Гибель «Русалки»

56
Гибель «Русалки»

Та, ныне забытая трагедия, всколыхнула Российскую империю не меньше, чем гибель «Курска» Российскую Федерацию. Событие жуткое – в мирное время погиб со всем экипажем боевой корабль. Не то чтобы этого не бывало раньше – бывало: был взрыв на клипере «Пластун» в 1860 году, с 75 погибшими.

Была гибель клипера «Опричник» в Индийском океане.



«Опричник» вышел из Батавии во вторник 10 декабря 1861 года… По выходу из Зондского пролива 12 числа, в 7 1/4 часов утра «Опричник» был виден под парусами, но вскоре потеряли его из виду. Зондский пролив прошли ночью и взяли курс на SW 45° и первый обсервованный пункт, в полдень был в широте 7°58′S, долготе 101°20’0 от Парижа. Русское судно было вблизи и при легком ветре держало более к северу. С тех пор его более не видали…»

Но это было действительно другое. В первом случае произошел несчастный случай. Взрывы пороховых погребов – явление нередкое во всех странах мира в эпоху еще юной химии. Во втором – океан есть океан и, как это ни печально, он всегда берет свое.

«Русалка» же погибла в Финском заливе, без взрывов и аварий.

Рождение



После проигранной нами Крымской войны отношения между Россией и Великобританией были на грани. И война между империями многим казалась неизбежной. В России вовсю шли реформы, затронувшие буквально все сферы жизни. Коснулись они и Императорского флота. Ушла эпоха парусников, а потребность воевать с гораздо более сильным противником подстегнула морскую мысль на небывалую до того момента высоту. Ответа владычице морей готовили два: крейсерские эскадры небронированных кораблей, которые, по задумке, должны были парализовать морскую торговлю англичан, и броненосную эскадру, для прикрытия Финского залива и столицы – Петербурга.

За образец были взяты мониторы – низкобортные металлические бронированные корабли с малой осадкой, никакой мореходностью, но зато с мощной защитой и артиллерией. Логика во всем этом присутствовала – этим боевым единицам океанские походы не светили. Их дело – за минными заграждениями и при поддержке фортов Кронштадта остановить британский флот и спасти столицу. Ни мореходность, ни ходовые качества в этом деле особо не важны – первостепенны броня и пушки. Конкретно «Русалку» и ее сестру-близняшку «Чародейку» заложили:

В ходе реализации «броненосной» программы Морское Адмиралтейство 14 января 1865 года подписало контракт с подрядчиком Кудрявцевым о постройке двух броненосных башенных кораблей из железа. За основу был взят проект боевого корабля шифр «F» английской фирмы «Митчелл и К°», полностью переработанный инженерами МТК. 29 мая 1865 года на стапелях Галерного острова судостроители произвели закладку килей для кораблей, которые впоследствии получили названия «Русалка» и «Чародейка», что вызвало скандал со стороны православной церкви, которая в результате отказалась освящать корабли с языческими наименованиями.

Скандал этот скорее был из области курьезов. Хотя верящие в то, что монитор погубило именно название, были тогда. Есть они и сейчас. Как бы там ни было, но весной 1869 года мониторы, классифицированные как башенные броненосные лодки, вошли в строй Балтийского флота.

Служба



Что представляла из себя «Русалка»?

Длина корабля составляла 62,9 метра, ширина – 12,8 метра, водоизмещение – 1871 тонну.
Скорость – 9 узлов.
Толщина брони – 115 миллиметров.
На «Русалке» имелись две вращающиеся артиллерийские башни с четырьмя 229-миллиметровыми пушками и четыре скорострельные пушки.
Экипаж – 177 человек.

К этому стоит добавить – от ватерлинии до верхней палубы около полуметра. Тяжелая цель для артиллерии, но потенциальная жертва шторма. Хотя мониторов на Балтике построили много, и проблем с ними особо не было. В пределах Финского залива и при грамотной эксплуатации вполне себе подходящие корабли для своих задач.

А задачи менялись. Угроза нападения английского флота уменьшалась, а после 1870 года и создания Германской империи стала величиной скорее виртуальной, да и флот постоянно рос, пополняясь уже полноценными мореходными броненосцами и броненосными крейсерами.

Мониторы же с каждым годом теряли свою боевую ценность. И если при Бутакове это была действительно эскадра и школа будущих флотоводцев, то к концу 80-х годов получился музей экспонатов, к бою не пригодных, но еще подходящих для обучения новобранцев. Хотя в планах войны уже с Германией мониторы учитывали. И даже, на страх супостату, классифицировали их как броненосцы береговой обороны. В 1891 году «Русалка» прошла ремонт с заменой котлов. И двадцатидвухлетний корабль продолжил свою нелегкую работу по обучению моряков.

Здесь стоит добавить – в те времена к сроку службы кораблей единого подхода не было. С одной стороны, по корпусу они могли находиться в строю и по 50–60 лет. С другой – технический прогресс делал боевые корабли безнадежными стариками уже через 5–10 лет. В Российской империи, как и сейчас, высокому начальству нравилось, когда корабликов много. Это открывало широкие возможности для увеличения финансирования, чинопроизводства и просто тешило душу. В конце концов, ровесники «Русалки» (да и броненосные батареи постарше) будут служить еще в Русско-японскую войну в качестве именно броненосцев. И моряки, обученные на устаревшей технике, добавят головной боли их командирам. В разрезе же трагедии конкретной «Русалки» то, что она осталась в строю, пережив свою эпоху, и стало первым шагом к ее гибели.

Гибель



Когда читаешь материалы той эпохи, да и современных исследователей, трудно понять, чего в этой истории больше – разгильдяйства, непрофессионализма или все-таки стечения обстоятельств?

Все-таки корабль был хоть и старым, но надежным. Командир, 41-летний капитан 2-го ранга Виктор Христианович Иениш, был блестящим офицером, практиком и теоретиком артиллерии, автором ряда трудов. Экипаж тоже неоднократно ходил в этом районе и знал свой корабль.

Да и переход предстоял рутинный, всего-то с Ревеля в Гельсинфорс, а оттуда в Кронштадт. И меры безопасности вроде были продуманы – с «Русалкой» должна была следовать канонерская лодка «Туча». А дальше началось то, что толковать тяжело.

7 сентября 1893 года корабли вышли в море:

1. На корабль не приняли штормовые крышки люков. Для современного броненосца некритично, для монитора – шаг к катастрофе. С такой «высокой» палубой даже средней силы шторм представляет угрозу.

2. Корабль вышел в неспокойную погоду. Опять же, будь это не монитор, ничего страшного бы не произошло. Что-что, а ходить в океане русские моряки умели, причем в любую погоду. А здесь даже не океан, а исхоженная вдоль и поперек Балтика.

3. Командир «Русалки» болел, его мучили сильные головные боли. Несмотря на это он повел свой корабль на зимовку. А адмирал Бурачек, зная об этом, ему не запретил. Логику обоих понять не трудно: опытных офицеров в запасе не было, а переход, повторюсь, предстоял короткий и рутинный.

4. Волнение быстро переросло в девятибалльный шторм, опасный даже для крупных кораблей.

5. «Туча» с «Русалкой» не пошла. Точнее – пошла, но мореходная канонерка под командованием капитана 2-го ранга Николая Михайловича Лушкова быстро обогнала попутчика и дошла до Гельсинфорса самостоятельно. В рапорте Лушков ничего не сказал о судьбе «Русалки». В советские времена писали, что на борту «Тучи» была его молодая жена, и он не хотел рисковать.

6. Адмирал Бурачек до 10 сентября тревогу не поднимал, где находится корабль его отряда не интересовался. Между тем переход в 90 километров даже старая тихоходная броненосная лодка, даже в шторм, могла пройти максимум за сутки. И только когда на берег выбросило шлюпку с трупом матроса, начались поиски. Само собой, на тот момент уже бессмысленные.

Так что же произошло?

Кажется мне, что в начале перехода командира скрутил очередной приступ болезни, иначе бы столь опытный моряк попросту бы вернулся в Ревель. И «Русалка», несмотря на шторм, следовала своим курсом. Экипаж укрылся внизу, иначе единственный найденный труп не объяснить. Когда в 25 километрах от Гельсинфорса Иениш отдал приказ на возвращение, корабль накрыло волной, и он мгновенно ушел на дно, носом примерно на треть зарывшись в ил. 177 человек погибло. Спасенных не было.

«После о случившемся будут много врать»



Осенью 1893 года были организованы масштабные поиски, использовали даже воздушный шар. Впустую. В 1894 году поиски продолжили с тем же результатом. Опять ничего. Зато был вывод.

«Найти этот броненосец в море чрезвычайно трудно, подобно тому как трудно найти иголку в большой комнате или головку булавки, потерянную где-нибудь на дороге. «Русалку» немыслимо отыскать, если на помощь не придет сверхъестественное счастье».

Он поставил точку в поисках.

Надо отдать должное – о семьях позаботились, назначили пенсии. В стране собрали пожертвования, отслужили панихиду. А спустя 9 лет в Ревеле поставили красивый памятник. Было и расследование, был и суд. Правда, наказания, мягко говоря, удивляют. Адмирал за явно выраженную халатность получил выговор, который ни разу не помешал его карьере:

В 1894 году контр-адмирал Бурачек был избран председателем комиссии по производству морских артиллерийских опытов. В 1898 был уволен в отставку с производством в чин вице-адмирала. После отставки Павел Степанович с семьей жил в Санкт-Петербурге, был членом правления Императорского Общества спасения на водах. В 1910 году вышла его книга «Заметки о флоте», подытожившая его мысли и опыт, накопленный за долгие годы службы на флоте. Скончался Павел Степанович Бурачек в 1916 году в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском кладбище.

А командира «Тучи» сделали крайним за все и отстранили от службы на три года. Лушков стал начальником Ростовского порта. Но чувство вины у него было. И закончил жизнь он в психиатрическом отделении морского госпиталя.

О «Русалке» же постепенно забыли. Тем более Русско-японская, Первая мировая и Гражданская войны заслонили собой старый монитор и старую катастрофу. Опять тема всплыла в 30-е годы, но, скорее, в разрезе критики «прогнившего царизма». Утверждалось, что советские водолазы корабль нашли. Но никаких документов нет, есть воспоминания.

И только в 2003 году корабль был найден эстонцами там, где он пролежал 110 лет. Тогда и подтвердилось все то, о чем подозревали бездну времени. А картина гибели стала полной и законченной. Что за давностью лет представляет интерес только для историков.

Подводя же итог, именно разгильдяйство и нарушение писанных и неписанных правил привело к гибели корабля.

А неумение извлекать уроки имело следствием то, что такого рода катастрофа стала не последней.

«Русалке» еще повезло – дурной цирк с поиском «англицких диверсантов» свернули. А вот шпиёнов, которые взорвали «Императрицу Марию» и «Новороссийск», ищут до сих пор. Так же, как следы некой американской АПЛ, потопившей «Курск». Конспирология ведь интереснее, чем поиск своих ошибок и осознание того факта, что техника отступлений от правил не прощает.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    17 мая 2021 04:31
    Печальная страница отечественного флота. Спустя несколько лет трагедия повторилась с таранным броненосцем Гангут. Даже сегодня океан отнимает жизни и корабли. Не зря говорят «море не прощает ошибок».
    А тут, что говорить родоначальник типа «Монитор» утонул по вине кока.забывшего закрыть иллюминатор.
    1. +3
      17 мая 2021 04:57
      Когда корабль уходит в море
      Матросы на берег глядят
      Что ждет их радость или горе
      И суждено ль придти назад.
      Своей судьбы никто не может,
      Никто не смеет предсказать
      Об этом знает только море
      А море будет век молчать.
      Оно умеет тайны прятать
      На дне песчаном под водой
      И только чайки будут плакать
      О тех кто не пришел домой.
      Так много раз уже бывало,
      Но нас с дороги не свернуть,
      Порой к последнему причалу
      Длинною в жизнь ложится путь.
      Не плачьте жены и невесты
      Еще не кончен с морем спор
      Вы только ждите только верьте
      И мы придем в последний порт.
      1. Комментарий был удален.
      2. +2
        17 мая 2021 18:56
        Стих.Шарль Бодлер.

        1. +3
          17 мая 2021 19:27
          О мой яростный недруг,ладно я ,но поэт....?
          1. +1
            17 мая 2021 19:53
            Просто не могу понять,ну ладно я многогрешный,но Бодлер!!!Хороший поэт и ему *минусовать*?Экий Вы яростный.
            1. +1
              18 мая 2021 00:28
              Так было же признание Уго Д’Эспозито в 2013-ом, что "Новороссийск" именно итальянские диверсанты потопили.
              Гибель стольких моряков у пирса - да, виновато именно разгильдяйство. Когда "Императрица Мария" взорвалась, адмирал Колчак лично руководил спасением моряков, и, за исключением погибших при взрыве, не допустил гибели ни одного матроса.
              Но сам подрыв - это диверсия.
              Так что зря автор так.
    2. +9
      17 мая 2021 06:39
      Даже не слыхал об этой трагедии. Наверное, поэтому читать было интересно. Спасибо автору.
      1. +16
        17 мая 2021 06:45
        сохранились фото монитора "Русалка"








        1. +11
          17 мая 2021 06:48
          вот известное фото
          «Русалка» в Сандвикском доке. Гельсингфорс, 1890 год
          1. +14
            17 мая 2021 06:50
            Современная реконструкция гибели монитора "Русалка"

      2. +12
        17 мая 2021 07:11
        Статья понравилась. Спасибо автору
        Всем кто заинтересовался данной темой рекомендую
        1.Гольдман И. «Русалка». — Строительство, плавание, гибель и поиски. — Таллин: Ээсти раамат, 1978
        2.Ларионов Л. В. Гибель «Русалки» и её поиски // ЭПРОН. Сборник статей по судоподъему, водолазному и аварийно-спасательному делу. Выпуск III—V. — Л.: Краснознаменная Экспедиция Подводных Работ СССР, 1934
        3. В инете есть интереснейший снятый эстонскими кинодокументалистами фильм «Тайна Русалки»
        1. +3
          17 мая 2021 12:40
          В Эстонии его не показали.
        2. +1
          17 мая 2021 21:23
          Цитата: Ричард
          Статья понравилась. Спасибо автору
          Всем кто заинтересовался данной темой рекомендую
          1.Гольдман И. «Русалка». — Строительство, плавание, гибель и поиски. — Таллин: Ээсти раамат, 1978
          2.Ларионов Л. В. Гибель «Русалки» и её поиски // ЭПРОН. Сборник статей по судоподъему, водолазному и аварийно-спасательному делу. Выпуск III—V. — Л.: Краснознаменная Экспедиция Подводных Работ СССР, 1934
          3. В инете есть интереснейший снятый эстонскими кинодокументалистами фильм «Тайна Русалки»

          Вот еще радио-передача, посвященная гибели корабля: https://radiomayak.ru/shows/episode/id/2240917/
    3. +14
      17 мая 2021 06:57
      И только в 2003 году корабль был найден эстонцами там, где он пролежал 110 лет.

      В 1932 году водолазы Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН), ведшие поиски затонувшей в 1931 году подводной лодки № 9, сообщили об обнаружении на дне корпуса неизвестного корабля. О том, что этот корабль является «Русалкой», сообщалось в статье Л. В. Ларионова «Гибель „Русалки“ и её поиски» и в воспоминаниях бывшего руководителя ЭПРОН Н. П. Чикера[7]. И. Гольдман, изучивший архивное дело экспедиции по поиску подводной лодки № 9, хранившееся в Центральном Государственном архиве Военно-Морского Флота СССР, не обнаружил в нём сообщений об обнаружении броненосца «Русалка» в 1932 году. ссылка: Ларионов Л. В. Гибель «Русалки» и её поиски // ЭПРОН. Сборник статей по судоподъему, водолазному и аварийно-спасательному делу. Выпуск III—V. — Л.: Краснознаменная Экспедиция Подводных Работ СССР, 1934. — С. 202.
      В то же время К. Д. Золотовский (военный моряк, водолаз, участник Великой Отечественной войны, писатель), в 30-е годы работавший в ЭПРОНе, в детском сборнике рассказов «Рыба-одеяло» (рассказ «Девятка») довольно точно указывает глубину и положение судна:
      «...Семьдесят семь метров.
      – Я на грунте, – доложил водолаз. – Осматриваюсь. Судно. Лежит торчком на высокой скале.
      – «Девятка»?
      – Нет.
      – «Единорог»?
      – Нет. Броненосец! <…>
      – «Русалка», – сообщил Разуваев...»
      ссылка:Золотовский К. Д. [www.litmir.net/br/?b=121535&p=14 Рыба-одеяло]. — Ленинград: Детская литература, 1965. — С. 14. — 43 с.

      В июле 2003 года эстонское исследовательское судно «Маре» (капитан Велло Мясс) обнаружило на дне Финского залива затонувший корабль, после спуска водолазов опознанный как броненосец «Русалка».Корабль обнаружен южнее района поиска в 1893—1894 годах и места, указанного в статье Ларионова
      1. +11
        17 мая 2021 06:59
        "Русалка" на дне


      2. +13
        17 мая 2021 07:18
        Рыбаки неоднократно рвали в том районе свои сети и конкретно говорили о затонувшем там судне. Так , что нужно было только желание ,чтобы отыскать судно.
        1. +9
          17 мая 2021 08:15
          Что представляла из себя «Русалка»?

          Класс и тип судна Броненосец береговой обороны
          Порт приписки Ревель
          Организация Российский императорский флот
          Изготовитель "Галерный островок" Санкт-Петербург
          Заказан к постройке 14 (26) января 1865 года
          Строительство начато май 1865 года
          Спущен на воду 31 августа (12 сентября) 1867 года
          Введён в эксплуатацию май 1869 года
          Выведен из состава флота 11 (23) октября 1893 года
          Статус Затонул в Финском заливе 7 (19) сентября 1893 года, не поднят
          ТТХ:
          Водоизмещение проектное 1881 тонна,
          фактическое 2100 тонн
          Длина 62,8 м
          Ширина 12,8 м
          Осадка 3,36 м
          Бронирование Борт 114 мм,
          башни 140 мм
          Двигатели 2 горизонтальные паровые машины
          Мощность 705 л.с.
          Движитель 2, запас угля 150 тонн
          Скорость хода 9 узлов (16,6 км/ч)
          Экипаж 12 офицеров и 160 матросов
          Вооружение:
          Артиллерия 4 × 229-мм/20 кб орудия
          8 × 87-мм/24 кб орудий
          5 × 37-мм орудий
          фото. модель броненосца береговой обороны «Русалка» в музее Балтийского флота
          1. +3
            17 мая 2021 12:33
            Привет друзья!Есть такой сайт*rusalka.ru.*
        2. +3
          17 мая 2021 18:17
          Рвали сети?Вот тоже самое можно сказать и о месте упокоения *Лузитании*!Но там свои,чисто бритские причины.Боеприпасы.И ещё,где-то нарвался на инфу,что в своё время бриты в том районе проводили учения и славно обработали остов судна глубинными бомбами.
    4. +2
      17 мая 2021 15:17
      Тезка, день добрый . Что-то я не слышал про эту историю с илюминатором
      1. +3
        17 мая 2021 19:42
        Цитата: vladcub
        Тезка, день добрый . Что-то я не слышал про эту историю с илюминатором

        Широко известная история из «ситуаций абсурда». О ней читал у многочисленных авторов, от Степанова до Каторина. По сути прямое следствие причинно следственной связи - море не терпит дураков и не прощает ошибок.
        1. +3
          17 мая 2021 19:56
          Вот!Отсюда вопрос, уважаемый Влад!Кто выпустил сей корабль в море?
        2. +2
          18 мая 2021 16:10
          А где дураки в почёте?
  2. Комментарий был удален.
  3. -2
    17 мая 2021 04:38
    А вот шпиёнов, которые взорвали «Императрицу Марию» и «Новороссийск», ищут до сих пор. Так же, как следы некой американской АПЛ, потопившей «Курск».

    Так же как ищут шпиёнов отравивших Скрипаля и Навального, и тех кто взорвал в Чехии склады. Так что этой болезней болеет весь мир.
    1. 0
      17 мая 2021 18:23
      Друг мой,а Вы верите,что *Императрица Мария* сама подорвалась?Да и с *Курском* непоняток очень много.Одни слова путина-*Она утонула*,ну многого стоят,нет?
      1. +2
        17 мая 2021 21:23
        "Императрицу" рванула немецкая агентура, которой руководил "русский немец" Виктор Эдуардович Верман. В тридцатые годы он был арестован чекистами и в порядке "дружеской" беседы сам поведал об этом. За успешный взрыв линкора он получил денежное вознаграждение и Железный крест 2-й степени. Вермана обменяли на арестованных в Германии германских же коммунистов.
        Что до "Курска", до большего цинизма чем слова Вовки Путина о гибели людей -- "Она утонула" я себе представить не могу.
      2. PPD
        0
        9 августа 2021 07:23
        С Императрицей Марией все как раз понятно.
        Исследовали- конструкция виновата.
        Исполнение, скорее. Недостаток+ просчеты.
        За стенкой от погребов- что- то нагревалось.
        Опять же взрывы погребов в ту эпоху нередкость. Одна мелочь+ 2+ 3.
        Итог печален.
  4. +2
    17 мая 2021 05:32
    Конспирология ведь интереснее, чем поиск своих ошибок и осознание того факта, что техника отступлений от правил не прощает.

    -кто подсунул идеи перестройки МСГ?
  5. +9
    17 мая 2021 05:39
    Доброго всем утра!
    Пару слов о памятнике. Памятник установлен в сквере возле моря, рядом проходит променад. Любимое место для гуляний таллинцев.
    Автор , Амандус Адамсон. Очень известный российский ,а в последствии и эстонский скульптор конца XIX начала XX веков. Учился, а позднее и преподавал в СПб.
    Это самый известный его памятник. Деньги на памятник собрали ввиде пожертвований.
    Моделью для Русалки послужила служанка,жившая в доме Адамсона, будующая бабушка известного в Эстонии политика Тийта Маде, в РФ он известен, как политик русофоб.
    Работы Адамсона можно увидеть в СПб: Троицкий мост,здание дома Зингера(Дом книги), Елисеевский магазин.
    В Крыму- памятник погибшим кораблям.
    1. +11
      17 мая 2021 05:48
      Открытка начала XX века. И современный вид памятника.

      1. +8
        17 мая 2021 06:31
        Да. Сильное впечатление производит. Ловлю себя на мысли, что особенный, мало на что похожий.
        1. +7
          17 мая 2021 06:33
          В переди из гранита нос корабля, а далее неотесанные камни-волны.
          1. +5
            17 мая 2021 07:04
            Доброе утро, Саша hi
            Спасибо за фото.
            И особое спасибо за присланную статью, которую отказался публиковать раздел история ВО. Сильный материал. С огромным интересом и удовольствием читал всю ночь good
            1. +5
              17 мая 2021 07:12
              Доброе утро!
              Интересный подход и вообще много прикладного. Нет там и натяжек,типа вполне возможно, вероятно, большой долой.?..
              И мне статья понравилась. Раньше что-то подобное тут было.
              1. +6
                17 мая 2021 07:41
                Позвольте полюбопытствовать, что за статья?
                1. +7
                  17 мая 2021 09:04
                  Привет, перешлю в личке
                  1. +3
                    17 мая 2021 16:05
                    Цитата: ee2100
                    перешлю в личке

                    А мне можно? feel
                    1. +3
                      17 мая 2021 17:13
                      Баз проблем, Михаил!
                      1. +2
                        17 мая 2021 18:36
                        Я её тоже получил.Спасибо нашему Дмитрию. hi
                      2. 0
                        17 мая 2021 21:25
                        Саша, если не трудно, то и мне. Только сейчас добрался до клавы -- огород.
                  2. +1
                    17 мая 2021 19:48
                    Цитата: ee2100
                    Привет, перешлю в личке

                    Александр можно напроситься в очередь!
                    С уважением, Влад!
          2. 0
            18 мая 2021 08:19
            Цитата: ee2100
            В переди из гранита нос корабля, а далее неотесанные камни-волны.

            В начале 90-х вандалы отпили крест с памятника.
        2. +3
          17 мая 2021 18:26
          Привет Сергей!А я ловлю себя на мысли,что этот *корабль* дальше проекта не имел права на жизнь.
      2. -6
        17 мая 2021 07:00
        Только эстонцы иначе как памятник Русалочке его не называют.
        1. +6
          17 мая 2021 07:14
          Памятник Русалочке в Копенгагене laughing
          1. -1
            17 мая 2021 19:35
            Любезный рано смеётесь подождите немного. Вот когда руководство муниципального образования Кадоиорг, примет решение выполнить реставрационные работы и с памятника исчезнет барельеф с изображением корабля и фамилии экипажа. И вместо этого на эстонском напишут русалочка, вот тогда и смейтесь вместе с титульной нацией, которым с детства объяснят что это памятник русалочке. И на протесты страны лодочников им будет плевать. И не нужно писать что такого не будет. Пример Украины, Чехии и других говорит что так и будет.
            1. +1
              17 мая 2021 20:22
              Мать,упкой твою душу, как пророчество Ваше сбудется, так и по калякаем am
              1. 0
                19 мая 2021 20:42
                Ну уж нет, ни ржать сейчас ни потом калякать на тему свершившегося не буду.
                1. +1
                  19 мая 2021 20:49
                  Ни что не вечно. Это правда.
  6. +13
    17 мая 2021 08:54
    В 1974г., будучи сыном "деда")) т.е. стармеха, стоял на мостике сухогруза "Брянский машиностроитель" во время перехода из Новороссийска в Октябрьский порт (тогда это был специализированный порт для военных грузов). Нужно было срочно везти во Вьетнам "косилки с вертикальным взлётом". В общем судно погнали в 7-ми бальный шторм (мне тогда так старпом сказал). Описать ощущения очень трудно, такое нужно видеть лично. Корабль так зарывался носом в волну, что казалось, -не вынырнет. Во время смены курса встали бортом к волне!!! показалось, что перевернёмся Я держал руку старпома так, что у него синяки остались. В голове вертелось: как скинуть плот (нас всех учили) и успеть добежать до каюты где мама, чтобы спасти..
  7. +3
    17 мая 2021 11:53
    позабавило предложение автора списать четвёртый по силе корабль Балтийского флота...
    В 1893ем даже Гангут ещё строился...Сильнее Чародейки только АлександрII, НиколайI да Петр
  8. +6
    17 мая 2021 15:04
    "вызвало скандал со стороны православной церкви",святом,а как же:"Диана","Аврора","Аскольд"- тоже Языческие названия?
    1. +5
      17 мая 2021 15:53
      Как же как же...А там ещё были однобашенные лодки типа "Единорог". И о ужас! Названия... "Вещун", "Колдун" и..... - "Перун"! Вообще - ничего святого....
      1. +3
        17 мая 2021 19:52
        Цитата: alsoclean
        Как же как же...А там ещё были однобашенные лодки типа "Единорог". И о ужас! Названия... "Вещун", "Колдун" и..... - "Перун"! Вообще - ничего святого....

        Имя Перун, носили многие пармы и бомбардирские корабли русского флота!
        Хотя мне больше по душе «Не тронь меня»!!! laughing
        1. 0
          18 мая 2021 22:15
          А мне по душе название корабля , построенного для Азовской флотилии в 1699 году: "Дри Рюмор" или "Три Рюмки". Девиз корабля: «Держите во всех делах меру» fellow
  9. +4
    17 мая 2021 17:15
    Цитата: tihonmarine
    А вот шпиёнов, которые взорвали «Императрицу Марию» и «Новороссийск», ищут до сих пор. Так же, как следы некой американской АПЛ, потопившей «Курск».

    Так же как ищут шпиёнов отравивших Скрипаля и Навального, и тех кто взорвал в Чехии склады. Так что этой болезней болеет весь мир.


    Дык, из всех жертв эпидемии взрывов в 1900-10-х, по-моему, только французы честно признались, что облажались с "освежением" порохов эфиром.
    Ну и японцы злобно промолчали.
    У всех остальных - прямо вакханалия неуловимых итальянских/русских/немецких/ирландских/австровенгерских (нужное подчеркнуть) фантомасов, подрывающих новейшие боевые корабли прямо в гавани.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»