Офицеры и генералы царской армии на службе советской республике

Офицеры и генералы царской армии на службе советской республикеПринципиальные политические разногласия между рабоче-крестьянской властью, которая встала у руля после Октябрьской революции, и представителями буржуазной интеллигенции потеряли свою важность, когда над страной нависла угроза со стороны внешних врагов. Когда речь идет о выживании, а вокруг страны смыкается кольцо фронтов, благоразумие диктует свои правила, а место идеологических интересов занимает желание спасти Отчизну, идя на уступки и компромиссы с внутренними противниками.

Гражданское противостояние значительно ослабляло силы вновь сформированной РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии). Укрепить ее командный состав за счет молодых специалистов из среды трудящихся не представлялось возможным, ибо для их подготовки требовалось время, которого просто не было. Необходимость немедленного создания достаточно сильной регулярной армии, которая сможет дать отпор не только империалистическим интервентам, но и войскам белогвардейцев, привела к тому, что Советское руководство посчитало уместным использовать накопленный военный и теоретический опыт специалистов, которые до событий 1917-го года состояли на службе в Царской армии.

Обосновав необходимость использования значительного культурного наследия капитализма, Ленин обратился к руководящим органам страны. Он подчеркивал о необходимости отнестись с особым вниманием к привлечению научно-образованных специалистов не только в военной, но и в других областях, независимо от их происхождения и от того, кем и кому они служили до прихода Советской Власти. Поставить цель было конечно просто, но вот как ее достичь? Большинство бывших дворян оставались или враждебно настроенными к Советской власти, или заняли по отношению к ней выжидательную позицию. Уверенные в том, что революция несет с собой лишь разруху и падение культуры, они ожидали неизбежной гибели российской интеллигенции. Им было трудно осмыслить, что идя навстречу, Советская власть стремится перенести в обновленную Россию самые ценные достижения капиталистического уклада жизни.

Фактор принуждения вряд ли смог бы тогда дать положительные результаты. К тому же приходилось работать не только над изменением отношения интеллигенции к новой власти, но и влиять на негативное отношение рабочих масс к бывшим представителям буржуазии. Еще одной проблемой было то, что часть руководящих партийных работников совершенно не разделяла мнение Ленина о необходимости сотрудничества с противоположной по мировоззрению стороной, даже в условиях тотального контроля над их деятельностью. И конечно подобное взаимодействие с людьми, просто пропитанными столь чуждой большевикам идеологией, довольно часто оборачивалось вредительством. Однако без использования знаний и опыта, которые интеллигенция Царской России получила в лучших учебных заведениях Европы и во время работы на высоких должностных постах еще до революции, невозможно было поднять страну и одержать победу над внешними врагами.

В конце концов, многим бывшим офицерам и генералам явилось осознание того, что Советская власть – единственная сила, представляющая национальные интересы России и способная защитить страну от внешних врагов в данный период времени. Все патриотически настроенные профессиональные военные, чувствующие свою связь с народом, посчитали своим долгом поддержать «красных» в борьбе за независимость Родины. Огромное значение при этом также оказала позиция нового правительства о не посягательстве на политические убеждения военных спецов, что было даже законодательно зафиксировано на V Всероссийском съезде Советов (от 10 июля 1918-го года). К сожалению, нельзя забывать и о других бывших дворянах и офицерах, готовых отдать нашу страну на поругание внешним врагам. Они всячески желали избавиться от коммунистов и их пагубных идей, не желая понимать последствий подобных «дьявольских» сделок.

Первые шаги на пути к сотрудничеству стали хорошим примером для других военных, еще сомневающихся в правильности подобного решения. Уже перешедшие на сторону большевиков генералы призывали остальных офицеров Царской армии выступить на защиту страны в рядах РККА. Сохранились замечательные слова их обращения, хорошо показывающие нравственную позицию этих людей: «В этот важный исторический момент мы, старшие боевые товарищи, обращаемся к вашим чувствам преданности и любви Отчизне, просим позабыть все обиды и добровольно идти в Красную Армию. Куда бы вас не назначили, служить не за страх, а за совесть, дабы, не жалея жизни, своею честною службою отстоять дорогую нам Россию, не допустив её расхищения».

Не скрывается факт того, что для привлечения специалистов дореволюционной России использовались подчас не совсем гуманные методы и средства. Некоторые историки склонны называть послереволюционный период «путем на Голгофу» для российской интеллигенции, ибо репрессивные методы их принуждения к работе на Советскую власть были широко распространены. Однако высшие органы власти не приветствовали такое отношение к знатокам дворянского происхождения, о чем свидетельствует принятый 17 декабря 1918-го года приказ Президиума ВЧК. В этом документе содержатся строгие указания проявлять особую осмотрительность при привлечении буржуазно-дворянских специалистов к ответственности за те или иные действия и допускать их арест только в случае наличия доказанных фактов антисоветской деятельности. Страна не могла позволить себе бездумно разбрасываться ценными кадрами, трудное время диктовало новые правила. Также вопреки многочисленным утверждениям о принудительном привлечении военных экспертов Императорской России в РККА стоит отметить то, что произошедшие в армии еще до революции негативные преобразования значительно изменили настроения среди офицерского состава. Это лишь способствовало тому, что с приходом Советской власти многие высшие армейские чины посчитали своим долгом, а не из-за страха, поддержать большевиков в сражении за Отечество.

Итогом проводимых мероприятий стало то, что из ста пятидесяти тысяч профессиональных военных, служивших в офицерском корпусе дореволюционной России, в Красной Армии сражались семьдесят пять тысяч человек против тридцати пяти тысяч старого офицерского состава на службе у белогвардейцев. Их вклад в победу в Гражданской войне неоспорим, пятьдесят три процента командного состава Красной Армии являлись офицерами и генералами Императорской Армии.

Поскольку обстановка требовала немедленных и верных действий, уже в ноябре 1917-го года начальником штаба и Верховным главнокомандующим армии был назначен не кто иной, как потомственный дворянин, генерал-лейтенант бывшей Императорской Армии М.Д. Бонч-Бруевич, получивший прозвище «советский генерал». Именно ему довелось возглавить в феврале 1918-го года РККА, созданную из отдельных частей Красной Гвардии и остатков бывшей Императорской Армии. Это был самый трудный для Советской Республики период, длившийся с ноября 1917-го до августа 1918-го года.

Офицеры и генералы царской армии на службе советской республике
Михаил Дмитриевич Бонч-Бруевич родился в Москве 24 февраля 1870-го года. Его отец был землемером, выходцем из старинного дворянского рода. В двадцать один год Бонч-Бруевич окончил Константиновский межевой институт по профессии геодезист, а уже через год Московское пехотное юнкерское училище. До 1898-го года он учился в Академии Генштаба, где и остался до 1907-го преподавать тактику. Являлся участником Первой мировой войны. Его родной брат – Владимир Дмитриевич был большевиком с 1895-го года, занимался делами Совнаркома. Возможно, поэтому после Октябрьской революции Бонч-Бруевич первым из генералов встал на сторону новой власти и принял должность начштаба. Помощником его стал бывший генерал-майор дворянин С.Г. Лукирский. Скончался Михаил Дмитриевич в 1956-ом году в Москве.


С конца 1918-го года вновь учрежденную должность главнокомандующего Вооруженными силами страны занимало его высокоблагородие С.С. Каменев (но не тот Каменев, который был позже расстрелян вместе с Зиновьевым). Возглавив после революции пехотную дивизию, этот опытнейший кадровый офицер молниеносно продвинулся по служебной лестнице.

Офицеры и генералы царской армии на службе советской республике
Сергей Сергеевич Каменев появился на свет в семье военного инженера из Киева. Окончил Киевский кадетский корпус, Александровское военное училище и Петербургскую Академию Генштаба. Пользовался большим уважением у солдат. Во время Первой мировой войны Каменев занимал различные штабные должности. В начале революции Каменев прочёл сборник Ленина и Зиновьева под названием «Против течения», который, с его слов, «открыл для него новые горизонты и произвел ошеломляющее впечатление». Зимой 1918-го года он по добровольному согласию вступил в ряды Красной Армии и руководил операциями по уничтожению Деникина, Врангеля и Колчака. Также Каменев помогал подавить сопротивление в Бухаре, Фергане, Карелии, в Тамбовской губернии (восстание Антонова). С 1919-го по 1924-ый годы занимал пост главнокомандующего РККА. Он создал план разгрома Польши, которые так и не был осуществлен из-за противодействия руководства Юго-Западного фронта (в лице Егорова и Сталина). После окончания войны занимал крупные должности в Красной Армии, явился одним из создателей Осоавиахима, проводил исследование Арктики. В частности Каменев организовал помощь затертому во льдах «Челюскину» и итальянской экспедиции Нобиле.


Непосредственным подчиненным Сергея Сергеевича Каменева и его первым помощником был потомственный дворянин, начальник Полевого штаба РККА П.П. Лебедев, который при Императорской Армии числился в звании генерал-майора. Сменив на указанном посту Бонч-Бруевича, Лебедев в течение всей войны (с 1919-го по 1921-ый год) умело руководил Полевым штабом, активно участвуя в подготовке и проведении основных операций.

Офицеры и генералы царской армии на службе советской республике
Павел Павлович Лебедев родился в Чебоксарах 21 апреля 1872-го года. Выходец из семьи обедневших дворян, обучение получал за казенный счет. С отличием окончил Кадетский корпус, Александровское военное училище, Академию Генерального штаба. В звании штабс-капитана Лебедев был причислен к Генштабу, в котором благодаря своим неординарным способностям быстро сделал блестящую карьеру. Участвовал в Первой мировой войне. Он отказался переходить на сторону белых и после личного приглашения В.И. Ленина вступил в армию большевиков. Считается одним из главных разработчиков операций по уничтожению войск Н.Н. Юденича, А.И. Деникина, А.В. Колчака. Лебедев отличался поразительной выносливостью, трудился без выходных, возвращался домой лишь в четыре часа утра. После окончания Гражданской войны остался работать на руководящих постах Красной Армии. Лебедев был награжден самыми высшими наградами Советской Республики. Скончался 2 июля 1933-го года в Харькове.


Еще один потомственный дворянин А.А. Самойло являлся непосредственным коллегой Лебедева, занимая пост начальника Всероссийского Главштаба. Дослужившись в Императорской Армии до звания генерал-майора, Александр Александрович после революционных преобразований октября перешел на сторону большевиков, а за свои значительные заслуги был награжден многочисленными орденами и медалями, среди которых два ордена Ленина, три ордена Красного знамени и орден Отечественной войны I степени.

Офицеры и генералы царской армии на службе советской республике
Александр Александрович Самойло появился на свет 23 октября 1869-года в городе Москва. Его отец был военным врачом из рода гетманов Запорожского Войска. В 1898-ом году Александр Александрович окончил Академию Генштаба. Во время войны служил в Генеральном штабе в оперативном отделе. На стороне «красных», принимал участие в переговорах с Германией (в Брест-Литовске), с Финляндией (в апреле 1920-го), с Турцией (в марте 1921-го). Является прототипом главного героя романа «Честь имею», написанного Валентином Пикулем. Умер в 1963-ем году в возрасте девяносто четырех лет.


У стороннего человека может создаться ложное представление о том, что Ленин и Троцкий, определяясь с кандидатурами на высшие командные посты, непременно стремились назначить на них представителей генеральского Императорского корпуса. Но правда состоит в том, что лишь те, кто был удостоен таких высоких военных званий, обладали необходимыми навыками и умениями. Именно они помогли новой власти мгновенно сориентироваться в сложнейшей обстановке и отстоять свободу Отечества. Жесткие условия военного времени быстро расставляли людей на заслуженные места, выдвигая вперед настоящих профессионалов и «задвигая» тех, кто только казался таким, являясь на деле обычной «революционной балаболкой».

На основании составленной на октябрь 1917-го года подробной картотеки офицеров русской армии, а также дальнейшей сверке полученных данных с более поздними, были определены наиболее соответствующие истине сведения о численности военных чинов Императорской Армии, служивших на стороне новой власти. Статистика говорит о том, что во время гражданской войны в армии рабочих и крестьян служили: 746 бывших подполковников, 980 полковников, 775 генералов. А Красный Флот вообще был аристократической воинской частью, так как Генштаб Русского ВМФ после октябрьских событий практически в полном составе перешел на сторону большевиков и самоотверженно сражался на стороне Советской власти всю гражданскую войну. Командующими флотилией в период войны были бывшие контр-адмиралы Императорского флота и потомственные дворяне: В.М. Альтфатер, Е.А. Беренс и А.В. Немитц. Они также совершенно добровольно поддержали новое правительство.

Офицеры и генералы царской армии на службе советской республике
Василий Михайлович Альтфатер родился в Варшаве в семье генерала 4 декабря 1883-го года и получил блестящее образование. Он участвовал в обороне Порт-Артура во время русско-японской войны. Проявил себя мужественным человеком при спасении команды броненосца «Петропавловск». Во время Первой мировой работал в Военно-морском управлении. Перейдя на сторону большевиков в 1917-ом году, Василий Михайлович стал первым командующим РККФ. Вот что он написал в своём заявлении: «До сих пор я служил лишь потому, что считал нужным быть полезным России. Я не знал вас и не верил вам. Даже теперь многое мне не понятно, но я убедился – вы любите Россию более многих из наших. Поэтому я пришёл к вам». В.М. Альтфатер умер от сердечного приступа 20 апреля 1919-го года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.


Отдельно можно отметить белых офицеров и генералов, эмигрировавших в Китай и вернувшихся в Россию из Китая в 20-е и 30-е годы. Так например в 1933 году, вместе со своим братом, генерал-майором А.Т. Сукиным, выехал в СССР полковник Генштаба старой армии Сукин Николай Тимофеевич, в белых армиях генерал-лейтенант, участник Сибирского Ледяного похода, летом 1920 временно занимал пост начальника штаба главкома всеми вооруженными силами Российской Восточной окраины, в СССР работал преподавателем военных дисциплин. Некоторые из них еще в Китае начали работать на СССР, как например полковник старой армии, в колчаковской армии генерал-майор Тонких И.В.— в 1920 в вооруженных силах Российской Восточной окраины занимал пост начальника штаба походного атамана, в 1925 г. проживал в Пекине. В 1927 г. он являлся сотрудником военного атташе полномочного представительства СССР в Китае, 06.04.1927 был арестован китайскими властями в ходе налета на помещение полпредства в Пекине, и вероятно после этого вернулся в СССР. Также еще в Китае с Красной армией начал сотрудничать и еще один высокопоставленный офицер белой армии, также участник Сибирского Ледяного похода, Алексей Николаевич Шелавин. Забавно, но вот как описывает встречу с ним Казанин, приехавший в штаб Блюхера в Китае в качестве переводчика: «В приемной стоял длинный стол, накрытый к завтраку. За столом сидел подтянутый седеющий военный и с аппетитом ел из полной тарелки овсяную кашу. В такой духоте есть горячую кашу казалось мне героическим подвигом. А он, не довольствуясь этим, взял из миски три яйца всмятку и выпустил их на кашу. Все это он полил консервированным молоком и густо посыпал сахаром. Я был настолько загипнотизирован завидным аппетитом старого военного (скоро я узнал, что это был царский генерал Шалавин, перешедший на советскую службу), что Блюхера я увидел только, когда он уже стоял совсем передо мной»[35]. Казанин в своих мемуарах не упомянул, что Шелавин был не просто царским, а белым генералом, в общем-то в царской армии он был лишь полковником Генштаба. Участник русско-японской и мировой войн, в колчаковской армии он занимал должности начальника штаба Омского военного округа и 1-го Сводного Сибирского (впоследствии 4-го Сибирского) корпуса, участвовал в Сибирском Ледяном походе, служил в Вооруженных силах Российской Восточной окраины и Приамурского Временного правительства, затем эмигрировал в Китай. Уже в Китае он начал сотрудничать с советской военной разведкой (под псевдонимом Руднев), в 1925–1926 – военный советник Хэнаньской группы, преподаватель военной школы Вампу; 1926-1927 — в штабе Гуанчжоуской группы, помогал Блюхеру эвакуироваться из Китая и сам также вернулся в СССР в 1927 году.


Можно назвать еще много известных фамилий офицеров и генералов старой армии, самоотверженно сражавшихся на стороне РККА и командовавших целыми фронтами, разгромившими, в конце концов, белогвардейские полчища. Среди них особо выделялся бывший генерал-лейтенант барон Александр Александрович фон Таубе, ставший начальником Главного штаба Красной Армии в Сибири. Отважный военачальник попал в плен к Колчаку летом 1918-го года и погиб в камере смертников. А уже через год потомственный дворянин и генерал-майор Владимир Александрович Ольдерогге, командуя всем Восточным фронтом большевиков, на корню уничтожил белогвардейцев на Урале, полностью ликвидировал колчаковщину. В это же время Южный фронт красных под предводительством опытных генерал-лейтенантов старой Армии Владимира Николаевича Егорьева и Владимира Ивановича Селивачёва остановил армию Деникина, продержавшись до подхода подкреплений с Востока. И этот перечень можно продолжать и продолжать. Несмотря на наличие «доморощенных» красных военачальников, среди которых много легендарных имен: Будённый, Фрунзе, Чапаев, Котовский, Пархоменко и Щорс, на всех главных направлениях в решающие моменты противостояния у руля находились те самые «ненавистные» представители бывшей буржуазии. Именно их талант в управлении армиями, помноженный на знания и опыт, приводил войска к победе.

Законы советской пропаганды не позволяли долгое время объективно освещать роль определенных слоев военных кадров Красной Армии, умаляя их значимость и создавая некий ореол молчания вокруг их имен. А между тем они честно исполнили свою роль в трудный для страны период, помогли выиграть Гражданскую войну и ушли в тень, оставив о себе лишь военные сводки и оперативные документы. Однако они, как и тысячи других людей, проливали свою кровь за Отечество и достойны уважения и памяти.

В качестве возражения утверждениям о том, что Сталин и его соратники своими репрессивными мероприятиями позже специально уничтожали представителей дворянской интеллигенции, можно лишь сказать, что все герои войны, упомянутые в статье выше, как и многие другие военные специалисты, спокойно дожили до старости за исключением тех, кто пал в сражениях. А многим представителям младшего офицерского состава удалось сделать успешную военную карьеру и даже стать Маршалами СССР. Среди них такие известные военачальники как бывший подпоручик Л.А. Говоров, штабс-капитаны Ф.И. Толбухин и А.М. Василевский, а также полковник Б.М. Шапошников.

Конечно, не стоит отрицать того, что на местах наблюдались, по выражению Ленина, «перегибы» и непродуманные действия, имели место незаслуженные аресты и слишком суровые приговоры, но вести речь о подготовленных массовых репрессиях, направленных на уничтожение дворянского военного корпуса, совершенно необоснованно. Гораздо поучительнее вспомнить о том, как остальное, «белое» офицерство, которому сейчас модно сочувствовать и петь дифирамбы, при первой же угрозе разбежалось по французским и турецким городам. Спасая свои собственные шкуры, они отдавали все, чем располагали, прямым врагам России, которые в это же время воевали с их соотечественниками. И это те, кто присягал на верность Родине и обещал защищать Отчизну до последнего вздоха. В то время как русский народ сражался за свою независимость, подобные «офицеры», не достойные носить столь высокое звание, восседали по западным кабакам и борделям, соря деньгами, которые при побеге вывезли из страны. Они давно дискредитировали себя в истории нашей страны. Специально для них М.Д. Бонч-Бруевич написал такие слова: «История осудит не нас, оставшихся на Родине и честно исполнивших свой долг, а тех, кто препятствовал этому, забыл интересы своей страны и заискивал перед иностранцами, явными противниками России и в прошлом, и в будущем».

Источники информации:
-http://tsar-ivan.livejournal.com/185001.html
-http://istmat.info/node/21711
-http://ru.wikipedia.org/wiki
Автор Игорь Сулимов

Рейтинг статьи
50
2

Комментарии

  •   14  
    Аватар Маршал
    baltika-18 (3) RU 29 января 2013 09:09

    Великолепная,объективная статья.Гражданская война всегда плохо.Единство Красного и Белого даёт Алый,вот идеал.У нас к сожалению чёрный,если уж проводить ассоциацию с цветами до конца.

    •   12  
      Аватар
      vyatom RU 29 января 2013 11:03

      Специально для них М.Д. Бонч-Бруевич написал такие слова: «История осудит не нас, оставшихся на Родине и честно исполнивших свой долг, а тех, кто препятствовал этому, забыл интересы своей страны и заискивал перед иностранцами, явными противниками России и в прошлом, и в будущем».
      Все равно меня не переубедили годы перестройки. Я считаю белое движение предательством России, т.к. оно вело к разделению нашей страны на деньги антанты. Вспомните белые генералы явно приветствовали интервенцию, котрая ничего хорошего простому народу не принесла. Даже в фильме "адмирал" больший интерес и уважение вызывает не хабенский, где его героя колчака в освобожденном сибирском городе встречает не народ, а кучка аристократии. А крепкие революционеры, которые взяли его в Иркутске. Это новая сила-трудовой народ, который решил сам строить свое будущее. К сожалению сейчас страной управляет никак не народ, поэтому мы и находимся в стагнации, а не развиваемся советскими темпами.

  • Комментарий был удален.
    •   0  
      Аватар
      borisst64 RU 29 января 2013 09:48

      Из этих тысяч царских офицеров неизбежно желание многих вернуть прежнюю сытую и спокойную жизнь. Переходили на сторону красных с надеждой не лучшее, а получили голод и холод. И многие из контрреволюционеров искренне считали, что для России так будет лучше, но сути это не меняет - они планировали смену строя.

    •   8  
      Аватар
      predator.3 RU 29 января 2013 10:14

      Цитата: Инсургент
      Все равно большенство бывших белых офицеров будут расстреляны тот же Тухачевский


      Не все так однозначно с Тухачевским, ну не давала покоя красному маршалу биография Наполеона Карлыча, к тому же он был выдвиженцем Троцкого и к т.Сталину относился, как выскочке-семинаристу, да и ближайшее окружение все время жужжало о "красном Бонапарте".
      Кстате, а о Брусилове автор забыл упомянуть.

      •   1  
        Аватар Подполковник
        Андрей-001 RU 6 февраля 2013 15:18

        Автор и Карбышева не назвал. Но это, я так думаю (с), из-за того что эти фамилии и так всем известны.

      •   0  
        Аватар Рядовой
        kara61 RU 7 марта 2016 12:48

        Брусилова в РККА не приняли,слишком близок был к массонам.

    •   5  
      Аватар
      donchepano RU 29 января 2013 10:21

      Цитата: Инсургент
      Большенство бывших белых офицеров будут расстреляны тот же Тухачевский

      Были и отличные порядочные офицеры-честь и хвала им.
      А были и подонки и палачи русского народа -Тухачевские.
      борцы с женщинами и детьми Расстреливавшие из артиллерии и травившие газами простых крестьян. Смерть им!

      • Комментарий был удален.
    • Комментарий был удален.
      • Комментарий был удален.
    •   7  
      Аватар
      majorlnb UA 29 января 2013 12:20

      Тухачевский "со товарищи" были ОСУЖДЕНЫ и растреляны за вполне уголовно-наказуемые деяния. Они ПРЕДАЛИ СВОЮ РОДИНУ. Почитайте книги Прудниковой а ,ещё лучше, посмотрите фильм "Миссия в Москву" .

    •   1  
      Аватар Подполковник
      Андрей-001 RU 6 февраля 2013 15:16

      Инсургент, а можно пофамильный список этих офицеров ?
      Или хотя бы десяток другой назвать в ответ на названный в этой статье список царских офицеров служивших СССР и благополучно проживших жизнь.

  •   6  
    Аватар Маршал
    Александр романов (7) RU 29 января 2013 09:41

    Цитата: Инсургент
    большенство бывших белых офицеров будут расстреляны тот же Тухачевский

    Предательство в России не в чести!

    • Комментарий был удален.
  •   1  
    Аватар
    8 рота BY 29 января 2013 09:44

    Ой, какой стеснительный автор, а че ж не написал, что Советская власть сделала в 30-х годах с теми офицерами Российской Империи, которые перешли на ее сторону? Статья напомнила мне книги про советских полководцев времен Гражданской войны, которые в советское время обрывались как-то неожиданно в начале 30-х годов или районе 1937 года. Куда делся прославленный герой было совершенно непонятно. Ну я напомню, мне нетрудно:

    Против бывших офицеров императорской армии велась целенаправленная работа на уничтожение их, как неблагонадежных кадров. Одной из крупнейших акций в этом направлении стало так называемое дело 'Весна', или 'Гвардейское дело'. В 1930-1931гг. по данному делу были арестованы следующие лица:
    - преподаватели Военно-политической академии им. Н. Г. Толмачева: бывший генерал Н. А. Морозов, полковник А. А. Герарди, генерал Л. Ф. Тарасов и другие;
    - служащие Артиллерийской технической школы: Г. Н. Костылев, Г. П. Слюсаренко и другие; - военные топографы: бывший генерал И. И. Селиверстов, С. Н. Силин и другие;
    - офицеры Артиллерийского управления: бывшие генералы Н. Н. Крыжановский, В. В. Гун, И. И. Алмазов и другие;
    - военные инженеры Военно-технической академии РККА: бывший генерал Ф. И. Зубарев и другие;
    - бывшие преподаватели Михайловского и Константиновского артиллерийских училищ: бывший генерал А. В. Сапожников, И. П. Михайловский, Г. А. Свидерский, Б. Л. Розинг, Б. В. Люба и другие;
    - бывшие офицеры различных полков лейб-гвардии: Московского (бывший полковник П. М. Яковлев, полковник Н. А. Мельгунов и другие), Семеновского (бывший генерал Я. Я. Сиверс, Н. А. Кавторадзе, Д. А. Шелехов и другие), Преображенского (бывший генерал Е. М. Казакевич, капитан Н. А. Гудим и другие), Павловского (бывший генерал Н. Г. Дединцев и другие), Измайловского, Егерского, Гренадерского;
    - свыше 300 морских офицеров, в том числе председатель Научно-технического комитета Балтфлота Н. И. Игнатьев, начальник Управления военно-морских сил РККА М. А. Петров, начальник штаба морских сил Балтийского моря А. А. Тошаков и другие.
    Только в Ленинграде по данному делу была расстреляно в мае 1931г. свыше 1000 человек.

    А в 1937-38гг. мочили офицеров и военачальников без особого разбора: и кто из дворян, и кто из крестьян.

    •   -2  
      Аватар
      I627z RU 29 января 2013 10:39

      Попользовались и выбросили, а люди винтики.

      Так же точно как современной России чуть ли не в вину ставят ,что все от ссср, что своего ничего нет, а то что ссср сам из Российской Империи все выжал что можно и нельзя както забывают.

      •   0  
        Аватар
        vyatom RU 29 января 2013 11:06

        Цитата: I627z
        Так же точно как современной России чуть ли не в вину ставят ,что все от ссср, что своего ничего нет, а то что ссср сам из Российской Империи все выжал что можно и нельзя както забывают

        Российская империя была аграрной страной. Там выжимать и нечего было особо. пришлось все заново строить.

        •   5  
          Аватар
          8 рота BY 29 января 2013 11:40

          Цитата: vyatom
          Российская империя была аграрной страной.


          Давай свисти кому другому. РИ строила корабли класса линкоров НА СВОИХ верфях, в 1909г 4 дредноута заложили, а в 1911 спустили на воду. Русские дредноуты получили необычайно мощное вооружение — 12 305-мм орудий в бортовом залпе, позволявших в сумме выпускать за минуту до 24 471-кг снарядов с начальной скоростью в 762 м/с. Обуховские пушки для своего калибра по праву считались лучшими в мире, превосходя по баллистическим характеристикам и английские, и австрийские, и даже знаменитые крупповские, считавшиеся гордостью германского флота. Запомни это и не гадь на предков.

          • Комментарий был удален.
          •   0  
            Аватар Рядовой
            kara61 RU 7 марта 2016 13:07

            Дредноуты типа Севастополь строились для балтики.Их задача была-прикрытие Центральной минной позиции.Башни были одними из лучших в мире на тот момент,орудия были на мировом уровне,но не лучшие.Эти линкоры не предназначались для эскадренного боя-слабое бронирование,малая скорость.
            Закладка в 1909,принятие флотом-осень 1914-го года.В Первую мировую в боях не участвовали.
            На Черном море строились дредноуты типа Императрица Мария.В войне участвовали.

        •   0  
          Аватар Рядовой
          kara61 RU 7 марта 2016 12:50

          Так ведь многие в сказку верят.что Россия весь мир до революции кормила.

    • Комментарий был удален.
      •   -7  
        Аватар
        8 рота BY 29 января 2013 11:50

        Цитата: Avenger711
        Так что никаких оснований считать Тухачевского невиновным нет.


        Разумеется, нет, дружище. После таких трагичных страниц русской истории, как раскулачивание и голод 1932-1933 каждый настоящий патриот России должен был принять все необходимые меры к устранению власти Сталина и К. Если бы Тухачевский не хотел устроить военный переворот на самом деле, я бы его презирал. Так что не зря Сталин так боялся военных, что уничтожал их пачками.

        •   9  
          Аватар Маршал
          дмб (1) RU 29 января 2013 12:29

          Нет, Вы все-таки забавный. В предыдущих комментариях, мне помнится, Вы не единожды вспоминали Тухачевского нехорошими словами за его борьбу с "угнетенным селянством", а ныне он у Вас уважением пользуется. Не буду повторять крылатую фразу про трусы и крестик, а попытаюсь ( впрочем без особой надежды). получить у Вас ответ на следующие вопросы: а кто по Вашему мнению должен был в тот момент быть руководителем страны, и каковой должны были бы быть методы управления, программа, и окончательный результат?

          •   0  
            Аватар
            8 рота BY 29 января 2013 12:58

            Цитата: дмб
            мне помнится, Вы не единожды вспоминали Тухачевского нехорошими словами за его борьбу с "угнетенным селянством "


            А по-вашему, красный командир - это такой херувимчик с белоснежными крылышками за спиной? Хочу Вас разочаровать, в Красной Армии таких не было, как, впрочем, и в Белой. Мне, действительно, не нравится, что Тухачевский участовал в подавлении крестьянских восстаний. И что?

            Цитата: дмб
            кто по Вашему мнению должен был в тот момент быть руководителем страны


            Видимо, кто-то более умный и менее равнодушный к судьбам граждан своей страны, способный выстроить нормальную социально-экономическую систему и адекватные отношения с другими государствами, вместо плохо скрываемого желания построить коммунизм на всей планете и соединить всех пролетариев в одной коммуне.

            Цитата: дмб
            Нет, Вы все-таки забавный


            Никто не переплюнет по уровню неадекватности фанатов раскулачивания, голода и массовых расстрелов, поверьте.

            •   3  
              Аватар Маршал
              дмб (1) RU 29 января 2013 15:31

              Ответа я , ожидаемо, не получил. Попробую продолжить. На тот период, по поводу которого идет дискуссия, мы имеем вполне конкретный набор исторических личностей. стоявших во главе различных партий и структур ( в том числе и армии). Вы можете назвать конкретную личность, которая бы, возглавив страну, смогла сохранить его, сделать мощнее и привлекательней, но при этом достичь всего одними разглагольствованиями. Возможно Вам известны подобные примеры в других государствах, находящихся в сходных условиях. С удовольствием о них послушаю. Поверьте, я не фанат Сталина, но контраргументов в обоснование ненужности его деятельности Вы ведь не приводите. Теперь, что касается "угнетенного селянства". Думаю, не стоит Вам напоминать, в чьей собственности находилось подавляющее количество пахотных земель до октября 1917. Забавная картина. Когда новая власть забрала у одних собственников землю и передала ее другим, она была хорошей. А когда этой новой власти для недопущения возврата прежних собственников потребовался хлеб, новоявленные владельцы стали показывать ей дулю, второй рукой, вытаскивая из за пазухи обрез. Численность и вооружение антоновских банд и воевавших с ними частей РККА были примерно одинаковы. Так что не будем о беззащитных жертвах.

              •   -6  
                Аватар
                8 рота BY 29 января 2013 16:10

                Цитата: дмб
                А когда этой новой власти для недопущения возврата прежних собственников потребовался хлеб, новоявленные владельцы стали показывать ей дулю, второй рукой, вытаскивая из за пазухи обрез.


                Экий же бред можно писать, если рассуждать с позиции правоверного большевика. Да с какого такого перепугу крестьяне должны были отдавать хлеб задарма кому бы то ни было??? Кто пахал, сеял, выращивал, собирал, молотил, хранил, тот его и продает, а не отдает. Вы меня пугаете, чесслово. Ниче, если я с группой вооруженных людей к Вам домой приду вечерком и раскулачу хозяйство ваше, а? Не будет проблем, возражений? Судя по Вашим взглядам, не должно быть.

                Цитата: дмб
                Возможно Вам известны подобные примеры в других государствах, находящихся в сходных условиях.


                Да на здоровье: КНР. Как только отошли от коммунистических заскорузлых догм, взяли на вооружение лучшее из мирового экономического опыта, за 20 лет из отсталой страны с бедным населением, устаревшей промышленностью, полудохлым с/х превратились во 2-го по величине мирового экономического гиганта. На сегодня средняя зарплата в КНР достигла 620 долларов.

                •   5  
                  Аватар Маршал
                  дмб (1) RU 29 января 2013 16:25

                  Гениальный ответ. А по первой части ничего сказать не хотите? По поводу кандидатур на мессию? Послушайте, Вы вроде бы как гуманитарий и науку логику Вам хоть в зачаточном состоянии, но преподавать были должны. Вам не кажется, что кроме прав существуют еще и обязанности, или Вы принципиально не платите налогов только потому, что Вам Батька не нравится? Боюсь, что даже в самой разлиберальной стране Вас в таком случае просто упрячут в кутузку, не сильно вникая в Ваши рассуждения. В военное время гуманизм не в моде даже у самого занюханного демократа (см. мировую историю).

                  •   -6  
                    Аватар
                    8 рота BY 29 января 2013 16:50

                    Цитата: дмб
                    По поводу кандидатур на мессию?


                    Я гаданием и фэнтези не увлекаюсь, поэтому не могу определить, кто бы и как правил, если бы довелось.

                    Цитата: дмб
                    Вам не кажется, что кроме прав существуют еще и обязанности


                    Кажется, а на что Вы намекаете? Уж не хотите ли Вы сказать, что Сталин обязан был сберегать население государства, а не только расходовать его на разные форс-мажоры? Этак Вас в оппортунисты запишут Ваши единомышленники, и того... к ногтю...

                    •   1  
                      Аватар Маршал
                      дмб (1) RU 29 января 2013 16:58

                      Вы прекрасно поняли, о чем я написал, но ответить не можете, а посему пытаетесь ерничать, отвечая в манере : "Сам дурак". Весомых аргументов Вашей позиции это не добавляет.

                      •   -2  
                        Аватар
                        8 рота BY 29 января 2013 17:31

                        Цитата: дмб
                        Весомых аргументов Вашей позиции это не добавляет.


                        Видите ли, моя позиция подтверждена ходом истории: сталинизм в ауте, единственная страна, в которой он сохранен - Северная Корея - в глубокой ..опе, поэтому аргументы для Вас я подыскивал не с целью поиска истины, а больше для развлечения. Никто ж не собирается в 21 веке сталинистов перевоспитывать и переубеждать, ведь все понимают, что это бесполезно.

                        •   0  
                          Аватар Маршал
                          дмб (1) RU 29 января 2013 19:07

                          Беден Ваш внутренний мир, если Вы развлекаетесь таким образом. Что же касается аргументов, то слава Богу, на сайте есть люди, с которыми спорить интересно, ибо их действительно интересует истина.

                          •   0  
                            Аватар
                            8 рота BY 29 января 2013 19:58

                            Цитата: дмб
                            на сайте есть люди, с которыми спорить интересно, ибо их действительно интересует истина.


                            Не удержусь от вопроса: если Вам интересно спорить с другими, зачем тогда со мной связались? Мои взгляды Вам прекрасно известны на эту тему. Противоречите себе на каждом шагу и так с каждым апологетом сталинизма, потому что вынуждены постоянно вы врать и изворачиваться. От этого, кстати, КПСС и померла: много врали партбоссы и еще больше недоговаривали и скрывали. Берегите себя.

                            •   0  
                              Аватар Маршал
                              дмб (1) RU 29 января 2013 20:08

                              Ну кто из нас изворачивается, видно по комментариям. А Вы видимо были беспартийным замполитом? Большая редкость. Можно сказать единичный экземпляр. "До революции он был генеральской задницей. Революция его раскрепостила, и он начал самостоятельное существование" Придумал не я (И. Ильф, Е. Петров.), но очень верно.

                              •   0  
                                Аватар
                                8 рота BY 29 января 2013 21:01

                                Цитата: дмб
                                А Вы видимо были беспартийным замполитом?


                                А что, собственно, дискуссия продолжается? winked
                                Ну ладно... Почему же беспартийным? Верил, как и подавляющее большинство коммунистов в то, что наша партия - ум, честь и совесть нашей эпохи, и с гордостью носил партбилет. Однако с отменой цензуры вскрылась масса интересных подробностей о деятельности партии и ее лидеров, узнав о которых, я был, мягко говоря, сильно расстроен и перестал был коммунистом. Но лично Вам и прочим фанатам джугашвилей-кагановичей можно и дальше считать, что массовые издевательства над собственным народом, осуществляемые коммунистическими вождями первой половины 20 века - это нормально и оправдано какими-то высшими соображениями.

                        •   0  
                          Аватар Полковник
                          Strategia RU 29 января 2013 19:31

                          Надо полагать, что Ваша позиция резко изменится, если сталинизм восторжествует: думается, что Вас, за усердное лизание и лозунги, даже начальником Главпура поставят.

                          •   1  
                            Аватар
                            8 рота BY 29 января 2013 19:49

                            Цитата: Strategia
                            усердное лизание


                            А Вы, видимо, консультант по лизанию? М-да, интересный случай, кого только в виртуале не встретишь... request

                    •   3  
                      Аватар Генерал-полковник
                      stranik72 RU 29 января 2013 23:23

                      8 рота "Кажется, а на что Вы намекаете? Уж не хотите ли Вы сказать, что Сталин обязан был сберегать население государства, а не только расходовать его на разные форс-мажоры? Этак Вас в оппортунисты запишут Ваши единомышленники, и того... к ногтю..."
                      «Иван Васильевич, когда Вы говорите, такое ощущение, что Вы бредите...»
                      Ваша проблема, что Вы кроме "произведений" сванидзе и К не читаете и в своём развитии по этому вопросу остались в далёком 1989 г.
                      Людей, поражённых вирусом злобы,
                      Внешне непросто от нас отличить...
                      Чтобы узнать их, возьми и попробуй
                      Тест для проверки им предложить.

                      При разговоре, в частной беседе —
                      Каждое слово имеет здесь вес! —
                      Тихо скажи ему: Сталин, Победа,
                      Стройки, Гагарин, БАМ, Днепрогэс.

                      Если не наш он — кровью нальётся:
                      С этой минуты ты ему враг!
                      Словами иными он отзовётся:
                      Репрессии, тюрьмы, бараки, ГУЛАГ

                      В. Козубов

                      •   -3  
                        Аватар
                        8 рота BY 30 января 2013 00:41

                        Цитата: stranik72
                        : Сталин, Победа,Стройки, Гагарин, БАМ, Днепрогэс.


                        Впечатляющий перечень. Так и хочется спросить: а Казань тоже Сталин взял?

                        Отвечу стихами поэта-фронтовика Булата Окуджавы, отец которого был расстрелян, а мать - сослана.

                        Покуда на экране куражится Сосо,
                        История все так же вращает колесо.

                        Когда же он устанет и скроется во тьму,
                        Мы будем с прежней страстью прислуживать ему.

                        И лишь тогда, пожалуй, на место станет все,
                        Когда нас спросит правнук: "А кто такой Сосо?"

            •   0  
              Аватар
              alex popov RU 29 января 2013 21:41

              Цитата: 8 рота
              Видимо, кто-то более умный и менее равнодушный к судьбам граждан своей страны, способный выстроить нормальную социально-экономическую систему и адекватные отношения с другими государствами, вместо плохо скрываемого желания построить коммунизм на всей планете и соединить всех пролетариев в одной коммуне.

              Прошу прощения, что вмешиваюсь в ваш спор, но вот эти слова о ком? О Сталине? Правда, ну оч.инетресно.)

              •   -2  
                Аватар
                8 рота BY 29 января 2013 22:30

                Цитата: alex popov
                Прошу прощения, что вмешиваюсь в ваш спор, но вот эти слова о ком? О Сталине? Правда, ну оч.инетресно.)


                Дружище, я наперед знаю, что Вы мне будете пытаться доказать. Что Сталин был честным и порядочным человеком, в юношестве писал стихи, он не был коммунистом на самом деле, не участвовал в Октябрьской революции, не поддерживал деятельность Коминтерна и Коминформбюро, не виноват в преступлениях против народа периода его правления, а всех, кто реально виноват, Сталин жестоко наказал. Все это я слышал много раз и, поверьте, выслушивать этот цикл баек в очередной раз нет никакого желания.

                •   0  
                  Аватар
                  alex popov RU 30 января 2013 16:03

                  Цитата: 8 рота
                  Дружище, я наперед знаю, что Вы мне будете пытаться доказать...

                  Дружище. Ваша просвещенность и обширность кругозор впечатляет. Вот только фраза
                  "плохо скрываемого желания построить коммунизм на всей планете и соединить всех пролетариев в одной коммуне."
                  в контексте Сталина времен 37 года бьёт по глазам. Ну честно. А так, никаких претензий, каждый имеет право на собственное мнение. Всего хорошего. hi

      • Комментарий был удален.
    •   1  
      Аватар Полковник
      Strategia RU 29 января 2013 19:24

      Приветствую, замполит! Без Вашего коммента здесь не могло обойтись, и именно в антисталинском, антисоветском ключе. Только вот опять же всё беспочвенно - не приводите Вы фактов невиновности. Да и интересно было бы узнать, откуда цифры такие взяли. А если экстраполировать ситуацию 1917-1920 гг. на нынешнее время, то Вы, видимо, оказались бы "мишелем" в Париже и поливали свою Родину (не строй) помоями. И как вас только в политических училищах воспитывали?!

    • Комментарий был удален.
  •   2  
    Аватар
    I627z RU 29 января 2013 10:22

    Статья объективная, за исключением дурацких штампов: "белогвардейские полчища" "наследие капитализма" "колчаковщина" и т.д. Уважаемый автор вы не советскую агитку пишете, очень глаз (ухо) режет вот такие речевые обороты. Колчак помимо (неустраивающих вас) политических взглядов имел некоторые достижения в военном искусстве и немало потрудился на благо Родины. А главное на мой взгляд что старательно не замечал автор это то что офицерам Российской Армии важна была не пренадлежность к стороне (красные или белые), а служение Родине. Политика их занимала не в первую очередь.
    Улыбнули полководцы Буденый.....Щорс.

  •   -23  
    Аватар
    Капитанюк RU 29 января 2013 10:30

    "пятьдесят три процента командного состава Красной Армии являлись офицерами и генералами Императорской Армии." - Предатели своей Родины, что тут еще скажешь? Могилы - уничтожить, имена - стереть из истории.

    • Комментарий был удален.
      •   0  
        Аватар Маршал
        Александр романов (7) RU 29 января 2013 11:51

        Цитата: Avenger711
        Стереть аккаунт Капитанюка из базы!

        Он что нарушил правила саита? Не нравятся его коменты ,есть черный список

    •   3  
      Аватар
      Misantrop UA 29 января 2013 11:59

      Цитата: Капитанюк
      "пятьдесят три процента командного состава Красной Армии являлись офицерами и генералами Императорской Армии."

      "Есть правда, есть полуправда, есть ложь и есть СТАТИСТИКА" (с)
      Командир отделения - тоже комсостав. Много царских генералов на этих должностях было? Но это - одно.
      А вот насчет "уничтожить, стереть", это - первый шаг. Второй - забыть, третий - слепить сказку на потребу новому правящему классу. Чтобы проще было зомбиками рулить. Стирание памяти об ошибках в прошлом ведет к их гарантированному повторению в будущем

    •   1  
      Аватар Полковник
      Strategia RU 29 января 2013 19:33

      Вот, думаю: а что же бывшим офицерам Советских Вооружённых Сил делать - ведь тоже предали своё государство и служат другим. Что на это ответите?

  • Комментарий был удален.
    •   2  
      Аватар
      Misantrop UA 29 января 2013 12:01

      Цитата: radar75
      Не к красным надо было бежать, а воевать с ними и уничтожать эту заразу

      Где же Вы, такой умный, в 1991 году были? Второй раз за один век Европа страну на те же грабли привела...

  •   1  
    Аватар
    andrey-tse RU 29 января 2013 12:10

    Родина не придаёт и не расстреливает. Всегда были и будут люди у которых сначала Родина, а потом сытая жизнь.

  • Комментарий был удален.
  •   2  
    Аватар Маршал
    Чёный (4) RU 29 января 2013 12:15

    Не Ленин , но Троцкий лично продвигает массовое привлечение офицеров в качестве «военспецов». Как указывает Ричард Пайпс, после провала организованных Борисом Савинковым эсеро-белогвардейских мятежей офицеров «преследовали, как бешеных собак», на октябрь 1918 года до 8 тыс. офицеров находились в тюрьмах на положении заложников по условиям красного террора. Уже в конце июля 1918 года вводится принудительная регистрация бывших царских офицеров, военных чиновников и военного персонала в возрасте от 21 до 26 лет, которую многие офицеры проигнорировали. 23 июля 1918 года Троцкий пишет для «Известий» программную статью «Офицерский вопрос», 30 сентября 1918 года своим декретом фактически объявил, что берёт в заложники членов семей «военспецов», несколько писем Троцкого, подтверждавших подобную практику, зафиксированы также в декабре 1918 года.

    13 октября 1918 года Троцкий в своей докладной записке, отправленной Ленину, Свердлову, Склянскому и Дзержинскому, предложил освободить из тюрем всех офицеров, против которых не было выдвинуто серьёзных обвинений, при условии, что они будут служить в Красной армии. При этом Троцкий предлагал собирать со всех таких офицеров подписку в том, что в случае перехода на сторону белогвардейцев их семьи будут арестованы.
    Вот и все "прозрение" офицерства!!!!

  •   -2  
    Аватар Сержант
    trenkkvaz RU 29 января 2013 13:53

    Все конечно мило расписано.Но в реальности красные используя обман использовали этих людей.
    Эти красные еще те твари, как себе власть устраивать, так пожалуйста заходи иностранец, бери что хочешь,только нас не трогай.
    А как их свои же пытаются смести, сразу вспоминают, что они тоже русские.
    Какая еще интервенция ? Почему при временном правительстве не было интервенции, а ?
    Красные сами развязали эту заварушку, сами же сотрудничали с внешними врагами,замутили предательский мир с Германией, сами приглашали войска Антанты это факт.
    И потом когда их стали прижимать в гражданской войне, стали орать ой помогите, интервенция, все на защиту Родины.А на самом деле они не о России думали,а о сохранении своей власти.И бывшие царские офицеры им помогли в этом.
    Вся интервенция это высадки иностранцев в портах.Они там сидели и не высовывались,а воевали белые !
    Как белые проиграли, то иностранцы сразу убежали.Так и при победе белых, было бы тоже самое.
    Так что не надо здесь петь оды этим запутавшимся людям, совершившим огромную ошибку.

  •   5  
    Аватар Генерал-лейтенант
    Shkodnik65 RU 29 января 2013 14:53

    ... «белое» офицерство, которому сейчас модно сочувствовать и петь дифирамбы, при первой же угрозе разбежалось по французским и турецким городам. Спасая свои собственные шкуры, они отдавали все, чем располагали, прямым врагам России, которые в это же время воевали с их соотечественниками. И это те, кто присягал на верность Родине и обещал защищать Отчизну до последнего вздоха. В то время как русский народ сражался за свою независимость, подобные «офицеры», не достойные носить столь высокое звание, восседали по западным кабакам и борделям, соря деньгами, которые при побеге вывезли из страны. Они давно дискредитировали себя в истории нашей страны.

    Читая эти строки вновь ощущаю себя курсантом военного училища на лекции по партийно-политической работе в войсках. Прямо таки Волкогонов какой-то! В целом с статья познавательная, но ШТАМПЫ!!!!!! Уважаемый автор, ведь сейчас не 83-й, и читают Вашу статью не малолетки! Гражданская война это огромное, ни с чем не сравнимое ГОРЕ нашей страны, уничтожившее миллионы людей, перевернувшая судьбы целых народов на долгие десятилетия! Ведь даже находясь в гуще событий не всегда можно сориентироваться в происходящем, принять правильное решение, да и то, что для одних - правильно, для других не приемлимо. А у Вас как на строевом смотре - все белые - восседали по кабакам, после того как предали родину, а все "красные" - Дартаньяны. Есть такая затертая фраза - "каждый мнит себя стратегом видя бой со стороны". Это как раз тот случай. Не нужно осуждать людей, живших сто лет назад за выбор, который Вам показался неверным. Осуждать и оскорблять ВСЕХ русских офицеров, в том числе и тех, кто воюя против "красных", был и против интервенции, но его мнения никто не спросил. Тех кто в последствии отказался от сотрудничества с Гитлером и Власовым, тех, кто в тоске по Родине свел счеты с жизнью... Мне кажется что осуждая их Вы берете на себя значительно больше чем можите поднять. Честь имею!

    •   1  
      Аватар
      alex popov RU 29 января 2013 21:46

      Цитата: Shkodnik65
      Осуждать и оскорблять ВСЕХ русских офицеров, в том числе и тех, кто воюя против "красных", был и против интервенции, но его мнения никто не спросил. Тех кто в последствии отказался от сотрудничества с Гитлером и Власовым, тех, кто в тоске по Родине свел счеты с жизнью... Мне кажется что осуждая их Вы берете на себя значительно больше чем можите поднять. Честь имею!

      Полностью согласен. Странный способ делать такие выводы , вроде как выводить "среднюю температуру по больнице".

      •   0  
        Аватар
        IGR RU 29 января 2013 23:18

        Shkodnikу65+.
        А то от прочитанного в суждениях - как от кино "Корона Российской империи"
        «Не скрою, я сочувствую белым, но никогда не пойду на подлость. Я не хочу вмешиваться в политику. У нас в штабе поработал совсем немного, а уже чувствую, что становлюсь патриотом армии... Я честный офицер русской армии и верен своему слову, а тем более — клятве... Не изменю. Задача офицера, как сказано в наших уставах, защищать родину от врагов внешних и внутренних. И этот долг, если я поступил к вам на службу, я выполню честно» капитан ГШ РИ М. Алафузо, впоследствии комкор РККА

        •   1  
          Аватар Генерал-лейтенант
          Shkodnik65 RU 30 января 2013 08:53

          Как то замысловато и витиевато. А по существу. о чём разговор?

  •   3  
    Аватар Маршал
    алексеев (1) RU 29 января 2013 14:59

    Революция и Гражданская война в России крайне сложные и не однозначные страницы в истории нашей Родины.
    Нельзя огульно поливать грязью как царских офицеров участников Белого движения, так и ставших служить Советской власти. У них всех имелась своя правда. Как говорил классик, "обстановка такая была". request (Но предательство Краснова и Шкуро не оправдывает ничто)
    Тем паче многие и многие из них выпили горькую чашу разочарования и страданий до дна. Искупили, так сказать, свои вины...

    •   3  
      Аватар
      alex popov RU 29 января 2013 21:55

      Тут есть еще один нюанс. Любой офицер приносил присягу на верность Царю и Отечеству. Отречение н2 от престола автоматически освобождало всех от присяги. Кто-то успел присягнуть Временному правительству, кто-то счел это ниже собственного достоинства. Так что , говорить о повальном предательстве не приходится. У всех действительно была своя правда, свое видение будущего России,за которое большая часть действительно билось не жизнь, а на смерть. И даже в изгнании . Многие бывшие царские офицеры сотрудничали с советской разведкой после прихода к власти Гитлера в 33 году.
      А вот Краснов ,Шкуро, так же как и Власов , согласившиеся на сотрудничество с Гитлером заслуживают вечного презрения и анафемы.

  •   2  
    Аватар Маршал
    Чёный (4) RU 29 января 2013 15:17

    Цитата: алексеев
    Искупили, так сказать, свои вины...

    Да, Вы совершенно правы.
    И стоило бы уже перестать говорить - кто был прав и кто не прав. В гражданской войне правых нет.
    Но тем - кто разжег ее, прощения быть не должно. А у нас "верные ленинцы" в Думе до сих пор заседают.

  • Комментарий был удален.
  •   2  
    Аватар Майор
    Liasenski (1) BY 29 января 2013 15:33

    С большим удовольствием в свое время прочел упомянутую в статье книгу Пикуля "ЧЕСТЬ ИМЕЮ" и только благодаря этой статье узнал настоящую фамилию прототипа, огромное спасибо автору. Книгу советую почитать всем, кто не читал. Я её читал ещё в журнальном варианте в нескольких номерах, по моему журнал назывался "НОВЫЙ МИР" точно не помню, давно было.

  •   -4  
    Аватар
    Dikremnij UA 29 января 2013 15:34

    Очень странно, почему автор не упомянул, как красные генералов переманивали. Ну не могла Красная армия нормально воевать, когда командиров выбирала солдатня из вчерашних рядорвых, матросов, а иногда и из з/к. Если в начале революционные матросы и солдаты офицеров растреливали, вешали и топили, то потом, начав получать по шапке, сразу вспомнили о элите некогда великой армии - офицерском корпусе.
    А вообще, если подходить к этому вопросу исключительно по логике, то все офицеры РИА, которые перешли на сторону красных - предатели, они предали присягу и предали веру, за что многие поплатились позже. А насчет того, что многие люди воевали за свой народ, я бы в этом усомнился, в первую очередь человек воюет за свой дом и свою семью.

    •   5  
      Аватар Младший лейтенант
      GarySit (1) RU 29 января 2013 17:11

      Присяга Русской Императорской армии.
      Обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, перед Святым Его Евангелием в том, что хочу и должен Его Императорскому Величеству Самодержцу .

      Всероссийскому и Его Императорского Величества Всероссийского Престола Наследнику верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови и все к Высокому Его Императорского Величества Самодержавству силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности исполнять.......Отрекшись от Престола царь Николай II тем самым освободил от присяги офицерский корпус. Он не имел права на это, выбив тем самым моральную составляющую всей службы офицерства.О каком таком предательстве идет речь????

      •   1  
        Аватар
        alex popov RU 29 января 2013 21:57

        Цитата: GarySit
        О каком таком предательстве идет речь????

        Тут только одно предательство. Дворянина Романова.

  •   1  
    Аватар Майор
    Yrsh.2008 SU 29 января 2013 15:49

    «До сих пор я служил лишь потому, что считал нужным быть полезным России. Я не знал вас и не верил вам. Даже теперь многое мне не понятно, но я убедился – вы любите Россию более многих из наших. Поэтому я пришёл к вам». В.М. Альтфатер - ВОТ И СКАЗАНО ВСЁ!!! и добавить нечего!

  •   -8  
    Аватар
    topwar.ruk-d RU 29 января 2013 16:02

    Статья - бред сумасшедшего.

  •   2  
    Аватар Маршал
    vladimirZ (1) RU 29 января 2013 17:28

    Хорошая статья, разбивающая домыслы "демократов" о "героях Белого Движения, спасающих Россию от большевиков" и о действительно настоящих патриотах России, командовавшие РККА, ради спасения России. Спасибо.

  •   2  
    Аватар Старшина
    wown RU 29 января 2013 18:16

    статья хорошая! можно привести в качестве примера Шапошникова, Брусилова, Поливанова. Эти люди сделали свой выбор! А Тухачевский....... скользкая личность. Почти всю войну провел в плену. Выдающихся побед нет, Пилсудский его победил, так-что есть ли смысл в его обожествлении..... я так не считаю.

  •   3  
    Аватар Маршал
    igordok (1) RU 29 января 2013 18:19

    А были и такие:
    Булак-Балахович С. Н.
    1917 - штабс-ротмистр (императорская армия)
    1918 - ком полка (красные)
    1919 - полковник (белые)
    1920 - генерал- майор (сначала белые, после террора в Пскове в "эстонской армии")
    1920-1940 - бригадный генерал (польша, перед польшей попытка ареста Юденича Н.Н. для передачи красным) )

    Когда был еще пионером, удивил рассказ одной бабули: с её слов немцы в 1941-1944 годах были ангелами по сравнению с белыми под командованием Булак-Балаховича. Когда в Пскове были использованы все фонари и деревья для повешенных, начались расстрелы на Михайловском и Покровском бастионах. Юденич Н.Н. ужаснулся, дескать дискредитация белого движения, и Булак-Балахович перешел к эстонцам.

  •   0  
    Аватар Генерал армии
    Был Мамонт RU 29 января 2013 18:30

    Который раз убеждаюсь, что гражданская война продолжается. Новый ее виток начался в 1991 году. Далеко до согласия в стране.

  •   1  
    Аватар Полковник
    Strategia RU 29 января 2013 19:51

    "Не судите, и не судимы будете". Поступки каждого человека определяются его нравственными качествами и конкретными условиями обстановки. Что все на офицерский корпус навалились, когда у нас одна половина населения воевала с другой - брат на брата, сын на отца...
    В статье, к сожалению, не сказано ничего и о военных теоретиках и педагогах, которые тоже были разделены дьявольским действом на два лагеря. Но если сравнивать их военный интеллект, то вывод напрашивается один - в России (царской) была сильнейшая военная школа. Почитайте Свечина, Зайончковского, Гутора - красные,- и Головина, Бубнова, Зайцова, Вандама (Едрихина) -белые, и др. Лучше посочувствовать горю России и её сынов, сатанинскими силами расколотым на два лагеря. А главная беда, что сохранился этот раскол до наших дней.
    Личное спасибо за комментарий Shkodnik65.

  •   3  
    Аватар Маршал
    perepilka (5) RU 29 января 2013 20:14

    Карбышев Дмитрий Михайлович. Подполковник царской армии. Участник Брусиловского прорыва. Для любого сапера, образец, по кому жить учится.
    Замполиты, заткнитесь!

    •   0  
      Аватар
      alex popov RU 29 января 2013 22:01

      и тут же Власов... вышел из народа, так сказать. Два генерала, две судьбы, один Поступок и одно Предательство.

      •   0  
        Аватар Маршал
        perepilka (5) RU 30 января 2013 00:30

        С каких пор Власов стал офицером царской армии? Тут речь о них.

        •   0  
          Аватар
          alex popov RU 30 января 2013 15:56

          Дело в сравнении. Один бывший Имперский офицер. Погиб в плену у фашистов. Другой , из среды разночинцев. Предал Родину в обмен на собственную безопасность. Это к слову о предательствах белых офицеров.

  •   1  
    Аватар Подполковник
    mehanik27 RU 29 января 2013 22:06

    В общем то удивляет то что все так возбудились на эту статью,ибо ничего нового тут почерпнуть нельзя.Я думаю даже в советское время тот кто интересовался историей мог обратить внимание на тот факт,о котором с циничной иронией говорят,что царские полковники победили царских генералов.

  •   1  
    Аватар Генерал-лейтенант
    Snoop RU 29 января 2013 22:48

    Помнится был такой казус, что в 1918 году вскрылось, что Франция и Англия еще до революции подписали соглашение о том, что в случае выхода России из войны они вводят свои войска на российскую территорию. Зоны там разграничили.
    Мне кажется это подтолкнуло бывших офицеров, которые еще колебались, пойти служить в Красную Армию. Кто союзник белых Антанта, что будут делать войска Антанты на нашей земле? Для чего они тут? После такого у любого мозаика сложится в голове. Белые -люди подневольные они перед Антантой в долгах как в шелках. Вот и получается, что единственная политическая власть, которая борется за независимость России это красные. И тут им уже стало по барабану какого цвета флаг, лишь бы страну по кускам не разобрали вчерашние союзники. Тем более Англия со своим принципом разделяй и властвуй!

  •   4  
    Аватар Генерал-полковник
    stranik72 RU 29 января 2013 22:52

    [Смешно думать, что Гражданскую войну выиграли бывший подпоручик Тухачевский, или бывший вахмистр Буденный с бывшим унтер-офицером Чапаевым. Если провести анализ по ФИО (инет даёт такую возможность), то окажется, что у «белых» представлены в основном боевые (полевые) генералы, тогда, как у «красных», почти все штабисты и разведчики, то есть аналитики и стратеги. При этом список «красных», несомненно, более серьезный, чем список «белых». По уровню значимости у «белых» только два крупных стратега, имевшие опыт планирования стратегических военных операций и управления войсками: Алексеев и Юденич. Если, вспомнить, что Алексеев умер в самом начале «Белого движения», а Юденич не принимал участия в главных сражениях Гражданской войны, то перевес «красных» неоспорим. Кроме того, у «красных» широко представлены ведущие руководители военной разведки, то есть люди, владеющие огромным объёмом информации, способные к аналитическому мышлению. Они были на три головы выше «белых» стратегов. Именно эти штабисты и стратеги сформировали регулярную Красную Армию и именно они разбили Колчака, Деникина и Врангеля. Пора уже забыть лживый миф о том, что Красную Армию организовал и создал Лев Троцкий. Единственно, что Троцкий хорошо умел делать, это выступать на митингах и убивать невинных людей. Все остальные «таланты» Троцкого есть в большой степени плод мифотворчества и воображения его почитателей, начиная от Раскольникова и кончая млечиным свенидзе и 8 рота..

  •   0  
    Аватар Генерал-майор
    SlavaP GB 30 января 2013 00:47

    Никаких комментариев , только голый факт.
    Мой прадед, боевой офицер царской армии, имел неосторожность откликнуться на призыв новой (большевистской) власти и "зарегистрироваться". С этой "регистрации" он НЕ ВЕРНУЛСЯ.

  • Комментарий был удален.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Последние новости
Новости в сети
Рамблер.Новости