Воздушный таран - кошмар немецких асов

44
Воздушный таран - кошмар немецких асов


Как правило, в жизни, труднее всего отвечать на самые простые вопросы. Именно такой «простой» вопрос о том, что побудило нас обратиться к теме воздушных таранов, совершенных советскими летчиками в годы Великой Отечественной войны, был и задан авторам при подготовки данной статьи к печати. Хотелось бы дать ответ одной емкой и чеканной фразой, но, увы, нам придется затратить на ответ несколько больше места.

Во-первых, авторы считают, что любой штрих в истории Великой Отечественной войны просто не может быть лишним. Чем меньше будет в описании событий тех лет неясностей и недоговоренностей, тем легче нам, потомкам, оценить масштабы нашей Победы. Во-вторых, точное знание факта особенно важно при освещении героических поступков, к каковым, без сомнения, относятся наивысшие проявления мужества и воли летчика – воздушные тараны. Наконец, в-третьих, это просто наш долг перед теми, кто сражался за нашу Родину в огненном военном небе.

Мы не претендуем на абсолютно полное освещение темы. При этом нашу совесть успокаивает то, что даже генерал А.Д. Зайцев, имевший значительно большие возможности, в своем исследовании (А.Д. Зайцев, Оружие сильных духом. Монино, 1984) не смог найти исчерпывающую информацию по целому ряду боевых эпизодов. Несомненно, что и у нас в некоторых случаях могут быть фактические ошибки. Читатели в праве, как согласиться с нами, так и аргументировано опровергнуть наши доводы. С немецкой стороны нами привлекались ежедневные сводки потерь из германского Бундесархива. Эти документы представляют собой весьма ценный исходный материал для историка. Однако в полном объеме сводки сохранились только до конца 1943 года. Кроме того, как и любые документы, составленные «по горячим следам», они не свободны от различных ошибок. Дополнительную трудность создает то, что довольно часто в сводках отсутствует не только причина гибели, но и хотя бы приблизительное место.

И еще одно существенное замечание. Практически невозможно провести стопроцентную идентификацию эпизодов воздушной войны в условиях массированного применения авиации на отдельных участках фронта. В связи с этим мы не стали в некоторых случаях брать на себя смелость относить известные нам потери противника на счет того или иного советского летчика, таранившего врага в воздухе. Хотя нередко вероятность гибели вражеской машины от таранного удара значительно выше, чем от других причин.

Первое упоминание о «русском» способе воздушного боя содержится в документах Люфтваффе от 1 июля 1941 года. В этот день в районе Могилева в результате тарана был потерян Не-111Н-5 (заводской номер w/n 4057, бортовой код А1+СN) из 5./KG53. Все находившиеся на борту, в том числе военный корреспондент пропали без вести. В работе А.Д. Зайцева нет сведений о таранах в этот день. Однако в книге Р.С. Иринархова (Западный особый... Минск, 2002), есть упоминание, что 1 июля в районе Могилева старший лейтенант Николай Васильевич Терехин из 161-го иап таранил вражеский бомбардировщик. У А.Д. Зайцева этот эпизод проходит под 10 июлем. Однако внимательное изучение обоих сообщений приводит к мысли, что в данном случае уважаемый автор ошибается. Вообще этому тарану «повезло». Не менее известный Д.Б. Хазанов в своей недавно вышедшей книге «Неизвестная битва в небе Москвы. Оборонительный период» утверждает, что этот «Хейнкель» 2 июля таранил летчик 11-го иап лейтенант С.С. Гошко.* [К сожалению, то, что самолет из KG53 Гошко не таранил, абсолютно верно. Но найти «его немца» нам пока не удалось] Документы из Бундесархива не позволяют нам присоединиться к этой версии.


Немецкий бомбардировщик «Хейнкель» He-111

9 июля 1941 года бомбардировщик СБ из 208-го сбап, пилотируемый лейтенантом Александром Васильевичем Курочкиным, в районе города Себеж был атакован немецкими истребителями и загорелся. Тогда лейтенант Курочкин направил свою горящую машину на вражеский истребитель. Вместе с командиром погибли штурман Константин Дмитриевич Степанов и воздушный стрелок Сергей Константинович Салангин. Воздушные тараны совершенные бомбардировщиками – явление редкое. Тем не менее в документах противника зафиксирован таран «Мартин-бомбера», как называли наши СБ немцы, уничтоживший вместе с двумя летчиками Bf-110E-1 (w/n 4084, 3U+DM) из состава 4./ZG26.

18 июля 1941 г. командир звена 71-го иап ВВС КБФ, старший лейтенант Владимир Александрович Михалев, патрулируя на И-153 в районе моста через реку Нарва, атаковал ближний разведчик Hs-126. Произведя несколько атак и расстреляв весь боекомплект, таранил его. «Хеншель» врезался в землю, а Михалев смог посадить поврежденную «чайку» на своем аэродроме. По немецким документам был таранен Hs-126 (w/n 4026) из 2.(Н)/21. Правда экипажу «костыля» повезло, пилот и летнаб остались живы и невредимы.


Советский бомбардировщик СБ

23 июля 1941 года младший лейтенант Иван Иванович Новиков, таранил над городом Смела, самолет, принятый им за «Хейнкель-111». Фактически в этой атаке пострадал (повреждение 55%, по немецкой классификации) Ju-88A-5 (w/n 8256, В3+АН) из 1./KG54. Его пилот лейтенант Яров сумел довести свой самолет до полевого аэродрома. Он благополучно пережил войну, и, не смотря на солидный возраст, до сих пор в полном здравии. К счастью, господин Яров не знает русского языка и не может прочесть того, что писали в отечественной прессе про таран 23 июля.

25 июля 1941 года из разведывательных полетов в район советской столицы не вернулись два Ju-88A-5. Один из них (w/n 0285, F6+AK) принадлежал 2.(F)/122, второй (w/n 0453, F6+АО) – Erganzungstaffel/122. Обе машины были уничтожены истребителями 6-го иак ПВО. Один из них таранил лейтенант Борис Андреевич Васильев из 11-го иап. Немецкий самолет упал и разбился, а наш летчик благополучно сел на свой аэродром.* [Мы склоняемся к мысли, что на счету Васильева второй Ju-88]


Немецкий бомбардировщик «Юнкерс» Ju-88

В ночь с 28 на 29 июля 1941 года в небе Москвы немцы потеряли Не-111Н (w/n 4115, 1H+GS) из состава III./KG26. В данном случае совпадают данные обеих сторон. Таранил вражеский бомбардировщик старший лейтенант Петр Васильевич Еремеев из 27-го иап 6-го иак ПВО.

В ночь с 9 на 10 августа 1941 года старшим лейтенантом Виктором Александровичем Киселевым из 34-го иап 6-го иак ПВО на подступах к столице тараном был уничтожен бомбардировщик врага. По немецким данным 9 августа на свой аэродром не вернулся Не-111Н-5 (w/n 4250, А1+НН) из 1-го отряда 53-й бомбардировочной эскадры, который был сбит над Москвой зенитным огнем. Некоторое разночтение в этом эпизоде, на наш взгляд, не настолько серьезно, чтобы исключить версию об удачном таране.

11 августа 1941 года на самолете МиГ-3 совершил высотный таран заместитель командира эскадрильи уже упоминавшегося 27-го иап, лейтенант Алексей Николаевич Катрич. Немецкие источники подтверждают в этот день потерю по неизвестной причине разведчика Do-215 (w/n 0075, L5+LC) из 1./ObdL, совершавшего разведывательный полет по маршруту Орел–Тула. Его экипаж, во главе с лейтенантом Р. Родером, числится пропавшими без вести.

15 августа согласно немецким документам истребителем противника, в районе Николаева, был сбит бомбардировщик Ju-88А-4 (w/n 1236) из 3-й отряда 51-й бомбардировочной эскадры. Этот эпизод уточняет изданная после войны история 51-й эскадры. Фактически «юнкерс» был таранен «у западного побережья Крыма» советским истребителем. Но, не смотря на повреждения, экипаж лейтенанта Унрау сумел «дотянуть» свою машину до Румынии, над которой он, в полном составе, включая раненого бортстрелка унтер-офицера Полока, благополучно покинул самолет на парашютах. Возможно, что этот эпизод связан с подвигом младшего лейтенанта Владимира Федоровича Грека из 9-го иап ВВС ЧФ. Прикрывая на переходе морем буксируемый из Николаева плавучий док, он таранил вражеский самолет. Сам летчик при этом погиб*. [В книге А.Д. Зайцева несколько неуверенно называется дата подвига] В советской хронике событий на Черном море о таране не упоминается. По ее данным в этот день летчики ВВС ЧФ провели несколько воздушных боев у западного побережья Крыма. При этом было сбито два «юнкерса» и потерян один Як-1.


А.Н. Катрич возле своего МиГ-3. июль 1941 г.

20 августа 1941 года не вернулся на свой аэродром из полета на разведку погоды в районе Орел–Вязьма–Калинин Не-111Н-3 (w/n 3183, 5М+А) из состава 26-го отряда метеоразведки. Весьма вероятно, что именно его уничтожил тараном лейтенант 24-го иап ПВО Павел Васильевич Деменчук. На таран он пошел, уже будучи тяжело раненым стрелками «хейнкеля». Оба самолета разбились северо-западнее г. Медынь. Наш пилот погиб, немцы числятся пропавшими без вести.

9 сентября 1941 года летчик 124-го иап младший лейтенант Николай Леонтьевич Грунин на подступах к Туле таранил бомбардировщик противника. По немецким данным из разведки по маршруту Вязьма–Тула–Орел не вернулся Ju-88А-5 (w/n 0587, 6М+DМ) отряда дальней разведки 4.(F)/14. Наш летчик приземлился на парашюте. Из экипажа немецкого разведчика спасся и попал в плен только пилот.

14 сентября снова отличились истребители 124-го иап. На перехват очередного воздушного разведчика были подняты младшие лейтенанты Владимир Иванович Довгий и Борис Григорьевич Пирожков. Для уничтожения вражеской машины им пришлось совершить двойной таран. Оба летчика благополучно приземлились на аэродроме. Почти «несбиваемым» оказался самолет-разведчик Ju-88A-4 (w/n 1267) из 1.(F)/33. Он не вернулся из полета в район Вязьма–Тула.


Советский истребитель И-16

28 сентября 1941 года старший лейтенант 32-го иап ВВС ЧФ Семен Евстигнеевич Карасев таранил над Севастополем вражеский разведчик. Рискнем предположить, что это был Do-215 (w/n 0045, T5+EL) из 3.(F)/ObdL, пропавший без вести в неустановленном районе. Так как ранее этот отряд уже терял свои самолеты над Севастополем, то мы не очень погрешим против здравого смысла, если допустим, что и 28 сентября немецкий разведчик работал в этом же районе.

В тот же день младший лейтенант Георгий Никандрович Старцев из 171-го иап у станции Скуратово Тульской области таранил вражеский бомбардировщик. Старцеву пришлось покинуть в воздухе свой поврежденный истребитель, и он благополучно приземлился с парашютом. Послевоенная история 100-й бомбардировочной группы (впоследствии эскадры) «Викинг» красочно описывает, как в этот день один из «хейнкелей» 1-го отряда (Не-111Н-6, w/n 4441), вылетевших в район Орел–Горбачево, был таранен советским И-16. Однако бомбардировщик упал не сразу, а смог пересечь линию фронта. При вынужденной посадке летчик не справился с управлением и врезался в сельский дом. Три члена экипажа получили ранения, в том числе двое – тяжелые. По немецким данным эта 60%-я потеря.


Немецкий бомбардировщик «Дорнье» Do-215

18 октября 1941 года пропал без вести в не установленном районе Do-215 (w/n 0063, P5+LL) из 3.(F)/ObdL. В этот же день лейтенант Николай Иванович Савва из 32-го иап ВВС ЧФ, пилотировавший МиГ-3, над Балаклавой таранил вражеский разведчик, идентифицированный им как «Дорнье-215». В этом случае совпадений даже больше, чем при таране его однополчанина С.Е. Карасева 28 сентября 1941 года.

В ночь с 4 на 5 ноября в небе Ленинграда таранил немецкий бомбардировщик младший лейтенант Алексей Тихонович Севастьянов из 26-го иап. Сам он приземлился на парашюте, а протараненный им самолет противника рухнул на Таврический сад. В эту ночь 1-й отряд 4-й бомбардировочной эскадры «Генерал Вевер» не досчитался Не-111Н-5 (w/n 3816, 5J+DM) вместе с пятью членами экипажа.

4 декабря 1941 года у г. Медвежьегорска лобовым тараном на истребителе И-16 уничтожил самолет противника старший лейтенант Николай Федорович Репников из 152-го иап. Сам летчик при этом погиб. В этот день зафиксирована потеря истребителя Morane-Saulnier MS.406 (бортовой номер MS–329) и его пилота сержанта Т. Томминена из эскадрильи LeLv28 финских ВВС.

В первый день 1942 года был уничтожен первый вражеский самолет в районе Сталинграда. Недалеко от станицы Иловлинской сержант 788-го иап 102-й иад ПВО Юрий Витальевич Лямин винтом отрубил хвостовое оперение «Юнкерса-88». Два немецких летчика выпрыгнули с парашютом и были взяты в плен. Вероятно, это был пропавший без вести Ju-88 (w/n 1458, E6+NM) из 4.(F)/122.

24 января 1942 года лейтенант Василий Аверкиевич Книжник, заместитель командира эскадрильи 65-го шап на встречном курсе таранил своим И-153 финский «Брюстер» атаковавший его ведомого*. [У А.Д. Зайцева, вероятно, ошибочно указана дата тарана 24.02.1942 года] При этом он смог совершить посадку на своей машине. Финские источники сообщают о гибели в воздушном бою истребителя Brewster B-239 (бортовой номер BW-358) из эскадрильи LeLv24 вместе с пилотом.

Седьмого февраля 1942 года в районе Череповца совершил таран старший политрук Алексей Николаевич Годовиков, комиссар эскадрильи 740-го иап. К сожалению, летчик погиб вместе со своим истребителем МиГ-3. Немцы в этот день потеряли Ju-88D-1 (w/n 1687, F6+EN), принадлежавший 5.(F)/122 не вернувшийся из разведки района Вологда – Череповец.


HE-111 сбитый А.Т. Севастьяновым. Ленинград, ноябрь 1941 г

29 марта 1942 года шесть самолетов «Кертисс» О-52, полученных по ленд-лизу, перегоняли из Иванова под Ленинград для 12-й отдельной корректировочной эскадрильи. При подходе к аэродрому Плеханово тихоходные корректировщики была внезапно атакована «мессершмиттами». Спасая товарищей, командир звена, младший лейтенант Петр Казимирович Жилинский лобовым тараном уничтожил один из нападавших истребителей. Оба самолета с небольшой высоты упали на землю. Жилинский погиб, а его летчик-наблюдатель Самуил Израилевич Новорожкин был выброшен ударом из кабины и сумел раскрыть свой парашют. Немцы признают потерю по неизвестной причине Bf-109F-4 (w/n 7487) из 8./JG54. Его пилот, ефрейтор Й. Хофер, числится пропавшим без вести (по советским данным он тоже смог воспользоваться парашютом и попал в плен). В некоторых зарубежных источниках дополнительно сообщается, что «мессершмитт» погиб при столкновении со сбитым советским самолетом*. [В частности на посвященном истории «Грюнхертц» веб-сайте http://www.jg54greenhearts.com]

20 мая 1942 года в районе Ельца младший лейтенант Виктор Антонович Барковский из 591-го иап ПВО таранным ударом уничтожил вражеский бомбардировщик. Сам летчик погиб. По данным противника в этот день из разведки по маршруту Касторное–Липецк–Ливны не вернулся самолет-разведчик Ju-88D (w/n 2832, TL+BL) из 3.(F)/10.

31 мая 1942 года отличился, будущий дважды Герой Советского Союза, лейтенант Амет-Хан Султан. На подступах к Ярославлю он тараном уничтожил вражеский самолет, а свой истребитель благополучно посадил на аэродром. Немецкие архивы подтверждают гибель Ju-88D-1 (w/n 1604, 5T+DL) из 3.(F)/ObdL, не вернувшегося из разведки района Вологда–Рыбинск.


О-52 мл. л-та П.К. Жилинского из 12-й ОКрАЭ. Март 1942 г.

Следующий эпизод подтверждает, что и архивным документам не всегда можно верить. Согласно немецким сводкам 3 июня 1942 года в районе Полтавы пропал без вести со всем экипажем разведчик Ju-88 (w/n 721) из 3.(F)/10. Однако пилот этого самолета Д. Пюттер не погиб. Попав в плен, он пережил войну и несколько лет назад опубликовал свои воспоминания о событиях того дня. Фактически немецкую машину южнее Липецка таранил лейтенант Михаил Алексеевич Проскурин, летчик 487-го иап ПВО. Кстати, наш герой также благополучно довоевал до Победы.

День 3 июня отмечен ещё одним тараном. Под Малоярославцем младший лейтенант Михаил Александрович Родионов из 562-го иап ПВО ценой собственной жизни на малой высоте уничтожил вражеский бомбардировщик. У противника из разведывательного полета по маршруту Киров–Калуга не вернулся Ju-88D-5 (w/n 1764, 6M+LM), принадлежавший отряду дальней разведки 4.(F)/11.

16 июля 1942 года на аэродроме Шаталово сел на вынужденную бомбардировщик Ju-88А-4 (w/n 3711) из состава 2-го отряда 3-й бомбардировочной эскадры. Его повреждения были так велики (80%), что самолет восстановлению не подлежал и был списан. По советским данным в этот день совершил свой таран старший лейтенант 18-го гвардейского иап Михаил Васильевич Куликов.


Советский истребитель Як-1

27 июля 1942 года на подступах к Горькому в районе г. Павлова-на-Оке таранил «Юнкерс-88» старший лейтенант 722-го иап ПВО Петр Иванович Шавурин. Сам же после тарана благополучно приземлился на парашюте. По архивным данным его противником был Ju-88D-5 (w/n 430022) из 1.(F)/ObdL. Ровно через пять месяцев, день в день, Петр Иванович снова нанес ущерб группе воздушной разведки командования Люфтваффе. На этот раз он таранил разведчика в районе станции Поворино, «приземлив» Ju-88D (w/n 1730, Т5+АК) из состава 2.(F)/ObdL. Вскоре, 14 февраля 1943 года П.И. Шавурин получил звание Героя Советского Союза.

2 августа на Карельском фронте сержант 760-го иап Борис Андреевич Мясников крылом своего «Харрикейна» таранил вражеский истребитель, но сам при этом погиб. Финский исследователь Ханну Валтонен считает, что в этой атаке был уничтожен Bf-109E-7 (w/n 5559) из 4./JG5, пилот которого, унтер-офицер В. Треттер, остался жив и попал в плен*. [Х. Валтонен работает в тесном контакте с историком из Мурманска Ю.В. Рыбиным. Компетентность этого дуэта в вопросах воздушной войны в Заполярье не вызывает ни малейших сомнений, поэтому все эпизоды, связанные с событиями на этом участке Восточного фронта, даны по их материалам]

4 августа 1942 года в районе Чертолино (Калининский фронт) старший лейтенант 5-го гвардейского иап Ибрагим Шагиахмедович Бикмухаммедов на самолете ЛаГГ-3 крылом таранил вражеский истребитель. Сам на поврежденной машине сумел сесть на свой аэродром. Если допустить, что в немецкие сводки вкралась небольшая ошибка, то тогда на счету нашего летчика Bf-109F-4 (w/n 9541) из 11./JG51, числящийся как получивший повреждения (40%) в результате тарана 3 августа.


Немецкий истребитель «Мессершмитт» Bf-109E

4 августа 1942 года в районе Чертолино (Калининский фронт) старший лейтенант 5-го гвардейского иап Ибрагим Шагиахмедович Бикмухаммедов на самолете ЛаГГ-3 крылом таранил вражеский истребитель. Сам на поврежденной машине сумел сесть на свой аэродром. Если допустить, что в немецкие сводки вкралась небольшая ошибка, то тогда на счету нашего летчика Bf-109F-4 (w/n 9541) из 11./JG51, числящийся как получивший повреждения (40%) в результате тарана 3 августа.

10 августа 1942 года на подступах к Новороссийску на горящем истребителе ЛаГГ-3 пошел в свою последнюю атаку младший лейтенант Михаил Алексеевич Борисов, командир звена 62-го иап ВВС ЧФ. Ценой собственной жизни он уничтожил Не-111Н-6 (w/n 7063), принадлежавший штабу 55-й бомбардировочной эскадры.

28 августа 1942 года младший лейтенант Костиков из 729-го иап ПВО на самолете «Харрикейн» таранил вражеский бомбардировщик на подступах к Архангельску. К стыду своему, мы даже не знаем имени героя. У противника числится погибшим Ju-88A-4 (w/n 2148, 4D+AN) из 6-го отряда 30-й бомбардировочной эскадры.

Восьмого сентября 1942 года немецкие документы отмечают потерю над Камышиным, в результате тарана, бомбардировщика Не-111Н-6 (w/n 4675, 6N+НН) из 1./KG100. По советским данным, вражеский самолет ценой собственной жизни уничтожил старший лейтенант Аркадий Степанович Кострицын, командир эскадрильи 431-го иап.

На следующий день на другом краю огромного фронта совершил свой таран пилот 145-го иап лейтенант Ефим Автономович Кривошеев. В воздушном бою над Мурманском его «Аэрокобра» разнесла вдребезги Bf-109F-4 (w/n 8245) обер-ефрейтора Г. Хоффмана из 6./JG5.

11 сентября 1942 года старший сержант Дмитрий Васильевич Гудков, летчик 976-го иап, вылетел на перехват немецкого разведчика, обнаруженного в районе станции Полласовка, севернее Сталинграда. В результате поиска противник был обнаружен и уничтожен тараном. Немецкий самолет упал недалеко от селения Кайсацкое, два летчика попали в плен. Сам Гудков покинул поврежденный самолет и приземлился на парашюте. По данным Бундесархива в этот день не вернулся из разведки района Камышин – Сталинград самолет Ju-88D–1 (w/n 430333, Т1+DL) из отряда дальней разведки 3.(F)/10. Четыре члена экипажа числятся пропавшими без вести.


«Aircobra I» гвардии л-та Е.А. Кривошеева из 19-го гв. ИАП, сентябрь 1942 г.

14 сентября 1942 года под Сталинградом пилот 237-го иап сержант Илья Михайлович Чумбарев лопастями винта своего истребителя обрубил оперение у вражеского корректировщика «Фокке-Вульф-189». «Рама» рассыпалась в воздухе, а её экипаж попал в плен. Сам Чумбарев, не смотря на ранение, полученное при таране, благополучно сел на свой аэродром*. [Кстати, этому тарану также не повезло в плане датировки. В статье В. Котельникова и Д. Хазанова «Легендарная «рама» в журнале «Мир авиации» его даже отнесли на 17 декабря 1942 года] По немецким данным в этот день в районе Сталинграда был потерян со всем экипажем FW189 (w/n 2331, 2Т+СН), принадлежавший отряду ближней разведки 1.(Н)/10.

15 сентября 1942 года младший лейтенант из 721-го иап Степан Федорович Кырчанов таранил над Сталинградом бомбардировщик «Юнкерс-88». Немецкие документы подтверждают, что в районе устья реки Царицы тараном был уничтожен Ju-88А-4 (w/n 5749, F1+ВТ) командира 9-го отряда 76-й эскадры. Сам командир и один из членов экипажа хотя и получили при этом ранения, но смогли приземлиться на парашютах на немецкой территории. Ещё двое немцев оказались по другую сторону линии фронта и считаются пропавшими без вести.


И.М. Чумбарев возле тараненой им «рамы». 14 сентября 1942 г.

18 сентября 1942 года вновь отличился морской летчик из 62-го иап ВВС ЧФ. Над Геленджиком, капитан Семен Степанович Мухин, на своем Як-1 таранил немецкую «раму». Выпрыгнув с парашютом, наш пилот сумел не только спастись сам, но и (тут из песни слов не выкинешь) расстрелять двух немецких летчиков со сбитого им самолета. По немецким данным в этот день не повезло экипажу вылетевшего в район Кабардинки FW-189 (w/n 2278, M4+CR) из отряда 7.(H)./32. Все немецкие летчики числятся пропавшими без вести.

На следующий день в районе Сталинграда были совершены два воздушных тарана. Майор Лев Исаакович Бинов, военком 512-го иап, тараном уничтожил «мессершмитт-110». Капитан Владимир Никифорович Ченский, командир эскадрильи 563-го иап – «Мессершмитт-109». Архивы противника также сообщают о двух таранах. В одном из них погиб Bf-110E (w/n 4541, S9+AH) из 1./ZG1. Во втором случае – Do-17 (w/n 3486), принадлежавший отряду 2.(F)/11, получил повреждения (по немецкой классификации – 40%), но сумел сесть на аэродром Тацинская.

4 октября 1942 года на перехват вражеского разведчика вылетел сержант 802-го иап Николай Федорович Шутов. Недалеко от Сызрани он таранил немецкую машину, но сам погиб. Из числа экипажа разведчика двое были взяты в плен. Можно предположить, что в этом эпизоде речь идет о пропавшем без вести в неизвестном районе Ju-88D-1 (w/n 1635, T5+EL) из уже упоминавшейся 3.(F)/ObdL.


Fw189 из 7.(H)/132. Таранен 18.09.42 г. капитаном С.М. Мухиным из 62-го иап ВВС Черноморского флота

10 октября 1942 года старший лейтенант Иван Филиппович Казаков, командир звена 572-го иап, не имея боеприпасов, таранил на своем ЛаГГ-3 вражеский самолет-разведчик. Немецкая машина рухнула на землю в 60 км северо-западнее Астрахани, а Иван Филиппович благополучно сел на свой аэродром. По данным немецких архивов в этот день не вернулся из разведки по маршруту Астрахань–Елань Ju-88D-1 (w/n 1613, Т1+КL) из состава 3.(F)/10.

14 декабря 1942 года у станицы Солдатская Краснодарского края младший лейтенант Виктор Николаевич Макутин, летчик 84-го иап, таранил вражеский истребитель. По данным противника в результате тарана был сбит Bf-109G-2 (w/n 13881) из 7./JG52. Оба пилота погибли.

28 марта 1943 года старший лейтенант Борис Петрович Николаев из 768-го иап 122-й иад ПВО, защищавшей небо Мурманска, таранным ударом своего «Киттихаука» уничтожил вражеский истребитель. Предполагается, что в результате этой атаки немцы потеряли Bf-109F-4 (w/n 7544) из 7./JG5. Наш летчик спасся на парашюте.

21 мая 1943 года в районе острова Лавенсари в лобовой атаке сошлись И-153 из 71-го иап ВВС КБФ и финский «Мессершмитт». Волны Финского залива приняли, то, что осталось от «чайки» сержанта Анатолия Васильевича Ситникова и уничтоженного им ценой собственной жизни Bf-109G-2 (бортовой номер MT-228) с пилотом лейтенантом Т. Сааласти из эскадрильи LeLv34 ВВС Суоми.

В ночь с 7 на 8 июня 1943 года старший лейтенант Борис Сергеевич Табарчук из 722-го иап ПВО таранил над Горьким вражеский бомбардировщик. Свой поврежденный истребитель Табарчук посадил на аэродром. Однако не погиб и немецкий самолет. Не-111 из 5./KG4 (5J+KN) смог долететь до Орла и благополучно сесть на аэродром. Этот эпизод не найден в архивных документах, но приводится в послевоенной истории 4-й бомбардировочной эскадры «Генерал Вевер».


Немецкий истребитель «Мессершмитт» Bf-109F

24 июля 1943 года в немецких документах зафиксирована гибель в результате тарана вместе с тремя членами экипажа FW-189А-3 (w/n 2228) из состава 15-й ближнеразведывательной группы 6-го Воздушного флота Люфтваффе. По советским данным в этот день в районе поселка Ломовец Орловской области вражеский самолет таранил командир эскадрильи 53-го гвардейского иап гвардии лейтенант Петр Петрович Ратников. Советский летчик также погиб.

День 7 августа 1943 года отмечен двумя таранами в небе над Таманским полуостровом. В районе Анапы лобовым тараном на Як-1 лейтенант Василий Александрович Калинин, летчик 9-го иап ВВС ЧФ, уничтожил «Мессершмитт-109». Сам лейтенант Калинин при этом погиб. Документы противника подтверждают гибель Bf-109G-6 (w/n 15844) из 4./JG52. Правда, немцы считали, что столкновение самолетов было непреднамеренным. Ещё одну вражескую машину таранил над «Голубой линией» младший лейтенант Владимир Иванович Лобачев из 812-го иап. Совершив таран, он благополучно спустился на парашюте и даже помог взять в плен трех сбитых им немецких летчиков. По немецким данным его жертвой стал корректировщик FW189A-2 (w/n 2256) из ближнеразведывательной группы NAGr 9. Три члена экипажа «рамы» числятся пропавшими без вести.

23 августа 1943 года не вернулся из разведки Ju-88D–5 (w/n 430231, 7А+WM) из 4.(F)/121. Предполагаемый район его гибели совпадает с местом совершения тарана летчиком 383-го иап 36-й иад ПВО младшим лейтенантом Николаем Николаевичем Королевым. Королев сбил вражескую машину юго-восточнее Ефремова.


Немецкий самолет-разведчик «Фокке-Вульф» FW-189

10 ноября 1943 года в воздушном бою в районе Койвисто летчик 13-го иап ВВС КБФ лейтенант Василий Иванович Бородин на самолете Як-7 таранил вражеский истребитель. Бородин при таране погиб. По финским данным жертвой тарана стал Brewster B-239 (бортовой номер BW-366) из эскадрильи LeLv24 ВВС Финляндии. Пилот «Брюстера» спасся и попал в плен.

В заключение отметим, что нам пока удалось идентифицировать (с разной степенью достоверности) около пятидесяти случаев воздушных таранов, совершенных советскими летчиками во время Великой Отечественной войны. Эта работа не закончена, и мы надеемся на новые находки. В том, что они обязательно будут, нас убеждает наличие в немецких документах более двух десятков эпизодов с подтвержденными фактами тарана, которые пока не идентифицированы по отечественным публикациям. Надеемся, что тема воздушных таранов будет интересна не только авторам, а к нашим исследованиям подключатся и другие историки.


В-239 из LeLv24 ВВС Финляндии. Таранен 10.11.43 л-том В.И. Бородиным из 13-го иап ВВС КБФ

P.S Не хотелось этот посскриптум писать, но для лиц с альтернативным развитием мозга, которым повсюду мерещится пропаганда фашизма, коммунизма и etc, поясняется отдельно !
— Красные звезды и свастика на картинках — не являются пропагандой политических взглядов авторов, дока, а были опознавательными знаками воюющих сторон и рассматриваются в новости только в историческом контексте !
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    26 января 2013 10:47
    Воздушный таран это оружие смелых не боящихся смерти людей. Наши летчики совершавшие тараны были настоящими героями потому что на подобное способны только ГЕРОИ! Слава воинам победителям и вечная память и слава сложившим головы во имя ПОБЕДЫ!
    1. +12
      26 января 2013 12:52
      Не боится смерти тот, кто ничего не понимает в окружающей обстановке или просто дурак А таран - это тонкий расчёт между нанесением противнику максимального ущерба и при этом возможности остаться в живых. Сомневаюсь, что все, кто использовал этот вид воздушного боя, не думали об этом. Они нормальные люди, которым не чужда жажда жизни. Другое дело, что кроме как применение тарана других способов уничтожения противника не оставалось, так это уже чистое чувство долга, отвага, героизм... Хотя не исключены попытки "приписывания" советской пропагандой к таранам случаев столкновения самолётов в результате ошибок пилотирования и, как следствие, гибели пилотов. Но нужно было держать высокий боевой дух в войсках - это можно понять. А истинным героям, погибшим и оставшимся в живых при выполнении столь смертельно опасного вида воздушного боя ВЕЧНАЯ СЛАВА!!!
  2. +7
    26 января 2013 10:54
    Люди со стальными сердцами !
    Мы помним и гордимся Вами ! Память о героях-летчиках должна быть сохранена потомками !
  3. +2
    26 января 2013 12:04
    Вот потому-то их и называли Сталинские соколы! Настоящие русские богатыри! И как мало сейчас о них знают! А надо бы знать и помнить ВСЕМ!
  4. +4
    26 января 2013 12:47
    Согласен с авторами про любой шрих в истории Великой войны важен.И то что не которые факты таранов не подтверждаются германскими архивами это ещё не факт ,что данного события не было.Хотя находятся люди которые доказывают с пеной у рта что у немцев всё по полочкам,всё за документировано,и поэтому у них "...всё по честному ,без обмана".Поэтому они и счета немецких баронов Мюнхаузенов считают истиной непоколебимой.То что есть расхождение с нашими архивами ,это у нас не верно,у нас ошибки,приписки и прочее.Один из простых примеров,налёт нашей авиации на аэродром Котлы в марте 1943 года.По докладам лётчиков было уничтожено 6 самолётов на земле,в воздушном бою стрелками и истребителями прикрытия сбито 4 немецких истребителя.В немецких архивах -петеряно 3 и поврежденно 2 самолёта.Но в данных по движению материальной часть люфтваффе списано в эти дни в бомбардировочной группе I/KG.1,это она попала под удар,10 самолётов.Через несколько дней группа была выведена в Восточную Пруссию.
    Конечно сам воздушный таран как последний аргумент,у меня вызывает двоякое чувство.Смог бы,сам находясь в то время в кабине самолёта,однозначно не скажу.Но,по поводу таранов,больше всё-таки склоняюсь к точке зрения дважды ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА,маршала авиации,заслуженного военного лётчика,который начал войну рядовым лётчиком -штурмовиком А.Н.ЕФИМОВА.
    ."..Я не могу согласиться с известным советским асом,который писал"Таранные удары в годы Второй мировой войны устрашали врага".На мой взгляд,воздушный таран-не оружие мастера,а жест отчаяния.Мастерски владея самолётом и оружием,не было не обходимости идти на таран.Настоящий мастер эффективно применяет оружие,а не думает о таране..."
    А.Н.Ефимов."Штурмовики идут на цель".стр196.
    Хотя были ситуации когда таран был единственным выходом.И опять же утверждение что зарубежные лётчики не шли на таран тоже не верно.Известны случаи и огненых таранов,и воздушных таранов в том же 1940 году,которые совершали английские лётчики.
    Кстате по нашим данным 22.06.41.в 04ч.15мин мл.л-т Кокорев Дмитрий Васильевич совершил в р-не г.Замбрув(белоруссия)таран с-та До-215.За таран награжден орденом Красного знамени.После этого совершил более 100 б/в погиб 12.10 1941г.Всего на данный момент известно о 16 воздушных таранов совершённых 22.06.41г.
    1. dima_talib
      +3
      28 января 2013 03:04
      Мой Дед,,был свидетелем одного из первых таранов ВОВ . В районе г.Бельцы (Молдавия) 22 июня 1941 года.
      Одиночный И16 таранил вражеский бомбардировщик.
      Рассуждения,про таран как жест отчаяния,а не мастерства - считаю не корректными...
      Если так разобраться, то и сама война не от большого ума затевается. Проще же договориться? Так,что ли...
      Это разговоры из той же серии,что надо было Александру Матросову и подползти ближе,и гранату кидать лучше и прочее.
      Преднамеренный Таран,это поступок который однозначно расценивается как ГЕРОЙСКИЙ !!! И точка.
  5. +2
    26 января 2013 13:03
    На фото изображён не Bf-109E, а Bf-109K с фонарём Галанда...а так всё нормуль))
  6. -1
    26 января 2013 13:04
    И ещё,встречаются моменты где немцы фиксируют таран,но наши летчики УТВЕРЖДАЮТ о СЛУЧАЙНОМ,то есть НЕПРЕДНАМЕРЕННОМ СТОЛКНОВЕНИИ.Случай с дважды Героем Советского Союза Лавриненко тому подтверждение.
  7. +5
    26 января 2013 13:07
    Хотелось бы упомянуть (Думаю просто нельзя не упомянуть) ещё об одном Герое. Герой Советского Союза летчик-истребитель старший лейтенант Алексей Степанович Хлобыстов (23.02.1918 — 13.12.1943 г.). На фронте с июня 1941 г. 8 апреля 1942 г. в одном из боевых вылетов на Карельском фронте А. С. Хлобыстов на истребителе P-40 совершил двойной таран, уничтожив немецкие истребители Bf.110 и Bf.109. Алексей Хлобыстов не только выполнил два тарана в одном бою, но и вернулся на аэродром с сильно поврежденным крылом своего P-40. 14 мая 1942 г. на поврежденном во время воздушного боя самолете Хлобыстов совершил свой третий воздушный таран, уничтожив немецкий истребитель Bf.109. 13 декабря 1943 г. командир эскадрильи 20-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии капитан А.С. Хлобыстов погиб, выполняя разведывательный полет над территорией, занятой противником. По одной из версий А. Хлобыстов столкнулся во время полета с самолетом своего ведомого. К моменту гибели он совершил 335 боевых вылетов, в которых сбил 7 самолетов лично и 24 в группе.
  8. +1
    26 января 2013 13:24
    Цитата: Voodoo

    На фото изображён не Bf-109E, а Bf-109K с фонарём Галанда...а так всё нормуль))

    У финов на вооружении были Bf-109G-2,Bf-109G-6,BF-109G-8.Модификация К пошла в серию в сентябре 1944,по другим данным в начале 1945г.у финнов по любому их небыло.К этому моменту они уже не дружили с немцами.
    1. +1
      26 января 2013 14:12
      Согласен, не обратил внимание на знак государственной принадлежности. Тогда мы имеем Bf-109G-6 Late,.т.е. поздних модификаций 1944 года с тем же фонарём Галанда...других вариантов не вижу.
  9. 0
    26 января 2013 13:52
    Цитата: MERL13

    Хотелось бы упомянуть (Думаю просто нельзя не упомянуть) ещё об одном Герое. Герой Советского Союза летчик-истребитель старший лейтенант Алексей Степанович Хлобыстов (23.02.1918 — 13.12.1943 г.). На фронте с июня 1941 г. 8 апреля 1942 г. в одном из боевых вылетов на Карельском фронте А. С. Хлобыстов на истребителе P-40 совершил двойной таран, уничтожив немецкие истребители Bf.110 и Bf.109. Алексей Хлобыстов не только выполнил два тарана в одном бою, но и вернулся на аэродром с сильно поврежденным крылом своего P-40. 14 мая 1942 г. на поврежденном во время воздушного боя самолете Хлобыстов совершил свой третий воздушный таран, уничтожив немецкий истребитель Bf.109. 13 декабря 1943 г. командир эскадрильи 20-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии капитан А.С. Хлобыстов погиб, выполняя разведывательный полет над территорией, занятой противником. По одной из версий А. Хлобыстов столкнулся во время полета с самолетом своего ведомого. К моменту гибели он совершил 335 боевых вылетов, в которых сбил 7 самолетов лично и 24 в группе.

    причём в описаниях этого боя очевидцами,один из них он таранил потому что не было времени для манёвра.То есть обстановка вынудила.Сейчас на вскидку просто не помню где лежит у меня инфа про этот подвиг.
  10. 0
    26 января 2013 16:35
    Мой родственник служивший в команде аэродромного обслуживания расказывал что в 42-м в ихнем полку случился таран....так товарищи комисары проводили с каждым лётчиком беседы на предмет того что таран как вид боя нежелателен и чють-ли не прямым текстом говорили....умрёш при таране-дадим героя....выживеш спишем в лучшем случае с самолёта, в худшем штраф....
    1. +1
      26 января 2013 20:52
      Думаю, что Ваш родственник брешет, как сивый мерин. Список таранов приведен в статье. Кого из совершивших таран списали с самолета? А в боевых листках и газетах того времени о совершивших таран летчиках писали как о героях для того, чтобы они гибли при совершении тарана? Интересно ваш родственник Вас посчитал за идиота, или Вы всех нас грешных таковыми считаете?
      1. +3
        26 января 2013 22:00
        Вообще-то у нас в роду на счёт Великой Отечественной непринято шутить,и у моего родственника двадцать боевых вылетов в качестве стрелка на Ил-2 и я ему верю, кстати эту информацию я нетока от него слыхал....она ещё проскакивала и в некоторых мемуарах сечас влёт нескажу в каких потому как их в своё время их было столько перелопачено что недолго и запутатся.....кстати на счёт сивого мерина вы конешно перегнули,мой вам совет просто почитайте на досуге мемуары....даже при Советской цензуре там очень много интересного можно узнгать.
        1. -1
          26 января 2013 22:17
          Мемуары на досуге я тоже читаю, и поверьте разница между командой аэродромного обслуживания и стрелком на ИЛ-2 мне понятна. Так, где и в качестве кого воевал Ваш родственник? (Заслуг его лично я не умоляю).
          1. +1
            26 января 2013 23:02
            Разница есть...стрелков бывало и подсреливали и после ранения довольно часто их списывали.
  11. +7
    26 января 2013 16:38
    И если ещё по матчасти,то на фото не СБ-2,а Ар-2.пикировщик сделанный бригадой Архангельсого из СБ.
    По огненным таранам.22.06.41г. ст.л-т Чиркин Пётр Степанович,командир звена 62ШАП в паре с мл.л-т В.Слюнкиным вылетел на разведку в сторону границы.При обнаружении вражеской колонны был подбит зенитками.Направил свою "Чайку" на танковую колонну немцев.
    24.06.41г.Айрапетов Саркис Михайлович ст.политрук.зам комэска по политической части 31 СБАП в районе г.Таураге направил повреждённый самолёт на автоколонну немцев.В этот же день Храпай Григорий Архипович ст.л-т командир звена 33 СБАП в районе г.Броды был подбит.Экипаж направил самолёт на переправу.Экипаж:Филатов Василий Васильевич-штурман,лейтенант.Тихомиров Георгий Кузьмич-стрелок-радист,ст сержант.
    25.06.41г.Авдеев Александр Николаевич-капитан,замкомэска 43 СБАП в районе г.Ошмяны направил подбитый самолет на колонну врага.Экипаж: Стреленко Пётр Филиппович-штурман,л-т.
    26 июня .Лейтенант Анисимов(фамилия и очество не известны-кто имеет информацию скиньте буду благодарен),лётчик 51ДБАП горящим самолётом таранил танковую колонну.Гастелло Николай Францевич,капитан, комэска 207 ДБАП направил самолёт в скопление техники врага.Экипаж:Бурденюк Анатолий Акимович-штурман,л-т.Скоробогатый Григорий Николаевич-младший лётчик-наблюдатель,л-т.Калинин Алексей Александрович-стрелок-радист,ст.с-т.
    Кошелев Сергей Николаевич-ст.лётчик,128 БАП,лейтенант.На дороге Минск-Борисов в составе 3 экипажей проводил бомбардировку танковой колнны.Над целью самолёт был подбит.Направил машину на скопление вражеской техники.
    И они надеялись нас победить?Ведь это делалось всё СОЗНАТЕЛЬНО,и не фанатиками-коммунистами,как теперь пишут не которые дерьмократы.Причём ни кто не делился какой ты нации.Кто был по нации старший лейтенант замкомэска 128 СБАП ПРЕСАЙЗЕН Исаак Зиновьевич-который 27.06.41 направил горящюю машину на колонну немцев?Была одна страна-за которую эти люди не пощадили жизни.
    К авторам статьи,жду дальнейшего продолжения.Ведь тараны были и в 44,и в 45.
  12. ККА
    +5
    26 января 2013 20:26
    По версии современных либеральных "историков", подвиги в атаках совершались от безысходности под дулами заградотряда... А здесь, что они скажут...уродцы?!? Здесь кто создавал безысходность?!? Героям - слава, почёт, уважение... soldier
    1. redwolf_13
      +1
      27 января 2013 05:33
      А скажут эти уроды вот что "под страхом о наказании семьи летчиков заставляли совершать сей необдуманный поступок" или еще лутьше что за ними летали заградотряды wink
      Появились же придурки которые трезвонят что подвиг Матросава и других героев которые подрывали танки или закрывали собой ДОТы делались по пьяни и от скудоумия ума.
  13. +1
    26 января 2013 20:48
    В 52 году я слышал,миг-15 таранил RB-50 над Каспием.
  14. +5
    26 января 2013 21:39
    Как нас учили в авиационном училище, первые три воздушных тарана Сталинские Соколы Харитонов, Здоровцев и …..??? совершили в первый же день Великой Отечественной и стали первыми Героями Советского Союза в Великой Отечественной. А это звание, особенно в 1941-м, зря не давали.
    В Боевом Уставе советской Истребительной Авиации в 50-х г.г. воздушный таран был записан уже не как геройство, а как обязанность лётчика.
    Но когда лётчик авиации ПВО капитан Елисеев в 70-х таранил иранский «Фантом», вторгшийся в воздушное пространство СССР, приказ об этом и Указ о его награждении (посмертно) званием «Герой Советского Союза» был…секретным.
    По идиотизму той власти герой Елисеев остался неизвестным.
    Зато о всяких бандюках и эстрадных прошмандовках трубят все во всех скандальных подробностях. Потому и мораль теперь такая.
    1. harl6161
      +1
      27 января 2013 20:53
      Я тоже сейчас не вспомню третьего. Но в большой книге "Твои герои. Ленинград"
      о них упоминается. Там о каждом Герое Советского Союза и, по-моему. кавалере ордена Славы рассказ

      Во. нашел. Это Жуков Михаил Степанович. Ссылка http://blokada.otrok.ru/biogr.php?l=7&n=1ump&t=1

      Нашел. Жуков его фамилия
  15. +2
    26 января 2013 23:51
    8.07.1941г был издан указ о присвоение звания Героя Советского Союза трём летчикам совершившим воздушные тараны.
    27.06.41г.Харитонов Пётр Тимофеевич-мл.л-т лётчик 158 ИАП.В районе г Остров таранил Ю-88.25.06.41 воюя в составе Северного фронта повторил подвиг-орден Ленина.Войну закончил в войсках ПВО-14 сбитых.
    28.06.41г.Здоровцев Степан Иванович.мл.л-т,ком звена 158 ИАП.Прикрывая свой аэродром на своём И-16 таранил Ю-88.Погиб 9.07.41г.
    29.06.41г.Жуков Михаил Петрович-мл.л-т.лётчик 158 ИАП.Прикрывая свой аэродром таранил Ю-88.К концу декабря 1942г.совершил 259 б/в,провёл 47 в/б в которых сбил ещё 4 самолёта.Погиб в в/б12.01.43г. в р-не Дубровки.Ленобласть.
    Они и были первыми,правда первыми Героями Советского Союза.Просто в своё время один хреново подготовленный докладчик по телевизору ляпнул,что они совршили первыми тараны.Оттуда и пошла эта не много искажённая инфа.И пусть кто-то из гансолюбов вякнет что в бундесархиве данных подтверждающих их подвиг нет.Самолёты лежат в нашем расположении,аэродромный Тузик устал их метить,а у немцев на эти самолёты нет подтверждения,что они их потеряли .Один Муж Козы опираясь на данные этого архива,"доказал" что Б.Сафонов сбил всего 5 самолётов.Причём 4 самолёта в группе...Они бы опираясь на наши архивы,которые сохранены полностью,подтвердили-бы все победы их асов-песенников.
    Про к-на Елесеева на вскидку подробности не помню,надо порыться в бумагах.Память конечно не комп,но что помню.При перехвате первый раз произошёл срыв захвата,для второго захода не хватало времени,нарушитель(турецкий С-130,по одним данным) был рядом с границей.С верху дали команду идти на таран.Лётчик приказ выполнил.Наш самолёт упал на нашей стороне,а турок на своей,само собой хай в западных СМИ.Наши как всегда засунули язык в отверстие для выхода переваренной пищи...Могу конечно с подробностями по Елисееву и не совсем быть точен.Если что поправьте.
  16. +7
    27 января 2013 00:52
    Летчики-евреи совершившие воздушный таран.прошу прощение за акцентирование, но на этом форуме не раз в адрес моего народа звучали крайне оскорбительные высказывания. Так что этот пост некоторая форма защиты доброго имени евреев фронтовиков.

    Асин Владимир Наумович, старший лейтенант, и Белецкий Абрам Исаакович, гвардии майор, во время таранов былу тяжело ранены, и каждый из них лишился обеих ног. После госпиталя вернулись в строй и воевали до Победы.
    Бинов Лев Исаакович, майор 512 истребительного авиационного полка. 19 сентября 1942 г. на подступах к Сталинграду таранил немецкий самолет-истребитель. На своем поврежденном самолете, раненый, он совершил посадку. После излечения продолжал летать и погиб в воздушном бою в январе 1943 г.
    Бутман Ион Владимирович в январе 1942 г. на Карельском фронте таранным ударом сбил немецкий самолет.
    Гетман Наум Фроймович, старший лейтенант, командир корабля 752 дальнебомбардирочвочного полка, 5 ноября 1941 г. на подступах к Москве таранил немецкий самолет-истребитель.
    Грул Симха Григорьевич - младший лейтенант. 9 октября 1941 г, в подмосковном небе таранным ударом сбил самолет врага,
    Кривошеин Сергей Михайлович, младший лейтенант, командир звена
    126 истребительного авиационного полка, родился в 1921 г. 6 августа
    1941 г. на Центральном фронте таранил немецкий бомбардировщик. Приземлился на парашюте. 2 сентября 1942 г. не вернулся с боевого задания. Сергей - племянник Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Кривошеина Семена Моисеевича.
    Левин Абрам Георгиевич, сеожант. летчик 11 истребительного авиационного полка, родился в 1920 г. в Рошаль Московской области. 4 декабря 1941 г. на подступах к Москве таранил немецкий бомбардировщик и погиб.
    Новорожкин Самуил Израилевич младший лейтенант, летчик-наблюдатель в 1942г. участвовал в бою в составе экипажа самолета-корректировщига П.И Жилинского, таранившего один из 5, атаковавших его немецких самолетов-истребителей. Выбросило из самолета, раненый приземлился на парашюте.
    Радичер Лев Сергеевич, летчик 728 истребительного авиационного полка, родился в 1923 году в пос. Обухово Моск обл. 23 августа 1943 на подходах к г. Чугуеву таранил немецкий истребитель и погиб.
    Табатадзе Моисей Ефимович, младший лейтенант. летчик 160 истребительного авиационного полка, родился 1921 г. в г. Боржоми (Грузия). 9 июля 1941 г. в смоленском небе таранил вражеский самолет и погиб.
    Ушацкий Лев Вульфович; младший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 926 истре¬бительного авиационного полка, родился в 1916 г. в Петрограде. 17 сентября 1943 г. у ст. Бологое Калининской области таранил немецкий бомбардировщик.
    Шагал Анатолий Ионович; старший сержант, летчик 34 истребительного авиационного полка, родился в 1921 г. в Македоново Калининской области, 4 августа 1943 г. на дальних подступах к Москве таранил немецкий бомбардировщик.
    Шиманчик Лев Леонидович, старшина, летчик 164 истребительного авиа¬ционного полка, родился в 1922 г. в Минске. В апреле 1943 г. на Западном фронте таранил немецкий самолет-разведчик. Раненый пилот совершил посадку на поврежденном самолете.
    1. 0
      28 января 2013 05:29
      Мы помним и гордимся Вами!
  17. 0
    27 января 2013 01:33
    Слава и вечная народная благодарность ГЕРОЯМ!!!
  18. +2
    27 января 2013 08:51
    У тех кто сложил голову защищая свою страну была одна нация-ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА!!!А то что на некоторых форумях различные нацики тявкают-так пусть помнят про одного ефрейтора-нациста который со своей кодлой дотявкался.
  19. Харон
    +1
    27 января 2013 15:11
    Любопытно, есть ли свидетельства таранов, совершаемых немцами и их союзниками? Камикадзе не в счёт.
    1. 0
      29 января 2013 20:36
      Цитата: Харон

      Любопытно, есть ли свидетельства таранов, совершаемых немцами и их союзниками? Камикадзе не в счёт.

      МЕНЯ ЭТОТ ВОПРОС ТОЖЕ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСОВАЛ...

      Как ни странно, но я ни когда не слышат о таких случаях... what
      1. алекс 241
        +2
        29 января 2013 21:18
        Были у немцев летчики, совершившие по несколько таранов. Например, в небе Германии при отражении американских налетов трижды таранил вражеские самолеты гауптман Вернер Герт. Кроме того, широкую известность получил пилот штурмовой эскадрильи эскадры «Удет» Вилли Максимович, уничтоживший таранными ударами 7 (!) американских четырехмоторных бомбардировщиков. Вили погиб над Пиллау в воздушном бою против советских истребителей 20 апреля 1945 г.
        Но перечисленные выше случаи – лишь малая часть совершенных немцами воздушных таранов. В условиях создавшегося в конце войны полного технического и количественного превосходства союзнической авиации над германской немцы были вынуждены создать подразделения своих «камикадзе» (причем даже – раньше японцев!). Уже в начале 1944 г в Люфтваффе началось формирование особых истребительно-штурмовых эскадрилий для уничтожения американских бомбардировщиков, бомбивших Германию. Весь личный состав этих частей, включавший в себя добровольцев и... штрафников, давал письменное обязательство уничтожать в каждом вылете не менее одного бомбардировщика - если понадобится, то посредством таранных ударов! Именно в такую эскадрилью и входил упомянутый выше Вили Максимович, а возглавлял эти части уже знакомый нам майор Вальтер Даль. Немцы были вынуждены прибегнуть к тактике массовых таранов именно в тот период, когда их былое воздушное превосходство было сведено на нет ордами тяжелых «Летающих крепостей» союзников, сплошным потоком наступавших с запада, и армадами советских самолетов, наседавших с востока
        1. алекс 241
          +1
          29 января 2013 21:30
          31 июля 1943 года, около поселка Манда, Роджер Янг осуществил свой подвиг, который привел к его посмертному награждению высшей военной наградой США, Орденом Почета. Янг был в разведке, с отрядом из 20-ти человек на территории удерживаемой японскими войсками. В 16.00 патруль начал двигаться обратно, когда попал в засаду. Скованы интенсивным огнем пулемета, два солдата были убиты сразу же. Когда патруль попытался провести фланговую атаку, были убиты еще двое. После этого командир приказал бойцам залечь. Янг был ранен осколком гранаты. Чтобы отряд сумел отступить, Роджер начал ползком передвигаться к японской позиции, игнорируя всяческие приказы лейтенанта остановиться. Еще один взрыв гранаты ранил его второй раз, но несмотря на свои раны, Янг продолжал движение, привлекая огонь противника на себя ружейным выстрелами. Когда он был достаточно близко к японскому окопу, Роджер начал бросать ручные гранаты и при этом убит. Обезвредив пулеметное гнездо врага, Янг тем самым позволил уйти своему взводу без дальнейших потерь.

          В 1949 году, останки Роджера Янга были возвращены в США и похоронены на кладбище Макферсон в городе Клайд, штат Огайо.
  20. Gans2
    +3
    28 января 2013 00:03
    Не знаю почему автор упустил известные моменты от 22 июня: около 5 часов утра старший лейтенант Иван Иванов, служивший в 46-м истребительном авиаполку, совершил таран «Хейнкеля-111» в районе Млынова (Украина). Летчик при таране погиб. 22 июня около 5 часов утра младший лейтенант Дмитрий Кокорев, служивший в 124-м истребительном авиаполку, совершил таран «Мессершмитта» в районе Замброва. Кокорев после тарана остался жив, за подвиг был награжден орденом Красного Знамени.
    22 июня в 5 часов 15 минут младший лейтенант Леонид Бутерин, служивший в 12-м истребительном авиаполку совершил таран «Юнкерса-88» в районе Станислава (Западная Украина). При таране погиб. 22 июня около 6 часов утра неизвестный летчик на самолете «У-2» (их еще ласково называли «ушками») совершил таран «Мессершмитта» в районе Выгоды (неподалеку от Белостока). При таране погиб.
  21. +2
    28 января 2013 01:13
    Просто авторы освещают тараны как-бы с двух сторон.У немцев первое подтверждение на такой "варварский способ" ведения воздушного боя был зафиксирован 1.07. 41.
    А за 22.06.41. по донесениям наших частей было совершенно 16 воздушных таранов.
  22. revkain
    +2
    28 января 2013 07:00
    Странно, но в статье за осень 1941 года ничего не сказано о двух таранах летчиков 171 иап: первый ночной таран в небе подмосковья совершенный Виктором Талалихиным и затем Александром Печеневским. От чего про этих Героев забыли?
    1. revkain
      0
      28 января 2013 07:02
      Ошибся, не 171 иап, а 177 иап.
  23. revkain
    0
    28 января 2013 07:04
    http://www.allaces.ru/p/people.php?id=00000018002
  24. 0
    28 января 2013 07:58
    Цитата: Харон
    Любопытно, есть ли свидетельства таранов, совершаемых немцами и их союзниками? Камикадзе не в счёт.

    Очень любопытно! Может кто располагает такой инфой?
  25. +2
    28 января 2013 09:24
    Из книги Ю.И. Мухина "Асы и пропаганда":
    В Военно-воздушных силах Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, повторю, отчаявшись достать немцев бортовым оружием или расстреляв боеприпасы, совершили таран 561 летчик-истребитель, из них 33 человека сделали это дважды, Герой Советского Союза лейтенант А.С. Хлобыстов — трижды, Герой Советского Союза лейтенант Б.И. Ковзан — четырежды. Таран также совершили 19 экипажей штурмовиков и 18 — бомбардировщиков. Среди этих храбрецов были люди, занимавшие должности от рядового летчика до заместителя командующего Воздушной армией и имевшие воинские звания от сержанта до полковника (см. табл.) Из них 233 благополучно посадили свои поврежденные машины, 176 спаслись, воспользовавшись парашютом, 216 погибли и 11 пропали без вести. Немцы же при этом потеряли 272 бомбардировщика, 312 истребителей, 48 разведчиков и 3 транспортных самолета. Еще один истребитель, уже японский, тараном уничтожил лейтенант А.Е. Голтвенко в августе 1945 года во время кратковременной войны с Японией. (Надо думать, этот таран имел символическое значение: «Не надо нам камикадзе — мы сами камикадзе».)


    Надо сказать, что во второй половине войны тараны уже не приветствовались, и по этому поводу командующий ВВС подписал 23 сентября 1944 года соответствующий приказ, а Военный совет дал следующие указания: «Разъяснить всему летному составу ВВС КА, что наши истребители имеют отличное мощное современное вооружение и превосходят в летно-тактических данных все существующие типы немецких истребителей… Применение «тарана» в воздушном бою с самолетами противника, имеющими более низкие летные качества, нецелесообразно, поэтому «таран» надо применять только в исключительных случаях, как крайнюю меру».
  26. +2
    29 января 2013 18:12
    Герои! Сознательно шли на сближение с самолетом противника и совершали тараны. Случайное столкновение может быть только со своим рядом летящим самолетом. Случайного столкновения с самолетом врага быть не может! Вечная память!
  27. алекс 241
    +2
    29 января 2013 18:23
    18 сентября 1942 года лётчиком 62-го истребительного авиационного полка Черноморского флота капитаном Семёном Степановичем Мухиным воздушным тараном был уничтожен самолёт-разведчик Fw-189.

    Не сказать, чтобы воздушный таран был необычным явлением в советской авиации времён Великой Отечественной - в период господства немцев в воздухе таран был поголовно употребляемым способом продолжения ведения боя после того, как подходил к запасу боекомплект. В иных случаях лётчик, будучи раненым и понимая, что самолёт самостоятельно ему не посадить или не дотянуть до советской территории, предпочитал смерть плену. Однако 18 сентября 1942 был совершён не совсем обычный таран. Дело в том, что после выхода самолётов из строя лётчики продолжили дуэль, спускаясь на парашютах


    В тот день, на рассвете, капитан Мухин в паре с лейтенантом Масловым, вылетели с аэродрома Геленджик для уничтожения вражеского корректировщика. Немецкий самолет-разведчик Fw-189 корректировал огонь дальнобойной артиллерии по позициям советской береговой батареи. Наши лётчики атаковали вражеский самолёт, но тот яростно защищался. У Мухина подошёл к концу боезапас, к тому же он был ранен в левую руку. Атака его напарника Маслова также закончилась неудачей. Корректировщик, по-видимому, выполнивший свою задачу, стал уходить к своим. В этот момент с земли поступило распоряжение любой ценой не дать «Фокке-Вульфу» уйти. Тогда Мухин лопастями винта своего ЛаГГ-3 ударил в хвост вражеского корректировщика. После этого, накренив истребитель на крыло, советский лётчик отстегнул привязные ремни и на высоте 3500 метров вывалился из кабины повреждённого самолёта. ЛаГГ-3 упал в кусты у шоссе Новороссийск-Геленджик, а раненый лётчик на парашюте стал спускаться в море.

    Недалеко от него спускались на парашютах два немца. Обозлившиеся на Мухина фашисты, которых в лучшем случае ждал советский плен, а в худшем – смерть в водах Чёрного моря, достали пистолеты и открыли огонь по советскому лётчику. Мухин, который был на несколько десятков метров выше немцев, подтянул стропы, чтобы ускорить спуск, сблизился с немцами и хладнокровно расстрелял их в воздухе. Через сорок минут героя и трупы немцев подобрал советский патрульный катер.






    За воздушный таран капитан Мухин был награждён орденом Красного Знамени.

    Немецкие документы подтверждают, что в тот день не вернулся с задания в районе Кабардинка-Геленджик самолет Fw-189 7-го отряда 32-й группы ближних разведчиков. Его экипаж в составе пилота фельдфебеля Германа Вальдманна, штурмана лейтенанта Карла Кольшмидта и стрелка унтер-офицера Рихарда Витта до сих пор считается пропавшим без вести и разыскивается германской службой Красного Креста.
    1. алекс 241
      +1
      29 января 2013 18:25
      Сбитый немецкий самолёт-разведчик Fw-189 («Рама»)
      1. алекс 241
        +2
        29 января 2013 18:29
        70 лет назад маршал Геринг запретил своим асам сближаться с нашими самолетами ближе, чем на 100 метров


        5 ноября 1941 года в боевые части германских ВВС поступил циркуляр рейхсмаршала Геринга, который требовал: «…не приближаться к советским самолетам ближе, чем на 100 метров во избежание тарана». Такое решение было принято по указанию Гитлера после длительного «уламывания» командиров авиационных частей, считавших продобную «тактику» унизительной для прославленных асов рейха. Ведь совсем недавно сам фюрер говорил им: «Славяне никогда ничего не поймут в воздушной войне — это оружие могущественных людей, германская форма боя». «Никто и никогда не сможет добиться преимущества в воздухе над германскими асами!»- вторил командующий фашистскими ВВС Геринг. Но воздушные тараны первых дней войны заставили забыть эти хвастливые речи. И это было первое посрамление «германской формы боя» и первая моральная победа советских летчиков.

        До 22 июня 1941 года фашистским летчикам не приходилось встречаться в Европе с таким тактическим приемом как воздушный таран. Зато в первый же день нападения на СССР «Люфтваффе» потеряли сразу 16 самолетов в результате таранных атак советских летчиков.
  28. 0
    29 января 2013 18:53
    СТАТЬЕ ОГРОМНЕЙШЫЙ ПЛЮС... ! ! !
  29. 0
    30 января 2013 08:37
    Авторам спасибо! Героям Слава и вечная память!
  30. Казик
    +1
    24 февраля 2013 20:39
    Здравствуйте. У меня вопрос к авторам статьи Александру Заблотскому и Роману Ларинцеву, а также всем, кто может помочь! Живу в г.п. Дрибин Могилевской области (Беларусь). Готовлю к публикации в газете статью о летчиках, погибших в первые дни войны, похороненных на территории района. Есть косвенные сведения: воспоминания горожан, что 29 июня в небе над Могилевом (за несколько дней до тарана Терехина) совершил таран бомбера-юнкерса летчик на И-16. Молва гласит, что это А.П. Кобец, который погиб 1 июня и был захоронен у нас. Где можно посмотреть данные о потерях немцев (беру за основу случай с "Юнкерсом" Терехина). Любую информацию по теме тарана приму с благодарностью!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Указом ВС СССР от 22 июля Кобец был посмертно награжден орденом Ленина. То есть, он воевал восемь дней, но успел отличиться. Мог ли он получить орден за таран? Слышал, что в первый год войны за это награждали оперативно.
    1. 0
      24 февраля 2013 20:48
      Попробуйте поискать здесь: http://www.podvignaroda.mil.ru/

      Может чего-нибудь полезного для себя найдёте.