Да дайте же ей дослужить!

14

Символ проблем, которым стала дизель-электрическая подводная лодка «Корнер Брук» класса «Виктория» в очередной раз возвращается в строй канадского военно-морского флота. Здесь ключевая фраза – «в очередной раз».

Официальные представители военно-морского флота Канады рассказали о том, что «Корнер Брук» вывели из стационарного дока, завели в транспорт «Seaspan Careen» и перевезли на верфи Галифакса, где лодка будет заправлена всем необходимым и уйдет на испытания.



В случае успешного прохождения которых «Корнер Брук» вернется в строй боевых кораблей.


И ВМФ Канады снова будет оперировать всеми четырьмя дизель-электрическими подводными лодками.

Эти подводные лодки были приобретены у Великобритании. В 90-х годах прошлого века Королевский военно-морской флот вслед за ВМФ США принял решение отказаться от ДЭПЛ в пользу атомных подводных лодок. А потому программа производства ПЛ типа «Апхолдер» была уменьшена со строительства 12 подводных лодок до уже построенных четырех. От остальных флот отказался.

Уже построенные четыре лодки надо было тоже куда-то приспособить, то есть, продать. Естественно, первыми получили «предложение от которого невозможно отказаться) члены Британского Содружества. И канадцы решили, что это будет красивая и полезная сделка.

Четыре подводных лодки в течении четырех лет, с 2000 по 2004 годы, прошли предпродажную подготовку и были доставлены в Канаду.

Первоначально лодки были сданы в аренду на восемь лет, за что Канада выплатила Великобритании сумму в 427 миллионов долларов. Попробовав лодки, канадцы пришли к выводу, что все в порядке. Тогда была заключена сделка по приобретению четырех подводных лодок за один британский фунт стерлингов каждая.

Ну и за переоборудование и капремонт пришлось выложить еще 98 миллионов долларов.

Были установлены компоненты системы управления огнем от лодок предыдущей серии «Оберон», канадские же радары BAE Type 2007, гидроакустические станции Type 2046, гидролокатор с буксируемой антенной CANTASS. Плюс были заменены перископы на «свои», фирмы Pilkington Optronics и установлены ПУ для отстрела радиоэлектронных средств SSE и AR 900 ESM.

В целом – неплохая сделка. 105 миллионов долларов за почти новую (лодки были построены в интервале с 1990 по 1993 годы) подводную лодку, а прослужили «Апхолдеры» от одного до трех лет, то есть, износ практически минимальный – это недорого. Для сравнения, «Варшавянка» обходится заказчикам в 300 миллионов долларов. Так что – очень недорого.

Лодки были куплены, переоборудованы в соответствием с канадскими требованиями и переименованы в класс «Виктория».

И началась военная служба, которая у «Корнер Брук» не заладилась совершенно.

Как таковая лодка почти не виновата. Сегодня можно с уверенностью сказать, что виной всему стал человеческий фактор.


В начале эксплуатации бичом всех четырех подводных лодок стали постоянно текущие и прорывающиеся трубопроводы.

Еще во время ремонта в 2006 году обнаружилось просто катастрофические содержание свинца в воздухе. Было проведено расследование, виноватым оказались балластные свинцовые кирпичи, на которые попала соленая вода. Балласт заменили.

Летом 2011 года во время маневров у острова Ванкувер «Корнер Брук» врезалась в морское дно на глубине 45 метров и получила двухметровую пробоину в носовой части. Пострадали двое подводников.

Экипаж смог загерметизировать отсек, всплыть и позвать на помощь. Корабль отбуксировали в сухой док, и там выяснилось, что повреждения корпуса оказались настолько серьезны, что рассматривался вариант списания корабля.

Но жадность (почти ж новая лодка!) победила, и в 2014 году начался ремонт и одновременная модернизация «Корнер Брук». Работы должны были закончить в 2017 году, но восстановление затянулось, а сроки, как у нас говорят, «слегка сдвинули вправо». Не совсем слегка, ибо уже в 2019 году на лодке, которая стояла в доке, вспыхнул пожар.

Пожар, правда, очень быстро потушили, и представители пресс-службы флота заверили всех, что повреждения минимальны, но мы-то знаем, насколько можно верить таким заявлениям. Ремонт продолжился.

В марте 2020 года, когда, казалось бы, все идет к окончанию, произошел взрыв. Рванула во время опрессовки одна из балластных цистерн, куда во время испытаний подали какое-то несусветное давление.

Починили и это. Так становится понятно, что канадцы могут, когда хотят в плане ремонта и восстановления кораблей. Но лучше бы не портить.

И вот в 2021 году вроде бы лодка должна будет закончить свой затянувшийся ремонт. Так и хочется сказать, ну дайте ей дослужить свое и на заслуженный отдых! Не заремонтируйте!

Хотя знаете, если посмотреть на историю всех лодок класса «Виктория», там не меньше ЧП, чем у «Корнер Брук».

«Чикутими», бывшая первая лодка серии, «Апхолдер», служить в Канаде не хотела. Потому загорелась еще во время перехода в Канаду в 2004 году. Это стоило жизни одному члену экипажа и восемь были ранены.

«Викторию» (бывшая «Ансеен») приложили о камни в 2000 году, а поставив на ремонт, устроили пожар, в результате которого была серьезно повреждена электропроводка. В отчетах говорилось о «катастрофических повреждениях» электросистемы корабля. И «Виктория» вернулась в состав флота только в прошлом году.

И что в итоге? В итоге канадские подводные силы не могут похвастаться какой-либо приличной результативностью. Да, время от времени подводные лодки ВМФ Канады участвовали в маневрах и операциях, но эти участия были очень уж символичны.

А эпиком стал 2019 год, когда число дней, проведенных лодками в море равнялось нулю. Кого-то ремонтировали, кого-то обслуживали планово. Но результат таков.

Но 2021 год должен стать неким Рубиконом, когда три лодки все-таки вернутся в строй.


Вопрос только в том, насколько это важно для страны, потому что программу продления срока службы лодок до 2040 года оценивают примерно в 1,5 миллиарда долларов. Это немало. Учитывая, что весь военный бюджет Канады оценивается в 26,5 млрд долларов, то 5% только на подводные лодки – это не очень осмотрительно. Впрочем, нам ли считать чужие деньги, не так ли?

Но за последние 20 лет Канада и так вложила в программу поддержки и содержания подводных лодок около миллиарда долларов. Весь вопрос, была ли отдача сопоставимой с затратами?

Скорее всего – нет.

Но Канада подвержена этой не самой приятной болезни – желанию побряцать оружием. Отсюда и попытки обустроить подводный флот, здесь же и история о приобретении новых истребителей.

У французов есть такое изречение, как «Noblesse oblige», положение обязывает. Вот только каково реальное положение Канады в мире, и к чему оно обязывает?

Американские эксперты из The National Interest и The Drive считают, что все правильно. Канада, как полноправный член НАТО просто обязана отреагировать на возрастающую активность российских подводных лодок в Северной Атлантике и Арктике.

Но Королевский канадский военно-морской флот мягко говоря, не в состоянии обеспечить должное противодействие так называемой «российской подводной угрозе» хотя бы потому, что 12 фрегатов и 12 патрульных кораблей – это слишком мало. А 4 дизель-электрические подводные лодки мало что смогут противопоставить российским атомным ракетоносцам. Это факт, от которого сложно отмахнуться.

Потому даже если все четыре ДЭПЛ КВМФ Канады будут в рабочем состоянии, учитывая морскую границу в Тихом, Северном Ледовитом и Атлантическом океанах – это чрезвычайно мало.

То, что Канада готова инвестировать в свой флот, становится очевидным, если посмотреть на ее амбициозные планы по постройке фрегатов следующего поколения. Основой стали британские фрегаты типа 26, которые хоть и являются одними из лучших представителей своего класса в мире, возникают сомнения в том, что канадцы смогут их строить массово.

И здесь точно так же остается без ответа вопрос о том, что будут делать канадцы в плане увеличения численности своего патрульного подводного флота. Но сегодня «Виктории», несмотря на то, что лодки довольно проблемные, единственные подводные лодки Канады, способные на выполнение реальных боевых задач.

И раз речь о приобретении новых лодок пока не шла, «Виктории» будут служить до окончания срока своей работоспособности. Если экипажи их раньше не угробят.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    20 июня 2021 15:05
    Четыре подводных лодки в течении четырех лет, с 2000 по 2004 годы, прошли предпродажную подготовку и были доставлены в Канаду.
    А штурвал у нее так и остался с правой стороны?
    laughing
    Надеюсь автомобилисты и люди с чувством юмора поймут, что это шутка.
    1. +2
      20 июня 2021 15:57
      Да понятно что шутка. У нас бы шутки с ПЛ не делали.
  2. +4
    20 июня 2021 15:17
    "...И раз речь о приобретении новых лодок пока не шла, «Виктории» будут служить до окончания срока своей работоспособности. Если экипажи их раньше не угробят."
    Не экипажи. Экипажи жить хотят.
  3. +2
    20 июня 2021 15:25
    Для сравнения, «Варшавянка» обходится заказчикам в 300 миллионов долларов. Так что – очень недорого.
    Любопытная информация. ДЭПЛ по цене Борея. Наш ВМФ, надеюсь, со скидкой берет belay
  4. +4
    20 июня 2021 15:40
    Сдали в пятницу,13-ого.
    Канадские подводники считают ее "проклятой".
  5. 0
    20 июня 2021 15:54
    Вот так вот, руками канадского правительства вывели из строя подводный флот Канады.Осталось над Оттавой российский триколор водрузить , а там над Вашингтоном.ТМВ за нами, а не в раю как обещалиlaughing Это сарказм.
  6. +12
    20 июня 2021 18:49
    Уже построенные четыре лодки надо было тоже куда-то приспособить, то есть, продать. Естественно, первыми получили «предложение от которого невозможно отказаться) члены Британского Содружества. И канадцы решили, что это будет красивая и полезная сделка.

    Автор не владеет вопросом.
    В 1992 году предложение получил Пакистан, который рассматривал варианты покупки подводных лодок у Швеции, Франции, Великобритании или Китая. В результате французы дали самый большой откат и лодки купили у них, что вылилось в известный международный коррупционный скандал - дело Карачи.
    Канаде никаких предложений никто не делал. Канада четыре года, с 1994 по 1998, изучала вопрос.
    За это время лодки, которые Британия поддерживала в эксплуатационном состоянии за свои деньги, успели предложить Португалии и Чили, но цена в 1 000 000 000 долларов за четыре лодки показалась им высокой.
    Первоначально лодки были сданы в аренду на восемь лет, за что Канада выплатила Великобритании сумму в 427 миллионов долларов.

    3 июля 1998 года сделка были подписаны два контракта. Первым было восьмилетнее беспроцентное соглашение об аренде с последующим выкупом четырех подводных лодок, пяти тренажеров и различного программного обеспечения к ним.. Арендные платежи были частью бартерного соглашения о продолжении доступа Великобритании к базам канадских вооруженных сил. Второй контракт заключался с VSEL на восстановительный ремонт.
    Сумма контрактов - 750 000 000 канадских долларов.
  7. -2
    20 июня 2021 19:28
    request А зачем Канаде подлодки ? А так же танки и прочие бомбардировщики... Кто на них нападает ? .. Или они хотят кого то захватить ? sad
    1. +3
      21 июня 2021 08:25
      Цитата: боеприпас
      request А зачем Канаде подлодки ? А так же танки и прочие бомбардировщики... Кто на них нападает ? .. Или они хотят кого то захватить ? sad

      Сухопутных границ у Канады только 2 - с США и... опять же с США, так что танки особо не нужны, да и пехота в общем тоже. А вот морских границ хватает, и Атлантическое побережье, и Тихоокеанское, так что флот кагбэ нужен. В конце концов, не одному же дяде Сэму всю оборону НАТО на своем бюджете тянуть, пусть и союзнички вложатся.
      1. -1
        21 июня 2021 15:22
        Цитата: Наган
        А вот морских границ хватает, .......флот кагбэ нужен. не одному же дяде Сэму всю оборону тянуть,

        Спасибо вам за ответ ! .. оно кагбэ и так понятно. smile Если уж Португалия ( на которую отродясь никто не нападал ) , имеет эскадру подлодок ( 2 штуки ). то .. Канада намного богаче Португалии . -)) Шобы було !
  8. 0
    20 июня 2021 20:13
    Да у нее такая биография,что можно писать сценарий: Поднять перескоп 2! laughing
    1. +1
      22 июня 2021 09:25
      Ох, тезка, собеседник вы неплохой, но как же коробят ваши постоянные орфографические ошибки... fool перИскоп, дружище.
  9. -1
    20 июня 2021 22:42
    Это не просто такие вот лодки, но они могут бороться с белыми медведями. На море и на суше. На море обороты винта, как положено, но когда медведь выбегает на сушу, то лодка шпарит за ним. У неё выдвигаются по шесть колёс с каждой стороны и винты выходят на обороты, как у самолёта. Только большой вес лодки не даёт ей возможности полететь, в песке она застревает. Вот тут начинается ужас. Белый медведь возвращается к подводной лодке, отрывает все колёса, бетонирует люк и ждёт, когда эта консерва откроется от нехватки воздуха. Тогда начинается пир и свадьбы.
    1. -4
      21 июня 2021 00:48
      Ага, это чтото типа "Лада" с ВНЭУ.Вам ли зубоскалить?