Стратегическая универсальная КР 3М25 Гром – комплекс «Метеорит»

26
В конце 1976 года, согласно постановления СМ СССР конструкторское бюро под руководством В.Челомея начинает разрабатывать проект универсальной КР большой дальности. Ракету сразу разрабатывали в 3 вариантах:
- морского базирования для подлодок типа ПЛАРК 949М/675/К-420;
- воздушного базирования для стратегических самолетов типа Ту-160/95;
- наземного базирования для установки на мобильные пусковые установки.

Проектные эскизы защищены в конце 1978 года морской вариант, в начале 1979 года авиационного базирования. Создание и сборка крылатых ракет происходила на мощностях завода имени Хруничева, разработку и создание двигателей для разгонной ступени вело конструкторское бюро Химавтоматики.

Морской вариант - комплекс «Метеорит-М»
В мае 1980 года начинаются первые испытания морской модификации ракеты. Испытания проводились с наземного испытательного стенда. Испытания прошли неудачно – УКР «Метеорит» не смогла покинуть пусковую установку. Последующие три испытательных пуска тоже прошли неудачно. На пятом пуске крылатая ракета успешно сошла с ПУ и осуществила полет на дальность порядка 50 километров. Имеется информация, что на Черном море велись пуски с погружающегося стенда. В дальнейшем были проведены пуски с ПЛ К-420 проекта 667М. До 1988 года было совершено не менее 30 запусков КР 3М25.
Основные проблемы, выявленные испытаниями:
- работа системы коррекции по РК РЛ-изображению территории;
- работа системы образования плазмы (комплекс защиты);
- работа маршевого двигателя.

Стратегическая универсальная КР 3М25 Гром – комплекс «Метеорит»


С 1988 года начинаются госиспытания «Метеорит-М» c УКР БД 3М-25 совместно с основным носителем ПЛАРК К-420. Атомные подводные лодки К-420 – это переоборудованные РПКСН проекта 667А. На подлодке установили наклонные пусковые СМ-290. Изначально планировали устанавливать пусковые унифицированные с ракетами «Гранит», но при переоборудовании подлодки стало очевидно, что реализовать подобное решение не представляется возможным. Наклон пусковых составил 45 градусов. Ракеты стартовали с затопленных пусковых. Пуск ракет был возможен с глубин до 40 метров на скорости менее 10 узлов.

Основные характеристики ПЛАРК К-420:
- водоизмещение – 13.6 тысяч тонн;
- размеры – 152/14.7/8.7 метров;
- погружение раб/макс – 380/450 метров;
- скорость над/под водой – 15/23 узла;
- вооружение: 12 пусковых с ракетами 3М25, 4 ТА калибра 533мм, 2 ТА калибра 400мм.

Пуски проводили как с наземного испытательного стенда, так и с борта подлодки. Всего было совершено 50 запусков 3М-25. Соотношение неудачных и успешных пусков - 50:50. В конце 1989 года разработку морского комплекса «Метеорит-М» прекращают по результатам госиспытаний. С атомной подлодки снимают пусковые и ракеты, и она как торпедная ПЛА в 1990 году встает в строй ВМФ.

Авиационный вариант – комплекс «Метеорит-А»
Так как наземные испытания ракет проходили для морского комплекса, авиационный комплекс сразу испытывали с носителя-самолета. Все пуски были совершены с Ту-95МА (примерно 20 пусков).



Первоначально КР для комплекса «Метеорит-А» называлась «Изделие 255». Ракета подвешивалась на пилоне крыла, откуда и стартовала. Ее впервые запустили в начале 1984 года – пуск прошел неудачно. Следующий пуск также прошел неудачно. В дальнейшем, ракеты 3М-25А практически полностью доработали и испытывали на полигоне Капустин Яр. Из-за малой длины полигона, испытания проходили с разворотом на 180 градусов, что было нестандартным решением для ракет со скоростями около 3М. Однако, хоть комплекс уже был готов, в 1992 года его разработка также прекращается.

Наземный вариант – комплекс «Метеорит-Н»
Наземный комплекс «Метеорит-Н» с ракетой 3М-25Н был разработан, построен, и испытывался, предположительно, в 1981 году. Конструкционно он напоминал морской вариант комплекса с УКР БД 3М-25. Для создания комплекса разрабатывали технологии незаметности, которые в дальнейшем были использованы для других проектов. Вероятная причина прекращения создания «Метеорит-Н» - Договор о сокращении РСМД.

КР БД 3М-25 «Гром»
Особенность ракеты – уникальный комплекс для преодоления ПВО противника. Он назывался комплексом защиты с системой образования плазмы. Генератор плазмы, работая вперед, обеспечивал маскировку воздухозаборника маршевого двигателя. Однако недоработки в высоковольтном оборудовании системы очень часто приводили к авариям. Кроме этого, для обеспечения защиты ракеты был установлен комплекс РЭБ, который самостоятельно выпускал ложные буксируемые цели.



Ракета выполнена по аэродинамической схеме типа «утка» с треугольным складным крылом, а также складным нижним оперением. Воздухозаборник двигателя выполнен под фюзеляжем. В ракету установили автономную систему инерциального типа с коррекцией данных считывания РЛ РК-изображения территорий. Для обработки информации РЛС использовали мощную БЦВМ. Для осуществления боевых полетов КР во флоте создали ВЦ для разработки цифровых карт с точной системой корректировки. Испытания ракеты выявили большие проблемы использования системы корректировки, но к началу 1981 года, было найдено решение в виде распознавания контуров контрастного изображения. Такое решение впоследствии признают перспективным и рекомендуют к использованию на межконтинентальных баллистических ракет «УББ 15Ф178» и «Альбатрос».

Ступень стартового разгона у морской и наземной ракеты были одинаковы. Ее устанавливали под ракетой с двумя ЖРД, разработанными воронежским КБХА. РД-0242 обеспечивали общую тягу 24 тонны и имели управляемые поворотные сопла. Для вывода из под воды 3М-25 были использованы 2 стартовых РДТТ. Двигатели ступени – модернизированные двигатели первой ступени от межконтинентальной «15А20 / УР-100К». Система пневмогидравлики очень похожа на аналогичную от баллистической ракеты подводного старта Р-29 (4К75). Разработчик (КБХА) провел 48 испытаний – 96 двигателей. Боевое время работы ступени – 32 секунды. Для авиационной 3М-25А, сначала планировали установить разгонный РДТТ, но в окончательном варианте он отсутствовал.



Маршевый двигатель – турбореактивный КР-23 (КР-93). Разработан на уфимском мотостроительном объединении «Мотор». Предполагалось, что СРС разгонит ракеты до сверхскорости более одного Маха, на которой должен был начать работать маршевый двигатель. Однако этого так и не удалось добиться на испытаниях. Двигатель создавал тягу в 10 тонн (земля) и 8 тонн (высота 24 километра).

Для запуска МД пришлось использовать отделение СРС на скоростях менее одного Маха. Это привело к потере в дальности полета. Для компенсации используют новое высокоэнергетическое топливо. Оно хоть и обходилось дороже, но обеспечивало ракете полет на требуемую дальность. В хвосте КР был установлен отсек стабилизации, после сбрасывания которого запускался турбостартер или раскручивающий РДТТ дискового исполнения с тангенциальными соплами. Он был установлен в заднем конце вала турбины. Запустив турбину, он отсоединялся и выбрасывался через сопло. Турбина выходила на форсажный режим, на котором, проработав пару десятков секунд, переходила в нормальный режим работы.

Всего было создано порядка 100 единиц КР 3М25/3М25А, 70 единиц были использованы на испытаниях. В 1993 году, когда разработка УКР БД Гром была полностью остановлена, на мощностях завода оставалось 15 единиц готовых изделий 3М-25.

Носители ракет:
- под комплекс «Монолит-М», первоначально планировалось использовать ПЛАРК проекта 949М, однако не прошла унификация с комплексом «Гранит». После было запланировано установить комплекс на ПЛАРК проекта 675, но данный проект не реализовали. Следующим шагом было предложены переоборудование ПЛАРК проекта 667М до ПЛАРК К-420. Подлодку с номером 432 переоборудовали на объединении «Севмаш» в течение двух лет. Спуск ПЛАРК К420 состоялся 15.10.1982 года. Установили 12 пусковых комплекса «Монолит-М», из-за чего общая длина подлодки выросла на 20 метров. Расширили ракетный отсек до 15 метров. Установлены системы и комплексы: «Клевер», «Коршун-44», «Андромеда», «Тобол-АТ», «Молния-ЛМ1», «Рубикон», «Бор».



- под комплекс «Монолит-А» был переоборудован стратегический бомбардировщик Ту-95МС. Самолет под номером 04 переоборудовали на таганрогском авиазаводе. На носитель установили СУ РК «Лира» и два пилона под крылом.

Сегодня
В августе 2007 года на авиасалоне МАКС-2007 была представлена ракета морского комплекса без СРС, на которой была надпись «Метеорит-А».



Основные характеристики 3М-25/3М-25А:
- длина – 12.5/12.8 метров;
- диаметр – 0.9 метра;
- крыло – 5.1 метра;
- стартовый вес – 12.6 тонны;
- вес КР без СРС – 6380/6300 килограмм;
- дальность – 5 тысяч километров;
- маршевая скорость – до 3 М (3500 км/ч);
- крейсерская высота полета - 20-24 километра;
- вес БЧ – одна тонна (ядерный заряд);
- время полета – более 60 минут.


Источники информации:
http://www.arms-expo.ru/049050052048124053048055.html
http://9e-maya.ru/forum/index.php/topic,965.0.html
http://militaryrussia.ru/blog/topic-406.html
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    28 сентября 2012 09:04
    Насколько я в курсе, программа создания КР Метеорит была одним из крупнейших провалов в истории КБ Челомея. В погоне за универсализмом ему не удалось ,"довести до ума" ни авиационный ни морской вариант Метеорита и Заказчику от ВМФ пришлось использовать другие типы КР этого КБ, которые были пусть не столь "моногообещающими", но зато работоспособными и надежными. А в ВВС использовали совсем другие типы ракет других КБ
    1. +11
      28 сентября 2012 09:15
      грегору6549
      Вы не совсем правы. 3м25 до запуска в серию оставалось всего 2 испытательных пуска. уже были построены новые корпуса под производство этого изделия.но пришёл горбатый и по настоянию друганов-амеров включил её в список на сокращение.так что не успев появиться,изделие было зарублено. а так красивая штука-одну лодку в средиземку,и вся европа,все арабы и иудеи под прицелом
    2. Rockets
      +10
      28 сентября 2012 09:23
      Цитата: gregor6549
      КР Метеорит была одним из крупнейших провалов в истории КБ Челомея.

      В 90х у нашей страны был провал Ни чего удивительного, развал СССР Не было денег, рушились связи, не до доводки. Главное задел. Дорогу осилит идущий
    3. 0
      8 августа 2015 21:43
      к счастью это только ваше необоснованное ничем мнение
  2. +4
    28 сентября 2012 10:06
    Надеюсь теперь эту ракету в армии увидят...
    1. Бурелом
      0
      28 сентября 2012 10:35
      ракета со скоростью 3 М уже вчерашний день, надо на гиперзвук переходить
      1. +1
        28 сентября 2012 14:46
        Да, дался Вам этот гипер. Зачем он нужен?
        1. Бурелом
          -3
          28 сентября 2012 16:03
          Потому что у гиперзвуковой ракеты намного больше шансов в противостоянии с вражеской ПВО/ПРО.Лучше уж пачку низколетящих и трудно обнаруживаемых Х-102 отправить к врагу, а не это летящее на высоте 20-24 со скоростью 3М
        2. olp
          0
          28 сентября 2012 16:03
          вы случайно не в курсе, у этой ракеты есть перспективы?
        3. Rockets
          +3
          28 сентября 2012 19:29
          Цитата: ССИ

          Да, дался Вам этот гипер. Зачем он нужен?

          Например, ракете при весе в пару тон, на скорости 5 махов, боеголовка не нужна. Если она попадёт в авианосец, она его утопит И сбить её не реально на сегодня современными средствами ПВО
          1. +3
            29 сентября 2012 09:56
            Ну, да С-400 сбивает цели на скорости до 4,8 км/с, т.е. около 16 М.
            1. Rockets
              +4
              29 сентября 2012 14:16
              Цитата: Su24
              Ну, да С-400 сбивает цели на скорости до 4,8 км/с, т.е. около 16 М.

              А позвольте спросить, а на чём это проверялось? Имитатор не назовёте?
              Или боевое применение по объекту летящий с такой скоростью.
              И по какой цели? По баллистической? вполне возможно....
          2. +2
            29 сентября 2012 22:06
            Пара тонн и гипер? это какая энергетика должна быть? Как Запорожец - с горы сбрасывать?
        4. негоро
          +6
          29 сентября 2012 09:48
          Даже на 2х МАХах практическая ПКР при попадании без проблем проходит насквозь корабль типа СКР,а на гиперзвуке сквозная дыра даже в авианосце не проблема.Кроме того на сегодня нет не одного ЗРАК способного гарантированно уничтожить подобную ракету.
          1. +1
            29 сентября 2012 09:55
            А какая проблема от сквозной дыры, интересно?
          2. 0
            8 августа 2015 22:02
            это не ПКР, а стратегически носитель ядерного оружия.
        5. 0
          29 сентября 2012 12:04
          потенциальная противоракетная оборона, тот же иджис имеет гораздо большие скорости... поэтому по скорости от нее не уйти, попадёт или нет уже второй вопрос
      2. director
        +1
        28 сентября 2012 19:12
        А чем ты ее перехватывать будешь на высоте 20 км.
        1. Бурелом
          0
          28 сентября 2012 21:31
          Корабли с "Иджисом" и ЗРК «Patriot»
          1. Rockets
            +8
            28 сентября 2012 23:22
            Цитата: Бурелом
            Корабли с "Иджисом" и ЗРК «Patriot»

            24 февраля 1991 Система «Иджис» прозевала 2 ПКР «Хайин-2» Ирака, пущенные против «Миссури» Одну срубил Эсминец "Глостер" Англичан
            А про пэтриот у Израильтян спросите, которые облажались против дремучих Иракских СКАДов
            1. Бурелом
              +3
              29 сентября 2012 10:02
              не корректные примеры.Ракета с высотой полета 20-24 км, это не низковысотная ПКР.Тем более "Иджис" затачивался на борьбу с ракетами Х-22, а она еще более скоростная чем 3М25.
              1. Rockets
                0
                29 сентября 2012 14:30
                Цитата: Бурелом
                Тем более "Иджис" затачивался


                Про танцора, поговорку слышали надеюсь?
                И это первый случай перехвата ПКР в реальном бою
                Вот реальность и она ни какова отношения не имеет к рекламе производителей
          2. +2
            29 сентября 2012 09:58
            Верно, "Иджис" ракетами СМ-2 может сбивать цели до 20 км высоты. И это не модернизированный вариант ещё.
            1. +3
              29 сентября 2012 10:18
              все так...да не так да не так...вспомните про "чудо оружие Путина" эта ракета маневрирует в верхних слоях ! У нее предусмотрена плазменная система которая еще больше затрудняет прицеливание и 3 М это ее маршевая скорость, если она начнет пикировать скорость будет совсем другой....
      3. +1
        29 сентября 2012 19:54
        Вся изюминка этих ракет - это маскирующая плазма. И если удалось довести генератор высокого напряжения до безотказной работы, то ракета станет супер. Ну а скорость - дело наживное.
      4. 0
        2 ноября 2015 00:13
        ну там не все так просто ракета имеет бортовой комплекс защиты обнаружения атаки и отстрела ЛЦ а как ее можно защитить на сегодняшний день средствами защиты включая РЭБ и тд и тп это уже конечно другой вопрос и другая ракета - ракета была шедевром для своего времени и реально хайтеком . Сейчас она конечно уже устарела в той конструкции там все технологии уже старые а применение новых сделает уже совсем другую ракету с другими характеристиками .
    2. Konrad
      -1
      29 сентября 2012 19:47
      Цитата: ShturmKGB
      Надеюсь теперь эту ракету в армии увидят...

      Конечно! Когда пойдут на экскурсию в музей ! laughing
  3. +2
    28 сентября 2012 10:08
    Подождем других мнений. Я пока остаюсь при своем. И причина не в "коварных американцах" и "пятнистом" Горби (ему бы от других грехов отмыться) , а в том, что на испытательных пусках с переоборудованной под эту ракеты АПЛ К420 и начавшихся 28/12/83 года ракеты иногда не пролетали и половины заявленной разработчиками проектной дальности. Поэтому моряки предпочли новеньким "Метеоритам" более старые но более надежные и компактные "Граниты" (хотя последние тоже были совсем не маленькими "монстрами"). То что упомянутая АПЛ еще несколько лет таскала на себе Метеориты, то куда их было девать вместе с лодкой? Издержки производства , так сказать
    1. 0
      8 августа 2015 22:00
      Повторюсь, что это только ваше ошибочное мнение, потому как военные ну, ни как не могли предпочесть стратегической крылатой ракете с дальностью 5000км противокорабельную ракету Гранит с дальность 550км. Ну, ни как! Это абсолютно разные ракеты разного назначение. Вот и все ваше мнение и ваши выдумки про военных. А оскорблять труд тысячи людей Кб Челомея и снежников, трудившихся над этой ракетой - это просто невежество дилетанта, не разбирающегося в объекте разговора.
  4. +1
    28 сентября 2012 10:25
    Было бы очень правильно, если бы довели до ума и приняли на вооружение...вот амеры бы кирпичами погадили. "Новая жизнь уникального «Метеорита-А»" http://vpk.name/news/56354_novaya_zhizn_unikalnogo_meteoritaa.html
    1. +2
      28 сентября 2012 10:34
      Откуда такая уверенность в том что нужно всегда доводить до ума даже то что доводить смысла не имеет. Ведь Заказчик в те времена был совсем не глупый и пускать денежки в трубу не хотел, хотя иногда и приходилось. Для этого существовали спец НИИ в каждом виде ВС СССР которые готовили ТТЗ на разработку вооружения и военной техники, а потом оценивали насколько разработанные изделия соответствуют этим ТТХ. Причем чтобы сделать такую оценку требовались средства иногда не меньшие, а то и большие, чем собственно на разработку. Тот кто в этом всем не варился вряд ли в состоянии это понять. Сама ракета это только вершина айсберга. А в подводной части айсберга полигоны, испытательные стенды, сотни людей задействованные в испытаниях и оценках и многое другое, в том числе серийные АПЛ переделываемые иногда только ради этих испытаний.
      1. +2
        28 сентября 2012 11:34
        Ну то что не все так просто в этой жизни я понял давно ))...а то что вы перечислили отражается на конечной стоимости, и что, ракета которая может донести тонну "полезной нагрузки" на 5 тысяч и летящая со скоростью 3М того не стоит?...это ж какие "зубы" для стратегов.
        1. -3
          28 сентября 2012 12:48
          Значит не смогла донести, а зуб получился с гнильцой.
  5. 0
    28 сентября 2012 10:27
    А "ракетка" красивая...
  6. 0
    28 сентября 2012 13:06
    Извиняюсь , не по теме конечно, хотелось бы узнать что происходит с мотором НК 65? есть ли какие подвижки?
  7. Илюха
    0
    28 сентября 2012 15:21
    Цитата: gregor6549
    Насколько я в курсе, программа создания КР Метеорит была одним из крупнейших провалов в истории КБ Челомея. В погоне за универсализмом ему не удалось ,"довести до ума" ни авиационный ни морской вариант Метеорита и Заказчику от ВМФ пришлось использовать другие типы КР этого КБ, которые были пусть не столь "моногообещающими", но зато работоспособными и надежными. А в ВВС использовали совсем другие типы ракет других КБ

    Полностью соглашусь с Вами. Крылатая ракета весом в 12 тонн-это,знаете ли,типичный пример советского военного монстростроения,которое и разорило экономику. На такую дальность и БР отлично работают. Применять с бомбардировщика такого монстра-все равно,что запускать самолет с другого самолета-выглядит круто, только глупо. Технически тупиковый,крайне ненадежный проект был вовремя закончен. Это что-то типа танка с атомным двигателем, или летающей подводной лодки.





    1. iSpoiler
      +4
      28 сентября 2012 17:31
      Ща наговорите..
      Баллистическая ракета меньше по вашему, и дешевле..??
      Да и нахера его с бомбардировщика пускать, 5000км - я вот даж не знаю че у нас летает на такие дальности кроме БР.
      Техзадание же давалось КБ, зачем ее делали..??
      Я вот думаю не просто так ее делали, фигова гора людей, средств, времени было угрохано ажна с 1976 года..
      С вашим мнением не согласен, гигантизм этот весь далеко не просто так был, были цели, знач нужны были соответствующие средства и инструменты..

      Это как обросший бородой моразм в армии....он извините по большей частью кровью писан...все эти ые правила....
      если в армии служили помните как первый раз гранату кидали..?? я тогда обалдел когда прям приказывали - взять гранату в правую руку, взрыватель в левую, накрутить гранату на взрыватель...и т.п. кидать правой рукой, мы ржали тогда мол скоро дрочить начнем так же..
      и блин были же придурки когда "гранатой огонь" чел выдернув чеку перекладывал гранату в левую руку потому что кидать удобней...бедные офицеры....их то сажают потом если что....
      кактотак
  8. maxiv1979
    +1
    29 сентября 2012 15:20
    ракете нужен носитель, гиганской ракете нужен...чем плохо, когда малошумная апл подойдет и всадит 4-6 торпед? имхо, не от хорошей жизни, авианосцы нужно было строить