О «Грачатах», «Марлинах» и старых тральщиках

53

Очередная эпатажная военная новость была опубликована 14 января 2022 года в газете «Известия».

Министерством обороны принято решение вооружить тральщики ВМФ подводными аппаратами «Марлин-350». Перевооружить тральщики решили после успешного похода кораблей Балтийского флота летом прошлого года в Финский залив, во время которого велись масштабные работы по разминированию... тральщики Балтийского флота «Александр Обухов» проекта 12700 шифр «Александрит» и «Леонид Соболев» проекта 1265 шифр «Яхонт» с помощью «Марлинов-350» нашли и уничтожили методом подрыва около 20 якорных и донных магнитных мин... недалеко от острова Гогланд.

Как будет показано ниже, в реальности все было «...и не в преферанс... и не выиграл, а проиграл». Впрочем, для подкрепления любых новостей (особенно не имеющих отношения к реальности) в наших лубочных СМИ существуют «известные эксперты»:



– В составе ВМФ России числится несколько тральщиков еще советской постройки, но они уже устарели, – объяснил «Известиям» военный эксперт Дмитрий Болтенков. – Появление «Марлинов» значительно расширит возможности этих кораблей... К сожалению, темпы поступления новых кораблей недостаточны. Заменить ветеранов должны тральщики проекта «Александрит»… Для поиска и уничтожения мин на борту есть система «Диамант» – это два… беспилотных катера со специальными подводными роботами, внешне напоминающими торпеды. Благодаря пластиковому корпусу и малошумному двигателю на эти аппараты не реагируют мины, что позволяет им спокойно прочесывать морские районы. Катера обнаруживают мины с помощью гидроакустических систем и магнитомеров. После этого с них или с борта тральщиков спускают в воду подводных роботов, которые уничтожают смертоносные «подарки». Искать объекты на большой глубине помогают подводные аппараты системы «Александрит-ИСПУМ».

Радует, что «известный эксперт» все-таки заметил недостаточные темпы постройки новых противоминных кораблей, при том, что все остальное в данном «экспертном заключении» является не более чем продуктом бурного воображения, усугубленным особым пристрастием к организации, получавшей за импортный (и по факту небоеспособный) комплекс DIAMAND весьма щедрое бюджетное финансирование, подробнее – «Фальшивый блеск» «стекляшек» DIAMANDa.

Главное же – до сих пор основой противоминных сил ВМФ являются тральщики старых проектов, так и не получившие никакой модернизации, и по факту небоеспособные. Например, в составе крупнейшего Северного флота имеются только старые тральщики советских проектов, в составе второго по численности флота – Тихоокеанского – сегодня есть только «целый один» новый «Александрит», все остальное – небоеспособное старье...

Возвращаясь к работам по разминированию у Гогланда, учитывая количество находящихся там мин, их результаты продемонстрировали именно нищету и немощь противоминных сил Балтфлота, причем реальную работу по уничтожению мин выполнял исключительно аппарат СТА комплекса ИСПУМ (ибо «диамандовские» аппараты могли решать только гражданские обследовательские задачи). Официоз Минобороны об этом:

30.09.2021 (05:15)
Тральщики Балтийского флота «Александр Обухов» и «Леонид Соболев» обезвредили около 20 мин времен Великой Отечественной войны в акватории Финского залива. С 10 августа 2021 года экипажи базовых тральщиков Балтийского флота выполняли задачи по ликвидации остаточной минной опасности в одном из районов Финского залива.
Экипажами кораблей с помощью штатного оборудования было обнаружено около 20 гальваноударных якорных и донных магнитных мин времен Великой Отечественной войны, которые впоследствии уничтожались методом подрыва прямо на месте.
Большинство опасных находок было обнаружено и уничтожено при помощи современного оборудования, стоящего на вооружении базового тральщика «Александр Обухов» – гидроакустической станции «Александрит», телеуправляемого аппарата «Си Скан» и одного из самоходных телеуправляемых аппаратов, находящихся на корабле.
«Мы уже третий год подряд устраняем остаточную минную опасность», – сообщил командир тральщика «Александр Обухов» капитан 3 ранга Сергей Пожидаев. «Мы спускаем аппарат, на который прикреплена бомба, подходим к мине, закладываем эту бомбу, затем отходим на безопасное расстояние и производится подрыв мины», – добавил он.

Видео самих работ:


Очевидно, что данная информация была, скажем так, привычно и обычно «творчески интерпретирована» (хотя здесь просятся другие, гораздо более грубые, но точные выражения) «Известиями». Что поделаешь, такие у них «стандарты журналистики» (в кавычках). Подробнее о новых «александритах» и их проблемах – «Что «не так» с «новейшим» ПМК проекта 12700»?

При этом просто «феерические новости» о втором участнике работ у Гогланда – базовом тральщике (БТЩ) «Леонид Соболев», принес официоз Минобороны «Красная Звезда» – «Движение к высокой цели» (28.02.2020 г.):

Чтобы получить право на выход в море, экипаж любого корабля должен сдать курсовую задачу К-1... Для каждого из нас это были трудные недели, – вспоминает командир «Леонида Соболева» капитан 3 ранга Денис Сенкевич... Ввиду отсутствия у части экипажа должного опыта работы на боевых постах и в составе расчётов упор был сделан на практическую составляющую обучения – насколько, конечно, это возможно, когда корабль ошвартован у причальной стенки. При отработке действий корабельного боевого расчёта, например, гидроакустическую станцию миноискания опускали в воду лишь условно... Курсовую задачу К-1 экипаж сдал успешно. Вскоре состоялся первый после заводского ремонта выход корабля в море. Неделя, проведённая вдали от берегов, вместила в себя многое: постановку, выборку тралов и регулировку их элементов, поиск учебных мин различными видами тралов, подрыв плавающей мины, артиллерийские стрельбы по морским и воздушным целям… вторую курсовую задачу – плавание и ведение боя одиночным кораблём – БТЩ «Леонид Соболев» закрыл с оценкой «хорошо»... говорит командир корабля капитан 3 ранга Денис Сенкевич, – задач будет ещё больше, и мы готовы к их выполнению. Поборемся за звание лучшего корабля по противоминной обороне – чтобы двигаться вперёд, нужно ставить перед собой высокие цели.

То, о чем идет речь в тексте, это, по сути, тральная рухлядь времен Второй мировой войны, гидроакустика в «ауте», про искатели и противоминные аппараты, которые изначально имели БТЩ данного проекта во времена СССР, «доблестный ВМФ» благополучно забыл (хотя слово здесь просится гораздо грубее). Зато оценка «хорошо» (за фактическую неспособность решать задачи по предназначению) есть, и, более того, несмотря на всю «противоминную голозадость», публично заявляется о претензиях на статус «лучшего противоминного корабля» Балтфлота...

Теперь о «Марлинах»


«Марлин-350» – довольно неплохой обследовательский телеуправляемый подводный аппарат (ТНПА), разработанный «Тетис-Про» для импортозамещения одного из самых популярных в мире легких обследовательских ТНПА Saab Seaeye Falcon ROV, входивший в состав «тетисовского» (фактически «конструктор» из импортных комплектующих) поисково-обследовательского комплекса (ПОК) «Кальмар» противодиверсионных катеров (ПДРКА) проекта «Граченок».

Для обследовательских задач «Марлин» получился весьма неплох, заметно превосходя «Фалькон».


ТНПА «Марлин-350»

Проблема, однако, была в том, что прошлым руководством «Тетис-Про» ПОК «Кальмар» и ТНПА «Марлин-350» заявлялись в т. ч. для решения противоминных задач, для чего в существующем облике они были не только не приспособлены, но и существовала крайне высокая вероятность подрыва на минах их носителей.

На одном из мероприятий форума «Армия-2017» в презентации «Тетис-Про» была заявлена возможность оснащения перспективных рейдовых тральщиков (РТЩ) проекта 10750Э ПОК «Кальмар» (что действительно активно лоббировалось в это время).

О «Грачатах», «Марлинах» и старых тральщиках

Последовавшее на мероприятии обсуждение имело (в первую очередь со стороны автора) крайне жесткий характер, и причина этого была в том, что прошлым (ставка на импорт дорого обошлась компании в последние годы и привела к смене руководителей) руководством «Тетиса» прекрасно сознавалось, что в данном варианте РТЩ имеют крайне высокую вероятность самоподрыва на минах – т. е. их экипажи лоббистами заведомо посылались на убой.

А прекрасно это сознавалось потому, что за год до этого все эти вопросы в деталях обсуждались с прошлым начальством «Тетиса» с привлечением профильных специалистов.

Ниже приводятся страницы из записной книжки автора этого самого обсуждения.


Главное – из-за заведомо ограниченного радиуса рабочей зоны (rОЗ) ТНПА «Марлин-350» не обеспечивается необходимая «дельта безопасности» носителя от опасной зоны мины.


Для достижения необходимого для противоминных задач радиуса рабочей зоны для легких ТНПА применяют особо тонкий кабель информационной связи, при этом силовое питание ТНПА получает от собственной батареи.

Один из самых распространенных примеров такого ТНПА – SeaFox, подробнее «SeaFox: маленький морской лис-убийца».


В отличие от него, и «Фалькон», и «Марлин-350» имеют силовое питание по достаточно толстому кабелю, который на течении начинает «парусить», резко ограничивая радиус рабочей зоны.

Единственное решение для задач противоминной обороны для таких ТНПА – это использование промежуточного безэкипажного катера (БЭК) носителя, что и было реализовано для ТНПА «Фалькон» во Франции.


БЭК C-Sweep/Halcyon, испытания с Saab Seaeye Falcon ROV с системой нейтрализации мин Ballista, 2013 г.

Видео с испытаний:


А что же старые тральщики?

Подробно об этом уже говорилось в статье 2019 года «Что «не так» с нашими тральщиками?» Причем с 2019 года ничего в лучшую сторону так и не изменилось...


Самые массовые в ВМФ БТЩ проекта 1265, на первом плане – БТЩ с ныне утраченными ТНПА «Луч-1» комплекса КИУ-2 (1973)

Планировавшаяся для модернизации и успешно прошедшая испытания контейнерная «Маевка» (единственный отечественный контейнерный противоминный комплекс) была вычеркнута из Гособоронзаказа и фактически уничтожена.

Для подтверждения сказанного ниже приведены фото двух «Маевок» (с чернью – контейнерная) и аппарата «Ливадия», фото испытаний контейнерного комплекса на морском тральщике «Валентин Пикуль» и скрины с документации комплекса (с сайта госзакупок), подтверждающие существование в т. ч. контейнерной модификации и наличие у нее литеры «О1».


Более того, абсолютно сознательно был заблокирован экспорт «Маевок», несмотря на наличие запросов на ее поставку.

Если посмотреть старые каталоги «Рособоронэкспорта», то на вооружении ряда экспортных проектов тральщиков приводится «Маевка», однако сама она ни разу не представлялась на выставках (т. к. намеренно и сознательно было заблокировано подписание ее рекламного и экспортного паспорта). Демонстрация «Маевки» в 2009 году на закрытой выставке закончилась скандалом и несмешными разборками на тему: «кто разрешил демонстрацию комплекса премьер-министру В. В. Путину».

Несмотря на то, что то, что происходило с «Маевкой», являлось абсолютно сознательным саботажем, ни одно должностное лицо не только не понесло за это ответственности – до сих пор ключевые фигуранты и соучастники этого саботажа занимаются интригами, в т. ч. по противоминной тематике. При этом ясным примером их абсолютной некомпетентности и технической безграмотности является «колбаска», упомянутая в статье «Рубиновые игрушки» .

Особо подчеркну – в последующие годы «Маевка» не была единственным вариантом модернизации тральщиков, были и другие варианты, однако говорить о них публично нецелесообразно. Однако все они были сознательно сорваны.

При этом никакая «экономия средств» здесь оправданием быть не может, в конце концов даже предельно простые ТНПА типа первых РАР-104 (подробнее – «Противоминная «тридцатьчетвёрка»: подводный аппарат РАР-104. Уроки и выводы») уже позволили бы на порядок повысить эффективность противоминных сил ВМФ.

Ситуация с противоминными аппаратами – это яркий пример абсолютной некомпетентности и безответственности соответствующих должностных лиц. Например, упомянутый в статье «Что «не так» с нашими тральщиками» начальник противоминного и минного отдела ЦНИИ кораблестроения и вооружения (бывший «1 институт» – 1 ЦНИИ ВМФ) до сих пор занимает свою должность. После подобных примеров неудивительно, что ЦНИИ ВК имеет в кругах специалистов неофициальное наименование – ЦНИИ «кораблекрушения».

Ну а если война? Например, с Японией. Чем флот будет воевать? Крепким пролетарским словом? Или коллективными богослужениями?

Можно не сомневаться, что СМИ, взахлеб поющие сегодня о якобы эффективности якобы российских комплексов ПМО «Диаманд» (и выпускающие подобные лубочные новости), завтра будут воспевать героическое самопожертвование очередных «варягов». В конкретном случае – экипажей наших устаревших и утративших реальную боеспособность тральщиков, которые командование будет гнать «пузом на мины». Фактически на убой, причем без какой-либо перспективы реального выполнения боевой задачи.

Подчеркну: на вооружении специализированных противоминных кораблей должны быть именно специальные аппараты. Технически это реально и организационно может быть сделано промышленностью за год-полтора (сама работа – менее года, но вот согласование бумаг для серии – не менее 1,5 года).

Возвращаясь к «Марлину», мы приходим к «Грачатам»


Возвращаясь к «Марлину», мы приходим к «Грачатам», примерно половина которых (из трех десятков) укомплектована ТНПА «Марлин-350», заменившим «Фалькон» (а он в свою очередь – ТНПА «Обзор», получивший на флоте неофициальное «почетное» наименование – «позор»).

При этом, как уже указывалось, «Грачата» имеют крайне слабые поисковые возможности (ПОК «Кальмар»), и дело здесь не столько в «плохом МЛЭ» (многолучевой эхолот), сколько в крайне малой применимости МЛЭ в принципе (для решения специальных задач)! Нужен полноценный гидролокатор секторного обзора! И необходима замена «поискового костыля» – МЛЭ ПОК «Кальмар» – на действительно эффективный поисковый гидролокатор.

Сегодня, увы, что-то сколько-нибудь эффективно обнаруживать (да и то на малых дистанциях) «Грачата» могут только опускаемой «Анапой» на стопе. При этом единственное средство поражения диверсантов – многоствольный реактивный гранатомет ДП-65 скомплексирован только с «Анапой». Т. е. по сути средства поиска и поражения у катера-охотника за диверсантами крайне слабы, на уровне собственной самообороны.


Гранатомет ДП-65 сам по себе весьма неплох (при работе по боевым пловцам).


Пользуется успехом и на внешнем рынке, например, на фото – выступления китайских девушек на одной из баз спорного архипелага Спратли, на заднем плане стоит именно ДП-65.


Однако крайне малая масса боевой части гранаты РГ-55 («унаследованной» ДП-65 с ручного гранатомета ДП-61) чрезвычайно затрудняет поражение таких целей, как закрытые транспортировщики водолазов или подводных аппаратов.

Возможности поражения надводных целей у «Грачонка» также весьма ограничены, очевидна необходимость замены крупнокалиберного пулемета Владимирова на современный дистанционно-управляемый стабилизированный модуль оружия.


Для обнаружения таких современных целей, как БПЛА, нужна РЛС с соответствующими характеристиками.

Необходимость догона высокоскоростных надводных целей ставит вопрос замены старой малоскоростной бортовой лодки «Фаворит» на полноценный скоростной катер-перехватчик.

При этом, учитывая количество уже построенных «Грачат», представляется крайне целесообразным придание им ограниченных возможностей для решения задач противоминной обороны за счет оснащения ТНПА «Марлин-350» малогабаритными средствами поражения мин и применения их с безэкипажных катеров (с возможностью их бортового размещения на «Грачатах»).

И такое применение «Марлинов» для ПМО (с учетом нового гидролокатора ПОК «Кальмар») является вполне оправданным.

Но специализированные противоминные корабли должны нести и применять не эрзацы, а специализированные аппараты.
53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    10 февраля 2022 04:56
    В идеале давно пора создать беспилотник полводный, который сам ,автономно, будет искать мины, и устанавливать на них заряды для дистанционного подрыва. А,за всем процессом будет наблюдать оператор такого робота. У нас же хорошо что по старинке,к мине не посылают водолаза чтобы он прикрепил на ней заряд для подрыва!И,так во всём-,только пыль в глаза!
  2. -18
    10 февраля 2022 06:18
    Мины у Гогланда? Что за ерунда?! Там протралено давно уже всё. Враньё абсолютное!
    1. +12
      10 февраля 2022 06:46
      Крабонг-увы,но мины до сих пор даже на Чёрном море во-первых, донный ил и наросты из ракушек хорошо их маскируют, во вторых глубины-аппаратура тогда просто не была такой совершенной, много мин на глубинах просто не засекалось той аппаратурой!
      1. +3
        10 февраля 2022 07:07
        Цитата: Бережливый
        Крабонг-увы,но мины до сих пор даже на Чёрном море во-первых, донный ил и наросты из ракушек хорошо их маскируют, во вторых глубины-аппаратура тогда просто не была такой совершенной, много мин на глубинах просто не засекалось той аппаратурой!

        какая там аппаратура была?- троссовый трал(100летняя разработка), да баржа имитирующая магнитное и акустическое поле(70 летняя разработка) по фарватеру...
      2. -4
        10 февраля 2022 10:45
        хотя я не прав- у нас с кормы опускали провод длинный который волочился по дну и если касался железного корабля изменялась емкость что засекал прибор. но это для поиска крупных кораблей.
        а у амеров в 1945 на подлодках гидролокатор засекал тросы на которых висели якорные мины, но это у них, нам они вроде протакое даже не говорили
      3. -7
        10 февраля 2022 11:55
        У Гогланда интенсивное судоходство. Если «тогда» и не могли что-то, то позже все постановки были ликвидированы однозначно. Глубины там малые…
    2. -3
      10 февраля 2022 07:04
      донную мину особо не потралишь, только иммитатором полей. а такие по фарватерам только наверняка гоняли. якорные затраленые мины всплывают, после чего их расстреливали из дшк. а там либо взорвется либо затонет.
      все эти мины имеют уже не рабочие батареи а значит неопасны.
      т.е. флот занимается тупой работой- мины не опасны, а лпыт тоже не получают так как современные найти намного сложней.
      1. -5
        10 февраля 2022 08:19
        Глубинными бомбами.
        1. +4
          10 февраля 2022 08:23
          как глубинная бомба подорвет донную мину , кроме прямого попадания и детонации? сколько сотен тысяч мин надо на маленький даже участок? вы в курсе что при этом погибает не только рыба вся но и все водоросли?
          нет в кино такое смотриться конечно красиво, а так же хорошо что б смехом убить немецких разработчиков донных мин)))
          1. -3
            10 февраля 2022 08:40
            Ну, смех-смехом, а глубинными бомбами наши пользовались при разминировании на Балтике очень не мало… Про экологию тогда не особо думали.
            1. +1
              10 февраля 2022 08:51
              не путайте кино, а также отчаяные но бесполезные меры в крайней ситуации с разминированем даже во время войны
              донная мина не реагирует на глубинные бомбы кроме прямого попадания. из за чего глубинными бомбами не могли даже фарватеры и стоянки и базы протралить надежно. приходилось водолазами проверять.
              1. -4
                10 февраля 2022 11:56
                Это не кино, это по словам историка флота М.Морозова.
                1. +3
                  10 февраля 2022 12:15
                  Цитата: Крабонг
                  Это не кино, это по словам историка флота М.Морозова.

                  морозов что говорил? то что бомбили от безнадеги?
                  или то что бомбами можно надежно и эфективно протралить не то что вокруг островов но и хотя бы фарватеры и базы флота?
                  эт видимо поэтому Новоросийск прямо на базе взорвался?
                  1. -1
                    10 февраля 2022 12:29
                    1.Надёжно или нет, но использовали глубинки.
                    2. Новороссийск на донной мине подорвался? Это точно?
                    Вообще, речь о том, что на данный момент у Гогланда интенсивное судоходство и мины там протралены ближе к современному времени.
                    1. +2
                      10 февраля 2022 12:48
                      Цитата: Крабонг
                      1.Надёжно или нет, но использовали глубинки.
                      2. Новороссийск на донной мине подорвался? Это точно?
                      Вообще, речь о том, что на данный момент у Гогланда интенсивное судоходство и мины там протралены ближе к современному времени.

                      1 то что использовали, с этим никто и не спорит- надо было хоть как то уменьшать минную опасность
                      2. официально на донной, а по слухам от итальянской диверсии до Хрущевской.
                      но дело в том что их и позже там находили--ил глубокий там.правда сомнительно что батареи были бы рабочие до сих пор
                      ниже пишут что мины у острова гидрографы нашли а военные просто уничтожили их
                    2. +1
                      11 февраля 2022 00:53
                      В Севастополе донные мины периодически находят до сих пор
            2. 0
              10 февраля 2022 09:21
              Цитата: Крабонг
              Ну, смех-смехом, а глубинными бомбами наши пользовались при разминировании на Балтике очень не мало… Про экологию тогда не особо думали.

              чем реально разминировали донные мины - так это постами наблюдения и водолазами которые тут же подрывали замеченые мины часто ценой жизни.
              потом появились имитаторы.
              глубинные бомбы...жертвы кино или как сейчас говорят ЕГЕ )))
              1. Комментарий был удален.
                1. 0
                  10 февраля 2022 11:33
                  Цитата: Крабонг
                  Таким как вы жертвам abortusА не стоит делать далекоидущие выводы кто чья жертва…

                  это шутка!
                  не считайте за обиду!
                  не возможно знать все сразу!
                  мир дружба сало!
                  ))))
              2. -5
                10 февраля 2022 11:50
                Жертва of abort, не пиши бредятину… Какие посты наблюдения? За донными минами?
                1. +2
                  10 февраля 2022 12:11
                  в обще то на флоте почти весь берег и море прибрежное под наблюдением.
                  всегда.
                  это основы...
                  1. -1
                    10 февраля 2022 12:27
                    Сколько на минах потеряно кораблей и судов на Балтике? Всеми сторонами. При Таллинском прорыве фарватер почему не проложили мимо полей? Плохо наблюдали?
                    1. 0
                      10 февраля 2022 12:39
                      Цитата: Крабонг
                      Сколько на минах потеряно кораблей и судов на Балтике? Всеми сторонами. При Таллинском прорыве фарватер почему не проложили мимо полей? Плохо наблюдали?

                      вы уперлись и спорите с физикой...
                      сколько кораблей погибло я наверное читал, но сечас конечно же уже не помню.
                      посты наблюдения на берегу и все море наблюдать не могут.
                      и по моему на таллинском прорыве основные потери были от якорных и дрейфующих мин. якорные уничтожить могли обычные тральщики, но их кажется не хватило
                      1. -2
                        10 февраля 2022 12:52
                        Да не спорю я с физикой!
                        Я предполагаю с 99,99% вероятностью, что при наличии возле Гогланда интенсивных судоходных путей, там протралено. Протралено в современные уже времена. Потому что если там подорвётся пассажирский лайнер - то будет очень печально. И чтобы избежать такого печального факта там протралено, если не нашими, то немцами, например…
                      2. +4
                        10 февраля 2022 13:07
                        Цитата: Крабонг
                        Да не спорю я с физикой!
                        Я предполагаю с 99,99% вероятностью, что при наличии возле Гогланда интенсивных судоходных путей, там протралено. Протралено в современные уже времена. Потому что если там на донной мине подорвётся пассажирский лайнер - то будет очень печально. И чтобы избежать такого печального факта там протралено, если не нашими, то немцами, например…

                        там фишка в чем- у донных мин тех времен батарейки хватало на год, максимум два если не попутал чего я конечно. у якорных трос перегнивает в среднем за год, потом ее уносит в куда нибудь.
                        поэтому наверняка протраленно сразу после войны все что можно. остальное опасность представляет относительную...
                        у меня в бригаде пенсионер был- он после войны на катерном тральщике служил- расказывал: вокруг нищета послевоенная и голод а у них и зарплаты и питание изумительное сколько хочешь- но постоянно боевое траление....
                  2. -2
                    10 февраля 2022 14:28
                    на флоте почти весь берег и море прибрежное под наблюдением.
                    всегда.

                    я думаю нашему ВМФ по мимо корветов пр.20380 и кораблей ПМО пр.12700
                    нужны ещё МПК на базе МРК пр.22800
                    к примеру: Вилючинск выход РПКСН пр.955
                    2 корвета 20380 + 2 вертолета Ка-27, 2 ТРЩ 12700, 4 МПК (22800)
                    + 2 ДЭПЛ пр.636.6, 1 ПЛАТ пр.971
                    + 1 Ил-38Н, 1 Ту-142
                    + в перспективе ПЛУР с дальностью 500 км на БПРК Бастион
                    Хорошая такая группировка -ПЛО
                    короче, нужны МПК на основе пр.22800 с УВП на 16 ПЛУР и по мимо носовой и буксируемой но и с подкильной ГАК от пр.12700 а так же искателями/уничтожителями мин
                    1. +7
                      10 февраля 2022 16:04
                      Цитата: Romario_Argo
                      я думаю нашему ВМФ по мимо корветов пр.20380 и кораблей ПМО пр.12700
                      нужны ещё МПК на базе МРК пр.22800

                      Не взлетит. ©
                      На базе 22800 можно только корабль гидроакустического противодействия сделать - три дизеля по 112 горшков в каждом забьют любую ГАС. smile
                      1. -1
                        10 февраля 2022 16:10
                        На базе 22800 можно только корабль гидроакустического противодействия сделать

                        тогда ждём турбины от ОДК Сатурн. получится аналог Альбатроса в корпусе пр. 22800 с 16 ПЛУР, ЗРПК Панцирь на 32 ЗУР, Пакет на 8 торпед, искатели/уничтожители мин типа Галтель 8-12 ед., арта 76-мм
                        На дизелях тогда только на стопе работать - тогда будет смысл ставить подкильную выдвижную ГАС от пр.12700
                      2. +4
                        10 февраля 2022 16:20
                        Цитата: Romario_Argo
                        тогда ждём турбины от ОДК Сатурн. получится аналог Альбатроса в корпусе пр. 22800

                        Если будут ГТД - то получится "Гепард". Который исходно делали как раз на смену "Альбатросам" (а получили целое семейство разного назначения, которое тормозится только отсутствием ГТД).
                      3. -1
                        10 февраля 2022 16:23
                        Гепард не вариант, Татарстан ушел на модернизацию и получит максимум УВП на 8 КРМБ - мало. (как у СКР Дагестан)
                        Показывали же проект МПК с УВП на 16 ячеек, но с ЗРК Тор на 8х4=32 зур
                      4. +3
                        10 февраля 2022 23:03
                        При анализе акустического спектра эта помеха отсекается. Буксируемую ГАС горабль с такой ГЭУ мог бы таскать, а на сам "Каракурт" вполне можно влепить ОГАС и ПЛУР, причём это со слов ГК.
    3. +1
      10 февраля 2022 11:28
      Цитата: Крабонг
      Мины у Гогланда? Что за ерунда?! Там протралено давно уже всё. Враньё абсолютное!

      Первый класс ,вторая четверть ?
      Сведения о том, что на дне Финского залива находятся неопознанные крупные металлические объекты, поступили на флот от специализированной организации, занимающейся дистанционным магнитометрическим и гидролокационным обследованием морского дна.

      В дальнейшем, при визуальном осмотре при помощи необитаемого телеуправляемого аппарата на дне Финского залива были обнаружены четыре морских боеприпаса - две плавающие мины, электромагнитная мина и торпеда времен Великой Отечественной войны немецкого производства, лежащих на глубине 30-40 метров неподалеку друг от друга.24.11.2017
  3. +7
    10 февраля 2022 07:10
    зато как тут урапатриоты закидывали какашками английские тральщики которые передают Окраине....
    и попробуй им скажи что в тральщике главное не корпус а начинка))) --- как же !!!!главное что б блестел и полубак был- матросок разложить где)))
    1. +3
      11 февраля 2022 00:42
      Корпус у английских тральщиков вообще то стеклопластиковый, как и у пр 12700.
  4. +9
    10 февраля 2022 07:55
    Спасибо автору за хорошую статью! Спасибо что делаете нужную и полезную работу!
    1. +4
      10 февраля 2022 12:57
      Присоединяюсь! У автора душа болит за флот hi
    2. +3
      10 февраля 2022 13:14
      Присоединюсь. Только фамилий маловато. Страна должна знать своих "героев". Ищущий, конечно, и сам найдёт, но основная масса не знает кухни в КБ, НИИ и промышленности. После прочтения статей Максима, мне ведомо, что Чирков - нехороший (как минимум некомпетентный) человек, а некто Захаров практически преступник. Хотелось бы и здесь персоналии. Хотя если нет доказательной базы, то могут и за клевету подтянуть...
      1. +3
        10 февраля 2022 20:16
        Только фамилий маловато. Страна должна знать своих "героев".

        Автор достаточно смелый человек и многим рискует, рассказывая о преступлениях "уважаемых людей"
  5. -3
    10 февраля 2022 13:39
    Кац предлагает сдаться!
    Вот ни разу не минер, но возникает вопрос:
    А что, противоминной обороной можно только с помощью этих приблуд на толстом кабеле заниматься? Больше ни чем?
    основой противоминных сил ВМФ являются тральщики старых проектов, так и не получившие никакой модернизации, и по факту небоеспособные.

    По какому такому факту?
    У тральщиков что, отвалились все тралы?
    А как же тралы контактные, бесконтактные, магнитные, электрические, акустические и прочие? Их срезали?
    А что там с ГАС миноискания? Отпали? В 80-е работали, а теперь перестали?
    Где делись самоходные телеуправляемые аппараты и акустические маяки?
    Или это всё уже не нужно, а нужны только контейнерные Майевки?
    У меня приступ паники за наш флот.
    1. +9
      10 февраля 2022 14:16
      целей для старых тралов в более менее современной войне почти не будет.
      ГАС позапрошлых поколений современные мины не возьмут.
      техника 80годов давно умерла, эт ж не чугунный мост.
      то есть тральщики могут разминировать грудью- одна мина - один тральщик. и то если мины будут прошлого поколения и не смогут отличить тральщик от более сладкой добычи
      говоря проще можно воевать на миг21 проти в современной ПВО? - можно но недолго... лучше беспилотниками их задавить...
    2. +6
      10 февраля 2022 15:58
      Цитата: Alemax
      А как же тралы контактные, бесконтактные, магнитные, электрические, акустические и прочие? Их срезали?

      А они против современных мин настолько же эффективны, насколько эффективен на суше танковый колейный минный трал против противоднищевых и противобортовых мин.
      С классическими тралами тральщикам придётся вести разминирование своими корпусами.
      Цитата: Alemax
      А что там с ГАС миноискания? Отпали? В 80-е работали, а теперь перестали?
      Где делись самоходные телеуправляемые аппараты и акустические маяки?

      Так об этом в статье прямо пишется на примере сдачи курсовой задачи БТЩ "Леонид Соболев":
      Ввиду отсутствия у части экипажа должного опыта работы на боевых постах и в составе расчётов упор был сделан на практическую составляющую обучения – насколько, конечно, это возможно, когда корабль ошвартован у причальной стенки. При отработке действий корабельного боевого расчёта, например, гидроакустическую станцию миноискания опускали в воду лишь условно...

      То, о чем идет речь в тексте, это, по сути, тральная рухлядь времен Второй мировой войны, гидроакустика в «ауте», про искатели и противоминные аппараты, которые изначально имели БТЩ данного проекта во времена СССР, «доблестный ВМФ» благополучно забыл (хотя слово здесь просится гораздо грубее).
      1. -2
        10 февраля 2022 16:23
        А что такое "современные" мины? Чем они отличаются от мин конца 80-х, начала 90-х?
        Был же проект 12660.
        (подводный комплекс уничтожения мин «Гюрза»,
        самоходный искатель—уничтожитель мин «Кетмень»
        искатель—уничтожитель мин «Палтус»)
        Объясните мне тогда. Вот это всё чем внезапно устарело?
        Его строить прекратили ввиду развала страны.
        1. +2
          10 февраля 2022 23:04
          (подводный комплекс уничтожения мин «Гюрза»,
          самоходный искатель—уничтожитель мин «Кетмень»
          искатель—уничтожитель мин «Палтус»)


          Этого всего уже давно нет, и нового тоже ничего нет. Только тралы остались.
  6. +7
    10 февраля 2022 14:13
    Я уже лет 5 как эту тему вижу. Кроме как саботаж других слов к состоянию минно-тральных сил в нашей стране нет. Это видно даже таким дилетантам как я. А ещё собственная ББ И ИБ авиация флота, а точнее её отсутствие, а также отсутствие авиации ПЛО, да и её состав, всё это является саботажем флота.
  7. -2
    10 февраля 2022 15:50
    Идеи у Климова/Тимохина прям фонтанируют. То невооруженные микроминзаги на Балтике, теперь Грачат в тральщики. Возьмите Капцова в кампанию, и двигайте идеи о ракетных катерах с поясом в 300мм.
    Пишите лучше о подплаве. Без обид, но это гораздо интереснее получается.
    1. +3
      10 февраля 2022 16:19
      Дык Климов минер. Ему то как раз лучше про минное дело писать. Доверия больше.
      1. -6
        10 февраля 2022 16:41
        Ага. И гуня минер тоже. А я космонавт в третьем поколении.
        Всё реально, пока ты это говоришь в интернете.
        1. +1
          10 февраля 2022 16:48
          Всегда завидовал космонавтам. Вот у кого служба беззаботная. Может полетишь, а может нет. Но деньги все равно платят.))
    2. +1
      10 февраля 2022 16:55
      А ещё можно на 22160 поставить модуль с тральным оборудованием. И за борт спускать всяких разных роботов.
      1. +4
        10 февраля 2022 23:07
        На практике с одной стороны, НПА можно иметь на любом корабле, хоть на крейсере, и на западе это делается, например, американцы собираются оснащать ими в ходе войны корабли БОХР.
        Но вести системную работу по нейтрализации минных заграждений так нельзя, кораблю нужна система динамическойстабилизации, позволющая удерживать его на краю минного заграждения без сноса, и низкие физ.поля, чтобы можно было уверенно работать в этой зоне.
    3. +3
      10 февраля 2022 23:04
      Вы бы ещё что-то понимали в прочитанном, вообще бы хорошо было.
      А то только комментируете, без понимания.
    4. 0
      11 февраля 2022 20:27
      а если больше некого. Великая Россия за 15 лет так и не смогла создать собственный беспроблемный дизельный двигатель для МПК и корветов и сроки строительства у них как атомных авианосцев.
  8. -1
    11 февраля 2022 15:52
    Много раз мы видим подобные статьи от авторов "все устарело". Они применяют устаревший лавель ко всему, кроме действительно устаревших вещей.

    Например, одна из немногих вещей, которые хвалят в этой статье, - это действительно устаревший DP-55. Устарел по ясной и справедливой причине, для обоснования которой не требуется длинной статьи, потому что это очевидно. Его калибр 55 мм не соответствует российской системе стандартных калибров и требует специальных боеприпасов (та же проблема, что и у 73-мм орудия БМП-1). Видеть оружие переносного уровня, довольно устаревшее, восхваляемое таким образом, странно и ясно показывает характер статьи.

    Эти авторы никогда не говорят о действительно устаревшем материале, выход которого продвигается и очень близок к завершению. У них нет никакого интереса говорить о последних проектах из следующего списка, выход которых завершается:

    М-10 М-1938, ЗИС-3, Д-1, М-43, БС-3, Д-44, М-30, М-160, (М)Т-12, 61-К ЗИК-3 М-1939, 52-К КС-12 М-1939, А-19, МЛ-20, КС-19, Д-48, С-60, ЗПУ-1/2/4, М-46, Д-74, Д-20 , ЗУ-23( /-2), С-125 SA-3, Д-30, С-75 SA-2, С-200 SA-5, БМ-13, БТР-40, БТР-152, БМД-20, БМ-24, МИГ-15, БРДМ-1, БМ-14, ПТ-76, БТР-50, Стрела-1 SA-9, БТР-60, БМД-1, СУ-122, СУ-100, Т-34, Бе-6/12, Т-54/55/62, Миг-19, Як-27, Су-9, Су-11, Миг-21, Як-38, ЗСУ-57-2, 2К1 Марс FROG-2, 2К6 Луна FROG-3/5, Темп-С СС-12/22, Як-28, Луна-М FROG-7, Су-15, Круг SA-4, 2K4 Филин FROG-1, AT-T, T-64, Проект 1204, Проек Р5368, Проект 1238/1283, Проект Т361, Проект 1205, Проект T389, Проект 253L, Проект 54U, Проект 73K, Проект 572, Проект 255, Проект 355, Проект 254, Проект T368, Проект 151, Проект 264, Проект 265, Проект 12821, Проект 1252, Проект 317, Проект 257/699/1253, Проект 1328, Проект 1332, Проект 1256, Проект 1338, Проект 388, Проект 1253( /1), Проект 1206T, Проект 12255, Проект 13000, Проект 450, Проект 189, Проект 306, Проект 188, Проект 770, Проект 771, Проект 106, Проект 773, Проект 1785, Проект 1209, Проект 904, Проект 1206( /1), Проект X-Бис, Проект IX-Бис, Проект 617, Проект 613, Проект 611, Проект 633, Проект 658, Проект 659, Проект 645, Проект 627, Проект 629, Проект 651, Проект 625, Проект 661, Проект 670, Проект 705, Проект 641, Проект 685, Проект 183R, Проект 1240, Проект 1141, Проект 206MR, Проект 205, Проект ( /0)903( /7), Проект 1190, Проект 30, Проект 68, Проект 41, Проект 56, Проект 58, Проект 41, Проект 57, Проект 1123, Проект 1236, Проект 1833, Проект 159, Проект 1134, Проект 61/01090, Проект 1159, Проект 12421.

    Эти авторы "все устарело" никогда не будут говорить о необходимости скорейшего начала работ по сохранению "Очакова" на музейном уровне (проект 1134) или утилизации последних единиц проекта 613, используемых в учебных целях, когда в России есть гораздо более новые атомные и обычные подводные лодки, полезные для тех же целей, которые эти авторы стремятся отправить на утилизацию. Эти авторы не будут говорить ни об окончании процесса утилизации последних остатков агрегатов Як-38 в Евпатории (Крым), оставленных Украиной, ни о выходе последних агрегатов Бе-6/12. И ни один из них не заинтересован в том, чтобы улучшить сохранение до музейного уровня, защиту последних единиц некоторых проектов, которые все еще используются на парадах.

    На самом деле эти авторы, как правило, очень довольны тем, что они все еще находятся в российских Вооруженных Силах, и склонны хвалить их, потому что они знают, что, когда будет завершен полный выход последних проектов из этого списка, в конце процесса сокращения боевых флотов, унаследованных Россией от Советского Союза, Соединенные Штаты и НАТО не смогут претендовать на более современное вооружение, чем Россия. Не в том, что относится к возрасту, а в том, что относится к технологическому уровню.

    Авторы "все устарело" идут по тому же пути, что и те, кто убедил Украину в устаревании Ту-160 и Ту-22. Они хотят того же и для России. Они являются первыми сторонниками утилизации более современных кораблей "Адмирал Лазарев" (проект 1144), "Мираж" (проект 1234) и К-322 "Кашалот" (проект 971), утилизация которых полностью соответствует их интересам.

    Плохая новость для этих авторов заключается в том, что этот процесс сокращения боевых флотов, унаследованных Россией от Советского Союза, может быть завершен в 2022 году без каких-либо усилий. И затем Россия продолжит процесс сокращения вспомогательных флотов, унаследованных от Советского Союза, и с использованием следующего на очереди тяжелого вооружения для помощи союзникам (БМП-1,...). Не случайно, что модернизация БМП-1 возвращается в новости сейчас, настала очередь БМП-1.

    (Автоматический перевод с английского. Ниже приведен оригинальный комментарий на английском языке)

    Many times we see articles like this, from the "everything is obsolete" authors. They put the obsolete lavel to everything, except to the really obsolete things.

    As example, one of the very few things praised in this article is the really obsolete DP-55. Obsolete by a clear and fair reason, that requires not a long article to be justified, because it is evident. Its 55mm caliber is out of the Russian system of standard calibers and requires specific ammunition (the same problem of the 73mm weapon of the BMP-1). To see a man-portable level weapon fairly obsolete, praised this way is weird and shows clearly the nature of the article.

    These authors never talk about the really obsolete material, which exit is advancing, and is very near to be completed. They have zero interest in to talk about the last projects of the following list, which exit is being completed:

    M-10 M-1938, ZIS-3, D-1, M-43, BS-3, D-44, M-30, M-160, (M)T-12, 61-K ZIK-3 M-1939, 52-K KS-12 M-1939, A-19, ML-20, KS-19, D-48, S-60, ZPU-1/2/4, M-46, D-74, D-20, ZU-23( /-2), S-125 SA-3, D-30, S-75 SA-2, S-200 SA-5, BM-13, BTR-40, BTR-152, BMD-20, BM-24, MiG-15, BRDM-1, BM-14, PT-76, BTR-50, Strela-1 SA-9, BTR-60, BMD-1, SU-122, SU-100, T-34, Be-6/12, T-54/55/62, MiG-19, Yak-27, Su-9, Su-11, MiG-21, Yak-38, ZSU-57-2, 2K1 Mars FROG-2, 2K6 Luna FROG-3/5, Temp-S SS-12/22, Yak-28, Luna-M FROG-7, Su-15, Krug SA-4, 2K4 Filin FROG-1, AT-T, T-64, Project 1204, Project R5368, Project 1238/1283, Project T361, Project 1205, Project T389, Project 253L, Project 54U, Project 73K, Project 572, Project 255, Project 355, Project 254, Project T368, Project 151, Project 264, Project 265, Project 12821, Project 1252, Project 317, Project 257/699/1253, Project 1328, Project 1332, Project 1256, Project 1338, Project 388, Project 1253( /1), Project 1206T, Project 12255, Project 13000, Project 450, Project 189, Project 306, Project 188, Project 770, Project 771, Project 106, Project 773, Project 1785, Project 1209, Project 904, Project 1206( /1), Project X-Bis, Project IX-Bis, Project 617, Project 613, Project 611, Project 633, Project 658, Project 659, Project 645, Project 627, Project 629, Project 651, Project 625, Project 661, Project 670, Project 705, Project 641, Project 685, Project 183R, Project 1240, Project 1141, Project 206MR, Project 205, Project ( /0)903( /7), Project 1190, Project 30, Project 68, Project 41, Project 56,Project 58, Project 41, Project 57, Project 1123, Project 1236, Project 1833, Project 159, Project 1134, Project 61/01090, Project 1159, Project 12421.

    These "everything is obsolete" authors never will talk about the need of the fast begin of the works for the museum level conservation of the Ochakov (Project 1134) or the disposal of the last units of the Project 613 used for training purposes, when Russia has much newer nuclear and conventional submarines, useful for the same purpose, that these authors are obsesed to send to disposal. These authors neither will talk about the end of the process of disposal of the last remains of units of Yak-38 in Evpatoria (Crimea), abandoned by Ukraine, or about the exit of the last units of the Be-6/12. And neither they are interested about to improve to museum level conservation, the protection of the last units of some projects used still in the parades.

    In fact these authors tend to be very comfortable with their presence still in the Russian Armed Forces, and tend to praise them, because they know, that when the total exit of the last projects of this list be completed, at the end of the reduction process of the combat fleets inherited by Russia from the Soviet Union, the United States and the NATO will not be able to claim to have more modern armament than Russia. Not in the refered to the age, and nether refered to the technological level.

    The "everything is obsolete" authors follow the same path of those that convinced Ukraine about the obsolescence of the Tu-160 and the Tu-22. They want the same way for Russia. They are the first supporters of the disposal of the more modern Admiral Lazarev (Project 1144), Mirazh (Project 1234), and K-322 Kashalot (Project 971),which disposal is perfectly in line with their interests.

    The bad news for these authors is that this process of reduction of the combat fleets inherited by Russia from the Soviet Union can be completed in 2022, without any effort. And then, Russia will continue with the process of reduction of the auxiliary fleets inherited from the Soviet Union, and with the use of the heavy armament next in line, for help to allies (BMP-1,...). It is not casual that the modernization of the BMP-1 returns to the news now, it is the turn of the BMP-1.
  9. -1
    7 апреля 2022 12:46
    Извините, а кто нибудь этот сливной бачок в состояния ВО забанит уже?
    Да, есть проблемы. Мы их решаем. ТС сливает тухлую помойку, когда был причастен.