечив в несколько раз большую эффективность по обнаружению АУГ и КУГ противника.


К сожалению, пока российский вариант БПЛА RQ-4 Global Hawk, способный качественно превзойти по эффективности самолёт-разведчик Ту-95РЦ, можно представить только на картинке

Можно предположить, что следующее поколение стратегических разведчиков может быть реализовано с учётом широкого применения средств снижения заметности, аналогичных тем, что используются на истребителях F-22 и F-35, а также бомбардировщиках B-2 и перспективных бомбардировщиках B-21 Raider.

Предположительно, в них будут использоваться трёхконтурные турбореактивные двигатели, разработка которых активно ведётся в настоящий момент американскими компаниями. К примеру, двигатель XA-100, который разрабатывается General Electric, согласно официальной информации, позволяет снизить потребление топлива на 25 % и увеличить тягу на 20 %. Поэтому легко можно экстраполировать рост характеристик БПЛА типа RQ-4 Global Hawk/MQ-4C Triton при установке на них такого двигателя.

Стратегические разведывательные БПЛА РФ


Если говорить в формате альтернативной истории, то Россия вполне могла бы обойти США в деле создания БПЛА.

В 2014 году КБ «Сухой» анонсировало проект БПЛА «Зонд-1» и его версию дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) «Зонд-2» класса HALE с размахом крыла 35 метров, высотой полёта до 16 километров и продолжительностью полёта до 24 часов. В качестве двигателей предполагалось использовать два турбореактивных двигателя (ТРД) АИ-222-25, используемых на учебном самолёте Як-130.


Изображение БПЛА «Зонд-1» (слева), ТРД АИ-222-25 и БПЛА ДРЛО «Зонд-2» (справа)

Ещё раньше, в 1993 году КБ «Мясищев» предлагало проект высотного БПЛА М-62.

Найти авианосец: на замену Ту-95РЦ
Изображение высотного БПЛА М-62 КБ «Мясищев»

Впрочем, история не знает сослагательного наклонения, и на тот момент все проекты высотных БПЛА остались на стадии эскизов и макетов. Как уже говорилось выше, на текущий момент у России отсутствуют аналоги БПЛА RQ-4 Global Hawk и MQ-4C Triton, и вообще БПЛА класса HALE. Наиболее близким решением является БПЛА «Альтаир» («Альтиус-М»/«Альтиус-У») класса MALE.

По своим лётным характеристикам – крейсерской скорости полёта 250 километров в час (максимальная 450 км/ч) и потолку в 12 000 метров БПЛА – «Альтаир» примерно в полтора-два раза уступает БПЛА типа RQ-4 Global Hawk/MQ-4C Triton, но превосходит его по времени патрулирования, составляющем 48 часов (с учётом меньшей скорости и высоты полёта охватываемая БПЛА «Альтаир» за один вылет площадь обследуемой поверхности в любом случае будет меньше). На БПЛА «Альтаир» установлены два дизельных двигателя максимальной мощностью 500 л. с.


БПЛА «Альтаир» («Альтиус-М»/«Альтиус-У»)

БПЛА «Альтаир» оснащён оптико-локационной системой наблюдения и РЛС с АФАР бокового обзора, информация по характеристикам указанных систем отсутствует. В то же время грузоподъёмность 2000 килограмм позволяет разместить достаточно массивную аппаратуру. Предполагается установка системы спутниковой связи, обеспечивающей глобальное управление БПЛА (вопрос только в пропускной способности существующих каналов спутниковой связи РФ – скорости 5 килобит здесь явно не хватит).

Разработка БПЛА «Альтаир» идёт с проблемами и задержками: изначальный подрядчик АО НПО «ОКБ им. М. П. Симонова»», занимавшееся проектом с 2011 года, после ряда проверок и возбуждения уголовного дела против Гендиректор ОКБ Александра Гомзина по обвинению в хищении 900 миллионов рублей, выделенных на разработку БПЛА, был отстранён от выполнения работ, после чего генподрядчиком по проекту БПЛА «Альтаир» стало АО «Уральский завод гражданской авиации». В январе 2020 года проходила информация о проведении лётных испытаний БПЛА «Альтиус-У».


Первый полёт БПЛА «Альтиус-У»

Существует информация о реализации гражданской версии БПЛА «Альтаир» – проекта «Беспилотное воздушное судно» (БВС). Проект был представлен АО НПО «ОКБ им. М.П. Симонова» в 2017 году.


Изображения проекта БВС

На выставке «Армия-2020» АО «Кронштадт» был представлен макет БПЛА «Гелиос-РЛД»: с турбовинтовым двигателем с толкающим винтом, предполагаемой массой 4-5 тонн, с размахом крыльев 30 метров, предназначенный для барражирования в течение 30 часов на высоте свыше 11 000 метров на крейсерской скорости 450 километров в час.


Макет БПЛА «Гелиос-РЛД» – внизу видна плоская панель РЛС с АФАР

Учитывая успешный опыт АО «Кронштадт» по разработке и постановке на вооружение БПЛА «Орион», есть шансы, что проект БПЛА «Гелиос-РЛД» может быть реализован даже раньше, чем проект БПЛА «Альтаир».


Первый комплекс «Орион», переданный в войска, включает в себя две машины управления и три БПЛА

Несмотря на то что БПЛА «Альтаир» и «Гелиус» скорее относятся к БПЛА среднего класса (MALE), они вполне способны выполнять работу БПЛА класса HALE типа RQ-4 Global Hawk/MQ-4C Triton. При этом их возможности в любом случае будут выше, чем у древних Ту-95РЦ, плюс отсутствие на борту экипажа, что позволяет при необходимости осуществлять боевые операции с более высокой степенью риска.

Как уже говорилось ранее, широкое внедрение БПЛА возможно только при наличии глобальной зашифрованной помехозащищённой спутниковой связи с высокой пропускной способностью, достаточной для передачи огромных массивов данных – радиолокационного и оптического изображения для его последующего анализа операторами. Американский опыт говорит о необходимости каналов связи пропускной способностью порядка 50 Мбит/с.

Российская Федерация длительное время отставала от ведущих стран мира в вопросе разработки и внедрения БПЛА среднего и тяжёлого класса, и лишь в последние годы наметился прогресс в этом направлении. Можно выделить две основные проблемы – отсутствие упомянутой выше глобальной зашифрованной помехозащищённой спутниковой связи с высокой пропускной способностью и отсутствие высокоэффективных экономичных авиационных двигателей. При решении этих проблем можно ожидать существенного увеличения темпов появления новых разработок российских БПЛА класса HALE и MALE.

Выводы


Высотные и средневысотные БПЛА класса HALE и MALE с большой продолжительностью полёта могут эффективно заменить снятые с вооружения стратегические разведчики Ту-95РЦ при решении задачи поиска АУГ и КУГ, а также выдачи на них целеуказания ПКР.

По сравнению со стратосферными электрическими БПЛА они обладают (по крайней мере пока) более высокой грузоподъёмностью, позволяющей разместить эффективные средства разведки, и более высокой скоростью, позволяющей оперативно выдвигаться в заданный район и уклоняться от встречи с истребителями противника. К недостаткам можно отнести на порядок меньшее время патрулирования, но скорее всего эти машины будут выступать в разных классах, не заменяя, а дополняя друг друга.

Сочетание глобальных спутниковых систем разведки и связи, стратосферных дирижаблей и БПЛА, а также «классических» БПЛА класса HALE и MALE позволит минимизировать вероятность уклонения АУГ и КУГ противника от обнаружения.

Впрочем, на этом возможности по обнаружению АУГ и КУГ не исчерпываются – на подходе новые разведывательно-ударные системы, способные организовать «загонную охоту» на авианосцы.
115 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    23 ноября 2020 05:03
    Интересно, а почему в комплексе 3 а 5 или 6 бпла? На две машины управления как раз 6 ударных беспилотников самое то, что нужно.
    1. +1
      23 ноября 2020 08:40
      Цитата: Бережливый
      Интересно, а почему в комплексе 3 а 5 или 6 бпла? На две машины управления как раз 6 ударных беспилотников самое то, что нужно.

      А у них разное предназначение, часть из БПЛА будут использованы как ретрансляторы и для работы систем РЭБ
    2. +1
      23 ноября 2020 11:43
      две машины управления могут составлять один комплекс управления.
      на фото машины отличаются
  2. +3
    23 ноября 2020 05:09
    (вопрос только в пропускной способности существующих каналов спутниковой связи РФ – скорости 5 килобит здесь явно не хватит).

    Почему такая низкая пропускная способность? belay
    1. AVM
      +1
      23 ноября 2020 07:00
      Цитата: Леха с Андроида.
      (вопрос только в пропускной способности существующих каналов спутниковой связи РФ – скорости 5 килобит здесь явно не хватит).

      Почему такая низкая пропускная способность? belay


      У меня нет данных, какая пропускная способность сейчас может быть доступна для управления БПЛА ВС РФ. Это скорее приМер для понимания порядка цифр.
      Думаю, конесно, не 5 а 50, может и более.

      Соответственно еще вопрос по зоне покрытия.
      1. +7
        23 ноября 2020 10:47
        Цитата: AVM
        Соответственно еще вопрос по зоне покрытия.

        Вот это и есть самый важный и главный вопрос..так что с вашим выводом - ".....Высотные и средневысотные БПЛА класса HALE и MALE с большой продолжительностью полёта могут эффективно заменить снятые с вооружения стратегические разведчики Ту-95РЦ при решении задачи поиска АУГ и КУГ, а также выдачи на них целеуказания ПКР." НЕ СОГЛАСЕН КАТЕГОРИЧЕСКИ soldier
        Если только не "вставите" перед вашим выводом фразу...."Исключительно в МИРНЫЙ период времени" wink
        Ещё во времена Ту-95РЦ, имеющего соответствующие комплексы разведки мог осуществлять свою "деятельность по основному предназначению" на дальностях 300-400км, а рубеж сверхзвукового перехвата F-4 был 430 км (из положения дежурства на авианосце).
        А вы хотите ,что наш БПЛА "висел" на удалении 200 км от АУГ или КУГ? belay
        1. AVM
          +7
          23 ноября 2020 11:39
          Цитата: древний
          Цитата: AVM
          Соответственно еще вопрос по зоне покрытия.

          Вот это и есть самый важный и главный вопрос..так что с вашим выводом - ".....Высотные и средневысотные БПЛА класса HALE и MALE с большой продолжительностью полёта могут эффективно заменить снятые с вооружения стратегические разведчики Ту-95РЦ при решении задачи поиска АУГ и КУГ, а также выдачи на них целеуказания ПКР." НЕ СОГЛАСЕН КАТЕГОРИЧЕСКИ soldier
          Если только не "вставите" перед вашим выводом фразу...."Исключительно в МИРНЫЙ период времени" wink
          Ещё во времена Ту-95РЦ, имеющего соответствующие комплексы разведки мог осуществлять свою "деятельность по основному предназначению" на дальностях 300-400км, а рубеж сверхзвукового перехвата F-4 был 430 км (из положения дежурства на авианосце).
          А вы хотите ,что наш БПЛА "висел" на удалении 200 км от АУГ или КУГ? belay


          Так у БПЛА дальность будет не меньше, а с учётом совершенствования РЛС и больше. Авианосцы менее заметными пока не стали. Лучше уж потерять БПЛА, чем разведчик с экипажем.

          И БПЛА не должен работать один. Изначально спутники определяют район АУГ (в перспективе больше ничего и не потребуется), затем туда выдвигаются несколько БПЛА, первый уточняет координаты, его сбивают, затем второй ещё раз уточняет, его скорее всего тоже собьют, а затем ПКР накроют АУГ.
          1. +9
            23 ноября 2020 14:07
            Цитата: AVM
            Так у БПЛА дальность будет не меньше, а с учётом совершенствования РЛС и больше.

            Это какую такую мощную РЛС вы хотите "запихнуть" в наш БПЛА, что бы дальность обнаружения была бы за 500-600км? belay
            Цитата: AVM
            Авианосцы менее заметными пока не стали

            Вы даже не представляете сколько у них тактических способов и приёмов маскировки и скрытности wink
            Цитата: AVM
            Лучше уж потерять БПЛА, чем разведчик с экипажем.

            Здесь беспорно, вот только разведчик оперативно может доставить разведданные, а бПЛА даже не дадут приблизиться к району маневрирования или развёртывания АУГ.
            Цитата: AVM
            Изначально спутники определяют район АУГ (в перспективе больше ничего и не потребуется), затем туда выдвигаются несколько БПЛА, первый уточняет координаты, его сбивают, затем второй ещё раз уточняет, его скорее всего тоже собьют, а затем ПКР накроют АУГ.

            Это разговоры в пользу.... "бедных"....с того момента как спутник засечёт район нахождения АУГ и до....выполнения доразведки вашим БПЛА( пока он пришлёпает в этот район"...от АУГ уже и след простынет wassat
            Ещё раз повторяю.....никто в реальных условиях не даст ни какой воздушной цели приблизиться на расстояние 800-1000км к АУГ.....а про то, что ПКР .."придут" в предполагаемый район и сами, без ЦУ "найдут " главную цель....вероятность.....0 целых и..."несколько" десятых" wassat
            Одна надежда..на наш подводный флот.
            1. +1
              23 ноября 2020 14:27
              никто в реальных условиях не даст ни какой воздушной цели приблизиться на расстояние 800-1000км к АУГ.


              Справедливости ради Иранские дроны к АУГ вполне успешно и регулярно приближаются с 2012 года.
              Понятно что при обострении ситуации их собьют, но это уже будет открытая демонстрация враждебных намерений и повод приводить все силы в готовность.
              1. +6
                23 ноября 2020 14:33
                Цитата: Lex_is
                Справедливости ради Иранские дроны к АУГ вполне успешно и регулярно приближаются с 2012 года.

                Так и наши..прямо над палубой проходят и...заход на палубу имитируют wink
                1. +6
                  23 ноября 2020 14:37
                  Это нормальная практика сопровождения в мирное время.
                  И у беспилотников тут преимущество из за низкой скорости, большего времени пребывания в воздухе и цены потери.
            2. AVM
              +1
              23 ноября 2020 15:16
              Цитата: древний
              Цитата: AVM
              Так у БПЛА дальность будет не меньше, а с учётом совершенствования РЛС и больше.

              Это какую такую мощную РЛС вы хотите "запихнуть" в наш БПЛА, что бы дальность обнаружения была бы за 500-600км? belay


              Как минимум такую же, как стоит на Тритонах и Глобал Хоуках. Если они картографировать с разрешением 0,3-1 метр могут за 250-300 км, то НК размеров100+ метров за 400-500 км по идее должны видеть.

              Цитата: древний
              Цитата: AVM
              Авианосцы менее заметными пока не стали

              Вы даже не представляете сколько у них тактических способов и приёмов маскировки и скрытности wink


              Тактических да, но имелось в виду, что РЛ сигнатура авианосцев не сильно изменилась по сравнению с аналогами 50 лет назад.

              Цитата: древний
              Цитата: AVM
              Лучше уж потерять БПЛА, чем разведчик с экипажем.

              Здесь беспорно, вот только разведчик оперативно может доставить разведданные, а бПЛА даже не дадут приблизиться к району маневрирования или развёртывания АУГ.


              А в чём разница? Что пилотируемый разведчик собьют, что БПЛА?

              Цитата: древний
              Цитата: AVM
              Изначально спутники определяют район АУГ (в перспективе больше ничего и не потребуется), затем туда выдвигаются несколько БПЛА, первый уточняет координаты, его сбивают, затем второй ещё раз уточняет, его скорее всего тоже собьют, а затем ПКР накроют АУГ.

              Это разговоры в пользу.... "бедных"....с того момента как спутник засечёт район нахождения АУГ и до....выполнения доразведки вашим БПЛА( пока он пришлёпает в этот район"...от АУГ уже и след простынет wassat


              Это пока. Мёртвых зон в океане будет всё меньше, спутников и БПЛА будет всё больше, самых разных классов. Я не зря пишу именно серию статей, в которых рассматриваются разные средства способы разведки. В конечном итоге разнородная информация, обработанная в едином центре, позволит получить синергетический эффект и не дать цели уйти.

              Цитата: древний
              Ещё раз повторяю.....никто в реальных условиях не даст ни какой воздушной цели приблизиться на расстояние 800-1000км к АУГ.....а про то, что ПКР .."придут" в предполагаемый район и сами, без ЦУ "найдут " главную цель....вероятность.....0 целых и..."несколько" десятых" wassat
              Одна надежда..на наш подводный флот.


              Про 800-1000 км Вы загнули, на такой дальности даже ДРЛО АУГ не позволит обнаружить разведчики. 300-400 км уже реальнее. Мы то ищем плавающий аэродром, а им надо видеть воздушные цели с ЭПР менее 1 м2.

              Кроме того, само излучение ДРЛО или ПВО эсминца уже демаскирует АУГ, как там не смещай зону полёта, но так или иначе понимание о её примерных координатах будет. А дальше, если необходимо уточнить цель, БПЛА идут на прорыв и жертвуя собой должны вскрыть координаты и курс целей.
              1. +6
                23 ноября 2020 16:52
                Цитата: AVM

                Про 800-1000 км Вы загнули, на такой дальности даже ДРЛО АУГ не позволит обнаружить разведчики. 300-400 км уже реальнее.

                Ищите работу Хокаев и их отдаление от авианосца.
                Дальность обнаружения целяй самими Хокаями.
                Заодно поищите схему работы комплекса БРЭО у Хокаев.
                Сразу скажу, что этот самолет ДРЛОиУ оснащен средствами РТР во многом гораздо сильнее, чем некоторые специализированные самолеты РТР.
                1. +5
                  23 ноября 2020 17:50
                  Цитата: SovAr238A
                  Сразу скажу, что этот самолет ДРЛОиУ оснащен средствами РТР во многом гораздо сильнее, чем некоторые специализированные самолеты РТР.

                  Без сомнения. Огромное множество людей уверено, что Хокай - это просто летающий радар, и что отправив в полет БПЛА с радаром получим то же самое. И невдомек им, что основную работу разведки как раз выполняют пассивные средства РТР, а активная работа радара "Хокая" является средством ДОразведки целей и освещения обстановки в бою
                2. 0
                  27 декабря 2020 03:30
                  А где они собираются развертывать эти авианосцы в Норвежском или Баренцевом море? В Тихом океане можно и ТЯО в примерное место воздушно уронить, пожгет им элекетронику и пускай ремонтируются.
              2. +8
                23 ноября 2020 17:43
                Цитата: AVM
                Цитата: древний
                Цитата: AVM
                Так у БПЛА дальность будет не меньше, а с учётом совершенствования РЛС и больше.

                Это какую такую мощную РЛС вы хотите "запихнуть" в наш БПЛА, что бы дальность обнаружения была бы за 500-600км? belay


                Как минимум такую же, как стоит на Тритонах и Глобал Хоуках. Если они картографировать с разрешением 0,3-1 метр могут за 250-300 км, то НК размеров100+ метров за 400-500 км по идее должны видеть.


                А у нас уже есть хоть одна АФАР воздушного базирования?
                У них первая АФАР воздушного базирования появилась 40 лет назад.
                И эти 40 лет, они занимаются беспрерывным совершенствованием технологии..
                А у нас нет даже одного серийного образца и мы еще даже не знаем, как он будет работать, куда двигаться в совершенствовании.
                Особенно в условиях тотальных санкций и отсутствия доступа к технологиям.

                И второе. Сверхважное. О котором обычно "теоретики" забывают по незнанию.
                У Глобал Хоука и Тритона стоит высочайшего уровня, очень мощный и экономичный двигатель. РР3007. Его генератора достаточно (30kVA примерно 27kW) хватает на обеспечение всего БРЭО.

                А сколько мощности для БРЭО дадут генераторы Альтаира?
                И тем более Гелиоса?
                Втрое-вчетверо-впятеро меньше?
                О какой тогда минимум такую же, как стоит на Тритонах и Глобал Хоуках вы вообще ведете речь?
                1. +2
                  24 ноября 2020 07:19
                  Цитата: SovAr238A
                  А у нас уже есть хоть одна АФАР воздушного базирования?

                  Говорят , что даже две , но для других немного целей и аппаратов - БРЛС для Су-57 и МиГ-35 , но ... их пока никто в живую не видел ... На серийных образцах и с подтверждёнными характеристиками .
                  Но для разведки это не столь принципиально - нет АФАР , сойдёт и ПФАР . Вопрос лишь в обеспечении энергией этого удовольствия .
                  На "Альтиусе" и пр. винтовых аппаратах запитать БРЛС от генератора с вала отбора мощности не получится . Или получится , но плохо - у турбореактивного двигателя можно отбирать мощность с вала без потери тяги и доп. расхода топлива . С дизеля и турбовинтового двига так не получится - потеря мощности будет .
                  Так что надежда в разведке АУГ будет больше полагаться на пассивную радиотехническую компоненту ... Но мы знаем , что противник умеет выполнять свои задачи и в режиме полного(или почти полного) радиомолчания ...
                  Остаются пока только спутники .
                  Пока не появятся двигатели , генераторы с вала отбора мощности от этих двигателей и компактные БРЛС АФАР .
            3. -3
              24 ноября 2020 00:14
              Неоднократно и не так давно наши подкрадывались к АУГ на обычных истребителях на пару километров незамеченными.
            4. +4
              24 ноября 2020 07:02
              Цитата: древний
              Это какую такую мощную РЛС вы хотите "запихнуть" в наш БПЛА, что бы дальность обнаружения была бы за 500-600км?

              Для этого необходим БПЛА класса не ниже "Глобал-Хок" , и главная проблема не в самой БРЛС , а в её энергетике . А вот для обеспечения энергией такой РЛС нужен генератор , и желательно от вала отбора мощности от маршевого двигателя , эксплуатируя избыточный крутящий момент вала ТРД . Стало быть и двигатель должен быть турбореактивным , а не турбовинтовым . И получится игрушка весьма немаленькой и достаточно дорогой , пусть и не настолько , как у американцев ...
              Но чтобы получить такое в обозримой перспективе ОКР должны были начать уже вчера . А пока нет ни подходящего двигателя , ни генератора с валом отбора мощности ... остаётся надеяться на "Альтиус" , который интегрирует в себя подвесной контейнер "Сыч" с РЛС бокового обзора ... А вот хватит ли мощности такого радара для обнаружения кораблей противника(тем более АУГ) с безопасного для себя расстояния , один Ахура-Мазда знает .

              А пока важней для ВМФ появление новых самолётов противолодочной обороны с БРЭО на уровне американо-японских аналогов , которые смогут выполнять и роль патрульных и , пусть и ценой собственной жизни в кризисной ситуации , в роли самолётов разведки и целеуказания морских целей .
              У нас же пока и замены Ил-38 по сей день нет ... и модернизация этих старичков зависла .

              А верни мы в 2014 г. себе Новороссию с её Моторсичью , не имели бы сейчас проблем с движками ни для самолётов разных классов , ни для БПЛА .
              А у самих пока с импортозамещением ... не выходит цветок каменный .
              Цитата: древний
              Ещё раз повторяю.....никто в реальных условиях не даст ни какой воздушной цели приблизиться на расстояние 800-1000км к АУГ...

              В таком случае одна надежда на спутниковую разведку и целеуказание .
              И на подводный флот , осуществляющий слежение оружием .
              1. +3
                24 ноября 2020 10:36
                Цитата: bayard
                А пока важней для ВМФ появление новых самолётов противолодочной обороны с БРЭО на уровне американо-японских аналогов

                Подписываюсь под каждым словом.
      2. +2
        23 ноября 2020 12:00
        Цитата: AVM
        Думаю, конесно, не 5 а 50, может и более.

        если делать первичную обработку изображения на носителе, то каналы не нужно будет так сильно загружать... hi а так - спасибо за интересный обзор! Дальние БПЛА это серьезная и более дешевая альтернатива спутникам в области разведки и целеуказания, хотя есть и недостатки - в частности длительное время выхода в зону дежурства...
    2. +4
      23 ноября 2020 10:41
      Автор не в курсе - пропускная способность радиоканала тактической радиосети Link 16 равна 268 кбит/сек. Ни о каких мегабитах и речи не идет.
      1. AVM
        +5
        23 ноября 2020 11:36
        Цитата: Кирилл Г...
        Автор не в курсе - пропускная способность радиоканала тактической радиосети Link 16 равна 268 кбит/сек. Ни о каких мегабитах и речи не идет.


        А какое отношение он имеет к управлению БПЛА? По Link 16 в основном передают координаты, свои и целей.

        А для передачи данных с/на RQ-4 Global Hawk используют канал 50 Мбит/с.
        1. +5
          23 ноября 2020 11:41
          Цитата: AVM
          А какое отношение он имеет к управлению БПЛА?


          Прямое - Линк-16 закрытый радиоканал боевого управления. И его вполне хватит передавать информацию тактическую, выдавать ЦУ и т.д. А с чего вы решили что 50 мегабитный канал во первых зашифрован, во вторых используется для ведения разведки? Может они там пейзажи для нашионал географик снимают в HD,
          1. AVM
            +1
            23 ноября 2020 11:47
            Цитата: Кирилл Г...
            Цитата: AVM
            А какое отношение он имеет к управлению БПЛА?


            Прямое - Линк-16 закрытый радиоканал боевого управления. И его вполне хватит передавать информацию тактическую, выдавать ЦУ и т.д. А с чего вы решили что 50 мегабитный канал во первых зашифрован, во вторых используется для ведения разведки? Может они там пейзажи для нашионал географик снимают в HD,


            Не всё можно обработать в автоматическом режиме. Они передают огромное количество радиолокационных изображений с разрешением 0,3-1 м2, а это очень ресурсоёмко. А операторы уже по ним точно могут отличить, что требуется. + изображение с ОЛС.

            Работать с малоскоростными каналами можно, но качество это сильно ухудшит. Одно дело отправить БПЛА нанести удар по объектам с известными координатами, другое - разведывательно-ударные операции против сложных целей.
          2. +1
            23 ноября 2020 22:40
            Да это 8К можно передавать. Любой цифровой сигнал может быть зашифрован P2P шифрованием
  3. +3
    23 ноября 2020 05:17
    Очень актуальная и познавательная статья. Автору спасибо.
    1. +6
      23 ноября 2020 10:50
      Цитата: Александр1971
      Очень актуальная и познавательная статья.

      Очень "залакированная" и не информационная. Какой комплекс МСРЦ имел Ту-95РЦ и какие у него были "боевые возможности"? Ни слова ни пол слова, а одни "рассуждалки" на тему.."если бы у бабушки был......ну и так далее" wassat
  4. -11
    23 ноября 2020 06:31
    Спасибо автору. Не так уж все печально. Будет кому давать целеуказания "Цирконам" и "Кинжалам"...
    Надо учитывать, что когда придет пора топить авианосцы, ни о каком конвекциональном оружии и речи не зайдет.
    Ну, у кого этих АУГ много? И эти кто-то будут с нами "махаться" в локальной войне?
    1. +7
      23 ноября 2020 10:18
      Цитата: Горный стрелок
      Не так уж все печально.

      Да пока что печально. Разработки, конечно, ведутся, и это хорошо, но мы все отлично знаем, что они имеют все шансы залипнуть на стадии эскизов-прототипов на неопределенно долгий срок. Особенное беспокойство вызывает электронная начинка: тут мы от вероятных противников очень крепко отстаем.

      Цитата: Горный стрелок
      Надо учитывать, что когда придет пора топить авианосцы, ни о каком конвекциональном оружии и речи не зайдет.

      Когда-то читал, что у на с американцами вроде как есть договоренность не размещать КР с ЯБЧ на своих кораблях. В этой связи вопрос: а у нас такие КР в принципе еще остались в боеготовом состоянии?

      Цитата: Горный стрелок
      Ну, у кого этих АУГ много? И эти кто-то будут с нами "махаться" в локальной войне?

      Так ведь не только АУГи являются источником угрозы: немало других стран имеют довольно сильные флоты и не слишком дружелюбные намерения. А вероятность развязывания "маленькой победоносной войны" локального характера пусть и не так велика, но она точно не нулевая.
      1. -8
        23 ноября 2020 12:15
        Цитата: Kalmar
        Особенное беспокойство вызывает электронная начинка: тут мы от вероятных противников очень крепко отстаем

        Ну откуда вам знать, какая электроника в мозгах наших беспилотников? Эту электронику выпускают специализированные предприятия, куда с сотовым телефоном не пускают. И оптику делают - так же. На других предприятиях. И это не ширпотреб. Это то, что называется "милитари"... То, что в России не выпускают смартфонов - не значит, что НИКАКОЙ электроники не делают...
        ВО не место, где можно называть "явки и пароли". Можно пообщаться в личке, чуть-чуть. Чтобы слегка развеять ваши мрачные представления...о гибели российского высокоточного оружия...
        1. +5
          23 ноября 2020 14:24
          Цитата: Горный стрелок
          То, что в России не выпускают смартфонов - не значит, что НИКАКОЙ электроники не делают...
          ВО не место, где можно называть "явки и пароли". Можно пообщаться в личке, чуть-чуть. Чтобы слегка развеять ваши мрачные представления...о гибели российского высокоточного оружия...

          Я ни в коем случае не утверждаю, что электроника и ВТО в России полностью загублены: очевидно, что это не так. Но вот серьезное отставание в части разработки вычислительной техники является, увы, фактом. Для БПЛА же качественные "мозги" - очень важная составляющая; хочется верить, впрочем, что нашему ВПК в этом плане еще есть что показать.
          1. -8
            23 ноября 2020 14:27
            Цитата: Kalmar
            Но вот серьезное отставание в части разработки вычислительной техники является, увы, фактом.

            И это тоже - не факт. А просто отсутствие информации. Это тоже есть, и выпускается немалыми тиражами. И даже знаю, кем и где...
        2. +3
          23 ноября 2020 17:58
          Цитата: Горный стрелок
          Цитата: Kalmar
          Особенное беспокойство вызывает электронная начинка: тут мы от вероятных противников очень крепко отстаем

          Ну откуда вам знать, какая электроника в мозгах наших беспилотников? Эту электронику выпускают специализированные предприятия, куда с сотовым телефоном не пускают. И оптику делают - так же. На других предприятиях. И это не ширпотреб. Это то, что называется "милитари"... То, что в России не выпускают смартфонов - не значит, что НИКАКОЙ электроники не делают...
          ВО не место, где можно называть "явки и пароли". Можно пообщаться в личке, чуть-чуть. Чтобы слегка развеять ваши мрачные представления...о гибели российского высокоточного оружия...


          Понимаете ли...
          В этих "специализированных предприятиях" работают наши с вами студенты и однокашники.
          Которых мы видим во время обучения, сдачи курсовых и дипломных и т.д.

          И поверьте, не самые лучшие обычно, ибо зарплаты там копеечные.
          Вот вакансия от предприятия КРЭТа.
          Инженер-конструктор
          АО Альметьевский завод Радиоприбор
          Размещено: 12 дней назад
          20 тыс. р. в месяц
          Полная занятость
          В обязанности работника на вакантом месте "Инженер-конструктор" входит следующее: конструкторское сопровождение радиоэлектронного производства (печатные платы, блоки, упаковка, серийная аппаратура); анализ электрических схем, поиск неисправностей; анализ СВЧ - цепей, поиск неисправностей; корректировка рабочей конструкторской документации.
          Требования к работнику на должности " Инженер-конструктор ", предъявляемые работодателем " АО Альметьевский завод Радиоприбор " в городе Альметьевск , следующие:
          Образование - высшее техническое (предпочтительно "Конструирование и технология производства РЭА") Знание ЕСКД; работа с конструкторской документацией; Уверенная работа с программами Компас-3D, PCAD, DIALUX, Word, Excel.
          Условия труда в компании " АО Альметьевский завод Радиоприбор " на вакантном месте " Инженер-конструктор " следующие: Оформление по ТК РФ, график работы 5/2; 8:00 - 17:00 (перерыв 12:00 - 13:00); Своевременная выплата заработной платы; Заработная плата 20 тыс. руб. ...

          Финиш...
          О каком развитии в электроники вы будете продолжать нести дальнейшую переписку?
          1. -5
            23 ноября 2020 18:31
            Цитата: SovAr238A
            О каком развитии в электроники вы будете продолжать нести дальнейшую переписку?

            Так о чем вы? Вы судите по вакансиям, а я на эти заводы поставляю оборудование. И что и как они ДЕЛАЮТ знаю. Если не все, то многое! Вакансии... Это все равно, как судить о марке автомобиля по тормозным огням ночью... И переписку не несут, а ведут...
          2. -5
            23 ноября 2020 18:47
            Цитата: SovAr238A
            Финиш...
            О каком развитии в электроники вы будете продолжать нести дальнейшую переписку?

            Посмотрел вакансии на 4 известных мне заводах. Ни на одном заводе нет окладов напротив вакансий. Все по результатам собеседования. Не жалуются там работники на оклады. Два в Ижевске, два в Рязани. Про всякие Зеленограду даже не говорю. Там просто БОЛЬШИЕ зарплаты.
            1. 0
              23 ноября 2020 22:53
              Знакомый в Москве работал. На бумаге у них ЗП равна минималке, он ушел оттуда потому что ипотеку хотел взять, а с такими данными никто не хотел давать. Но и в конверте доплата не большая была. То есть они получали около 20-30 в Москве, где аренда квартиры от 40 начинается.
          3. AVM
            0
            24 ноября 2020 09:14
            Цитата: SovAr238A
            Цитата: Горный стрелок
            Цитата: Kalmar
            Особенное беспокойство вызывает электронная начинка: тут мы от вероятных противников очень крепко отстаем

            Ну откуда вам знать, какая электроника в мозгах наших беспилотников? Эту электронику выпускают специализированные предприятия, куда с сотовым телефоном не пускают. И оптику делают - так же. На других предприятиях. И это не ширпотреб. Это то, что называется "милитари"... То, что в России не выпускают смартфонов - не значит, что НИКАКОЙ электроники не делают...
            ВО не место, где можно называть "явки и пароли". Можно пообщаться в личке, чуть-чуть. Чтобы слегка развеять ваши мрачные представления...о гибели российского высокоточного оружия...


            Понимаете ли...
            В этих "специализированных предприятиях" работают наши с вами студенты и однокашники.
            Которых мы видим во время обучения, сдачи курсовых и дипломных и т.д.

            И поверьте, не самые лучшие обычно, ибо зарплаты там копеечные.
            Вот вакансия от предприятия КРЭТа.
            Инженер-конструктор
            АО Альметьевский завод Радиоприбор
            Размещено: 12 дней назад
            20 тыс. р. в месяц
            Полная занятость
            В обязанности работника на вакантом месте "Инженер-конструктор" входит следующее: конструкторское сопровождение радиоэлектронного производства (печатные платы, блоки, упаковка, серийная аппаратура); анализ электрических схем, поиск неисправностей; анализ СВЧ - цепей, поиск неисправностей; корректировка рабочей конструкторской документации.
            Требования к работнику на должности " Инженер-конструктор ", предъявляемые работодателем " АО Альметьевский завод Радиоприбор " в городе Альметьевск , следующие:
            Образование - высшее техническое (предпочтительно "Конструирование и технология производства РЭА") Знание ЕСКД; работа с конструкторской документацией; Уверенная работа с программами Компас-3D, PCAD, DIALUX, Word, Excel.
            Условия труда в компании " АО Альметьевский завод Радиоприбор " на вакантном месте " Инженер-конструктор " следующие: Оформление по ТК РФ, график работы 5/2; 8:00 - 17:00 (перерыв 12:00 - 13:00); Своевременная выплата заработной платы; Заработная плата 20 тыс. руб. ...

            Финиш...
            О каком развитии в электроники вы будете продолжать нести дальнейшую переписку?


            Справедливости ради надо сказать, что иногда в вакансиях указывают голый оклад, тогда как фактически зарплата может складываться из оклада, надбавки по теме 0,5-2 от оклада и/или квартальных премий, + 13 зарплата, + премии по оборонным праздникам, и т.д.

            И обратите внимание, что вакансия не требует опыта работы, т.е. это уровень выпускника ВУЗа без опыта работы, который в первый год сможет получать 30-40 тыс. р., для опытного специалиста 60-80 т.р. вполне реально. Конечно не так, как в коммерческих компаниях, но в наше время в плюс идёт относительная стабильность.

            P.S. всё вышесказанное не значит, что на Альметьевском заводе Радиоприбор всё так и есть, может там и правда вся ЗП 20000, информации по нему у меня нет.
        3. Комментарий был удален.
          1. -1
            23 ноября 2020 22:56
            Цитата: Imobile
            Я знаю. Это не тайна. Мы не можем сделать пемехоустойчевые микросхемы.

            Вы хотели сказать, радиционностойкие? А кто же тогда схемы на КНС и КСДИ делает? Ну и нитрид галлия на сапфире...
            1. 0
              23 ноября 2020 23:40
              И радиоционностойкие, там совсем катастрофа. Спутники не на чем собирать...
              1. -1
                23 ноября 2020 23:45
                Цитата: Imobile
                И радиоционностойкие, там совсем катастрофа. Спутники не на чем собирать

                Ну вот, приехали. И что это Томский "Микран" делает? Ну и ещё кое кто...
                1. AVM
                  0
                  24 ноября 2020 09:17
                  Цитата: Горный стрелок
                  Цитата: Imobile
                  И радиоционностойкие, там совсем катастрофа. Спутники не на чем собирать

                  Ну вот, приехали. И что это Томский "Микран" делает? Ну и ещё кое кто...


                  Не знаю, что там Томский "Микран" делает, но Фобос-Грунт "гробанулся" как раз из-за применения в нём радиационно-нестойких микросхем.
                  1. -1
                    24 ноября 2020 09:33
                    Цитата: AVM
                    Не знаю, что там Томский "Микран" делает, но Фобос-Грунт "гробанулся" как раз из-за применения в нём радиационно-нестойких микросхем.

                    Это в обломках "Фобоса" покопались? laughing Или "комиссия установила" нарушения? Как можно, не видя объекта, что то достоверно установить? Только "весьма вероятно"...
    2. +7
      23 ноября 2020 10:46
      Флоту БПЛА как известно не интересно. Им интересно только строить монстриков, разные там РПКСН и пилить с этого бабки. Авиацию любую наши паркетные адмиралы не понимают, не любят и в гробу видать хотели. На текущий день флот достоверно купил один отряд Форпостов - 6 аппаратов. Более инфы не встречалось.. Всего напомню на начало этого года ВС РФ купили не менее 2300 БПЛА.
      По теме - с точки зрения реальной войны, в качестве морского разведчика для работы в интересах легких сил и БРАВ вполне приемлим аппарат класса Орион, при условии соответствующего БРЭО....
      1. AVM
        +1
        23 ноября 2020 11:43
        Цитата: Кирилл Г...
        ...
        По теме - с точки зрения реальной войны, в качестве морского разведчика для работы в интересах легких сил и БРАВ вполне приемлим аппарат класса Орион, при условии соответствующего БРЭО....


        Слишком малый у него радиус действия и малая масса полезной нагрузки. Если только по принципу "На безрыбье...". А так лучше подойдут "Сириус", "Гелиус" и "Альтаир".
        1. +4
          23 ноября 2020 11:48
          Цитата: AVM
          Если только по принципу "На безрыбье...".

          ПОка это должен быть наш главный принцип
      2. -1
        23 ноября 2020 14:06
        Наверное эффективнее несколько десятков специальных спутников запустить на орбиту для контроля и отслеживания обстановки на всём мировом океане и обнаружения вражеских кораблей в онлайн режиме.
        1. AVM
          +2
          23 ноября 2020 15:20
          Цитата: Вадим237
          Наверное эффективнее несколько десятков специальных спутников запустить на орбиту для контроля и отслеживания обстановки на всём мировом океане и обнаружения вражеских кораблей в онлайн режиме.


          Чтобы полностью заменить разведывательные БПЛА их должны быть сотни, в возможно и тысячи. И всё равно, могут существовать сценарии, когда без БПЛА не обойтись.

          С другой стороны, без спутников, спутников связи, ценность БПЛА падает на порядок.
          1. -1
            23 ноября 2020 16:32
            Цитата: AVM
            С другой стороны, без спутников, спутников связи, ценность БПЛА падает на порядок.

            Можно нивелировать эту проблемы связкой пилотируемы самолёт + несколько БПЛА. Например Ту-214 и 3 БПЛА типа Зонд-1/2
            1. 0
              23 ноября 2020 19:31
              Цитата: OgnennyiKotik
              нивелировать эту проблемы связкой пилотируемы самолёт + несколько БПЛА. Например Ту-214 и 3 БПЛА типа Зонд-1/2


              Здравая мысль. Предложение выкупить Ту-214 из отстоя, откапиталить их и переоборудовать в базовые патрульные самолеты и танкера уже были. Но воз и поныне там. Адмиралитету неинтересно, они видимо с хрустом пилят бабло со строительства АПЛ и абсолютно бредовой программы Посейдон.
              1. 0
                23 ноября 2020 19:47
                Цитата: Кирилл Г...
                видимо с хрустом пилят бабло со строительства АПЛ и бредовой программы Посейдон.

                Да. Тоже самое с Охотником.
                Есть простой путь взять 2 АИ-222-25 от Як-130 или 1 дефорсированный РД-93 (JF-17/Миг-29), взять авионику с готовых самолетов, сделать классический композитный планер, установить оборудование дистанционного контроля (с дальнейшей модернизацией под автономное) и готов полноценный разведчик/штурмовик/легкий истребитель с полноценной 3-5 тонной полезной нагрузки. Который всю нашу не очень современную электронику поднимет.
                Вместо этого пилят супер-пупер С-70. Непонятного предназначения, с крайне низкими возможностями и конской ценой. Но очень эффектно смотрящийся на парадах.
                По Ту-214 та же история. У нас куча вполне современных самолетов, которые можно и нужно использовать. Но на этом денег не напилить.
                1. 0
                  23 ноября 2020 20:27
                  Цитата: OgnennyiKotik
                  с крайне низкими возможностями


                  Откуда вы знаете его возможности? На мой взгляд решили реализовать программу Автоматический ведомый Су-57., И в этом смысле наличие там Ал-31 с точки зрения логистики оправданно.
                  1. 0
                    23 ноября 2020 20:59
                    Цитата: Кирилл Г...
                    Откуда вы знаете его возможности?

                    Когда есть оригинал, возможности копии предсказуемы. Отсутствие нормального покрытия спутниковой связи и доступа к современной микроэлектронике добавляют ограничения. Будет разведывательный БПЛА управляемый по радиоканалу или автономно летающий по заданному маршруту, с выгрузкой данных по прилету. Ударная версия сомнительна, возможно будет через какое-то время. То что летало не имело отсеков для вооружения.
                    Цитата: Кирилл Г...
                    Автоматический ведомый Су-57

                    Это программа нужна так же для Су-30/35. Благо можно решить подвесными контейнерами. Но схема «летающие крыло» несёт ограничения по манёвренности и скорости. На этой схеме просто не возможны «резкие» манёвры, скорости близкие к скорости звука. Программа ведомых подразумевает ведение воздушного боя, защиту ведущего. Активное оборудование и манёвры сведут на нет преимущества по скрытности «крыла». Останется только один плюс, высокая подъемная сила.
                    Как разведчик/дальний бомбардировщик к этой схеме вопросов нет.
                    В ВВС США остались только стратеги В-2 и в будущем В-21 по схеме летающие крыло. Все проекты БПЛА с данной схемой в ВВС и ВМС США закончились отказом в принятии на вооружении или выбором БПЛА по классической схеме.
                    Единственное что есть пара десятков RQ-170 эксплуатируемая командованием специальных операций.

                    Программа ведомых БПЛА необходима. Но нужны относительно дешевые, массовые БПЛА по классической схеме. Если экономически и эксплуатационно оправдано дефорсированный Ал-31, то пусть он, вообще не принципиально. Все озвученные двигатели отличны.
    3. +7
      23 ноября 2020 10:51
      Цитата: Горный стрелок
      Не так уж все печально.

      Не просто печально, а...кАТОСТРАФИЧЕСКИ .."печально" в этом плане...что с "разведкой", что с самой МРА soldier
      1. +9
        23 ноября 2020 14:41
        Цитата: древний
        Не просто печально, а...кАТОСТРАФИЧЕСКИ .."печально" в этом плане...что с "разведкой", что с самой МРА

        Сергей, привет вам с Дальнего Востока! Самое забавное, что "урялки" до сих пор верят, что МРА существует и в её составе сотни самолётов. request
        1. +4
          23 ноября 2020 14:48
          Цитата: zyablik.olga
          Сергей, привет вам с Дальнего Востока!

          Оленька, love !(надеюсь Сергей не даст по... angry) lol
          Вас стихия не захватила? belay
          1. +2
            23 ноября 2020 14:53
            Цитата: древний
            Цитата: zyablik.olga
            Сергей, привет вам с Дальнего Востока!

            Оленька, love !(надеюсь Сергей не даст по... angry) lol
            Вас стихия не захватила? belay

            Серёжа в этом отношении у меня умничка и на редкость адекватен! smile Нам вообще, друг с другом очень повезло! В плане "стихии", нас спасает низкая плотность населения, так что вам возможно стоило всё же в Комсомольск переехать. wink
            1. +3
              23 ноября 2020 14:58
              Цитата: zyablik.olga
              стоило всё же в Комсомольск переехать.

              У вас там картошка маленькая... crying
              1. +3
                23 ноября 2020 15:00
                Цитата: мордвин 3
                У вас там картошка маленькая...

                Зато грибы большие и медведей много... lol
                1. +2
                  23 ноября 2020 15:09
                  Цитата: zyablik.olga
                  Зато грибы большие и медведей много...

                  Угу... Как то дядьке позвонил:
                  - Чё делаешь?
                  - Кошку жру, в капкан попалась... Рысь...
                2. -1
                  23 ноября 2020 18:01
                  Цитата: zyablik.olga
                  Цитата: мордвин 3
                  У вас там картошка маленькая...

                  Зато грибы большие и медведей много... lol


                  Ну да, научить медведей сажать и копать картошку - самое оно...
                  Даже если и мелкая...
            2. +1
              23 ноября 2020 15:34
              Цитата: zyablik.olga
              так что вам возможно стоило всё же в Комсомольск переехать.

              Поздно пить "Боржоми"..когда...... wassat
  5. +6
    23 ноября 2020 07:27
    Можно выделить две основные проблемы – отсутствие упомянутой выше глобальной зашифрованной помехозащищённой спутниковой связи с высокой пропускной способностью и отсутствие высокоэффективных экономичных авиационных двигателей.

    Нет.
    Проблема только одна
    после ряда проверок и возбуждения уголовного дела .... по обвинению в хищении 900 миллионов рублей, выделенных на разработку БПЛА, был отстранён от выполнения работ...
  6. +7
    23 ноября 2020 07:54
    Тема обнаружения и выдачи целеуказания по АУГ стала в последнее время очень злободневной, и тяжёлые БПЛА в какой-то мере эту проблему способны решить. Но уважаемый автор рассказывая о американских и российских наработках в той области, почему-то забыл о китайских достижениях. На мой взгляд БПЛА "Божественный орёл" и Парящий дракон" созданные в КНР весьма перспективны.
    1. AVM
      +9
      23 ноября 2020 08:21
      Цитата: Tucan
      Тема обнаружения и выдачи целеуказания по АУГ стала в последнее время очень злободневной, и тяжёлые БПЛА в какой-то мере эту проблему способны решить. Но уважаемый автор рассказывая о американских и российских наработках в той области, почему-то забыл о китайских достижениях. На мой взгляд БПЛА "Божественный орёл" и Парящий дракон" созданные в КНР весьма перспективны.


      Вы правы, БПЛА крайне интересные. Я не стал раздувать статью на БПЛА других стран, поскольку цель скорее показать какие БПЛА возможны в принципе для отслеживания АУГ, а американские Global Hawk и MQ-4C Triton вкупе с мощными американскими спутниковыми каналами связи можно считать неким "золотым стандартом", а затем показать, что на этом поприще имеется у нас.

      А так да, китайские БПЛА крайне интересные.
    2. +3
      23 ноября 2020 10:54
      Цитата: Tucan
      тяжёлые БПЛА в какой-то мере эту проблему способны решить.

      Только в режимах "МИРНОГО времени"...в реальных условиях все эти БПЛА буду уничтожены на раз soldier
      1. +2
        23 ноября 2020 11:42
        Только в режимах "МИРНОГО времени"...в реальных условиях все эти БПЛА буду уничтожены на раз soldier

        А какая у нас альтернатива имеется, хотя бы на перспективу?
        1. +1
          23 ноября 2020 13:54
          Цитата: Tucan
          А какая у нас альтернатива имеется, хотя бы на перспективу?

          Затрудняюсь ответить на Ваш вопрос...а заниматься разговорами.." вот,вот ещё 2 круга ..Билл и мы его ..догоним"...не хочется от слова..совсем crying
          Если использовать сейчас...то для обнаружения (вскрытия) можно попробовать привлечь А-50У...если в "стратегической зоне"..то Ту-22МР (если по паре-3-ке штук разделить по флотам..на ЧФ можно и один..там и Су-24МР за глаза хватит,), в оперативно-тактической ...будущие Су-34МР( вот эти уже практически есть реально)..ну и им в придачу, всё те же Су-24МР.
          Все остальные "длинные" Л.А.,обладающие мощными РЛС ,если на "тоненького", то могут осуществить попутную Р/л разведку,но...сразу "бегом" по дальше wink
      2. -6
        23 ноября 2020 12:28
        Цитата: древний
        Только в режимах "МИРНОГО времени"...в реальных условиях все эти БПЛА буду уничтожены на раз

        А в реальных условиях...это каких? Ракетно-ядерного нападения? Тогда ракеты со спецбоеголовками полетят с тот район, где АУГ был в момент гибели БПЛА... Там очень большая точность не нужна. laughing да и попадания даже в корпус не потребуется.
        1. +3
          23 ноября 2020 13:56
          Цитата: Горный стрелок
          А в реальных условиях...это каких?

          "Бодание" с применением исключительно ОСП.....если дойдёт до применение СП с СБЧ..то все разговоры ..у "кого ширее"..буду уже ..без надобности
          1. 0
            23 ноября 2020 14:20
            Цитата: древний
            разговоры ..у "кого ширее"..буду уже ..без надобности

            Вот и я о том же...
  7. -5
    23 ноября 2020 08:53
    Высотные и средневысотные БПЛА класса HALE и MALE с большой продолжительностью полёта могут эффективно заменить снятые с вооружения стратегические разведчики Ту-95РЦ при решении задачи поиска АУГ и КУГ, а также выдачи на них целеуказания ПКР.

    Хотелось бы конечно , чтобы руководство страны ,этому придало повышенный приоритет.
    Вообще ,если подходить к теме БПЛА здраво - то пора разрабатывать БПЛА замену нашим морским вертолётам Камова. Уж слишком габаритные они для своих задач. И если на наших новых корветах проекта 20380 убрать вертолётный ангар , заменив его БПЛА малых/средних размеров , то корвету можно вдвое увеличить ракетный запас .
    1. 0
      23 ноября 2020 23:08
      Андрей из Челябинска сказал,что дело не в ангаре.Я предлагал не делать на конвертах отдельно ангар и вертолётную площадку,а сделать ангар,который при взлёте вертолёта,просто съезжал на корпус пусковых шахт(которые бы стояли на месте ангара).Он сказал дело не в нехватке свободного места,а в маленьком водоизмещение.Хотя я думал,что корабль не самолёт,ему лишние 100-300 т не помеха
  8. +4
    23 ноября 2020 08:53
    Неплохо. Только про адаптивные движки - мимо. У "Глобал Хока" движок, основанный на "гражданском" турбовентиляторном двигателе, с большой степенью двухконтурности. Так что адаптивный ТРД, способный изменять BPR в диапазоне, допустим, 0,2-0,8 вообще тут не нужен, т.к. его движка BPR ~5, что позволяет ему летать не очень быстро, зато долго.
  9. +1
    23 ноября 2020 09:29
    уважаемый Андрей Митрофанов ставит актуальную тему, отставание по БПЛА критично во всех направлениях, что показал конфликт в НК ....нужно срочно создавать и выпускать серийно БПЛА,
    1. +1
      23 ноября 2020 10:54
      Цитата: владимир1155
      уважаемый Андрей Митрофанов ставит актуальную тему, отставание по БПЛА критично во всех направлениях, что показал конфликт в НК ....нужно срочно создавать и выпускать серийно БПЛА,
      Говорили, что есть в России фирма, которая делает очень приличные БПЛА для Газпрома, но не хочет работать на военных, ибо геморройно очень, а заработок невелик.
      1. AVM
        +2
        23 ноября 2020 11:48
        Цитата: bk0010
        Цитата: владимир1155
        уважаемый Андрей Митрофанов ставит актуальную тему, отставание по БПЛА критично во всех направлениях, что показал конфликт в НК ....нужно срочно создавать и выпускать серийно БПЛА,
        Говорили, что есть в России фирма, которая делает очень приличные БПЛА для Газпрома, но не хочет работать на военных, ибо геморройно очень, а заработок невелик.


        Я бы предположил, что они используют импортные комплектующие, в первую очередь двигатели. Если они выйдут на военных, краник им тут же перекроют санкциями.
  10. 0
    23 ноября 2020 10:29
    Жаль Мясищевские проекты канули. Наверное дальний БПЛА можно было создать на платформе М17/55.

    Смущает, что БПЛА в мирное время можно безнаказано сбить.
  11. +2
    23 ноября 2020 10:47
    Цитата: Kalmar
    В этой связи вопрос: а у нас такие КР в принципе еще остались в боеготовом состоянии?


    Я бы лично на такие вопросы бы ответа не давал.
  12. +2
    23 ноября 2020 10:54
    Ясно. На пути замены Ту-95РЦ непреодолимые технологические барьеры.
  13. +6
    23 ноября 2020 11:29
    Думаю, все равно в идеале нужна комбинация БПЛА и обычных разведывательных самолетов. В условный Ту-214 в любом случае оборудования гораздо больше поместиться. Ибо в невоенное время атаковать его не будут, а следить за вероятными противниками все равно нужно. Да и в предвоенное тоже.
    1. 0
      23 ноября 2020 11:34
      Можно еще рассмотреть "условный " Ил96-400...
    2. AVM
      +1
      23 ноября 2020 15:24
      Цитата: Товарищ И
      Думаю, все равно в идеале нужна комбинация БПЛА и обычных разведывательных самолетов. В условный Ту-214 в любом случае оборудования гораздо больше поместиться. Ибо в невоенное время атаковать его не будут, а следить за вероятными противниками все равно нужно. Да и в предвоенное тоже.


      Полностью согласен.
      1. +2
        23 ноября 2020 23:38
        Цитата: AVM
        Полностью согласен.

        Ил-20 сбитый в Сирии 18 сентября 2018 года с Вами бы поспорил. Потеряли 15 человек экипажа.
        1. AVM
          0
          24 ноября 2020 09:20
          Цитата: Saxahorse
          Цитата: AVM
          Полностью согласен.

          Ил-20 сбитый в Сирии 18 сентября 2018 года с Вами бы поспорил. Потеряли 15 человек экипажа.


          Здесь как раз плюс в сочетании БПЛА и самолёта управления. Самолёт с операторами не должен входить в зону ПВО и прикрываться теми же Су-35, а в "гущу сражения" должны направляться БПЛА.
          1. 0
            24 ноября 2020 18:35
            Цитата: AVM
            Цитата: Saxahorse
            Цитата: AVM
            Полностью согласен.

            Ил-20 сбитый в Сирии 18 сентября 2018 года с Вами бы поспорил. Потеряли 15 человек экипажа.


            Здесь как раз плюс в сочетании БПЛА и самолёта управления. Самолёт с операторами не должен входить в зону ПВО и прикрываться теми же Су-35, а в "гущу сражения" должны направляться БПЛА.


            Без "Сферы" - о качественно дистанционно управляемом БПЛА - даже и не мечтайте...
    3. -1
      23 ноября 2020 16:29
      Цитата: Товарищ И
      равно в идеале нужна комбинация БПЛА и обычных разведывательных самолетов.

      Это решение проблемы связи. Один условный Ту-214 и 3 БПЛА типа Зонд-1/2 покроют огромные расстояния. Пилотируемый самолёт просто не будет входить в зону поражения АУГ.
    4. 0
      23 ноября 2020 23:35
      Цитата: Товарищ И
      В условный Ту-214 в любом случае оборудования гораздо больше поместиться. Ибо в невоенное время атаковать его не будут, а следить за вероятными противниками все равно нужно.

      В период обострений сбивали десятками, в 1950-60-е годы. Да и позже не сильно стеснялись. Шведы до сих пор остатки экипажа ихнего Ориона вернуть просят. Да и корейский Боинг долбанули приняв за разведчика. Из последнего - наш разведчик Ил-20 сбитый евреями в Сирии.
    5. +2
      28 ноября 2020 09:00
      Товарищ И - в статье изначально заложена не умная мысль - гонять авиацию в поисках АУГ - это потому что мы уже не в состоянии поддерживать спутниковую группировку в рабочем состоянии ? Так сейчас и авиация, что БПЛА, что пилотируемая без космоса ничего не сделает.
      Противолодочная авиация крайне необходима, а огромные надводные корабли легко отслеживаются из космоса... если конечно есть чем отслеживать, а уж если нет, то никакие БПЛА уже не помогут.
  14. 0
    23 ноября 2020 11:33
    Это должен быть БПЛА с планером типа М-55 "Гефизика...." с современным ТРД и материалами на основе композитов.
  15. 0
    23 ноября 2020 13:21
    Автор верно выделил основные проблемы, можно добавить еще одну - продолжающееся МО межвидовое разнообразие разработок, которые принципиально могут быть только универсальными (глобальные связь, управление, разведка и целеуказание).
  16. -1
    23 ноября 2020 14:25
    Если говорить в формате альтернативной истории, то Россия вполне могла бы обойти США в деле создания БПЛА.

    В 2014 году КБ «Сухой» анонсировало проект БПЛА «Зонд-1» и его версию дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) «Зонд-2» класса HALE с размахом крыла 35 метров, высотой полёта до 16 километров и продолжительностью полёта до 24 часов. В качестве двигателей предполагалось использовать два турбореактивных двигателя (ТРД) АИ-222-25, используемых на учебном самолёте Як-130.

    Спасибо за инфу. Я удивляюсь почему не делают подобные БПЛА. На его базе можно и нужно было сделать ударный БПЛА.
    Похоже проблемы в головах военных, к ним очень много вопросов.
    Вот к примеру российский аналог Harop, правда он на 4 года раньше был презентован, в 2005 году.
    1. +5
      23 ноября 2020 23:10
      В СССР была очень широкая практика. Конструктор делает изделие, аналогов которого нет(не путайте с лживыми заголовками желтых газет сегодня) Там может быть не все доведено до ума, но главная концепция новая. В политбюро это дело заворачивают, нам это не нужно, денег в стране нет, а вы ерундой занимаетесь. Через несколько лег это появляется зарубежом. И тут приходит догнать и перегнать, но где тут, они впереди, а учитываю что от концепции в союзе до готового изделия были десятки лет, то отставание было катострофическим
  17. 0
    23 ноября 2020 15:59
    В 2014 году КБ «Сухой» анонсировало проект БПЛА «Зонд-1»

    ЕМНИП, "Сухой" еще где-то в конце 90-х предлагал БПЛА, очень большой, очень высотный, и назывался он не "зонд", а как-то по приличнее. Не помню, выше ли он 14-ти км, но по крайней мере, на уровне, т. е. HALE или близкий к нему. Я думаю, если бы это финансировалось, российские инженеры сделали бы всё как надо.
    PS: Странный авианосец на первой картинке. Такие бывают?..
  18. 0
    23 ноября 2020 20:01
    Госсподи, неужели есть люди, которые до сих верят в то, что шапками закидаем?!
    1. 0
      23 ноября 2020 22:26
      Цитата: Нормаль ок
      Госсподи, неужели есть люди, которые до сих верят в то, что шапками закидаем?!


      они размножаются почкованием.
  19. Комментарий был удален.
  20. 0
    23 ноября 2020 23:43
    Цитата: AVM
    С другой стороны, без спутников, спутников связи, ценность БПЛА падает на порядок.

    Хочется надеется что следующий Ваш рассказ будет про давно обещанную нам "Сферу". Полторы тысячи спутников связи и дистанционного зондирования. Вообще говоря это дешевле авианосца или олимпиады в Сочи. Рогозин вот-вот обещал проект предоставить.
  21. 0
    24 ноября 2020 08:03
    РЛС кругового обзора с АФАР позволяет сканировать 5200 квадратных километров за один проход.


    Звучит страшно на первый взгляд. Но делим 5200 на пи, потом извлекаем квадратный корень: 41 километр. Если учесть, что эскортный корабль ПВО будет выдвинут на 100 км в направлении угрозы, то шансы увидеть авианосец близки к нулю.

    Различение целей в высоком разршении очень полезно для сухопутной войны. На переднем крае действительно дальность средств ПВО сильно меньше 40 км. Различать танки ночью или спрятанные под масксети или просто среди кустов и деревьев с безопасного для самого БПЛА расстояния - вот подарок. Для этого эти БПЛА и делали.
    1. AVM
      0
      24 ноября 2020 09:28
      Цитата: Саша_рулевой
      РЛС кругового обзора с АФАР позволяет сканировать 5200 квадратных километров за один проход.


      Звучит страшно на первый взгляд. Но делим 5200 на пи, потом извлекаем квадратный корень: 41 километр. Если учесть, что эскортный корабль ПВО будет выдвинут на 100 км в направлении угрозы, то шансы увидеть авианосец близки к нулю.

      Различение целей в высоком разршении очень полезно для сухопутной войны. На переднем крае действительно дальность средств ПВО сильно меньше 40 км. Различать танки ночью или спрятанные под масксети или просто среди кустов и деревьев с безопасного для самого БПЛА расстояния - вот подарок. Для этого эти БПЛА и делали.


      Площадь обзора не говорит о дальности. РЛС сканирует узким лучом по кругу, т.е. получается изображение не всей площади круга, а площади между между двумя окружностями. Разрешающая способность 1 метр (а то и 0,3 метра) сохраняется по заявленным данным на дальности свыше 200 км. Зная о склонности военных секретить характеристики, я бы предположил скорее 300-350 км. А какова будет дальность обнаружения крупной надводной цели с разрешением 10 метров?

      РЛС RQ-4 Global Hawk в нормальном режиме работы он обеспечивает получение радиолокационного изображения местности с разрешением 1 метр. За сутки может быть получено изображение с площади 138 тыс. км² на расстоянии 200 км. В точечном режиме («spotlight» mode), съёмка области размером 2 х 2 км, за 24 часа может быть получено более 1900 изображений с разрешением 0,3 м.
  22. 0
    25 ноября 2020 15:23
    Цитата: bayard

    Так что надежда в разведке АУГ будет больше полагаться на пассивную радиотехническую компоненту ... Но мы знаем , что противник умеет выполнять свои задачи и в режиме полного(или почти полного) радиомолчания ...
    Остаются пока только спутники .

    А загоризонтные РЛС как же?
  23. 0
    28 ноября 2020 13:32
    Беспилотники нам нужны и пора бы нам ускориться в их создании и постановке на вооружение.
  24. 0
    29 ноября 2020 10:16
    "РЛС БПЛА RQ-4 Global Hawk позволяет сутки получать изображение территории площадью 138 тысяч квадратных километров с расстояния 200 километров с разрешением 1 квадратный метр, а в точечном режиме может быть получено изображение разрешением 0,3 квадратных метра. Полученная информация передаётся через канал спутниковой связи на скорости до 50 Мбит/с."
    пока мы не сможем передавать полученые данные с такой же скоростью на сервер находящийся в россии полезность БПЛА для разведки над нейтральными водами весьма условна . смысл разведывать если данные погибнут не дойдя до "центра"
    и характеристики надо вытягивать до уровня выше Global Hawk, иначе нам удачи не видать.
  25. 0
    29 ноября 2020 11:30
    Непонятен вывод автора. Почему надо беспилотники делать вместо 95-х. Как беспилотные, так и пилотируемые разведчики нужны, они дополняют друг друга. Возможно даже передать управление БПЛА экипажу пилотируемого разведчика.
    1. AVM
      0
      30 ноября 2020 16:13
      Цитата: serg v zapase
      Непонятен вывод автора. Почему надо беспилотники делать вместо 95-х. Как беспилотные, так и пилотируемые разведчики нужны, они дополняют друг друга. Возможно даже передать управление БПЛА экипажу пилотируемого разведчика.


      Русская «Валькирия»: ведомый БПЛА «Гром»
      https://topwar.ru/177481-russkaja-valkirija-vedomyj-bpla-grom.html
      1. 0
        1 декабря 2020 02:36
        Спасибо за ссылку. Я хотел сказать, что противопоставлять пилотируемую и беспилотную авиацию пока не имеет смысла. Когда беспилотники и их обслуга будут стоить раз в 5-7 дешевле пилотируемого аппарата, тогда.....
  26. +1
    30 ноября 2020 02:55
    Дочитал до "трёхконтурного двигателя" дальше бросил.
    Штирлиц порол чушь, чушь тихо повизгивала - что-то такое написано
    1. AVM
      0
      30 ноября 2020 16:21
      Цитата: Bobik012
      Дочитал до "трёхконтурного двигателя" дальше бросил.
      Штирлиц порол чушь, чушь тихо повизгивала - что-то такое написано


      И что Вас смутило? Само существование трёхконтурного турбореактивного двигателя? Так США его уже испытывают:

      Американская компания GE Aviation до конца лета и в начале осени 2016 года будет проводить испытания компрессора высокого давления перспективного трехконтурного адаптивного турбореактивного двигателя для боевых самолетов. Об этом, как пишет Aviation Week, заявил управляющий директор подразделения GE Aviation Advanced Combat Engine Дэн Маккормик.
      ...

      и Pratt & Whitney и Lockheed Martin приступили к разработке проекта модернизации двигателей истребителей F-35 Lightning II. Проект модернизации F135 предполагает добавление в конструкцию двигателя третьего воздушного контура. С открытым третьим контуром двигатель будет работать практически как обычный турбовентиляторный, но с несколько большей тягой и существенно меньшим потреблением топлива. Для высоких скоростей полетов и максимальной тяги третий контур будет закрываться. В крейсерском режиме потребление топлива снизится на 20 процентов по сравнению с аналогичным параметром базового F135.


      Или его применение на БПЛА?
  27. RNO
    0
    1 декабря 2020 12:40
    я видел новие досижение невидимости сам чтото придумивал .
    пво может уничожить невидимый самолет
  28. RNO
    0
    1 декабря 2020 12:41
    я видел новие досижение невидимости сам чтото придумивал .
    пво может уничожить невидимый самолет?
  29. RNO
    0
    1 декабря 2020 12:42
    я видел новие достижение невидимости сам чтото придумивал .
    пво может уничожить невидимый самолет?
  30. RNO
    0
    1 декабря 2020 12:43
    бпла может сравнится с авто бпла?(неуправляемий бпла )
  31. Комментарий был удален.
  32. RNO
    0
    1 декабря 2020 12:44
    я видел новие достижение невидимости сам чтото придумивал .
    пво может уничожить невидимый самолет?
    бпла может сравнится с авто бпла ?(неупавляемий бпла)
  33. RNO
    0
    1 декабря 2020 14:52
    как удалить свой коментарий
    1. 0
      3 января 2021 22:48
      Цитата: реалист
      "РЛС БПЛА RQ-4 Global Hawk позволяет сутки получать изображение территории площадью 138 тысяч квадратных километров с расстояния 200 километров с разрешением 1 квадратный метр, а в точечном режиме может быть получено изображение разрешением 0,3 квадратных метра. Полученная информация передаётся через канал спутниковой связи на скорости до 50 Мбит/с."
      пока мы не сможем передавать полученые данные с такой же скоростью на сервер находящийся в россии полезность БПЛА для разведки над нейтральными водами весьма условна . смысл разведывать если данные погибнут не дойдя до "центра"
      и характеристики надо вытягивать до уровня выше Global Hawk, иначе нам удачи не видать.

      Не вопрос, если вы ищите в океане авианосец то нет необходимости передавать данные со скоростью спутника ретранслятора, хватит и скорости телефона, хватит даже короткой эсэмэски , что в квадрате № хх обнаружено искомое . проблема в том, что АУГ может обнаружить беспилотник раньше,
  34. D O
    0
    10 марта 2022 13:37
    Да, все эти проекты впечатляют.
    Но как быть сегодня, когда началось военное противостояние с Украиной, и нет никакой гарантии, что это противостояние не перерастает в конфликт с технологичными странами Запада?
    Что можно сделать быстро?
    Понятно, что из неотложного, требуется организация тактической сети радиолокационной разведки - на базе Альтиус с подвесной РЛС; для дальнего обнаружения - ускорить введение в строй возможно большего количества А-50.
    Возвращаясь к упомянутому в статье Ту-95, по своей аэродинамике и грузоподъемности/энерговооруженности он хорошо подходит для долго барражирующих самолётов ДРЛО. Такой самолёт смог бы нести большое количество БПЛА-ретрансляторов, на случай вывода противником из строя спутниковой группировки. Может быть, стоит задуматься над беспилотным вариантом такого самолета, заменив пилотов и операторов бортовым вычислительным комплексом требуемой мощности. Причём операторов, разумеется, заменить в первую очередь, из-за недостатка мест для численности команды как у А-50.
    Запредельно шумные двигатели Ту-95 было бы неплохо заменить на двигатели для гражданских самолётов с тягой 14 тонн.