Боевые пловцы кригсмарине: дистанционно управляемые катера

23

«Мы должны строить разнообразные и малые по количеству серии. Как только противник найдет пути борьбы с нашим оружием, от этого оружия следует отказаться, чтобы ошеломить врага новым боевым средством совершенно другого рода».

– из личных записей вице-адмирала Гельмута Гейе, командующего соединением «К».

После катастрофических потерь, понесенных в ходе атак на союзный флот вторжения, соединение «К» приступило к разработке новых вооружений и тактики их применения.



Впрочем, деятельность кригсмарине несла на себе общий отпечаток упадка, который начал медленно, но верно захлестывать всю Германию.

К применению дистанционно управляемых катеров немцы пришли, скорее, по воле случая, нежели из целенаправленного расчета. После начала высадки в Нормандии командующему соединения «К» вице-адмиралу Гейе пришлось решать чрезвычайно серьезный вопрос – какие средства он, вообще, мог задействовать для противодействия флоту союзников?

Какая флотилия могла бы первой отправиться в бухту Сены, чтобы вступить в борьбу с противником?

Возможности масштабного производства «Негеров» были исчерпаны, а оставшихся пилотов было решительно недостаточно для новой боевой операции. Партия новых одноместных подводных лодок типа «Бибер», в свою очередь, представляла собой исключительно учебные единицы.

И тогда на сцене появились катера «Линзе».

Как бы парадоксально это ни звучало, Гейе практически ничего не знал о данном вооружении, хотя его проектирование началось гораздо раньше других штурмовых средств.

Боевые пловцы кригсмарине: дистанционно управляемые катера

Проблема ситуации состояла в том, что идея создания «Линзе» возникла отнюдь не в штабах военно-морского ведомства. Она принадлежала печально известному подразделению «Бранденбург», которое имело в своем распоряжении 30 готовых к применению аппаратов.

Элитные диверсанты, впрочем, не спешили отдавать их в распоряжение кригсмарине – ради этого Гейе пришлось задействовать свои связи в высших военных кругах Германии. Лишь после того, как верховное главнокомандование вермахта издало соответствующий приказ, полк «Бранденбург» согласился передать свои дистанционно управляемые катера.

Но, как часто и бывает в условиях стесненной ресурсной базы, а также из-за отсутствия достаточного времени на подготовку, все пошло совсем не по плану.

10 июня 1944 года уже известный нам каперанг Бёме прибыл в Гавр. Там он в большой спешке начал приготовление всех необходимых организационных мероприятий для развертывания морских диверсантов. Спустя десять дней на место прибыла первая флотилия катеров «Линзе» (10 – дистанционного управления и 20 – взрывающихся) под командованием капитан-лейтенанта Кольбе.

Первоначально боевые пловцы дислоцировались на территории верфи в одном из рукавов Сены – там они были более-менее укрыты от атак с воздуха. Впрочем, 29 июня они переместились в военный порт – уже вечером им предстояло провести первую операцию.

Проблемы настигли морских диверсантов уже на данном этапе. Когда катера проектировались в «Бранденбурге», никто и не представлял, какие дистанции им придется преодолевать для войны на море – в полку аппараты оснастили топливными баками из расчета на дальность плавания всего в 32 км. Для серьезных вылазок этого было недостаточно – и соединению «К» пришлось самым спешным образом монтировать дополнительные бачки.

Естественно, этого было недостаточно – расстояние от Гавра до зон высадки десантов союзников составляло примерно 40 километров. Единственным здравым решением стала идея буксировки «Линзе» до района их боевого развертывания. С этой целью было решено использовать тральщики, которые дислоцировались вместе с диверсантами.

В порту перед самым началом операции боевых пловцов настиг несчастный случай. Пилоты «Линзе» проверяли провода электровзрывателей. В ходе процесса вдруг раздался взрыв, который потряс весь район стоянки и находившиеся там суда.

Как выяснилось, один из военнослужащих соединения «К», находившийся на своем катере у борта тральщика, забыл отключить подрывной заряд от электровзрывателя перед испытанием последнего…

Тогда «Линзе» впервые продемонстрировали свою боевую эффективность на собственных же создателях. Ошибка диверсанта стоила немцам катера и тральщика.

Спустя некоторое время после происшествия катера отдали концы и отправились на первое боевое задание.

Тральщики взяли на буксир по 3–5 «Линзе». Таким способом диверсанты планировали добраться до устья Орна, а оттуда уже начать самостоятельные действия.

И здесь их ждала вторая большая сложность.

Очень большая.

Как только Гавр остался позади, тральщики значительно увеличили скорость хода. Тут-то пилотам и пришлось столкнуться с непредвиденными трудностями плавания на буксире.

Трехбалльного волнения было достаточно, чтобы «Линзе» оказались перед угрозой потопления. Катера один за другим становились жертвами волн: вот оборвался буксирный трос, вот кто-то вышел из строя, вот вследствие крена набралась вода (причем некоторые «Линзе» зачерпнули ее столько, что электрокабели промокли и возникли короткие замыкания).


Когда тральщики все же достигли устья Орна, из восьми звеньев (звено включало в себя катер управления и два взрывающихся катера), вышедших из Гавра, полностью боеспособными оказались лишь два.

Стоит отдать должное решительности немцев – даже в таком скромном составе они рискнули отправиться на поиски вражеских кораблей.

Впрочем, в ту ночь стояла туманная погода – она не позволила им добиться хоть каких-то успехов. Немцы были скованы в маневре, им приходилось безостановочно бороться с натиском моря. Подавленные и разочарованные, с первыми лучами солнца диверсанты повернули назад, к берегу.

Опыт этой ночи стал для них горьким и поучительным уроком. Не успев должным опытом испытать и проверить «Линзе», боевые пловцы попали в ловушку собственной спешки и заблуждений.

«Товарищи приветствовали нас громкими возгласами. Наш «Линзе» вернулся четвертым. Остальные, вероятно, тоже уже шли где-то вдоль берега. Счастливые, мы на четвереньках вылезли на берег. Выпрямляясь, я почувствовал слабость в коленях. Один из нашей четверки совсем не смог выйти из катера. Несколько человек из подразделения береговой службы подхватили его и вынесли.
Наш оперативный инспектор, капитан 1-го ранга Бёме стоял на берегу с бутылкой водки и наливал каждому прибывшему по полному чайному стакану. Старшина Линднер доложил ему об успешном выполнении задания.
Я закурил сигарету, руки мои дрожали. Все кругом смеялись, расспрашивали и рассказывали наперебой. Но нам уже стало немного не по себе. На море никто не замечал усталости, но операция и возвращение с нее потребовали от наших мускулов и нервов предельного напряжения.
Теперь все было позади, напряжение в течение нескольких минут сменилось вялостью, мы просто обессилели. Оставалось лишь возбуждение, которое, несмотря на нашу смертельную усталость, мешало нам уснуть, и мы долго не могли с ним совладать».

– из воспоминаний ефрейтора Леопольда Арбингера, морского диверсанта соединения «К».

«Линзе» получает новую жизнь


После неудачного дебюта соединение «К» приняло решение самостоятельно переработать и производить новые «Линзе».

Естественно, в основу новой модели легли старые разработки, однако неудачный опыт первой операции позволил существенно доработать мореходные качества катеров.

Полномасштабная доработка «Линзе» заняла четыре недели. Все это время морские диверсанты вели активную подготовку в лагере «Блаукоппель» (данная база располагалась в сосновой роще в районе устья реки Траве – такое местоположение было не случайно, ибо деревья служили маскировкой на случай атаки с воздуха).

В ходе тренировок они активно работали над разработкой новой тактики и выработали весьма эффективный шаблон действий.

Основной боевой единицей соединения становилось звено «Линзе» – 1 катер управления и 2 дистанционно управляемых. В режиме поиска они двигались со скоростью 12–19 км/час – это позволяло максимально снизить шум работающих двигателей. Каждый взрывающийся катер нес лишь по одному пилоту, а катер управления – пилота и двух наводчиков. Водитель катера дистанционного управления являлся одновременно командиром звена.

В качестве типовой цели были выбраны стоянки судов. Их поиск осуществлялся в плотном построении, которое распадалось только после обнаружения противника.

Сам по себе процесс атаки представлял собой задачу не для слабонервных – сближение с кораблями союзников происходило на малой скорости. Давать полные обороты мотора было слишком опасно – противник мог обратить внимание на шум (стоит отметить, что катера имели глушители) и успеть принять меры противодействия.

Пока «Линзе» подкрадывались к цели на небольшой скорости, судно управления двигалось непосредственно вслед за ними. После сигнала командира звена начиналась атака: пилоты выжимали из катеров всю возможную скорость, приводили в боевое положение электровзрыватель и запускали прибор дистанционного управления. В качестве меры отвлечения внимания в ходе движения пилоты раскидывали купола от кабин «Негеров» – это помогало на время сосредоточить огонь противника на ложных целях.

После этого легкий деревянный катер, начиненный взрывчаткой, отправлялся в последнее плавание, используя всю мощность своего бензинового восьмицилиндрового двигателя «Форд» на 95 лошадиных сил. Пилот некоторое время находился в кабине, дабы удостовериться, что катер идет правильным курсом. За несколько сот метров до цели он выпрыгивал в воду – теперь его главной задачей становилось выживание.

Дальше все зависело от наводчика на катере управления – он должен был навести «Линзе» на цель, управляя их рулями с помощью передатчика.

Именно для этого и требовалось два члена экипажа – каждый из них управлял одним «Линзе».

Отдельно стоит рассказать и о самом ультракоротковолновом передатчике.

Это был небольшой черный ящик – размеры позволяли без лишних сложностей ставить его на колени. Во избежание наложения когерентных волн они работали на разных частотах. Сам прибор дистанционного управления на «Линзе» представлял собой то же устройство, что использовалось на знаменитой самоходной мине «Голиаф».

Функционал устройства был следующим:

1) правый поворот;
2) левый поворот;
3) выключение мотора;
4) включение мотора;
5) включение малого хода;
6) включение полного хода;
7) детонация (только на тот случай, если катер не поразит цель).

С учетом того, что катерам требовалось атаковать противника ночью, пилоты перед прыжком активировали специальную сигнальную аппаратуру, которая была призвана облегчить наводчикам процесс управления.

Она представляла собой зеленую лампу на носу катера и одну красную на корме. Красная – по уровню находилась ниже зеленой, и обе лампы можно было видеть, лишь находясь за кормой «Линзе» – именно по ним и ориентировались наводчики.

Механизм был довольно незамысловат: если красная точка находилась под зеленой на одной вертикали, это означало, что курс «Линзе» верен. Если же красная точка оказывалась, например, левее зеленой, значит, ему требовалась коррекция при помощи передатчика.

Такова была теория – на практике же дело выглядело куда сложнее.

Моряки флота союзников отнюдь не зря ели свой хлеб – их многочисленные силы охранения раз за разом срывали атаки «Линзе». Едва заподозрив присутствие катеров, они активировали светотехническое оборудование и обрушивали шквал снарядов и крупнокалиберных пуль на любой подозрительный участок моря.

В этих условиях единственным оружием немецких диверсантов была скорость и, пожалуй, удача.

Катеру управления требовалось не только навести «Линзе» на цель, активно маневрируя под огнем (что само по себе было непростой задачей), но и подобрать из воды выпрыгнувших пилотов. Только после этого немецкие диверсанты могли отступить – что, конечно же, не всегда представлялось возможным.


Теперь поговорим о непосредственном процессе боевого применения «Линзе».

Вдоль носовой части катера монтировалась укрепленная металлическая рама, которая держалась на 15 сантиметровых спиральных пружинах. При столкновении пружины сжимались и посылали ток через контактный взрыватель. Тот, в свою очередь, вызывал детонацию толовой ленты, дважды опоясывающей всю носовую часть катера.

Лента детонировала и разносила на части нос «Линзе» – от этого более тяжелая кормовая часть с двигателем и 400-килограммовым зарядом взрывчатки сразу же шла ко дну.

Одновременно активировался взрыватель замедленного действия – обычно он устанавливался на 2, 5 или 7 секунд. Сделано это было не случайно – так основной заряд срабатывал на определенной глубине. Он разрывался рядом с подводной частью корпуса, нанося удар, аналогичный по своей силе детонации донной мины.

После всех перечисленных манипуляций, в случае успешного (или же нет) поражения целей, катер управления подбирал из воды двух пилотов и на максимальной скорости уходил прочь. Диверсантам требовалось не только успеть уйти от кораблей охранения, но и достигнуть берега раньше рассвета, с которым приходила другая опасность – авиация.

В качестве послесловия хотелось бы привести цитату непосредственного участника тех событий капитан-лейтенанта Бастиана:

«Сплоченность и чувство товарищества в среде наших людей выражались и в том, что если по выполнении задания звено возвращалось в порт, то всегда в полном составе. В противном случае не возвращался ни один.
Невозможно было даже представить себе, чтобы тот или иной катер дистанционного управления вернулся в порт и командир звена доложил, что водители взрывающихся катеров погибли или не найдены из-за темноты или огневого воздействия противника. Остававшихся на воде бессильных перед стихией товарищей искали до тех пор, пока не втаскивали на борт, даже если на это уходили целые часы, даже если противник оказывал сильнейшее давление. Именно поэтому возвращение звеньев иногда задерживалось, так что приходилось плыть уже в дневное время, когда легче всего стать жертвой вражеских истребителей-бомбардировщиков.
Флотилия несла потери именно при возвращении катеров с задания, а не в адском ночном котле вражеской обороны, где «Линзе» действовали с большой смелостью и искусством».

Продолжение следует...
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    30 мая 2021 04:28
    Спасибо за интересное продолжение. Привлекательный цикл получается.
    Сам я о "линзе" впервые прочитал в детстве в историко-приключенческом романе "Знак Вишну". Но там он упоминался вскользь.
    1. +8
      30 мая 2021 07:07
      Пожалуйста, Вождь. Рад видеть, что тема интересна не одному мне)
      1. +5
        30 мая 2021 12:17
        Андрей. Спасибо.Однозначно плюс.
        Темой интересуюсь еще со школы после прочтения
        приключенческого романа замечательного писателя А.Насибова "Безумцы" (поставлен фильм "Эксперимент доктора Абста").
        Затем брошюрки об итальянских (родоначальники) и японских боевых пловцах
        Рекомендую Беккер К., Немецкие морские диверсанты во Второй мировой войне. — М.: ИЛ, 1958.
        (Bekker C. ...Und liebten doch das leben. — Hannover, 1956).
        Отличный перевод,масса снимков.Да и написано по "горячим следам"
        1. +5
          30 мая 2021 12:20
          Спасибо Вам, knn!)

          Полностью согласен, книга Беккера – настоящая находка. В немалой степени ориентируюсь на нее при написании этого цикла.
      2. 0
        30 мая 2021 13:37
        Ну статистика применения есть? Хоть, что то уничтожили (кроме своего тральщика)?
        1. +3
          30 мая 2021 15:55
          Очень хороший вопрос Вы задали, если честно.

          Признаюсь, к своему стыду, я забыл включить статистику в материал статьи, т.к. изначально считал, что их по тематике «Линзе» будет две...

          Данные катера считаются едва ли не самым результативным оружием соединения «К». Статистику в данный момент привести не могу, простите.

          Если Вы найдете и выложите, будет здорово)
  2. +5
    30 мая 2021 05:30
    Ну что ж... Дистанционно-управляемые катера (ДУК) ...они же ,телеуправляемые(радиоуправляемые) катера-торпеды (в числе ДУК...) имелись не только в Германии;но и в некоторых других странах, даже в 30-х годах... Имелись они и в СССР...их пытались применять в начале войны ,в 1941 году...но не удачно ! Применяли подобные "вундервафли" и американцы...причём, более удачно.... Но главная "заковыка" в том , что ДУКи "существуют" и ,даже, разрабатываются и сейчас ! Имеются они ,например, в Израиле,Китае......

    Израиль

    Китай
    Весьма активно в настоящее время используют телеуправляемые взрывающиеся катера(катера-торпеды) хуситы в Йемене...

    Катер был создан хуситами путем переоборудования 10-метрового скоростного малого сторожевого моторного катера постройки эмиратской компании Al Fattan Ship Industry (Аль-Садр, Абу-Даби). Компания поставила большое количество таких катеров для береговой охраны ОАЭ, и более 60 таких катеров, в свою очередь, были переданы Эмиратами в порядке помощи ВМС Йемена до начала в 2011 году йеменской гражданской войны.

    Катер имеет полную длину 10 м, ширину 2,3 м и среднее углубление всего 0,43 м, и оснащен двумя подвесными моторами Yamaha L200А мощностью по 200 л.с. Максимальная скорость 45 уз., запас топлива 165 галлонов. Стандартная вместимость четыре человека. При переоборудовании хуситами во взрывающийся катер (новая аббревиатура Water-borne improvised explosive device - WBIED), катер был оснащен радиокомандной системой управления, основывающейся на использовании персонального компьютера, размещенного в специальном защищенном металлическом корпусе. Для управления и наведения катера использованы дополнительно установленные видеокамера, приемник GPS Garmin и компас-автопилот Nexus. Осуществлена двухсторонняя передача данных по радиолинии с пультом управления (который размещается на берегу или другом катере). Непосредственное управление осуществляется сервоприводами с тягами, подключенными к стандартным органам управления (штурвалом и РУДом) на приборной доске катера. Компьютер и электопроводка, примененные при переоборудовании - иранского производства.

    В качестве боевой части использована установленная в корпусе катера боевая часть 4Г20 от советских противокорабельных ракет П-21/П-22 (экспортные варианты ракет П-15М) - судя по маркировке, 1988 года выпуска, снаряженная "морской смесью". Сообщается, что Йемен получил 20 ракет П-21/П-22 по соглашению 1989 года для вооружения строившихся в СССР больших ракетных катеров проекта 1241РЭ (Йемен успел получить один такой катер в 1990 году). Система подрыва боевой части состоит из четырех стальных стержней с пружинами в корпусе носовой части катера (два стержня вперед, по одному по борт), которые при сминании воздействуют на кнопочный выключатель, передающий ток на вставленный в боевую часть импровизированны
    1. +1
      31 мая 2021 11:27
      Цитата: Nikolaevich I
      Ну что ж... Дистанционно-управляемые катера (ДУК) ...они же ,телеуправляемые(радиоуправляемые) катера-торпеды (в числе ДУК...) имелись не только в Германии;но и в некоторых других странах, даже в 30-х годах...

      Я Вам больше скажу - первое применение ДУК было аж в Первую Мировую: 28 октября 1917 г. у Остенде монитор "Эребус" был повреждён попаданием управляемого по проводам катера FL-12 (230 кг ВВ, управление с берегового пункта с корректировкой с самолёта).
      1. +1
        31 мая 2021 13:03
        Цитата: Alexey RA
        Я Вам больше скажу - первое применение ДУК было аж в Первую Мировую: 28 октября 1917 г. ...

        Я читал про это...Также скажу, что и человекоуправляемые торпеды впервые появились в 1МВ... Можно напомнить,что и управляемые торпеды с проводным управлением появились аж в 19 веке... Но появившиеся на ВО статьи "освещали" период 2МВ... потому и мои комменты относились к этому же периоду... К тому же, в 1МВ были "пробы пера"...можно сказать, "экспериментальные" применения ! В 30е годы пытались создать "основное" оружие... налаживали серийное производство и во время 2МВ предполагали использовать это "всерьёз" !
  3. +2
    30 мая 2021 05:57
    " веселее" всего было прыгуну с катера -торпеды...

    И главное-как его искать в кромешной темноте? recourse
    1. +5
      30 мая 2021 07:06
      И главное-как его искать в кромешной темноте?


      Насколько я понял, очень часто они и не находились, и по этой причине погибал в том числе и катер управления, который продолжал поиски или под огнём, или до рассвета...
      1. +2
        30 мая 2021 07:23
        Цитата: Анжей В.
        очень часто они и не находились, и по этой причине погибал в том числе и катер управления, который продолжал поиски или под огнём, или до рассвета...

        Думаю, что, все-таки, после какого-то определенного промежутка времени поиска, он прекращался: совершенно нерационально из-за одного потерянного бойца терять еще четверых и катер и подобное наверняка предусматривалось.
        1. +4
          30 мая 2021 07:47
          Сплоченность и чувство товарищества в среде наших людей выражались и в том, что если по выполнении задания звено возвращалось в порт, то всегда в полном составе. В противном случае не возвращался ни один.
          Невозможно было даже представить себе, чтобы тот или иной катер дистанционного управления вернулся в порт и командир звена доложил, что водители взрывающихся катеров погибли или не найдены из-за темноты или огневого воздействия противника. Остававшихся на воде бессильных перед стихией товарищей искали до тех пор, пока не втаскивали на борт, даже если на это уходили целые часы, даже если противник оказывал сильнейшее давление


          Судя по этому, все-таки они теряли всех...
          1. +1
            30 мая 2021 07:53
            Цитата: Анжей В.
            Судя по этому, все-таки они теряли всех...

            я читал этот отрывок, но думаю, что действительность была несколько другой. и уверен, что были и соотвествующие приказы.
            1. +5
              30 мая 2021 10:46
              Сложно сказать, как оно было на самом деле. Потери у соединения были огромными – с какой стороны не посмотри, диверсанты часто уходили в плавание в один конец.

              Ну и нельзя отметать тот факт, что у немцев было гипертрофированно развитое чувство боевого товарищества, которое им прививали с учебки. А в «К» служили самые идеологически мотивированные, и по своим морально-волевым качествам они превосходили тех же солдатов СС (да и, наверное, нельзя было бы ожидать другого от людей, которые на медленных утлых суденышках отправлялись в открытое море, чтобы бросить вызов самому могучему флоту, какой на тот момент знало человечество).
              1. +1
                30 мая 2021 12:26
                Цитата: Анжей В.
                А в «К» служили самые идеологически мотивированные

                вот именно: мотивация заключалась в нанесении как можно большего ущерба врагу.

                А погибшие ,из-за поисков одного человека, экипаж специалистов по управлению, катер и пилот, явно этому не способствовали...
              2. +1
                31 мая 2021 16:45
                Добрый день, Андрей! hi
                Только сейчас смог добраться до Вашей статьи. Как всегда, читалось всё с интересом. Очень бы хотелось чтобы Вы, по возможности, привели данные о потерях диверсантов и о потерях союзников от атак этих катеров.
                Сказать нечего, отчаянно смелые были эти ребята, но всё же, это отчаяние обречённых. Жаль людей и с той и с другой стороны, цвет наций выбивался. soldier

                Проекции "Линзе".
                1. +1
                  1 июня 2021 08:58
                  Здравствуйте, товарищ Кот!

                  Очень бы хотелось чтобы Вы, по возможности, привели данные о потерях диверсантов и о потерях союзников от атак этих катеров


                  Обязательно постараюсь сделать это в одной из статей – возможно, в самой последней, итоговой)

                  Спасибо за иллюстрацию, она очень наглядная.
  4. +3
    30 мая 2021 07:42
    "Бранденбурги" увидели подобные катера у итальянцев (МТМ) и видимо решили использовать их не в море, а на реках для подрыва моста или переправы.
  5. +3
    30 мая 2021 20:04
    Присоеденяюсь к благодарностям за продолжение . Анжей спасибо !
    1. +1
      1 июня 2021 08:56
      Благодарю, товарищ!)
  6. 0
    1 июня 2021 08:35
    Очень хорошо, что такая интересная тема, наконец, раскрыта в по-настоящему добросовестный публикации, а не у всяких халтурщиков, типа Широкорада!
    1. +1
      1 июня 2021 08:58
      Благодарю, Валерий! Рад, что Вы оценили)