Боевые пловцы Кригсмарине: соединение «К»

65

Тематика морских диверсантов – одна из интереснейших в истории Второй мировой войны. Ее, пожалуй, можно назвать малоизученной и забытой: действия малых боевых групп теряются на фоне эпохальных сражений танковых армий и захватывающих дух морских баталий.

Когда речь заходит о боевых пловцах, все, конечно же, смутно припоминают что-то о легендарной итальянской 10-й флотилии MAС. И то, впрочем, чаще в контексте конспирологических теорий, связанных с гибелью линкора «Новороссийск». Некоторые что-то отдаленно слышали про японские пилотируемые торпеды-камикадзе. Но что касается всех остальных стран-участниц войны – здесь мы можем встретить лишь безмолвное непонимание.



Вторая мировая стала прелюдией к массовой подготовке сил специального назначения – и Германия отнюдь не стала исключением в этом. Военное руководство Третьего рейха, парализованное тотальным превосходством сил союзников, как в море, так и в воздухе, было вынуждено начать разрабатывать ассиметричный ответ – и таковым стали команды морских диверсантов...

«Военная обстановка зимой 1943/44 года допускала лишь оборонительные действия флота. Было известно, что по этой причине я отдаю предпочтение многочисленным, но малым судам и штурмовым средствам перед крупными боевыми кораблями.

В промышленных кругах я встретил полное понимание и поддержку, обусловленные, в частности, трезвым соображением, что старое направление в судостроении уже не может принести успеха в войне.

Наши намерения на первом этапе сводились к следующему:

1. Разработать и построить специальные подлодки-малютки по английским образцам и обучить экипажи; применить эти лодки-малютки для выполнения специальных заданий, например, для проникновения во вражеские порты и т.п.

2. Осуществить специальную боевую подготовку морских штурмовых отрядов (ударных групп) – также по английскому образцу. Цель подготовки – обеспечить проведение малыми надводными судами и подлодками-малютками нападений на вражеские прибрежные районы и находящиеся там важные военные объекты (радиолокационные станции, позиции артиллерийских орудий и т.п.)»,

– из личных записей вице-адмирала Гельмута Гейе, командующего соединением «К».

Подготовка и отбор новобранцев


Довольно продолжительное время руководство Кригсмарине отвергало любые проекты, связанные с применением диверсионных средств в морской войне. Впрочем, к 43-му году у Германии не осталось выбора: было очевидно, что старая стратегия себя изжила, ресурсы на строительство флота отсутствовали (как, впрочем, и технические возможности – британцы регулярно заваливали бомбами немецкие верфи), а угроза десантных операций на европейском побережье была очевидна абсолютно для всех.

Тогда, следуя примеру успешного применения боевых пловцов Италии и Великобритании, рейх решает создать аналогичные подразделения для противодействия силам союзников.


Морской диверсант внутри пилотируемой торпеды «Негер». Источник фото: Wikimedia Commons

Поиск и набор личного состава для соединения «К» начался в конце 1943. К январю 1944 года подразделение насчитывало 30 человек – практически все они были добровольцами из различных родов войск.

Здесь, пожалуй, стоит сделать некоторое отступление.

На тот момент в Германии было чрезвычайно непросто обеспечить набор новобранцев для элитного отряда, которые бы всецело и полностью соответствовали всем требованиям. Война шла уже не первый год, а существующие рода войск отнюдь не горели желанием отдавать свои лучшие кадры для формирования морских спецгрупп. Кригсмарине и вовсе имело монопольное право на получение наиболее ценных контингентов призывников – которых, впрочем, нельзя было передавать в распоряжение соединения «К» по личному приказу гроссадмирала К. Деница.

Данный фактор вылился в то, что большая часть добровольцев, пополнивших ряды нового подразделения, не имела никакой подготовки и опыта для ведения боевых действий на море.

Впрочем, несмотря на все сложности, вице-адмиралу Г. Гейе удалось отобрать качественный человеческий материал: новобранцы имели отличную военную и спортивную подготовку, а также высокий уровень мотивации и боевой дух. Под его руководством была сформирована специальная комиссия, которая объезжала школы и училища для унтер-офицеров и кандидатов в офицеры, выявляла способных спортсменов и опрашивала их на предмет добровольного вступления в отряды особого назначения.

Обучение германских боевых пловцов имело несколько поэтапных направлений:

1. Пехотная и инженерная подготовка (особый акцент делался на использовании инструкторов-ветеранов Восточного фронта).
2. Рукопашная и гимнастическая подготовка (в частности, обучение джиу-джитсу, приемам самообороны без оружия и бесшумного обезвреживания постов противника).
3. Курс владения автомобильной и радиотехникой.
4. Водолазное дело.
5. Лингвистическая подготовка (особое внимание уделялось обучению солдатского жаргона противников).
6. Теоретическая диверсионная подготовка на основе трофейных наставлений британских коммандос.

Отдельно стоит упомянуть дисциплину, называемую в официальном учебном плане «воспитанием личной инициативы». В ходе данных занятий добровольцы выполняли нестандартные задания, призванные выработать у личного состава нестандартное мышление и дерзость.

Так, например, обучающиеся совершали учебные нападения на полицейские посты, войсковые караулы, охраняемые стоянки кораблей, патрули железнодорожных войск и пр. Особый акцент можно сделать на том, что в соединении «К» полностью отсутствовала какая-либо система наказаний: высшим дисциплинарным взысканием являлось исключение из рядов боевых пловцов.


Транспортировка торпеды «Негер» на специальной тележке. Источник фото: modelist-konstruktor.com

Несколько недель подобной форсированной подготовки вселяли в будущих морских диверсантов чувство полной уверенности в себе даже перед лицом самых щекотливых ситуаций.

«Впрочем, в этом деле было одно «но». Со временем наши люди стали такими хитрецами и пройдохами, что научились «дерзать» и против начальства. Так, однажды (правда, это было уже гораздо позже, в Италии) один боец соединения «К», посаженный на гауптвахту офицером другой части за какую-то провинность, подорвал дверь камеры (подрывная шашка нашлась у него в кармане), вышел на свободу и в отличнейшем настроении вернулся в свой отряд»

– из воспоминаний старшего лейтенанта Принцхорна, одного из офицеров соединения «К».

Основными объектами инфраструктуры для подготовки боевых пловцов являлись два лагеря в районе Любека – «Штайнкоппель» («Каменный участок») и «Блаукоппель» («Голубой участок»). Штаб соединения находился в маленьком курортном городе Тиммендорферштранде, фигурировавшем под названием «Штрандкоппель» («Береговой участок»).

К весне 1944 была закончена подготовка трех первых групп морских диверсантов, названных «морскими штурмовыми отрядами».

Кроме командира, в каждый отряд входило еще по 22 человека. Каждая подобная тактическая единица была штатно укомплектована автомобильной техникой для придания им полной автономности и мобильности: в распоряжении отряда имелось 15 автомашин, в том числе 2 авто-амфибии, 1 автокухня и ряд грузовиков для транспортировки личного состава, технического имущества и амуниции.

Запасы продовольствия и боеприпасов придавались из расчета на шесть недель полностью автономного функционирования: боевые группы могли существовать обозначенное время без какого-либо подвоза припасов. Сверх этого каждый отряд имел 3 рации.

Разработка новых морских вооружений


Еще одной отправной точкой в вопросе формирования подразделений германских морских диверсантов стал научно-исследовательский торпедо-испытательный центр в Эккернфёрде: именно там в марте 1944 был испытан прототип пилотируемой торпеды «Негер», разработанной конструктором Рихардом Мором. Данный образец вооружения можно назвать первым серийным оружием боевых пловцов Кригсмарине – ему же и суждено будет «открыть счет» соединения «К» в борьбе с кораблями союзников.

Боевые пловцы Кригсмарине: соединение «К»
Пилотируемая торпеда «Негер» в боевом положении. Источник фото: zonwar.ru

В тот момент возможности применения одноместной человекоуправляемой торпеды, несомненно, выглядели чрезвычайно привлекательно. Такое боевое средство вполне подходило и к программе гроссадмирала Деница, так называемой «интенсификации методов ведения войны». Германия была вынуждена перейти от наступления к обороне не только на суше, но и на море, и отчаянно нуждалась в преодолении вынужденного застоя в действиях своих подводных лодок.

Противолодочная оборона и, в частности, прикрытие конвоев союзников к 1944 году достигли чрезвычайно высокой эффективности. Англичане и американцы научились обнаруживать и срывать атаки немецких подлодок на всех морских театрах боевых действий. Даже если им и не удавалось поразить их обычными и глубинными бомбами, то немецкие моряки теряли инициативу – в подводном положении их лодки были слишком медлительны и беспомощны, ибо не могли выбирать место и время для торпедирования вражеских кораблей.

Безусловно, иногда удача благоволила экипажам подлодок, но это были не более чем единичные акции, продиктованные благоприятным стечением обстоятельств. Требовалось новое эффективное оружие, с помощью которого можно было наносить удары по надводным кораблям противника – и в качестве такого оружия выбор Кригсмарине пал на пилотируемые торпеды «Негер».

«Чтобы построить линкор, нам нужно четыре года. На производство десятка одноместных торпед требуется всего четыре дня»,

– гроссадмирал Карл Дениц, командующий военно-морскими силами Третьего рейха.

Конструирование «Негера» происходило, в сущности, в авральном режиме: пилотируемые торпеды дорабатывались прямо в ходе испытаний в Эккернфёрде. Там же формировалась и тактика их боевого применения. От любых затей с применением данного вооружения в открытом море практически сразу пришлось отказаться – в процессе изучения устройства стало ясно, что оно годится лишь для поражения кораблей, стоящих у берега, на рейде или в порту.

Характеристики аппарата можно назвать довольно скромными: запас хода устройства составлял 48 морских миль, скорость с грузом (торпедой) – 3,2 мили в час, без груза – 4,2 мили в час.

Конструктивно «Негер» основывался на торпеде G7e, боевая часть которой была заменена на кабину с пластиковым куполом (на который были нанесены специальные метки, выполняющие роль прицельных устройств), а один из аккумуляторов – на дыхательный аппарат фирмы «Dräger». В ходе испытаний также были добавлены респираторы с оксилитовыми патронами: на первых этапах пилоты постоянно страдали от отравления углекислым газом – личный состав регулярно испытывал тошноту, головные боли, также не редкостью были случаи потери сознания.

За неполный месяц аппараты были полностью испытаны, доработаны и запущены в производство – уже в конце марта 1944 года из Берлина поступил запрос на участие флотилии «Негеров» в боевых действиях. И новообразованные германские морские диверсанты отправились на свое первое задание. О котором, впрочем, мы поговорим в следующей статье…

Продолжение следует...
65 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    5 апреля 2021 05:23
    Англичане из СБС хорошо себя проявили-линкор Тирпиц их заслуга
    1. -6
      5 апреля 2021 05:46
      В день выхода из передового пункта дислокации в Вестфьорде линкор был атакован советской подводной лодкой К-21 под командованием капитана 2-го ранга (впоследствии — контр-адмирала) Н. А. Лунина. Лодкой был произведён залп из четырёх кормовых торпедных аппаратов. Экипаж лодки результата своей торпедной атаки непосредственно не наблюдал, однако слышал два сильных взрыва и серию взрывов слабее. Лунин в своем докладе предположил, что взрывы объясняются попаданием торпед в линкор, одновременно допуская вероятность того, что торпеды попали в один из эсминцев эскорта; в штабе бригады подводных лодок Северного Флота на основании его доклада и данных разведки сделали вывод о потоплении эсминца и повреждении линкора.
      1. 0
        5 апреля 2021 09:40
        "сделали вывод о потоплении эсминца и повреждении линкора" когда- то читал,, вероятно, эсминец проходил по курсу"Тирпица" и "поймал"торпеду.
        1. -7
          5 апреля 2021 09:56
          Лунин со старпомом до самой своей смерти, миллион раз пересчитывали обстановку и считали, что Тирпиц словил торпеду в винто-рулевую, потерял ход и ушел на ремонт....После этого особо не воевал. hi
          1. +9
            5 апреля 2021 10:38
            Цитата: Uncle Lee
            считали, что Тирпиц словил торпеду в винто-рулевую, потерял ход и ушел на ремонт....

            КТВ "Тирпица" читать не пробовали?
            А ещё есть КТВ "Хиппера" и "Шеера"...
            Атаку немцы не зафиксировали.
            К тому же сторонники попадания в винторулевую группу почему-то старательно обходят стороной вопрос, как линкор с повреждёнными винтами и рулями ещё 4 часа шёл по курсу 24-хузловым ходом.

            Несомненно, К-21 в атаку выходила, но безрезультатно.
            1. -2
              5 апреля 2021 23:41
              Цитата: Macsen_Wledig
              Атаку немцы не зафиксировали.

              Было бы удивительно, если бы зафиксировали!
              Цитата: Macsen_Wledig
              К тому же сторонники попадания в винторулевую группу почему-то старательно обходят стороной вопрос, как линкор с повреждёнными винтами и рулями ещё 4 часа шёл по курсу 24-хузловым ходом.

              И кто это сказал? Ух ты во фьордах? Вопрос...а куда шёл? И ПОЧЕМУ НЕ ДОШЁЛ?
              1. +3
                6 апреля 2021 11:32
                Цитата: неглавный
                Было бы удивительно, если бы зафиксировали!

                Вы о факте скрытия попадания?
                Как думаете, 10000 человек (не +/-) смогли бы молчать 70 лет?
                Или "кровавое Гестапо" свело на конус команды всех кораблей-участников операции, всех норвегов, которые ремонтировали корабль?

                Цитата: неглавный
                И кто это сказал? Ух ты во фьордах? Вопрос...а куда шёл? И ПОЧЕМУ НЕ ДОШЁЛ?

                Можете расшифровать Ваш поток сознания?
                1. 0
                  7 апреля 2021 11:27
                  Цитата: Macsen_Wledig
                  Или "кровавое Гестапо" свело на конус команды всех кораблей-участников операции, всех норвегов, которые ремонтировали корабль?

                  А потом зачистило тех, кто зачищал, да ещё и всю документацию во всех ведомствах, включая британскую разведку. smile
                  1. 0
                    7 апреля 2021 13:37
                    Цитата: Alexey RA
                    А потом зачистило тех, кто зачищал, да ещё и всю документацию во всех ведомствах, включая британскую разведку.

                    Да... SD всемогуще. wassat
              2. 0
                7 апреля 2021 11:26
                Цитата: неглавный
                Было бы удивительно, если бы зафиксировали!

                Вы просто не представляете весь объём документов, в которых было бы зафиксировано это попадание - если бы оно было. "Круги по воде" разошлись бы до Берлина и Лондона, причём по разным ведомствам - вплоть до гестапо.
                Цитата: неглавный
                И кто это сказал? Ух ты во фьордах? Вопрос...а куда шёл? И ПОЧЕМУ НЕ ДОШЁЛ?

                А не дошёл, потому что был отозван после перехвата B-dienst третьего сообщения об обнаружении (К-21, Unshaken и то ли британская "Каталина", то ли Ил-4 СФ). Немцы резонно предположили, что скрытность выхода сорвана и при продолжении операции "Тирпиц" будет перехвачен превосходящими силами противника.
      2. +5
        5 апреля 2021 11:47
        Очевидно, источник информации - Пикуль. Реальность результативности наших подводников совершенно иная: В качестве примера можно привести И.В.Травкина, который заявил 13 побед, за ним утвердили 7, а фактически он потопил 1 транспорт, на что израсходовал в общей сложности 50 торпед (своеобразный рекорд). Следующими по расходу торпед идут М.В.Грешилов - 49 (16,3 на одну потопленную цель) и Н.А.Лунин - 47 (23,5 на одну потопленную цель)
        Мюнхгаузен - нервно курит в затяг.
        1. +5
          5 апреля 2021 12:13
          Цитата: Petrik66
          Очевидно, источник информации - Пикуль.

          Сейчас и кроме Пикуля источников хватает.
          Правда те, которые критически относятся к результатам атаки Лунина, как правило вываливаются в грязи всякими ура-патриотами.
        2. +4
          5 апреля 2021 20:32
          ..немного в непонятках - с чего-бы это тему ''команда К'' переплели с темой Тирпица ??? ну разве-что атакой Миджетов но Лунин-то здесь с какого ???..а вообще всем поклонникам SH рекомменд - побывать в зонах АТО (и прочих ''Горячих точках'')сразу мосх прочистится ..ведь на войне убивают(окончательно и без релода)...и работать в этом перманентном стрессе ой как не просто..так-что кто и скока потратил ТД и что себе вообразило командование ВМФ РККА...ну тут только бессмертные строки Шота Руставелли...каждый мнит себя ГЕРОЕМ .. видя бой издалека...
          пы.сы. сравнивая успехи нашего под плава с успехами волков папы Дёница (ну или с другими серыми волками адмирала Локвуда)не мешало-бы сравнить и ТТХ их лодок...а там и TDC и бесследные G-7E и неконтактный взрыватель(да и Цаункенинг то-же ничего себе)..и спасало наших пасанов только-то что ПЛО Рейха ну никак не дотягивало до уровня HMS...но и на своём уровне парни показали себя ДОСТОЙНО...а всех желающих отсылаю к статистике 1943-1944 когда попав в соотносительный уровень сложности с ВМФ РККА дойчи себя не проявили от слова совсем...а вот парни на Балтике ..в общем .. Вечная ПАМЯТЬ Героям .. и не стоит ворошить их Память.. есть время и силы - займитесь матрасниками или лаймиз..в чём всем желаю успехов !!!
          1. +4
            6 апреля 2021 12:44
            есть время и силы - займитесь матрасниками или лаймиз..в чём всем желаю успехов !!!


            Спасибо, после немцев как раз хотел заняться боевыми пловцами США.

            У американцев вообще очень интересная структура вышла в ходе ВМВ – не такая громкая и загадочная, как у тех же итальянцев, но, пожалуй, самая практичная и результативная.
        3. -3
          5 апреля 2021 23:48
          Цитата: Petrik66
          Мюнхгаузен - нервно курит в затяг.

          Во первых барон не курил, а во вторых откуда циферки? Сам сочинил? Или "друзья" подсказали?
    2. +2
      5 апреля 2021 05:54
      Цитата: Холуай Т.О
      Англичане из СБС хорошо себя проявили-линкор Тирпиц их заслуга
      Это каким образом? "Эксами" управляли флотские, SBS к ним отношения не имела.
  2. +8
    5 апреля 2021 05:38
    Lehrkommando 700 (Einheit Wandel) обучались в Италии и покинул Сан-Джорджо в Альге к ноябрю 1944 года и основал новый центр обучения водолазов на острове Зюльт в Северной Германии (где и попали в плен англичанам). Интересной особенностью экипировки Kampfschwimmer были часы Панераи которыми снабжалась итальянская Х флотилия МАС. Часы Джузеппе Панераи имели механизм Rolex 618 Type 1b( очень надежный и выпущенный большим тиражом. После воины он выпускался в СССР в часах Молния)



    1. +1
      5 апреля 2021 17:59
      "выпускался в СССР в часах:"Молния"это карманные часы без верхней крышки. Отличались прекрасным ходом. У меня года 4 были такие. Я их называл :"хронометр"
      1. +1
        5 апреля 2021 21:20
        Корпус не имеет значения. Калибр молния 3602 это Cortebert 620.

  3. +10
    5 апреля 2021 06:10
    из личных записей вице-адмирала Гельмута Гейе, командующего соединением «К»

    Хельмут Хейе

    Хельмут Гуидо Александр Хейе (нем. Hellmuth Guido Alexander Heye; 1895 - 1970) — немецкий морской офицер, вице - адмирал. Сын генерал-полковника Вильгельма Хейе (нем. August Wilhelm Heye; 1869 - 1947) и внучатый племянник адмирала Гуидо Карчера (нем. Guido Philipp Kilian Karcher; 1844 - 1905). Принимал участие в Первой и Второй мировых войнах. Награжден Рыцарским крестом железного креста. В послевоенное время - политик, военный советник Бундестага.

    Хейе обучался в гимназиях Глогау, Метца и Берлина. Сразу после окончания гимназии гуманитарных наук в Берлине, 1 апреля 1914 года он поступает морским кадетом в Императорский флот (экипаж 1914). По прохождению курса первоначальной подготовки 10 мая 1914 года Хейе назначается на бронепалубный крейсер SMS Victoria Louise, а 11 августа 1914 года - на линкор SMS Kaiserin.
    23 декабря 1914 года Хельмут получает звание фенрих цур зее. Затем он проходит курсы торпедного дела на учебном корабле SMS Wurttemberg и миноносце Т 122. После окончания торпедной практики, Хейе возвращается на SMS Kaiserin, где исполняет обязанности вахтенного офицера, связиста и адьютанта. 13 июля 1916 года он получает звание лейтенанта цур зее, а 3 декабря 1917 года направляется на обучение в школу подводников. По ее окончании, с 16 января по 24 апреля 1918 года Хельмут Хейе командует миноносцем D6, затем вновь возвращается на SMS Wurttemberg. Конец первой мировой войны Хейе встречает в качестве вахтенного помощника на минном тральщике, затем получает под командование небольшой учебный корабль. За время Первой мировой он был награжден Железным крестом 2 класса и Крестом Фридриха-Августа.
    1 января 1939 года Хейе получает звание капитан цур зее, а 29 апреля 1939 года принимает командование тяжелым крейсером Admiral Hipper (командует до 3 сентября 1940 года). В этот период он участвует в операции Weserubung по оккупации Норвегии

    Начиная с сентября 1940 года, Хейе переводится на штабную работу. С 5 сентября по 18 октября 1940 года занимает пост начальника штаба Управления безопасности "Восток", с 19 октября по 13 февраля 1941 года - аналогичную должность в подразделении "Запад". Впоследствии, в течении трех лет назначается на различные командные штабные должности, 1 сентября 1942 года получает звание контр-адмирала.
    20 апреля 1944 года назначается командующим создаваемого спецподразделения малых морских сил Кригсмарине. Подразделение "К", в которое входили входили мини-субмарины, человеко-торпеды, боевые пловцы до конца войны провело несколько успешных диверсионных операций. Кроме того, Хейе предложил Деницу использовать небоеспособные субмарины в качестве своеобразных брандеров, начинив их взрывчаткой. Но эти планы до конца войны не были реализованы. За успехи в деле организации диверсионно-штурмовых подразделений 1 августа 1944 года Хельмут Хейе получает свое высшее военное звание - вице-адмирал.

    После окончания Второй мировой войны, Хейе находился в британском плену до 6 декабря 1946 года. После освобождения занимался писательской деятельностью. В своих произведениях в основном касался корабельной тематики, вопросов морской стратегии и истории германского флота. С 1949 по 1952 год был участником Команды военно-морских историков, которые занимались вопросами оброноспособности Германии с военной и политической точек зрения.
    В 1953 году Хейе становится членом Христианско-демократического союза Германии. С 1953 по 1961 год избирается в Бундестаг от округа Вильгельмсхафен-Фрисланд. 8 ноября 1961 года единогласным решением Хейе избирается военным советником Бундестага. Некоторое время спустя он вступает в серьезную конфронтацию с Министром обороны ФРГ из-за серии статей в журнале Quick, в которых Хейе раскритиковал внутреннюю организацию Бундесвера. Не найдя поддержки своей позиции в Бундестаге, 10 ноября 1964 года он подает прошение об отставке.
    Умер Хельмут Гуидо Александр Хейе 10 ноября 1970 года в местечке Миттльхэйм.
    1. +1
      7 июня 2021 11:53
      На первом фото генерал-адмирал Оскар Кумметц (Oskar Kummetz), 1891-1980.
      Вице-адмирал Гельмут Хейе (Hellmuth Heye), 1895-1970 на втором фото.
      Вот ещё его фото из Бундесархива, ошибки быть не может.
      1. 0
        7 июня 2021 12:17
        Досадная ошибка
        Спасибо, Валерий Павлович, что поправили.
        1. +1
          7 июня 2021 14:29
          Пожалуйста. Здоровья и удачи!
  4. +7
    5 апреля 2021 06:19
    Сверхмалые подводные лодки типа Seehund
    Сверхмалые подводные лодки типа Seehund - один из наиболее удачных проектов СМПЛ, разработанных Кригсмарине в конце Второй мировой войны. Всего было построено 285 единиц. Совершив 142 боевых выхода, они смогли потопить или повредить суда противника общим тоннажем около 37 000 т. Предназначенные для прибрежных и диверсионных операций, СМПЛ типа Seehund внесли свой вклад в завершающей стадии войны на море, а также послужили источником идей для развития СМПЛ победивших стран.

    ТТХ
    14,9 / 16,9 т. -Водоизмещение(надводное/подводное)
    11.9 / 1.8 / 1.54 м.-размерения (длина/ширина/осадка)
    7.7 узл.-Скорость хода надводная
    6.0 узл.-Скорость хода подводная
    30 / 70 м.-Глубина погружения (рабочая/предельная)
    300 миль- Дальность плавания надводная
    63 миль -Дальность плавания подводная
    Энергетическая установка-дизель-электрическая .
    LD6, 1/60 к-во/л.с.-Двигатели надводного хода
    ЭД AEG, 1/25 к-во/л.с. -Двигатели подводного хода -
    Вооружение
    2хТIIIс/G7е 533-мм -Торпедное
    Экипаж -2 чел.

  5. +6
    5 апреля 2021 06:25
    К началу Второй мировой войны Германия была единственной из основных морских держав, кто не имел подразделений спецназа и не проводил разработок по созданию «человеко-торпед» и сверхмалых подводных лодок. Субъективной причиной этого в литературе называют консерватизм высшего командного состава Кригсмарине, ориентированного на традиционные виды надводного и подводного флота. Но объективной причиной, по которой командование Кригсмарине на начальном этапе Второй мировой войны отрицательно отнеслось к идее создания малых и сверхмалых подлодок, были успешные действия подводных лодок VII и IX серий, которые своими действиями в Атлантике поставили Великобританию на грань поражения. Только после успешных операций итальянского спецназа и, особенно, британских сверхмалых ПЛ типа «X» против линкора Tirpitz дело сдвинулось с места.
    В Кригсмарине быстрыми темпами приступили к созданию частей спецназа: в начале 1944 года около Heiligenhafen на побережье Балтийского моря было организовано соединение «К» под командованием вице-адмирала Хельмута Хейе (нем. Hellmuth Heye). Менее чем за год были спроектированы, построены, испытаны и запущены в серию сразу несколько типов человеко-торпед и сверхмалых подводных лодок, благодаря чему уже во второй половине 1944 года соединение «К» начало свою боевую деятельность.
    Самыми удачными проектами сверхмалых подводных лодок (СМПЛ) стали лодки типа Biber («Бобр»), типа Hecht («Щука») и типа Seehund («Тюлень»).
    Подводные лодки типа Biber (самые маленькие подлодки Кригсмарине) достигали водоизмещения 6,5 т. и официально именовались «погружающимся одноместным штурмовым средством». Вооружение состояло из двух 533-мм торпед или мин. СМПЛ Biber предназначались для действий в проливе Ла-Манш и возле голландского побережья. Успеха добилась только одна лодка, потопившая транспорт Alan A. Dale.
    Лодки типа Hecht (или XXVIIА серии), которые начали выпускать одновременно с типом Biber, имели водоизмещение 11,83 т. При размерах 10,4x1,7x1,3 м лодка этого типа погружалась на глубину до 50 м, . Электродвигатель мощностью 12 л.с. позволял развивать скорость 5,7 уз. в надводном положении и 6,0 уз. в подводном. Вооружение лодки состояло из одной 533-мм торпеды или одной мины. Торпеда подвешивалась под днищем лодки, а мина крепилась в носовой части лодки внутри обтекателя. Экипаж составлял два человека.
    Взяв за основу проект Hecht, немецкие конструкторы в предельно короткие сроки (на проектирование, строительство и испытание СМПЛ ушло менее шести месяцев) при содействии специалистов из Инженерного управления Кригсмарине разработали наиболее успешный проект сверхмалой подводной лодки — проект XXVIIВ Seehund (в переводе с немецкого «Тюлень»), которая позже получила также обозначение «Проект 127» (Туре 127).
    Руководителем работ был назначен советник по вопросам кораблестроения Отто Грим. После завершения проектная документация была передана Инженерному бюро IВG (нем. Ingenierbuгo Gluckauf), возглавляемому доктором Куртом Фишером. Под руководством Фишера и Грима к июню 1944 года было изготовлено три прототипа новой мини-субмарины. Начало серийной постройки было запланировано на 1944 год, но фактически к нему приступили только в 1945 году.
    Seehund уже был фактически полноценной сверхмалой подводной лодкой. Обводы корпуса во многом повторяли обводы больших ПЛ Кригсмарине. В средней части СМПЛ имелась надстройка-рубка, в которой располагались:
    командирский перископ;
    рубочный люк с прочной башенкой-куполом и плексигласовым колпаком для осуществления наблюдения за окружающей обстановкой;
    главный магнитный компас;
    труба шнорхеля.
    Seehund имела прочный и легкий корпуса. Между ними находились носовая и кормовая цистерны главного балласта, топливная цистерна и носовая секция, свободно заполняемая забортной водой. В средней части лодки (в специальной выгородке в районе киля) располагалась аккумуляторная яма с тремя группами аккумуляторов.
    Прочный корпус мини-субмарины был выполнен из углеродистой стали марки St42МКМ (2300 кг/см), толщина листов которой составляла 4-6 мм. Он состоял из трех секций — носовой, средней и кормовой — которые затем стыковались между собой болтами. В районе аккумуляторных батарей и топливных цистерн прочный корпус имел форму двух цилиндров («восьмерки»), верхний из которых имел диаметр 1280 мм, а нижний 550 мм. Конструкция прочного корпуса выполнялась сварной, расстояние между шпангоутами составляло 300 мм. Носовая сферическая переборка делалась толщиной 4 мм, в кормовой части субмарины переборка отсутствовала — прочный корпус приваривался прямо на мортиру линии гребного вала. В верхней части прочного корпуса наваривались два рыма для подъема подлодки и облегчения процедуры швартовки.
    Внутри прочного корпуса Seehund имелось три отсека, нумеровавшихся с носа лодки.
    В носовом аккумуляторном отсеке располагались аккумуляторная яма, баллоны со сжатым воздухом и кислородом и дифферентная цистерна. В этом же отсеке находилась часть балласта, который располагался вдоль киля СМПЛ.
    Во отсеке управления находились места командира и инженера-механика, уравнительные цистерны правого и левого борта, электродвигатель автоматизированного рулевого привода, совмещенное устройство управления по курсу и глубине, топливная цистерна и клапаны трубопровода насоса.
    В двигательном отсеке размещались 6-цилиндровый дизельный двигатель, электромотор, выхлопная труба дизеля и другие механизмы двигательной установки.
    1. +3
      5 апреля 2021 06:28
      СМПЛ "Seehund" соединения «К»




    2. +1
      5 апреля 2021 08:48
      Прочный корпус мини-субмарины был выполнен из углеродистой стали марки St42МКМ (2300 кг/см)
      2300 кг/см совершенно непонятная величина.
      1. -1
        5 апреля 2021 10:08
        Владимир hi
        Так было в источнике :https://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Сверхмалые_подводные_лодки_типа_Seehund
      2. 0
        14 апреля 2021 01:19
        Вероятнее всего, предел текучести данной марки стали
  6. +8
    5 апреля 2021 06:27
    Конструктивно «Негер» основывался на торпеде G7e, боевая часть которой была заменена на кабину с пластиковым куполом
    Нужно добавмть, что «Негер» ("Негр" « представлял собой 2 электрические торпеды G7e калибром 21”, одна над другой с зазором з дюйма между ними.

    Важной особенностью было то, что «Негер» не мог погружаться – он действовал только в позиционном положении.

    Поэтому противник их обнаруживал по стеклянному колпаку и буруну за ним.

    Более совершенная человекотрпеда "Мардер" уже могла погружаться.

    человекоторпеда Мардер в интереснейшем техническом музее г. Шпайер :


    Там же есть мини-подлодки

    Массовые атаки Мардеров, как правило , заканчивались массовым же избиением неуклюжих маррдеров , на которых охотились все-торпедные катера, тральщики, самолеты, корабли эскорта и пр.

    Хотя некоторые успехи у человекоторпед были. они ни в коей мере не оправдали надежд Гитлера.
    1. +3
      5 апреля 2021 10:27
      "не оправдали надежд Гитлера"вообще-то у фюрера хотелки были не детские и оправдать их было сложно. Если бы хоть:60%его хотелок оправдались то....
  7. +3
    5 апреля 2021 06:32
    Первая операция с участием СМПЛ типа Seehund состоялась в начале января 1945 года в районе IJmuiden. Из флотилии в составе 18 СМПЛ, вышедших в море с заданием атаковать крупный конвой противника в районе банки Квинте (англ. Kwinte Bank), домой вернулись только две субмарины. Семь выбросились сами или были выброшены штормовой волной на голландский берег, одна подорвалась на мине, а остальные погибли в море или были брошены экипажами. Единственную победу одержал экипаж командира группы обер-лейтенанта Хейнца Потзена и инженера-механика обер-фенриха Герхарда Хута, потопивший тральщик HMS Hayburn Wyke водоизмещением 324 т. Два оставшихся в живых экипажа сообщили, что попали в сильный шторм. Было очевидно, что именно этот шторм стал причиной гибели всех остальных подлодок. Адмирал Дёниц сделал выводы из неудачного боевого похода группы Seehund. Во-первых, он приказал, что отныне субмарины должны применяться только после тщательного изучения погодных условий в районе операции. Во-вторых, ввиду бесперспективности их группового применения, СМПЛ типа Seehund должны направляться на боевые задания индивидуально.
    Следующую попытку выйти на коммуникации противника немцы предприняли 10 января 1945 года. На боевое задание к побережью британских островов ушли 5 СМПЛ типа Seehund. И опять из-за погоды до назначенного района дошла только одна мини-субмарина, да и то она вернулась обратно, не израсходовав свои торпеды. В конечном итоге, 12 января командование было вынуждено прекратить выходы Seehund в море по соображениям безопасности.
    Хорошая погода установилась 17 января, когда на задание вышли десять Seehund. Результаты рейда должен был доказать пригодность конструкции лодки для условий Северного моря, либо послужить причиной отзыва лодок для дальнейших доработок. Все СМПЛ в течение трех суток возвратились на базу. Хотя им не удалось нанести врагу никакого урона, было доказано, что ведут себя в Северном море так же уверенно, как и на испытаниях в Балтийском.
    Первого успеха СМПЛ Seehund добились в самом начале февраля 1945 года на Большом Ярмутском рейде, когда мини-субмарина под командованием лейтенанта Вилли Вольтера с инженером-механиком лейтенантом Минетцким потопили грузовое судно водоизмещением 3000 тонн.
    Следующая победа была одержана Seehund U-5361 (командир лейтенант Gotz-Godwin Ziepult и инженер-механик Reck), когда тот записал на свои счет вражеское судно, торпедированное у Норт-Форленда. Это был голландский танкер Liseta водоизмещением 2628 т, входивший в состав конвоя TAM.80, получивший сильные повреждения в результате взрыва торпеды но сумевший все же дойти до порта. С этих пор и до конца войны около сорока Seehund находились в постоянной готовности для действий в проливе Па-де-Кале и вблизи английского побережья, причем на счету многих из них было по три или четыре успешно проведенных боевых похода.
    В течение марта 1945 года СМПЛ Seehund 29 раз выходили в море на бо­евые задания, при выполнении которых было потеряно не менее 15 лодок. Что касается боевых успехов, то они выгля­дели следующим образом:
    10 марта 1945 года U-5364 (лейтенант Ланц и инженер-механик Герхард Мюллер), по докладу командира корабля, потопила вражеский эс­минец (источники союзников это не под­тверждают);
    13 марта 1945 года экипаж в составе лейтенанта Максимилиана Хубера и лейтенант-инженера Зигфирида Эклофаканадский потопил пароход SS Taber Park водоизмещением 2878 т.;
    21 марта СМПЛ Seehund U-5366 (командир лей­тенант Мартин Хаушель и инженер-механик Вили Хессель) к юго-востоку от Лоус­тофта атаковали и потопили американский транспорт SS Charles D.Mclver типа «Либерти»;
    22 марта патрульный катер ML-466 был предположительно потоплен в результате торпедной атаки СМПЛ типа Seehund;
    в эстуарии реки Темза экипаж в составе Кюллмера и Рашке (U-5364) выполнил торпед­ную стрельбу с дистанции 320 м и потопил британское торговое судно SS Newlands;
    потоплен каботажный сухогруз SS Jim, шедший маршрутом из британского порта Гулль во французский Дьепп.
    За апрель 1945 года немецкие подводники из соединения «К» выходили в поход 36 раз, потеряв не менее десяти под­лодок. Взамен они потопили не­сколько вспомогательных и грузовых судов союзников. Кроме того, СМПЛ Seehund пред­принимали попытки нарушить коммуника­ции противника и в других районах, где развивалось наступление англо-американских войск. Девять мини-субмарин были направлены в район эстуария Шельды, где они 17 апреля 1945 года потопили малое нефтеналивное судно Y-17, принадлежавшее ВМС США, которое имело водоизмещение около 800 т.
    С 28 апреля 1945 года сверхмалые подлодки Seehund перестали выходить на коммуникации союзников, но выполнили ряд заданий иного рода. Они достав­ляли различные припасы в осажденную союзными войсками крепость Дюнкерк. Всего до момента капитуляции нацистской Герма­нии по маршруту Эймёйден — Дюнкерк ус­пешно, без потерь, прошли экипажи четырех СМПЛ типа Seehund.
    В обшей сложности мини-подлодки типа Seehund совершили за время вой­ны 142 выхода в море. Потеряв 33 субмарины, немецкие под­водники соединения «К» смогли потопить 9 надводных кораблей, а также вспомогательные и другие суда противника суммарным тонна­жем 18 451 т. Также повреждения получили еще четыре ко­рабля и судна, суммарный тоннаж которых составил 18 354 т.
    Всего за войну немецкие подводники потопили около 3000 кораблей и судов суммарным водоизмещением более 14 млн т. Учитывая эти цифры и потери «большого» подводного флота Германии, можно сделать вывод, что Seehund смог­ли зарекомендовать себя как достаточно эф­фективный вид подводной военно-морской техники и нанесли противнику относитель­но большой урон — если сравнивать коли­чество выходов самих СМПЛ в море и урове­нь их потерь и побед.
    ссылка: https://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Сверхмалые_подводные_лодки_типа_Seehund
  8. 0
    5 апреля 2021 06:34
    О немецких человеко-торпедах читал лишь в детстве. Причем в книге давались лишь схематические рисунки.
    Автор напомнил об этом техническом направлении. Спасибо.
    1. +1
      5 апреля 2021 08:26
      Был в советский художественный фильм "Эксперимент доктора Абста", смесь всего про немецких и итальянских боевых пловцов, вполне смотребельный.
      https://youtu.be/X6knCrOYczA
      1. -1
        5 апреля 2021 09:08
        Фильм не смотрел, а вот повесть, по которой его сняли, читал. Тоже в детстве. Но уже тогда понял, что все очень фантастично!)))
      2. -1
        5 апреля 2021 10:59
        Кстати, по быстрому, пересмотрел предложенный вами фильм. Да, наивненько, но, достаточно близко к тексту. Не зря автор повести выступил сценаристом.
      3. 0
        5 апреля 2021 11:40
        Что-то знакомое название, вероятно,в детстве смотрел,но не запомнил. Надо будет проглядеть
      4. +1
        5 апреля 2021 20:37
        а ещё был фильм '' Их знали только в лицо'' то-же про Дечима МАС и, ну типа, наших морских дьяволов где-то на оккупированном побережье Чёрного моря..и ничего-так себе..даже по современным меркам !!!
  9. +5
    5 апреля 2021 07:44
    Довольно продолжительное время руководство Кригсмарине отвергало любые проекты, связанные с применением диверсионных средств в морской войне. Впрочем, к 43-му году у Германии не осталось выбора
    Первое немецкое подразделение боевых пловцов в составе Küstenjäger-Abteilung "Brandenburg" было сформировано под руководством Альфреда фон Вурциана, австрийца.
    1. +2
      5 апреля 2021 12:15
      Виктор Николаевич, здравствуйте. Первое,что ассоциируется со словом:"Бранденбург"- абвер и диверсанты. Канарис, Фелькерзем
      1. +2
        5 апреля 2021 12:37
        Канарис - правильно. Küstenjäger-Abteilung "Brandenburg" - это как раз подразделение боевых пловцов в составе "Brandenburg". Первым в создании таких подразделений был не Дениц, а Канарис.
        1. -1
          5 апреля 2021 16:57
          Я прекрасно знаю,что Вильгельм Канарис был руководителем Абвера,а Дениц до января 1943 командующий подводным флотом,а после Редера стал главком ВМФ
  10. +3
    5 апреля 2021 08:35
    Познавательная статья и не менее информативные комментарии .Браво
  11. +2
    5 апреля 2021 09:37
    "Когда речь заходит о боевых пловцах, все, конечно же, смутно припоминают что-то о легендарной итальянской 10-й флотилии MAС. И то, впрочем, чаще в контексте конспирологических теорий, связанных с гибелью линкора «Новороссийск»."
    Чёй-то смутно? Согласен, Соединение "Кляйнкампффербанд" известно куда менее.
    Повесть Николая Черкашина "Знак Вишну". Подростком читал на одном дыхании.
    1. +5
      5 апреля 2021 10:41
      Цитата: Доктор Зло
      Чёй-то смутно? Согласен, Соединение "Кляйнкампффербанд" известно куда менее.
      Повесть Николая Черкашина "Знак Вишну". Подростком читал на одном дыхании.

      Когда-то в серии "Военно-историческая библиотека" выходила книга Кайуса Бейкера по предмету.
      1. +2
        5 апреля 2021 11:44
        Цитата: Macsen_Wledig
        Цитата: Доктор Зло
        Чёй-то смутно? Согласен, Соединение "Кляйнкампффербанд" известно куда менее.
        Повесть Николая Черкашина "Знак Вишну". Подростком читал на одном дыхании.

        Когда-то в серии "Военно-историческая библиотека" выходила книга Кайуса Бейкера по предмету.

        Можно по точнее: это художественное произведение или нет и как называется?
        1. +5
          5 апреля 2021 12:09
          Цитата: vladcub
          Можно по точнее: это художественное произведение или нет и как называется?

          В ВИБ она выходила как "Подводные диверсанты во Второй мировой войне". В неё входили воспоминания Боргезе (Морские дьяволы - Х-я флотилия МАС) и книга Беккера "Немецкие морские диверсанты".
          Вот она на "Милитере" - http://militera.lib.ru/h/bekker/index.html
          1. 0
            6 апреля 2021 12:23
            Цитата: Macsen_Wledig
            В ВИБ она выходила как "Подводные диверсанты во Второй мировой войне". В неё входили воспоминания Боргезе (Морские дьяволы - Х-я флотилия МАС) и книга Беккера "Немецкие морские диверсанты".

            На сайте "Литрес" в разделе "Военная литература" есть книга В.Боргезе "10-я флотилия МАС" издательства 1950 года.
          2. 0
            6 апреля 2021 17:23
            Цитата: Macsen_Wledig
            Цитата: vladcub
            Можно по точнее: это художественное произведение или нет и как называется?

            В ВИБ она выходила как "Подводные диверсанты во Второй мировой войне". В неё входили воспоминания Боргезе (Морские дьяволы - Х-я флотилия МАС) и книга Беккера "Немецкие морские диверсанты".
            Вот она на "Милитере" - http://militera.lib.ru/h/bekker/index.html

            Спасибо за ссылки...В юности читал...
            Был ещё доступ к обширной библиотеке из серии "ВП" ("Военные приключения").В силу возраста зачитывался...Так вот,удивительным образом,многое из изложенного в тех сюжетах позже нашло документальное подтверждение.
      2. +7
        5 апреля 2021 11:44
        Такая синенькая,в твёрдой обложке!Спасибо за воспоминание из детства, - случайно нашел у соседа в сарае,куда он меня за макулатурой отправил,и там же прочел не отрываясь,так захватило!Помню,фотографий было много!
        1. +2
          5 апреля 2021 16:17
          Точно, сам читал в юности. smile

          Настоящее имя автора Ганс Дитер Беренброк , капитан-лейтенант Кригсмарине.
    2. +2
      5 апреля 2021 11:41
      Её точно не читал
    3. +2
      5 апреля 2021 16:36
      Повесть Николая Черкашина "Знак Вишну".

      Николай был практически твёрдо уверен в том, что взрыв "Новороссийска" дело рук сослуживцев Боргезе. Эта уверенность появилась у него после похода наших кораблей с дружеским визитом в Италию после "перестройки". Николай беседовал с итальянскими офицерами, наших водили по базам, академиям ВМФ и пр. Прямых доказательств, конечно, не было, но вот чувство уверенности у него возникло. Он всё время поминал слова князя: "Цезарь" под их флагом долго не проходит". hi
    4. +2
      5 апреля 2021 20:41
      ещё стоит вспомнить Успенский Владимир "Тревожная вахта" , Пархомов Михаил "Тени на стене", Ростовцев Эдуард "Час испытаний"...это всё про подводных диверсантов..
  12. +6
    5 апреля 2021 13:56
    один боец соединения «К», посаженный на гауптвахту офицером другой части за какую-то провинность, подорвал дверь камеры (подрывная шашка нашлась у него в кармане), вышел на свободу и в отличнейшем настроении вернулся в свой отряд»

    Во время службы на БФ пришлось проводить работы
    по разворачиванию антенных полей в окрестностях
    Калининграда (Пионерское, Черняховск) Вокруг поля,
    фермы, большой соблазн сгонять к тетенькам за молоком
    с чайником. А ночью, как говорится, сам бог велел.
    Так вот, командиры нас пугали "парусниками". В Парусном
    была школа диверсантов и о них ходила куча легенд. От
    нас требовалось ночью запираться в КУНГах и соблюдать
    светомаскировку. Открытие лючков запрещалось - диверсант
    бросит шашку. Ночью из КУНГов не выходить - украдут и "возьмут
    в плен". Мы догадывались, что нас просто пугают, что не было
    "самохода" Но две байки помню - первая - "парусники" проникли
    на причал, часового "взяли в плен", на все борта поставили
    магнитные хлопушки. В итоге бах-бах - и ВМБ не существует.
    Вторая- "парусники" проникли в в/ч, залезли в штаб, дежурного
    связали, бумаги испортили, но при отходе их взяли. Командир
    в/ч, весь из себя, звонит начальнику школы в Парусном - твои
    у меня, сидят под арестом, приезжай. Командир школы над
    ним посмеялся - не говори глупости, мои все дома и мирно спят.
    Пока это дело, парни решетку "победили" и благополучно ушли.
    Командир в/ч снова звонит начальнику школы - твои подлецы
    смылись! Во, теперь вижу- это мои, и не подлецы, а молодцы.
    1. +2
      6 апреля 2021 12:31
      Цитата: Кушка
      Так вот, командиры нас пугали "парусниками". В Парусном
      была школа диверсантов и о них ходила куча легенд.

      Когда служил срочную, командир взвода из нашей роты как-то рассказывал, что его двоюродный брат служит в бригаде "Парус" и побывал уже и в Анголе, и на Кубе,и во Вьетнаме. В общем посмотрел мир, а тогда в в начале 80-х для нас это было конечно интересно, а потом уже в 90-х работал у нас в отделе коллега, он "срочку" служил в отряде ПДСС в Калининграде, тоже много интересного рассказывал про службу.
      1. 0
        6 апреля 2021 13:05
        В то же время, чуть попозже, меня отправили в Пионерское
        в школу младших командиров (в ту пору уже вышел Приказ
        и присвоение старшинского/сержантского звания в части уже
        не допускалось). Так вот там собрались ребята из разных
        частей флота, были и отчисленные из Парусного. Тихонько
        рассказывали разные байки. Говорили, что при подготовке
        подводных диверсантов не выдерживают по здоровью,на
        коже появляется сыпь, она становиться "гусиная". Говорили,
        что у них не было единой формы - в строю стояли кто в чем-
        и флотские, и армейские, и десантные. Экипировался каждый
        сам по себе - у одного полные карманы ножей и всяких металок,
        у другого тросики, веревочки, у третьего взрывалки всякие.
        Ну и про "подвиги" всякие.
        1. 0
          8 февраля 2022 10:30
          Цитата: Кушка
          В то же время, чуть попозже, меня отправили в Пионерское
          в школу младших командиров ...

          Уж не в в/ч ли 40790?
  13. +2
    5 апреля 2021 15:35
    В 60 е был роман про базу немецких пловцов, куда попал наш моряк. Очень интересно. Правда не помню название.
    1. +3
      5 апреля 2021 16:31
      Цитата: Pavel57
      В 60 е был роман про базу немецких пловцов, куда попал наш моряк. Очень интересно. Правда не помню название.

      Александр Насибов, «Безумцы».
      1. +1
        6 апреля 2021 13:22
        Может Вы и мне поможете - читал лет в 16 книгу
        венгра. Его родители не то после ВОВ, не то после
        1956-го убежали в США. Отец сразу пропал и он его
        мало видел, подозревал, что он какой - спецназовец
        ЦРУ. Подрос, был заправщиком, мыл машины, в конце
        концов подался в военкомат (по рекламе) Там, читая
        надписи на дверях, выбрал дверь без надписи и так
        попал на спецподготовку. Прошел все - взрывное дело,
        лыжная, горная. Готовили для заброски в соцлагерь.
        Был во Вьетнаме. Тащил мину по дну реки для взрыва
        моста. Потом сидел в выгребной яме, пока улеглось.
        Когда забросили в соцлагерь, сдался и написал книгу.
        А вот как его звали и как называлась книга, не помню
  14. +3
    5 апреля 2021 16:39
    А "Негер" на фото уже явно затрофеен нашими союзниками.

    Крайний слева офицер в британской морской форме, а у крайнего справа на плечах не погоны, а контрики.
  15. +2
    5 апреля 2021 18:19
    Всегда думал, как один ночью, к примеру, в такой тесной подлодке человек может управлять и высчитывать прицел и т.д. Какие должны быть нервы. И ещё спасибо "Доктор Зло (Илья)" - я ни как не мог вспомнить название фильма "Эксперимент доктора Абста (1968)". В детстве смотрел раз десять.
  16. 0
    6 апреля 2021 17:36
    Спасибо за статью.Ждём продолжения...
    Спасибо комментаторам,-за ссылки,информацию,нормальное интересное общение...Некоторым стоило бы самим за авторство взяться. hi
  17. 0
    26 апреля 2021 15:25
    Вот это - достойно:

    "Особый акцент можно сделать на том, что в соединении «К» полностью отсутствовала какая-либо система наказаний: высшим дисциплинарным взысканием являлось исключение из рядов боевых пловцов".