Перспективы и будущее Российского флота

40
Минпромторг подготовил масштабный проект государственной программы по развитию судостроения в России. Общий объем финансирования в рамках данной программы должен составить около 1,3 трлн. рублей. В первую очередь, данная программа будет ориентирована на развитие оборонных предприятий, в то время как в гражданском судостроении основной упор будет сделан на постройку судов ледового класса, а также шельфовые проекты. Основным получателем денежных средств в рамках программы по развитию судостроения станет Объединенная судостроительная корпорация (ОСК).

Новая государственная программа, разработанная петербургским ЦНИИ имени академика. Н. Крылова совместно с Минпромторгом основывается на выполнении 5 ранее озвученных федеральных целевых программ: «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы (РГМТ-2016), РГМТ-2025, которая начнет действовать с 2017 года и РГМТ-2030, а также «Развитие ОПК-2020» и «Развитие ОПК-2025». Таким образом, сроки реализации новой программы охватывают временной период до 2030 года. При этом основной объем средств на техническое перевооружение предприятий будет отправлен в оборонный сектор.

По информации издания «Коммерсантъ», общий объем финансирования программы составит 1,3 трлн. рублей, при этом большая часть суммы (940 млрд. рублей) будет направлена на «сохранение, укрепление и развитие проектно-конструкторского, научного и производственного потенциала отрасли», примерно 319 млрд. рублей будут направлены на «разработку опережающего научно-технического задела и современных технологий, необходимых для разработки перспективной морской техники». Еще порядка 45 млрд. рублей будет направлено на «достижение в российском судостроении уровня передовых стран по технологичности производства, качеству выпускаемой продукции, а также производительности труда. В подготовку для отрасли новых кадров планируется вложить около 0,7 млрд. рублей. При этом как отмечают источники «Коммерсанта», окончательные параметры программы в данный момент находятся в стадии «обсуждения» и могут быть откорректированы.
Перспективы и будущее Российского флота

В рамках данной программы Минпромторг рассчитывает добиться рентабельности вложений бюджетных средств на уровне в 1,59 руб. на каждый рубль инвестиций. В приведенной презентации говорится о том, что дополнительная выручка от инвестиций может составить более 25% или 350 млрд. рублей. При этом в рамках реализации программы в отрасли должно появиться порядка 20 тысяч новых рабочих мест, а окупаемости инвестиций планируется достичь за 10 лет.

Основной упор в гражданской части программы будет сделан на крупные шельфовые и арктические проекты, в частности, именно на их реализацию ориентирована «РГМТ-2025». В качестве основных целей данной программы отмечаются «эффективное освоение морских месторождений углеводородов в Арктике», а также «обеспечение эффективной эксплуатации Севморпути». Потребности России в ледоколах до 2020 года оцениваются в 26 единиц (включая 6 атомных ледоколов – 1 мощностью 110 МВт и 5 мощностью 60 МВт). Помимо этого Россия нуждается в 230 танкерах, а также в 40 новых газавозах. Общая потребность в судах для освоения шельфа составляет порядка 130 единиц, из которых 30 приходятся на платформы, а 90 на суда обеспечения. В целом же, по оценкам Минпромторга, потребность России в гражданской морской технике составляет 1 400 судов.

Акцент гражданского судостроения на выпуск кораблей ледового класса и шельфовой техники является логичным из-за экспортного потенциала и внутреннего спроса – в других сегментах, к которым относятся, к примеру баржи, конкуренцию с китайскими и южнокорейскими производителями будет выдержать очень трудно, отметил первый зампред комитета по промышленности Государственной Думы России Владимир Гутенев. При этом в настоящее время в России реализуются далеко не все шельфовые проекты, на которые очень рассчитывали производители. К примеру, освоение Штокмановского месторождения, расположенного в Баренцевом море, было отложено на неопределенный срок.

Кораблестроительная программа в рамках ГПВ-2020

До 2020 года в рамках реализации государственной программы вооружений планируется потратить на переоснащение армии около 20 трлн. рублей. При этом кораблестроительная программа в рамках ГПВ-2020 является одной из наиболее затратных и проблемных отраслей. Только на обновление российского флота планируется потратить около 5 трлн. рублей. В свое время Анатолий Сердюков назвал заявленные судостроителями цены – «дикими». Но у этой дикости есть свое объяснение. Долгий цикл постройки крупных надводных и подводных боевых кораблей на фоне роста цен на комплектующие, материалы, энергоносители и продолжающуюся структурную инфляцию отрицательным образом сказывается на ценообразовании в отрасли.

При этом в качестве дополнительного фактора существенного роста цен на серийное производство новых подлодок в сравнении с головными лодками, стало и широкое применение при их постройке металлоконструкций от других АПЛ, постройка которых была «заморожена» еще в начале 1990-х годов. Не смотря на все это задачу по обновлению корабельного состава ВМФ придется решать в любом случае. Согласно решениям, которые были приняты при формировании общего облика ГПВ-2020, на нужды флота планируется потратить около 4,7 трлн. рублей, при этом примерно 1/3 от этой суммы будет потрачена еще до 2015 года.

Наряду с этим, еще в начале 2012 года вице-премьер Дмитрий Рогозин рассказал о том, что в 2011 году по отрасли кораблестроения было отмечено существенное снижение объемов производства – на 16,2%, до 211,5 млрд. рублей. При этом корабельный состав российского военно-морского флота по своему количественному составу вплотную подошел к минимально необходимому уровню для решения разного рода боевых задач. Именно поэтому России просто необходимо срочное обновление парка боевых кораблей.

Обновление атомного подводного флота России связано с 2-мя новыми платформами: многоцелевыми подлодками проекта 885 «Ясень» и стратегическими подводными ракетоносцами проекта 955 «Борей». В настоящее время на испытаниях находятся 2 АПЛ проекта «Борей» – лодки «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский», а также головной корабль проекта 885 – «Северодвинск». До 2020 года российский флот должен получить, в дополнение к уже имеющимся подлодкам, как минимум 6 стратегических ракетоносцев (будут строиться по измененному проекту), а также не менее 9 многоцелевых подводных лодок модернизированного проекта 885М

Если говорить о неатомных субмаринах, то здесь ситуация уже не такая радужная. Попытка поставить на вооружение флота подлодки проекта 677 «Лада» с воздухонезависимыми двигателями пока что не имеет успеха. Головная лодка данной серии – «Санкт-Петербург» все еще находится в опытной эксплуатации, а 2-е других лодки «Кронштадт» и «Севастополь», по всей видимости, если и будут до конца достроены, то уже по модернизированному проекту. В этих условиях целесообразным следует признать решение, по которому для пополнения подводной группировки кораблей прибрежной зоны командование флота стало размещать заказы на уже отработанную платформу – лодки проекта 636.3 «Варшавянка». Первый контракт на постройку 3-х таких лодок уже заключен. Всего же для нужд Черноморского флота России планируется построить 6 данных подводных лодок.

Надводную группировку российского флота было решено обновлять «снизу». В настоящее время военное ведомство работает над вопросом об облике перспективного авианосца, но постройка такого рода корабля не входит в планы по перевооружению флота до 2020 года. При этом планируется осуществить программу по постройке кораблей океанской зоны – «корветов» и «фрегатов». При этом корабли проекта 22350, которые в свое время подавались в качестве универсальная платформа для военных кораблей основного класса, пока буксуют с вводом в строй. Головной фрегат «Адмирал Горшков» был заложен еще в 2006 году, спуск корабля на воду произошел в 2011 году, в то же время второй корабль данного проекта «Адмирал Касатонов» был заложен лишь в 2009 году. К постройке прочих кораблей из данной серии в 8 единиц на «Северной верфи» еще даже не преступали. В свое время даже озвучивались цифры о постройке 20-30 кораблей данного проекта, но сегодня данные показатели выглядят явно нереалистичными.

Исходя из этого, командование флота решило вновь прибегнуть к испытанному ранее приему: быстрому контрактованию отработанного экспортного проекта, который переделывается для российских нужд и реалий. Именно таким образом на калининградской верфи «Янтарь» появились 2 контракта на строительство фрегатов проекта 11356М, которые представляют собой незначительно переработанную версию фрегатов, строящихся по индийскому проекту Talwar.

Если же говорить о более мелких судах, то в настоящее время законтрактовано существенное число корветов проекта 20385. При этом неурядицы с судостроительным предприятием «Северные верфи», где планировалось строить данные корабли, не позволили отладить быстрое и ритмичное исполнение данного заказа. В данный момент «Северные верви» переходят под оперативный контроль ОСК, что может повлечь за собой перенос заказа на другие судостроительные предприятия, но в любом случае работы по данным корветам будут идти по реалистичному графику.

Помимо боевых кораблей состав российского флота до конца 2020 года должен пополниться и различными вспомогательными судами. По словам замминистра обороны России генерала армии Дмитрия Булгакова, всего до 2020 года планируется построить 96 вспомогательных кораблей для флота. В 2012 году уже были заключены контракты на приобретение первых 5-и вспомогательных судов. По словам Дмитрия Булгакова, в настоящее время Министерство обороны закупает лишь комплексные суда тылового и технического обеспечения. На каждом из этих кораблей будет предусмотрено все необходимое: от наличия средств пожаротушения, до обеспечения продовольствием, водой, горючим, различным военно-техническим имуществом, в том числе боеприпасами и ракетами, отметил генерал.

В целом же стоит отметить, что основную массу заказов по ГПВ-2020 еще лишь предстоит сформировать в районе 2015 года, так что у российских судостроителей остается небольшой запас времени на подготовку.

Источники информации:
http://www.kommersant.ru/doc/2020517
http://www.oborona.ru/includes/periodics/armament/2011/1212/14237820/detail.shtml
http://vz.ru/society/2012/9/13/597999.html
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    19 сентября 2012 09:02
    при этом большая часть суммы (940 млрд. рублей) будет направлена на «сохранение, укрепление и развитие проектно-конструкторского, научного и производственного потенциала отрасли», примерно 319 млрд. рублей будут направлены на «разработку опережающего научно-технического задела и современных технологий, необходимых для разработки перспективной морской техники». Еще порядка 45 млрд. рублей будет направлено на «достижение в российском судостроении уровня передовых стран по технологичности производства, качеству выпускаемой продукции, а также производительности труда. В подготовку для отрасли новых кадров планируется вложить около 0,7 млрд. рублей

    Прямо музыкой в ушах....если хотя бы половина будет истрачена по назначению, а из этой половины только половина будет израсходована с должной эффективностью....то даже это будет слишком хорошо, чтобы в это можно было поверить
    1. Redpartyzan
      +1
      19 сентября 2012 09:29
      В гпв вмф хотя бы есть корабли и лодки которые будем строить. В сухопутных войсках же только испытания пройдут в 2013, 2014 годах. Так что здесь более менее все ясно осталось контракты заключить.
    2. 0
      19 сентября 2012 13:03
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Прямо музыкой в ушах....

      АТЭС прошел, после олимпиады по идее финансирование еще увеличится, да и обстоятельства вынуждают, куда китайский дракон повернет голову?
      По поводу В-52- законсервировано 200 шт.
      Наверное увидим мы новый российский авианосец до 2030 года.
      1. военач
        +1
        19 сентября 2012 20:44
        А то! Но 2030 год очень уж далек, а вот к 20-му будет видно - нужны ли они нам, а скорее всего "нужны", но потом
  2. +6
    19 сентября 2012 09:08
    Ничего нового в статье..третий фрегат проекта 22350 "Адмирал Головко" уже заложен в этом году..
    1. olifus
      +1
      19 сентября 2012 12:04
      Цитата: altman
      третий фрегат проекта 22350 "Адмирал Головко" уже заложен в этом году..

      именно третий серийный будут закладывать и вместе с головным будет уже четыре.
  3. +4
    19 сентября 2012 09:12
    Что-то про военный флот не очень радужно, как выдавалось ранее... особенно про надводные корабли. А где крейсеры, где БДК? Только режем и продаем на иголки? Надводный флот превращается в ОВР, не более?
    Неприятно видеть: "Попытка поставить на вооружение флота подлодки проекта 677 «Лада» с воздухонезависимыми двигателями пока что не имеет успеха."...

    "Гранаты у него не той системы..." ???
    1. +2
      19 сентября 2012 10:08
      Цитата: TRex
      А где крейсеры, где БДК? Только режем и продаем на иголки? Надводный флот превращается в ОВР, не более?
      Новая стратегия развития флота. Только какая не пойму.
      request А то что у нас из крупного надводного только 1 БДК и 2 вертолетоносца никого не волнует. В следующий раз до Сирии на плотах поплывем. А самое обидное что у нас и авианосцы в планах (только где эти планы?), эсминцы и крейсера вообще никто даже не вспоминает. Будем корветами и фрегатами покорять океан.
      1. Алексей Приказчиков
        +2
        19 сентября 2012 12:25
        Новая стратегия развития флота. Только какая не пойму.
        А то что у нас из крупного надводного только 1 БДК и 2 вертолетоносца никого не волнует. В следующий раз до Сирии на плотах поплывем. А самое обидное что у нас и авианосцы в планах (только где эти планы?), эсминцы и крейсера вообще никто даже не вспоминает. Будем корветами и фрегатами покорять океан.


        Эсминцы будут только после 2018 года, проект только разрабатывают, кстати эсминец будет с атомной силовой установкой. Крейсера уро будт после 2016- новость по ним была заказ будет на 8 штук, но все до 20 года понятно не построят. По авиносцам во первых чтоб их делать нужна инфраструктура, а у нас для Кузи даже сухих доков нет он всю жисть на рейде стоит. Плюс нужно чтоб карабельный вариант т 50 был готов. Вобщем там много заморочек не5 все так просто.
        1. 0
          19 сентября 2012 12:54
          Цитата: Алексей Приказчиков
          Вобщем там много заморочек не5 все так просто.
          А вот здесь согласен. Нам пиндят больше чем делается. Я это не по наслышке знаю.
          1. Алексей Приказчиков
            +2
            19 сентября 2012 13:06
            А вот здесь согласен. Нам пиндят больше чем делается. Я это не по наслышке знаю.


            Дык в России живем.
    2. Алексей Приказчиков
      +2
      19 сентября 2012 12:22
      Что-то про военный флот не очень радужно, как выдавалось ранее... особенно про надводные корабли. А где крейсеры, где БДК? Только режем и продаем на иголки? Надводный флот превращается в ОВР, не более?
      Неприятно видеть: "Попытка поставить на вооружение флота подлодки проекта 677 «Лада» с воздухонезависимыми двигателями пока что не имеет успеха."...

      "Гранаты у него не той системы..." ??



      Крейсера будут в виде восстановленых Орланов и уро. Бдк пока хватает что есть. Раньше у СССР армия было огого и морпехов тоже было огого. А счас по 2 бригады на флот. Их ф принципе столько не надо. Да и без технологий модульной сборки которую получим от Мистраля мы крейсера даже если и сможем делать, то делать будем их 100 лет и 1 год. Вы заметили как натовцы быстро корабли 1 и 2 ранга делают, а ведь эти суда могут служить до 50 лет при грамотном подходе. Так вот они их за 2-3 года собирают, а хули модули на верфи соединил и все, там все как конструктор.
      1. 0
        19 сентября 2012 12:32
        Леша, привет! Ты опять за грамотой не следишь!
        Расшифруй про Орланов и уро - что хотел сказать.
        Уточняю по МП: по одной бригаде на флот. Про ТФ точно не скажу - при СССР там была дивизия МП.
        1. Алексей Приказчиков
          +1
          19 сентября 2012 13:05
          Леша, привет! Ты опять за грамотой не следишь!
          Расшифруй про Орланов и уро - что хотел сказать.
          Уточняю по МП: по одной бригаде на флот. Про ТФ точно не скажу - при СССР там была дивизия МП.


          Првиет брат. Извини пишу на планшете, на работе я счас у меня в крск счас 5 часов я седня аж до 7. Домой приду и грамота появится. Петра Великого знаешь? Вот это крейсер сего проекта. Проходила инфа что оин будут расконсервированы и пройдут модернизацию в стрю будут до 2035 года. Там новы проект будет не все сразу просто сам понимаешь какие сложности. Это ведь не Уряя кричать. Уро это аналог амеровских тикондерог. Здесь была статья помоему в мае. Домой приду поищу. Интернет с модема работает все плохо. А по морпехам извини ошибся думал больше их, а жаль.
      2. +1
        19 сентября 2012 12:52
        Цитата: Алексей Приказчиков
        Эсминцы будут только после 2018 года, проект только разрабатывают, кстати эсминец будет с атомной силовой установкой. Крейсера уро будт после 2016- новость по ним была заказ будет на 8 штук, но все до 20 года понятно не построят.
        А кто конкретно, какое КБ их разрабатывает? Откуда такая информация?
        1. Алексей Приказчиков
          +2
          19 сентября 2012 13:05
          А кто конкретно, какое КБ их разрабатывает? Откуда такая информация?


          Инфа по военному обозрению была. Домой приду и поищу статью.
      3. +1
        19 сентября 2012 14:39
        Цитата: Алексей Приказчиков
        Да и без технологий модульной сборки которую получим от Мистраля мы крейсера даже если и сможем делать, то делать будем их 100 лет и 1 год.


        Чисто для информации:

        26 декабря 1978 года, сразу после спуска на воду ТАКР «Новороссийск», на освободившемся стапеле «0» Черноморского судостроительного завода произошла закладка нового корабля, получившего заводской номер С-104. Строился «Баку» по изменённому проекту 1134.4. Весь корпус корабля при постройке разбили на 10 районов, работа началась с первого (закладного) района, включавшего «сердце» корабля — машинное отделение, а далее шла одновременно в нескольких направлениях — в нос и корму, а также вверх. Сборка осуществлялась из заранее готовых секций, масса которых не превышала 150 тонн. Одновременно с постройкой крейсера осуществлялась и реконструкция самого стапельного комплекса (в рамках подготовки к строительству ТАКР проекта 1143.5) — были установлены три портальных крана (грузоподъёмностью по 80 тонн каждый), а также два больших козловых крана финской фирмы «Konecranes» (грузоподъёмностью по 900 тонн каждый, работая вместе могут поднимать блоки массой до 1400 тонн). Первый раз новые краны были использованы в октябре 1981 года — с их помощью на крейсер была установлена собранная на предстапельной площадке надстройка массой 1000 тонн. В феврале 1982 года краны использовали для монтажа блоков спонсона. Спуск корабля на воду состоялся 31 марта 1982 года (спусковая масса около 19000 тонн), после чего «Баку» достраивался у заводской стенки. Из-за постоянных срывов поставок нового оборудования, а также вносимых по ходу строительства изменений в проекте достройка корабля затянулась. К швартовным испытаниям ТАКР приступил только 2 июня 1986 года. 23 сентября на крейсер заселился экипаж, 1 декабря были завершены швартовные испытания, а 4 декабря корабль отправился в Севастополь (докование на Севморзаводе с 7 по 22 декабря)
        1. +1
          19 сентября 2012 16:22
          Цитата: Aleksys2
          Чисто для информации:
          И что от них осталось? Вам +, но это давно забыто и осталось на Украине. Думаете нам вернут документацию? Или её уже не продали?
          1. +1
            19 сентября 2012 17:22
            Просто я к тому, что эта технология для нас не нова. И для ее возрождения не обязательно было покупать 4 Мистраля. ИМХО.
            1. +1
              19 сентября 2012 22:18
              Цитата: Aleksys2
              И для ее возрождения не обязательно было покупать 4 Мистраля
              Вот это да. Они нам нафиг не нужны.
              Цитата: Aleksys2
              Просто я к тому, что эта технология для нас не нова

              Ну то что было раньше, к сожалению надо начинать с 0. crying
          2. bambu
            0
            21 сентября 2012 18:53
            дык продали ,к маме не ходи)))
            они всё продают,предпрениматели ... ))) lol
      4. +1
        19 сентября 2012 15:27
        все равно строить надо... так или иначе, это заложит основу уже более современного флота будущего
      5. негоро
        +1
        19 сентября 2012 22:14
        Лазарев(бывший Фрунзе)планируется к утилизации,сУшаковым(быв.Киров)тоже не решено.На 2013 год запланирован только ремонт Нахимова (быв.Калинин)
  4. +2
    19 сентября 2012 09:24
    Скоро именами адмиралов будут катера называть , докатились... У нас руководство... не той системы
    1. снежок
      0
      15 октября 2012 13:52
      Это точно:)
  5. +1
    19 сентября 2012 09:31
    самое главное,это создание кадров,ибо в этой отрасли работают одни пенсионеры в прямом смысле слова...
    1. 0
      19 сентября 2012 10:01
      Цитата: саша 19871987
      ,ибо в этой отрасли работают одни пенсионеры в прямом смысле слова.
      Это не совсем правда. Сейчас привлекается много молодежи. Есть только проблема с тем когда из них выйдут настоящие спецы.
  6. каратэ
    0
    19 сентября 2012 09:37
    Все как всегда разворуют и не хрена не построят.Сейчас катерок построят с экипажем в 10 человек,а понту-спущен новый военный корабль.Пока ворье у власти у нас нет и не будет флота,ни военного,ни гражданского.
  7. geptilshik
    +1
    19 сентября 2012 09:44
    Это конечно хорошо что воякам дают и Ледоколы строить будут (ведь большие запасы полезных ископаемых находяться там), но как быть с обычным малым флотом , опять Булгарии будут плавать
  8. Оскал
    0
    19 сентября 2012 10:06
    При этом в качестве дополнительного фактора существенного роста цен на серийное производство новых подлодок в сравнении с головными лодками, стало и широкое применение при их постройке металлоконструкций от других АПЛ, постройка которых была «заморожена» еще в начале 1990-х годов.

    А мне кажется,что это должно удешевить производство,разве не так?
    1. +1
      19 сентября 2012 13:06
      Дешевле заказать и нарезать новый металл. Недостроенные корпуса болтались у пирса или стояли вне цехов , их надо чистить ,резать , кроить что-то, и куча всяких "бонусов".
  9. +4
    19 сентября 2012 10:08
    Китайцы вон - авианосец испытывают и готовят к вводу в строй. Мы - малые артиллерийские катера...это радует...китайцев.
  10. +1
    19 сентября 2012 10:29
    "всего до 2020 года планируется построить 96 вспомогательных кораблей для флота"...Так стройте, кто ж против"?! Только, ради Бога, сделайте так, что бы к этому времени было кому и чему "вспомогать"!
    1. негоро
      0
      19 сентября 2012 22:18
      Буксиры -основная ударная сила флота,любой авианосец на слом отбуксируют. wassat
  11. +3
    19 сентября 2012 10:42
    Дочитал до слов
    При этом планируется осуществить программу по постройке кораблей океанской зоны – «корветов» и «фрегатов».
    и перевернуло. Когда это корвет стал кораблем океанской зоны. Ну фрегат куда еще не шло при условии пополнения запасов, но корвет.
    Статья не о чем, автор не разбирается в классификации морских судов и перелил из пустого в порожнее. Минус
    1. +1
      19 сентября 2012 21:51
      Да, многовато неточностей.
      "Попытка поставить на вооружение флота подлодки проекта 677 «Лада» с воздухонезависимыми двигателями пока что не имеет успеха."
      Как будто кто-то пытался! На Ладе пока что вполне себе воздухозависимый двигатель. ВНЭУ от Рубина только в планах.
      Ну и какие-то "Северные верфи" вместо "Северная верфь" режет глаз.
      1. негоро
        0
        19 сентября 2012 22:22
        Во времена СССР любой боевой корабль,если проецировать нынешние определение,был кораблем океанской зоны.Тральцы на БС в персидский залив регулярно ходили,а МРК в Африку.
  12. Ашан
    0
    19 сентября 2012 11:45
    Перспективы и будущее Российского флота

    Никаких перспектив и никакого будущего, если маленький фрегат "Горшков" строится по 7 лет и конца этой стройке не видно
    1. негоро
      +2
      19 сентября 2012 22:26
      ВЫ не правы.Горшков не строили,а рассказывали всем как его строят.Сейчас пошло финансирование,начали потихоньку раскачиваться и если финансирование будет стабильным,то и сроки подтянутся до общемировых.Главное есть политическая воля,и средства нашлись,при наличие ГОЗ и стабильном финансировании всё наладится.Лиха беда начало.
      1. 0
        21 сентября 2012 22:17
        Да всё бы хорошо, но традиция у нас закрепилась - половину финансирования в свой карман СРАЗУ откатить - а на оставшееся ничего не построишь, вот и сомнения - а хоть что-то построят? Что Жванецкий говорил - не воруйте с убытков, воруйте с прибылей (ударение на "е"), а наши никак не поймут, что то, что хочется украсть, нужно брать ПОСЛЕ реализации проекта, берут ДО и проект не реализуется - люмпены они, и больше никто, у меня мастер на стройке без образования, шпана дворовая, так считает, но эти-то , вроде, хоть формально с образованием быть должны... Грустно,девушки...
  13. 0
    20 сентября 2012 13:30
    Четвертый фрегат проекта 11356м будет носить название "Адмирал Бутаков"
  14. 0
    5 октября 2012 12:21
    А 5 назовут ГВМШ---по цене наверно сопоставимо.