«Космонавт Юрий Гагарин» – флагман космического флота СССР

34
«Космонавт Юрий Гагарин» – крупное научно-исследовательское судно, являвшееся флагманом судов Службы космических исследований СССР. Корабль был построен на Балтийском судостроительном заводе в городе Ленинграде в 1971 году. Максимальная длина одиннадцатипалубного теплохода составляла 231,6 метров, ширина – 32 метра, мощность главной энергетической установки 14 000 кВт. Водоизмещение корабля составляло 45 000 тонн, максимальная скорость хода – 18 узлов, экипаж – 136 человек, состав экспедиции – 212 человек. Всего на борту корабля находилось 1 250 различных помещений, в том числе 86 лабораторий. Корабль был предназначен для решения задач связи и управления одновременно с несколькими космическими аппаратами, а также Центром управления полетами. Для этих целей на борту корабля находилось 75 антенн, в том числе и 2-е больших антенны с параболическими отражателями диаметром по 25 метров. Районом действия корабля был Атлантический океан, он мог находиться в автономном плавании на протяжении 130 суток.

Научно-исследовательское судно (НИС) «Космонавт Юрий Гагарин» (проект 1909) было создано на базе танкера пр. 1552 и являлось самым крупным и наиболее совершенным по техническому оснащению экспедиционным кораблем в мире. При этом в СССР суда, которые принимали участие в исследовании космоса, составляли особый класс океанских кораблей. Данные суда имели достаточно необычный внешний вид, отличаяь от остальных кораблей своим оборудование, архитектурным обликом, особыми условиями плавания.

Пожалуй, наиболее характерной внешней чертой всех судов космической службы были достаточно мощные конструкции радиотехнического оборудования и антенных систем. Именно эти объекты приковывали к себе основное внимание. На корабле находилось 2 антенны диаметром 25 метров, их вес достигал 240 тонн, а также 2 антенны диаметром 12 метров, их вес составлял 180 тонн. Всего на корабле было около 75 различных антенн. С корабля можно было самостоятельно управлять полетами космических объектов.
«Космонавт Юрий Гагарин» – флагман космического флота СССР

Для улучшения мореходных свойств корабля на нем был установлен пассивный успокоитель, благодаря применению которого амплитуда при бортовой качке в условиях семибального волнения моря снижалась с 10 до 3 градусов. Для облегчения управления кораблем во время швартовки или дрейфа (не прерывая сеанса связи) на нем были установлены подруливающие устройства – крыльчатые движители: 2 в носу и 1 в корме. Данные устройства находились внутри корпуса в поперечных сквозных каналах, находящихся ниже уровня ватерлинии. Подруливающие устройств приводились в действие при помощи электродвигателей.

Корпус корабля по длине был разбит на 8 отсеков, которые разделялись водонепроницаемыми переборками, а по высоте на 11 ярусов, которые образовывались палубами и платформами. В самом низу располагалось двойное дно, после которого шли нижняя, средняя и верхняя платформы. На этих 4-х ярусах были предусмотрены танки котельного и дизельного топлива, кладовые, балластные цистерны, танки пресной воды, ряд лабораторий. Во втором отсеке (считая с носа корабля) 2 яруса были отведены под размещение спортивного зала, выше него на верхней платформе располагался кинолекционный зал. В седьмом отсеке находилась корабельная электростанция, а в восьмом располагалось машинно-котельное отделение. Верхняя платформа корабля и все последующие ярусы располагались выше ватерлинии. Корпус судна оснащался специальными ледовыми подкреплениями.

На верхней палубе корабля находились каюты экипажа и членов научных экспедиций, лаборатории, столовые. Часть верхней палубы вдоль обоих бортов была открытой. Еще выше находились 2 яруса надстройки – палуба первого яруса и открытая палуба, которые протянулись на большую часть длины корабля. Ярусы судна были включены в общую систему прочности корпуса и вместе с тремя платформами, верхней палубой, поперечными и продольными переборками увеличивали его жесткость и снижали возможность деформации корпуса. На первом ярусе находились 2 салона отдыха, лаборатории и кают-компания экипажа и экспедиции. Палуба первого яруса вдоль всего периметра корабля имела открытую галерею.

На открытой палубе находились барбеты 2-х параболических антенн с зеркалами диаметрами по 25 метров, они располагались ближе к корме судна. К барбетам монтировались конструкции антенн, распределяющие их вес на поперечные и продольные переборки корпуса судна. Выше открытой палубы надстройка корабля делилась на 2 части, носовую и кормовую. В носовой надстройке располагался нижний мостик, также здесь находился барбет одной из двух 12-метровых параболических антенн. На среднем мостике располагалась радиорубка, выше нее, на навигационном мостике, находились рулевая и штурманская рубки, и, наконец, на площадке верхнего мостика была расположена вторая 12-метровая параболическая антенна. Верхний мостик находился на высоте в 25 метров над уровнем моря. Все ярусы НИС «Космонавт Юрий Гагарин» было соединены между собой с помощью трапов, 2-х грузовых и 8-и пассажирских лифтов.

Основную часть оборудования НИС «Космонавт Юрий Гагарин» составляла разнообразная командно-измерительная аппаратура, которая могла работать одновременно с 2-мя космическими объектами. Аппаратура, установленная на корабле, позволяла осуществлять передачу команд, телеметрический контроль, поводить траекторные измерения, двухстороннюю телеграфную и телефонную связь с космонавтами, прием разного рода научной информации. Достижению большой дальности радиосвязи способствовали остронаправленные передающие и приемные антенны, высокочувствительные приемники с входными параметрическими усилителями и мощные передатчики, которые охлаждались с помощью жидкого азота.

Для создания хороших условий для ведения плодотворной работы и полноценного отдыха членов команды на борту корабля «Космонавт Юрий Гагарин» имелось большое количество разнообразных лабораторий, кинолекционный зал, командный пункт со всем необходимым оборудованием, несколько столовых. Особенностью научно-исследовательского судна была и его большая автономность. Без посещения портов и пополнения запасов воды, продуктов и топлива он мог находиться в походе 130 суток.

К космической командно-измерительной системе относились 3 параболические антенны – вторая от носа судна диметром 12 метров и третья и четвертая диаметром 25 метров. Данные антенны предназначались для приема и передачи радиосигналов на сантиметровых, дециметровых и метровых волнах. Кормовая 25-метровая антенна была однозеркальной, остальные – двухзеркальные. Ширина диаграммы направленности 25-метровых антенн в зависимости от длины волны находилась в диапазоне от 10 угловых минут (для сантиметрового диапазона) до 10 градусов (для метрового диапазона). В подзеркальных кабинах были установлены усилители высокой частоты и входные устройства приемников.

Еще одна параболическая антенна имела существенно меньший диаметр – 2,1 метра и была конструктивно объединена с одной из 25-метровых антенн, ее основным предназначением был поиск сигналов. Все антенны могли сопровождать космические аппараты по заранее рассчитанной программе или по приходящим от них радиосигналам. Система управления антеннами нормально функционировала при волнении моря до 7 баллов и скорости ветра до 20 м/с. Управлять полетом космических кораблей и спутников с борта «Юрия Гагарина» можно было самостоятельно, посылая на них временные программы и команды. Возможен был и другой режим работы – ретрансляция команд, поступающих на корабль из ЦУПа. Данные траекторного контроля (радиальная скорость и дальность), а также результаты телеметрии подвергались на корабле машинной обработке, после чего отправлялись в ЦУП.

В этом случае, а также для проведения телеграфно-телефонных переговоров между Центром управления полетами и космонавтами применялись спутники-ретрансляторы. Телеметрический контроль и радиопереговоры с космонавтами возможны с помощью отдельных телеметрических и связных станций, то есть помимо основной командно-измерительной системы корабля. В этом случае применялись обособленные антенны связи и телеметрии. Всего на НИС «Космонавт Юрий Гагарин» было 75 различных антенн.

Машинно-котельное отделение было расположено в корме. Здесь было установлено 2 паровых котла, а также паровая турбина. Главная энергетическая установка судна обладала высокой степенью автоматизации. Также на корабле находилось 2 электростанции. Первая электростанция находилась в отдельном помещении трюма и состояла из 4-х дизель-генераторов мощностью по 1500 кВт каждый, она предназначалась для питания научно-технического оборудования экспедиции. Вторая электростанция находилась в машинно-котельном отделении и состояла из 2-х турбогенераторов мощностью по 750 кВт каждый, работающих на ходу судна и 1 дизель-генератора мощностью 300 кВт, работающего в режиме стоянки. Данная электростанция давала ток всем остальным потребителям электроэнергии на корабле. Аварийная электростанция состояла из 2-х дизель-генераторов общей мощностью в 200 кВт. Таким образом, общая мощность всех источников электроэнергии на корабле составляла 8 000 кВт.

Система кондиционирования воздуха, имеющаяся на корабле, вне зависимости от температуры за бортом поддерживала во всех служебных, общественных и жилых помещениях температуру 21-25 градусов Цельсия. Для нужд системы вентиляции, кондиционирования и охлаждения применялась мощная холодильная установка. Еще одна холодильная установка поддерживала температурный режим в кладовых, в которых хранились запасы провизии. При этом, при помощи специальной криогенной установки из атмосферного воздуха на корабле получали жидкий азот, применяемый для охлаждения параметрических усилителей.

Во время совершения экспедиционных плаваний НИС «Космонавт Юрий Гагарин» обеспечивал управление такими космическими аппаратами, как «Венера-8» (первая в мире посадка на Венеру и передача информации с ее поверхности), «Луна - 20» (забор лунного грунта и последующая доставка его на Землю), «Салют-7», «Союз». Официально научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин» принадлежало АН СССР и находилось на обслуживании Черноморского морского пароходства. Однако с образованием СНГ данные организации остались в разных государствах. Ввиду бюрократической неразберихи начались частые неплатежи с обеих сторон. Черноморское морское пароходство, не смотря на трудные времена, пыталось сохранить данный корабль, но сделать это не удалось.

«Юрий Гагарин» и другое научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королев» оказались на рейде порта Южный без должного присмотра. Постепенно из лабораторий судов начала пропадать аппаратура, все медленно ржавело и приходило в негодное состояние. В 1996 году корабли уже годились для сдачи в металлолом. В итоге Фонд государственного имущества Украины решил продать суда австрийской фирме «Зюйд Меркур» по цене металлолома, австрийцы получили корабли по цене 170 долларов за тонну. На такой грустной ноте закончилась жизнь одного из наиболее знаменитых и совершенных судов советского космического флота.

Источники информации:
-http://nnm.ru/blogs/stimpac/morskoy_kosmicheskiy_flot_kosmonavt_yuriy_gagarin_-_nauchno-issledovatelskoe_sudno/#comment_11862383
-http://korabley.net/news/2009-01-26-148
-http://ship.bsu.by/ship/102390
-http://ru.wikipedia.org
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    15 октября 2012 08:01
    Кроме глубочайшего сожаления и сказать нечего. А еще стоит "Урал" с такой-же перспективой...
    1. jon111
      +1
      15 октября 2012 11:29
      "Урал" уже порезали recourse
      1. +2
        15 октября 2012 13:58
        jon111,

        беда... что теперь сделаешь... и укры продали весь научный флот на металл
        1. +1
          15 октября 2012 21:40
          Цитата: Гражданский
          и укры продали весь научный флот на металл

          Ага, а в России даже гаечка налево не ушла, все сберегли.
      2. 0
        15 октября 2012 18:04
        А вроде про "Урал" говорили, что стоит, ржавеет и на нем общежитие? Хотя при таком состоянии может честнее порезать, что бы не мучался...
  2. +8
    15 октября 2012 09:27
    Какой научно-исследовательский флот по..ерили!!! В такие моменты начинаю сожалеть, что нет Сталина...
    1. dimanf
      +2
      15 октября 2012 11:52
      Цитата: Сомад
      Какой научно-исследовательский флот по..ерили!!! В такие моменты начинаю сожалеть, что нет Сталина...


      согласен. такую СТРАНУ прос...ли! и до сих пор продолжается развал !
  3. Vital 33
    +2
    15 октября 2012 09:42
    Это не его сняли в фильме "Вирус"?
    1. White
      +1
      15 октября 2012 14:45
      Нет это не он.
      Это был корабль слежения "General Hoyt S. Vandenberg" (США)
      http://vpro24.narod.ru/fleet/usa/index.htm
  4. Netto
    +10
    15 октября 2012 09:44
    После таких постов, так смешно слышать от укров о великом достижении - "незалэжнисти". Всё правильно, рабам такие суда не нужны, жрите колбасу, которой вам так не хватало в СССР и смотрите телик, "независимые СМИ" всё объяснят и успокоят, если вдруг покажется, что эта жизнь ничтожна
    1. White
      +8
      15 октября 2012 10:41
      Вот на хрена такое писать?
      У Украины нет своего космодрома , ЦУПа и т.д. , что с мы сним могли делать ?
      Конечно возникнет вопрос почему он остался у нас, ну так тогдашним руководителям всех пост советских республик было пофиг на подобные вещи, по этому не надо во всем винить исключительно Украину.

      P.S. Если вас реально интересует тема (а не просто погадить) почитайте сайт http://vpro24.narod.ru/fleet/index.htm там есть перечень всех подобных кораблей (не только СССР) и судьба Российских точно такая же как и тех , что остались в Одессе .
      1. +2
        15 октября 2012 10:55
        Цитата: White
        У Украины нет своего космодрома , ЦУПа и т.д. , что с мы сним могли делать ?

        Зачем же тогда хапнули? Если не сумеете переварить?
        Вспоминается старинный анекдот: "Хох-ла спрашивают,чтоб ты сделал став царем? Скрав сто рублий и сбиг."
        1. White
          +2
          15 октября 2012 11:03
          Ну началось . Вроде культурно все написал, а меня все равно оскорбляют.
          Прочитай весь комментарий, и рекомендую почитать указанный сайт .
        2. Братец Сарыч
          +1
          15 октября 2012 11:30
          Почему именно хапнули? Просто им досталось и все, везде такая картина была...
          1. 0
            16 октября 2012 00:40
            Почему "хапнули"? Да потому что именно хапнули. Кусок который в пасть не пропихнуть.
            Старая-старая сказка: Жил был бедный Хох-ол. Уж такой бедный, уж так он плакал, что однажды увидал его Пан и говорит. - Вот тебе, на бедность да на сиротство твое, тебе землицы. Сколько обежишь - то и твое будет. И побежал Хох-ол радостный такой. Обежал поле, лужок охватил, рощицу обогнул... Чует, однако, что силенок-то уж не хватает. Ан, думает, вот еще тот пригорочек... вроде никчемный пригорочек, но ведь МОЙ будет... Забрел уж еле-еле на пригорочек, да и околел на нем. А последние слова его были "И це моё..." Тут и сказке конец.
            Товарищ White напрасно принял мои слова на "национальную" струну. Таких "сирот" и у нас сколько хочешь, когда хапали громадные заводы и не сумели с ними ничего сделать, кроме как под базар или парковки приспособить. "Бедный хох-ол" есть имя не национальное, а нарицательное.
            1. White
              0
              16 октября 2012 10:27
              Вот те картинка полета Бурана. Его вели 4-ре корабля, посмотри порты приписки этих кораблей и их судьбу.

              В Одессе осталось только два корабля, хотя они и были одни из лучших.

              Да продали, да разграбили но вы имели бы моральное право нас винить, только если бы сами сохранили то что было, а например КИК "Маршал Неделен" было 15 лет всего, когда его пустили на слом
      2. Netto
        0
        15 октября 2012 13:31
        Я хотел сказать, что достало увещевания местной власти, о том как же нам стало хорошо независимым. Это так же нелепо, как День России 12 июня... Независимость от кого? Самих от себя? А тех кто разграбил некогда великую страну я не делю по нац. признаку, они все одинаковы. Просто проживая в Крыму, особенно остро воспринимаешь высказывания укров о прошлом.Когда сами они приезжая в Севастополь к памятнику Нахимова, быстро быстро выгружаются толпой с плакатами на "телячьей мове", фотографируются и быстрей обратно, чтобы потом печатать во всех газетенках, что мол в Севастополе есть свидомые украинцы.
        1. White
          +2
          15 октября 2012 14:21
          Очень хочется на это ответить. Написать длинную речь с кучей аргументов. Но я этого делать не буду мы и так уже отошли от темы, а так еще раз развернем братскую войну в комментариях.

          P.S. Еще раз почитайте указанный мною сайт вам будет очень интересно .
          P.S.S. Вы так обижаетесь на то что говорят украинские сми (всегда думал что в Крыму даже не знают о их существовании), а как например реагировать мне на ваши слова - я ведь в жизни разговариваю на украинском и мне так нравится.
          1. Netto
            +1
            15 октября 2012 14:47
            Насколько я понял, вы не из тех, о ком я писал выше, так что тот пост камень не в ваш огород. Украми мы называем параноиков вроде Тягныбока, и всю эту западноукраинскую свидомую "интеллигенцию". Украинский (литературный, а нет тот суржик на чем разговаривают, одни "милициянты" и "литовыще" по ТВ у меня вызывают смех до коликов) я прекрасно знаю, и выучил его, как ни странно в СССР. Претензий нет. Но этих фашистов, необандеровцев терпеть не намерен. Потому так и задевает. С уважением!
            P.S. ..... знаю дикий оффтоп все это, простите
        2. biglow
          +2
          15 октября 2012 14:23
          Netto,
          мы будем едины ,рано или поздно.целиком или частями это уже не важно.Это как вера в нашу победу в 41 году.Все равно мы победим .Потому что мы русские
      3. 0
        15 октября 2012 23:55
        Цитата: White
        У Украины нет своего космодрома

        Продать Казахстану! crying Шутка, хоть и со слезами.
    2. Братец Сарыч
      +1
      15 октября 2012 11:29
      А при чем тут именно украинцы? Они что ли во всем этом виноваты?
      1. Netto
        +1
        15 октября 2012 14:13
        Я сказал укры... а не украинцы. Это, как говорят в Одессе - две большие разницы.
  5. +4
    15 октября 2012 10:53
    Великолепные корабли захватывающие дух. Жаль, что из-за кучки предателей, великое государство перестало существовать. Но не нужно унывать, нужно сбросить пелену, что словяне не на что не годятся, нужно лиш вспомнить какие невероятные проекты покорялись уму нашего великого и единого народа.
    Делаем выводы братья.
    1. +1
      15 октября 2012 11:11
      Цитата: NAV-STAR
      Делаем выводы братья
      Выводы простыми людьми давно сделаны. Жаль что к ним те кто наверху сидит не прислушивается.
  6. Братец Сарыч
    +1
    15 октября 2012 11:28
    Как можно было такую красоту загубить? Больно читать такие рассказы...
  7. Невский
    0
    15 октября 2012 13:04
    Буран, "Гагарин", сколько еще осталось в прошлом успешных проектов? recourse
    1. 0
      15 октября 2012 14:02
      Невский,


      проект СССР в целом
    2. СеняЯ
      0
      15 октября 2012 21:43
      Буран бесполезный дорогой проект именно поэтому от него отказались в пользу одноразовых кораблей!!!Амеры тока лоханулись и только щас вкурили что шатл дороже одноразовых кораблей в 5 раз.
  8. 0
    15 октября 2012 16:25
    корабль красавец
    лишь бы россия проснулась глядишь и ещё лучше построит
  9. mox
    mox
    0
    15 октября 2012 21:55
    Видел этого красавца в начале 80-х в Одесском порту.
    Жал то такие корабли не оставляют хотя бы в виде музея.
  10. 0
    15 октября 2012 22:04
    А еще там осуществляли РТР и РЭР, а такж КР.
  11. _Forgiven_
    +1
    15 октября 2012 23:40
    Корабль сильный, спору нет, однако остается вопрос: сколько еще подобных вещей прос....рут ребята, которые находятся у руля власти. Незачем спорить о том, кто сколько нахапал при развале Союза, у всех рыло в пушку. А то что славянская нация морально обеднела это да, с этим не поспоришь.
    Я сомневаюсь что у нынешних чиновников появится желание организовывать проекты, наподобие "Космонавта Юрия Гагарина", больно это бьет по ихнему карману.
  12. +1
    16 октября 2012 05:57
    по-моему это судно даже в голливудских "блокбастерах" засветилось. И якобы по фильму у него даже ЗРК на борту был ;) По-моему, фильм назывался "вирус". Русских в нем, как ни странно, показали с хорошей стороны.
  13. +1
    16 октября 2012 23:45
    Был на нем в середине 90х. Состояние-труп.Задолженность по зарплате экипажу больше года.Снабжение ноль.Украине он был совсем не нужен но т.к. находился под ЧМП достался Украине как и Королев.Продали просто даром - там драгметаллов было совсем на другую сумму хотя конечно тогда уже было видно что экипаж "постарался" и поработал.Был не так давно на ТАКР Минск что в Китае - походил посмотрел и первая мысль была такая чтобы хотя бы такое построить нужен СССР(не в обиду но все независимые на такое неспособны включая РФ).Все выше написанное касается и НИС всех проектов ИМХО.
  14. 0
    17 октября 2012 01:03
    Если не ошибаюсь, корабли данного класса именовались КИК - Корабль Измерительного Комплекса. Что за НИС?
    1. 0
      17 октября 2012 23:37
      Научно-исследовательское судно (НИС) «Космонавт Юрий Гагарин» (проект 1909)
  15. kostes
    +1
    17 октября 2012 22:04
    Хорошее было судно, жаль что такая у него судьба. Возвращались мы на нем с Кубы в 1993 году в Петербург. Огромное впечатление производил на проходящие суда, особенно когда проходили вдоль северного берега Европы. Каюты жаль были тесноваты - двухместные, а поселили нас туда троих - 14 летних пацанов. Одному пришлось спать на раскладной кровати. Сильное впечатление оставила игра в футбол на спортивной площадке в трюме при сильной качке и просмотр эротических фильмов в кинозале. Автору спасибо. Одни из лучших воспоминаний детства.