"Титаники" времен Второй мировой

13
Вероятно, самой известной катастрофой на море для многих считается гибель британского океанского лайнера Титаник, который затонул в ледяных водах Атлантики в апреле 1912 года. Об этой трагедии было написано множество художественных произведений, проведены многочисленные исследования, было выпущено несколько голливудских фильмов-катастроф, мало того, к останкам "Титаника" вглубь многокилометровой пучины были организованы и проведены спуски батискафов.

Внимание к этой катастрофе начала века, как-то затмило все другие катастрофы, произошедшие на морях и океанах, но уже гораздо позднее, катастрофы которые произошли в 40-е годы двадцатого века, во время Второй мировой войны.

"Титаники" времен Второй мировой


А ведь эти катастрофы, судя по всему, были гораздо масштабнее по количеству человеческих жертв, чем жертвы связанные с гибелью "Титаника", правда, в отличие от катастрофы 1912 года, где причиной гибели людей было сугубо природное явление, во время Второй мировой массовая гибель на морях была результатом прямой деятельности самого человечества, которое направило весь свой технический прогресс на уничтожение себе подобных.

Первым в списке Титаников Второй мировой числится «Ланкастрия». Океанский лайнер водоизмещением 16 243 тонны — один из лучших в британском морском флоте. Построен в 1922 году и поначалу назван «Тиреннией». В феврале 1924 года переименован, потому что, согласно широко распространенному среди английских моряков поверью, является плохой приметой. Обслуживал трансатлантическую линию, совершал круизы по Средиземному морю. После начала Второй мировой войны использовался как военный транспорт. Участвовал в эвакуации британских войск сначала из Норвегии, а затем — из Франции. В момент налета фашистских бомбардировщиков в районе Сен-Назера (Франция) на борту «Ланкастрии» находилось в общей сложности около девяти тысяч человек, преимущественно военнослужащих, но также и большое число гражданских лиц, включая женщин и детей. (http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4225/)

Точное число погибших в тот день никогда уже, видимо, не станет известно. На мемориальной доске в Сен-Назере значится: «более 4000». Оставшиеся в живых считают, что свыше 7000. В любом случае, это была одна из крупнейших морских катастроф в мировой истории, о чем свидетельствует упоминание, о ней в последних изданиях «Книги рекордов Гиннеса».

Транспорт атаковали 17 июня 1940 несколько немецких бомбардировщиками Ju-88 сразу вскоре после выхода корабля из французского порта Сен-Назер (Saint-Nazaire). В результате двадцатиминутной атаки германских самолетов транспорт быстро пошел на дно, в итоге погибло около четырех тысяч пассажиров - это все те, кто утонул, погиб от разрывов бомб, обстрела и задохнулся в загрязненной нефтью воде. Спасти удалось 2477 человек, этим людям по-настоящему повезло, они остались живыми. В других катастрофах спасти удавалось гораздо меньшему количеству пассажиров и членам экипажей.

Следующим в трагическом списке идет наш советский транспорт «Армения». Это был пассажирско-грузовой теплоход. Судно было не столь велико. Оно было спущено на воду в Ленинграде в 1928 году и рассчитано на перевозку 980 пассажиров и 1000 тонн груза. В тот роковой рейс на «Армении» в основном были раненые бойцы Красной армии, медицинский персонал из состава 23 военных госпиталей, а также эвакуированные жители Севастополя и Ялты. В результате гибели теплохода спастись удалось только 8 человекам. По другим данным, спаслось чуть более 80 человек.

В советское время считалось, что всего на «Армении» погибли около пяти тысяч человек. Позже некоторые историки увеличили эту цифру до 7-9 тысяч. И это такое количество людей было размещено на судне, проект которого позволял взять на борт не более всего одной тысячи пассажиров. По рассказам немногочисленных оставшихся в живых, люди стояли на палубах плечом к плечу, словно в трамвае в часы пик.

Было непонятно, почему капитан транспорта нарушил приказ и вышел в море в дневное время. Так, в своих дневниках тогдашний командующий адмирал Октябрьский писал, что командир «Армении» нарушил его приказ дожидаться в Ялте ночи на 8 ноября, чтобы обезопасить судно от удара с воздуха. Однако опытный капитан Плаушевский не был самоубийцей. Он и без приказов командующего прекрасно знал, чем ему грозит дневной переход, поэтому, вероятно, только самые серьезные и необычайные обстоятельства смогли заставить выйти его в море утром.

(http://divemir.com/2011/05/gibel-teplohoda-armeniya-kak-eto-bylo/)

Не ясно также и то, как погиб транспорт. По официальным данным, в 11 часов 25 минут теплоход был атакован одиночным немецким торпедоносцем Не-111, принадлежавшим к 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28. Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 метров сбросил две торпеды. Одна прошла мимо, а вторая попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты в 11 часов 29 минут, кормой в верх транспорт ушел на дно. По другим данным, в основном со слов оставшихся в живых «Армению» атаковали сразу несколько пар вражеских бомбардировщиков.

Это, пожалуй, до сих пор самая загадочная морская катастрофа; неизвестно главное - это место, где до сих пор на дне лежат останки «Армении».

На другом краю земли, на Тихом океане, вовсю ходили морские просторы грузовые транспорты японского торгового флота, которые получили зловещее прозвище Корабли Ада. Эти транспорты, никак специально не подготовленные, перевозили пленных (американских, английских, австралийских и др. стран военнослужащих) и рабочих, взятых насильственно из числа жителей оккупированных Японией стран.

Пленных и рабочих японцы набивали в трюмы, как сардины в консервную банку, само пребывание на таком транспорте было просто пыткой. Большое количество пленных и рабочих находились на верхней палубе, страдая днем от палящего экваториального солнца (а те места – одни из самых жарких и влажных в мире, а ночью от шквальных дождей и ветра. Ну, а те, кто был в трюмах, тем было еще тяжелее, жуткие жара и духота, отсутствие туалета, недостаток воды и питания, страшная теснота, некоторые из пленников от условий таких перевозок просто сходили с ума.

А так как определить, что на борту кораблей находились сотни и тысячи мирных людей часто было просто невозможно, то американские и английские подводники топили их на общем основании, вместе со своими несчастными соотечественниками. В результате мир получил несколько катастроф с огромным количеством жертв, намного превосходящим "Титаник".

18 сентября 1944 года произошла одна из самых больших по количеству жертв катастрофа на Тихом океане, и крупнейшая из серии гибели "Кораблей Ада"– потопление японского транспорта "Toyama Maru" с пленными и рабочими на борту, тогда погибли около 5600 человек. Крупнейшие катастрофы "Кораблей Ада":Tango Maru– потоплен 25 февраля 1944 года, около 3000 погибших; Ryusei Maru – потоплен 29 июня 1944 года, 4998 погибших;Toyama Maru – потоплен 29 июня 1944 года, около 5600 погибших; Koshu Maru 3 - потоплен августа 1944 года, около 1540 погибших; Junyo Maru– потоплен 18 сентября 1944 года, 5620 погибших ... Серия потоплений "Кораблей Ада" стала крупнейшей серией катастроф в истории по числу жертв, но буквально несколько месяцев спустя ее превзошла серия балтийских потоплений (http://www.odin.tc/disaster/disaster6.asp).

Эту роковую балтийскую серию открыл «Вильгельм Густлофф» - немецкий пассажирский лайнер, названный в честь убитого нацистского партийного деятеля. Корабль был спущен на воду в 1937 году и принадлежал организации «Сила через радость», которая фактически была самым крупным туроператором Третьего рейха.

Это был корабль - символ третьего рейха, в круизных рейсах на «Вильгельме Густлоффе» побывали около 65 тысяч человек. Кроме этого, он перевозил добровольцев легиона «Кондор» для участия в гражданской войне в Испании.

Летом 1940г. руководство ВМС Германии приписало судно к школе подводников в Готенхафене. Теплоход перекрасили в камуфляжный цвет и удалили с его бортов красные кресты. Как плавучая казарма для школы подводников он использовался около четырех лет. Таким образом, это было самое настоящее вспомогательное судно германских ВМС.

22 января 1945г. началась погрузка на борт «Вильгельма Густлоффа» военнослужащих и беженцев. Первыми разместили несколько десятков офицеров-подводников, затем несколько сотен женщин, проходивших службу во флотском вспомогательном дивизионе, несколько сотен раненых солдат, а потом стали пускать беженцев, отдавая преимущество женщинам и детям. К 30 января на борт судна приняли свыше 9 тысяч человек. Около 12.30 корабль отправился в свой последний путь. Двигаясь в ночное время, якобы в ожидании встречи с конвоем тральщиков, капитан отдал явно губительное распоряжение включить все огни. В результате ярко освещенный лайнер был замечен советской подводной лодкой С – 13, под командованием капитана третьего ранга Александра Маринеско. В течение двух часов лодка шла за кораблем, выбирая удобную для атаки позицию. Когда капитан «Вильгельма Густлоффа» Петерсон, потеряв надежду дождаться конвой тральщиков, в 19.30 дал команду потушить огни, было уже поздно.

В 21.04, с дистанции менее одного километра, С – 13 пустила первую торпеду, а затем еще две. Четвертая торпеда застряла в торпедном аппарате, едва не потопив саму лодку, но, на счастье, не взорвалась. Вскоре, в 21.16, первая торпеда распорола носовую часть лайнера, вторая угодила в бассейн, а третья - в машинное отделение.

Часть пассажиров погибла от взрывов, часть утонула в каютах нижних палуб, а оставшиеся в живых бросились к спасательным шлюпкам. Из-за создавшейся паники и давки погибла еще одна часть пассажиров. В большинстве женщины и дети. Приказав заблокировать водонепроницаемые отсеки, капитан Петерсон заблокировал и часть команды, которая должна была спускать шлюпки, а пассажиры не умели этого делать.

Корабль из состава сопровождения миноносец «Лев» начал спасение. Всего кораблю удалось спасти 472 пассажиров. Рядом с местом трагедии прошел имевший на своем борту полторы тысячи пассажиров крейсер «Адмирал Хиппер». Прошел не останавливаясь, так как опасался торпедной атаки. Единственному кораблю его конвоя - эсминцу Т – 38 - удалось достать из воды 179 человек. Суда, прибывшие через час с небольшим, живых не застали. В ледяной воде плавали только трупы и обломки. По максимальным оценкам, потери были оценены в 8-9 тысяч человек. Выжило приблизительно около 2 000 человек. (http://www.repin.info/xfiles/gibel_teplohoda_vilgelm_gustloff)

В различных источниках состав пассажиров "Густлова" сильно варьируется. По количеству погибших - от 4 до 8 тысяч. По составу пассажиров тоже непонятно: то "беженцы и военные", то "беженцы, военные, раненые и заключенные".
Один из источников дает следующий состав пассажиров "Густлова":
на момент гибели его борту находилось 918 военных моряков, 373 из женской вспомогательной части флота, 162 раненых военнослужащих, 173 члена экипажа (гражданских моряков) и 4424 беженца. Всего 6050. Кроме них, внесенных в списки, на борт "Густлова" удалось попасть еще до 2 тысяч беженцев. Всего было спасено 876 человек. Погибло 16 офицеров учебной дивизии подводных сил, 390 курсантов, 250 женщин-военнослужащих, 90 членов экипажа, а также раненые военнослужащие (http://topwar.ru/1737-marinesko-geroj-ili-prestupnik.html).

Прошло всего менее 10 дней, и вот - новая встреча немцев с советским Подводником № 1. А.Маринеско, который, словно злой рок, преследовал германский транспортный флот. По сообщению газеты "Гамбургер Абендблат", у побережья Балтики вблизи польского городка Штольп были обнаружены останки немецкого военного транспорта "Штойбен", потопленного экипажем подлодки "С-13" 10 февраля 1945 года. Лайнер водоизмещением 14.600 тонн был поражен в ночных условиях в результате мастерской атаки двумя торпедами из кормовых аппаратов и затонул через 15 минут, унеся с собой на дно моря 3608 человек. Спаслись лишь 659 человек.

"Генерал Штойбен» - немецкий океанский лайнер. Был спущен на воду в 1922 году под названием «Мюнхен». Это был один из самых роскошных круизных океанских лайнеров в мире, имея в длину 168 метров, ширину 19,8 метров и увеличенное водоизмещение 14.660 тонн. На нем был оборудован танцевальный зал, два роскошных обеденных помещения. Каюты большей частью были оснащены ваннами или душами. Система вентиляции позволяла полностью обновлять воздух в каютах за шесть минут, а в обеденных залах - за четыре минуты. На верхней палубе находился бассейн. Так что недаром с началом Второй мировой войны "Штойбен" был переоборудован под гостиницу для высшего командного состава ВМС Германии. В августе 1944 года, когда германским адмиралам было уже не до отдыха, его превратили в транспорт для доставки раненых. Этот вид кораблей не являлся госпитальным судном в полном смысле этого слова, и не находился под защитой Женевской конвенции. Транспорты по доставке раненых, в том числе и "Штойбен" были перекрашены в серый защитный цвет. С них был убран Красный Крест, но зато установлено вооружение: четыре зенитных орудия калибра 37 миллиметров и четыре счетверенных зенитных пулемета. Орудийная прислуга насчитывала 65 солдат.

Контр-адмирал К.Энгельхардт, отвечавший за морские перевозки, узнал о гибели "Штойбена" ранним утром 10 февраля. На следующий день он уже имел четкую картину о размере катастрофы и человеческих жертвах. Согласно представленным ему уточненным донесениям, всего на борту парохода находились 4.267 человек, включая экипаж торгового флота, а также военный и медицинский персонал ВМС.

По докладу торпедолова TF10, им были спасены 512 человек, а сторожевым кораблем Т196 - 147 человек. Таким образом, всего удалось спасти 659 человек. 3608 человек считаются пропавшими без вести в Балтийском море.

(http://www.mediasprut.ru/info/c13/marinesko7.shtml).

Но, как оказалось, это была еще не самая последняя катастрофа германского флота, уже почти в самом конце войны 17 апреля 1945 года Третий рейх постигла очередная, самая крупная и оттого самая ужасная катастрофа, и опять на Балтике.

Советская подводная лодка « Л-3 — под командованием капитана 3-го ранга В. К. Коновалова 17 апреля 1945 г. атаковала вражеский конвой и потопила транспорт "Гойя" водоизмещением 5230 т. Судно было конфисковано немцами после занятия Норвегии Германией. На борту «Гойя», по оценке Ф. Руге, находились более 7 тысяч человек (по данным М. Морозова, 1500 солдат 4-й танковой дивизии вермахта, 385 раненых военнослужащих, а также не менее 3500 беженцев — гражданских лиц).

По другим данным, на борту «Гойя» всего находилось 5385 человек, в том числе около 1300 подводников — офицеров, курсантов и матросов (около 30 экипажей ПЛ).

Судно затонуло, унося с собой, по различным оценкам, 6-7 тысяч человек. Удалось спасти от 128 до 134 терпящих бедствие (http://www.bgudkov.ru/?page_id=753).

Корабль затонул очень быстро - всего за семь минут, так как судно было грузовое и, в отличие от пассажирского, не имело водонепроницаемых переборок.

Изучая трагические истории Второй мировой, понимаешь, как близко соседствуют подвиг и трагедия, роковые обстоятельства и их судьбоносные последствия. В то же время, это еще одно предостережение о недопустимости войны, особенно когда ее орудием являются профессионалы высочайшего класса, такие как капитаны А. Маринеско и В.Коновалов, а также экипажи их подводных лодок.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Капитан Врунгель
    +13
    18 августа 2012 10:37
    Война-это трагедия в первую очередь, простого народа. Он, как менее защищенный, несет большие потери.
    Гибель транспортов с тысячами людей на борту-это трагедии века, ... но, война, есть война.
    Для командиров ПЛ, транспорт-это цель, противник. Что он перевозит, командир не знает. Нет у него копий грузовых коносаментов и пассажирских манифестов. Перед ним противник, цель, которую он должен уничтожить. И чем больше цель, тем больше тоннажа лишится противник, тем больше вклад в победу. Прорвать охранение, выйти на крупнотоннажную цель и уничтожить-это мастерство и подвиг экипажа. И ни какому осуждению не подлежит. Они герои своего времени.
    1. Kosatka
      +3
      18 августа 2012 18:52
      Согласен с Вами.
  2. +18
    18 августа 2012 12:00
    Сейчас часто слышу что Маринеску - "людоед"(восновном от либерастов)
    Считаю, что война есть война, Маринеску исполнил приказ, утопил боевую вражескую единицу нанес противнику урон в живой силе. Герой!
    1. +13
      18 августа 2012 12:59
      "Людоеды" - это те люди, которые развязывают войны! А никак не простые участники событий. Единственное исключение - это те бесчеловечные маньяки, которые истязают беспомощных людей (пленных, раненых, гражданских), к ним никакой пощады. А люди, выполняющие свой долг на боевом посту, особенно выполняющие его мастерски, с нанесением максимального ущерба противнику - герои. Вечная слава советским героям подводникам!
      1. SerGL
        +1
        20 августа 2012 09:13
        Политики спускают армии с поводков.
        Во время ВМВ люди убивали других людей, хотя те им не сделали лично ничего плохого.
        Цена человеческой жизни в время войны нивелируется, счет действительно идет на тысячи тонн потопленного водоизмещения, десятки километров занятых территорий и усредненные до десятков тысяч потери в живой силе и технике.
        Причем все воюющие стороны думали о том, как победить.
        Так, и германские, и американские подводники работали по принципу "Топи их всех!". И то, что американский адмирал Нимиц во время нюренбергского трибунала заявил, что сам вел такую же неограниченную подводную войну - дорогого стоит.
  3. +8
    18 августа 2012 16:08
    Не мы начали ту войну. Слава героям подводникам!
  4. Voin sveta82
    +1
    18 августа 2012 16:55
    бывает..)))
  5. +2
    18 августа 2012 17:52
    Объективности ради стоит заметить, что "самым-самым титаником Второй мировой" все же был "Вильгельм Гуслов"... Да, тот самый, что был потоплен С-13 Александра Маринеско. Именно он возглавляет список самых крупных по количеству жертв морских катастроф...
    1. loc.bejenari
      -1
      18 августа 2012 21:14
      на Армении погибло больше людей
      а в Ялту они зашли забирая ценности и эвакуируя партработников из Ялты и отступивших в Ялту частей
      1. Капитан Врунгель
        +6
        18 августа 2012 22:50
        Брат моего деда служил на эсминце "Сообразительный" во время войны комендором зенитных автоматов. Они одни из последних уходили из Севастополя. На борту было столько эвакуированных, что люди стояли чуть ли вплотную друг к другу. Перегруз был такой, что эсминец потерял один из основных факторов-маневренности. При поворотах возникал критический крен.
        Весь переход отбивали воздушные налеты. И пришли в Новороссийск без потерь. Уникальный корабль с замечательным экипажем и командиром. Прошли всю войну практически без потерь. Свою удачу моряки объясняли просто. Показывали надпись на бескозырке "Сообразительный".
        Я горжусь, что один дед прошел всю войну на торпедных катерах и дошел до Вены. Второй на малых охотниках. Погиб в Гдыне. Деды жены один погиб вместе с эсминцем "Фрунзе". Второй на санитарном "Львов".
  6. КАРБОН
    +4
    18 августа 2012 23:26
    Про японские "корабли Ада" слышу в первые, очень интересно буду обязательно искать, еще какие-то упоминания. А на счет подводников-они выполняли приказ на уничтожение всех кораблей и судов противника в зоне патрулирования, как видим выполняли высококлассно. Либерасты лучше бы возмутились, о атаке госпитального судна "Армения", видимо не хотелось послевоенным немцам и их поклонникам в совремменности признавать преступный характер действий гитлеровской авиации.
    В этом году кстати "юбилей"еще одного злодеяния, 23 августа1942 был совершен жесточайший удар фашистских ввс по городу-герою Сталинграду, во время которого погибло 40000 человек.
  7. GES
    GES
    +3
    18 августа 2012 23:58
    Он "Вильгельм Гуслотв" вообще стал самым-самым Титаником,а С-13 самым-самым айсбергом от Р.Х. по нынешнее время.
    Кстати есть мнения и множество фактов по поводу гибели американских и английских судов. Вот откуда растут ноги у 11СЕНТЯБРЯ laughing
    Броненосный крейсер «МЭН»
    15 февраля 1898 года, вечером, при невыясненных обстоятельствах взорвался и затонул на рейде Гаваны. При взрыве погибли 261 человек, в том числе 2 офицера и 251 матрос и морской пехотинец (8 человек из числа спасённых скончались вскоре от ран и травм). Его гибель послужила одним из поводов к началу испано-американской войны.
    Лузитания
    7 мая 1915 года германская субмарина потопила (???)британский пассажирский корабль. Погибли 1198 человек, включая 128 американцев. Произошло ли это по невнимательности капитана или же это был заговор, целью которого было втянуть Соединенные Штаты в Первую мировую войну?
    Эсминец «Мэддокс»
    2 августа 1964 эсминец ВМС США «Мэддокс», патрулировавший Тонкинский залив, подошел к побережью Северного Вьетнама и, как утверждалось, был атакован северовьетнамскими торпедными катерами. Через два дня при неясных обстоятельствах было совершено еще одно нападение. В качестве ответной меры президент Л.Джонсон приказал американским военно-воздушным силам нанести удар по военно-морским объектам Северного Вьетнама. Джонсон использовал эти нападения как предлог, чтобы добиться от конгресса принятия резолюции в поддержку его действий, в дальнейшем служившей мандатом на необъявленную войну.
    До настоящего времени неясно, была атака или нет. Cо стороны американцев не было представлено свидетельств повреждений авианосца от атак вьетнамских катеров.
    В качестве ответной меры президент США Л.Джонсон приказал американским военно-воздушным силам нанести удар по военно-морским объектам Северного Вьетнама. Затем подверглись бомбардировкам и другие объектв ДРВ. Таким образом война распространилась на Северный Вьетнам.
  8. GES
    GES
    +4
    19 августа 2012 00:00
    Для затравки.
    3 июля 1988 года в небе над Персидским заливом, ракетой, выпущенной с крейсера американских ВМС "Винсенс", был сбит иранский аэробус "Боинг-747" с 293 пассажирами на борту.
    Капитан крейсера Роджерс отдал приказ об уничтожении самолета, полагая, что это F-14, атакующий его судно.
    Кто-нибудь слышал о судебном процессе над г-ном Роджерсом? Кто нибудь слышал о том, чтобы США выплатили Ирану по 10 миллионов долларов за каждого погибшего пассажира, как это вынудили сделать Ливию?
    Ну, а в способности американских товарищей угрохать несколько сотен своих сограждан ради высшего блага Америки теперь уже, после того, как они грохнули Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, теперь уже мало кто сомневается.
    Может все верят и в то, что за каждым терактом в мире стоит "всемогущая" "Аль-Каеда" и покойный Усама бин Ладен?
  9. +1
    20 августа 2012 08:21
    немецкие войска прорываются с боями к Москве и Ленинграду. И нигде в этот день, в мировых средствах массовой информации не прошло сообщение, которое мы обнаружили в совершенно секретной в советские годы «Хронике Великой Отечественной войны на Черноморском театре». В этом документе говорится, что в те же самые минуты, что на Красной площади в Москве шел парад, недалеко от Ялты, в результате немецкой воздушной атаки, затонул гражданский пароход «Армения». На его борту погибло около 6 000 человек.

  10. borisst64
    +1
    20 августа 2012 13:01
    "Серия потоплений "Кораблей Ада" стала крупнейшей серией катастроф в истории по числу жертв, но буквально несколько месяцев спустя ее превзошла серия балтийских потоплений."

    И чем же она превзошла?
    "Кораблей Ада" и по количеству и по жертвам больше. Так и надо писать, что в одном ряду эти катастрофы.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»