Проблемы на пути китайских авианосцев

28
25 сентября 2012 года в состав военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК) был официально зачислен первый авианосец «Ляонин». Задолго до этого события официальные лица из командования китайских ВМС объявили об основных целях корабля. В течение нескольких первых лет он будет использоваться в качестве учебного. На «Ляонине» будут тренироваться летчики палубной авиации, а также на нем планируется отработать ряд новых технологий. Примерно в то же время начала появляться информация о планах Пекина относительно строительства новых кораблей подобного класса. В дальнейшем руководство страны и вооруженных сил неоднократно делало различные заявления, которые можно истолковать и как подтверждение этим планам. Тем не менее, в ближайшие годы в ВМС НОАК будет лишь один авианосец.



Перед строительством новых кораблей с авиационной группой Китаю необходимо определиться с концепцией их применения, которая самым прямым образом скажется на облике этих авианосцев. В таком контексте в первую очередь стоит вспомнить американский и советский подходы к созданию авианосцев. Начиная со времен Второй Мировой войны, США строят свои авианосцы как корабли, являющиеся основой авианосных ударных групп. В таком случае палубная авиация оказывается дополнительным средством обнаружения целей и «длинной рукой», способной выполнять широкий круг задач по уничтожению объектов противника. При этом сам авианосец занимается лишь обеспечением работы самолетов. Все прочие задачи, как то обнаружение и уничтожение подлодок противника и т.п., возлагаются на корабли сопровождения. Авианосные ударные группы в настоящее время являются основой ударной мощи ВМС США. Они способны в краткие сроки прибывать в нужный район и наносить удары по противнику либо, как это называется, проецировать силу.

Советские авианесущие крейсера создавались по другой концепции. Главной задачей их авиации была противовоздушная оборона соединения, в котором работает такой корабль. Кроме того, характерным отличием всех советских кораблей проектов семейства 1143 являлось наличие собственного противокорабельного вооружения. Таким образом авианесущий крейсер, с некоторыми оговорками, мог взять на себя некоторые функции крейсеров или эсминцев сопровождения. Основной задачей советских корабельных групп с авианесущими крейсерами, как виделось в былые годы, было сопровождение и защита подлодок со стратегическими ракетами. Сейчас по понятным причинам трудно говорить о правильности такого решения. Американские авианосные ударные группы регулярно участвуют в различных конфликтах, а возможности ВМФ России уже давно не позволяют работать согласно старым задумкам.

Китай может выбрать любую из этих концепций, но наиболее правдоподобным выглядит осуществление своего аналога американской стратегии. В последние годы китайские судостроители активно обновляют военный флот и строят, в том числе, крупные боевые корабли. Нынешнее состояние дел в этой области может служить намеком на то, что в течение следующих лет Китай вознамерится начать патрулирование тихоокеанского региона. При таком развитии событий авианосные ударные группы окажутся наиболее выгодным методом обеспечения присутствия в разных районах Тихого океана и демонстрации своих военных возможностей.

Вне зависимости от стратегии развития авианосного флота остается открытым вопрос необходимого количества авианосцев. В настоящее время ВМС НОАК располагают лишь одним таким кораблем, который к тому же пока не готов к полноценной службе. Существуют разные мнения насчет нужного числа авианосцев. Одним из самых популярных является то, которое говорит о пяти или шести кораблях такого класса. Это мнение имеет под собой обоснование в виде простой арифметики: ВМС Китая состоят из трех флотов и каждый из них должен иметь, как минимум, по одной авианосной группе, или даже по два подобных соединения. При этом нынешняя численность китайских флотов позволяет предположить, что наименее крупное оперативно-стратегическое объединение (Флот Северного моря) может получить лишь один авианосец. Однако, несмотря на свою численность, именно Флот Северного моря оснащен атомными подлодками, несущими стратегические ракеты. Таким образом, в случае развития советской концепции применения авианосцев Флот Северного моря приобретает особый приоритет.

Даже определившись с основными направлениями развития своего авианосного флота, Китай должен будет решить массу вопросов технического характера. В первую очередь, это вопрос энергетической установки. «Ляонин» оснащен паротурбинной энергоустановкой, свойственной большинству крупных кораблей советской разработки. Возможно, будущие китайские авианосцы получат ядерные энергоустановки, чему может поспособствовать наличие определенных наработок в области реакторов для подлодок. Тем не менее, разработка полноценной ядерной энергетической установки, рассчитанной для использования на авианосцах, в любом случае займет массу времени. По этой причине новые китайские авианосцы первых проектов будут оснащаться все теми же паротурбинными агрегатами.

Примечательно, что почти все страны, в настоящее время владеющие авианосцами, прошли путь от паротурбинных до ядерных энергоустановок. К примеру, в ВМС США до начала XXI века одновременно служили авианосцы с энергоустановками обоих типов. Последний из паротурбинных авианосцев (USS Kitty Hawk CV-63) был выведен из состава флота только в 2009 году. Франция в середине девяностых годов в дополнение к двум старым авианосцам типа Clemenceau построила атомный Charles de Gaulle. Примерно к этому же времени в Советском Союзе планировалось построить первый отечественный атомный авианесущий крейсер «Ульяновск». Однако экономические, политические и прочие проблемы сначала затормозили строительство этого корабля, а последовавший за ними распад страны привел к полной остановке. Недостроенный корпус «Ульяновска» утилизировали и ВМФ России до сих пор располагает лишь одним кораблем с авиационной группой на борту.

Как известно, при переоборудовании «Варяга» в «Ляонин» китайцы отказались от противокорабельных ракет. Таким образом, единственным ударным оружием «Ляонина» и, вероятно, следующих китайских авианосцев оказываются самолеты. На «Ляонине» будут базироваться многофункциональные истребители Shenyang J-15, которые не без оснований на то считаются копией советских/российских Су-33. В конце прошлого года официальные представители китайского министерства обороны заявили, что J-15, во-первых, является полностью самостоятельной разработкой на основе предыдущего J-11 (нелицензионная копия Су-27), а во-вторых, ни в чем не уступает, а по ряду характеристик даже превосходит российский Су-33. Можно было бы порадоваться за китайских авиастроителей, если бы не пара интереснейших нюансов. J-15 первый раз поднялся в воздух в 2009 году. Су-33, в свою очередь, впервые полетел четверть века назад. Таким образом, в области палубных истребителей китайской авиационной промышленности удалось догнать советскую отрасль образца середины восьмидесятых годов. Нетрудно представить соотношение боевых потенциалов J-15 и, к примеру, американских F/A-18 последних модификаций. Вряд ли сравнение будет в пользу первых. Стоит отметить, J-15 примут на вооружение не ранее следующего 2014 года. Таким образом, в течение нескольких ближайших лет у Китая просто не будет палубного истребителя, способного на равных бороться с самолетами развитых стран.

Представим, что Китаю все же удалось решить все проблемы и построить несколько новых авианосцев с современными истребителями. В таком случае на первый план выходит вопрос их применения. В идеале он должен быть решен еще на стадии проектирования новых кораблей, но концепция их боевого применения будет все время подвергаться различным коррективам. В контексте увеличения военной мощи Китая постоянно упоминается гипотетическая война с Тайванем. Нетрудно заметить, что участие авианосцев в подобном конфликте не является обязательным. В такой войне куда более актуальными будут фрегаты, корветы и десантные корабли. Остров Тайвань находится в зоне действия китайской береговой авиации и поэтому использование авианосца с истребителями-бомбардировщиками J-15 выглядит нецелесообразным.

Применение авианосцев также смотрится ненужным или необязательным и в случае с некоторыми другими спорными территориями, находящимися в зоне досягаемости «сухопутной» авиации. В результате получается, что авианосцы и корабли сопровождения должны работать на большом удалении от баз. Таким образом, зоной ответственности будущих китайских авианосцев станет весь Тихий и весь Индийский океан. Благодаря этому Китай получит удобный инструмент политического давления на соперников в регионе, в первую очередь США и Индию. С учетом последних тенденций развития вооруженных сил этих трех стран можно предположить, что к 2020 году в южных районах Тихого океана китайские ВМС будут уступать лишь американскому флоту.

Что касается северной части тихоокеанского региона, то тут китайские авианосцы могут стать самой настоящей головной болью для японских морских сил самообороны. Корабельные группы с авиацией при необходимости способны предпринять попытку атаки любой части Японии, чему поспособствует островное положение этой страны. Несомненно, авианосцы станут обязательным элементом китайско-японских международных отношений, ведь Пекин не преминет возможностью лишний раз надавить на несговорчивого соседа при помощи кораблей с авиагруппой.

В целом, строительство нескольких авианосцев значительно поднимет боевой потенциал китайских военно-морских сил. Благодаря таким кораблям КНР способна окончательно закрепить за собой звание регионального лидера, которому по силам диктовать свою волю соседним государствам. Но есть одна огромная проблема: единственный авианосец ВМС НОАК до сих пор не пригоден для полноценной боевой работы и не имеет достаточного количества палубных самолетов. Если китайские судостроители рассчитывают набраться опыта при эксплуатации «Ляонина» и уже на основе собранной информации проектировать и строить новые авианосцы, то процесс осуществления всей авианосной программы может затянуться на долгие годы. При благоприятном стечении обстоятельств «Ляонин» будет полностью укомплектован самолетами не ранее 2016 года. К этому сроку нужно прибавить пару-тройку лет, в течение которые корабль проведет в походах, обеспечивая работу самолетов и – что самое главное – показывая свои положительные и отрицательные черты. Еще некоторое время стоит отвести на анализ собранных данных и проектирование нового авианосца.

Конечно, строительство второго китайского авианосца, на этот раз полностью самостоятельное, может начаться в любой момент, даже до окончания работ по проекту J-15 и т.п. Но в таком случае новый корабль рискует «получить в наследство» некоторые проблемы как технического, так и идеологического характера. Только командование китайской армии знает, как именно будут служить новые авианосцы и из-за этого сейчас, в условиях отсутствия опыта эксплуатации подобных кораблей, Китай может выбрать неправильный путь их развития. Поэтому строительство нового авианосца, разработанного с учетом положительного и отрицательного опыта, стоит ждать не ранее конца текущего десятилетия. К тем же временам можно ожидать и появление новых палубных самолетов, а также создание специальной ядерной энергетической установки.

Очевиден тот факт, что создание мощного и современного авианосного флота является делом дорогим и длительным. Но Китай, судя по всему, намерен и далее развивать свои вооруженные силы. За последние несколько лет было сделано очень много для их обновления и в обозримой перспективе НОАК получит новые вооружения и технику. Однако в случае с авианосцами, как и с любой другой сложной оборонной программой, на первый план выходит множество различных вопросов, требующих незамедлительного решения. Если командующие из Пекина не смогут вовремя ответить на них, эффективность новых авианесущих кораблей может быть недостаточна для возлагаемых на них задач.


По материалам сайтов:
http://sinodefence.com/
http://globalsecurity.org/
http://defense-update.com/
http://bbc.co.uk/
http://vpk-news.ru/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    15 мая 2013 08:23
    Дорогу осилит идущий. Старая мудрая пословица. Китай вышел на этот путь, и потихонечку набирая обороты идет в нужном направлении. В скором времени - а это в ближайшие 10-15 лет мы увидим полнокровные авианосцы под китайским флагом с самолетами 5 поколения и со своими "АВАКСами", похожими на американские "Хокаи". И катапульты будут электромагнитные. А все почему? Потому что китайцы не говорят, они реально делают. Можете сравнить с нашей программой строительства авианосцев. Кроме красивых картинок, моделек-игрушек и противоречивых речей наших высокопоставленных чинов я ничего не слышал.
    1. +3
      15 мая 2013 09:45
      На флоте еще говорят, что под лежащего старпома спирт не течет-Китай в данном случае не похож ни на стоящего, ни на лежащего. В свое время и у нас и у амеров были схожие дилеммы и проблемы. Не ошибается тот кто ничего не делает.... лишь бы не было войны.... fellow
    2. +6
      15 мая 2013 16:21
      Давайте разделим Китай на 15 государств, оставим за егоп ределами основные верфи и половину ВПК и понаблюдаем, что с ним произойдёт? Только Россия могла вынести то, что сделали предатели и враги в 1991 году и в течении буквально 15-20 лет заново начать путь на вершину Олимпа. Так что нужно радоваться каждому маленькому успех, а не плакать: "А вот США, а вот Китай..." Да если бы на их долю выпала хоть четверть того, что перенесла страна в 90-е - от них уже и памяти бы не осталось.
    3. Разумный,2,3
      0
      15 мая 2013 22:33
      Да клон"Кузи",1 в 1.
  2. +3
    15 мая 2013 08:33
    Китайский истребитель J-15 впервые совершил успешную посадку на авианосец "Ляонин" в рамках испытания корабля. Событие транслировало телевидение страны. Посадочная технология была разработана Китаем самостоятельно в опережение прогнозов некоторых военных экспертов.
    Напомню бывший советский авианесущий крейсер "Варяг" был приобретен Китаем у Украины в 1998 году.

    1. +4
      15 мая 2013 12:11
      Цитата: Apollon
      Посадочная технология была разработана Китаем самостоятельно в опережение прогнозов некоторых военных экспертов.

      Да конечно, самостоятельно они разработали, ага!:)) Так же как и все свои реактивные самолёты стоящие у них на вооружении и семейство эсминцев на основе нашего пр. 56 и многое другое оружие НРК. Не смешите меня, для разратотки этой технологии нужна многолетняя кропотливая работа, куча сложнейших экспериментов и очень квалифицированные НИИ по теме! А в данном случае после целенаправленного развала СССР специалисты и уже готовые технологии и их наработки потекли в разные страны, к тем кто готов был за них заплатить! Китай "покупал" это всё нелегально, через взятки, предательство военных и сотрудников НИИ.
    2. +2
      15 мая 2013 12:23
      Цитата: Apollon
      Посадочная технология была разработана Китаем самостоятельно в опережение прогнозов некоторых военных экспертов.


      Да не смешите!:) Ага, так же самостоятельно всё было разработано как и все модели реактивных боевых саммолётов Китая, как его эсминцы на основе аншего пр. 56 и многое другое, украденное у нас и не только у нас. Что бы разрабоать такую технологию нужны кропотливые многолетние эксперименты, необходимая научно-эксперементальная база, квалифицированные НИИ по теме и многое другое. Просто после развала СССР китай начал "скупать", а точнее воровать технолгии, образцы оружия и его наработки у нас при этом восновном через подкуп сотркдников НИИ и высокопоставленных офицеров армии и флота! Вот на этом вся его самостоятельность и закончиалсь!
  3. велосипедист
    0
    15 мая 2013 09:09
    дабы не быть изолированным на морских пространствах Китаю необходимо развивать свой ВМФ
  4. велосипедист
    -1
    15 мая 2013 10:06
    видимо отказ от ПКР косвенно потверждает, что авианосец использоваться как учебный корабль
    1. 77bor1973
      +2
      15 мая 2013 12:40
      Им просто нечего туда поставить.
      1. велосипедист
        0
        15 мая 2013 13:51
        Цитата: 77bor1973
        Им просто нечего туда поставить.

        поставить им есть,что,вот только почему не поставили,наверное опять восточная хитрость?? или глупость??кому как...
        1. 0
          15 мая 2013 15:15
          Цитата: велосипедист
          Цитата: 77bor1973
          Им просто нечего туда поставить.

          поставить им есть,что,вот только почему не поставили,наверное опять восточная хитрость?? или глупость??кому как...

          что имено есть у них? китайский аналог П-15У?) А если серьёзно, то сегодня ни одна страна мира не имеет ПКР класса "Базальт" у себя на вооружении, чего уж про Китай говорить то.:)) видимо не удалось украсть у нас им техлогию пр-ва "Гранит", вот и не поставили.))
        2. 0
          15 мая 2013 23:04
          Может потому что они там нахрен не нужны?На том же Кузе их уже нет.
    2. +1
      15 мая 2013 15:50
      Цитата: велосипедист
      видимо отказ от ПКР косвенно потверждает, что авианосец использоваться как учебный корабль

      На Авианосцах вообще не используются ПКР. Исключение Советский Кузнецов где это было вынужденной мерой.
  5. -1
    15 мая 2013 10:50
    Цитата: велосипедист
    видимо отказ от ПКР косвенно потверждает, что авианосец использоваться как учебный корабль

    У американцев на авианосцах тоже нет ПКР. Они что тоже учебные?
    А китайский "Варяг" по составу вооружения (в т. ч. и радиоэлектронного) будет получше нашего "Кузнецова", а уж с "Викрамадитьей" вообще сравнивать не стоит.
    1. +2
      15 мая 2013 12:25
      Цитата: ВохаАхов

      А китайский "Варяг" по составу вооружения (в т. ч. и радиоэлектронного) будет получше нашего "Кузнецова", а уж с "Викрамадитьей" вообще сравнивать не стоит.

      откуда такая осведомлённость?:) поделитесь
    2. 77bor1973
      +1
      15 мая 2013 12:33
      Поделитесь , каким это вооружением он лучше "Кузнецова" и тем более "Викрамадитьи", что-то я сомневаюсь.
    3. 0
      15 мая 2013 15:43
      Цитата: ВохаАхов
      А китайский "Варяг" по составу вооружения (в т. ч. и радиоэлектронного) будет получше нашего "Кузнецова", а уж с "Викрамадитьей" вообще сравнивать не стоит

      Ясное дело лучше.Но КНР с Америкой собирается тягаться,так что для них актуальнее сравнение с Нимитцами с их Супер Хорнетами,самолетами ДРЛО,а затем и F-35,X-47.
  6. Akim
    +1
    15 мая 2013 12:55
    Китайцы говорят, что заложено на верфях в Цзяннане ( Jiāngnán где-то в районе Шанхая) два авианосца. Один на 60 другой на 80000 тон. Правда фотографиями они не поделились.
    1. Akim
      0
      15 мая 2013 14:57
      Цитата: AkiПервый т
      Один на 60

      Я ошибся. Такой же как "Ляонин". Где-то 45000 тонн. На обоих собираются ставить украинские котлы.
      1. -2
        15 мая 2013 15:19
        Цитата: Akim
        Я ошибся. Такой же как "Ляонин". Где-то 45000 тонн. На обоих собираются ставить украинские котлы.

        вот и посмеёмся потом над их творчеством, если всё же спдобятся на воду их спустить.:) я прямо предвкушаю уже!:)))
        1. Akim
          +1
          15 мая 2013 15:36
          Цитата: старик54
          я прямо предвкушаю уже!:)))


          Журналист, с которым я переписываюсь, говорит, что у него уже на 001 много построено. ( Он даже ходил по палубе). А во втором только одна секция. Оба корабля строят с консультацией николаевских корабелов ( у них там очень приличные зарплаты 15-20000 юаней. Но их там не больше десяти человек).
          1. велосипедист
            +1
            15 мая 2013 15:56
            Цитата: Одиссей
            На Авианосцах вообще не используются ПКР. Исключение Советский Кузнецов где это было вынужденной мерой.

            а зря!по моему это было бы хорошим дополнением к основному вооружению АУГ.
            П.С. так понял что китайцы отказались от ПКР в угоду лишнего свободного пространства для запчастей истребителей
            1. +1
              15 мая 2013 19:29
              Цитата: велосипедист
              а зря!по моему это было бы хорошим дополнением к основному вооружению АУГ.

              Ну в АУГ-то не только авианосец входит.Там есть кому пускать ПКР.
              1. велосипедист
                0
                15 мая 2013 19:41
                Цитата: Одиссей
                Ну в АУГ-то не только авианосец входит.Там есть кому пускать ПКР.

                а так для самообороны если, что вдруг случится с остальными кораблями??
                1. +1
                  15 мая 2013 21:34
                  Цитата: велосипедист
                  а так для самообороны если, что вдруг случится с остальными кораблями??

                  А зачем тогда авианосцу самолеты ? )) Ведь радиус действия ПКР пущенных с самолетов всяко больше дальности ПКР пущенных с корабля.
                  Вообще,оснащение авианосцев "непрофильным" оружием довольно сомнительная идея.
                  Для Кузнецова на это пошли поскольку не было возможности быстро "уровнять" кол-во полноценных АУГ и из-за большой дальности Гранитов(при спутниковом наведении и полете на большой высоте)с возможностью применения ЯБЧ.
          2. 0
            15 мая 2013 18:57
            Цитата: Akim
            Цитата: старик54
            я прямо предвкушаю уже!:)))


            Оба корабля строят с консультацией николаевских корабелов ( у них там очень приличные зарплаты 15-20000 юаней. Но их там не больше десяти человек).

            Ну вот Вам и ответ собстввенно!:))) Не китайцы их строят, и уж не поверю что они сами их проектировали, а руководят работами украинцы, тем самым передавая наработки, технологии и конструктивные решения того СССР. И что, это тоже будет 100% китайский авиносец, или как? Если ДА, то тогда авто иностранных марок собираемые на заводах в России, "Camry" например, тоже надо отнести к российским разработкам.:)
            1. Akim
              -1
              15 мая 2013 19:06
              Цитата: старик54
              Не китайцы их строят,

              А никто и не спорил, что китайцы строят копии. Зачем им проектировать и тратить бешенные деньги, когда есть все готовое: и "Варяг" и чертежи "Ульяновска". Что до качества... Пусть российские или украинские автомобили так же собирать начнут как китайцы ( не "Амулет" старой генерации, а Джелли), я пойду Богу свечку поставлю, за здоровье нашего автопрома.
            2. велосипедист
              0
              15 мая 2013 19:24
              Цитата: старик54
              Ну вот Вам и ответ собстввенно!:))) Не китайцы их строят, и уж не поверю что они сами их проектировали, а руководят работами украинцы, тем самым передавая наработки, технологии и конструктивные решения того СССР.

              конечно работы по авианосцу консультируют украинские специалисты,"Ляолинь" он же "Варяг" был собран на Украине.Я думаю,что метод копирования и покупки иностранной техники за рубежом для последующего изучения, как бы намекает на не агрессивную политику Китая!
  7. 0
    15 мая 2013 13:17
    Фото похожа на жабу.как то палуба перегружена.и самолетики одинаковые)))))
    1. 0
      15 мая 2013 14:13
      однозначно жаба 18-20 самолетов на палубе учебного корабля -глупость. Посадочная полоса занята полностью, как они садится собираются? К тому же J-15 у них немного и раскраска другая.
  8. +4
    15 мая 2013 13:56
    Китайская военная радиоэлектроника - ещё та головная боль. Поэтому утверждение про превосходство голословно. По авиационной составляющей - возможно, но не стоит забывать про фактор использования нового направления в вооружённых силах. "Кузнецов" худо-бедно, но эксплуатируется второй десяток лет, про Индию вообще молчу. Ну а китайцам предстоит ещё не раз наступить на грабли освоения нового направления.
  9. lilit.193
    +1
    15 мая 2013 18:20
    Пусть у них этих проблем будет как можно больше! am
    1. -1
      15 мая 2013 20:37
      По моему вы так зря,пусть идут натоптанной дорожкой,чем шире шаг тем больше шишек в попе у амеров.
  10. 0
    15 мая 2013 20:25
    Да, "Варяг" то из Николаева китаёзы не зря пару лет к себе перетаскивали. Якобы почти на металлолом:))
  11. heavytank
    -1
    15 мая 2013 21:09
    Этот авианосец пионер китайского флота. Это лишь начало. У них есть цель,денег,дешевая рабочая сила и необходимость. здесь главное опыт в строений авианосца и освоение технологий. И здесь ему помогает Украйна и Россия. И китайский авианосец полностью показывает техническую решению советских инженеров, который работал нед этим много лет назад. хотя поздно,но идея породила первый Авианосца Просоветского Авианосца и Самолеты тоже над ним.
  12. Серафим
    0
    15 мая 2013 22:08
    Главное оружие КНР не авианосцы, как мне кажется, а миллионы китайцев по всему миру. Калифорнию займут без авиации
  13. +2
    15 мая 2013 22:08
    В статье меня поразила фраза, что китайцы не определились с концепцией использования своих АВУ! Но корабли строятся под возлагаемые на них задачи. Недаром на закладной доске «Киева» было написано, что это противолодочный крейсер с авиационным вооружением. Это он потом стал ТАКРом. Т.е. его главная задача была контролировать подводную акваторию на большой площади с помощью вертолетов Ка-25ПЛ и 2-х собственных ГАС. Соответственно и авиагруппа была под эту задачу.
    НО! Появился ЯК-38! Это сейчас он вызывает усмешку, а в1976 году это была попытка получить авиационный зонтик над ОБК. Радиус 150-180 км, бомбовая нагрузка меньше 1000 кг. При высокой температуре воздуха сплошные помпажи ПМД. Чтобы взлететь, приходилось часть топлива сливать. Попытка догнать Харриер не удалась: движки прожорливы и не в Красную Армию по тяге.
    Что делать? Ставить П-500 «Базальт» с Д=500 км. Но летчики точно знали: билет у них в один конец, и получалось около 600 км. ПВО "Киева" — это 2 «Шторма» с досягаемостью ВЦ до 34 км, плюс 2«Осы –МА» и артиллерия на самооборону. На рубеже 20 км корабль мог встретить супостата УРПК-1 «Вихрь», правда в ядерном исполнении.
    С появлением самолетов с тяговооруженностью больше 1,0 появилась возможность, использовать их с трамплина (рампы, как это сделали британцы) при укороченном взлете на форсаже с посадкой ЛА на палубу по-самолетному (с зацепом на гак троса авиафинешора). Современный И-Б палубного базирования поднимает 6-7 тонн боевой нагрузки. Имеет боевой радиус порядка 1000 км. Способен нести авиационную ПКР. Но самое главное, он способен перехватывать ВЦ до рубежа применения ими оружия. Поэтому надобность в ПКР на АВУ отпала. Остались ЗРК самообороны и многоствольные скорострельные арт. системы МЗА для отражения атак СВН, прорвавшихся к кораблю. Освободившееся место пошло на увеличение ангара.
    По заявлению ГК ВМФ мы будем строить АВУ с ЯЭУ, нормальной схемы, водоизмещением порядка 60 000т, с 60-80 ЛА на борту и электромагнитной катапультой. Китай, видимо, тоже пойдет по проторенному пути и будет строить «нормальный авианосец». Задачи для него частично указаны в статье.Повторяться нет смысла.
  14. -1
    15 мая 2013 22:26
    Опять приходиться идти супротив коллектива,неужели вы считаете,что 10 сотрудников судостроительного завода спроэктируют авианосец? Максимум,консультации по вопросам технологии сборки.Уверен,что проэкты тех двух номеров,которые строятся были почти готовы(ну на 90%),еще до того как стали достраивать"Варяг".Косвенным доказательством этого,можно считать отказ от бортового ПКРК,и дело тут вот в чем,наиболее сложным при проэктировании и постройке такого сложного корабля,соблюсти процентную величину водоизмещения отведенную под каждый отдельный комплекс оборудования,при том самого оборудования еще фактически нет,его только создают и оно,как на зло получается на 10т тяжелее чем было запланированно,приходится забирать эти 10т у другого комплекса.Так вот у китайцев есть возможность(ну исторически так сложилось,а они не будь дураками,подсуетились)при разработках проверять свои теории на уже существующем образце.Причем видно,что иллюзий они не питают зная,что комплекс ПВО,например, получиться тяжелее.Вот и оставили запас свободного водоизмещения от ПКРК как резерв.Отсюда можно зделать вывод:ближайшие авианосцы поднебесной(покрайней мере те два,которые строятся)внешне хотя и будут похожи на"Кузнецова",но по сути будут самостоятельные проэкты.Отсутствие ПКРК на "Ляонине" говорит о том,что кораблю не раз придется вставать на переоборудование.Мне кажеться ,что китайцы выбрали наиболее оптимальный путь получения авианосного флота(создание собственного корабля на основе чужого проэкта)с точки зрения технических и финансовых рисков.
    1. +1
      15 мая 2013 22:42
      Цитата: Argon
      Опять приходиться идти супротив коллектива,неужели вы считаете,что 10 сотрудников судостроительного завода спроэктируют авианосец?

      Почему супротив коллектива ? Разумеется,это Китайский авианосец.Вы все правильно пишете,но зачем столько сил на доказательство очевидного ?
      1. -1
        16 мая 2013 00:15
        Ну общая риторика в начале комментов:обокрали,скопировали,х.о.х.л.ы. им строят,общую родину продают.Другое дело,что писал долго-монитор мыть пришлось,как гляну на "Варяга" под чужим флагом плевать хочется. belay
    2. +1
      17 мая 2013 21:17
      Цитата: Argon
      Опять приходиться идти супротив коллектива,неужели вы считаете,что 10 сотрудников судостроительного завода спроэктируют авианосец? Максимум,консультации по вопросам технологии сборки.

      Ну, во-первых, про 10 человек это блолее чем косвенная, голословная инфа! И то про них сказано, что они замечены непосредственно на стапеле, т.е. руководят и консультируют собственно процесс сборки корабля.
      2. Думаю что ни кто не сомневается, что у Китая сегодня есть в избытке высококвалифицированные сварщики, нарезчики металла, крановщики на краны и руководители работ этих (типа прорабы). Про наличие современного оборудования для сборки корпуса и то, что сам металл китайский говорить не будем.:)) Это всё конечно есть.
      3. Но разве, например, Т-34 создали рабочие иначальники цехов сборки Харьковского паравозного завода, или всё же Кошкин со своим КБ? И сколько людей "консультирует" китайских корабелов на предмет разратоки конструкции такого сложного корабля как авианосец, остаётся только догадываться, и им совсем не обязательно в районе стапеля ошиваться, они в КБ сидят, точнее сидели. И о их государственной принадлежности мы можем только догадываться, т.к. и у нас и на незалежной людям ЗП не платят, а жить то надо, и границы открыли и спецорганы не пресекают разглашение госсекретов и технологий! Вы вот как думаете, если бы не случилось то, что случилось с СССР в 1991 году и отношения с Китаем остались на том же уровне, что были ранее, то имел бы Китай сегодня "Ляолинь", он же "Варяг" и целую его серию, а? Имел бы созданные "своими силами", а по сути ворованные, как политкоректно говориться нелензионные копии Су-27, Су-30 и прочее передовое вооружение?:)) Вопрос для реалистов, а не для фантазёров!
      4. для примера: даже грамотно спроектировать на бумаге современный авианосец это очень большой труд требующий огромных знаний, опыта в проектировании оного, школы проектирования таких кораблей и конечно самих специалистов-проектировщиков. И желательно что бы эти специалисты к проектированию не после проекта портового буксира приступали!:) Например у Японии во 2-ой ВМ был и опыт и специалисты и наработки по этой теме, но по условиям мирного договора с амерами от 1945 г. им запрещалось отныне иметь авианосцы! Но руководство страны после войны считало, что именно авианосец есть главная ударная сила на море, и дабы не терять навык в проектировании, быть готовой к проектированию (они всё жду и надеються когда же настатент час возрождения былой военной мощи Японии) согласно меняющихся тенденций, изменений систем вооружения и ТХ самих ЛА они регулярно ТРАТЯТ ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ НА СОЗДАНИЯ ПРОЕКТОВ СОВРЕМЕННЫХ АВИАНОСЦЕВ, при этом понимя, что строить они их не будут. Делают это для того, что бы не потерять школу и навык в проектировании авианесущих кораблей.
      А вы тут наивно поверили чтоКитай вот так вот взял и сам спроектирвал современный авианосец 65 т.тонн водоизмещением, сам, вот просто раз и всё!:)))
  15. 0
    29 мая 2013 17:45
    Цитата: Akim
    Оба корабля строят с консультацией николаевских корабелов


    Оооооо, вот это будет шедеврально, николаевские корабелы которые по 1 чертежу могут слепить 2 разные цистерны (я плакал и ругался матом на деффектации горшкова глядя на чертеж и на то что лежит перед глазами) руководят китайскими рабочими, это пять конечно, наша граница на замке товарищи =)

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»