МиГ-31 против SR-71 на Камчатке

32
МиГ-31 против SR-71 на Камчатке


В журнале, посвященном перехватчику МиГ-31, его боевому применению уделено как-то совершенно неприлично мало. Да, действительно, этот самолет никогда не вел огонь на поражение, тем не менее его противостояние с американскими высотными разведчиками SR-71 очень захватывающе и интересно.

Для начала небольшая вводная. Новые перехватчики стали поступать на вооружение истребительной авиации ПВО в 1980 году. В сентябре 1983 года они заступили на боевое дежурство на Дальнем Востоке - на аэродроме Сокол (о. Сахалин). Появление МиГ-31 на Сахалине объяснялось резким нарастанием напряжённости в регионе: 1 сентября истребителем Су-15 был перехвачен и сбит «Боинг-747» южнокорейской авиакомпании. Официальная версия нашумевшей истории с «Боингом» известна достаточно хорошо, но до сих пор так и нет окончательной ясности, что же происходило в небе Камчатки и Сахалина 1 сентября 1983 года. Вскоре после прибытия «31-х» на Дальний Восток вероятный противник перестал внаглую провоцировать ПВО. Лётчики истребительного авиационного полка (иап), базирующегося на Камчатке, в 1987 году 214 раз поднимались на перехват реальных целей, в 1988-м - 825 раз! Основными противниками МиГ-31 в этом районе являлись SR-71, патрульные «Орионы» Р-3С и разведчики RC-135.

МиГ-31 ни разу не применялся против воздушных целей противника. Косвенным доказательством признания достоинств МиГ-31 можно считать снятие с вооружения в 1989 году дорогостоящих американских высотных самолётов-разведчиков «Локхид» SR-71, считавшихся до этого неуязвимыми для истребителей советской ПВО.

Возможности нового перехватчика поразили даже видавших виды пилотов. Вот как вспоминает в книге «Взлетная полоса длиною в жизнь» о своем участии в отработке МиГ-31 заслуженный летчик-испытатель СССР Герой Советского Союза полковник Владимир Николаевич Кандауров:

- Каким же образом выглядел один из полетов на испытание вооружения с реальным уничтожением четырех самолетов-мишеней?

- Я сидел в кабине и откровенно зевал, совершенно не зная, чем бы себя занять. Мы уже с полчаса летели с курсом 90 градусов на самом удобном для нас режиме по скорости и высоте. Где-то впереди на малых высотах навстречу нам должны были лететь мишени, разбросанные по фронту на 50 км. Эфир был пуст. Ощущение, что ты один в бескрайнем небе. «Не беспокойся, ты не один, - усмехнулся я сам себе, - сзади штурман работает. Уж ему-то не до «дураков» сейчас». Все же не выдерживаю и нажимаю кнопку внутренней связи:

- Коля, мне надоело спать, скажи как у тебя дела? Что делаешь?

- Сплю, - услышал тихий голос штурмана Н.Волкогонова

- Хорошее дело! - воскликнул я в удивлении, - Оба спим, а кто же работает?

- «Заслон» работает, в автомате. Пока сидим и ждем.

- Осматриваю еще раз пульт вооружения. Все включено, Ракеты готовы к пуску. Еще пять минут общего молчания. Вдруг на стекле (индикатор на фоне лобового стекла) появилась метка цели, сигнал «Атака» и шкала дальности.

Первая - наиболее опасная - слева под 30, работай, командир, - слышу голос своего штурмана.

Доворачиваю самолет, «накладываю» прицельное кольцо на метку цели и тут же вхожу в зону пусков. Пошла, родная!

Сразу после схода ракеты появляется метка второй цели справа. Энергичный разворот. Чтобы удержать кольцо на цели, перехожу в пикирование. До цели 40 км. Начало зоны пусков с 30 км. В запасе семь-восемь секунд, можно проконтролировать двигатель. «Значит следующие две еще менее опасные, значит, у меня будет время на маневры», - спокойно рассуждаю я, и пускаю вторую. Через двадцать секунд все было кончено.

- Командир, все четыре сбиты, поворачиваем домой, здесь нам делать больше нечего, - слышится в наушниках довольный голос Николая.

- Да, - отвечаю, - все так просто, что даже противно.

На одном из летных форумов чисто случайно удалось раскопать реальный рассказ летчика МиГ-31 о том, как он вылетал на перехват и имитацию атаки SR-71. Вот такие случаи надо печатать в журнале!

Для лётчиков ПВО, в те далёкие времена несущих боевое дежурство на Севере и Дальнем Востоке, подъём из БД по иностранным самолётам было довольно регулярным делом. В районе Кольского п-ова постоянно крутились самолёты противолодочной авиации стран НАТО, ожидая выход наших подводных лодок из базы. Самолёты-разведчики RC-135 прилетали, если готовилось какое-нибудь событие в этом районе, как то: любые учения флота или авиации, пуски ракет на полигонах, экспериментальные запуски наших крылатых ракет или пуски баллистических ракет с подводных лодок на полигон Кура (Камчатка), смена радиочастот и радиоданных ПН, КП, экипажей, установка или пуск каких-то новых РЛС или радиорелейных станций и т.д. и т.п. SR-71 прилетал регулярно и по расписанию. Было два его маршрута полёта - правая петля и левая петля. Чем это было вызвано (направление полёта его вдоль наших границ), так до конца и не ясно. Взлетал он с аэродрома в Англии, заправлялся над Норвежским морем и начинал разгон с набором высоты. Выходил он на свой маршрут по петле на скорости 3000-3300км/час и высотах от 20000 до 24000м. Если крутил левую петлю, то шёл вдоль Кольского п-ова, Канина носа, о.Колгуева и начинал крутить левую петлю вдоль Новой Земли с разворотом в сторону Норвегии, а затем снижался, заправлялся и садился опять в Англии. Если он крутил правую петлю, то выходил в район Новой Земли и правым разворотом, мимо о. Колгуева, Канина носа, вдоль Кольского выходил к Норвегии, потом заправлялся и садился в Англии. В это время все наши средства ПВО (ЗРВ, РТВ и истребительная авиация) приводились в готовность №1, включались все средства обнаружения и поражения, а авиация с разных аэродромов вылетала в предназначенную каждому взлетевшему для перехвата точку, в которой (если вдруг по какой-то причине произойдёт нарушение гос. границы разведчиком SR-71), можно будет с большой долей вероятности поразить нарушителя, а его обломки упадут в территориальные воды СССР. Но SR-71 ни разу не нарушил границу, не залетел за "ленточку" и регулярно пеленговал все радиосредства ПВО, которые работали по нему, а он был напичкан развед. аппаратурой "под завязку"!

Однажды был отмечен случай, когда что-то произошло во время полёта SR-71 по правой петле. Скорее всего было что-то с его двигателем, когда он вдруг прекратил своё задание и посыпался со своего "потолка" на эшелон, который позволял ему (вероятно) лететь на одном двигателе. Перехватили интенсивный радиообмен между экипажем и пунктом управления в Норвегии, где он благополучно сел.

Меня поднимали с аэродрома Талаги по SR-71 раз пять, а потом меня перевели для дальнейшей службы в Елизово (Камчатка), т.к. этот полк приступил к переучиванию на МиГ-31 и нужны были инструкторы, лётчики для боевого дежурства, перегона авиатехники с завода и т.д.

На Камчатке мне тоже много пришлось полетать из БД - по Р-3С "Орион", RC-135 и SR-71. Один из этих случаев я сейчас и расскажу.

Залез в свою лётную книжку, нашёл то, что и искал. 12 февраля 1988 года - "Боевой вылет по SR-71". Эта «Чёрная птица» (или как его иногда называют "Чёрный Дрозд") летал на Камчатку по расписанию и вылет по нему был довольно рутинный, всё было рассчитано до секунд: - в определённое время занял готовность, по команде взлетел, в определённой точке - форсаж, набор, выход в точку предполагаемого пуска и ждёшь - может нарушит границу? Но у него видно были хорошие компьютеры - никогда не ошибался.

Всё всегда было по раз и навсегда установленной схеме. И они, «супостаты», к ней привыкли. Но где-то у нас, в "верхах", решили проверить супостата на «вшивость» и была придумана новая схема вылета. Обычно его ждал МиГ-31 в ППС над Камчаткой, а по новой схеме вылетало два самолёта - один по обычной схеме, а второй уходил далеко в Тихий океан (т.к. SR-71 всегда шёл к побережью Камчатки на высоте 22-24 км под прямым углом, а затем левым разворотом уходил на Окинаву, едва не чиркая по "ленточке"). Штурманы на земле рассчитали всё до секунд, когда и что надо делать, чтобы SR-71 на бОльшей скорости и высоте прошёл над МиГ-31, летящем по его маршруту " и пришёл (SR-71) в точку начала своего разворота на наивыгоднейшей дальности пуска ракет с МиГ-31 в ЗПС, если SR-71 вдруг мазанёт по "ленточке". Вот тут ему будет ...... с двух сторон. Подняли пару - один пошёл вглубь Камчатки как обычно, а я, по новому маршруту, в точку начала разворота в Тихом океане. Получилось всё как надо - разогнался, набрал 20 000м, М=2.83, слушаю команды с КП. Слышу - догоняет. Когда сказали, что: -"Цель над вами, выше две тысячи", сделал крен, т.к. мешает обзору вверх переплёт фонаря и «горшок» на голове(ГШ-6А), но сразу не увидел, вернее искал не там, где он оказался. Сначала заметил какой-то блик и очень короткую инверсию, а уж потом разглядел и сам SR-71. Его видно было не очень хорошо - тёмный на тёмном фоне неба был виден только силуэт. Обгонял он меня довольно резво (его скорость при таких полётах была где-то 3300 км/час) и где-то на дальности с КП до него 10 км, я говорю штурману: - "Давай излучение!" Секунды через две-три после этого, не долетая "энное" количество км до обычной своей расчетной точки, этот "Дрозд" резко начал разворот влево от Камчатки и погнал куда-то в Тихий океан, вместо того, чтобы пойти обычным маршрутом на Окинаву. Наверно аппаратура обнаружения облучения БРЛС и оповещения о постановке его на АТАКУ у него была в порядке, да и мощность нашей БРЛС на такой дальности так «лупанула» по его сверхчувствительной аппаратуре разведки радиотехнических средств, что видно дальше играть в "кошки-мышки" и рисковать ему что-то не захотелось. Да и ситуация для него развивалась не по установленному и поэтому непривычному для него сценарию.

Это всё было секунды, большего нам и не надо было - ведь SR-71 был в нейтральных водах, с ним ничего делать (а тем более стрелять по нему) было нельзя. Он ничего предосудительного не сделал, границы не нарушал - просто прилетел сюда, в эту Т.М.(точку в море) просто так, из любопытства и не более. Да и я тоже ничего предосудительного не сделал - просто путём включения прицела посмотрел на него - где он относительно меня и что делает в сию секунду. А то, что у меня в индикации на лобовом стекле загорелась команда "Атака", так это не я виноват, так работает прицел на МиГ-31 - увидел, захват и "Атака". Ну, а то что он так резко изменил своё полётное задание, ну, что ж, может ему тоже так захотелось, может, решил просто срезать угол, чтобы побыстрее прилететь к себе на базу, в Японию.

Что с ним дальше было, я не знаю. Мне надо было строить заход на посадку, т.к. топлива у меня оставалось не так уж и много.

Вот так мне однажды довелось спугнуть хвалёного "Дрозда".

Сейчас вспоминаю, что после этого что-то подозрительно долго они не прилетали к нам на Камчатку, но потом всё вошло в своё русло, и они опять начали иногда прилетать и проверять наши дежурные силы.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Ванёк
    +16
    11 апреля 2013 11:34
    - Коля, мне надоело спать, скажи как у тебя дела? Что делаешь?
    - Сплю.
    - Хорошее дело! - Оба спим, а кто же работает?
    - «Заслон» работает, в автомате. Пока сидим и ждем.


    Ваще атас.

    Автору спасибо.
  2. dmitry46
    +6
    11 апреля 2013 11:53
    Отличная статья!!! Автору +++++!
    1. +4
      11 апреля 2013 12:48
      МИГИ МОГУТ ОПЯТЬ НАЧАТЬ ПРОИЗВОДИТЬ!!!
      http://lenta.ru/news/2013/04/10/mig31/
      1. 0
        11 апреля 2013 16:48
        Уже проскочила заметка, что тратить 50 лярдов на модернизацию не очень уместно. За эти деньги можно сконструировать более современный самолёт. Что по сути весьма верно.
        1. 0
          20 июля 2013 14:50
          Цитата: Ежак
          Уже проскочила заметка, что тратить 50 лярдов на модернизацию не очень уместно. За эти деньги можно сконструировать более современный самолёт. Что по сути весьма верно.


          А янки свои суперхорнеты модернизируют и на разработанным ф35 прикалываются.
          И неплохо у них получается.
  3. +4
    11 апреля 2013 12:05
    Штурманы на земле рассчитали всё до секунд, когда и что надо делать, чтобы SR-71 на бОльшей скорости и высоте прошёл над МиГ-31, летящем по его маршруту " и пришёл (SR-71) в точку начала своего разворота на наивыгоднейшей дальности пуска ракет с МиГ-31 в ЗПС, если SR-71 вдруг мазанёт по "ленточке". Вот тут ему будет ...... с двух сторон.

    после этого что-то подозрительно долго они не прилетали к нам на Камчатку,

    Просто приятно было читать: хорошая подготовка, четкая работа, закономерный результат.
    Спасибо летунам.
    Респект автору за статью, прям поднял настроение.
    wink
  4. +5
    11 апреля 2013 12:06
    Сейчас вроде грозятся в Думе рассмотреть вопрос о возобновлении производства модернизированного МиГ-31, хорошо бы... hi
  5. Армеец
    +7
    11 апреля 2013 12:07
    Статье + На самом деле ,,дрозд,, действительно сверхсамолёт,гордость США. Но Архисложный в эксплуатации.чего стоит только-то,что полностью заправить его можно ТОЛЬКО в воздухе (в конструкции самолёта есть ,,щели,, которые ,,затягиваются,, на больших скоростях,когда температура общивки выше +200цельс.)но и на эту хитрую ж опу,у нас нашёлся свой ключ.
    1. +3
      11 апреля 2013 12:41
      Он еще и аварии терпел периодически из за отказа оборудования.
      1. +1
        11 апреля 2013 16:57
        Утверждается, что за всё время службы погибли 12 из 32 собранных SR-71/ Все потери в результате несчастных случаев. Во Вьетнаме совескими ракетами не удалось сбить ни одного SR-71. Увы. sad
  6. +1
    11 апреля 2013 12:08
    За статью благодарю и люто, бешено +++++++.
  7. sven27
    +1
    11 апреля 2013 12:09
    Бодрая статейка, афтору большой плюс! А кто-нибудь подскажите, что такое "ЗАСЛОН". Заранее благодарю)
    1. +5
      11 апреля 2013 12:40
      Извольте:

      Система управления вооружением СУВ «Заслон» истребителя МиГ-31

      Система управления вооружением СУВ «Заслон» предназначена для поиска, обнаружения, опознавания и сопровождения воздушных целей, летящих в передней и задней полусферах, на фоне свободного пространства и фоне земной и водной поверхности, при организованном помеховом противодействии. Система управления вооружением устанавливается на самолетах МиГ – 31 и его модернизациях, предназначенных для перехвата воздушных целей на большом расстоянии, ведения автономных и групповых действий, взаимодействия с системами НАСУ и АСУ.

      Применение

      Перехват и уничтожение воздушных целей, летящих на высотах 50 -28000 метров в передней и задней полусферах, в том числе на фоне земли, в сложных метеоусловиях, при маневрировании и использовании и использовании противником средств активного и пассивного противодействия.
      Группа из четырех самолетов МИГ-31 способна обмениваться в автоматическом режиме информацией о целях, находящихся на сопровождении в полосе шириной 800 км, находясь на удалении до 2000 км от наземного командного пункта, с передачей информации о целях на наземный или воздушный командный пункт.
      Самолет МИГ-31 способен наводить на цели до трех самолетов Миг-23,Миг-29,Су-27 без включения радиолокаторов этих самолетов.

      (Подробности, ТТХ и фото по ссылке:
      http://www.niip.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=12:-l-r-lr&catid


      %20=8:2011-07-06-06-33-26&Itemid=8 )

      Так же, если мне не изменяет память, в данной системе впервые была применена антенна с фазированной решёткой, что и позволило ей иметь столь внушительные возможности.
      1. sven27
        +4
        11 апреля 2013 12:49
        Спасибо за информацию. Плюсую с большим удовольствием
    2. +4
      11 апреля 2013 12:43
      СУВ «Заслон» состоит из бортовой РЛС с фазированной антенной решеткой БРЛС-8Б, теплопеленгатора 8ТК, прицельно-пилотажного индикатора ППИ-70В и запросчика госопознавания.
  8. +2
    11 апреля 2013 12:20
    Утешает то, что после расформирования при ЕБН этой авиации и аэродрома, возобладал здравый смыл, о возобновлении строительства Миг 31. Враг не дремлет angry
  9. +1
    11 апреля 2013 12:20
    На самом деле операция со сбитым Боингом в 1983 уже давно расписана. Там все ясною.
    Подготовка сил ПВО СССР была на уровне, о такой сейчас можно только мечтать.
    Амеры тоже парни не промах, вон какой самолет создали. Это гонка технологий и ее надо выигрывать, иначе будет худо.
    1. +4
      11 апреля 2013 13:38
      Да машина у матрасных получилась очень даже неплохая, но прожорлива, безумно дорогая а маневрировала туго, плюс проблемы с перегревом корпуса, причём внешняя обшивка охлаждалась его же топливом из-за чего было две заправки, а с полными баками никогда не взлетал, движки слабенькие. Зато наши умудрились вылепить из титана и стали нержавейки. Мало того, что мог запрыгнуть на высоту выше 30 км, так ещё и скорость 3600 км\час на этой высоте.
      Так и хочется матрасным сказать "А ВАМ СЛАБО ?" lol
  10. +2
    11 апреля 2013 12:35
    Позитивная статья. Спасибо, автору.
  11. +1
    11 апреля 2013 12:43
    Спасибо за отличную статью.Всегда знал как бы тяжело им не приходилось,с чувством юмора всё в порядке. good
  12. +4
    11 апреля 2013 12:43
    Цитата: Андрей57
    Сейчас вроде грозятся в Думе рассмотреть вопрос о возобновлении производства модернизированного МиГ-31, хорошо бы...

    Не то слово хорошо! Надо!!! Наращивать нужно военную мощь! Зубы оскалить слава богу уже можем всем, но вот амерам рот заткнуть и руки связать - пока рискованно... Ну ничё ничё. В 20-м году посмотрим! У Амеров бюджет оборонки к тому году напрочь заглохнет.... Выйдем в Ведущую сверхдержаву НЕПРЕМЕННО! Вопрос времени.
    P.S. Жаль что не под флагом СССР..................
    1. +1
      20 июля 2013 14:57
      Цитата: SIBIR38RUS

      P.S. Жаль что не под флагом СССР..................

      Не факт.
      Времени навалом.
  13. Тамбовские мы...
    +1
    11 апреля 2013 13:19
    МиГи - наша прославленная и непревзойдённая марка в истории мировой авиации!
  14. +3
    11 апреля 2013 13:32
    Все таки надо было ему дать коленом ...надо! wassat
    1. Тамбовские мы...
      0
      11 апреля 2013 13:56
      Согласен с Вами.
  15. alexander rus.
    -5
    11 апреля 2013 13:38
    Советские и российские лётчики являются общепризнанными АСами в мире! А вот с авиатехникой было не мало отставаний по разным параметрам. ДА и авиааварий хватало "по уши". А то "некоторые товарищи" прочли маленький эпизод из службы нашего АСа и сразу УРА-УРА. Ну детский сад!!!
    1. Тамбовские мы...
      0
      11 апреля 2013 13:57
      Болезни "роста" присущи не только нашей авиации.
      1. alexander rus.
        0
        11 апреля 2013 14:19
        СОГЛАСЕН! Бывал в славном г. Тамбов. Будь здоров!
  16. Руслан Медведь
    0
    11 апреля 2013 14:51
    Да не за что буду стараться в том же духе
  17. +1
    11 апреля 2013 15:28
    хороший рассказ,я как-будто сам побывал на вылете!спасибо.
  18. +1
    11 апреля 2013 16:59
    Прекрасный рассказ! Спасибо автору!
  19. bublic82009
    +1
    11 апреля 2013 23:32
    было время страшился нас супостат
  20. +1
    15 апреля 2013 21:33
    Были времена!!!!Про Гордость и мощь Советских ВВС советую всем книгу Максима Калашникова "Битва за небеса".
  21. Тихий
    0
    30 августа 2013 20:30
    Спасибо !!! Когда описывался полёт пахнуло старым и добрым... Очень хороший слог !!!! good
  22. +2
    27 октября 2015 22:45
    Прочитал все Ваши комментарии о своём перехвате того SR-71 - большое спасибо! Не думал, что эти мои воспоминания так оценят! Ещё раз спасибо! Змей
  23. +1
    3 апреля 2017 11:43
    Косвенным доказательством признания достоинств МиГ-31 можно считать снятие с вооружения в 1989 году дорогостоящих американских высотных самолётов-разведчиков «Локхид» SR-71, считавшихся до этого неуязвимыми для истребителей советской ПВО.


    Окончание статьи опровергает ее начало :)
    Скорости SR-71 и запаса топлива было достаточно, что бы оторваться от МиГ-31, не подпуская на дистанцию открытия огня.

    Из рассказа видно, что МиГ-31 шел на эшелоне 20000 км, М=2,83 это 2,83*295*3600/1000=3005 км/ч примерно для этой высоты.
    Соответственно SR-71 на эшелоне примерно 22000 км и скоростью превышающей 3005 км/ч

    Разница в скорости в 200-300 км/ч весьма ограничивает варианты сближения с SR-71.

    SR-71 стали выводится из эксплуатации, по мере выработки ресурса. Несколько единиц до сих пор "на крыле".

    Но то что МиГ-31 стали потенциальной угрозой - это несомненно.