Экспедиция особого назначения. Переход эсминцев с Балтики на Тихоокеанский флот

90

Корабли экспедиции ЭОН-3, фото: geroisevera.ru

Ровно 85 лет назад 24 сентября 1936 года в бухту Провидения в Анадырском заливе вошли боевые корабли, перебрасываемые с Балтики на Тихоокеанский флот. Проводка двух эсминцев вошла в историю, как Экспедиция особого назначения под номером 3. Уникальность секретной экспедиции заключалась в том, что она стала первой успешной проводкой боевых кораблей с Балтики на ТОФ по Северному морскому пути за одну навигацию.

Экспедиции особого назначения


Экспедиции особого назначения (ЭОН) – это общее название для целой череды операций, представляющих собой длительные по времени переходы кораблей советского ВМФ с одного флота на другой. Данные операции активно проводились как в предвоенные годы, так и в годы Великой Отечественной войны и даже после её завершения.



Все экспедиции были номерными, их формирование происходило на основании приказов высшего военного руководства страны и флота.

Первая экспедиция, получившая название ЭОН-1, успешно прошла в 1933 году. Экспедиции ЭОН-1 и ЭОН-2 заключались в переброске боевых кораблей из Кронштадта в Мурманск по только что построенному к тому моменту Беломорско-Балтийскому каналу.

Эсминцы, сторожевые корабли и подводные лодки перебрасывались на север страны, где шел процесс создания Северного флота, на тот момент ещё Северной морской флотилии, образованной только 1 июня 1933 года.

ЭОН-3 стала первой экспедицией по переброске боевых кораблей с Балтики на Тихоокеанский флот.

Экспедиции особого назначения продолжались более 20 лет. Последние из них проводились уже в середине 1950-х годов. Так, в рамках экспедиции ЭОН-66, которая стала самой массовой в истории, в июне-сентябре 1956 года на Дальний Восток было переброшено 45 кораблей различных классов, в том числе два крейсера проекта 68бис: «Александр Суворов» и «Адмирал Лазарев».

Важность проводки боевых кораблей по Северному морскому пути


Активное освоение Северного морского пути (СМП) шло все 1930-е годы. В историю вошли походы ледокольного парохода «Сибиряков» в 1932 году и неудачная экспедиция «Челюскина» в 1933 году. Зажатый во льдах «Челюскин» в итоге затонул в Чукотском море, а спасение членов его экипажа стало настоящей эпопеей, которая широко освещалась в СМИ и подарила стране первых Героев Советского Союза.


Эсминцы типа «Новик», ноябрь 1915 года, фото: wiki.wargaming.net

В свою очередь, проводка по СМП боевых кораблей в 1936 году долгое время оставалась неизвестной для широкой аудитории. Операция по переброске двух эсминцев с Балтики на Тихоокеанский флот была засекреченной и очень сложной.

В 1936 году в мире уже разгорался пожар будущей Второй мировой войны. В Европе началась гражданская война в Испании, Германия ввела войска в Рейнскую область, Италия воевала с Эфиопией. Неспокойно было и на Дальнем Востоке, где с 1931 года периодически шли военные действия между войсками Китайской республики и Японии, в 1937 году они перерастут в полномасштабную Японо-китайскую войну.

В этих условиях СССР стремился усилить военное присутствие в неспокойных регионах у своих границ. Для этого на Дальнем Востоке необходимо было иметь боеспособный флот. Но в 1930-е годы в этом регионе у Советского Союза просто не существовало адекватной судостроительной промышленности, которая позволяла бы пополнять состав ТОФ новыми кораблями.

В этих условиях единственным путем пополнения состава Тихоокеанского флота была переброска боевых кораблей с других флотов. В 1936 году впервые в истории с Балтики во Владивосток за одну навигацию удалось провести два боевых корабля. Это были эсминцы «Войков» и «Сталин». Их проводка Северным морским путем вошла в историю, как Экспедиция особого назначения № 3.

Участники экспедиции ЭОН-3


Экспедиция по проводке двух эсминцев с Балтики на Тихий океан была достаточно масштабной и представительной. Но двумя главными действующими лицами были именно боевые корабли. В состав Тихоокеанского флота передавались эсминцы «Сталин» и «Войков». Это были эсминцы типа «Новик», представлявшие собой один из самых удачных проектов боевых кораблей Российского императорского флота.

Экспедиция особого назначения. Переход эсминцев с Балтики на Тихоокеанский флот
Отто Юльевич Шмидт, фото 1936 года, wikimedia.org

Эсминцы типа «Новик» активно строились перед Первой мировой войной и успели поучаствовать в морских сражениях, в том числе воевали на Балтике. Корабли оказались очень удачными, после завершения Первой мировой и Гражданской войн в России они остались на вооружении уже советского флота и неоднократно модернизировались, в частности путем усиления зенитного вооружения.

Всего в экспедиции ЭОН-3 принимало участие до 14 кораблей. Помимо эскадренных миноносцев, в состав экспедиции, учтя опыт походов «Сибирякова» и «Челюскина», были включены полноценные ледоколы. Это были ледоколы «Ермак», «Литке», «Красин», «Ленин», ледоходный пароход «Садко». Помимо этого, в экспедиции участвовали танкеры «Майкоп» и «Анадырь», транспорт «Лок-Батан» и другие суда.

В проведении боевых кораблей Северным морским путем приняли участие не только военные моряки, но и советские ученые и полярники, включенные в состав ЭОН-3. Активно привлекалась к проводке судов и полярная авиация. Группа самолетов Анатолия Алексеева занималась непосредственным изучением ледовой обстановки по маршруту следования экспедиции.

Командовал экспедицией капитан 1-го ранга Пётр Евдокимов. Это был опытный офицер, получивший военное морское образование ещё в царской России. При этом военные моряки не имели реального опыта совершения подобных ледовых плаваний, поэтому начальником экспедиции сделали известного ученого, математика и полярного мореплавателя Отто Юльевича Шмидта.

На тот момент имя Шмитда знал в стране любой школьник. С его именем были напрямую связаны все сколь-либо значимые советские арктические экспедиции того времени. Он принимал участие в плавании ледокольного парохода «Сибиряков» и парохода «Челюскин». К моменту проведения ЭОН-3 Отто Шмитд возглавлял Главное управление Северного морского пути.


Корабли экспедиции ЭОН-3, фото: geroisevera.ru

В помощь капитанам эсминцев «Сталин» (Виктор Обухов) и «Войков» (Максим Сухоруков) были определены опытные полярные капитаны гражданского флота – Павел Миловзоров и Николай Николаев. Все они были опытными моряками. Николаев был потомственным моряком, сыном известного полярного капитана Михаила Николаева. У Миловзорова был огромный опыт морской работы. Он стал штурманом дальнего плавания ещё в 1899 году, а свой первый арктический рейс совершил в 1911 году на пароходе «Колыма».

Кадровый состав экспедиции обеспечил её успешное выполнение. 29 июля 1936 года эсминцы в составе экспедиции ЭОН-3 вышли из Сороки (сегодня Беломорск) в Белое море.

На рассвете 24 сентября 1936 года, пусть и не без приключений, корабли прибыли в бухту Провидения, где их встречал командующий Тихоокеанским флотом флагман флота 1-го ранга Михаил Викторов. Там же в бухте на кораблях начали монтировать вооружение, которое отдельно перевозилось на транспорте экспедиции.

С какими сложностями столкнулись участники ЭОН-3


Задача по проводке на Тихоокеанский флот двух эскадренных миноносцев была поставлена перед командованием Балтийского флота в апреле 1936 года. На тот момент она была достаточно сложной, что подтверждалось суровостью климата, сложной ледовой обстановкой, а также походом парохода «Челюскин», который был раздавлен льдами и затонул.

До 1936 года боевые корабли никогда не переводись с Балтики на Тихий океан по Северному морскому пути в рамках одной навигации. Помимо объективных трудностей, связанных с проводкой кораблей в сложной ледовой обстановке, была и другая проблема – обеспечение секретности экспедиции.

ЭОН-3 была сверхсекретной операцией флота. На время похода с эсминцев демонтировали артиллерийское и торпедное вооружение, их экипаж был сокращен до минимума. С военных кораблей по соображениям секретности убрали их названия, спасательные круги на бортах были перевернуты надписями вовнутрь. Убрали название кораблей и с ленточек матросских бескозырок.


Корабли экспедиции ЭОН-3, фото: geroisevera.ru

Радиограммам экспедиции ЭОН-3 было присвоено кодовое название «Заря». После появления данного кода в радиоэфире всем северным радиостанциям приказывалось прекратить передачу радиограмм. При этом и саму радиосвязь между кораблями экспедиции предписывалось свести до минимума, она разрешалась только в чрезвычайных обстоятельствах.

Стоит отметить, что эсминцы типа «Новик» не были предназначены для действий в столь сложных северных условиях навигации, они не были кораблями ледового класса. Поэтому организаторам похода изначально пришлось решать сложную задачу, чтобы обезопасить тонкую обшивку боевых кораблей от возможного столкновения с льдинами.

Для защиты корпусов эскадренных миноносцев инженер Александр Дубравин предложил специальный проект по созданию деревянно-металлической «шубы», которая и должна была сохранить корпуса кораблей в целости и сохранности во время длительного похода во льдах.

Помимо сугубо военной цели по усилению боевых возможностей Тихоокеанского флота, экспедиция выполняла и гражданские задачи. Состав экспедиции и количество привлекаемых кораблей позволяли попутно решать вопросы и по снабжению северных регионов СССР различными хозяйственными грузами. В первую очередь портов и баз, расположенных на Северном морском пути.

Поход ЭОН-3 имел очень важное значение. Он доказал возможность проводки боевых кораблей во Владивосток и другие порты Дальнего Востока северным путем. Позднее до начала Великой Отечественной войны на ТОФ с Балтики перейдет ещё несколько подводных лодок. А уже в 1942 году начнется обратный процесс, когда по СМП в состав Северного флота с Дальнего Востока пойдут боевые корабли, которые окажутся нужнее на северном театре боевых действий.
90 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    24 сентября 2021 06:24
    Спасибо автору, напомнили об этом знаменательном событии, о котором уже подзабыли.
  2. +17
    24 сентября 2021 06:32
    Автор как-то забыл упомянуть, что первый этап проводки проходил по Беломор-Балтийскому каналу.

    Ледорез «Ф.Литке» - лидер проводки эскадренных миноносцев в 1936 г.

    Эскадренный миноносец «Сталин» - флагман ТОФ, 1939-1940 гг.

    Моряки эсминца «Сталин». Владивосток, 1939 г.
    1. +11
      24 сентября 2021 06:42
      Автор как-то забыл упомянуть, что первый этап проводки проходил по Беломор-Балтийскому каналу.
      А это о чем у него тогда
      Первая экспедиция, получившая название ЭОН-1, успешно прошла в 1933 году. Экспедиции ЭОН-1 и ЭОН-2 заключались в переброске боевых кораблей из Кронштадта в Мурманск по только что построенному к тому моменту Беломорско-Балтийскому каналу.
      Присоединяюсь к словам благодарности предыдущих ораторов автору за напоминание об этой славной странице нашей истории!
      1. +12
        24 сентября 2021 06:49
        А это у него о ЭОН-1 и ЭОН-2. smile
        Решил Вас опередить, милейший Кроу, не то вместо одной моей строчки Вы бы бы пару простыней вывесили. hi
        1. +11
          24 сентября 2021 08:51
          И правильно,и весьма Вами благодарны,и ... это ..как там,забыл...А!Вельми понеже!Считаю это более продуктивным (нежели сетования на малоинформативность и сухость статьи) и познавательным - один что-нибудь вспомнил,другой пару простыней вывесил,третий добавил что-то интересненькое,четвертый..Это ладно,это все лирика - вот кто поможет,а то я запутался совсем : в одних источниках
          Командовал экспедицией капитан 1-го ранга Пётр Евдокимов.
          В других
          Военных возглавил М.В. Викторов
          На фото Марка Трояновского
          вроде Викторов..
          1. +8
            24 сентября 2021 09:25
            В походе участвовало до 14 кораблей, всей экспедицией руководил Отто Юльевич Шмидт, в то время возглавлявший Главсевморпуть. С военной стороны экспедицию возглавлял флагман флота 1-го ранга Михаил Владимирович Викторов, командующий Тихоокеанским флотом (офицер русской флота, расстрелян в 1938 году, реабилитирован в 1956 году).
            В сети нашел лишь краткую информацию об этом походе, тиражированную несколькими сайтами, как обычно, без указания на первоисточник. Там М.В. Викторов вообще не упоминается, как, впрочем и Шмидт.

            Трояновский А.М.
            Кандидат физико-математических наук, с.н.с. ИФП РАН

            Капраза Евдокимова он вообще не упоминает, быть может потому что был расстрелян Викторов и появился позднее капраз Евдокимов?

            "Из-за режима секретности в дневнике нет названий военных кораблей, не указаны и имена их капитанов. Миноносцы "Сталин" и "Войков" шли под № 47 (Кучеров С.Г. и Миловзоров П.Г.) и № 48 (капитан Обухов). Был учтен опыт походов "Сибирякова" и "Челюскина", караван кораблей сопровождали ледоколы. Это ледоколы "Литке" (Хлебников Ю.К.), "Ермак" (Воронин В.И.), "Ленин", "Красин", ледокольный пароход "Садко" (Николаев Н.М.), танкеры "Анадырь" (Бочек А.П.) и "Майкоп", транспорт "Лок-Батан" и др. Кроме экипажа в состав были включены ученые. Участвовала полярная авиация." (с)
            1. +4
              24 сентября 2021 10:09
              Капраза Евдокимова он вообще не упоминает, быть может потому что был расстрелян Викторов и появился позднее капраз Евдокимов?

              Костя hi
              про Евдокимова мой пост ниже, из него понятно почему не упоминают
        2. 0
          24 сентября 2021 09:40
          Командовал экспедицией капитан 1-го ранга Пётр Евдокимов. Это был опытный офицер, получивший военное морское образование ещё в царской России

          А чего же автор замолчал биографию Евдокимова? Постеснялся?
          Зря. yes Она на сайте "Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945" подробно выложена

          Евдокимов родился в 1893 г., в 1914 г. окончил Морской корпус, в 1917 г. — штурманские офицерские классы. Службу Евдокимов проходил на Балтийском море. В октябре 1917 г. он был старшим офицером эсминца «Внимательный». После Октябрьского переворота 1917 г. перешел на службу к большевикам, достигнув определенных вершин в служебной карьере. В Гражданскую войну Евдокимов служил на Онежской флотилии, занимая должности командира сторожевого корабля «Кокетка» (с ноября 1918 г.), командира сторожевого судна «Заря» (в августе 1919 г.), начальника дивизиона заградительных кораблей флотилии. С 1920 г. он вновь служил на Балтике, в должности командира различных кораблей (эсминцы «Железняков», «Ленин», «Карл Маркс» и др.) и соединений С февраля 1934 г. Евдокимов командовал 2-м дивизионом миноносцев Морских сил Балтийского моря. 15 марта 1936 г. ему присвоили воинское звание капитана 1-го ранга, а 25 февраля следующего года он был награжден орденом Ленина. В марте 1938 г. Евдокимов принял командование 3-м дивизионом миноносцев. Однако Евдокимова, как специалиста из «бывших», не обошла стороной волна политических репрессий. 8 августа 1938 г. его арестовали органы НКВД по «стандартному» для многих обвинению об участии «в военно-фашистском заговоре». 14 июля 1939 г. Евдокимов был осужден, но в начале следующего года суд, рассмотрев его дело, освободил и реабилитировал моряка. Возможно, с этого момента и возникла его личная обида на советскую власть, которая и привела в годы Великой Отечественной войны Евдокимова в Русскую освободительную армию (РОА). 11 апреля 1940 г. Евдокимов был назначен начальником штаба Учебного отряда кораблей ВВМУ им MB. Фрунзе. С 18 июля 1941 г. Евдокимов стал начальником штаба эскадры кораблей Балтийского флота. 21 марта 1942 г. его назначали командиром Отряда кораблей особого назначения Балтийского флота. В декабре 1941 г. Евдокимов командовал лайнером «Иосиф Сталин», на котором уходили отважные защитники полуострова Ханко. В ночь на 3 декабря 1941 года «Сталин» в составе каравана кораблей покинул базу Ханко. Корабли шли строем, впереди — три тральщика, затем еще два, следом эсминец «Стойкий», турбоэлектроход «И. Сталин», эсминец «Славный», еще один тральщик, замыкал строй катер «Ямб». Имелся еще отряд сопровождения из семи катеров морских охотников и четырех торпедных катеров. В ночь на 3 декабря лайнер подорвался на мине. Из 6 тысяч человек, находившихся на нем, советские корабли смогли спасти лишь 1740 человек. 5 декабря к брошенному судну подошли немецкие тральщики и две шхуны, которые и сняли оставшихся моряков (впрочем, небольшая их часть пыталась достичь берега самостоятельно, но все они пропали без вести). Тогда-то и попал в плен Евдокимов. 1 апреля 1942 г. он был исключен из списков ВМФ как пропавший без вести.
          В плену Евдокимов находился, начиная с последних чисел марта 1942 г., в различных лагерях. Уже с конца года Евдокимов стал сотрудничать с финской разведкой и абвером, а также преподавать в различных разведшколах. В октябре 1944 г. Евдокимов встретился с начальником штаба ВС КОНР генерал-майором Ф.И. Трухиным в Берлине и подал заявление о зачислении в эту организацию. В декабре Евдокимов был назначен в отдел учебных заведений штаба вооруженных сил и аттестован как полковник немецкой армии. 9 мая 1945 г. Евдокимов бежал на Запад и сдался представителям 26-й пехотной дивизии 3-й американской армии в районе Каплице-Крумау (Чехия). В плену он содержался в лагерях Кладенска Ровна, Фридберг, Ганакер (Ландау). В июле Евдокимов выдал себя за старого эмигранта и был освобожден американцами из лагеря в Ганакере, избежав выдачи в СССР. Через некоторое время Евдокимову удалось перебраться в США, где он жил под фамилией Alexander и скончался в Вашингтоне 4 мая 1965 г.
          ссылка: https://biography.wikireading.ru/109901
          1. +4
            24 сентября 2021 10:49
            Спасибо, Дима! smile
            Вот изнанка всех видов политических репрессий, честного человека Викторова расстреляли, а предатель благополучно дожил до старости. Хотя, не возьмусь никого судить, Совецка власть умела воспитывать и плодить врагов. Но ведь были люди, которые не взирая на репрессии, пытки и издевательства тупых костоломов, после освобождения служили Родине и отлично воевали, как самый яркий пример -- Константин Рокоссовский.
            1. +3
              24 сентября 2021 12:26
              Да чего далеко ходить. Вон на соседней статье - Аксель Иванович Берг. Сын царского генерал-лейиенанта, был арестован в 1938 году, но тем не менее стал Героем Социалисти́ческого Труда, Академиком, адмирал-инженером и заместителем министра обороны СССР.
            2. +3
              24 сентября 2021 19:28
              Вот думаю: как страна меняется каждое десятилетие, а то и чаще. И многим хватало выдержки и характера отделять службу Отечеству от наносного.
              1. +3
                25 сентября 2021 09:59
                Не каждый, очевидно, способен, да и по разному складывается жизнь.
            3. -1
              22 ноября 2021 00:38
              Нет, просто этот евдокимов - гниль-мразь, приспособленец и патологический предатель
          2. 0
            27 октября 2021 09:16
            Ну не мог Евдокимов служить в Вермахте, да еще и полковником - это был удел только граждан Рейха! Я заметил, что Википедия часто дает неправдивую информацию. Не сомневаюсь, что пройдут годы и обо мне также напишут какую-нибудь чушь и ахинею.
  3. +11
    24 сентября 2021 07:20
    С какими сложностями столкнулись участники ЭОН-3

    Как раз про сложности автор решил не писать, ограничившись заголовком. А трудностей было очень много вплоть до того, что в Карском море, попав в старый лед, корабли встали и простояли почти месяц.


    Вопрос стоял о том, чтобы вообще прекратить проводку.
    1. +7
      24 сентября 2021 11:26
      Цитата: Undecim
      Как раз про сложности автор решил не писать, ограничившись заголовком.

      Это да... даже у Кускова в "Кораблях Октября" и то переход подробнее описан.
      «Шубы» и тяжелые стальные винты полностью оправдали себя. Но даже с ледоколом движение каравана все более замедлялось. За неделю сумели добраться только до меридиана восточного берега Пясинского залива, где снова пришлось остановиться, ожидая разрежения льдов. Воспользовавшись вынужденной стоянкой у небольшого острова, на эсминце «Сталин» провели текущий ремонт. Сумели даже осмотреть подводную часть корпуса. Водолазы не обнаружили там никаких повреждений, если не считать отдельных незначительных вмятин, не имеющих существенного значения.
      Улучшения ледовой обстановки не наступало, а по прогнозу ожидалось еще большее сплочение льдов. Оставалось пробиваться вперед. Корабли и суда экспедиции продолжили движение. На подходах к проливу Вилькицкого льды становились все плотнее, караван двигался все медленнее. Наконец ледокол «Ленин» оказался не в состоянии ломать лед. Во все стороны от кораблей до самого горизонта простирались огромные, сплоченные почти в сплошную массу льдины. Беспорядочно громоздясь, они сжимали корпуса кораблей. Острые углы льдин упирались в обшивку.
      Корабельная подрывная партия эсминца «Сталин» начала бороться со льдом. Минеры закладывали небольшие заряды в углы льдин. Взрывы разрушили острия льда, грозившие проткнуть борт эсминца, и засыпали ледяной мелочью пространство в непосредственной близости от обшивки. Снежно-ледяная каша какое-то время сдерживала напор глыб, но через некоторое время льдины, непрерывно перемещавшиеся у борта, создавали новую опасную ситуацию. Иногда подрывом льда руководил командир эсминца. Обухов в недавнем прошлом был минером, подрывное дело он знал хорошо.
      Как бы там ни было, а движение на восток продолжалось. Иногда своим ходом, иногда дрейфуя вместе со льдами, караван преодолевал милю за милей. За две недели сумели пройти море Лаптевых и Восточно-Сибирское море. Приближались к проливу Лонга, когда увидели на востоке шедший навстречу ледокол «Красин».
      Два линейных ледокола — это сила. Дела сразу пошли веселее. Да и самый тяжелый участок пути уже остался позади. 20 сентября караван прошел кромку сплошного льда. Почти сразу же за ней эсминцы попали в первый для них дальневосточный (хотя еще и не тихоокеанский) шторм. Плавучий лед препятствовал разведению большой волны, но зато сам представлял большую угрозу. Хаотически носившиеся по воле ветра льдины то и дело со страшной силой били в борта. Вряд ли обошлось бы без пробоин, если бы не добротно сработанные в Кронштадте «шубы».
    2. +5
      24 сентября 2021 12:52
      Хорошее начало и как то резко всё закончилось! А хотелось бы прочитать про перепитии похода. Очень жаль. Правда комментарии выручают.
  4. +2
    24 сентября 2021 07:46
    Эсминцы, сторожевые корабли и подводные лодки перебрасывались на север страны, где шел процесс создания Северного флота, на тот момент ещё Северной морской флотилии, образованной только 1 июня 1933 года.


    Неверно: еще 19 июня 1916 года официально была создана Флотилия Северного Ледовитого океана.

    На 7 октября 1917 года во Флотилии Северного Ледовитого океана числилось 89 боевых и вспомогательных судов
    ..
    Активное освоение Северного морского пути (СМП) шло все 1930-е годы.

    Активное освоение (научное и практическое) СМП шло задолго 1930:еще во времена России по СМП был осуществлен завоз рельсов для строительства Транссибирской магистрали.

    А первым сквозным прохождением Северного морского пути российской экспедицией стала гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством замечвтельного русского офицера Бориса Вилькицкого , героя РЯВ и ПМВ, на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914—1915 годах, которые, кстати, были в ПМВ военными кораблями

    Проводились исследования и работы на СМП при Российском правительстве а 1919 г и тогда же был создан Комитет Северного морского пути

    эсминцы «Сталин» и «Войков»
    это русские эсминцы "Самсон" и "Лейтенант ИЛЬИН" , названный так в честь Героя Чесменского сражения, а не какого-то террориста-убийцы войкова,, не только к морю не имевшего никакого отношения, но вообще ни дня никем не проработавшего.
    1. +3
      24 сентября 2021 08:22
      Припозднились "Петербургские власти". Только в 1916 году решили позаботится о защите северных рубежей. Впрочем, как и было и с дальневосточными рубежами.
      До царя далеко... И в никому нет дела.
      Пока "гром не грянул" для одних в 1904. Для других позднее.
      1. +4
        24 сентября 2021 10:55
        Только в 1916 году решили позаботится о защите северных рубежей
        Там до 1915 года защищать особо нечего было.
        Алексей! hi
        1. +3
          24 сентября 2021 11:13
          А моржей с белыми медведями от норвежских браконьеров? hi
          1. +3
            24 сентября 2021 11:26
            Угу, и саамов с оленями.
            1. +2
              24 сентября 2021 11:58
              А олени, что хуже саамов?
              Всех под защиту Гаранта - Царя- Батюшки!!! Даже лемингов... hi
              1. +2
                24 сентября 2021 12:40
                Олени лучше, они водку не пьют. А вот леммингов точно не надо защищать.
        2. +3
          24 сентября 2021 11:24
          Цитата: 3x3zsave
          Только в 1916 году решили позаботится о защите северных рубежей
          Там до 1915 года защищать особо нечего было.
          Алексей! hi

          вот именно. Тут включается тезис кота Матроскина - чтобы что-то "оборонять", надо это "что-то" сначала построить, освоить, обжить, обиходить и оперспективить. Крымская кампания, конечно, показала, что супостат не прочь рассматривать севера в качестве поля боя и локальных беспокоящих флотских операций, но в целом Империя не считала этот медвежий угол с рыбацкими становищами и лесопилками опасным для себя. Инертность в отношении развития Севера, разумеется, не красит имперскую власть.
          1. +3
            24 сентября 2021 11:54
            Подобным образом они и о Камчатке с Сахалином думали! А потом "родился граф ПолуСахалинский"!
            Да и вообще в те времена мало думали о "дальних рубежах". Как сейчас - "не глядят дальше МКАД"!
            А есть ли жизнь за МКАДом???
            Севере, Дальнем Востоке, Средней Азии!
            Пока "петушок-огненный гребень" в пятую точку не клюнул...
            На Дальнем Востоке "внезапно" оказались соседи очень воинственными.
            На Севере оказался единственный ближайший порт через который можно получать закупленные у союзников материаллы и вооружение.
            В Средней Азии "внезапно" местным подданным Белого Царя Батюшки непонравилась мобилизация "на рытьё окопов" и полилась кровь....
            1. 0
              27 октября 2021 09:47
              А вот про Среднюю Азию не надо упрощать - там гораздо все сложнее. Да и в составе РИ эти земли были с конца XIX века. Там больше англичанка гадила... Причем, конкретно. И ведь, гаденыши, почти в 1930-х много вредили и мутили -
              там басмачество было ликвидировано только к началу войны. Местный народ там добрый и простой, а вот английские "кураторы" настраивали народ против любой власти = хоть против царя, хоть против генсеков.
              (Мне в прошлом посчастливилось жить и работать в бывших республиках Средней Азии. Работая рядом с местными, естественно сдруживались, возникали неформальные отношения, ходили к ним в гости. И я старым местным жителям иногда задавал этот вопрос насчет басмачества. И ответ у всех был примерно один - без снабжения и баз в Иране и Афганистане, басмачи быстро бы сдались и все наладилось. Так что, Великобритания была и в этом углу земли нам злейшим врагом. Что для РИ, что для СССР, что и сейчас.)
              1. 0
                27 октября 2021 11:59
                А может им просто нехотелось воевать - "пацифисты"!
                Не считавшие себя чем-то обязанными Белому Царю в Петербурге.
                1. 0
                  27 октября 2021 13:26
                  Хм, а я такой вариент даже не рассматривал, однако.
                  1. 0
                    27 октября 2021 14:01
                    Когда большевики решили провести мобилизацию среди карелл то услышали - лучше в лесу сдохнуть от голода, чем умирать в польских болотах.
      2. +3
        24 сентября 2021 11:19
        Цитата: hohol95
        Припозднились "Петербургские власти". Только в 1916 году решили позаботится о защите северных рубежей.


        Строительство города Александровск было совершено в кратчайшие сроки — в течение трёх лет. 7 июля 1899 года Николай II утвердил мнение Государственного совета о присвоении городскому поселению и порту при Екатерининской гавани названия «Александровск» и переименовании Кольского уезда Архангельской губернии в Александровски. Официальное открытие города состоялось 6 июля (24 июня) 1899

        Торжественное открытие г. Александровска-на-Мурмане 24 июня 1899 года.

        Это сегодняшний Полярный.
        1. +3
          24 сентября 2021 11:44
          Цитата: Ольгович
          Строительство города Александровск было совершено в кратчайшие сроки — в течение трёх лет. 7 июля 1899 года Николай II

          Небольшой коммерческий порт для местной логистики? Для охраны рыбных промыслов достаточно было одного "Бакана". А в Архангельске в 1862-ом упразднили адмиралтейство и военный порт. Северный вектор имперской власти был, согласитесь, Ольгович, довольно рахитичным. Доля Белого моря и СЛО в общем российском морском грузообороте на начало века была 2%.
          1. 0
            24 сентября 2021 11:54
            Цитата: Пепел Клааса
            Небольшой коммерческий порт для местной логистики? Для охраны рыбных промыслов достаточно было одного "Бакана"

            да нет:. Причиной решения Морского ведомства Российской империи о стр-ве послужило активное развитие германского флота и ожидание окончания сооружения немцами Кильского канала, соединившего Балтийское и Северное моря, а также невозможность в зимнее время осуществить вывод судов из Финского залива в случае войны с Великобританией
            Цитата: Пепел Клааса
            А в Архангельске в 1862-ом упразднили адмиралтейство и военный порт.

            А в Архангельск была проложена железная дорога, соединившая порт со всей Россией
            Цитата: Пепел Клааса
            Северный вектор имперской власти был, согласитесь, Олькович, довольно рахитичным. Доля Белого моря и СЛО в общем российском морском грузообороте на начало века была 2%.

            сколько требовалось тогда, столько и было.

            Когда жизнь заставила и город РнМ построили и ПЕРВУЮ в мире ж/дорогу за Полярным кругом с уникальнейшей фильтрующей дамбой.
            1. +4
              24 сентября 2021 12:29
              Цитата: Ольгович
              и ожидание окончания сооружения немцами Кильского канала, соединившего Балтийское и Северное моря, а также невозможность в зимнее время осуществить вывод судов из Финского залива в случае войны с Великобританией

              Эх, а Тимонов в 1900-ом в Париже золотую медаль выставки получил за свой проект Беломорканала. Дорого было. И только гениальный менеджер товарищ Сталин изыскал бесплатную рабочую силу. Но вообще, то, что сотворили каналоармейцы за полтора года - это, без пафоса, трудовой подвиг.
              1. +1
                24 сентября 2021 13:12
                В Российской Империи тогда считали более выгодным "бесплатную рабсилу" отправлять на остров Сахалин.
                Или раскидывать по "глубинам Сибирских руд"...
                1. +2
                  24 сентября 2021 14:32
                  Цитата: hohol95

                  Или раскидывать по "глубинам Сибирских руд"...

                  За весь 19 век кол-во сосланных в Сибирь - 865т. чел.
                  1. +1
                    24 сентября 2021 15:14
                    Это вместе с поляками или без поляков отправленных служить по дальним гарнизонам?
                  2. +1
                    24 сентября 2021 15:51
                    К 1900 году с Сибири было около 310 тысяч ссыльных.
                  3. 0
                    24 сентября 2021 22:24
                    Было бы желание у руководства к "рытью каналов" то уж руки копателей и сами лопаты нашлись бы в миг...
                    Порсто "мараться" не желали...
                2. +1
                  25 сентября 2021 15:36
                  В Российской Империи тогда считали более выгодным "бесплатную рабсилу" отправлять на остров Сахалин

                  Каторжане участвовали в строительстве Транссибирской магистрали и Амурской грунтовой дороги, или как её ещё назвали "колёсной".
              2. 0
                24 сентября 2021 14:28
                Цитата: Пепел Клааса
                Эх, а Тимонов в 1900-ом в Париже золотую медаль выставки получил за свой проект Беломорканала. Дорого было.


                Там же Гран-при и Большой золотой медали «за архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение» был удостоен железнодорожный мост через Енисей (Красноярский мост), построенный под руководством инженера Евгения Карловича Кнорре по проекту профессора Л. Д. Проскурякова. ( величайший русский инженер-из крестьянского сословия. В Москве и сейчас есть его мост).

                Эйфель , председатель жюри, был в восхищении.

                Построили и этот мост и величайший в мире Алексеевский мост (СССР так и не смог построить длиннее) и величайшую ж/дорогу мира в кратчайшие сроки

                Так что и Беломор был бы построен , и Волхов (начатый в натуре до ВОРа) , и Днепровская ГЭС (проект тоже до ВОРовский) -только без жутких жертв и вымешивания босыми ногами бетона плотин ДнепроГЭСа
                1. +1
                  24 сентября 2021 19:25
                  Цитата: Ольгович
                  Так что и Беломор был бы построен

                  не сомневаюсь. Но это была бы несколько иная история)
              3. 0
                14 октября 2021 21:38
                При Екатерине 2 и ранее вложили в строительство каналов к Санкт,- Петербургу и с Камы до Волги баснословные триллионы тех ещё рублей...рабочая сила тожь была бесплатноц- сгоняли крестьян и бегунков
            2. +4
              24 сентября 2021 12:31
              Когда жизнь заставила и город РнМ построили и ПЕРВУЮ в мире ж/дорогу за Полярным кругом с уникальнейшей фильтрующей дамбой.
              Ключевые слова: "когда жизнь заставила". Но жизнь заставила слишком поздно и развитие регион получил уже при советской власти.
              Андрей! hi
              1. -3
                24 сентября 2021 14:36
                Цитата: 3x3zsave
                Ключевые слова: "когда жизнь заставила".

                Здравствуйте, Антон. hi

                А когда-то было иначе? В т.ч. потом?
                Цитата: 3x3zsave
                Но жизнь заставила слишком поздно и развитие регион получил уже при советской власти.

                поздно относительно чего?
                А без с власти бы не было развития в стране с самыми большими темпами роста экономики и населения?
                1. 0
                  24 сентября 2021 14:43
                  Андрей, давайте подумаем, что именно послужило толчком для индустриального развития Кольского полуострова?
                  1. +1
                    24 сентября 2021 19:38
                    Цитата: 3x3zsave
                    Андрей, давайте подумаем, что именно послужило толчком для индустриального развития Кольского полуострова?

                    Первая мировая. "Вторые Дарданеллы")
                    1. 0
                      24 сентября 2021 19:42
                      Думаю, нет. Когда бы империя сохранилась, был бы второй Порт-Артур.
                      1. 0
                        24 сентября 2021 22:39
                        Цитата: 3x3zsave
                        Думаю, нет. Когда бы империя сохранилась, был бы второй Порт-Артур.

                        Ага, ага....РИФ сражался в Чёрном и Балтийском в Первую, кстати сказать, подоблестнее, чем РККФ в ВОВ, вообще-то. Не находите?
                      2. +1
                        25 сентября 2021 18:10
                        И в чем там доблесть заключалась, особенно на Балтике?
        2. 0
          24 сентября 2021 11:56
          И много тогда в Александровске-на -Мурмане боевых кораблей у причалов стояло?
      3. +2
        25 сентября 2021 16:06
        Припозднились "Петербургские власти". Только в 1916 году решили позаботится о защите северных рубежей. Впрочем, как и было и с дальневосточными рубежами.

        Если вы не в курсе, то к началу войны у мудрого руководства СССР на Севере также почти не было флота. Самыми крупными боевыми кораблями были эсминцы, в количестве всего лишь 8 единиц, включая царские "новики". И во время войны пришлось срочно его укреплять, в т.ч. за счёт переброски кораблей с Дальнего Востока. А там, раз уж вы так переживаете за ДВ рубежи, и так одна мелочь была. Самыми крупными судами также были эсминцы с двумя лидерами во главе. То есть оголяли и без того слабый флот. Большая часть флота, как и в ПМВ, была сосредоточена в двух лужах: на Балтике и в Чёрном море.
    2. +5
      24 сентября 2021 10:37
      Цитата: Ольгович
      названный так в честь Героя Чесменского сражения, а не какого-то террориста-убийцы войкова

      Ну, после Ильина он был Троцким и Гарибальди ещё. Чем Гарибальди-то им не угодил?
      А вообще, конечно, "Новиков" новая власть изрядно оевреила - Войков, Урицкий, Троцкий, Рыков, Володарский ....
  5. +5
    24 сентября 2021 08:23
    ЭОНов было не мало,тут целый цикл статей можно посвятить.
  6. +7
    24 сентября 2021 09:16
    Первое название эм "Войков" после постройки было " Лейтенант Ильин " Это в честь героя Чесменского сражения . Помните брандеры , которые подожгли корабли турецкого флота ? Так вот, брандерами командовал лейтенант Ильин и сам был на одном из брандеров .
    Примечательно не только долголетняя служба эм "Войков" в составе ВМФ СССР - до 60 годов , но и долголетие одного из его командиров , который был оставлен служить на Балтике , а Войков на Дальный Восток повёл другой командир . Это командир "Войкова" Новиков , в последствии конт-адмирал , который родился ещё до закладки эм ""Лейтенант Ильин " пережил на тридцать лет всю службу "Ильина- Войкова" , а она длилась сорок лет,и умер почти столетним кантр- адмиралом в отставке в 90 годах .
    Первое название эм "Сталин" после постройки было "Самсон" , Отличился в Первую Мировю Войну на Балтике . Так "Самсон" назывался до 1922 года , а с 1922 года до 1946 года назывался "Сталин" С 1946 года эм "Сталин " опять был переименован в "Самсон" , Почему ,я не знаю . Расскажите , кто знаете историю эм "Самсона-Сталина- Самсона"
    1. +4
      24 сентября 2021 10:21
      Цитата: север 2
      а с 1922 года до 1946 года назывался "Сталин" С 1946 года эм "Сталин " опять был переименован в "Самсон" , Почему ,я не знаю

      Нда, за рассказанный в кубрике анекдот про "Самсона-Сталина", у которого вся сила в усах, можно было, наверное, присесть. winked
      В декабре 1946-го "Сталин" был переведён в категорию "несамоходных учебных судов". Чтобы такой недееспособный ветеран носил имя товарища Сталина - это явное вредительство и бросание тени.
      1. +3
        24 сентября 2021 10:49
        Цитата: Пепел Клааса
        Цитата: север 2
        а с 1922 года до 1946 года назывался "Сталин" С 1946 года эм "Сталин " опять был переименован в "Самсон" , Почему ,я не знаю

        Нда, за рассказанный в кубрике анекдот про "Самсона-Сталина", у которого вся сила в усах, можно было, наверное, присесть. winked
        В декабре 1946-го "Сталин" был переведён в категорию "несамоходных учебных судов". Чтобы такой недееспособный ветеран носил имя товарища Сталина - это явное вредительство и бросание тени.

        спасибо за убедительную версию ...
        1. +2
          24 сентября 2021 11:06
          Цитата: север 2
          спасибо за убедительную версию ...

          ну, есть версия, что старичка переименовали, потому что, мол, на СФ в это время имя "Сталин" получил новый ЭМ. Не нашёл в списках СФ эсминца с таким именем.
          1. +4
            24 сентября 2021 11:22
            Цитата: Пепел Клааса

            ну, есть версия, что старичка переименовали, потому что, мол, на СФ в это время имя "Сталин" получил новый ЭМ. Не нашёл в списках СФ эсминца с таким именем.

            Эсминцы типа “Осмотрительный” (проект 30-К) — 10 единиц

            ОХОТНИК, с 1.1 2.1946 г.- СТАЛИН (заводской № 104). Заложен 25.6.1940г. на заводе №402 и 25,9.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 19.7.1947 г., вступил встрой 29.9.1948г. и 26.10.1948 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 28.1.1958 г. выведен из боевого состава и расформирован, а 3.4.1958 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и в 1958 — 1959 гг. на базе “Главвторчермета” в Мурманске разделан на металл.
            © С.С.Бережной. Советский ВМФ 1945-1995. Крейсера, большие противолодочные корабли, эсминцы. "Морская Коллекция", №1, 1995 г.
            1. +2
              24 сентября 2021 11:48
              ага, вот и он! Спасибо ,Алексей.
          2. +4
            24 сентября 2021 11:39
            Хотя, ПМСМ, то, что название "Сталин" было присвоено "Охотнику" - это уже следствие. А причиной был полный износ "Самсона". Вот и решили в ВМФ от греха подальше передать название на новейший ЭМ, который хоть за пределы базы выпустить можно. Да и в политическом смысле такое имя на борту стоящей у причала развалины... небезопасно.
            Корпус, главные машины и котлы износились. Несмотря на военное время, использование корабля для выполнения боевых задач было признано невозможным. Весьма ограниченными стали его возможности по обеспечению деятельности других кораблей. В 1944 году ему уже не разрешалось выходить за пределы залива Петра Великого.

            Но эсминец был еще нужен флоту. В январе — августе 1945 года его отремонтировали и передали вновь сформированному отряду учебных кораблей. На нем размещалось командование отряда. По мере развертывания деятельности отряда отношение к кораблю менялось. Из-за ограничения района плавания он не мог принимать участие в решении многих учебных задач. По этой причине его передали в распоряжение Учебного отряда флота.

            В этот период один из новейших эскадренных миноносцев Северного флота — «Охотник» был переименован в эсминец «Сталин», а кораблю-ветерану возвратили его старое имя «Самсон». В это время его еще раз тщательно освидетельствовали и приняли решение о консервации главных механизмов и об использовании корабля только на стоянке у стенки. В сущности это было концом службы эсминца.
            © Кусков В.П. Корабли Октября.
            1. +1
              24 сентября 2021 11:58
              Цитата: Alexey RA
              Хотя, ПМСМ, то, что название "Сталин" было присвоено "Охотнику" - это уже следствие.

              трудно установить причинно-следственную связь, согласен.
  7. +3
    24 сентября 2021 09:30
    Позднее до начала Великой Отечественной войны на ТОФ с Балтики перейдет ещё несколько подводных лодок.


    Первым по СМП свою лодку провёл кап3 Зайдулин (Щ-423) 05.08-17.10.1940г. в ходе ЭОН-10.
    Очень интересный переход.
    73 суток (56 ходовых) / 7227 миль (682 – во льдах). Бывало, и на буксире.
  8. -1
    24 сентября 2021 09:48
    Первая экспедиция, получившая название ЭОН-1, успешно прошла в 1933 году.

    Товарищи Сталин, Ворошилов, Киров и Ягода по этому случаю,пройдя на пх "Товарищ Анохин" Беломорканалом, 22.07.1933 почтили личным присутствием порт Сорока, где осмотрели ЭОНовские корабли.
    Ясен перец, что лизоблюды тут же подсуетились и "отлили в граните"(с) 10-метровую памятную табличку в честь "лично скромного" вождя:
    1. +3
      24 сентября 2021 13:09
      Плюс поставил, хотя с "лизоблюдами" не совсем согласен. Это рассуждение скажем так, современное, а современники описываемого события, думали по другом, во всяком случае, большинство из них. Опять же цитата: "Был культ личности, но была и личность"
  9. +3
    24 сентября 2021 11:46
    ЗДОРОВО! К сожалению, малоизвестно...
  10. +1
    24 сентября 2021 16:25
    А когда потребовалось,Тихоокеанский флот помог Северному флоту. В 1942 году начался переход дивизиона эсминцев (лидер эсминцев "Баку", эсминцы "Решительный", "Разумный", "Разъяренный") совершили кругосветку. При этом неопознанная подводная лодка потопила эсминец "Решительный". В 1943 году "Баку", "Разъяренный" и "Разумный" прибыли на Северный флот и приняли участие в боевых действиях.
    1. +2
      24 сентября 2021 19:19
      Цитата: борис эпштейн
      А когда потребовалось,Тихоокеанский флот помог Северному флоту. В 1942 году начался переход дивизиона эсминцев

      Осенью 42-го тремя группами 2 "ленинца" и 4 "эски" ушли с ТОФа на СФ.
      В этом переходе Гусарова на Л-16 утопила торпедой I-25.
    2. 0
      25 сентября 2021 18:26
      "Решительный" погиб в навигационной аварии в 1938 году. Какая подводная лодка, вы о чем? Где вы это бред вычитали? И да, там был не "Решительный" а "Ревностный", который из-за аварии не смог продолжить путь.
      1. 0
        26 сентября 2021 09:38
        Почитайте пож книгу "Краснознаменный Тихоокеанский флот.Издание 3-е, исправленное и дополненное, Ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва, 1981 год." И командиром эсминца был будущий Адмирал Флота СССР С Г Горшков. Осужднен или наказан он не был.
        1. +1
          26 сентября 2021 14:38
          Цитата: борис эпштейн
          И командиром эсминца был будущий Адмирал Флота СССР С Г Горшков. Осужднен или наказан он не был.

          Для начала, Горшков не был командиром ЭМ "Решительный". Командиром ЭМ на момент гибели корабля был старший лейтенант Беляев. А Горшков командовал 7-й морской бригадой и был старшим начальником при буксировке этого ЭМ из Комсомольска-на-Амуре во Владивосток.
          Военсовет Тихоокеанского флота 13 сентября с г. [1938 г.] приказом № 0082 назначил отряд по переводу кораблей во главе с командиром 7 морской бригады капитаном 3-го ранга Горшковым и военкомом отряда старшим политруком Мещеряковым

          На дворе был 1938 год. И в аккурат под очередной праздник ВОСР 8 ноября Горшков умудрился посадить буксируемый ЭМ на камни без возможности снятия, потеряв первый и единственный на тот момент эсминец ТОФ пр. 7. Спас его командующий ТОФ Кузнецов - за что Горшков отплатил ему позже чёрной неблагодарностью.
          В 1942 г. Горшков уже давно был на ЧФ (с 1939 г.) и служил на Черноморском ТВД до 1955 года.
          1. -1
            26 сентября 2021 18:10
            Предложенную к прочтению мной книгу не читал, но отрицает. Вольному воля.Надоело спорить.
            1. -1
              26 сентября 2021 19:20
              Не надо спорить, не надо бред всякий о подлодках нести.
              1. 0
                27 сентября 2021 09:35
                Я о подлодках и слова не сказал. Минусую в ответ.
                1. 0
                  27 сентября 2021 18:13
                  При этом неопознанная подводная лодка потопила эсминец "Решительный" - это кто, я что ли написал? У тебя что, раздвоение личности, уже не помнишь что пишешь?
                  1. 0
                    28 сентября 2021 15:01
                    Цитаты.
                    "А караван прошел Охотское море, миновал советские и японские минные поля и 22 июля достиг Первого Курильского пролива, по которому проходила граница между Японией и СССР. В то время здесь постоянно дежурили японские эсминцы, на виду у которых корабли и суда «ЭОН-18» и проследовали в Тихий океан. Считается, что именно после этой встречи японская разведка сообщила в Берлин о перебазировании боевых кораблей с Тихого океана в Мурманск."
                    "Дело в том, что немцы прознали про ЭОН-18 и решили если не уничтожить её полностью, то хотя бы сильно потрепать. Для этого гитлеровцы даже организовали операцию «Страна чудес». Для уничтожения ЭОН-18 в советские северные широты нацисты отправили тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер» в сопровождении двух подводных лодок. В результате этого был уничтожен советский ледоход «А. Сибиряков», поэтому наше руководство и отдало приказ, предписывавший каравану задержаться в Тикси."
                    Вот тебе и подводные лодки. Но не советские, а японские или немецкие. Хотя сейчас есть версия, что это была американская подлодка."
            2. -1
              28 сентября 2021 14:02
              Цитата: борис эпштейн
              Предложенную к прочтению мной книгу не читал, но отрицает.

              Это не я отрицаю, а особая комиссия по расследованию гибели ЭМ "Решительный" под руководством командующего Амурской флотилией флагмана 2-го ранга Октябрьского.

              И если ЭМ "Решительный" потопили в 1942, как Вы об этом пишете:
              Цитата: борис эпштейн
              В 1942 году начался переход дивизиона эсминцев (лидер эсминцев "Баку", эсминцы "Решительный", "Разумный", "Разъяренный") совершили кругосветку. При этом неопознанная подводная лодка потопила эсминец "Решительный".

              то как им мог командовать Горшков, который в то время служил на Чёрном море, о чём он сам и писал.

              Да, кстати, с каких пор переход по СМП из Владивостока в Полярный стал считаться кругосветным?
              Цитата: борис эпштейн
              В 1942 году начался переход дивизиона эсминцев (лидер эсминцев "Баку", эсминцы "Решительный", "Разумный", "Разъяренный") совершили кругосветку.
              1. 0
                28 сентября 2021 17:28
                Блин, вот один сморозил глупость, а вы за ним повторяете. Какой на фиг "Решительный"? В составе ЭОН-18 был "Ревностный", который столкнулся с транспортом "Терней" и не смог продолжить путь.
  11. +1
    24 сентября 2021 17:04
    Безумству храбрых поем мы песню.
    1. +1
      24 сентября 2021 18:31
      Цитата: bandabas
      Безумству храбрых поем мы песню.

      Да. Песню из "Семеро смелых")
      1. +1
        24 сентября 2021 19:29
        К войне в Заполярье более подходит Розенбаум, "Корабль конвоя".
        1. +1
          24 сентября 2021 19:45
          ну, песня не про войну, это в клипе БГ такой видеоряд. "Семеро смелых" всё ж про штурм Арктики. Вот, скажем, в варианте Утёсова вообще оригинальные слова "Штурмовать далёко море" заменены на "Дрейфовать в далёком море" - пожалте Вам - уже про Челюскин))
          1. 0
            24 сентября 2021 20:04
            это в клипе БГ такой видеоряд
            Борис Борисыч в девяностых стал тем еще конюктурщиком. Да и кто из музыкальных лидеров нашей юности им не стал? Разве что Шахрин?
            1. +1
              24 сентября 2021 21:04
              Цитата: 3x3zsave
              Разве что Шахрин?

              Чиж)
              Ну, я не вижу тут ничего конъюнктурного, кстати. Боб всегда с пиететом относился к войне.
              1. -1
                24 сентября 2021 21:13
                А что Чиж? ББГ еще задолго до его появления на сцене охаректиризовал подобное явление, "стареющий юноша, в поисках кайфа".
                1. -2
                  24 сентября 2021 22:33
                  Цитата: 3x3zsave
                  А что Чиж?

                  Да ничего. Вы же сами этого частушечника Шахрина упомянули. Для меня это полный ноль.Предрэперный порожняк.
        2. +1
          24 сентября 2021 20:13
          «Мы дошли: значит этим ты все доказал» (с).

          Вполне может быть девизом.
          1. +2
            24 сентября 2021 20:32
            В Заполярье вода убивает гораздо раньше, чем чума.
  12. 0
    25 сентября 2021 13:00
    Мне вот интересно: эти корабли имели хоть отопление во внутренних помещениях или моряки там замерзшими были круглосуточно
  13. +1
    25 сентября 2021 17:03
    Ну , освоили проводку эсминцев времён Первой мировой , потом и рейдер "Комет" провели .
    А обратно с ТОФ лидер "Баку" в ЭОН-18 .
    Жаль , что во время Русско-Японской 2-ю Тихоокеанскую не было возможности провести .
    Жаль заброшенные в1990-е годы военные городки и аэродромы на севере . Много чего жаль ...