Боевые корабли. Крейсера. Невезучее совершенство

81

Эти корабли реально могут претендовать на звание лучших японских легких крейсеров. Да и в мировой табели о рангах они заняли бы довольно высокое место. Единственное, что все омрачает – очень уж невезучими в реальности оказались эти крейсера.

Но было у этих кораблей одно интересное отличие, о котором чуть ниже.



Изначально эти крейсера планировались как разведчики-скауты, но в итоге их перепрофилировали в лидеры эсминцев. Это сказалось на окончательном облике кораблей, при проектировании которых за основу были взяты классические 5500-тонные крейсера, но к моменту начала работ, стоявшие на вооружении Императорского флота Японии корабли устарели окончательно и бесповоротно. Современные эсминцы стали быстрее и обладали большой дальностью хода, так что пришлось обратить внимание на современные корабли поддержки эсминцев.

Потому, как только Япония вышла из Лондонского соглашения, адмиралтейство незамедлительно приступило к созданию крейсеров нового образца, благо, сдерживающих факторов не осталось. В итоге между 1939 и 1945 годами в строй должны были войти 13 новых крейсеров водоизмещением около 6000 тонн, и вошли почти все, но это было непросто. Верфи очень сильно были загружены военными заказами.

Итак, во второй половине тридцатых годов в Японии начались работы по созданию новых 6000-тонных легких крейсеров. Вообще легкие крейсера в Японии делились на два класса, «А» и «В». Крейсера типа «А» несли более сильное вооружение, главный калибр составляли орудия 155-мм, класс «В», который был ближе к лидерам эсминцев, вооружали 140-мм орудиями.

Новый тип кораблей должен был заменить легкие крейсера типа «Могами», которые путем замены башен превращались в тяжелые крейсера, вооруженные 203-мм орудиями. А высвобождающиеся 155-мм орудия могли быть использованы для вооружения кораблей, идущих на смену. Очень логично, не так ли?

Так что «Агано», в основе которого лежали работы капитана Фудзимото над крейсером «Юбари». Корабль должен был обладать высокой скоростью и дальностью хода, что вполне устраивало адмиралтейство. Вооружить его изначально планировали 155-мм орудиями в башнях от «Могами», но это вело к значительному росту водоизмещения и увеличению размеров (ширины) корабля.

Потому от 155-мм орудий решили отказаться, а вооружить корабли 152-мм орудиями, спроектированными фирмой «Виккерс» из Великобритании и производившимися по лицензии. Такие орудия входили в состав вооружения линейных крейсеров типа «Конго» в качестве противоминной артиллерии.

На «Агано» решили установить восемь таких орудий в четырех двухорудийных башнях. Но так как крейсера должны были стать разведчиками и лидерами эсминцев, то количество башен уменьшили до трех, зато усилили торпедное вооружение, установив два четырехтрубных торпедных аппарата вместо трехтрубных.

И это стало окончательным проектом вооружения.

Постройка кораблей началась в 1940 году, закладкой головного «Агано». Строительство шло очень невысокими темпами, приоритет был отдан тяжелым крейсерам и авианосцам.

Длина корпуса корабля типа «Агано» составила 172 м.по ватерлинии, а максимальная 174,5 м. Ширина - 15,2 м., осадка - 5,63 м. Стандартное водоизмещение составило 6 614 т, а полное – 8 338 т.

Бронирование


Бронирование легких крейсеров традиционно для японских конструкторов, было именно легким. Бронепояс толщиной 60 мм прикрывал машинное и котельное отделения, защищая от снарядов 140-мм на расстоянии до 20 кабельтовых (почти 4 км).

Погреба боезапаса защищались листами брони толщиной 55 мм, румпельное отделение листами брони 16, 20 и 30 мм, боевая рубка бронировалась лоб – 40 мм, бок – 30 мм, верх – 20 мм, тыл – 16 мм.

Барбеты башен главного калибра имели толщину 25 мм, башни – 25,4 мм, бронепалуба – 20 мм, скосы бронепалубы – 20 мм.

Энергетическая установка


Корабль приводили в движение энергетической установкой из шести паровых котлов и четырех турбозубчатых агрегатов типа Kampon, которые вращали четыре гребных винта.

Мощность силовой установки была 104 000 л.с., что легко позволяло достичь скорости в 35 узлов. Запас топлива составлял 1 900 тонн нефти, чего по расчетам хватало на 6 300 миль, а реально 5 820 миль при 18 узлах крейсерского хода.


Экипаж и обитаемость


Общая численность экипажа по проекту должна была составить 649 человек, однако, как показывала практика, на всех японских кораблях численность экипажа была значительно выше проектной. В основном из-за увеличения количества расчетов зенитной артиллерии. Так на самом «Агано» численность экипажа составила 700 человек, а на «Сакаве» - 832 человека.

Вооружение


Главный калибр

Главный калибр состоял, как уже было сказано, из шести орудий калибра 152-мм. Эти орудия системы «Виккерс» стреляли снарядами весом 45,4 кг на максимальную дистанцию 21 км. Боевая скорострельность 7-10 выстрелов в минуту.

Двухорудийные башни обеспечивали возвышение ствола до 55° и было возможно ведение заградительного зенитного огня. Такие башни использовались только на крейсерах типа «Агано».

Вспомогательная/зенитная артиллерия

В качестве вспомогательной артиллерии использовались четыре новейших 76-мм орудия Type 98 в двухорудийных установках Mod. «А», также более нигде не применявшиеся.

Малокалиберная зенитная артиллерия была представлена шестью 25-мм автоматами Type 96 и четырьмя 13,2-мм пулеметами Type 93.
Естественно, количество автоматов с течением войны изменялось. В начале 1944 года крейсера имели уже по 26 стволов калибром 25-мм, в июле 1944 года два оставшихся в строю корабля имели уже 52 ствола 25-мм, а окончательная цифра зенитного вооружения была 61 ствол: 10 трехствольных установок и 31 одноствольная.

Все корабли за исключением «Агано» получили радары.

Минно-торпедное и противолодочное вооружение

На крейсерах типа «Агано» установили два четырехтрубных 610-мм торпедных аппарата расположенных по одному на борт, которые заряжались торпедами Type 93. Аппараты имели систему быстрой перезарядки, потому запас торпед составлял 24 шт.

Кроме торпед каждый крейсер имел гидрофоны для обнаружения подводных лодок и два бомбосбрасывателя с 36 глубинными бомбами.

Авиационное вооружение

Каждый крейсер имел стандартную катапульту Type 1 №2 Mod.11 и два гидросамолетов Kawanishi E15K Type 2.

Боевые корабли. Крейсера. Невезучее совершенство

Набор вооружения был не типичным для кораблей того времени. Крейсера типа «Агано» были значительно сильнее, чем обычные японские легкие крейсера, имевшие 6-7 орудий калибром 140-мм, которые, к тому же, не могли все участвовать в бортовом залпе.

Правда, боевую службу этих кораблей невозможно назвать успешной.

Боевая служба


«Агано»

Боевую службу «Агано» начал в декабре 1942 года, когда вместе с группой прикрытия авианосца «Зуньо» эскортировал конвой с войсками для захвата островов Новой Гвинеи. Острова Вэвек и Маданг были в итоге захвачены японцами.

Дальше «Агано» принял участие в эвакуации японской армии с Гуадалканала.

В ноябре 1943 года «Агано» принял непосредственное участие в обороне Рабаула и в сражении в заливе Императрицы Августы. Японцы тогда потерпели поражение, потеряв крейсер «Сендай» и эсминец «Хацукадзе».

После битвы, вернувшись в Рабаул, 7 ноября 1943 года, «Агано» чудом не стал жертвой налета самолетов с авианосцев «Саратога» и «Принстон», но в итоге отбился.

10 ноября американцы повторили визит, который был более удачен: торпеда с «Эвенджера» попала в корму «Агано», изрядно разворотив рулевое и машинное отделения. Насколько залатав повреждения, «Агано» отправился в составе конвоя на остров Трук, где находилась большая база японского флота с тем, чтобы встать на ремонт.

И снова не повезло. «Агано» был атакован американской подводной лодкой «Скамп». После взрыва торпеды, крейсер совсем потерял ход. В районе действовала еще одна американская подводная лодка, «Альбакор», которая пыталась добить крейсер, но была отогнана кораблями сопровождения.

«Агано» был взят на буксир систер-шипом «Носиро» и все-таки притащился на Трук 16 ноября.

Выяснилось, что на Труке отремонтировать крейсер нет возможности. И еще раз подлатав корабль и поставив его на ход, «Агано» отправили в Японию, чтобы там уже серьезно отремонтировать.

Не получилось. Сперва «Агано» получил две торпеды от американской подлодки «Скат». Корабль снова потерял ход, и американцы засадили в крейсер еще две торпеды. Возможно, если бы не сильнейший пожар, экипаж мог бы отстоять «Агано». Однако, фактически изуродованный и полыхающий остов крейсера был брошен экипажем, который перешел на борт эсминца «Фумизуми».

И снова не повезло. Через несколько часов на эсминец налетели американские торпедоносцы и потопили корабль со всем экипажем и гостями с «Агано». Не выжил никто.

Вообще стоит отметить, что «Агано» был категорически невезучим кораблем.

«Носиро»


После введения в строй крейсер был назначен лидером 2-й флотилии эсминцев Второго флота. С 23 августа 1943 года «Носиро» базировался на Трук и занимался в основном патрулированием.

Боевое крещение произошло 5 ноября в бухте Симпсон, где в составе отряда кораблей пытался противодействовать американскому вторжению. Экипажи самолетов с авианосцев «Принстон» и «Саратога» очень неплохо отбомбились по крейсеру, который получил несколько пробоин от взрывов бомб рядом с бортами.

Крейсер пошел на Трук для ремонта. Однако 10 ноября «Носиро» нарвался на уже упоминавшуюся лодку «Скамп», экипаж которой выпустил по крейсеру сразу шесть торпед. Однако везение было на стороне «Носиро» и только одна торпеда догнала крейсер, однако разорвалась преждевременно, причинив, правда, дополнительные повреждения. А начавшийся дальше небольшой шторм позволил покалеченному крейсеру уйти от подводной лодки.

15 ноября 1943 года «Носиро» прибыл на Трук, где пройдя ремонт, продолжил патрулирование островов в центральной части Тихого океана. 21 ноября крейсер выходил в море для оказания помощи танкеру «Терукава Мару», который торпедировали американцы, но не успел, и танкер затонул.

В начале 1944 года крейсер принял участие в эвакуации японских войск из Кавиенга. Там его отловили самолеты с авианосцев «Банкер Хилл» и «Монтеррей». В «Носиро» попала бомба в район башни №2, в правый борт, повредив обшивку и вызвав течь. Крейсер пришлось отправить на длительный ремонт.

В июне 1944 года крейсер принял участие в сражении у Марианских островов. Номинально. Орудия «Носиро» не сделали ни одного выстрела, гидросамолеты не взлетали, торпеды не запускались. Странное такое участие.

После ремонта и модернизации «Носиро» был отправлен в Первое диверсионное ударное соединение адмирала Куриты. В октябре принял участие в бою у о. Самар, в котором 127-мм снаряд с американского эсминца вывел из строя стабилизированный пост наводки по правому борту.

26 октября 1944 года в проливе Сан-Бернардино соединение адмирала Куриты попадает под удар авиации с авианосцев «Уосп» и «Коупенс». Первая атака на «Носиро» повреждает рулевое управление. Во время второй атаки крейсер получает торпеду в корму и полностью лишается управления и теряет ход. Дальше третья атака превращается просто в добивание неподвижной цели. Прилетевшие с авианосца «Хорнет» торпедоносцы пять раз попадают торпедами в неподвижный «Носиро». Экипаж не сдается и просто творит чудеса, борясь за живучесть, несмотря на то, что машинное и котельные отделения залиты водой.

Через два часа, в ходе четвертой атаки, «Носиро» получает еще одну торпеду. Спустя еще час крейсер уходит на дно, унося с собой 328 человек команды.

«Яхаги»


Вступил в строй 29 декабря 1943 года, однако процесс довооружения, оснащения и обучения экипажа затянулся неприлично надолго. В состав Первого мобильно флота «Яхаги» попал только в мае 1944 года.

Боевое крещение прошло в битве при Марианских островах. «Яхаги» принял в битве непосредственное участие в виде мишени, как и прочие корабли по обе стороны фронта. Повреждений крейсер не получил, принял участие в спасении экипажа авианосца «Шокаку».

29 сентября 1944 г. «Яхаги» входит в состав Второй группы Ночного боя вице-адмирала Судзуки Первого диверсионного Ударного соединения вице-адмирала Курита. Проводит конвои между Сингапуром и о. Лусон.

24 октября «Яхаги» оказался в битве у острова Сибуян. Сначала его очень качественно отперфорировала бомбами американская авиация, вызвав многочисленные затопления и течи. Экипаж справился с проблемами, но скорость упала до 20 узлов.

Даже в таком состоянии, на следующий день, «Яхаги» топит огнем артиллерии американский эсминец «Джонстон». В ответ получает 127-мм снаряд в ходовой мостик и 250-кг бомбу рядом с торпедным аппаратом правого борта.

Требовался ремонт и крейсер ушел в Куре для ремонта и модернизаций.

Далее «Яхаги» был приписан в отряд прикрытия линкора «Ямато». 5 апреля участвовал в совместных стрельбах с линкором по данным РЛС, а 6 апреля «Яхаги» выходит в свой последний поход.


"Ямато" и "Яхаги"

«Яхаги» вышел в море 6 апреля 1945 года для участия в операции «Тен-Го». Последняя крупная операция, разработанная японским Морским Штабом. Отряд кораблей во главе с линкором «Ямато» должен был прорваться к Окинаве, атаковать американский десантный флот, нанести ему максимальные повреждения и выбросился на мелководье, чтобы превратить корабли в стационарные батареи.

Отряд был крошечный: линкор «Ямато», легкий крейсер «Яхаги», 8 эсминцев. Против отряда была брошена вся мощь авиации американского флота. Результат известен: «Ямато», изуродованный торпедами и бомбами, пошел на дно.


Операция «Тен-Го» на этом закончилась.

«Яхаги», в который попало 4 торпеды и 12 бомб, затонул за 15 минут с момента попадания первой бомбы.


Крейсер затонул раньше «Ямато», в 14.05. Погибло 445 членов экипажа «Яхаги».

«Сакава»



Крейсер вступил в строй 30 ноября 1944 г. со штатным вооружением и 7 декабря 1944 г. возглавил 11-ю флотилию эсминцев Комбинированного флота.

Базировался на Сингапур, куда в начале 1945 года перевез более 700 солдат, эвакуированных из Пенанга. «Сакава» долго не выходил в море по причине плохой подготовки экипажа.

26 марта 1945 года крейсер сопроводил конвой в Кам-Рань, а 8.04 переходит в Майдзуру, где крейсер частично разоружили, демонтировав катапульту и выгрузив боезапас 152-мм орудий. После этого «Сакава» был включен в состав ПВО Военно-морского района Майдзуру.

28 июля во время налета американской авиации, крейсер получил незначительные повреждения из-за близких разрывов бомб. Капитуляцию Японии «Сакава» встретил в Майдзуру.

После капитуляции Японии «Сакава» занимается перевозкой репатриантов из Сингапура в Нагасаки. Этим корабль был занят до июня 1946 года, после чего «Сакава» был передан американскому флоту.

25 февраля 1946 года «Сакава» входит в состав отряда кораблей, которые планировали использовать его в качестве мишеней на атолле Бикини.

В марте 1946 года корабль перевели из Йокоски к Эниветоку силами американского экипажа состоящего из 165 матросов и офицеров совместно с линкором «Нагато». Спустя десять дней перехода, находясь в 560 км от атолла Эниветок, линкор вышел из строя, паровой котел начал принимать воду и появился крен на правый борт. «Сакава» взял линкор на буксир, и они добрались до Эниветока 1 апреля 1946 года.


Примечательно, что экипаж крейсера поднял самый настоящий бунт. Американские матросы, не привычные к спартанским условиям на японских кораблях, да еще и было их 165 человек вместо 325 по регламенту, взбунтовались и испортили большое количество оборудования на корабле.

«Сакава» и «Нагато» стали первыми кораблями-атомными смертниками. 1 июля 1946 года, «Нагато» и «Сакава», вместе с американскими линкорами «Пенсильвания», «Невада», «Арканзас» и «Нью-Йорк» испытали на себе мощь атомного оружия.

Бомба «Эйбл» взорвалась в 450 метрах над кормой крейсера. Взрыв вызвал многочисленные пожары, взрывная волна уничтожила надстройку и проломила корму. Крейсер горел больше суток. Корабль хотели отбуксировать на мелководье для изучения, но после начала буксировки «Сакава» начал тонуть и чуть не утащил за собой буксир.

В итоге 2 июля 1946 года бывший крейсер «Сакава» окончательно скрылся под водой.


Что можно сказать в качестве итога? Крейсера типа «Агано» оказались весьма быстрыми, хорошо вооружёнными и, главное – крепкими кораблями. То, что их применение было каким-то откровенно неудачным, за исключением, пожалуй, «Яхаги», который потопил эсминец, в остальном как-то совсем уж уныло.

Скорее всего, корабли здесь не при чем. Ближе к концу войны выучка экипажей японских кораблей неуклонно падала, так как императорский флот просто не успевал обучать замену выбывающим. Корабль построить – только половина дела, хорошо обученный экипаж – намного сложнее.

Но по сути, крейсера типа «Агано» были финалом развития семейства японских легких крейсеров и по своим данным могли оставить за кормой многих одноклассников из Франции, Италии, Германии и США.
81 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    11 августа 2021 05:11
    Строительство тяжелых надводных кораблей - линкоров и крейсеров - еще раз подтверждает теорию о том, что адмиралы, впрочем, как и генералы, готовятся к войне прошлой... И это касается не только Японии
    1. +3
      11 августа 2021 18:07
      Цитата: Xlor
      Строительство тяжелых надводных кораблей - линкоров и крейсеров - еще раз подтверждает теорию о том, что адмиралы, впрочем, как и генералы, готовятся к войне прошлой...

      Типичная одесская мудрость: "Был бы я сейчас такой умный, как моя жена потом..."
      Никто не мог предположить, что роль главной ударной силы полуслучайно перейдёт АВ. :)
    2. +2
      12 августа 2021 10:14
      Цитата: Xlor
      Строительство тяжелых надводных кораблей - линкоров и крейсеров - еще раз подтверждает теорию о том, что адмиралы, впрочем, как и генералы, готовятся к войне прошлой... И это касается не только Японии

      Да ну. Перемешать противника с землёй огнём ГК дешевле, чем долбить его авиацией. Особенно в условиях тихоокеанского ТВД. По крайней мере, до появления управляемых боеприпасов. Потому как запас авиационной горючки даже на тяжёлых авианосцах был рассчитан на 5-6 вылетов всей авиагруппы. Всего-то.
      1. -4
        12 августа 2021 10:49
        Перемешать противника с землёй огнём ГК дешевле, чем долбить его авиацией

        Прежде, чем перемешать противника с землей, к этой самой земле еще надо подойти.
        Исключение составляют папуасы с луками и стрелами. У них нет артиллерии и их перемешать можно
        1. +2
          12 августа 2021 11:17
          Кто спорит, что нужно подойти? Но вы же решили, что строительство артиллерийских кораблей перед ВВ2 - излишество. А на тот момент это - ни фига не излишество, а норма. Разумеется, не в качестве основной ударной силы, что япы прекрасно понимали, наплодив авианосцев едва ли не больше, чем все остальные.
          1. -5
            12 августа 2021 11:51
            Но вы же решили, что строительство артиллерийских кораблей перед ВВ2 - излишество

            Еще какое излишество! Я вам больше скажу - это расточительство средств на никому не нужные линкоры и крейсера, которые почти всю войну простояли в базах, ржавея там, как консервные банки...
            1. Комментарий был удален.
            2. +2
              12 августа 2021 17:51
              Цитата: Xlor
              Я вам больше скажу - это расточительство средств на никому не нужные линкоры и крейсера, которые почти всю войну простояли в базах, ржавея там, как консервные банки...

              Хорошо быть умным и красивым через 85 лет... :)
            3. +3
              13 августа 2021 13:41
              Видите ли.
              С 1943-го года и по сей день только одна страна имеет авианосных флот. Кстати, эта страна с середины 1936 по середину 1941 года заложила 10 (десять) новых линкоров и 1 (один) авианосец.
              Что должно бы наталкивать на мысль, что с морской авиацией все далеко не так просто, как Вам кажется.
              1. +1
                13 августа 2021 16:01
                Цитата: Вишневая девятка
                Кстати, эта страна с середины 1936 по середину 1941 года заложила 10 (десять) новых линкоров и 1 (один) авианосец.

                Два...
                "Хорнет" - сентябрь 1939 и "Эссекс" - апрель 1941.
                1. +1
                  13 августа 2021 17:06
                  )))
                  Да, немного неточно получилось. Я обычно использую фразу "за 5 лет". Уосп 1 апреля 36-го, Эссекс 28 апреля 41-го. Так что за 5 полных лет заложен один Хорнет.
  2. +13
    11 августа 2021 06:02
    Последняя крупная операция, разработанная японским Морским Штабом
    Эскадра должна была отразить атаки американской авиации и достичь места высадки американских частей на острове Окинава.Командование японского флота смогло изыскать для проведения операции лишь 2500 тонн топлива.В том случае,если бы возвращение эскадры было сочтено затруднительным,кораблям предписывалось выброситься на берег у Окинавы и поддерживать оборону острова огнем своих орудий.Аргументами против самоубийственного похода были:отсутствие прикрытия истребителей,большое превосходство американцев в надводных кораблях,не говоря уже о самолетах, запоздание самой операции – высадка основных сил американского десанта на Окинаву была завершена.Самый мощный корабль японского флота должен был сыграть роль приманки.Для того чтобы максимально продлить его последний поход, ему была придана свита из 9 кораблей - Yahagi и 8 эсминцев. Все они должны были послужить прикрытием операции "Кикусуй" – массированной атаки летчиков-камикадзе на американский флот в месте высадки десанта.О том, что этот поход будет последним,понимали все,от адмирала до последнего матроса.
    1. +16
      11 августа 2021 06:04
      Вернувшись на «Яхаги», я собрал на баке всех офицеров и старшин. Я объяснил им суть полученного приказа, внимательно вглядываясь в лица каждого из них. В воздухе, конечно, чувствовалась напряженность, но к моему удивлению и облегчению, ни на одном лице я не заметил признаков страха или отчаяния. В заключение я сказал:

      — Как вы понимаете, полученный нами приказ, мягко говоря, не совсем обычен. Поэтому я хочу вам разъяснить следующее. Если кто-нибудь из вас считает, что для него будет лучше пропустить этот поход, вы можете покинуть корабль вместе с курсантами, больными и прочими, кого мы посчитаем негодными для выполнения предстоящей задачи. Поэтому немедленно представьте мне в каюту списки всех, кого предстоит списать с корабля.

      В каюте я со вздохом взглянул на фотографию моей семьи и, вспомнив, что большинство моряков «Яхаги» являются людьми семейными, подумал, сколько же их воспользуются случаем, чтобы списаться с корабля. Мне не доставляла ни малейшего удовольствия перспектива вести на верную смерть почти 1000 человек. Я искренне ждал списка списанных и хотел, чтобы он был побольше, а потому был удивлен, когда, войдя ко мне в каюту, мой старпом капитан 2-го ранга Учино доложил:

      — Командир, вот список. Здесь 22 курсанта и 15 больных.

      — И это все, Учино? — спросил я. — И никто из экипажа не захотел оставить корабль?

      — Нет, командир. Все хотят остаться и разделить судьбу друг друга.

      Я поднялся на палубу, где были построены тридцать семь человек, списанных с корабля.

      — Вам приказано, — объявил я, — оставить корабль немедленно. Я уверен, что все вы еще получите шанс сражаться за дело нашей страны. Прощайте!

      Когда я повернулся, чтобы уйти, совсем еще юный курсант выскочил из строя с криком:

      — Господин капитан 1-го ранга, пожалуйста, разрешите мне остаться. Я не буду для вас обузой. Я сделаю все, что мне прикажут.

      Другой курсант плакал навзрыд.

      — Вы нас гоните, потому что думаете, что курсанты не умеют ничего. Оставьте меня хотя бы чистить гальюны.

      И тут уже весь строй взорвался аналогичными просьбами. Чтобы прекратить это, я железным голосом объявил:

      — Есть приказ сохранить ваши жизни, жизни командиров будущего флота. Марш на берег!

      Вечером мы пригласили на борт крейсера трех командиров дивизионов и восемь командиров эсминцев на прощальную пирушку.

      Адмирал Комура, став в данном случае гостеприимном хозяином, забыв печали и волнения, выставил из казенных запасов огромное количество саке. Он лично наполнял всем бокалы, и наша пирушка быстро превратилась в пьянку, где каждый старался расслабиться и от души повеселиться. Мы громко хохотали над старыми, заезженными анекдотами, пели песни, показывали фокусы, демонстрируя незаурядную ловкость рук. Все это сопровождалось криками восторга и аплодисментами. Между тем запасы саке истощались, а пьяным никто не был. Алкоголь не брал никого. Веселье было какое-то неестественное. В итоге, уже где-то к 22:00 стали расходиться, оставив на столе 30 больших пустых бутылок из-под саке. Все были до противного трезвы, когда спускались по трапу на ожидавшие их шлюпки, чтобы разъехаться по своим кораблям.
      Хара Тамеичи "Командир японского эсминца"
      1. -3
        11 августа 2021 06:49
        Цитата: СЕРЖ ант
        Хара Тамеичи "Командир японского эсминца"

        какими замечательными всё-таки парнямм были эти японцы
        1. +15
          11 августа 2021 07:44
          Особенно Отряд 731
          1. +3
            11 августа 2021 12:27
            Цитата: Nemo
            Особенно Отряд 731

            Управление водоснабжения и профилактики Квантунской Армии, как и Корпус безопасности (правопорядка) просто лучше других известны. А так, на той войне замечательными парнями стремились стать все японцы.
            1. +2
              11 августа 2021 12:33
              А так, на той войне замечательными парнями стремились стать все японцы.
              как там.. у не помню какого японского "поэта" - "Коль печень съешь врага! Сырую, с теплой кровью! то чуждый жалости ты покоришь весь свет!"
            2. +2
              11 августа 2021 14:13
              Добрый день, Алексей. hi
              И порой работа этих "замечательных" парней была весьма "урожайной".
        2. +1
          11 августа 2021 12:32
          какими замечательными всё-таки парнямм были эти японцы
          словосочетание - "Нанкинская резня" о чем-либо говорит?
          https://topwar.ru/105391-stony-tysyach-ubityh-kak-krovavyy-princ-izbezhal-nakazaniya-za-nankinskuyu-reznyu.html а лозунг "три до чиста"? тоже?
          1. +7
            11 августа 2021 12:44
            Цитата: Region-25.rus
            словосочетание - "Нанкинская резня" о чем-либо говорит?

            куда там!
            мне намного больше говорят слова "ирония" и "сарказм"
            вы просто не обратили внимание, что мои слова были адресованы комраду, выложившему текст из автобиографического воспоминания одного из замечательных японских парней.
            1. -3
              11 августа 2021 12:45
              вот если
              "ирония" и "сарказм"
              то тут Вы правильно указали (в кавычках) hi
              1. +1
                11 августа 2021 12:52
                Цитата: Region-25.rus
                тут Вы правильно указали

                Вы меня простите, но как можно было понять иначе?
                Вы решили, что я высказываю своё восхищение?
                1. 0
                  11 августа 2021 12:57
                  ответил ниже hi и давайте закроем тему) А то влепят предупреждение за флуд drinks К Вашему ответу ниже -
                  и только затем бейте из всех калибров
                  чтобы не замочить случайно без вины виноватого
                  Извините, я большей частью в работе feel Бывает ))
        3. -1
          11 августа 2021 12:52
          ой..что-то не то нажал и удалил свой ответ recourse И Ваш не вижу почему-то но помню содержание посему отвечу по памяти - насчет
          сарказма
          Вы вот в ответе правильно заключили в кавычки) И сразу понятно что имелось ввиду.
          а насчет -
          куда там!
          ну, знаете-ли, многие считают Японию исключительно страной "благородных самураев и прекрасных гейш" . И не знают когда началась 2МВ или даже ВОВ request Так что тут кто его знает, с кем ведешь беседу)
          1. +1
            11 августа 2021 12:57
            Цитата: Region-25.rus
            Так что тут кто его знает, с кем ведешь беседу)

            значит, сначала проводите рекогносцировку
            и только затем бейте из всех калибров
            чтобы не замочить случайно без вины виноватого wink
        4. +8
          11 августа 2021 13:42
          Даже один человек может быть очень разным. В нем могут причудливо смешаться смелость и жадность, великодушие и полнейшее разгильдяйство, доброта и лень. Т.е. человек может обладать многочисленными преимуществами и недостатками.
          Про японцев, особенно тех времен, можно сказать, что они были ксенофобы похлеще нацистов, что они предельно жестоки и к своим и к чужим. Но надо отметить, что их солдаты и матросы явили примеры потрясающей стойкости, презрения к смерти, верности присяге и дружбе.
          1. +1
            11 августа 2021 15:26
            Это уникальное японское качество?
        5. +1
          11 августа 2021 14:19
          Работа отряда 731

          какими замечательными всё-таки парнямм были эти японцы

          Ага...

          На досуге почитайте о "подвигах" японских подводников и о послевоенном процессе над ВСЕМИ членами экипажей крейсеров "Аоба" и "Тоне".
          1. +1
            11 августа 2021 14:27
            Цитата: Морской Кот
            На досуге почитайте о "подвигах" японских подводников и о послевоенном процессе над ВСЕМИ членами экипажей крейсеров "Аоба" и "Тоне".

            устал уже объяснять
            завем вы мне советуете читать что-либо, если сами не можете бегло пробежаться по ветке переписки?
            1. +2
              11 августа 2021 14:38
              Так Вы бы взяли в кавычки это слово "замечательными" и вопросов бы ни у кого не возникло. smile
              1. +2
                11 августа 2021 14:42
                вы когда иронизируете в разговоре тоже предупреждаете собеседников: "внимание, сейчас вылетит шутка"?
                ладно, без обид
                1. +2
                  11 августа 2021 14:45
                  Вы же сами видите, как бывает, хотя, "бумага всё стерпит". smile
                  Ладно, проехали. drinks
              2. -1
                11 августа 2021 19:57
                Я уже дискутировал насчет кавычек немного ниже)) Вот ленятся люди часто заключать слова и фразы в оные, а потом обвиняют всех вокруг что их неправильно поняли)))
          2. +1
            13 августа 2021 16:36
            На острове Рамри в 45ом крокодилы и змеи немного вернули должок самураям за их зверства.
            1. +3
              13 августа 2021 16:43
              Ну вот, даже крокодилы и те к японцам не очень... smile
  3. Комментарий был удален.
  4. +7
    11 августа 2021 08:17
    скосы бронепалубы – 20 мм

    У крейсеров Agano-class не было скосов бронепалубы, бронепалубв была плоская.

    Зато были траверсы - носовая и кормовая поперечные переборки толщиной 20 мм.
  5. 0
    11 августа 2021 08:24
    В марте 1946 года корабль перевели из Йокоски к Эниветоку силами американского экипажа состоящего из 165 матросов и офицеров совместно с линкором «Нагато». Спустя десять дней перехода, находясь в 560 км от атолла Эниветок, линкор вышел из строя, паровой котел начал принимать воду и появился крен на правый борт. «Сакава» взял линкор на буксир, и они добрались до Эниветока 1 апреля 1946 года.

    Тут автор запутался в событиях. Сперва из строя вышел крейсер, затем пытавшийся его буксировать линкор. В итоге к месту испытаний и линкор и крейсер прибыли на буксире.
  6. +4
    11 августа 2021 08:25
    Вот у них солянка 140мм, 152 мм, 155
  7. +2
    11 августа 2021 08:33
    Бомба «Эйбл» взорвалась в 450 метрах над кормой крейсера. Взрыв вызвал многочисленные пожары, взрывная волна уничтожила надстройку и проломила корму. Крейсер горел больше суток.



    Бывший легкий крейсер IJN «Сакава» после атомного взрыва на атолле Бикини, июль 1946 года. Как видим - не горит.
    1. +3
      11 августа 2021 12:36
      Интересна логика минусующих, если они на таковую способны.
      1. +3
        11 августа 2021 12:55
        Понял. Не способны. Да, хомячок - это тяжелый крест.
      2. +5
        11 августа 2021 13:28
        Не минусовал ))) Но выскажу свое мнение - возможно фото сделано уже после выгорания. Там скорее всего кроме краски и гореть нечему было what Топлива там скорее и не осталось, боезапас тем более выгружен....ну и т.д. Хотя, насколько помню насчет пожаров - были возгорания, палубных настилов например. hi
        1. +3
          11 августа 2021 14:03
          А у меня где-то написано, что пожара не было? На корме действительно горело почти сутки.
          1. +2
            11 августа 2021 14:06
            Как видим - не горит.
            подпись под фото... или я что-то не понял what
            1. -7
              11 августа 2021 14:10
              Ах да! Надо было написать - "уже не горит". Какой хомячок требовательный пошел.
              1. +3
                11 августа 2021 14:13
                может обойдемся без -
                хомячок

                "уже не горит"
                именно ТАК и нужно писать что бы правильно понимали. А то получается как у Покровского -
                1. -4
                  11 августа 2021 14:14
                  может обойдемся

                  Вот те раз! А куда минимум 80 процентов контингента денем?
                  1. 0
                    11 августа 2021 14:17
                    Имелось ввиду обращение лично ко мне. И моя просьба более точно выражать мысли, что бы не было разночтений. hi
                    а насчет "минусовщиков из вредности", так даже у меня есть такие "поклонники" laughing
                    1. +1
                      11 августа 2021 14:21
                      И моя просьба более точно выражать мысли

                      Существенное замечание.
    2. +5
      11 августа 2021 18:25
      Цитата: Undecim
      Бывший легкий крейсер IJN «Сакава» после атомного взрыва на атолле Бикини, июль 1946 года. Как видим - не горит.

      Американцы тоже о масштабном пожаре ничего не знают...
      1. +1
        11 августа 2021 18:50
        Есть даже документальная съемка крейсера после взрыва.
        1. +3
          11 августа 2021 19:03
          Цитата: Undecim
          Есть даже документальная съемка крейсера после взрыва.

          Есть целый документ - Operation Crossroads. Sakawa (Ex Jap Cl). Test Able.
  8. +7
    11 августа 2021 10:15
    Очен красивие корабли.
  9. +5
    11 августа 2021 10:17
    Можете кидать в меня тапками, но по моему мнению, самые красивые военные корабли были у итальянцев и японцев. Чисто внешне имеется ввиду hi
  10. +5
    11 августа 2021 10:20
    Все таки удивительно, как японцы смогли построить и оснастить современнейший на то время флот и достаточно эффективно его использовать какое-то время против страны в 5 раз большим ВВП. Национальная черта полной самоотдачи порученному делу? Эта же черта позволяет им и до сих пор быть одними из лидеров "западного" мира?
    1. +4
      11 августа 2021 11:03
      Все таки удивительно, как японцы смогли построить и оснастить современнейший на то время флот
      ну как, напряжением сил всей нации. Работяги недоедали, пахали за копейки и не по 8 часов в сутки. hi Вот только Япония тогда, и Япония
      быть одними из лидеров "западного" мира
      конечно две большие разницы. Но впахивают до сих пор на износ. Не везде конечно, но в больших корпорация однозначно.
      1. +4
        11 августа 2021 13:14
        Цитата: Region-25.rus
        ну как, напряжением сил всей нации.

        И ценой ослабления армии, которая в результате могла нормально воевать только с китайцами и колониальными войсками Союзников.
        Бедняга "Шерман", который в Европе боялся всего - ПТО, "четвёрок-ланг", "пантер" и "тигров" - на Тихом Океане сам чувствовал себя "тигром". smile
        1. +3
          11 августа 2021 13:20
          на Тихом Океане сам чувствовал себя "тигром"
          таки Да, у японцев с танками были проблемы. Ну и ТВД для танков был не фонтан надо признать. Острова, с их рельефом и фауной, когда видимость метров 15 уже круто. Да и вообще не понимаю на что Япония рассчитывала выступая против США? Ну к счастью для нас "морская партия" в Японии победила. drinks
          1. +4
            11 августа 2021 13:31
            Цитата: Region-25.rus
            Да и вообще не понимаю на что Япония рассчитывала выступая против США?

            На молниеносный сокрушительный удар, после которого ленивые, изнеженные и трусливые янки, шокированные чередой разгромных поражений, пойдут на мирные переговоры. smile \
            Цитата: Region-25.rus
            Ну к счастью для нас "морская партия" в Японии победила

            А она и не могла не победить. За Северный вариант выступали только маргиналы из Квантунской группировки. И он мог пройти только в случае быстрого завершения кампании против СССР (с малыми тратами запасов топлива), что с учётом сосредоточенных на ДВ сил РККА было маловероятно.
            Остальным армейцам и полностью флоту после эмбарго на экспорт нефти со стороны Союзников была нужна своя японская нефть, которую мог принести только Южный вариант.
            1. +1
              11 августа 2021 13:35
              drinks спасибо)) Но я в курсе темы. Вопрос был скорее риторическим wink
              1. +2
                11 августа 2021 15:33
                Цитата: Region-25.rus
                drinks спасибо)) Но я в курсе темы. Вопрос был скорее риторическим wink

                Ясно. drinks
                По Японии вообще много риторических вопросов. Например, на что рассчитывала Япония, пытаясь в июле 1945 г. уговорить СССР выступить посредником в заключении мира с Союзниками? smile
                1. +3
                  11 августа 2021 15:50
                  пытаясь в июле 1945 г. уговорить СССР выступить посредником в заключении мира с Союзниками?
                  ну, попробовать стоило. "А вдруг?"[i][/i] Или наверное на то же, что и заговорщики "подвзорвавшие " неудачливого художника и рассчитывая заключить мирный договор с Союзниками (США и Британия)
                  А если без смеха то:
                  Случай с Японией - с СССР конечно были терки (интервенция, Хасан, Халхин-гол, множественные провокации и т.д) Но это как бы "досадные мелочи" типа. "быльем поросло вроде как". С бриттами и штатами сложнее. Сильно много крови и нервов попортили и тем и другим - оттяпали колонии, перетопили кучу военных кораблей (и не только), зверства над пленными и еще много "вкусностей". Так кого им было просить о посредничестве? кстати были робкие попытки просить о том же Китай ( wassat ). Но это вообще за гранью, учитывая все художества сынов Аматерасу на землях Поднебесной.
                  Случай с Германией - ну похожая ситуация. Просить мирного договора с СССР после всего что у нас навытворяли - нонсенс! А вот Союзнички, тут другое дело! И по взглядам схожи (нацизм не изобретение Адика же), да и денежки вливали после ПМВ в рейх те же "сюзники", да и "джентльменская" война с Британией.....да, ну дали пинка бриттам с материка, ну гонял Роммель по пустыне полотенцем гордых сынов Туманного Альбиона, ну повоевали в воздухе над островами, ну проредили торговый тоннаж пустив на дно грузов на лярды денег. Ну война, она такая война. Ну еще там всякие "мелкие" неприятности))) И...."русские же коммунисты! А мы-то как раз наоборот" Тут и к бабке не ходи, понятно без вариантов с кем лучше мир заключать) Все же лучше безоговорочной капитуляции.
                  как-то так упрощенно-примитивно вижу ситуацию hi
                  1. +2
                    11 августа 2021 16:43
                    Цитата: Region-25.rus
                    Случай с Японией - с СССР конечно были терки (интервенция, Хасан, Халхин-гол, множественные провокации и т.д) Но это как бы "досадные мелочи" типа. "быльем поросло вроде как". С бриттами и штатами сложнее. Сильно много крови и нервов попортили и тем и другим

                    Это всё понятно. Но согласитесь, продолжать просить о посредничестве страну, только что внезапно денонсировавшую пакт о нейтралитете и быстро наращивающую армейскую и воздушную группировку на границе, как-то не слишком разумно. smile
                    Но руководство Японии продолжало верить...
                    Советский Союз стремится осуществить в Европе мероприятия послевоенного периода в соответствии с создавшейся обстановкой и восстановить народное хозяйство страны; одновременно он продолжает придерживаться независимой позиции в отношении войны в Восточной Азии и рассчитывает при благоприятной обстановке расширить свое влияние в Маньчжурии и Китае.
                    Путем последовательно проводимых мер Советский Союз подготавливает почву по линии дипломатии, чтобы при необходимости иметь возможность выступить против империи; одновременно он усиливает военные приготовления на Дальнем Востоке. Существует большая вероятность того, что Советский Союз предпримет военные действия против Японии тогда, когда сложится наиболее благоприятная для этого обстановка. Учитывая такие факторы, как время высадки американских войск на территории собственно Японии или в Центральном и Северном Китае, условия погоды для операции в Северной Маньчжурии, степень сосредоточения советских войск на Дальнем Востоке, Советский Союз может вступить в войну против Японии после летнего или осеннего периода.
                    Не исключается возможность того, что Советский Союз, оказывая поддержку Соединенным Штатам в осуществлении их намерений, в то же время потребует от нас заключения мира с США, имея в виду достижение своих собственных целей.
            2. 0
              12 августа 2021 08:57
              Цитата: Alexey RA

              На молниеносный сокрушительный удар, после которого ленивые, изнеженные и трусливые янки, шокированные чередой разгромных поражений, пойдут на мирные переговоры. smile \


              На самом деле не совсем так. Тихий океан на то время - во многом пресловутая "Terra incognita". Ни баз, ни пунктов материально-технического обеспечения, ни ремонтных мощностей... Япы рассчитывали после нейтрализации тихоокеанского флота США серией быстрых ударов создать своеобразный периметр безопасности, который просто не позволит америкосам нормально вести боевые действия, ибо снабжать необходимую для таких действий армаду с территории США малореально. Однако америкосы, надо отдать им должное, сумели решить задачу снабжения, изобретя знакомый нам всем морской контейнер - типовую логистическую единицу с типовой номенклатурой грузов в нём. После чего задача свелась к доставке необходимого числа контейнеров. И японский периметр рухнул.
              1. 0
                12 августа 2021 11:13
                Цитата: BioDRED
                Тихий океан на то время - во многом пресловутая "Terra incognita". Ни баз, ни пунктов материально-технического обеспечения, ни ремонтных мощностей... Япы рассчитывали после нейтрализации тихоокеанского флота США серией быстрых ударов создать своеобразный периметр безопасности, который просто не позволит америкосам нормально вести боевые действия, ибо снабжать необходимую для таких действий армаду с территории США малореально.

                Проблема в том, что у американцев всё равно остаются базы на другом берегу океана, с южной стороны Периметра. У IJA просто не хватит сил для оккупации Австралии и Новой Зеландии.
                А дальше начинается гонка промышленных мощностей. В которой Япония проигрывает.
                Большая долгая война для Японии смерти подобна. Более того, вся подготовка Японии к войне была рассчитана именно на быструю победу. Массовое обучение лётчиков? Нет, не надо - продолжаем готовить немногочисленную элиту. Эскортные корабли? Нет, не надо - лучше построим побольше кораблей первой линии.
                1. 0
                  12 августа 2021 11:23
                  Снабжение из Австралии едва ли не веселее, чем непосредственно из Штатов. Особенно с учётом того, что в Австралии япошки неплохо отметились и, с построением периметра, могли развлекаться там и далее. И ещё, я полностью согласен, что по-настоящему долгая война для япов проблематична, но она проблематична и для янкесов. Сколько там их палубному лётчику нужно было сделать вылетов до возвращения в Штаты? 40? Фатальными для япов оказались две вещи: расшифровка их кода "Ро" и тот самый морской контейнер. Без этого война затянулась бы настолько, что янкесы наверняка предпочли бы из неё выйти.
                  1. 0
                    12 августа 2021 13:38
                    Цитата: BioDRED
                    И ещё, я полностью согласен, что по-настоящему долгая война для япов проблематична, но она проблематична и для янкесов. Сколько там их палубному лётчику нужно было сделать вылетов до возвращения в Штаты? 40?

                    При темпе подготовки "10 000 лётчиков морской авиации за год" - это не проблема. Колёсные авианосцы Великих озёр справятся. smile
                    Цитата: BioDRED
                    Фатальными для япов оказались две вещи: расшифровка их кода "Ро" и тот самый морской контейнер.

                    Хммм...где-то эту точку зрения на унифицированную оборотную тару как ключ к победе я уже видел - ЕМНИП, в комментах к "Уровням Глубины". smile
                    Впрочем, это полностью совпадает с классической "стратегией измора": победа на фронте куётся в тылу, и творцами победы, наряду с военными, становятся технологи и логисты. В случае с США фатальными для японцев оказались планирование, технологичность и массовое производство. И контейнер - это лишь один из примеров.
                    1. 0
                      14 августа 2021 12:00
                      Цитата: Alexey RA
                      Хммм...где-то эту точку зрения на унифицированную оборотную тару как ключ к победе я уже видел

                      В альтистории с прогрессорами? Потому что в реале мультимодальный контейнер - это конец 50-х, их даже в Корее не было.
                      1. 0
                        28 августа 2021 13:14
                        Цитата: Вишневая девятка
                        Цитата: Alexey RA
                        Хммм...где-то эту точку зрения на унифицированную оборотную тару как ключ к победе я уже видел

                        В альтистории с прогрессорами? Потому что в реале мультимодальный контейнер - это конец 50-х, их даже в Корее не было.


                        Вы путаете современный контейнер с тогдашним. Современные - да, более поздняя штука. А так - типовой морской контейнер с типовой номенклатурой содержимого изобретён и применён америкосами в войне на тихоокеанском ТВД.
    2. +2
      13 августа 2021 15:10
      Во-первых, Япония в тот период гипермилитаризована. Нынешняя КНДР примерно. Таких стран тогда было две, Япония и СССР. Во-вторых, американцы, наоборот, в то время оружием не бряцали. В межвоенный период военные расходы США были ниже, некоторые годы сильно ниже 2% ВВП. Таким макаром японцам удалось достигнуть примерно паритета по флоту на тихоокеанском ТВД. В-третьих, удачные для Японии Русско-Японская и ПМВ заставляли японцев смотреть на вещи с излишним, как оказалось, оптимизмом.

      Ну и пропаганда, разумеется. Вы слышали, наверное, американцы без мороженого воевать не могут.

      И это была правда. Американцы действительно не стали воевать без мороженого. Они пошли в наступление, когда машин для изготовления мороженого у них было сделано достаточно.

      Эти машины были установлены на линкорах и ударных авианосцах.
  11. +4
    11 августа 2021 12:37
    Вевак и Маданг - это не острова, а небольшие городишки на северном побережье Новой Гвинеи.
  12. BAI
    +4
    11 августа 2021 13:03
    достичь скорости в 35 узлов.

    А у нас сейчас некому догнать британский эсминец, идущего на скорости 30 узлов.
    1. +4
      11 августа 2021 13:18
      Цитата: BAI
      А у нас сейчас некому догнать британский эсминец, идущего на скорости 30 узлов.

      Дык... надо было сразу один из пр.1135/1135М посылать - как в прошлый раз. smile
  13. Комментарий был удален.
  14. Комментарий был удален.
  15. 0
    12 августа 2021 12:46
    Цитата: Xlor
    Но вы же решили, что строительство артиллерийских кораблей перед ВВ2 - излишество

    Еще какое излишество! Я вам больше скажу - это расточительство средств на никому не нужные линкоры и крейсера, которые почти всю войну простояли в базах, ржавея там, как консервные банки...

    Скажите это тому же Гуадалканалу, который артиллерией обрабатывали не раз и не два. Скажите это перепаханной Иводзиме. Скажите это выжженной Тараве.
  16. 0
    12 августа 2021 18:52
    Постройка кораблей началась в 1940 году, закладкой головного «Агано». Строительство шло очень невысокими темпами, приоритет был отдан тяжелым крейсерам и авианосцам.


    Это довольно странная информация. Япония в 1940 году не строила ни одного (от слова полностью) тяжелого крейсера. Последний - «Чикума» типа «Тонe» вступил в строй 5 мая 1939 года.
    «Ибуки» заказали только в октябре 1941 года.
  17. 0
    12 августа 2021 19:27
    Но по сути, крейсера типа «Агано» были финалом развития семейства японских легких крейсеров и по своим данным могли оставить за кормой многих одноклассников из Франции, Италии, Германии и США
    .
    Здесь, однако, я бы упомянул "Ойодо", корпус этого корабля основан на немного увеличенном корпусе крейсеров класса Agano.

    Я также считаю, что эти корабли были, однако, слабее, чем «Ла Галиссоньер» или даже «Раймондо Монтекукколи».
    1. 0
      12 августа 2021 20:41
      Цитата: Кonstanty
      Здесь, однако, я бы упомянул "Ойодо", корпус этого корабля основан на немного увеличенном корпусе крейсеров класса Agano.

      "Ойодо" - это немного не то пальто, как говорится...
      Да, по типу это КРЛ, но по назначению - флагман флотилий ПЛ.
      1. 0
        12 августа 2021 20:53
        «Агано» тоже специфическая ветка КРЛ - лидер эсминцев, больше, чем чистый крейсер.

        «Ойодо» был последним - а значит и финалом, как ни крути.
        1. +1
          14 августа 2021 07:29
          Крейсер - лидер эсминцев, ко времени ВМВ , это уже устаревшая концепция.
          Особенно, на Тихом океане.
          Даже в индивидуальном противоборстве, соперника хотя бы равного по силам, "Агано" найти трудно. Разве что, "Атланты". Да и то, ночью, на ближней дистанции, более многочисленные 127 мм против всего шести 152 мм , размещенных в эрзац - башнях с ручным заряжанием...
          Но, проблема в том, что встретить одинокий американский крейсер очень трудно.
          В основном, они действовали в составе отряда из нескольких крейсеров.
          А там может быть и однородное соединение из "Кливлендов" с их двенадцатью 152 мм орудиями, или разнородное, из "Бруклинов" с пятнадцатью 152 мм орудиями, тяжелых крейсеров с девятью 203 мм орудиями, и "Атлант" в качестве довеска.
          То есть, у "Агано" и его систершипов шансов не было никаких.
          1. 0
            16 августа 2021 20:06
            Цитата: ignoto
            Крейсер - лидер эсминцев, ко времени ВМВ , это уже устаревшая концепция.


            Вот Вам "скаут" и "поддержка лёгких сил" (фактически - лидер ЭМ) с другого берега Тихого океана. smile
            1. 0
              18 августа 2021 19:56
              Но, никогда в этом качестве не использовался.
  18. 0
    15 августа 2021 13:37
    "Бронепояс толщиной 60 мм прикрывал машинное и котельное отделения, защищая от снарядов 140-мм на расстоянии до 20 кабельтовых (почти 4 км)." - Весьма сомнительное утверждение. На дистанции до 20 каб. бронебойный или полубронебойный снаряд снаряд калибром 140-мм легко пробьёт такой пояс. От фугасных снарядов - возможно сможет защитить. А от бронебойных - вероятно на дистанции БОЛЕЕ 40-50 каб.