Бронетрактор по-американски

109
Бронетрактор по-американски
Первый вариант бронированного боевого трактора «по-американски». Обращают на себя внимание колеса с пневматиками, которые совершенно не годились для боевой машины

Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы, и народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь…
Второзаконие 20:1

Оригинальная бронетехника Второй мировой войны. После выхода статей про одесский танк «НИ» несколько читателей ВО высказали пожелание, чтобы тема «боевых тракторов» была продолжена. Но… не так-то легко найти о таких танках-суррогатах интересный материал. Но, тем не менее, кое-что отыскать всё-таки удалось, и вот сегодня об одном таком «боевом тракторе» мы как раз и расскажем. Причём самое интересное, что появился он не в СССР, и не Англии, где самых разных «самопальных» боевых машин в преддверии высадки германских войск было создано совсем немало, а, в общем-то, благополучных США. То есть далеко от сухопутной линии соприкосновения войск союзников с германскими войсками… Ничего особенного, правда, в этой машине нет. Однако она какая-то «дикая, но симпатичная». А главное – этот танк-трактор не был гусеничным, а передвигался на колесах-пневматиках. На что надеялся его производитель, предлагая военным столь уязвимую для пуль и осколков ходовую часть, но, видимо, на что-то он всё же надеялся. Вот только Господь Бог был явно не на его стороне, а на стороне американских военных, которые в итоге принимать его на вооружение отказались!

А было так, что незадолго до вступления США во Вторую Мировую войну американский производитель сельскохозяйственной техники и, в частности, колесных тракторов, ну и, конечно же, несомненный патриот своей страны – некто Джон Дир, задумался о том, что достаточного для войны количества танков у американской армии пока что ещё нет. И... предложил военным свои услуги в качестве производителя бронетанковой техники. Идея была проста – проще не придумаешь: создать на базе выпускавшегося им трактора боевую машину, прикрытую бронёй, которую можно было бы затем выпускать в больших количествах и при самых что ни на есть минимальных затратах финансовых средств и материалов. При этом Дир пришёл к замечательному выводу о том, что как раз дешёвые и небольшие сельскохозяйственные тракторы, причём, разумеется, именно его производства, подходят для этой цели как нельзя лучше. Своим дизайнерам он поставил три задачи: первая – создать боевой танк-трактор, вторая – предусмотреть использование этого трактора в качестве тягача-транспортера и также в варианте учебной машины, чтобы было на чём учить механиков-водителей для танков.




У этого варианта оба пулемета установлены в бортовых спонсонах таким образом, что смотрят только вперёд. Но дизайнеры оставили колеса без какого-либо броневого прикрытия, что, разумеется, было очень плохо. Но ставить на них броневые кожухи было бы ещё хуже, так как это ещё больше увеличило бы вес машины и понизило её тяговые характеристики. Конечно, если бы ведущие колеса на этом «танке» стояли от «Фордзона», то есть были бы металлическими и с развитыми грунтозацепами, то необходимости их бронировать бы не возникло. Но такие колеса – это лишний вес, а он и без того был не мал. А кроме того, завод Дира просто не выпускал таких колес и потому не мог их использовать!

Скорее всего, для доработки и бронирования предлагалось использовать трактор Model G или Model H, оснащённый двухцилиндровым бензиновым двигателем рабочим объёмом 321 см куб. И место водителя, и его двигатель полностью прикрыли листами брони, с толщиной от 4-х до 9,5 мм. Поскольку башню на этот трактор поставить было попросту некуда, у новоиспечённого «танка» по обеим бортам расположились два пулеметных спонсона, в которых размещались пулеметчик и один 7,62-мм пулемет «Кольт-Браунинг». Интересно, что по изначальной задумке конструкторов левый спонсон танка должен был быть повёрнут назад, а правый – вперёд. Таким способом конструктор машины постарался компенсировать отсутствие на ней кругового обстрела. «Сухой» вес трактора составлял 5500 фунтов (2495 кг), однако листы брони добавляли ему 3500 фунтов (1588 кг). В общем-то, это было не так уж и много. Но тут следует учесть и не слишком высокую мощность двигателя этого эрзац-танка, и его сугубо тракторную ходовую часть.


Улучшенный вариант Armored Model A Tractor выглядел так…

Построенная машина получила обозначение Armored Model A Tractor и была представлена военным в начале 1941 года. Но как боевая машина данный суррогат на них впечатления не произвёл, хотя – да, обе остальные его функции – тягача и учебной машины, они посчитали вполне реализуемыми и даже приемлемыми.


Вот так выглядело место водителя внутри рубки этого эрзац-танка

Испытания машины проходили на Абердинском танковом полигоне. Начались они 10 января и продолжались до начала февраля 1941 г. Итогом их стал официальный акт, подготовленный военной комиссией, содержание которого было, однако, весьма далёким от обнадёживающего и, разумеется, Дира отнюдь не обрадовало. Простота конструкции машины безусловно отмечалась, но сам трактор при этом по критерию «стоимость/эффективность» требованиям военных не отвечал. Фирма-разработчик обещала выпускать до 100 таких машин в день, но без учёта работы по их бронированию и установке вооружения. Кроме того, первые же испытания бронетрактора на местности показали его совершенно неудовлетворительную проходимость. Таким образом, на роль тягача и транспортера боеприпасов он ещё мог претендовать, но вот как боевая машина никакой ценности не имел. Были отмечены также его плохая маневренность и невысокие скоростные характеристики, особенно ярко проявлявшиеся при движении как раз по пересечённой местности.

Передние колеса на нём были сдвоенными, и, как оказалось, такая схема не обеспечивала бронетрактору ни надлежащей проходимости, ни хорошей управляемости, а сама машина часто застревала в грязи и в песке. «Способствовала» всему этому и чрезвычайно низкая удельная мощность двигателя – достаточно сказать, что она была не выше 7 л. с. на тонну веса.


Место пулеметчика внутри спонсона было прямо-таки спартанским

В числе недостатков военные отмечали очень плохой обзор, как с места водителя, который не мог видеть дорогу непосредственно перед собой и по бортам, так и из пулеметных спонсонов. А ещё они раскритиковали жёсткую подвеску машины, из-за которой езда на ней по пересечённой местности вызывала у её экипажа сильный дискомфорт. Огневые испытания недостатков только прибавили. Оказалось, что стрелкам в бортовых спонсонах ещё и очень тесно. Внутри явно не хватало места для размещения даже одного человека с самым минимумом боекомплекта. Имели место случаи, когда пулеметчиков в буквальном смысле этого слова засыпало горячими гильзами. К тому же из-за не слишком удачного расположения пулеметов оказался возможным прострел передних колес. Ну и обзор из спонсонов, как уже отмечалось, военные также признали совершенно недостаточным.

Впрочем, по мнению военных, замена «фирменного» переднего моста на обычный (с двумя одинарными колесами) давала возможность нормальной эксплуатации этой машины в качестве тягача или же импровизированного легкого танка. Что касается стоимости, то сам трактор оценивался в 2000 долларов. Но так как каждый лист брони нужно было покупать отдельно по цене 1$ за каждый фунт веса, то окончательная цена бронетрактора Дира могла составлять уже от 6500 до 8000$, в зависимости от назначения и наличия на нём вооружения.

Замечания эти инженеры из «Джон Дир Компани» приняли и на их основе провели доработку проекта. Поставили на трактор обычный передний мост, а бронированный корпус перепроектировали. Место механика-водителя было при этом немного поднято для улучшения обзора, а капот двигателя получил несколько более рациональную форму.

В таком виде модифицированный Armored Model A Tractor вновь отправился на испытания весной 1941 года, но армия однозначно склонилась к мнению, что использовать его можно только лишь для обучения либо как легкий танк «второй линии».

В апреле также прошёл испытания следующий вариант: «prime mover» (транспортер) – по сути дела, всё тот же трактор, но уже без пулеметного вооружения и спонсонов. Однако в армии к тому времени возобладало мнение, что обычные танки и бронемашины справятся с поставленными задачами более эффективно, нежели такие вот сугубо гражданские тракторы. Поэтому от предложения Дж. Дира армейцы отказались, а все построенные им тракторы были отправлены на слом.


Оба «танка» Дж. Дира. Что ж, по-своему он тоже так, как мог, пытался приближать день победы…

Тактико-технические характеристики бронетрактора Armored Model A Tractor обр. 1941 г.:

Боевая масса: 4309 кг;
Экипаж: 3 человека, водитель и два стрелка;
Габаритные размеры, мм: длина – 2000, ширина – 1100, высота – 1200;
Вооружение: 2х7,62-мм пулемета «Кольт-Браунинг»;
Бронирование, мм: лоб корпуса, борт корпуса, корма корпуса - 9,5; крыша, днище – 4;
Двигатель: «Дир», бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 60 л. с.;
Трансмиссия: механического типа с ручной КПП (6+1);
Ходовая часть: колесная формула 3х1 или 4x2, передние колеса управляемые, задние – ведущие, шины пневматические, подвеска из листовых рессор;
Скорость по шоссе, км/ч: 21.

Такой вот несколько необычный получился у янки бронированный танк-трактор. Понятно, что для такой страны, как США, страны с хорошо развитой автомобильной промышленностью, подобного рода машины были неприемлемыми в принципе. И никакая изначальная нехватка танков, а она действительно существовала, так как США вступили в войну, имея всего лишь 330 танков всех типов, не могла заставить американских военных развернуть широкомасштабное производство этаких бронированных уродцев! Им не приходилось опасаться вторжения германских танков, и, сидя за океаном под защитой своего военно-морского флота, они вполне могли выжидать, пока инженеры создадут для них уже настоящие танки, а американские заводы и «клепальщицы Рози» их выпустят!
109 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    26 июля 2021 04:26
    Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы, и народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь…
    Второзаконие 20:1

    Азиатский вариант: " Вперёд, воины Аллаха! С нами Аллах!!! ....и пару пулеметов , на крайний случай. " . wink
    Статье +!!!
    1. +19
      26 июля 2021 05:08
      Можно и без пулеметов! wink
      1. +12
        26 июля 2021 05:17
        Под Кабулом идет мусульманин, а впереди него жена. Едет советский БТР. Командир тормазит его, подходит к мусульманину и спрашивает: "Уважаемый, в Коране написано , что женщина должна быть позади мужчины- почему ты ей позволяешь идти впереди?". Мусульманин ответил:"Когда Мухамед писал Коран, тогда мин не было!... Иди,дорогая,иди!"
        Из афганского юмора. smile А Ваш- на злобу дня yes
      2. +10
        26 июля 2021 05:21
        Цитата: Ингвар 72
        без пулеметов

        Этот янки неплохо прошелся по обидчикам !
        1. +7
          26 июля 2021 07:18
          Привет, Владимир! hi
          Это тот мужик, что полгорода развалил? Читал о нём у Круза.
          1. +7
            26 июля 2021 07:19
            Костя привет ! hi Да, это он, довели мужика...
          2. +10
            26 июля 2021 09:37
            Это тот мужик, что полгорода развалил? Читал о нём у Круза.

            Марвин Химейер. Долго и скрупулезно обдумывал месть... В итоге, да, разнес полгорода.
  2. +10
    26 июля 2021 04:35
    Всем привет и доброго утра!
    Наконец-то появился Вячеслав, а то мы уже соскучимшись. smile
    Меня сильно позабавило желание деловых людей хоть как-то заработать на военном заказе, смешную машинку придумали на фирме Дира,
    и понятно, что армия ни под каким видом её принять не могла, это даже смешнее чем наш "На испуг", тот всё же был на гусеницах, да и ДШК оружие посерьёзней.
    1. +7
      26 июля 2021 04:58
      Джон Дир (7 февраля 1804 — 17 мая 1886) — американский кузнец и промышленник, изобретатель стального плуга, основатель компании Deere & Company — крупнейшей конструкторской сельскохозяйственной фирмы в мире.

      Интересно, они не из этого агрегата решили сделать свой танк?
      1. +9
        26 июля 2021 05:22
        А вот если бы идею Тухачевского на корню не пресёк Сталин, то наша армия каталась бы на таких "танках", к счастью этого не произошло.



        "План" т. Тухачевского является результатом модного увлечения "левой" фразой, результатом увлечения бумажным, канцелярским максимализмом. Поэтому-то анализ заменен в нем "игрой в цифири", а марксистская перспектива роста Красной Армии — фантастикой. "Осуществить" такой "план" — значит наверняка загубить и хозяйство страны, и армию.
        И. Сталин.
        Резолюция на плане Тухачевского
        1. +6
          26 июля 2021 05:55
          Эти игры с "тракторами" были попытками создать "мобилизационный танк". Дёшево и сердито. Не срослось. А вот когда запели "Вставай Страна огромная" и ХПЗ "придумал" ХТЗ-16. То вместо быстрой постановки на конвейер - стали "пытать и испытывать" бронетрактор. Из-за этого их сделали мало и роли они не сыграли.
        2. +3
          26 июля 2021 07:52
          Костя, привет вообще-то Тухачевский "своеобразный" был товарищ: против полу регулярной армии воевал успешно. Под Варшавой имел преимущество в силе ,но с регулярной армией не совладал.
          1. +1
            26 июля 2021 08:17
            ... с регулярной армией не совладал.

            И в итоге пострадал. bully
            1. +2
              26 июля 2021 13:47
              Cам пострадал и семью потянул за собой.
              Вероятно, он по природе авантюристом был .
      2. +6
        26 июля 2021 06:22
        Именно с него!
        1. +5
          26 июля 2021 07:58
          Нашел ещё парочку забавных экземпляров. smile



          У "Холта" даже пулемётик "Шоша" на капот приспособили. laughing
      3. +6
        26 июля 2021 08:37
        изобретатель стального плуга

        Плуг был деревянный, а вот лемех - стальной, из пилы от пилорамы. Примерно такой.
        1. +4
          26 июля 2021 08:59
          Однако, хорошо дело пошло. good

          Для сравнения.
    2. +6
      26 июля 2021 05:21
      Американские военные - пехота и кавалерия лет этак 20 бились за получение вменяемой модели танка.
      А получали от инженеров сплошные "шарабаны". Кавалеристам вообще полагались не танки, а бронемашины!
      У Пашолока в Дзэне есть много статей про "муки рождения" американских танков.
      1. +6
        26 июля 2021 05:35
        Привет, Алексей! hi
        А вот это творение сумрачного тевтонского гения, минный тральщик Alkett Räumer S, сейчас находится в Кубинке. Тоже, блин, "трактор".

        "Красавец" ничего не скажешь. laughing
        1. +3
          26 июля 2021 05:50
          Не срослось у немцев с минными тралами для танков. Вот и "распилили Рейхсмарки". Получили подобного "монстра".
        2. +1
          26 июля 2021 14:16
          Я слышал про такой "тральщик,",но как выглядит понятия не имел
    3. +5
      26 июля 2021 06:22
      Доброе утро, Константин! "С нашим атаманом не приходится тужить!" Вернулся с отдыха и "вышел на работу".
      1. +2
        26 июля 2021 07:13
        Доброе утро, Вячеслав! smile
        Рад встрече, рад общению, без Вас тут было изрядно скучно, я, например, соскучился по статьям об оружии, так что ждём-с.
        Как отдохнулось, тут народ переживал, что вы все могли попасть под наводнение, но, вижу, что обошлось. drinks
        P.S. Денюжку в море бросили чтобы вернуться? wink
        1. +5
          26 июля 2021 08:50
          Цитата: Морской Кот
          Как отдохнулось, тут народ переживал, что вы все могли попасть под наводнение, но, вижу, что обошлось.
          P.S. Денюжку в море бросили чтобы вернуться?

          Мы приехали на другой день после ливня и туда, где он был не самый сильный. Море очистилось за два дня. Но был бассейн... Деньги бросили во все водные объемы, что можно, включая фонтан. Но я расскажу о путешествии подробно в статье, оно того стоит.
          1. +4
            26 июля 2021 08:55
            Вот и прекрасно, подгадайте к зиме, посмотрим и погреемся. smile
          2. +2
            26 июля 2021 14:26
            Предлагаю заголовки:"мои доржные приключения","как"калибр" на побережье отдыхал",а эпиграф Вам Астра найдет. Она собиралась если не передумала.
            У женщин"постоянство" ещё то
            1. +2
              26 июля 2021 15:34
              Нет, Святослав. Название статьи будет другое: "Россия из вагонного окна". Это точнее. А эпиграфом будет песня из кинофильма 1954 года.
              1. +2
                26 июля 2021 16:43
                Название статьи будет другое: "Россия из вагонного окна"
                Предлагаю несколько приблизить к классике.
                "Путешествие из Пензы в Ялту". Взгляд из окна вагона.
                1. +2
                  26 июля 2021 17:48
                  Тогда уж эпиграфом и цитату из бессмертной классики:
                  Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвленна стала

                  А дальнейший текст и так всем известен.
                  1. +1
                    26 июля 2021 22:46
                    Пусть Вячеслав. обязательно напишет какая нынче в Ялте мода и что на там на пляжу носят yes И фоток, фоток побольше laughing
                    1. +2
                      26 июля 2021 22:49
                      И фоток, фоток побольше

                      Порнография запрещена законами сайта. request drinks
                      1. +1
                        26 июля 2021 22:56
                        А что, разве Вячеслав отдыхал на нудистских пляжах? feel
                        Тогда тем более - быстрее в печать fellow
                        и эпиграф от "La Chanson de Roland":
                        И повелелпред битвой король всем спешиться и снять доспехи. Не вынесли Марсилий с Ганелоном такого для себя оскорбления и бежали от стыда в Сарагосу. (с)
                        laughing
                      2. +1
                        26 июля 2021 23:15
                        ... разве Вячеслав отдыхал на нудистских пляжах?

                        Сам знаешь, что и на общих пляжах, подруги, когда имеют что показать, то особо не заморачиваются и умеют всё выказать. laughing

                        Всё в цензе, полиция отдыхает (и не отводит глаз). laughing
                      3. +2
                        26 июля 2021 23:22
                        Всё в цензе

                        Ясное дело, что это не не эротика , а обычная ТБ. Силикон, не только красиво выглядит, но и помогает удержаться на воде yes
                      4. +1
                        26 июля 2021 23:31
                        Силикон как плавсредство? Надо же, а на флоте дураки со спасжилетами маются. laughing
                      5. +1
                        26 июля 2021 23:42
                        Да бог с ними с плавсредствами.
                        Мы с Вами, Костя, получается универсальный эпиграф и карт-бланш для любых статей В.О. изобрели. Теперь с ним Вячеслав смело может писать статьи на любые темы, ничего не боясь: smile
                        В Пензе - все в цензе!!!

                      6. 0
                        27 июля 2021 00:54
                        Точно, и с Вячеслава за мысль причитается. smile drinks
                      7. 0
                        27 июля 2021 17:45
                        Главное "за буйки не заплывать"...
                      8. 0
                        27 июля 2021 18:33
                        А буйки тоже силиконовые? Как бы не попутать. laughing
              2. +1
                26 июля 2021 18:08
                В. О, как Вам стараемся помочь. В качестве"гонорара" за соавторство - интересная статья
                1. 0
                  26 июля 2021 21:21
                  Я очень ценю творческое участие читателей ВО и благодарен за него всем. И это помогает, знаете ли, пусть не всегда так, как думают сами авторы тех или иных советов. Вот, например, Ваш комментарий стал основной для сразу нескольких статей!
                  1. -1
                    27 июля 2021 16:01
                    Ого. Я вдохновитель творчества?!
                    1. 0
                      27 июля 2021 19:33
                      В данном конкретном случае Вы подсказали новое и интересное направление...
    4. +3
      26 июля 2021 07:14
      Утро доброе!
      Удивительно, как Вячеславу Олеговичу удалось развить статью из обычно упоминаемой строчки в изданиях. На подобии: " ...попытки бронировать трактора делали и в Севеамериканских штатах Америки..."
      О наших и, даже, английских - писано - переписано.
      1. +5
        26 июля 2021 07:16
        Талант не пропьёшь. smile
        Привет, Игорь! drinks
        1. +4
          26 июля 2021 07:35
          Это да... Как бы меня потом не критиковали, но я снимаю шляпу перед тем, как Америка умудрилась по быстрому встать на военные рельсы. Причем их "ограничения" гражданских ни в какую не шли с нашими. А, практически, моментально начать выпускать танки на автозаводах, военные самолёты вместо гражданских и многое другое...
          1. +8
            26 июля 2021 07:53
            Что там танки, что самолёты... они авианосцы начали штамповать как тарелки, я имею в виду эскортные и конвойные. Вот это действительно звиздец! Одних эскортников типа "Боуг" было построено 45 штук, а были ведь ещё типа «Лонг Айленд» и «Эвенджер», а с нюня 1941 по апрель 1945 года США выпустили ещё и 78 конвойных авианосцев. Куда там Японии было с ними тягаться. laughing
            1. +4
              26 июля 2021 10:37
              Цитата: Морской Кот
              Одних эскортников типа "Боуг" было построено 45 штук

              11 для USN и 34 для RN. За два года.
              Если говорить про "штамповать авианосцы как тарелки", то тут лучше вспомнить "Касабланки" Генри Кайзера - 50 АВЭ за год. А уж какими темпами верфи Кайзера строили "Либерти"...
          2. +5
            26 июля 2021 10:27
            Цитата: Вождь краснокожих
            Это да... Как бы меня потом не критиковали, но я снимаю шляпу перед тем, как Америка умудрилась по быстрому встать на военные рельсы.

            Быстро - это примерно в течение трёх лет. Началось всё с заказов для собственной армии (которую начали увеличивать по плану ФДР), затем пошли заграничные заказы (Франция, Британия).
            Кстати, судопром начали поднимать ещё раньше - по программе Merchant Marine Act 1936, согласно которой для повышения конкурентоспособности американских компаний государство должно было построить для них новые суда и сдать в лизинг + предоставить субсидии строителям и эксплуатантам новых судов (рынок сам всё отрегулирует, да... smile ). Для получения этих судов нужно было выполнить несколько условий: компания должна была быть зарегистрирована в США, суда должны были ходить под американским флагом, команда должна была быть 90% американской, в случае войны суда могли быть мобилизованы.
            1. 0
              26 июля 2021 21:57
              Во обще американский судопромышленость развернулся еще в годы первой мировой а не перед ВМВ одних пароходов более ста штук на клепали 17-18 год да и четерех трубных эсминцев тоже за сотню ну и разных шхун , охотников и катеров. Авиапромышленость с 35 года началась субсидироваться государством так как великая депрессия к началу войны ее бы похоронила.
      2. Комментарий был удален.
  3. +2
    26 июля 2021 05:41
    производитель сельскохозяйственной техники и, в частности, колесных тракторов, ну и, конечно же, несомненный патриот своей страны – некто Джон Дир, задумался о том, что достаточного для войны количества танков у американской армии пока что ещё нет.

    Компания Джона Дира по производству тракторов и сельхозтехники уже в те времена была достаточно известна. Предприимчивый, какая разница для трактора, тележки с картошкой, мешками с хлопком таскать или ящиками с патронами/снарядами.
    wink Наверное с тех времен у сельхозтехники "Джон Дир" фирменный цвет - зеленый?
    С танками, тактикой применения легких танков, разработкой средних танков и принятием на вооружение в США дела шли не очень активно.

    Военные - не крестьяне, у колесных тракторов нет как таковой подвески и пружинных элементов.
    Полуоси заднего моста выведены из корпуса в котором расположена КПП, РК, ВОМ, тормозная система. Передний мост, если подключаемый, подпружинен на бортовых редукторах. Нет ему такой надобности...
    1. +1
      26 июля 2021 19:01
      тех времен у сельхозтехники "Джон Дир" фирменный цвет - зеленый?
      Эта традиция пошла с Waterloo Gasoline Engine Company,которая красила свои трактора Waterloo Boy в зеленый и в 1918 году была выкуплена Deere&Co.
  4. +1
    26 июля 2021 05:57
    Всё новое это хорошо забытое старое
    Не прошло и века laughing
  5. +7
    26 июля 2021 07:26
    Какая смешная бронеповозка...
    Тысячи простых колёсных тракторов усердно трудились на аэродромах Второй Мировой войны.
    Правда американцы - парни богатые и могли себе позволить колёсные тягачи специальной постройки, например как эти от фирмы Clark Equipment Company:

  6. +2
    26 июля 2021 07:42
    В. О, неожиданный материал. Думал,опять парадные"железки" от сэра Уолеса.
    Трактор для применения в боевой обстановке,а значит мягкое кресло и джакузи там не уместны
    1. +5
      26 июля 2021 07:55
      Насчёт мягкого кресла ты не прав, не катали тебя в танке по пересечёнке. laughing
      1. +8
        26 июля 2021 08:01
        Я именно в такой момент первый ( и единственный) раз так приложился к триплекс, что реально "звёздочки" перед глазами поплыли.
        1. +9
          26 июля 2021 08:21
          Да, танки не прощают легкомысленного отношения, тоже "прикладывало". laughing
          1. +3
            26 июля 2021 09:21
            Я ещё и двух "дельфинов" споймать в один день умудрился. Правда, второй был на Т - 62. На которые нас ознакомительно пересадили. Вижу "озеро", а среагировать правильно не успел - как раз в начало и "клюнул". Потом под хохот сослуживцев место отмывал....
            1. +5
              26 июля 2021 09:56
              У нас так мехвод на учебной машине въехал, и хорошо бы в озеро, а то в глубочайшую, огромную лужу жидкой грязи, а люк был открыт, ох и матерился же он, машину отмывали, правда, молодые, а комбез отстирке уже не подлежал. laughing
              1. +1
                26 июля 2021 22:06
                Как бы МТЛБ и МТЛБу мы тоже тракторами прозывали и у нас тоже случай был ночной марш по полигону на танковой деректрисе мехводу МТЛБу ничего а вот МТЛБ нырнула так мехвод автомат мыл в тазике комок грязи принес а не оружие.
          2. +2
            26 июля 2021 22:00
            По отношению к собственной голове в движущейся бронетехнике сразу видно, кто бывалый, а кто впервые.
            1. +2
              26 июля 2021 22:47
              Когда-то всегда бывает впервые. laughing Практика, она дорого стОит. smile
    2. +2
      26 июля 2021 08:53
      Святослав! В той статье, где Вы в комментарии написали про парадные железки ПАРАДНЫХ ДОСПЕХОВ НЕ БЫЛО СОВСЕМ.
      1. 0
        26 июля 2021 14:39
        Я бы и не сказал,что те доспехи применяли в бою
        1. +3
          26 июля 2021 15:29
          Просто они не парадные. Вот и все!
  7. +4
    26 июля 2021 08:19
    Удельная мощность 7л. с. на тонну? При мощность в 60 ,и весе в 4300?Делить не пробовали?И рабочий объём,наверное,,в дюймах кубических надо писать.
    1. +1
      26 июля 2021 08:54
      Цитата: Перегрев
      Удельная мощность 7л. с. на тонну? При мощность в 60 ,и весе в 4300?Делить не пробовали?И рабочий объём,наверное,,в дюймах кубических надо писать.

      Нет, не пробовал. Взял все это из американского журнала... Если я буду все проверять и перепроверять, что останется тогда комментировать нашим знающим читателям?
      1. 0
        27 июля 2021 22:06
        [quote=kalibr][quote=Перегрев]Удельная мощность 7л. с. на тонну? При мощность в 60 ,и весе в 4300?Делить не пробовали?И рабочий объём,наверное,,в дюймах кубических надо писать.[/quote]
        Нет, не пробовал. Взял все это из американского журнала... Если я буду все проверять и перепроверять, что останется тогда комментировать нашим знающим читателям?[/quote]
        А зачем пробовать? Цель нынешних статей - не информация, а реакция (комменты и лайки), чего Олег Вячеславович и достиг. Хотя статья и размещена в техническом разделе, несуразностей куча.
        Не могу представить на тракторе весом 2 495 кг движок объемом в 321 см 3(меньше, чем у мотоцикла ИЖ) и мощностью в 60 лошадок. Все таки может кубических дюймов? Тогда получится 5 261 см3, что вполне реально. Радует, что вес в 5 500 фунтов переведен в килограммы.
        С техническими характеристиками [quote]Габаритные размеры, мм: длина – 2000, ширина – 1100, высота – 1200;/quote] вообще атас.
        Возьмем для примера технику наиболее близких габаритов, например квадроцикл CFMOTO CFORCE 450L EPS
        Размеры -Длина/Ширина/Высота 2300 х 1100 х 1350 мм
        Получается- квадрик длиннее и выше нащего бронетрактора (имеющего закрытую кабину водителя и закрытые бронекапсулы по бокам? А по ширине? Квадрик имеет одинаковую ширину с бронетрактором, имеющим спонсоны по бокам двигателя для стрелков? Для каких карликов предназначен этот броневик? Может надо тщательнее фильтровать информацию из американских журналов? У меня одни вопросы, может надо уважать своих читателей?
  8. +7
    26 июля 2021 08:57
    Конечно, если бы ведущие колеса на этом «танке» стояли от «Фордзона», то есть были бы металлическими и с развитыми грунтозацепами, то необходимости их бронировать бы не возникло. Но такие колеса – это лишний вес, а он и без того был не мал. А кроме того, завод Дира просто не выпускал таких колес и потому не мог их использовать!

    Выпускал, Олег Вячеславович, Джон Дир стальные колеса. В те годы все трактора с такими колесами были, и у Дира, и у Форда.

    Это первый трактор фирмы John Deere. 1917 год.
    А вот к началу Второй мировой уже и Фордзоны были на пневматических шинах.

    Трактор Fordson Major.
  9. +2
    26 июля 2021 10:00
    В 1992 г. в Таджикистане обоими противоборствующими сторонами часто использовались бульдозеры и самосвалы КАМАЗ, обваренные стальными листами с прорезанными смотровыми щелями и бойницами.
    1. 0
      26 июля 2021 14:36
      Мне знакомые рассказывали про бпронебульдозер
  10. 0
    26 июля 2021 14:33
    "все построенные им тракторы были отправлены на слом",а на фотографиях - современные "реплики"?
    1. +1
      26 июля 2021 15:31
      Не знаю, Святослав. Не вникал в подобные тонкости и не я их снимал. Рад бы удовлетворить Ваш интерес, но не могу.
  11. 0
    26 июля 2021 16:20
    Одесский НИ-1, сделанный в осажденном городе, выглядит шедевром конструкторской мысли по сравнению с таким убожеством.