Танки ленд-лиза. Соглашения и пути снабжения БТТ

15
После поражения Франции и Дюнкеркской эвакуации Великобритания, а также ее колонии и доминионы остались единственными странами, ведущими вооруженную борьбу с державами Оси. Современной техники и стратегических материалов остро не хватало, поэтому было решено прибегнуть к закупкам необходимого оборудования у заокеанского соседа. Первоначально предприятия США продавали технику и вооружение под предварительное денежное обеспечение. Но так как золото-валютные запасы Великобритании стремительно таяли, а международная обстановка не улучшалась, а угроза распространения войны подбиралась к Соединенным Штатам, под давлением президента 11 марта 1942 года сенат и палата представителей США приняли закон о ленд-лизе (lend - давать взаймы, lease - сдавать в аренду), предоставляя правительству США право продавать, передавать, сдавать в аренду или поставлять иным способом военные материалы и информацию правительству любой страны, если ее "оборона против агрессии" важна для Соединенных Штатов.

В законе устанавливалась система ленд-лизовских расчетов:
материалы, уничтоженные во время войны или непригодные для дальнейшего употребления, не подлежат никакой оплате;
материалы, оставшиеся после войны и пригодные для гражданских нужд, оплачиваются полностью или частично в порядке долгосрочного кредита;
военные материалы остаются в странах-получателях, правительство США сохраняет за собой право истребовать их;
оборудование, не законченное производством к концу войны, и уже готовые материалы, находящиеся на складах в США, могут быть приобретены государствами-заказчиками, причем американское правительство предоставляет кредит на его оплату.

Танки ленд-лиза.  Соглашения и пути снабжения БТТ
Фотография митинга в Бирмингеме по случаю передачи британских танков СССР, 28.09.1941 г.


Принятый закон предназначался в основном для регламентации поставок вооружений и стратегических материалов в Грецию и Англию, однако ситуация коренным образом изменилась с вступлением во Вторую Мировую войну Советского Союза. Уже вечером 22 июня 1941 года, выступая по радио, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль заявил, что за последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем он. Но теперь у Соединенного Королевства одна неизменная цель: оно полно решимости уничтожить Гитлера и нацистский режим. Поэтому любое государство, которое борется против нацизма, получит британскую помощь. "Мы окажем России и русскому народу всю помощь, которую только сможем".

24 июня и правительство США заявило о своей готовности оказать поддержку Советскому Союзу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Уже 12 июля 1941 года было подписано "Соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии". С советской стороны документ подписали И.В.Сталин и В.М.Молотов, с английской - посол Великобритании в СССР С.Криппс. 16 августа 1941 года было заключено соглашение с Англией о товарообороте, кредите и клиринге. Оно предусматриваю предоставление Советскому Союзу кредита на сумму 10 млн. фунтов стерлингов, а также поставку английских танков, самолетов и других видов вооружений на принципах, аналогичных американскому ленд-лизу. В конце июля президент США Ф.Рузвельт направил своего личного представителя Гарри Гопкинса для изучения военного и экономического положения СССР. На основании результатов его миссии 5 сентября 1941 года было решено, что США покроют половину советской заявки на вооружение, обещанное Великобританией. В сентябре У.Черчилль информировал советскую сторону о начале британских поставок в СССР. Англо-американские переговоры о взаимопомощи, начавшиеся в Лондоне 15 сентября 1941 года, носили весьма напряженный характер, так как Великобритания хотела сама перераспределять грузопоток американской помощи. Однако такое предложение было американской стороной отклонено.

Разгрузка английских танков "Матильда". Архангельск, февраль 1942 года


Транспортировка танков "Шерман" через Румынию, сентябрь 1944 года


28 сентября А.Гарриман и Г.Стендли с лордом У.Бивербруком прибыли на борту крейсера "London" в Архангельск, откуда выбыли самолетом в Москву. 29 сентября начала работу Московская конференция представителей СССР, Великобритании и США. От Советского Союза в ней участвовали И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов, представители наркоманов обороны, ВМФ и иностранных дел. По результатам конференции, на Советский Союз льготы ленд-лиза были распространены с 1 октября 1941 года. А.Гарриман подписал протокол сроком на 9 месяцев объемом 1 млрд. долларов. 7 ноября это решение подтвердил президент США, однако реальные поставки бронетанковой техники начались только с 1942 года, так как США только разворачивали выпуск собственных танков. Поэтому в 1941 году в СССР поставляли только английскую бронетанковую продукцию.

В феврале 1942 года Рузвельт авансировал второй миллиард долларов и пожелал пересмотреть условия предоставления кредита. Эти вопросы обсуждались в Вашингтоне во время визита Молотова в США в мае 1942 года. Был подготовлен второй протокол сроком на 1 год, согласно которому намечались поставки обшим объемом 8 млн. тонн грузов. 10-12 марта 1943 года палата представителей и сенат конгресса США одобрили продление срока действия закона о ленд-лизе. В то же время в 1943 году английские поставки в СССР по сравнению с 1942 годом сократились более чем на 2/3. В соответствии с принятым протоколом, британские обязательства по поставкам в СССР взяла на себя Канада. Несмотря на дипломатические сложности (до 5.02.1942 года СССР и Канада не имели дипломатических представительств, а официальные отношения между ними были установлены только 12.06.1942 г.), в СССР в значительных количествах стала прибывать канадская продукция ( в том числе танки "Валентайн" и танковые ремонтные мастерские). Американские, английские и канадские поставки в СССР продолжались до июля 1945 года, однако и в войне с Японией Красная Армия использовала танки союзников и грузовики.

Чтобы проанализировать пути и объем грузопотоков именно бронетанковой техники, необходимо изучить документы по организации и функционированию отделов приема танков (военной "приемки"). Именно в те пункты (за исключением Московского учебного центра в г. Горьком, куда поступало достаточно много иностранной техники), где были организованы отделы или группы по приему бронетанковой техники, поступали зарубежные танки и бронетранспортеры. Свертывание того или иного подразделения военной приемки было следствием прекращения грузопотока техники по данному направлению. Первые транспорты союзников с вооружением и бронетанковой техникой стали прибывать в Архангельский порт в ноябре, а в Мурманский - в декабре 1941 года. После разгрузки танки направляли в учебный центр (г. Горький), где и происходила их приемка и освоение. Однако уже 20.01.1942 в самом Архангельске был организован отдел военной приемки иностранной бронетанковой техники, а 4.04.1942 такое же подразделение было сформировано в Иране для доставки техники через эту страну или через южные порты ("иранский" отдел военной приемки занимался только автомобилями, а перегоняемые специальной бригадой танки принимались в г. Горьком).

Погрузка танков «Матильда» в трюм судна, направляющегося в СССР, 1942г.Выгрузка английских танков «Валентайн» в Бакинском порту. Март 1943г.


Разгрузка английских танков «Матильда».Эшелон с английской бронетанковой техникой следует к фронту. Зима 1942-43гг.


К середине 1942 года на Севере существовали Архангельский узел приема бронетанковой техники с отделениями (группами) в Бакарице, Молотовске и Экономии, Мурманский и Горьковский отделы приема танков, "иранский" и Горьковский отделы приема автомобилей и мотоциклов. В сентябре 1942, к связи с малыми объемами поставок, был упразднен "иранский пункт" военной приемки автотехники, а в декабре 1942 года из-за того, что немцы перерезали магистраль Мурманск-Ленинград, упразднили также Мурманский отдел приема танков. В марте 1943 караваны с бронетанковой техникой стали прибывать в порт Баку, в сентябре 1943 - в порт Владивосток, где соответственно и было организонано два новых отдела по приему союзной техники. С начала 1944 года, в связи с улучшением военной и политической обстановки, возобновил свою работу и Мурманский отдел. Последним крупным направлением союзных поставок стал путь через освобожденную Одессу, где за счет свертывания Бакинского подразделения в феврале 1945 года был открыт собственный отдел приема БТ техники.

Таким образом, в течение всего периода войны существовало три основных направления поставок бронетанковой техники в СССР:
Северное (порты г. Архангельска и г. Мурманска)
Южное (порты г. Баку и г. Одессы)
Дальневосточное (г. Владивосток)

Поставки танков и САУ в СССР за 1944 г.

Регионы поступленияВсегоМ4А2 "Шерман""Валентайн III-V""Валентайн VII""Валентайн IX-X""Валентайн" мостоукладчик"Кромвелл" А 27САУ М10САУТ-70
в порты Севера1727146533-19925--5
в порты Юга100780049991-652-
в порты Востока8080-------
Всего по типам28142345829290256525


Поставки легких САУ, ЗСУ и БТР в СССР за 1944 г.

Регионы поступленияВсегоМЗА1 "Скаут"MK.I "Универсал"СУ-57(Т48)М17М15
впорты Севера459141123924324
в порты Юга3349180733937075776
в порты Востока66-*-
Всего по типам381419543514091000100


По окончании Второй Мировой войны различная техника, поставленная по ленд-лизу и взаимным договорам в СССР и пригодная для гражданских нужд, должна была вернуться к странам-отправителям. Поэтому часть грузовых автомобилей после капитального ремонта в 1947 году была возвращена американской стороне. Что касается бронетанковой техники, то, чтобы избежать возврата танков и бронеавтомобилей в Великобританию и США (уже ставших потенциальными врагами), правительство СССР представило оставшуюся после боев часть танков и бронетехники в качестве лома (в целом это было недалеко от реальности), а немногие исправные машины в течение 1946-1947 годов были переданы союзникам по социалистическому лагерю. С точки зрения финансовой стороны вопроса, американское правительство, "простившее" всем остальным странам системы Lend-Lease плату за поставленное вооружение и материалы, по отношению к Советскому Союзу (естественно, по политическим мотивам) продолжало предъявлять претензии, оцененные сначала в 2,6, а затем в 1,3 млрд. долларов. Но реальное соглашение было достигнуто лишь в годы "разрядки" (18.10.1972). Было решено, что Советский Союз должен был выплатить 722 млн. долларов при условии предоставления ему американской стороной режима наибольшего благоприятствования в торговле с США, а также экспортных кредитов и гарантий. Однако выполнение договоренностей не было реализовано американской стороной в полном объеме, что дало Советскому Союзу повод отказаться от выплаты оговоренной суммы.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    2 апреля 2013 10:33
    мы сполна им заплатили за ленд лиз...
  2. EvgAn
    +1
    2 апреля 2013 10:35
    В таблице с поставками не учтены, как минимум, Черчилли
  3. 755962
    +2
    2 апреля 2013 11:22
    Для американских империалистов это был бизнес...Решающий вклад был достигнут Советским оружием.Как вспомнишь караван РQ-17 ....
    1. opkozak
      +5
      2 апреля 2013 15:41
      Для американских империалистов это был бизнес..

      В своем роде да:
      "По Стеттиниусу, сенатор Джордж, председатель Финансового комитета, так объяснил, почему стоит тратить деньги на программу ленд-лиза:

      Нация сейчас тратит около 8 миллиардов в месяц. Если бы не те приготовления, которые мы сделали в эти месяцы, выиграв время, война, я убеждён, продолжалась бы на год дольше. В год мы тратим на войну до 100 миллиардов долларов, а кроме того, мы могли бы потерять огромное число жизней лучших сынов нации. Даже сократив войну только на полгода, мы сбережём 48 миллиардов долларов, потратив всего 11 миллиардов, а кровь наших солдат, слезы наших матерей оценить вообще невозможно…
      ".
      1. EvgAn
        0
        3 апреля 2013 10:03
        Это правильно, когда государство заботится о жизнях своих людей - пусть даже за счет жизни "союзников". Ставлю слово в кавычки, ибо мы стали союзниками вынужденно, без обоюдного стремления, а только под влиянием обстоятельств.
  4. +1
    2 апреля 2013 12:08
    Человеческие жизни и американские бабосы - это вещи не соизмеримые !
    1. +1
      2 апреля 2013 12:16
      Не всё так просто.Говорят, они истинно по-стахановски работали. Как и наши, оставались спать на работе.
      1. 0
        2 апреля 2013 20:29
        Цитата: Лопатов
        Не всё так просто.Говорят, они истинно по-стахановски работали. Как и наши, оставались спать на работе.


        не путай правительство и народ, народу на 99% врали, и тогда и после, когда запугали всех до такой степени, что теперь у каждого в доме подвал бронирован и по 2 ствола на рыло.

        Мы такого страха не испытываем, не те люди!.
  5. 0
    2 апреля 2013 14:56
    где-то в газете, давным-давно, было опубликовано : что последний транш по ленд-лизу Россия закрыла , то ли в 2001 году? то ли в 2010 году?. Совсем не давно.
  6. Genady1976
    +3
    2 апреля 2013 17:44
    «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью».
    Сталин.
  7. +1
    2 апреля 2013 22:58
    Кстати г-да если внимательно изучать развитие ВС США вплоть до 1940 г , как структурно, так и военно-технически, создается стойкое убеждение, что они вообще не планировали воевать. СВ одной из крупнейших стран мира выглядели просто смехотворно.
    1. 0
      4 апреля 2013 02:47
      Кому их было завоевывать ?
  8. -6
    2 апреля 2013 23:25
    от поставки авиации и танков необходимо было отказаться
    1. avt
      0
      3 апреля 2013 09:15
      Цитата: вася
      от поставки авиации и танков необходимо было отказаться

      Ну это вообще request хватил ! По самолетам даже говорить не хочется ,полный бред . А по танкам ,так у меня дальний родственник мехводом на Валентине был ,очень машину хвалил , только пушкой недовольны были .Им сперва 40мм попалась ,потом правда 57мм пошли ,вроде полегче стало .Для легкого самое то .
  9. +3
    3 апреля 2013 00:13
    Решительно не согласен с уважаемым васей .А чем бы мы кавказ обороняли? Кировский завод тока переехал,Сормовский не как не мог начать выпуск,Сталинградский закрылся. С самолетами ситуацию понимаешь, если взглянуть на чем летали наши Асы-ГСС.Но наиболее плачевно дела были с автотранспортом основной продукцией ГАЗа cтали Т-60,Т-70а потом Су-76, А ЗиЛ сократил выпуск автомобилей на 87%,что они там тока не выпускали и минометы и автоматы. А до Берлина мы совсем не на гнедой кобылке добрались а на полноприводном студибеккере,копию которого только после войны выпускать смогли.
  10. pinecone
    +1
    3 апреля 2013 09:24
    Цитата: Argon
    наиболее плачевно дела были с автотранспортом


    Абсолютно верно. Оборудование московского автозавода ЗИС было эвакуировано на восток ( Миас и Ульяновск) в октябре 1941г. , но полномасштабное производство автомобильной техники развернуть там не удалось.
    Что же касается горьковского автозавода им. Молотова (ГАЗ), то о тяжёлых последствиях нанесённых по нему в начале июня 1943г. серии немецких авиаударов можно, например, прочитать на http://www.lib-info.ru/Image/nas_rajon/doc/voina2.doc
    Инфомации на эту тему имеется достаточно.