Последствия военной реформы для ВМФ

53
Флотом сегодня фактически никто не командует – считают сами моряки

Последствия военной реформы для ВМФ


Еженедельник «ВПК» не раз обращался к теме проводимых в ВС РФ организационно-штатных мероприятий. В частности, в №№ 32–35 за 2012 год приведена экспертная оценка этапа военного строительства ВС РФ, начавшегося после 2008 года. В №№ 36, 37 были затронуты приоритеты военного строительства и ряд доктринальных вопросов. В №№ 27–30 «ВПК» обращался к некоторым проблемам кораблестроительной программы. В этом номере вниманию читателей предлагается мнение о новой структуре ВМФ России.

Проведенные за последние годы в Вооруженных Силах масштабные организационно-штатные мероприятия одной из своих главных целей ставили (по словам их авторов) разрушение окостеневших за последние десятилетия сложных бюрократических управленческих конструкций. Но в некоторых сферах военного строительства конечный результат получился, по оценкам представителей отечественного экспертного сообщества, не вполне однозначный.

По большому счету изначальный замысел реформы Вооруженных Сил правильный и своевременный. Необходимо было сократить чрезмерно раздувшийся аппарат управления, увеличить мобильность армии и оперативность исполнения директив и приказов Генштаба и Верховного главнокомандующего, адаптировать систему управления Вооруженными Силами под реалии современной войны.

При этом подразумевалось, что будущие военные конфликты будут исключительно регионального масштаба. Угроза крупномасштабной войны на этом этапе считалась маловероятной. В войнах типа 8 августа 2008 года наиболее важным считалась способность соединений и частей видов Вооруженных Сил (родов войск) эффективно и быстро действовать сравнительно небольшими по численности тактическими группами.

В качестве образца для системы управления нового типа (для руководства войсками и силами) в подобных конфликтах за образец были взяты аналогичные западные модели. Казалось бы, в многочисленных локальных войнах и конфликтах последнего времени они доказали свою высокую эффективность. Однако копирование зарубежных образцов и моделей, равно как и их механический перенос на отечественную почву, редко дает положительные результаты. И тому есть немало исторических примеров.

В данном конкретном случае полной и аутентичной копии, разумеется, не получилось. Многое пришлось переделывать с учетом местных условий. В итоге получившаяся на выходе организация управления войсками (силами) оказалась, как считают большинство экспертов, достаточно спорной по своей эффективности. Есть и более радикальные оценки – она совершенно неспособна хоть сколько-нибудь эффективно управлять войсками и Военно-морским флотом в особенности. На флоте остановимся подробнее.

Каковы же были, по мнению ряда экспертов, наиболее существенные просчеты при создании принципиально новой для нашей армии и флота системы управления?

Для полного понимания сложившейся на флоте обстановки в сфере управления рассмотрим для начала американский оригинал. Вершиной управления является президент США, непосредственно отдающий приказы министру обороны. Административная ветвь управления начинается в Объединенном комитете начальников штабов, который подразделяется на четыре основных вида вооруженных сил: СВ, ВВС, ВМС и корпус морской пехоты. Начальник штаба ВМС, подчиненный министру ВМС, несет ответственность за организацию и подготовку подчиненных, а также определение потребностей ВМС. Командование сил флота является административно-стратегической единицей, объединяющей Тихоокеанский и Атлантический флоты США и частично дублирующей функции начальника штаба.

Оперативная единица – Единое боевое командование, подчиняющееся непосредственно министру обороны США. Под его командованием находится несколько видов вооруженных сил, действующих совместно в определенном районе ответственности и приданных приказом министра соответствующего вида вооруженных сил.

На настоящий момент в США существует шесть командований: Африканское, Центральное, Европейское, Тихоокеанское, Северное и Южное. В описанной системе, как можно заметить, основной упор делается на четком разделении административной и оперативной вертикали управления, а также максимальной концентрации командований разных видов ВС (родов войск) в одном объединенном штабе.

Точно такие же возможности требовались от российской системы управления войсками (силами) перед реформой. Прежде чем перейти к разбору сделанного в ходе реформы, необходимо оглянуться назад – от какой системы управления отказывались современные реформаторы?


Ранее она выглядела так. Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами, он же президент России, ему подчинялся министр обороны. Далее реализовывался ныне отвергнутый принцип пары «командир – начальник штаба», который, начиная от министра обороны (в роли главного командира) и начальника Генштаба (как главного штабиста), проходил по вертикали вплоть до батальонного уровня.

Генштабу был подчинен главнокомандующий Военно-морским флотом. В его ведении находились оперативное управление ВМФ – орган, планирующий применение сил и средств флота, а также их взаимодействие с остальными видами Вооруженных Сил (родами войск), и орган, воплощающий в жизнь решения оперативного управления – Центральный командный пункт ВМФ. Далее приказы и распоряжения шли вниз уже к конкретным боевым единицам.

Эта система, оставшаяся в наследство от Советского Союза, работала уже много лет. Необходимость некоторой модернизации для приведения этой схемы управления в современный вид была очевидна.

Взглянем теперь на новое устройство российских Вооруженных Сил.

Сегодня цепь управления начинается с президента в роли Верховного главнокомандующего, который отдает команды непосредственно министру обороны. Министру в свою очередь подчиняется начальник Генштаба, ответственный за систему главных командований, в том числе и ВМФ. Главком ВМФ выполняет только административные функции: организация боевой подготовки, мероприятия по развитию флота, материальное обеспечение, обучение специалистов, разработка уставных документов.

Оперативное же командование флотом ныне осуществляется военно-морским отделом Объединенного стратегического командования (ОСК), подчиняющегося Генштабу и имеющего определенную зону ответственности. В ходе реформы создано четыре ОСК: Западное, в чьем ведении находятся Северный и Балтийский флоты, Южное, руководящее Черноморским флотом и Каспийской флотилией, Центральное и Восточное, отвечающее за Тихоокеанский флот.

Как можно заметить, отечественная схема, во многом повторяя заокеанскую, значительно упрощена. Во-первых, американские начальники штабов представляют все виды вооруженных сил в отличие от одного сухопутного генерала в ВС РФ. Во-вторых, начисто отсутствуют оперативные органы управления у главкомата ВМФ.

Другими словами, непосредственное управление флотом находится в руках ОСК в отличие от командования силами флота США, обладающего полномочиями приводить в жизнь боевые приказы от национального командования.

Эти упрощения, по всей видимости, были проведены с целью дополнительной оптимизации аппарата управления. Предполагалась еще больше сократить время прохождения приказа непосредственно до корабля-исполнителя. Вроде формально все верно и на первый взгляд цель достигнута. Но насколько эта бумажная организация близка к реалиям наших Вооруженных Сил?

Наверное, начать стоит с основы основ – Военной доктрины Российской Федерации, точнее, формулировки внешних угроз нашей стране. И обнаруживается, что четко обозначенного противника в доктрине просто нет. А если так, что войска (силы) должны отражать и к чему они должны быть готовы? Соответственно затруднительной становится и постановка тактико-технических заданий предприятиям ОПК в сфере разработки и серийного производства вооружения и военной техники. Совершенно неясно, подо что конкретно «заточенная» техника нужна армии и флоту.

Но это наименьшая из проблем, которые сегодня стоят перед флотом. Моряки рады хоть каким-нибудь кораблям. А вот кто и как будет этими кораблями управлять?

По старой памяти хочется сказать – главком ВМФ. Однако сегодня это утверждение более чем далеко от истины. Главкомат ныне потерял все доступные рычаги управления. До недавнего времени в подчинении у ГШ ВМФ находился такой орган, как Центральный командный пункт ВМФ, ответственный за управление всеми наличными силами флота как в мирное, так и в военное время. Однако с 1 декабря 2011 года ЦКП был упразднен. Вместе с ним ушла и последняя возможность руководить флотом на оперативном уровне.

Главкомату же (видимо, в качестве утешительного приза) остались исключительно административные функции. Между тем командованию флота не только урезали возможности, но и серьезно сократили численный состав. Из 850 офицеров свои посты в главкомате сохранили только 90. Естественно, что таким скромным составом просто невозможно решать сколько-нибудь серьезные задачи. Например, ту же разработку ТТЗ для оборонных предприятий. В результате, как бы трагикомично это ни звучало, многие служащие сами не до конца представляют, чем же они должны заниматься.

Кому же ныне доверено оперативное управление ВМФ?

Функцию эту целиком взяли на себя единые штабы объединенных стратегических командований. Решение, повторимся, в теории верное (и проверенное на Западе на практике) – различные виды Вооруженных Сил (родов войск) должны эффективно координировать свои действия. Однако, как было сказано выше, сегодня морские офицеры не принимают ни малейшего участия в командовании флотом.

Вместо них этим занимаются сугубо сухопутные командующие и со вполне предсказуемыми результатами. Более того, численность военно-морского отдела, например, Западного округа, отвечающего сразу за два полноценных флота, составляет всего 14 человек. С любой точки зрения трудно объяснить такую систему. Неудивительно, что моряки жалуются зачастую на нелепые и неадекватные указания из штабов округов.

Следующий минус ОСК заключается в недостаточно четко обозначенной зоне ответственности за границами РФ. Формально каждому округу назначен свой регион, однако четко очерченных границ, как у американских единых боевых командований, до сих пор нет. Представим ситуацию, при которой корабль, например, Восточного ОСК совершает переход в Средиземное море, находящееся в зоне ответственности Южного ОСК. Кому в таком случае будет подчиняться указанная боевая единица, сказать затруднительно.

Между тем на раннем этапе реформы рассматривалась идея создания командования дальней морской зоны. К сожалению, этот проект до сих пор так и остался нереализованным. И это не единственный организационный недочет новой системы. Нарушилась и годами отточенная система связи и обмена информацией между командованием и отдельными подразделениями, в том числе и со стратегическими подводными ракетоносцами.

Если раньше «атомный» сигнал мог дойти к каждой субмарине лично от главкома, то с ликвидацией Управления связи ВМФ большая часть каналов оказалась обрезана. Дополнительный элемент сумятицы, и причем весьма немалой, в деятельность флота вносит недавняя передислокация главкомата ВМФ из Москвы в Санкт-Петербург. Но об этом чуть ниже.

Третьим недочетом, который может стать фатальным, стало фактическое отделение морских сил ядерного сдерживания от сил Северного флота, обеспечивающего их действия. Напомним, согласно проекту реформы командование СЯС является независимым от ОСК. А это означает дополнительные трудности во взаимодействии. Приказы придется согласовывать последовательно на нескольких уровнях. В случае форс-мажора это отнимет уйму драгоценного времени.

Реорганизации, которую уместнее назвать развалом, подверглась и система военного образования на флоте. Тоже позаимствованная у Соединенных Штатов, она во многом оказалась недееспособной в российских условиях. Около 75 процентов выпускников увольняются сразу после выпуска, получив диплом о высшем профессиональном образовании. А между тем беспрецедентная концентрация ввузов погубила многие лучшие в своем роде военные учебные заведения на флоте, вынудив их слиться с крупными центрами. Как итог – нужны дальнейшие коренные преобразования, иначе число офицеров на флоте может снизиться до критической отметки.

Наверное, ни для кого не будет сюрпризом и тот факт, что практически все моряки – от командующих флотами (начальников штабов различных уровней) до командиров кораблей/подводных лодок – с самого начала были настроены против подобных преобразований. Однако считаться с их мнением не стали. Более того, по давно сложившейся российской традиции замысел и даже ход реформы до самого последнего момента держались в секрете.

Пожалуй, наиболее полной и емкой характеристикой того, что сейчас происходит с флотом, является эпопея с переездом главкомата ВМФ в Петербург. Абсолютно ненужный по стратегическим соображениям, надолго затянувшийся, внесший откровенный хаос в управление флотом, выведший из строя организационную структуру командных пунктов, центров связи, органов управления флотами, а главное – невероятно, просто непомерно дорогой по стоимости.

По самым предварительным оценкам, он обошелся до 50 миллиардов рублей. Для сравнения: очень дорогой даже по мировым меркам РПК СН «Юрий Долгорукий» стоил Министерству обороны в два раза дешевле. Это ли не лучшая иллюстрация бессмысленности передислокации ГШ ВМФ, предпринятой исключительно по волюнтаристическим соображениям, весьма далеким от вопросов подлинного укрепления обороноспособности страны.

В результате ситуацию с оперативным управлением ВМФ иначе как катастрофичной сегодня не назовешь. Фактически то, что мы имеем сейчас, – прямой антипод старой советской системе, отличавшейся, по мнению ветеранов флота, достаточной скоростью, надежностью, эффективностью управления и высоким профессионализмом личного состава.

Повторимся – и эта система была не идеальна, тем более в условиях середины 2000-х годов. Необходимость модернизации назрела давно, в том числе и радикальных сокращений численности органов управления. Например, численность Генштаба при СССР была в полтора раза меньше, чем предреформенного «мозга армии». Однако наверху решили рубить сплеча. Это в конечном счете и обусловило многие ошибки, которых, естественно, можно было избежать.
Что же надо сделать для того, чтобы флот вновь обрел смысл жизни и мог выполнять свое исконное предназначение? Совершенно ясно, что без очередной основательной перестройки всей системы управления не обойтись. Эксперты предлагают вернуть старую систему (разумеется, с элементами необходимой модернизации), основными структурными единицами которой ранее были Центральный командный пункт ВМФ, Центральный вычислительный центр ВМФ, Центральный узел связи ВМФ, Оперативное управление ВМФ.

Другими словами, флот должен остаться независимой от командования округа структурой со своей системой управления. В выигрыше будет и само объединенное командование, которое сможет направить освободившиеся командные ресурсы на более привычные Сухопутные войска и Военно-воздушные силы. Осталось только, чтобы и на самом верху осознали необходимость срочного исправления допущенных ошибок. Иначе платить за них придется по очень высоким расценкам
53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    24 октября 2012 15:38
    Однозначный плюс, и жалко что можно поставить только один плюс. Очень грамотная статья. Добавить нечего - разве только то, что в аналогичной ситуации оказались и ВВС
    1. nagual
      +11
      24 октября 2012 19:18
      В статье допущена принципиальная ошибка. При описании систем управления, оперативное командование перепутано с административным. Так вот, министр обороны и всё МО — это административный орган управления, который отвечает за вопросы жизнедеятельности ВС. Аналогично по цепочке — функции главкомата, в т. ч. и флотского, ныне относятся к административным, в связи с чем урезаны полномочия и штаты. Сейчас даже снабжение и МТО флотов передаются в ведение оперативно-стратегических командований (а не объединённых, как в статье и википедии lol ). У них уже функции оперативные, то есть функции управления силами на стратегических направлениях во время боевых действий. Причем, управление всеми силами на заданном ТВД — и сухопутными, и воздушными, и морскими. Для этого в ОСК соответствующие отделы. Так что схема перечисления зарплаты — одна, схема отдачи боевых приказов — другая. Их не надо путать. Так что, любимый здесь мебельщик, к оперативному управлению не имеет отношения, он больше интендант.
      Насчёт подчинения сил флота за границами РФ, тоже никакой путаницы нет. Например, поход «Кузнецова» к берегам Сирии управлялся из ОСК «Запад», и, кстати, первый зам и нач. штаба «Запада» - как раз адмирал Максимов. Это потому, что западному ОСК подчинён БФ и СФ.
      Насчёт отдельного флотского командования дальней морской зоны — не знаю, насколько целесообразно опять создавать отдельную флотскую управляющую структуру, которая будет действовать отдельно от ВКО и других сил? Всё равно ей придётся временно придавать в управление задействованные в операции силы флота, которые постоянно подчинены своим штабам на своих акваториях. Это когда будет отдельная Средиземноморская или Карбско-Кубинская эскадра bully , может быть и целесообразно. А пока получится — командование без подчинённых и баз снабжения.
      Далее. Стратегические ядерные силы, в том числе и флотские, подчинены напрямую, а не через округа, совсем не зря. Надо объяснять почему?
      Никаких трудностей во взаимодействии флотских стратегических сил с «не стратегическими» — нет. Они имеют единое оперативное управление, и отдельное управление на применение ядерных средств прямо от «ядерного чемоданчика» в случае упомянутого «форс мажора». На мой взгляд только так и надо.
      Общий вывод о том, что флот должен остаться независимым от других сил, может быть и греет мою горделивую флотскую душу, но мало способствует эффективности управления. Сейчас средства флота, авиации, ПВО/ВКО и СВ — никак не могут управляться отдельно. Всё это только инструменты сил, действующих на заданном направлении. В противном случае мы придём как раз к длинным согласованиям и действиям подразделений отдельно друг от друга. Это просто глупо.
      Ну и ещё. Реформа задумана ещё маршалом Огарковым. Именно он хотел разделить оперативное управление на стратегические направления, с общим командованием всеми имеющимися силами, и с отдельным подчинением СЯС. Так что не надо про «табуреткиных» - не тот масштаб.
      1. +2
        24 октября 2012 20:14
        Спасибо Александр, очень полезный комментарий. Чувствуется, что вы "в теме".
        1. nagual
          +4
          24 октября 2012 20:20
          Я флотский hi (жаль, смайла с беской нет) Не могу сказать, что на флотах всё отлично, но то, что сейчас делается как раз для возрождения Флота - стоит внимания больше, чем разглагольствования о "развале" и "табуреткиных".
          1. 0
            24 октября 2012 21:02
            Цитата: nagual
            Я флотский

            По вашему профессионализму комментарию чувствуется морская закалка.
      2. nagual
        +3
        24 октября 2012 21:06
        Да, и ещё, насчёт Военной доктрины. Автор статьи прочитал её невнимательно. В ней прогноз военных конфликтов обозначен как разрастающихся от низкой интенсивности (в том числе на своей территории), к средней (с втягиванием в конфликт сопредельных стран) с неизменным ядерным противостоянием в случае участия НАТО, которое и подразумевается, как главный противник, хотя пальцем в него никто не тычет. Посмотрев на развитие войн последнего времени, следует признать это верным. При этом, от скорости купирования конфликта в начальной стадии (типа контрповстанческой операции на Сев. Кавказе) — зависит масштаб разрастающегося конфликта. Это тоже верно. А учитывая методы ведения войны НАТО, когда военная сила подключается только как поддержка сил, действующих внутри страны — следует определить нашу доктрину как вполне адекватную. Под неё и ведётся военное строительство.
        1. НикНик
          0
          25 октября 2012 00:10
          Реформа задумана ещё маршалом Огарковым
          Обещал жениться...
          А вот Высоцкий обещал уже этим летом стратегов на постоянное дежурство выводить.
          И убрали его по слухам, потому что против был перевода главкомата из Москвы в Питер. То что уже отработано и оправдано годами похерить.
          P/S Уж очень хочеться узнать инфу с разных точек.
          1. nagual
            +1
            25 октября 2012 00:30
            Цитата: НикНик
            Реформа задумана ещё маршалом Огарковым
            Обещал жениться...

            Огарков если что и обещал, то только американцам адекватный ответ на доктрину "ограниченной ядерной войны".
            Высоцкий, не молод, и хотел сначала технически обеспечить управление флотом из Питера, а уж потом, квартиры офицерам и проч.
            И стратеги таки дежурят.
      3. +2
        25 октября 2012 07:41
        Уважаемый nagual, спасибо за интереснейший комментарий и позвольте задать несколько вопросов.
        Цитата: nagual
        Аналогично по цепочке — функции главкомата, в т. ч. и флотского, ныне относятся к административным, в связи с чем урезаны полномочия и штаты

        Но ведь так было не всегда, ведь так? И у меня есть некоторое подозрение, что урезание в одном месте не сопровождалось добавлением в другом.
        Поясню свою. мысль - во время войны 08.08.08 командование ВВС на местах показало весьма невысокий уровень управления. Тому были как объективные (отсутствие в распоряжении командования силы оперативной радио- и радиотехнической разведки, ибо была передана в ГРУ,) так и, увы, субъективные причины. Анализ боевого применения авиации в этот период показал недостаточную подготовку органов военного управления по планированию боевых действий в сложной обстановке, при активном противодействии ПВО Грузии. Опыт Чечни, Афганистана и Югославии был либо недостаточно изучен, либо начисто забыт. http://www.vko.ru/DesktopModules/Articles/ArticlesView.aspx?tabID=320&ItemID=269

        &mid=2893&wversion=Staging
        Так вот, ситуация была исправлена только после вмешательства в руководство действиями авиации представителей Главного командования ВВС. А сейчас, как я понимаю, незамедлительно помогать будет уже некому. В чем я ошибся?
        Цитата: nagual
        Сейчас даже снабжение и МТО флотов передаются в ведение оперативно-стратегических командований

        Для меня очевидно, что КОМПЕТЕНТНЫЕ оперативно-стратегические командования (ОСК) - наилучший способ управлять вооруженными силами. Я согласен с тем, что в современных условиях должно быть единое командование всеми силами на театре. Но у меня возникают большие сомнения в том, что руководство оперативно-стратегических командований в состоянии грамотно руководить вверенными ему силами. Насколько я понимаю, в ВС СССР существовала специализация, и, к примеру, офицер ВВС (даже высокого уровня) весьма смутно представлял себе что такое и как воюют сухопутные, к примеру, силы. В РФ ничего не изменилось. А потом, вдруг, резко, происходит переход к ОСК.
        Так вот, мне решительно непонятно, каким образом, к примеру, генерал-общевойсковик будет "рулить" ВВС и флотом на своем направлении. Я попросту не очень понимаю как не имея нужных кадров вязать в одну упряжку коня и трепетную лань.
        Если уж мы решили вырастить новую генерацию военачальников, способных эффективно управлять ВВС, сухопутчиками и ВМФ, то как мне думается делать это нужно было ДО реформы, при сохранении главокматов, и лишь отработав подобное взаимодействия в серии масштабных учений (а не того, что мы сейчас читаем - 10 самолетов Миг-29 будут отрабатывать...) поняв необходимые штаты управления, переходить на ОСК. Мы же, судя по всему, руководстоввались в основном количеством офицеров, которых можно сократить. В чем я не прав?
        Очень надеюсь, что Вы ответите - мне это очень интересно
        С уважением,
        Андрей
        1. nagual
          +1
          25 октября 2012 11:57
          Добрый день! В двух словах не скажешь. В функции главкоматов и раньше входили административные функции, в том числе научная работа, вопросы организации, боевой подготовки, вооружения и развития подчинённых им сил. Одновременно, главкоматам были подчинены штабы и командные пункты. То есть они сочетали и оперативное, и административное управление. Они отвечали в полной мере и за состояние дел в войсках в мирный период, и за мобилизацию, без которой поздние Советские (а затем и ранние Российские) Вооруженные силы, нельзя было назвать полноценной структурой. А вот дальше (во время и после мобилизации) функции управления брали на себя уже сами штабы и пункты управления.
          Например, дивизия, с началом войны должна была действовать одним полком под управлением штаба. Других полков просто не было, они имели частичное наполнение офицерским составом и почти нулевое рядовым. Они должны были доукомплектовываться, заново формироваться и готовиться к боевым действиям в процессе мобилизации. В этой организации, роль главкоматов, действительно была значительной, поскольку непосредственное оперативное управление (командование войсками) начиналось после приведения армии в боевую готовность. А пока её нет — надо поддерживать жизнедеятельность того, что станет полноценной структурой потом.
          Ещё в конце 70-х стало понятно, что характер угроз вряд ли предполагает вторжение многомиллионных армий а-ля Великая Отечественная. А если такое вторжение и будет, то обязательно превратится в обмен ядерными ударами. Плюс к тому, у америкосов появилась концепция ограниченной ядерной войны — это когда боевые действия начинаются в Европе с ограниченных, перерастают в применение тактического ЯО на ограниченном театре, а сами американцы устраняются от применения стратегического ЯО и избегают тем самым ответного удара. Тогда не важно, кто победит, и насколько будет разрушена Европа. Главное, что СССР будет ослаблен или просто сильно пострадает. А добивать или вторгаться — просто не нужно. Получалось, что мы готовимся к войне прошлых столетий, а нам предлагают войну новую.
          Собственно тогда делом занялся НГШ Огарков. Именно он ещё в 80-х предлагал увеличить долю частей постоянной готовности (как в ЗГВ), ликвидировать кадрированные части, уменьшить долю призывников за счёт увеличения числа профессионалов, передать функции управления от главкоматов, к новым командованиям. Тогда ему не дали. Хотя он и продемонстрировал всему миру эффективность такой структуры учениями «Запад-81» и «Щит-82». Он не успел создать новую командную систему боевого управления (КБСУ), которая должна была заменить старую систему штабов и командных пунктов не связанных друг с другом и подчинённых главкоматам — по сути, тыловым структурам мирного времени. Тогда показалось, что его идеи слишком революционны. Но когда стало понятно (после Чечни и особенно, после 080808) что делать что то надо, оказалось, что никакой другой модели, адекватной угрозам — просто нет. Поэтому тезис статьи, что мы, мол, копируем западную структуру - просто от незнания собственной истории Вооруженных сил.
          Скажем, Балуевский, вообще предлагал ликвидировать главкоматы, а их функции передать отделам и управлениям МО. Это логично, поскольку МО и так структура административная и сконцентрировать в ней все административные функции — правильно. Но ведь это коснулось бы судеб огромного числа офицеров, которые честно служили Родине и не виноваты в том, что ситуация изменилась. И эти офицеры имели свой вес, голос и авторитет. В результате Балуевкого ушли, а хвост кошке решили резать по кусочкам, request чтобы не завопили разом и все, кого это коснётся. Тем не менее, его режут. И от этого никуда не денешься — это делать надо.
        2. nagual
          +1
          25 октября 2012 12:41
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Так вот, ситуация была исправлена только после вмешательства в руководство действиями авиации представителей Главного командования ВВС. А сейчас, как я понимаю, незамедлительно помогать будет уже некому. В чем я ошибся?

          Да, насчёт ВВС. Сейчас управление базами ВВС уже передано от главкомата в ОСК. Собственно, отсюда и численность главкомата. Он больше не управляет военными училищами (они в ведении ВУНЦ ВВС), не руководит штабами и пунктами управления (они в ведении ОСК), не руководит снабжением и обеспечением (тоже в ведении соответствующих управлений тыла округов), не занимается научной деятельностью (она в различных НИИ, подчиненных МО). Только занимается некоторыми рассчётами. Это раньше, вмешательство главкомата, означало подключение центрального пункта управления. Сейчас это структура ГШ, координирующая пункты управления на стратегических направлениях в округах. Так что и управлять, и помогать есть кому.
  2. vic011
    +2
    24 октября 2012 15:45
    Дааа, флот нужно обязательно восстанавливать! Причем быстрыми темпами, Ирак, Ливия, Иран и Сирия, кто может быть следующим? Нужно готовится ко всему. Ведь "Если хочешь мира, готовься к войне".
    1. +4
      24 октября 2012 18:41
      Ответьте на каких предприятиях? Кто готов к выпуску кораблей большого водоизмещения? Подводные лодки не в счет. И то наши верфи с 1993 года единственную многоцелевую испытывают. Борей хрен знает когда сойдет. ФЛОТА У РОССИИ НЕТ,
      1. 0
        24 октября 2012 20:08
        Цитата: Механик
        . ФЛОТА У РОССИИ НЕТ,

        Я специально прочитал этот материал в последнюю очередь, по тому что знал,что ничего хорошего кроме огорчения,он не принесёт. Но статья правдива.Знал что всё плохо,но оказывается ещё хуже, чем предполагал.Выходит , что все разговоры и заявления по поводу возрождения Флота лишь для отвода глаз,ширма для прикрытия просчётов нашей обороноспособности?
      2. +2
        24 октября 2012 20:20
        Цитата: Механик
        ФЛОТА У РОССИИ НЕТ,

        Да вы, батенька, палку то не перегибайте... Что значит флота у России нет? Нет такого как у американцев? - согласен. Нет вообще! - утверждение противоречащее фактам.
      3. toguns
        0
        24 октября 2012 22:13
        Цитата: Механик
        Ответьте на каких предприятиях? Кто готов к выпуску кораблей большого водоизмещения? Подводные лодки не в счет. И то наши верфи с 1993 года единственную многоцелевую испытывают. Борей хрен знает когда сойдет. ФЛОТА У РОССИИ НЕТ,

        балтийский завод и адмиралтейские верфи точно смогут :)
      4. 0
        24 октября 2012 23:49
        Цитата: Механик
        на каких предприятиях?
        - Так на французской верфи в Сен-Назере и будут .... lol
      5. vic011
        +1
        25 октября 2012 10:54
        Не все так плохо, как вы думаете. Флот у России есть, вернее остатки великого советского флота... Но сейчас, славу богу, строительство новых кораблей начато, уже многие из чертежей потихоньку превращаются в реальность! Да, я согласен наш флот сильно отстает от американского. Но что вы хотели, в 90-е годы мало кто думал о флоте, и вообще о вооруженных силах в целом, только совсем недавно мы восстановились после кризиса 90-х
  3. +4
    24 октября 2012 15:54
    ...по давно сложившейся российской традиции замысел и даже ход реформы до самого последнего момента держались в секрете.

    Сухопутные чинуши, как видно, собираются командовать Яузской флотилией, сидя в мягких креслах на Арбатской площади. Северный и ТОФ для них что-то вроде Маркизовой лужи. И этим людям доверили безопасность России! Складывается впечатление, что командование флотами переводится на берега Потомака. Позор!
  4. +3
    24 октября 2012 15:55
    Ладно там с коммандованием общим,разберутся со временем,но зачем было штаб переводить ближе к границе? В Москве хоть система ПВО хорошая,а Питер что,при желании по нему нанесут удар и штаб будет в руинах.Кто и чем руководствуется не понятно.
    1. +2
      24 октября 2012 16:10
      если Питер будет в руинах, то и столица метких ракетчиков вместе с ГШ тоже будет в руинах спустя очень короткое время 100%
    2. +2
      24 октября 2012 16:49
      Командование Восточным Военным округом находится в Хабаровске. Получается - от Байкала до Чукотки войсками управляют с границы "друзей китайцев".Дюже интересно - кто такой умник, предложивший центры управления вывести на границу? И куда смотрит наши любимые администрация президента, правящая партия и правительство? Это недомыслие или....
      1. Братец Сарыч
        0
        24 октября 2012 18:04
        Разместить штаб на территории вероятного противник пока еще не получилось...
        1. +2
          24 октября 2012 18:35
          А может он уже размещен? Все указки идут оттуда... Иначе как понимать деяния нашего военно-политического руководства? Всех нормальных, имеющих боевой опыт генералов и офицеров практически изгоняют из армии...В военные училища в этом году поступили не те, кто нужен армии, а кому армия нужна...
      2. 0
        24 октября 2012 18:38
        И куда смотрит наши любимые администрация президента, правящая партия и правительство? Это недомыслие или....


        Естетственно - друг другу ниже пояса!
        А вот спереди или сзади .....- это у кого какие наклонности и "боевые навыки"
      3. +1
        24 октября 2012 18:53
        Это и недомыслие и то самое или...
    3. -1
      24 октября 2012 18:20
      Питер что,при желании по нему нанесут удар и штаб будет в руинах.
      А вы думаете что в войну все будут в кабинетах сидеть?ЛОЛ
      В бункере все будут торчать. А те кто могут по питеру нанести удар уже в этот момент бутут огребать от РВСН.
      1. +1
        24 октября 2012 18:50
        leon-iv А уверен что именно по Питеру? Я очень уважаю и люблю этот город, но к сожалению он потерял звание опорный город. Слишком много на западе России на себя берут. Особенно 2 города. Сам догадайся какие.
    4. +2
      24 октября 2012 20:35
      Цитата: Александр романов
      В Москве хоть система ПВО хорошая,а Питер что,при желании по нему нанесут удар и штаб будет в руинах

      В зону прикрытия ПВО ИМХО, входит и Питер, не только Москва, технические возможности позволяют. Радиус действия ПВО МВО коло 600 км. если мне память не изменяет.
  5. +4
    24 октября 2012 15:57
    Нужно восстанавливать всю систему управления.... Флот -только часть картины...
  6. Ser_ega
    +2
    24 октября 2012 16:02
    Неужели в руководстве страны не видят, что сейчас табуреткин вытворяет с нашей армией?? Это либо вопиющая некомпетентность либо ещё хуже - предательство !!!
    1. dimanf
      +2
      24 октября 2012 17:37
      [quote=Ser_ega]Неужели в руководстве страны не видят, что сейчас табуреткин вытворяет с нашей армией??[/quo

      многие на этом сайте задаются этим вопросом.
      как и тем . почему путин переназначил мебельщика.

      в конце своей фразы вы сами ответили на свой вопрос.
    2. +6
      24 октября 2012 17:53
      а кто этого еб.....на назначил министром и продолжает удерживать на этом посту несмотря на критику?Все знают кто.
  7. +3
    24 октября 2012 16:19
    Статья актуальная. Печально всё это, ужасны следствия от причины, - военное дело не удел торгашей-менеджеров. Кто ущерб от их сиюминутной "экономии" подсчитает, вред от бездарной, дилетантской логики? Вопрос...
  8. +8
    24 октября 2012 16:39
    Вчера была статья о начале "реорганизации" в Главкомате ВВС. Где вы, радетели реформ? Почитайте и вдумайтесь. Потеряно управление, а что может быть фатальней? Береговые части "рубанули" вчистую. Морскую пехоту сократили до состояния непотребности. Береговую артиллерию упразднили, береговые ракетные полки "отреформировали". Флотскую авиацию "ужали". Это оптимизация? Приходится с горечью наблюдать за идущей "реформой" ВС. К личному счастью - со скамейки запасных, ибо те, кто остались зачастую даже не знают, чем занимаются. Конкретики нет, все в ожидании очередных шагов МО по приданию нового облика.
    Я не нагоняю пессимизм, но факты - упорная вещь.
    Во время своего первого выхода в море "слегка" сгорел новый корабль БФ, "Ярослав Мудрый". Обидно то, что все произошло на международных учениях, на глазах НАТОвской эскадры.
  9. kvm
    -1
    24 октября 2012 16:41
    так везде И ВСЕГДА КОГДА нет ХОЗЯИНА!!
  10. +5
    24 октября 2012 16:58
    Еще во время 1-й мировой войны адмирал Эссен, командующий Балтийским флотом, делал все для того, что бы флотом не командовали пехотинцы. Он предрекал гибель флота при их командовании.
    Никогда российский, советский флот не подчинялся пехотинцам. Ибо задачи пехоты и флота различны.
    Это еще один ржавый гвоздь в крышку гроба Сердюкова и К.
    1. 0
      24 октября 2012 23:51
      Думаю,узнай он тогда,кто будет нынче министром обороны-его вообще удар хватил .
  11. +6
    24 октября 2012 17:09
    Как там было сказано -" остаётся министром для завершения реформ"
    Снова кровушки хлебнём сполна, под лозунги сверха!! Менеджеры - мать их!!
  12. +5
    24 октября 2012 17:13
    Мы сейчас как в басне Крылова "Кот и повар", "а Васька слушает и ест".
    Надо предпринимамать РЕАЛЬНЫЕ возможности,для изменения ситуации в ВС РФ и требовать отставки сердюкова пока еще не поздно.
    В 1991 г 3 алкоголика наделенные властью пропили СССР, сейчас повторяется такой же вариант с Россией хватит пора действовать хотя бы в рамках закона РФ.
    1. dimanf
      +5
      24 октября 2012 17:40
      отдельное спасибо посетителям данного сайта. которые голосовали за солнце нации !
      сколько споров было здесь .
      сторонники путина доказывали с пеной у рта что табуреткин вылетит сразу.
      1. +2
        24 октября 2012 22:22
        Лично я думал, что разум победит- ошибался, приношу извинения (не ошибается только тот, кто нечего не делает) все они в ер большие засра**ы!
  13. +4
    24 октября 2012 17:56
    ой чую,наваляют нам полную охапку...а потом мы наваляем как всегда.И как всегда кровью умоемся.И дивизии придётся формировать спешно из бригад, и ещё много чего.
  14. Братец Сарыч
    +4
    24 октября 2012 18:03
    Если уж у командиров кораблей забрали право даже печать ставить, то что уж говорить о большем!
    Сдается мне, что на самом деле никто ничем уже давно не командует - как-то само все идет, куда вывезет...
  15. +1
    24 октября 2012 18:08
    Ну кто-то же должен построить новую мебельную фабрику в Магадане для Сердюкова
    1. +1
      24 октября 2012 22:25
      Цитата: bubla5
      построить новую мебельную фабрику в Магадане для Сердюкова
      Надо отправить сердюкова, одеть бушлат и шапку-ушанку, выдать лобзик дружба - 2 и лет так на 5 минимум
  16. +6
    24 октября 2012 18:15
    Странно, пока не слышно ни одного ярого защитника подобных реформ, интересно скоро они появятся? Ибо только от них мы с достоверностью узнаем, что на самом деле - всё хорошо прекрассная маркиза, всё хорошо, всё хо-ро-шо ...
    1. 0
      24 октября 2012 21:29
      Пока зарплаты военных перекрывают процесс негодования реформой
      1. +1
        24 октября 2012 22:33
        Чушь, не в зарплатах дело, реально зарплаты у млад.комсостава выросли на 25-30%., просто в 1991 армия была против развала СССР. Ну и шо: команды на действия небыло, сократили в первую очередь боеготовые гвардейские части, даже "альфу " разогнали, сейчас только вякни- вылетишь за нарушение контракта или следующий не подпишут.
  17. -5
    24 октября 2012 18:25
    А ОШС будет до и после или верить на слово?
    И не путатайе Флот США и Флот РФ разные цели и задачи. Держава нас сухопутная? Колониальных воин пока вести не намерены. Будет претендент будет менятся.

    ЗЫ Эй ругальшики приведите ОШС или тока пукать в лужу модно?
  18. +4
    24 октября 2012 18:33
    Это не первый удар по ВМФ России!
    Первый нанесли большевики, уничтожив почти треть кадрового плавсостава (здесь надо отдать должное морякам – экипажи тех судов, которые непосредственно учувствовали в боевых действиях, прятали своих офицеров от представителей реввоенсоветов и игнорировали их директивы на выдачу офицерского состава)
    Второй был в 12.05.1956г. - Жуков направлял Хрущёву директиву в которой указывал что нет необходимости в условиях ракетно-ядерных войн содержать Морскую Пехоту. Десантные операции (по его заключению) вполне могут выполнять стрелковые и танковые подразделения округов.
    В результате :
    1. была упразднена должность командующего береговыми войсками ВМФ
    2. расформированы все подразделения Морской Пехоты
    3. уничтожены учебные пособия и методические материалы по подготовке МП
    4. закрыто единственное на тот день в стране Выборгское Военно –Морское училищи.
    5. свёрнуты программы по авианесущему флоту и подводному
    6. строительство десантных кораблей была закрыта полностью, так как десантные операции по мнению Жукова, это прибрежные мероприятий которые могут выполнять любые плавсредства с минимальной осадкой (в том числе сапёрные катера)
    Всё это имело и плачевные последствия, в том числе трагедия на Каспии, где во время шторма затонули два десантных корабля и были невосполнимые потери.
    Эта опала ВМФ продлилась практически до 1965года.

    Так что морякам не впервой отдуваться.
    Русский моряк – это не кучка ветоши, об которую можно вытереть ноги.
    А статье «+!»
    1. КАРБОН
      +3
      24 октября 2012 19:05
      А Сталин моряков не побоюсь этого слова -любил, строил крейсеры, эсминцы, подводные лодки. Могу про Брежнева и Андропова тоже сказать. Почему-то Русский флот в своей истории как на качелях, то его холят то херят. Кстати при царях тоже такое было. Наверное как очень дорогой вид вооруженных сил он большего всего страдает от политической неразберихи и экономического состояния государства.
      Я человек сухопутный, но флот люблю, с детства увлекаюсь его историей и настоящим. При этом не смотря на свою отдаленность от владений Нептуна понимаю, что переезд из Москвы в Петербург-это нечто большее, чем просто переезд чиновников со столами, компьютерами и секретаршами. Ведь еще есть связь, бункеры, аэродромы, гаражи, архивы, части охраны даже банальные квартиры для адмиралов и офицеров с детскими садами, школами, дачами.
      Просто возникает вопрос на кой ляд сейчас это затеяли?
    2. +2
      24 октября 2012 22:38
      Чуть позже добрались и к ВВС, эти все реформаторы и прошлые и настоящие НЕ ЗНАЮТ, НЕ ХОТЯТ и не могут знать специфику деятельности родов войск. Эти бездарности считают себя самыми умными! am
  19. +4
    24 октября 2012 19:05
    Объяснить уникальную непотоляемость табуретки можно объснить только очень большими деньгами, за которыми руководству не видно проблем военной безопасности государства.
  20. +3
    24 октября 2012 19:50
    Не знаю кто и как думает, по всему этому дер-му, но эту реформу нужна заканчивать реями и галлерами, ЛИНЧЕВАТЬ И КИЛЕВАТЬ.
    И стране будет польза и морской флоре тоже польза - все выйграют
  21. -2
    24 октября 2012 20:15
    глупости,это противники переезда штаба ВМФ а Питер,стращают катаклизмами.
    1. sazhka0
      +3
      24 октября 2012 22:42
      дмитрич ВЫ не прав..
      Славящие Солнцеликого "стращают" тем же.. А в Стране кто ВГК ? Почему ОН не знает ЧТО ТВОРЯТ его подчинённые.
      за "дурака" косит?
      Не ВИЖУ требований ПОД СУД !!! Где esaul и ему подобные ??? Кричать ещё немного и мы их порвём ..Нужно только потерпеть..Было..Пробовали.Для нас эти призывы всегда кончаются кровью..Статье ПЛЮС С ПЛЮСОМ..
  22. sazhka0
    -1
    24 октября 2012 23:14
    VAF . .к ВАМ обращаюсь. Здесь делать нечего.. Здесь рыбы НЕТ..(Ералаш)..Кроме лозунгов и призывов . Тупо до удивления..
    С Уважением Алексажка..
  23. sazhka0
    0
    24 октября 2012 23:29
    Раз минус появился значит прав. esaul это Вы ?? Говорить не собираюсь ..Не интересно. Уже всё сказано к сожалению не мной..
  24. Братец Сарыч
    +1
    25 октября 2012 00:08
    Главный супостат скоро введет в строй новый десантный корабль Америка - на его фоне ветер-корыта смотрятся вообще грустно! И это еще следует учесть, что они будут готовы далеко не завтра...
    Грустно все это, граждане, очень грустно...
  25. nagual
    0
    25 октября 2012 00:20
    Цитата: НикНик
    Реформа задумана ещё маршалом Огарковым
    Обещал жениться...

    Огарков если что и обещал, то только ответ на доктрину "ограниченной ядерной войны".
    Высоцкий, не молод, и хотел сначала технически обеспечить управление флотом из Питера, а уж потом, квартиры офицерам и проч.
    И стратеги таки дежурят.
  26. +2
    25 октября 2012 04:26
    Интересные все такие, наивные... удивляются, что ж это Сердюков такое творит и зачем?
    А все просто, как и в большинстве бюджетных организаций. Получили казенную деньгу - чего первым делом? Правильно, евроремонт офиса, в идеале - переезд в новое здание побольше и покрасивше. Ну а всякие там производственные корпуса - че с ними заморачиваться? Ворота свежим суриком покрасили, выбитые окна фанеркой заткнули - вот пусть и радуются что не сквозит. И вообще, всех непонятных и малонужных желательно уплотнить и сократить, с целью оптимизации расходов. А освободившиеся площадя сдать в аренду каким-нибудь фирмачам - живая копейка в кассе, и никакого геморроя.

    В общем, стандартный "менеджерский" подход. Было бы странно, если бы было по-другому =)))
  27. 0
    25 октября 2012 06:58
    Да уж...Нет esaula.Сегодня его замещает оптимист nagual.Хотя я ему и поставил плюс за владение материалом, но всё-таки не согласен в корне с происходящими реформаторскими событиями в армии и на флоте.Все эти обезьяньи копирования с других моделей могут печально закончиться.Умные люди, особенно находящиеся на высоких должностях, предварительно проводят расчёты и экспериментальные мероприятия.Потом проводится экспертная оценка результатов и сравнение с существующей системой или моделью.Сравниваются затраты и ожидаемый эффект и только после этого принимаются решения.Хотелось бы узнать, проводился хоть раз эксперимент по возможности руководства подчиненными существующей системой управления?Только чур не лгать...Я в теме...И с многими людьми, упоминаемыми в комментариях, знаком.Да и печальные результаты известных экспериментальных учений с 74 омсбр ещё до уничтожения дивизий знаю