Подводные лодки типа "Кайман"

2
В результате проведенных в 1903 году в Соединенных Штатах испытаний первой боевой подводной лодки Саймона Лейка "Протектор" (в будущем, российская подлодка "Осётр") среди специалистов утвердилось мнение, что развитие данного типа судов приведет к созданию подводного крейсера увеличенных размеров, имеющего большую дальность плавания и скорость, достаточные для того чтобы догонять цели или совершать переходы совместно с эскадрой.



Европейский отдел фирмы "Лейк торпидо боут" в начале сентября 1904 года предложил российскому правительству построить десять подводных лодок так называемого крейсерского типа. Данные суда должны были иметь следующие характеристики: водоизмещение около 400 тонн; надводная скорость 16 узлов; мощность каждого из 4-х бензиновых двигателей 300 л.с.; подводная скорость 7 узлов; дальность плавания в надводном положении при 8 узлах 4000 миль; вооружение 4 трубчатых торпедных аппарата и два орудия калибра 47 мм. Приемочные испытания головной подлодки, которая была собрана в России за 9 месяцев, предполагалось совместить с переходом до Порт-Саида по пути на Дальний Восток.

В ноябре 1904 года приемочная комиссия признала подводные лодки типа "Осётр", "Сом" и "Касатка" годными только для прибрежной обороны. Для Тихого океана рекомендовалось построить 10 судов (по 5 для Владивостока и для Порт-Артура) большого водоизмещения и дальностью плавания от 3000 миль.

Специалисты минного отдела МТК 4 января 1905 года имевшиеся подводные лодки также признали "совершенно несостоятельными для продолжительной крейсерской службы у отдаленных берегов противника или в море". Также отмечалось, что подводные крейсеры "на Дальнем Востоке теперь настоятельно необходимы" и к постройке небольшого их числа (минимум 4) необходимо приступить немедленно, "ни одного дня не теряя".

Изучив проект контракта и чертежи, Бубнов И.Г. высказал сомнение, что обводы субмарины обеспечат 15 узлов скорости даже при мощности 1200 л.с., просчитав дальность плавания, заявил, что 4 тыс. миль явно завышенной. Кроме того условия контракта в отношении штрафов за недобранную скорость являются крайне невыгодными.

В минном отделе 15 февраля рассмотрели и утвердили спецификацию для заказа 4 подводных лодок.

Контр-адмирал Родионов А.Р., начальник сооружений ГУКиСа, 1 апреля 1905 года заключил контракт с Хартом О.Бергом, уполномоченным компании Лейка, на постройку 4-х подводных лодок (общая сумма договора 2 миллиона долларов). Срок сдачи головной подводной лодки – 1 июля 1906 года, а остальных подлодок – в течение следующих 3 месяцев. Корпуса подлодок должны были строить в России с использованием отечественных материалов, оборудование и механизмы доставлять из Соединенных Штатов и других стран. После получения первого платежа (978508 рублей) Лейк открыл в Берлине КБ, откуда рабочую документацию пересылали в Санкт-Петербург.

3 июня 1905 года компания "В. Крейтон и Ко", которая арендовала Охтинскую верфь, приняла от Лейка заказ на постройку четырех корпусов подводных лодок (общая сумму договора 520 тыс. рублей). Срок сдачи первого корпуса на воду не позднее 10 ноября 1905 г.; за достройку взялась сама компания.

Наибольшая длина корпуса согласно спецификации составляла 40,2 метров, по внешней кромке диаметр цилиндрической части обшивки – 3,85 метра; 11-миллиметровая наружная обшивка в оконечностях уменьшалась до 9,5 миллиметров и соединялась при помощи стыковочных планок двумя рядами заклепок, снаружи обшивалась 150-мм брусьями. Бимсы надстройки и шпангоуты корпуса предполагалось выполнить из стальных уголков, обшивку надстройки – из 75-мм деревянных брусьев, проконопаченных и покрытых оцинкованными стальными листами.

Внутри наружного киля предполагалось разместить колеса, предназначенные для передвижения по дну, сбрасываемый чугунный и постоянный свинцовый балласты. Вертикальный руль и 2 горизонтальных руля с двумя парами "гидропланов" должны были выполняться ковкой, верхнюю часть боевой рубки предполагалось изготовить из немагнитного материала, а визирную рубку - из бронзы. В надстройке должно было устанавливаться четыре 450-миллиметровых минных аппарата и столько же труб предназначенных для хранения запасных торпед. В кормовой и носовой частях боевой рубки – два орудия калибра 47 мм; в носовой оконечности также предусматривалось водолазное отделение.

Четыре 6-цилиндровых бензиновых двигателя "Уайт энд Мидлтон" (общая мощность 1200 л.с.), способных работать независимо, предлагалось установить по 2 на каждом валу, но впоследствии установили по 2 носовых 8-цилиндровых двигателя мощностью 400 л.с. и столько же кормовых 4-цилиндровых (мощность каждого 200 л.с.) для экономичного хода. Аккумуляторная батарея каждой подлодки состояла из 60 элементов (общая емкость 6900 А-ч при пяти часовом разряде) и питала 2 электродвигателя (мощность каждого 100 л.с.), вращавших трехлопастные гребные винты, имеющие поворотные лопасти. Роль балластных цистерн должны были выполнять кормовая и носовая части надстройки. В корпусе размещалась средняя, в оконечностях – 2 дифферентные цистерны, а также кольцевая, которая была образована двойными стенками рубки. Кроме того, с обеих сторон средней цистерны размещались цистерна пресной воды, масляная цистерна и 7 цистерн погашения остаточной плавучести. Для заполнения цистерны в корпусе использовались большой кингстон и четыре клапана затопления, в надстройку накачку воды производили посредством двух помп. Сжатый воздух (объем 2,3 м3, давление 127 атмосфер) решили хранить в корпусе и надстройке в баллонах.

Рабочая документация Лейка постоянно переделывалась; так, например, на Охте исправленные чертежи наружного киля получили лишь 30 июля 1905 года; пришлось переделывать заготовленную оснастку. В связи с этим закладка первой подводной лодки состоялась только 16 сентября 1905 года.

Листовая сталь поставлялась мариупольским заводом Никополь. Уголковая сталь - Южно-Днепровским и стокгольмской компанией "Авеста". На стапеле к 1 октября установили килевой пояс и все шпангоуты и начали собирать обшивку головной подводной лодки. Затем заложили вторую подлодку. К концу ноября была начата клепка корпуса первой, сборка наружных килей 2-ой и 3-ей подводных лодок.

С завода "Дальсбрук" (около Або) в начале января 1906 года получили стальной литой ахтерштевень, а также 4 литых рамы горизонтальных рулей. Корпус первой подводной лодки полностью собрали к середине месяца, а с завода "Атлас" были доставлены сбрасываемые чугунные кили. МТК 28 января рассмотрел рабочие чертежи, вынеся решение – пропитанная парафином деревянная надстройка, в связи с расположением в ней бензиновых цистерн, является пожароопасной; подводные якоря ненадежные, а опасность зарывания подлодки носом требует создания модели и испытаний ее в опытовом бассейне.

Размещение в рубке двух орудий калибра 47 мм признали неудачным. Более предпочтительной считалась установка 2-4 пулеметов. Неудовлетворительное расположение минных аппаратов могло стать причиной повреждения мин после выстрела. Но данные замечания посчитали не "категорическими приказаниями", а только советами Лейку, на котором лежала ответственность за качество постройки.

Из Англии в июне 1906 года доставили центробежные насосы. В тоже время последний ахтерштевень прибыл из Або, на трех последних подводных лодках начали клепку наружной обшивки, в мастерской начали сбирать боевые рубки. Постройка в связи с постоянными забастовками велась крайне медленно, у администрации завода с представителями фирмы Лейка должное взаимопонимание не сложилось – на Охте к декабрю оставалась только четвертая часть судостроителей – приблизительно 200 человек. Так как поставка рабочих чертежей растянулась практически на 2 года, завод был вынужден выполнять заказы лишь по мере получения документации и в соответствии с указаниями представителей компании. Строившимся подлодкам в мае 1907 года присвоили следующие названия: головная – "Кайман", остальные "Крокодил", "Дракон", "Аллигатор". Поскольку было принято решение не устанавливать орудия старший лейтенант Гадд А.О., командир подводной лодки "Кайман", поднял вопрос об их замене двумя минными аппаратами Джевецкого. Данное предложение было принято, поскольку это исключило "крайне сложный маневр для поражения неприятеля прямо по корме или носу". 28 ноября 1906 года эта подводная лодка была спущена на воду. МГШ в феврале следующего года уведомил отдел подводного плавания МТК, что подводные лодки необходимо готовить для перехода на Дальний Восток, при этом общее наблюдение за приготовлением было возложено на капитан-лейтенанта Гадда А.О.



3 мая 1908 года на воду сошла подводная лодка "Аллигатор", 14 июня – "Дракон", 10 июля – "Крокодил". В МТК 26 августа состоялось совещание по переделкам. Лейк предложил заменить носовое орудие легкой деревянной надстройкой для размещения двух минных Джевецкого, что также позволяло держать открытым носовой люк "в свежую погоду". Кормовое орудие заменить спасательным буем, установить увеличенный кожух глушителя, небольшую моторную шлюпку, улучшенный воздушный клапан двигателей, 2 электрошпиля для швартовки и надводных якорей. По распоряжению Лейка уже шли работы по усовершенствованию штатных перископов и установке вторых перископов, сборке носовых люков и уравнительных цистерн. Совещание признало изменения "полезными и целесообразными" и ходатайствовало о приобретении восьми минных аппаратов Джевецкого. Подводная лодка "Кайсан" 30 августа перешла в Кронштадт, где были начаты предварительные испытания механизмов.

Крмпания Лейка готовность подлодок не гарантировала даже к концу навигации 1909 года, поэтому МТК было отклонено предложение о достройке в Либаве. Подводные лодки к концу октября 1908 года отбуксировали к Новому адмиралтейству в Санкт-Петербург. Согласно мобилизационному плану подлодки типа "Кайман" должны были ввести в состав Тихоокеанских Мосрких сил. Рассмотрев в апреле 1909 года вопрос о переброске готовых подводных лодок на Дальний Восток, МТК дал заключение о возможности перевозки 2-х полностью собранных подводных лодок в трюме парохода. Для этого необходимо было разобрать носовую оконечность. Получив приказание генерал-майора Крылова А.Н., врио председателя МТК, корабельный инженер капитан Мациевич Л.М. подобрал в Либаве пароход РОПиТа "Марс", а также составил эскизный проект переоборудования судна, но из-за большой стоимости такой операции подводные лодки решили оставить на Балтике.
В Кронштадте 16 июня 1909 года на подлодке "Кайман" продолжили заводские испытания. Через 6 дней субмарина прошла 3 мили под водой, продемонстрировав отличную устойчивость на курсе. В Кронштадтской гавани 14 июля определили остойчивость – в надводном положении (водоизмещение 382 тонны) метацентрическая высота составила 410 мм, в полупогруженном положении (425 тонн) – 210 мм, в позиционном положении (440 тонн) – 590 мм, в почти погруженном положении (447 тонн) – 340 мм.

На подлодке "Дракон" 1 августа из-за небрежности команды при приеме бензина произошел взрыв его паров, который повредил механизмы. Ремонт задержал вступление подводной лодки в строй более чем на год. В процессе испытаний подлодки "Кайман" была выявлена необходимость в облегчении кормовой оконечности, что предопределило снятие колес с приводом и якоря.

В течение лета-осени 1909 года работы на подводных лодках велись крайне вяло и неритмично. Это объяснялось отсутствием специалистов и плохим качеством чертежей. Компания С.Лейка 9 октября была отстранена от достройки, которую, как и испытания, возложили на личный состав и командиров подлодок. 30 октября подводные лодки "Кайман" и "Аллигатор" вышли на испытания в Бьоркэ. Во время испытаний у последней оказался скрученным на 24 градуса коленчатый вал 4-х цилиндрового двигателя правого борта. Причиной поломки стало исключительно низкое качество стали. Первые 3 подлодки 20 ноября, на основании обоюдного соглашения, приняли в казну для достройки за счет фирмы. Наблюдающими были назначены командиры подводных лодок. В декабре достраивающиеся подлодки были зачислены в состав второго дивизиона подводных лодок Балтийского флота. Зимой 1909-1910 гг. в Кронштадте осуществлялось усиление вентиляции, исправление забортных клапанов и трубопроводов.

21 июня в период приемочных испытаний вновь определялась остойчивость подводной лодки "Кайман" – метацентрическая высота в погруженном положении составила 280 мм, в полупогруженном – 170 мм и в крейсерском – 320 мм.
В Бьоркэ 29 июля осуществляли погружения на 26 метров для измерения деформации корпуса. 4-10 августа определили остойчивость подводных лодок "Аллигатор", "Крокодил" и "Дракон" – метацентрическая высота в крейсерском положении составляла 330 мм, 400 мм и 370 мм соответственно, в полупогруженном – 150 мм, 170 мм и 130 мм, в погруженном – 300 мм и 330 мм (подлодка "Дракон" полностью еще не погружалась). 12 августа при погружении подводной лодки "Аллигатор" на 33,8 метров были испытаны помпы. Емкость аккумуляторной батареи была выше предусмотренной спецификацией, время зарядки составляло до 12 часов. В тоже время на подлодке "Кайман" опытным путем определили емкость балластных цистерн:
носовая часть – 28,5 тонн;
кормовая часть надстройки - 22,4 тонны;
средняя цистерна – 14 тонн.
1-4 носовые цистерны – 9,9 тонн;
5,6 носовые цистерны – 6 тонн;
1, 2 кормовые цистерны – 5,6 тонн;
кормовая дифферентная – 1,2 тонна.

7 октября подводная лодка "Крокодил" осуществила погружение на 34,7 метра, для замера деформаций корпуса. Через 2 дня проводились стрельбы минами.

29 октября подводные лодки пришли в Ревель из Кронштадта, причем на переходе средняя скорость составила 8,2 узлов, на волне они держались хорошо. Подводную лодку "Дракон" в том же месяце приняли для достройки за счет фирмы Лейка средствами казны.



Во время испытаний была выявлена перегрузка примерно в 12,5 тонн; по данным погружений на Ревельском рейде фактический недостаток плавучести составил для подводной лодки "Кайман" – 10,2 тонн, для "Крокодил" – 12,8 тонн, для "Аллигатор" – 13,3 тонн, из-за чего лодки не могли погружаться с полным боевым снаряжением и запасом топлива. Пришлось срубить наружный киль, уменьшить массу сбрасываемого балласта до 4,5 тонн, снять свинцовый балласт, а также колеса с приводом (приблизительно 20 тонн). Для увеличения плавучести на 1,5 тонны в корме поставили по три пустотелых цилиндра – "вытеснителя", в надстройку была добавлена древесина, которая дала около 0,5 тонны плавучести. В результате подлодки стали погружаться с 8,6 тоннами топлива в носовой цистерне и полным запасом мин, однако дальность плавания экономическим ходом (при скорости 8,5 узлов) составила 720 миль, полным ходом (при скорости 10,7 узлов) – 250 миль. Поскольку кормовые топливные цистерны, вмещающие 7 тонн, не использовались, а вооружение необходимо было усилить, вновь возник вопрос о перегрузке.

Минный отдел МТК 10 декабря 1910 года постановил снять с 8-цилиндровых двигателей по 4 передних цилиндра с маховиками и рамами. Как показали модельные испытания, мощности оставшихся 16 цилиндров должно хватить для обеспечения скорости 10,1 узлов в надводном положении при потере 0,6 узла. Многие недостатки подводных лодок типа "Кайман", по мнению МГШ, были вызваны "совершенно неправильным" подходом к достройке под руководством их командиров, то есть лиц, которые "совершенно не предназначены" к выполнению данных функций. Контроль за переделками был возложен на тех. службы Отряда подводного плавания Балтийского моря, а перерасчеты остойчивости и плавучести – на балтийский завод, которому для этой цели передали подлодку "Дракон".

Зимой 1910-1911 годов подлодку переделали в Ревеле, сняли часть цилиндров двигателей, отчего скорость снизилась до 8-9 узлов, а время погружения сократилось до 5 минут. Но окончательно устранить конструктивные недостатки не удалось; так, например, от воды деревянные брусья надстройки набухали, коробились, и растрескивались на солнце, вода попадала в палубные цистерны, намокание деревянной обшивки корпуса на глубине приводило к потере плавучести. После приемочных испытаний (июнь-август 1911 года) подводная лодка "Дракон" была принята в казну.

Бесчисленные изменения, которые вносились в рабочие чертежи, так изменили подлодки типа "Кайман", что в окончательном варианте они значительно отличались от первоначального проекта. В носовой оконечности была создана легкая деревянная надстройка, а за рубкой – длинная стальная, предназначенная для размещения моторной шлюпки, спасательного буя, большого глушителя, через нее также осуществлялась погрузка мин в "свежую" погоду. Из деревянной надстройки убрали топливные цистерны, перенеся их в стальную, в нише впереди боевой рубки разместили 2 дополнительных минных аппарата Джевецкого. В рубке установили усовершенствованный воздушный клапан, позволивший использовать в позиционном положении бензиновые моторы. Также установили второй перископ для рулевого, якорно-швартовный шпиль, улучшили конструкции вентиляционной системы и входных люков, ввели уравнительную цистерну, которая позволяла держаться на заданной глубине, изменили конструкцию кожуха вокруг перископов и боевой рубки, повысили визирную рубку, была усовершенствована машинка для перекладывания "Гидропланов".

Подводные лодки типа "Кайман"
Первоначальный проект подводной лодки типа "Кайман" в 400 т


Подводная лодка типа "Кайман"


Теоретический чертеж


Общая нагрузка (220 тонн) складывалась из масс: прочного корпуса с фундаментами, деревом, подкреплениями, окраской и цементом (145 тонн); легкого корпуса (18 тонн); отливок и дельных вещей (17 тонн); рулевого устройства (10 тонн); водоотливного устройства (7,5 тонн); топливной системы (5,5 тонн); якорного устройства (4,5 тонны); гидравлической системы (2,5 тонны); системы сжатого воздуха (1,5 тонны); внутреннего оборудования (1,5 тонны); прочих грузов (7 тонн).
Данные приемочных испытаний подводных лодок типа «Кайман» (1910 год):
«Кайман»:
Надводная скорость – 10,6 узлов (13 сентября)
Подводная скорость – 7 узлов (6 октября);
Емкость аккумуляторов – 7030 А-ч.
«Аллигатор»:
Надводная скорость – 10 узлов (14 сентября)
Подводная скорость – 7,5 узлов (28 августа);
Емкость аккумуляторов – 8360 А-ч.
«Крокодил»:
Надводная скорость – 11,1 узлов (16 ноября)
Подводная скорость – 8,8 узлов (28 ноября);
Емкость аккумуляторов – 8700 А-ч.

Тактико-технические характеристики подводных лодок типа «Кайман» (март 1916 года):
Название – «Кайман»/«Аллигатор»/«Крокодил»/«Дракон»;
Длина – 40,8 м/40,7 м/40,8 м/40,8 м;
Осадка носом – 4,88 м/4,72 м/4,42 м/4,57 м;
Осадка кормой – 4,88 м/5,03 м/5,03 м/4,72 м;
Надводное водоизмещение – 409 т/410 т/409 т/409 т;
Подводное водоизмещение – 482 т/482 т/482 т/482 т;
Полная скорость – 8 (7,5 в подводном положении) узлов /8 (7) узлов/9 (7,5) узлов/7,8 (7) узлов;
Скорость эконом - 5 узлов (4 узла в подводном положении)/6,5 (5) узлов/8 (5,8) узлов/6,5 (5) узлов;
Дальность плавания полным ходом – 750 миль (24 мили в подводном положении)/700 (26) миль/600 (20) миль/700 (20) миль;
Дальность плавания экономич. ходом – 950 миль (60 миль в подводном положении)/750 (40) миль/1050 (45) миль/750 (40) миль;
Вооружение – 47-мм, пулемет/47-мм/47-мм, пулемет/47-мм, 37-мм;
Экипаж, человек – 34/33/36/32.

В результате испытаний была выявлена устойчивость на курсе, хорошая управляемость (диаметр циркуляции до 0,8 кабельтовых), легкость изменения глубины. Две помпы заполняли балластные цистерны в надстройке примерно за 2,5 минуты, откачка занимала 3 минуты 20 секунд, средняя цистерна откачивалась за 40 секунд. Для перехода из позиционного в надводное положение требовалось 4 мин. Дальность плавания в надводном положении при скорости 8,5 узлов (экономичным ходом) составляла 1100 миль, при скорости 7 узлов (полным подводным ходом) – 21 милю и по скорости 5-5,8 узлов (экономичным подводным ходом) – 45 миль. Без всплытия подводные лодки могли оставаться в 24 часов, однако двигатели устаревшей конструкции сильно дымили, демаскируя суда. Хотя дальность плавания и надводная скорость уже не отвечали требованиям времени, хорошие результаты испытаний вынудили МТК принять подлодки в казну (08.08.1911). Сразу же были заказаны дизели для замены бензиновых двигателей.

6 сентября подлодки "Крокодил", "Аллигатор" и "Кайман" были зачислены в разряд судов действующего флота, а 30 ноября – подводная лодка "Дракон".

С заводом "Людвиг Нобель" в июне 1912 году заключили договор на поставку четырех 400-сильных дизелей системы Кертинга, детали к которым изготавливались заводом в Ганновере. В ноябре 1913 года сроки установки дизельных двигателей на подводные лодки "Крокодил" и "Кайман" перенесли на осень 1914 года, но они так и не были получены.

Подводные лодки типа "Кайман" к началу Первой мировой войны входили в состав второго дивизиона бригады подводных лодок. Подлодка "Дракон" в кампанию 1915 года совершила 18 боевых походов, во время которых 6 раз атаковала суда противника (крейсеры "Кольберг", "Бремен", "Тетис" и миноносец), подлодка "Аллигатор" – 12 боевых походов и 4 атаки (крейсеры "Пиллау", "Тетис" и миноносцы), "Кайман" – 12 походов и 1 атаку (подводную лодку "U-9"), "Крокодил" - 4 похода.

Подводные лодки у берегов Швеции в октябре боролись с германскими торговыми судами, захватив 2 из них. Тогда же подводной лодке "Аллигатор" волны в свежую погоду разрушили носовую надстройку. Ремонт был признан нецелесообразным; подводную лодку разоружили, в июне 1916 года перечислили в класс портовых судов, однако оставили в дивизионе как зарядную станцию для подачи сжатого воздуха и электроэнергии на боевые суда. В октябре-ноябре того же года подлодки "Дракон" и "Кайман" сдали в порт, а "Крокодил" был перечислен в класс портовых судов и использования аналогично подводной лодке "Аллигатор".

25 февраля 1918 года германские войска, вступившие в Ревель, захватили все эти подлодки и плавучие зарядные станции; дальнейшая их судьба неизвестна.

Подводным лодкам типа "Кайман" присущи конструктивные недостатки предшественников, которые были усугублены плохой организацией постройки; в составе боевого флота они находились лишь 5 лет, принимали участие в двух кампаниях; им на замену пришли новейшие для того времени подлодки типа "Барс" и "АГ".
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    12 ноября 2012 09:53
    Подводным лодкам типа "Кайман" присущи конструктивные недостатки предшественников, которые были усугублены плохой организацией постройки


    СССР однажды эту болезнь преодолел...
  2. Братец Сарыч
    +3
    12 ноября 2012 10:19
    Отважные люди служили на этих корабликах - однозначно!