100 лет назад совершил первый полет первый в мире многомоторный самолет «Русский витязь» инженера Игоря Сикорского

38
26 мая 1913 года совершил первый полет первый в мире многомоторный самолет «Русский витязь» инженера Игоря Сикорского. Молодой инженер создал эту машину в качестве опытного самолёта для дальней разведки. На нём можно было разместить как два, так и четыре мотора. Самолет первоначально назывался «Гранд» или «Большой Балтийский», а после некоторых доработок получил название – «Русский витязь». 2 августа 1913 года самолет установил мировой рекорд продолжительности полёта — 1 час 54 минут. Этот самолет, превосходивший по размерам и взлетному весу все машины, построенные до этого момента, стал основой для нового направления в авиации – тяжелого самолетостроения. «Русский витязь» стал родоначальником всех последующих тяжелых бомбардировщиков, транспортников, разведчиков и пассажирских авиалайнеров в мире. Прямым продолжателем «Русского витязя» стал четырехмоторный самолёт «Илья Муромец», первый экземпляр которого был построен в октябре 1913 года.

Игорь Иванович Сикорский (1889 — 1972) родился в семье медиков. Отец - Иван Алексеевич, был известным психиатром, профессором Киевского университета, ведущим специалистом по лечению заикания. Мать - Мария Стефановна (урождённая Темрюк-Черкасова), работала врачом-терапевтом. Сын не пошел по стезе родителей. Молодой Сикорский получил среднее образование в одной из классических гимназий Киева, в 1903 - 1906 гг. учился в Петербургском морском училище (Морском кадетском корпусе), которое готовило кадры для флота. После его окончания поступил в Киевский политехнический институт. Он также посещал лекции по математике, химии и кораблестроению в Париже.

С детства Сикорский интересовался механикой. В Киевском политехническом институте Игорь заинтересовался строительством летательных аппаратов, он создал и возглавил студенческое авиационное общество. Сикорский еще в 1908 году впервые попытался построить вертолет. Этот экспериментальный вертолет, оснащенный 25-сильным двигателем, стал основой для последующих работ инженера с вертолетами. К 1910 году был построен второй вертолет, он имел два пропеллера, которые вращались в противоположных направлениях. Грузоподъёмность аппарата достигала 9 пудов, но ни один из вертолетов не смог взлететь с пилотом. Слабосильный аппарат взлетал только без пилота. Аппарат был представлен на двухдневной воздухоплавательной выставке в Киеве в ноябре 1909 года. Сикорский вернется к проектам вертолетов только в 1939 году.

В этом же году Сикорский переключил своё внимание на самолеты, и создал прототип своего биплана - С-1. Он приводился в движение 15-сильным двигателем. В 1910 году инженер поднял в воздух модернизированный С-2, с 25-сильным двигателем. Этот самолет поднялся на 180-метровую высоту и установил новый Всероссийский рекорд. Уже в конце 1910 года Сикорский построил С-3 с 35-сильным двигателем. В 1911 году Игорь Сикорский получил диплом лётчика и построил самолеты С-4 и С-5. Эти машины показали хорошие результаты: в ходе испытаний летчик достиг высоты в 500 метров, и длительность полёта составила 1 час.

В конце 1911 года русский авиаконструктор построил С-6 и весной 1912 года модернизировал его до С-6А. На С-6А Игорь Сикорский занял первое место в соревновании, которое организовали военные. Среди одиннадцати летательных аппаратов, которые принимали участие в соревновании, несколько представляли такие знаменитые в тот период самолетостроительные фирмы как Фарман, Ньюпор и Фоккер. Надо сказать, что все летательные аппараты Сикорского, которые конструктор создал до С-6, были построены молодым ученым в сарае на территории киевского имения, которое принадлежало его родителям. Последующие самолеты, начиная с С-7, строили уже на авиационной фабрике Русско-Балтийского вагонного завода (Р-БВЗ) в Петербурге. Русско-Балтийский вагонный завод построил авиационное отделение с целью строительства самолетов русской конструкции. Это позволило русскому конструктору более успешно заниматься любимым делом.

100 лет назад совершил первый полет первый в мире многомоторный самолет «Русский витязь» инженера Игоря Сикорского

С-6А.

Первые свои машины Сикорский строил за свой счёт. Кроме того, юного изобретателя поддерживала сестра, Ольга Ивановна. На Русско-Балтийском вагонном заводе Игорю Сикорскому помогали пилоты Г. В. Янковский и Г. В. Алехнович, проектировщик и строитель А. А. Серебрянников, он был студентом Политехнического института и механик по двигателям В. Панасюк. Первым летательным аппаратом, построенным Сикорским на Р-БВЗ, стал моноплан (самолёт, имеющий одну несущую поверхность, одно крыло) С-7. Его позднее приобрел пилот Лерхе.

На Русско-Балтийской вагонном заводе в Петербурге были произведены самолеты С-7, С-9 и С-10, они были оснащены роторными двигателями Гном. С-10 Гидро был снабжен поплавками и предназначался для русского военно-морского флота. С-10 был прямым наследником конструкции С-6. Это был одномоторный двухместный биплан (самолёт с двумя несущими поверхностями-крыльями), установленный на два основных и один вспомогательный поплавки. У С-10 был небольшой гидроруль. К осени 1913 года построили 5 летательных аппаратов с двигателями «Аргус» в 100 л. с. Их использовали как разведывательные и тренировочные машины.

В начале 1913 года изобретатель построил моноплан С-11. Кабина была двухместная, для пилота и пассажира. Двигатель «Гном-Моносупап 100 л. с. под металлическим капотом. Аппарат строился для конкурса и пилот Янковский занял второе место в соревновании в российской столице. Весной 1914 года Игорь Сикорский сконструировал и построил биплан С-12. Он был специально спроектирован как учебно-тренировочный самолет и мог выполнять фигуры высшего пилотажа. Этот элегантный моноплан имел двигатель «Гном» 80 л.с, с характерным для многих конструкций изобретателя шасси со сдвоенными колесами. 12 марта 1914 года пилот Янковский испытал его, летательный аппарат показал прекрасные летные качества. Янковский, летая на этой машине, занял первое место по воздушному пилотажу во время авиационной недели, она была проведена на Колымяжском ипподроме. На том же самом С-12 летчик-испытатель установил всероссийский рекорд, поднявшись на высоту 3900 метров. Правда, просуществовал первый аппарат недолго - 6 июня 1914 г. Янковский разбил машину, но не погиб. Летные качества С-12 настолько понравились военному ведомству, что когда был заключен контракт на производство 45 машин Сикорского, в него включили новую модель. Эти самолеты во время Первой мировой войны поступали на вооружение Эскадры воздушных кораблей и в 16-й корпусной авиаотряд.

Уже во время войны Сикорский изобрел и построил: проект С-16 – истребитель с 80-сильный двигателем Рон и 100-сильным Гном-Моно-Супап, со скоростью в 125 км в час; С-17 - двухместный разведчик; С-18 – тяжелый истребитель, который должен был прикрывать дальние бомбардировщики и брать на борт бомбы для поддержки ударов «Муромцев», без бомбовой нагрузки самолет мог служить ударным истребителем; С-19 – штурмовик, он имел все качества штурмовика – мощное вооружение (до шести пулеметов), бронирование наиболее жизненно важных частей, и компоновку, обеспечивающую максимальную живучесть и неуязвимость машины (разнесенные кабины, что снижало вероятность одновременного поражения пилотов, один двигатель закрывал другой); С-20 – одноместный истребитель, с 120-сильным двигателем и максимальной скоростью в 190 км в час. Во время Первой мировой войны некоторые самолеты Сикорского находились на службе в вооруженных силах. Однако, несмотря на хорошие летные качества и прорывные решения эти самолеты не использовались широко, что было связано с очарованностью российских власть имущих всем иностранным.


С-20.

Русский витязь

Ещё в довоенный период изобретатель пришел к выводу, что будущее не за маленькими одномоторными аэропланами, а за большими летательными аппаратами двумя или более двигателями. Они имели преимущество в дальности полета, транспортных возможностях и безопасности. Воздушный корабль с несколькими членами экипажа и с несколькими моторами был более безопасным, если один мотор ломался, то остальные продолжали работать.

Игорь Сикорский рассказал о своих замыслах по строительству большого воздушного корабля Михаилу Владимировичу Шидловскому, который был главой Русско-Балтийской вагонной компании. Шидловский внимательно выслушал молодого изобретателя, изучил его чертежи и дал разрешение на работу в этом направлении. В этот период большинство специалистов не верило в возможность создания большого самолета. Считалось, что большой самолет вообще не сможет взлететь. Сикорский строил первый в мире четырехмоторный самолет, предшественник всех современных больших самолетов. Работа шла быстрыми темпами, энтузиасты работали по 14 часов в сутки. В феврале 1913 года все части самолета, который заводской люд, щедрый на всякие прозвища, назвал «Грандом», что значило «большой», в основном были готовы.

Надо отметить, что Шидловский сыграл выдающуюся роль в развитии русской тяжелой авиации. Дворянин и офицер военно-морского флота, он окончил Александровскую военно-правовую академию, после отставки, служил в министерстве финансов и проявил себя талантливым предпринимателем. Стал высокопоставленным чиновником, вошел в состав Государственного Совета и был назначен командиром Эскадры воздушных кораблей (ЭВК). Эскадра стала специальным соединением, которая во время войны летала на бомбардировщиках И. Сикорского «Илья Муромец». Будучи председателем Р-БВЗ Шидловский быстро увеличил производительность и прибыльность компании. Кроме запуска производства самолетов Сикорского, Шидловский руководил производством первых и единственных автомобилей Российской империи, вошедших в историю как «Руссо-Балт». Эти автомобили хорошо проявили себя во время Первой мировой войны. Ещё один вклад Шидловского в обороноспособность империи - производство в 1915 году первого и единственного русского авиационного двигателя.

Благодаря Шидловскому проект Гранда был запущен и полностью оправдал себя. К началу марта 1913 года была завершена общая сборка самолета. Это был настоящий гигант: размах верхнего крыла был 27 м, нижнего - 20, а общая их площадь - 125 кв. м. Взлетный вес летательного аппарата - более 3 т (с нагрузкой до 4 т), высота – 4 м, длина – 20 м. Самолет должны были поднять в воздух четыре немецких двигателя «Аргус» по 100 л. с. Они располагались на нижних крыльях, по два с каждой стороны от фюзеляжа. Машина могла нести груз 737 кг и летать со скоростью 77 км в час (максимальная скорость 90 км). В экипаже – 3 человека, 4 пассажирских места. Впервые в мире самолет имел большую закрытую кабину и пассажирский салон большими окнами для команды и пассажиров. Летчики из кабины могли выйти на балкон, который был расположен в передней части машины. Кроме того, были предусмотрены также боковые выходы, которые вели к нижним крыльям, что обеспечивало доступ к двигателям. Это создавало возможность ремонта в полете.


Игорь Сикорский на носовом балконе Русского Витязя.

Носовая часть "Гранда".

После нескольких пробных испытаний, 13 (26) мая 1913 года около 9 часов утра на лугу, примыкавшем к Корпусному аэродрому Петербурга авиатор-конструктор Игорь Сикорский вместе с 4 пассажирами совершил блестящий, вполне удачный полет на летательном аппарате «Гранд» («Большой»). Самолет поднялся на высоту около 100 м и полчаса (не при полной силе газа) развил скорость до 100 км/ч, очень хорошо сделал несколько крупных виражей и плавно приземлился. Наблюдавшая за этим публика была в восторге. Этим полетом Сикорский наглядно опровергнул предсказания многих «специалистов» о том, что «Большой» не будет в состоянии летать...». Многие иностранные специалисты в области авиации отказались от идеи построить большой самолет. Однако русский изобретатель наглядно разрушил все их теоретические построения. Это был триумф человеческой изобретательности и победа русского конструктора над многочисленными критиками и злопыхателями.



27 мая «Большой» совершил ещё один полет. На борту был Сикорский, Янковский и четыре механика. Полеты дали огромный объем информации и хорошую пищу для размышлений. Испытания «Гранда» стали основой для создания более совершенного самолета – «Илья Муромца». Определённую роль в развитии проекта сыграл император. Будучи в Красном селе, Николай II выразил желание осмотреть машину. Самолет перегнали туда. Царь осмотрел самолет снаружи, поднялся на борт. Витязь» произвел большое впечатление на императора. Сикорский вскоре получил от Николая II памятный подарок - золотые часы. Положительное мнение монарха защитило самолет от попыток запятнать репутацию этого удивительного проекта.

Сикорский приступил к созданию второго воздушного судна, который он назвал «Илья Муромец». Строительство второго самолета-богатыря началось осенью 1913 года, и было завершено в январе 1914 года.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    25 мая 2013 07:19
    Сколько бы еще этот гений создал у НАС самолетов, не уехав он в Америку?
    И каков был бы сейчас расклад в ВВС России и Америки?
    1. +3
      25 мая 2013 07:36
      Цитата: a.s.zzz888
      Сколько бы еще этот гений создал у НАС самолетов, не уехав он в Америку?

      Зная нашу историю, увы это не факт...
      Цитата: a.s.zzz888
      И каков был бы сейчас расклад в ВВС России и Америки?
      А вот этот вопрос ясен - Америка лишилась бы многих приоритетов...
      1. Алекс21
        -1
        25 мая 2013 10:17
        Да, скорее всего шлепнули его как врага народа в году так 1938.
        1. +2
          25 мая 2013 10:32
          Цитата: Алекс21
          Да, скорее всего шлепнули его как врага народа в году так 1938.

          Увы возможно и значительно раньше... До поры до времени не умели большевики ценить,то интеллектуальное богатство,что им досталось...
          1. Avenger711
            +4
            25 мая 2013 15:49
            Вроде 2013-ый год на дворе, а все перестроечные байки травите.
            1. +3
              25 мая 2013 19:09
              Цитата: Avenger711
              Вроде 2013-ый год на дворе, а все перестроечные байки травите.

              А Вы докажите обратное...
              Известные исследователи истории российской авиации В.Р.Михеев и Г.И.Катышев в своем капитальном исследовании о И.И.Сикорском проанализировали биографии 75 ведущих российских специалистов работавших до 1917 года вместе с создателем «Ильи Муромца» в том числе на авиационном предприятии компании РБВЗ. Из них только один погиб до 1917 года, 25 погибли между 1917 и 1924 годом. 32 эмигрировало. Причем среди эмигрантов – не только сам И.И.Сикорский и сотрудники его фирмы, но и такие выдающиеся специалисты как С.П.Тимошенко, Г.А.Ботезат, А.А.Лебедев, Л.В.Базилевич в течении многих десятилетий являвшиеся «золотым фондом» науки и техники Франции и США. Только 17 специалистов из 75 остались работать в СССР, причем 8 из 17, включая выдающегося конструктора истребителей Н.Н.Поликарпова, были репрессированы
              1. Avenger711
                -1
                26 мая 2013 13:37
                Что я должен доказывать? Что РИ якобы загубленная большевиками, которых, кстати, на начало 17-го было всего 10к человек не имела почти никакого производства современной техники и с горем попалам на иностранных моторах склепала 80 "Ильюш", когда другие страны строили более мощные тысячами? РИ произвела за ПМВ меньше самолетов чем Франция имела одномоментно на передовой в 1918-ом году. Что и неудивителньо, когда страна не могла обеспечить солдат даже винтовками, но и к тем винтовкам, что были, не хватало патронов.

                Или что в самих США уже имелась или возникла перед Второй Мировой масса авиастроительных фирм (некоторые из них вроде Vought, или Curtiss-Wright сейчас уже и неизвестны) для которых несколько десятков человек это капля в море?

                Касательно репрессированых, то почему-то вот конструкторов стрелковки не репрессировали, танкостроителей не репрессировали, да и много его кого. Может потому что в их среде не было принято стучать друг на друга? Впрочем поинтересуйтесь за что посадили того же Туполева.
                1. +1
                  26 мая 2013 14:02
                  Цитата: Avenger711
                  Касательно репрессированых, то почему-то вот конструкторов стрелковки не репрессировали, танкостроителей не репрессировали, да и много его кого.

                  У Вас наличествует ПОЛНОЕ отсутствие знания материала темы разговора:
                  Такие фамилии как А.О. Фирсов, А.Я.Дик ,И.А.Халепский, Л.В.Курчевский Вам что либо говорят?

                  И вообще почитайте эти статьи:

                  http://topwar.ru/21731-repressii-v-oboronnoy-otrasli-sssr.html

                  http://topwar.ru/21817-repressii-v-oboronnoy-otrasli-sssr.html
                  1. Avenger711
                    0
                    26 мая 2013 19:44
                    Очень много говорит Курчевский под динамо-реактивные пушки которого были потрачены миллионы в ущерб нормальной артиллерии. Я не знаю, дурость это или откровенная диверсия, но простота она, как известно, хуже воровства, а за нечаяно бьют отчаяно. Особенно когда ставит под удар оборонеспособность страны.

                    Как показывает практика заявления о невино репрессированных в 80-90% случаев не соответствуют действительности, и дела оказываются вполне реальными. Не без дури, фальсификаций и внутренних разборок с доносами, но по умолчанию любого посаженного при Сталине и не реабилитированного Берией в 38-ом следует считать осужденным справедливо, пока не доказано обратное. Что же касается реабилитаций, особенно яковлевской, то на досуге поинтересуйтесь, как она происходила, может тогда увидите, что сказки про рассмотрение 20 дел в час совсем не сказки, только с такой скоростью не сажали, а реабилитировали, причем поголовно.
                2. +1
                  26 мая 2013 14:25
                  Цитата: Avenger711
                  Впрочем поинтересуйтесь за что посадили того же Туполева.


                  Поинтересовался:
                  В обвинительном заключении, датированном январем 1940 г., указано, что Туполев "возглавлял антисоветскую вредительскую организацию в авиационной промышленности, проводил вредительскую и диверсионную работу в области самолетостроения и занимался шпионажем в пользу Франции". В мае 1940 г. Военная коллегия Верховного суда СССР заочно вынесла ему обвинительный приговор, определив меру наказания в соответствии с предварительным решением комиссии в составе Берии , Панкратьева и Ульриха , - 15 лет исправительно- трудовых лагерей с конфискацией имущества и поражением в правах на 5 лет.

                  Бред чистейший...
                  1. Avenger711
                    -1
                    26 мая 2013 19:37
                    Т. е. в СССР шпионов не было? Хотя даже педивикия приводит как минимум подозрительную историю с закупками в США.
              2. Avenger711
                -1
                26 мая 2013 19:51
                Что доказать? Что без уехавших 32 инженеров в США не построили бы сильнейшие ВВС в мире? Это пусть авторы исследования доказывают.

                Кстати, Яковлева никто не репрессировал, Антонова, Сухого, Микояна с Гуревичем. Кого еще там забыл? Что касается Поликарпова, то можно найти массу примеров, когда вполне себе видные инженеры и ученые негативно относились к режиму и далеко не всегда просто молчали или на кухнях лясы точили, хотя это занятие тоже не безобидное. Да и то сидели они чуть ли не на курорте и занимались работой по специальности.
                1. +1
                  26 мая 2013 19:59
                  Цитата: Avenger711
                  Кстати, Яковлева никто не репрессировал, Антонова, Сухого, Микояна с Гуревичем

                  Дми́трия Па́вловича Григоро́вича - выдающегося конструктора гидросамолетов КТО ТО репрессировал,и Томашевича и Петлякова...
                  1. Avenger711
                    -1
                    26 мая 2013 23:27
                    Значит заслужили. Или вы думаете, что Сталин и его окружение были настолько тупы, чтобы сажать от нефиг делать, а потом самим после поражения в войне на висилице болтаться?
          2. +1
            25 мая 2013 19:47
            если бы не ценили бы, то ни чего не создали бы, ни до ВОВ, ни тем более после. Ни в Ксосмос ни слетали бы, ни многое чего.
            1. +1
              25 мая 2013 19:51
              Цитата: старик54
              если бы не ценили бы, то ни чего не создали бы, ни до ВОВ, ни тем более после. Ни в Ксосмос ни слетали бы, ни многое чего.

              Вы не путайте инженеров "дореволюционной закваски" и выращенных в советское время.
              Ответьте, сколько "дореволюционных" запускало ракеты и какова их судьба?
        2. -1
          25 мая 2013 19:45
          Цитата: Алекс21
          Да, скорее всего шлепнули его как врага народа в году так 1938.

          ну зачем Вы так, бред то неподумав несёте! Вон А.Тупалев, вместе с Сикорским начинал, знал его лично. И Что, "шлёпнули"? П.Сухой, "шлёпнули"? А.Люлка, "шлёпнули"? Могли конечно, но совем необязательно. А то, что USA издревле занималось перетягиванием "мозгов", это уже я думаю многие понимают.
          1. 0
            25 мая 2013 20:04
            Цитата: старик54
            ну зачем Вы так, бред то неподумав несёте! Вон А.Тупалев,

            А.Н.Туполев к Вашему сведению, был РЕПРЕССИРОВАН по надуманному предлогу и с ним несколько сотен других специалистов авиопрома. Да он не был можно добавить к счастью,расстрелян, но Вы считаете, что это нормальная ситуация, при которой КОНСТРУКТОР должен работать за решеткой, зная, что не виноват...
            И вот это
            Ещё в конце 20-х – начале 30-х годов была арестована группа специалистов в области конструирования самолетов, двигателей, авиационного оборудования. Григорович Д.П. Поликарпов Н.Н., Стечкин Б.С. и др. выполняли задания социалистической Родины в Бутырской тюрьме – в Особом конструкторском бюро.

            Вы считаете это то же нормально? А ведь Поликарпов какое то время провел в камере смертников,что другого места для ГЕНИАЛЬНОГО авиоконструктора не нашлось?
            И если уж заговорили о космосе, то преждевременная смерть С.П.Королева и фактически "временный застой" советской космической программы, прямое следствие того, что Сергей Павлович был тоже репрессирован и показания из него "ВЫБИВАЛИСЬ".
            Можно только восхищаться этими людьми, которые прошли через такую мясорубку и не опустили руки...
            1. -1
              25 мая 2013 20:55
              Цитата: svp67
              но Вы считаете, что это нормальная ситуация, при которой КОНСТРУКТОР должен работать за решеткой, зная, что не виноват...
              Это не в коем случае не оправдание методов!
              По воспоминаниям одного из кострукторов,только за решёткое несколько генеральных кострукторов со своими КБ могли работать на один проект
              х.з.что думал Сталин,может и так же
            2. Avenger711
              0
              26 мая 2013 13:44
              А у меня маленько другая инфа, что комиссия во главе с Туполевым нецелевым образом использовала выделенные на закупки в США средства. Ну а как говорил Шарапов: "Вор должен сидеть в тюрьме".

              Королева ЕМНИП тоже посадили за растрату. Может и приписали контреволюцию, тогда в законах много несуразностей было, но вышел он практически сразу. О какой космической программе можно говорить в 30-ые я что-то вообще не улавливаю. В мире уже война полыхала, вопрос был лишь "когда?" и никто тратить миллиарды на полет к Марсу не стал бы. Вся космическая программа по сути приобрела военную ценность лишь после изобретения атомного оружия.
            3. 0
              26 мая 2013 14:59
              Вот : http://magadansky.livejournal.com/31350.html
              1. Avenger711
                -1
                26 мая 2013 19:33
                Очередной либеральный словесный понос про "вопреки власти". 99% и пресловутого Богена не существовало просто.
              2. +1
                27 мая 2013 22:48
                "Это Сергей Павлович Королёв, отец русской и советской космонавтики. Арестован по ложному доносу и отправлен на Колыму. Провел здесь всего пять месяцев, с июля по декабрь 1939 г., работал на прииске Мальдяк в Сусуманском районе. Среди колымских лагерей, которые и так не самые веселые места, этот имел совсем уж дурную славу. В 1938-1939 годах здесь была очень высока смертность заключенных, а примерно за год до того, как туда попал будущий главный конструктор, на Мальдяке лютовала «московская бригада» следователей, из которых особой жестокостью отличался некий лейтенант НКВД М. Кацеленбоген (Боген). Расстреляли сотни человек.

                «Боген поручил мне и группе товарищей проводить следствие, давая сроки за три часа заканчивать 20 дел. Когда мы ему жаловались на непосильную работу, он прямо приказал бить арестованных. Боген сам показал нам пример, вызвал одного заключенного и избил его кочергой, после чего мы били чем придется. Через несколько дней приехал капитан Кононович с прокурором Метелевым в 2 часа ночи и к 6 часам утра рассмотрели больше 200 дел, из них 133-135 приговорили к высшей мере наказания. Прокурор арестованных не смотрел и ни с кем из них не разговаривал».

                (из показаний сотрудника УНКВД по Дальстрою А. В. Гарусора).

                К 50-летию полета Гагарина про Королёва сняли фильм, где представили его бунтарем против лагерных порядков. В действительности Сергей Павлович едва стоял на ногах от истощения, и не был способен ни на какой мятеж. Спасла его врач Татьяна Репьева, перевела больницу санитаром.

                «Королёв говорил, что он был тогда «фитилем». На работу его не гоняли, так как он не мог ходить: «Как только наклонюсь – падаю. Распух язык, десны кровоточили, зубы повыпадали от цинги»

                (из воспоминаний А. Н. Шарыповой).

                К чему это я? То, что Королёв выжил – случайность. Попади он в лапы Кацеленбогену или не встреть доброго врача, и вместо полета Гагарина мы бы имели безымянную могилу колымского ЗК.

                Главным достижением СССР стал первый полет в космос. Прорыв для всего человечества. Коммунисты часто приводят в пример полет Гагарина, чтобы доказать преимущество советского строя. Но Королёв как конструктор состоялся во многом не благодаря, а вопреки советской власти. Советская власть его чуть не сгноила в лагерях. Сложись обстоятельства чуть иначе, и не было бы никакого полета Гагарина. Чистое везение."(с)
    2. +2
      25 мая 2013 13:46
      Есть такой занимательный литературный жанр -альтернативная история.В одной такой книге, разумеется победив в мировой войне, Сикорский с Королевым на пару ого-го что наворотили.
      1. 0
        25 мая 2013 18:18
        Цитата: ФК Скиф
        Есть такой занимательный литературный жанр -альтернативная история.

        А Б.Акунин его, наоборот. притормозил...Есть у него этакая занимательная повесть - "Летающий слон".Оппозиционер, всё-таки...
      2. +1
        25 мая 2013 19:57
        Фантазии! Вы лучше бы пофантазировали бы, альтернативно, по истории, чего бы смог добиться СССР, если бы не было откровенного предательства средней части (по возрасту и должностям) партийных элит, перестройки в том варианте и как следствие того развала могучего гос-ва. Естественно не было бы тогда 91-го года и этого мудака Ельцина бы тоже не было там, где он 9 лет был, пофантазируйте, с учётом того, советского тэмпа проектирования и запуска в серию боевых самолётов, какие бы они были сегодня и в каком кол-ве, в 2013, если мы сейчас всё ещё Су-27 "глубоко"-модифифицируем и сами же сабой восхищаемся (а ему уже 30 лет). Вот при тех, альтернативных, раскладах гарантированно не было ни таких такихинциндентов как с Сербией в 1999, ни с Ливией 2 года назад, ни уж тем более с Сирией сейчас. И при том, альтернативном, раскладе на еврейских интернет-форумах, как сегодня, не обсуждали бы и не писали бы что в "случае чего" Израиль шарахнет по Росси (СССР) с их ПЛ КР с ядерной БГ. Если на думающего притендуете, то неплохо бы и в другую сторону подумать!
    3. Avenger711
      -1
      25 мая 2013 15:48
      Чуть больше, чем ничего, учитывая, что ИМ построили 80 штук, а в 1917-ом году, другие страны строили более совершенные машины тысячами. К эпохе же индустриализации Сикорский был бы уже в летах.
  2. +5
    25 мая 2013 07:34
    26 мая 1913 г., 100 лет назад, совершил первый полет первый в мире многомоторный самолет «Русский витязь» инженера Игоря Сикорского
    Всего СТО лет - как мало по времени в жизни человечества и какой большой шаг в жизни человечества. И я горд что Игорь Сикорский, не смотря не на что всегда оставался РУССКИМ человеком.
    1. 0
      25 мая 2013 11:05
      Спорный вопрос, однако. Русский против своих не работает!!!
      1. 0
        25 мая 2013 11:14
        Ещё как работают. Батальон Ост вспомните хотя бы. А талантливого игденера конечно мы просрали...жаль.
        1. 0
          25 мая 2013 13:16
          Цитата: il grand casino
          Ещё как работают. Батальон Ост вспомните хотя бы


          А РУССКИЕ ли они.
          1. -1
            25 мая 2013 18:14
            А для вас русские это национальная пренодлежность? (тогда да, русские) или БОГОИЗБРАННОСТЬ...тогда конечно нет
          2. +4
            26 мая 2013 11:43
            К сожалению, русские и по национальности и по воспитанию против русских работают.Вот например, эта морда.
        2. 0
          25 мая 2013 20:06
          не надо причитать! Российская земля всегда была и будет богата на таланты, этого у нас не отнять! И кстати "там" это прекрасно понимают, поэтому и помимо всего и промышленную базу нашу разрушают целенаправленно!
      2. +3
        25 мая 2013 12:14
        Цитата: starded
        Спорный вопрос, однако. Русский против своих не работает!!!


        Вопрос действительно спорный и очень сложный,но он очень многое сделал,для развития русской общины в Америке, а многие туда попали не совсем по своей воле, как впрочем как и он...
  3. +5
    25 мая 2013 07:37
    Самолет должны были поднять в воздух четыре немецких двигателя «Аргус» по 100 л. с
    Двигатели были тогда извечная проблема.Некоторые последующие "Муромцы" уже во время войны агрегатировали "Майбахами" со сбитых цепеллинов
    Жаль в России он мало поработал
    Потом такие вертолёты творил!
    1. -8
      25 мая 2013 11:07
      Какие ? Окромя Чинука ? smile
      1. +3
        25 мая 2013 20:47
        Цитата: Оркестрант
        Какие ? Окромя Чинука ?
        На счёт Н-47 Chinook созданного Vertol позже вошедшей в Boeing как раз сомнительно,двухдвижковые были как бы не его темой,а во машины Si перечислять можно долго
        До вертолётов у него были неплохие гидросамолёты
  4. DmitriRazumov
    +5
    25 мая 2013 11:24
    Спасибо за статью, хочу напомнить, что основоположником авиации были не какие-то там американцы, братья Райт, а наш соотечественник контр- адмирал Александр Фёдорович Можайский.
    Гораздо раньше, чем американцы, 20 июля 1882 года Александр Фёдорович Можайский испытал первый в мире самолёт. В связи с отсутствием ДВС в то время Можайский разработал уникальную конструкцию парового двигателя для своего детища, котор. была реализована на Балтийском заводе. Эту гигантскую по масштабам и сложности инженерную работу контр-адмирал делал практически в одиночестве. Ещё не были опубликованы работы Н.Е. Жуковского о подъёмной силе, но гений изобретателя позволил на практике впервые предложить летающую конструкцию из неподвижного крыла, использующую в качестве движителя пропеллер, котор. был по сути развитием винта корабля для гидродинамической среды. В имении А.Ф. Можайского в Вологодской области сохранилось множество моделей летательных аппаратов с пропеллером на основе часовой пружины. К сожалению, военное министерство царской России отнеслось скептически к разработкам отечественного изобретателя и профинансировало лишь частично строительство действующего летательного аппарата. Однако, практически на свои средства, Можайский построил первый самолёт и произвёл успешный полёт в Красном селе под С-Петербургом. Машина оторвалась от земли и пролетела дистанцию в несколько сотен метров, совершив жёсткую посадку. Начальник комиссии военного министерства заявил, что это дело англичан и французов проектировать подобные аппараты и закрыл тему. Вскоре Можайский умер, а первый в мире самолёт разрушался в сарае в Красном селе и был утрачен после 1917 г. Имя А.Ф. Можайского носит с 1947 г. Военно-космическая академия в С-Петербурге (в то время Ленинградская военно-воздушная инженерная краснознамённая академия). Примечательно, что А.Ф. Можайский был первым царским военноначальником, имя которого было присвоено советскому военно-учебному заведению.
    1. +1
      25 мая 2013 20:12
      Цитата: DmitriRazumov
      Начальник комиссии военного министерства заявил, что это дело англичан и французов проектировать подобные аппараты и закрыл тему.

      Спасибо за столь подробный рассказ в тему!"+"
      Вот яркий примертем, кто подавшись на лживое искажение нашей истори, которое происходит с 1993 года, считает, что царская россия ещё немного бы и "взлетела" бы впереди планеты всей.
    2. +2
      25 мая 2013 20:33
      Цитата: DmitriRazumov
      Машина оторвалась от земли и пролетела дистанцию в несколько сотен метров, совершив жёсткую посадку.
      Спорный вопрос,расчёты проводимые авиаконструкторами (заметьте,не журналистами или телеведущими и не тем более разными политиками!),что отрыва быть не могло.Не подходила паровая машина по сочетанию кг веса на л\с ,т.е. тяжела и слабовата
      Это всего лишь расчеты.ЗАСЛУГ А.Ф. МОЖАЙСКОГО ЭТО НИКАК НЕ УМАЛЯЕТ!
  5. +3
    25 мая 2013 11:47
    Замечательная дата! Непревзойденный для своего времени самолет самолет! И конечно же выдающийся и талантливый конструктор!

    "Русский витязь" (проекции)
  6. k220150
    +2
    25 мая 2013 13:26
    Необходимо усвоить урок: Сикорский, Зворыкин, Ипатьев, Рахманинов...Это листочки оторванные от могучего древа, от России и, не в коем случае, не допустить нового "русского рассеяния"
    1. +1
      26 мая 2013 00:22
      Как же их не допустить, захотят на жопе уползут. И сейчас едут за достойной как они считают жизнью светлые головы. Так сложилось, они к себе "Сикорских" переманивают, а "Калашниковы" у нас обеспечивают паритет.
  7. vitas
    +3
    25 мая 2013 14:46
    У нас и без Сикорского великих конструкторов вертолётов хватило. Русским он там был или нет, но пахал она на нашего потенциального противника !
  8. +2
    25 мая 2013 14:55
    "Кроме того, были предусмотрены также боковые выходы, которые вели к нижним крыльям, что обеспечивало доступ к двигателям. Это создавало возможность ремонта в полете".

    Гениально: И.Сикорский искал,творил,экспериментировал и в этом "нашел" себя не только в самолетостроении, но и в создании прототипа вертолета.
    Нам современникам реактивных лайнеров было бы забавно слышать команду второму пилоту: "Саша сходи на плоскость, измени геометрию крыла... Или, Саша,-очисть лопатки турбины от вороны... "
  9. 0
    25 мая 2013 16:00
    В музее ВВС в Монино в ангаре стоит четырехмоторный самолет "Илья Муромец" (копия). Учитывая, что построен был в начале 20 века, проникаешься огромным уважением к его конструктору. Сикорский обогнал Запад на десятилетия! Огромные интеллектуальные потери понесла Россия в революционные годы! Уехали великие ученые, конструкторы, философы, писатели, военные. Их быстро "пристроил" Запад для своей пользы. Обидно...
  10. +1
    25 мая 2013 16:05
    Вот он-красавец! Легендарный "Илья Муромец". Копия, собранная по реальным чертежам. Много потеряла Россия в годы революции и гражданской войны. Этот самолет обогнал западных конструкторов на десятилетия! Когда-нибудь Россия оценит свои интеллектуальные потери...
    1. Avenger711
      -3
      26 мая 2013 13:47
      Иди учи историю, десятилетия блин. Через 3 (ТРИ!) года запад более совершенные машины уже штамповал тысячами. По сути заслуга Сикорского только в том, что догадался поставить более одного (импортного) мотора. А любой бомбовоз около 1930-го года крыл этот рус-фанер как бык овцу.
      1. Avenger711
        -1
        26 мая 2013 18:28
        Что заминусовали-то? Кто-то может опровергнуть, что к концу ПМВ все европейские страны кроме совсем уж Албаний располагали более совершенными тяжелыми бомбардировщиками, чем ИМ, которые производились крупносерийно? А прогресс был такой, что машины ПМВ устаревали за несколько лет.

        Что самое интересное, после разгона эффективных менеджеров, производство тяжелых бомбардировщиков вполне получилось наладить и без Сикорского. http://ru.wikipedia.org/wiki/ТБ-1 212 машин, а http://ru.wikipedia.org/wiki/ТБ-3 уже 818 машин. При этом ТБ-1 уже имел суммарную мощность двигателей (отечественных, пусть и скопированых) в 1360 л. с. и скорость в 207 км/ч против 560 у самого быстрого ИМ, который летал всего на 135 км/ч. Хороша ложка, как известно, к обеду, получив самолет еще до начала ПМВ, царское правительство за 3 года, когда страна еще не была развалена в хлам, так и не сумело организовать производство, пока солдат засыпало вражескими бомбами. Действительно, не уехал Сикорский, может и были бы у нас в войну какие-нибудь Си-2, ну да откуда он мог знать, что в этой гнилой стране, вскоре придёт к власти на порядок более эффективное правительство.
  11. +2
    25 мая 2013 18:19
    Жалко,что о Первой мировой и в особенности о вкладе России для приближения победы над Германией так мало вспоминают.
  12. +2
    25 мая 2013 18:29
    Вот : http://www.opoccuu.com/250511.htm
  13. Сильвестр
    0
    25 мая 2013 20:11
    На какой та вертолёт похожий,а не на самолет. belay
  14. RussischGenosse
    +1
    25 мая 2013 21:07
    Человек великого ума, изобретатель, герой. Но с другой стороны предатель родины, который покинул границы своей страны в самые тяжелые для неё времена. Такие люди, ученые, изобретатели, музыканты, художники они должны творить свою историю не взирая на то в какой стране они живут, демократия или тоталитаризм, социализм или капитализм. Они должны быть вне политики. Они должны жить и трудиться на благо своей родины, какая бы она не была. А побег из нее самое большое предательство. В те годы когда ей было не легко.
  15. Serg_Y
    0
    25 мая 2013 22:32
    Да США возвысили люди не нашедшие себя на родине, предательская колония Англии. Sikorsky Aircraft, Ibm, Google, думаю список можно продолжить...
  16. 0
    26 мая 2013 16:43
    Цитата: a.s.zzz888
    Сколько бы еще этот гений создал у НАС самолетов, не уехав он в Америку?

    На предмет создания планеров у нас умов всегда хватало...а вот на счёт создания хороших двигателе,перед войной проблемма была...
    1. Serg_Y
      0
      26 мая 2013 20:16
      Как будто сейчас проблем нет, странная экономия на "спичках" до сих пор присутствует.
  17. +2
    18 сентября 2013 00:07
    Сикорский - авиационный гений, и это бесполезно оспаривать. Кто бы потом ни превзошол его - это было ПОТОМ! И первый тяжелый многомоторный самолет - НАШ! Горжусь своим великим земляком.

    А то, что уехал из Росии... В советские времена был такой фильм "Баллада о крыльях". Конечно, идеологизированный, да и дружба Сикорского с Туполевым несколько преувеличена, но психологизм показан неплохо. Когда "пламенный Троцкий" призывает "душить" контру (не стрелять, давить или резать, а именно душить - это психологически очень сильно, "Отелло" вспомните) и экзальтированная толпа готова растерзать человека только за то, что он в пенсне и галошах - это страшно. Не скажу, что это было везде, да и не все уезжали за границу навсегда, многие думали просто отсидеться, но случилось так, как случилось.

    И на счет того, что амеры сами бы все сделали, мол, два-три десятка рядом с сотнями тысяч погоды не делают. Был один такой курьез в середине 70-х. На отчетной конференции тагарногской областной писательской организации ее председатель загнул фразу:
    - До револючии в Таганроге работал только один писатель, в то время как нынешняя организация начитывает 179 членов.
    Тут один из непосвященных и задал наивный вопрос:
    - Это кто такой был-то?
    Председатель с ходу выпалил:
    - Да Чехов, кто же ещё, - и только потом понял, какую параллель провел.
    Я к тому, что не каждый из сотен писатель - Чехов, как не каждый конструктор - Сикорский.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»