Хроника дальнего бомбардировщика Ер-2

14
Нападение Германии 22 июня 1941 г. на Советский Союз круто изменило судьбу не только людей, но и самолетов. Так, дальние бомбардировщики Ер-2 без проведения войсковых испытаний были направлены на решение особо важных задач. На основе архивных материалов автор знакомит читателей с малоизвестными эпизодами боевого применения Ер-2 в 1941 г.

К началу Великой Отечественной войны дальние бомбардировщики Ер-2 не успели поступить в строевые части ВВС Красной Армии. Только в мае-июне 1941 г. военпреды завода № 18 стали принимать серийные машины. 25 июня в Воронеже началось формирование 420-го дальнебомбардировочного авиаполка особого назначения (дбап ОСНАЗ) трехэскадрильного состава на самолетах Ер-2. Командиром части назначили полковника Н.И.Новодранова. Статус «особого» полк получил, в частности, потому, что на него возлагались особо важные задачи, связанные с поражением объектов в глубоком тылу противника.

Основой для нового полка явился 100-й дбап, из которого взяли в большинстве своем технический персонал и одну эскадрилью летного состава. Две другие эскадрильи укомплектовали летчиками ГВФ. Это были пилоты с многолетним опытом дальних полетов в сложных метеоусловиях и ночью. Особо подготовленным оказался штурманский состав. В июле в полк прибыли 25 выпускников Полтавской школы усовершенствования штурманов, ранее набранных с должностей штурманов эскадрилий и полков. Теперь они оказались рядовыми штурманами экипажей!

Хроника дальнего бомбардировщика Ер-2
Советский дальний бомбардировщик Ер-2 на испытаниях в Летно-исследовательском институте (ЛИИ). На фото запечатлен первый прототип ДБ-240




8 июля 1941 г. в Воронеже приступили к комплектованию второго авиаполка на самолетах Ер-2 — 421-го дбап ОСНАЗ. Его командиром стал инспектор по технике пилотирования бомбардировочной авиации ВВС Красной Армии подполковник Гусев. Вновь тщательно отбирали в часть летчиков, штурманов, стрелков-радистов. Словом, делалось все, чтобы в кратчайший срок сколотить два особых полка, превратить их в реальные боевые единицы.

Техника сначала поступала в 420-й, а затем в 421-й дбап. В небе над Воронежем стало тесно от гудящих самолетов: помимо двух особых полков здесь шел облет штурмовиков Ил-2, на массовый выпуск которых перешел завод № 18. В середине июля 1941 г. 420-й полк перебросили в Ростов-на-Дону, а в конце месяца туда же перелетел и 421-й дбап.

К 4 августа 420-й дбап получил 32 самолета Ер-2 и один ПС-84, а 421-й дбап — 28 Ер-2 и один ПС-84. На заводе № 18 в различной степени готовности оставались 10 машин, еще один бомбардировщик передали на завод № 240 для установки более мощных двигателей АМ-37.

Подготовка полков сопровождалась большим количеством летных происшествий. Даже с учетом устранения недостатков, выявленных военной приемкой и многочисленными комиссиями в период достройки «еров», самолеты остались «сырыми». Наиболее серьезным дефектом оказалась негерметичность бензопроводов в мотогондолах. Так, на самолете заводской № 201 командированные в полк представители главного конструктора ведущий инженер Сверчевский и старший мастер Слепнев после одного из полетов обнаружили, что «вся противопожарная перегородка и задняя часть капотов изнутри, все карбюраторы и задняя часть мотора оказались покрыты слоем свежей краски, употребляемой для подкраски горючего. Наличие течи (в меньшей степени) зафиксировано также на машине заводской № 101. Указанный дефект при длительном полете неминуемо должен был повлечь пожар самолета».





Бракованными оказались установленные на «еры» коллекторы выхлопных газов. Они имели пережег по сварке на фланцах, поэтому спустя два-три часа работы в условиях вибрации давали трещины, через которые горячие выхлопные газы попадали внутрь мотогондолы. Один из летчиков 420-го дбап дважды Герой Советского Союза А.И.Молодчий вспоминал еще об одной причине пожаров Ер-2: дренажные трубки бензосистемы из-за конструкторской ошибки были выведены... под капоты двигателей.

«Еры» иногда горели как свечки, ни разу не столкнувшись с противником. Пока выявляли причины и методы борьбы с этой напастью, обнаружили также внутри нагнетателей моторов посторонние предметы. Оказывается от вибрации выворачивались винты, крепившие сетку в канале воздухозаборника нагнетателя, предназначенную как раз для предотвращения попадания в мотор всяческого мусора. Винты просто забыли законтрить. Кроме того, нашли внутри диффузоров нагнетателей и другие «детали»: пятикопеечную монету, обломки сверла и даже гаечный ключ. Несколько моторов требовали ремонта, а практически все самолеты — заводской доработки.

Другой серьезной неприятностью стали дефекты в системе уборки шасси. По крайней мере, две машины в 421-м авиаполку потерпели аварии при посадке из-за складывания опор шасси при пробеге. Технический состав не имел еще прочных навыков обслуживания сложной машины, в конструкции которой оказалось много «тонких» мест.

В июле 1941 г. была образована 81-я дальнебомбардировочная дивизия, куда вошел и 420-й дбап. Нетрудно представить себе чувства полковника Новодранова, когда он получил боевое распоряжение командира авиадивизии комбрига М.В.Водопьянова о первом боевом вылете. Задание было высшей категории сложности. Следовало перебросить два десятка Ер-2 на аэродром г.Пушкин под Ленинградом и оттуда стартовать на столицу германского рейха. По расчетам бомбардировщик, заправленный «под заглушку» бензином, мог донести до Берлина 700 кг бомб. Одновременно с «ерами» нанести удар по вражеской столице должны были тяжелые бомбардировщики ТБ-7 из 432-го тбап полковника В.И. Лебедева.

А.И. Молодчий - заместитель командира эскадрильи 420-го дбап, единственный летчик Ер-2, получивший в 1941 г. звание Героя Советского Союза


В ночь на 8 августа Берлин бомбили морские летчики полковника Е.Н.Преображенского на самолетах ДБ-3. Спустя трое суток настал черед 81-й авиадивизии. В этот вечер, 10 августа 1941 г., события развивались совсем не так, как планировал присутствовавший на аэродроме вылета командующий ВВС Красной Армии генерал-лейтенант авиации П.Ф.Жигарев. При взлете потерпел катастрофу ТБ-7 майора Егорова, на машине которого отказали сразу два двигателя на одной стороне. Ер-2 младшего лейтенанта А.И.Молодчего, пробежав всю взлетную полосу, не сумел оторваться от земли, снес шасси в канаве и чудом не взорвался на собственных бомбах. Еще один «ер» уклонился при разбеге и подломил правую стойку. Тяжелый корабль майора Тягунина из 432-го тбап был обстрелян своими зенитками над устьем Луги, экипаж покинул пылающий бомбардировщик.

В полет на Берлин ушли только 6 самолетов ТБ-7 и 3 Ер-2. Ведущий второй тройки «еров» капитан Брусницын после взлета долго ходил в районе аэродрома, дожидаясь ведомых, но после катастрофы с ТБ-7 получил команду на посадку.

Н.И. Новодранов - первый командир 420-го дбап ОСНАЗ


С самолетов, устремившихся к Берлину, поступили сообщения о том, что они атакованы истребителями И-16 и И-153. Несмотря на подававшиеся экипажами бомбардировщиков условные сигналы (зеленые ракеты) «ишаки» и «чайки» настойчиво продолжали обстреливать своих. Причиной «недоразумения» оказалось то, что истребители принадлежали «другому ведомству» — авиации Балтийского флота. Стрелки бомбардировщиков вынуждены были открыть ответный огонь и отогнать не в меру ретивых «ястребков».

Тройка Ер-2 под командованием заместителя командира 420-го дбап капитана А.Г.Степанова продолжала полет к цели. Стемнело, видимость ухудшилась и после прохода очередного облака группа распалась. Здесь, над черной пустыней Балтики, заместитель командира эскадрильи лейтенант В.М. Малинин и командир звена лейтенант Б.А. Кубышко в последний раз видели «ер» капитана Степанова. С задания он не вернулся и место гибели экипажа желтой «двойки» осталось неизвестным. Судя по радиограмме, полученной на аэродроме вылета, Степанов все же отбомбился по основной цели.

Экипажи Малинина и Кубышко также долетели до Берлина и сбросили бомбы на «логово зверя». На обратном пути самолет лейтенанта Кубышко был по ошибке атакован советскими истребителями и сбит. Члены экипажа покинули горящую машину с парашютами и впоследствии вернулись в свой полк. Ранним утром на аэродроме г. Пушкин совершил посадку одинокий Ер-2 лейтенанта Малинина. Так, не слишком удачно начал боевой путь 420-й дбап. Все же по итогам налета на столицу рейха командиры экипажей Степанов (посмертно), Малинин и Кубышко были награждены орденами Красного Знамени, а штурманы капитаны Ж.С. Сагдиев и Г.Н. Федоровский — орденами Красной Звезды.

В ночь на 28 августа и на 1 сентября 1941 г. с подмосковного аэродрома Раменское совершили боевые вылеты на Кёнигсберг экипажи Ер-2 капитана Хорпякова, старшего лейтенанта Клименко и лейтенанта Полежаева.

Ухудшившаяся обстановка на фронте и большие потери фронтовой авиации заставили командование ВВС временно прекратить налеты на дальние цели. В сентябре — начале октября «еры» бомбили железнодорожные узлы Витебск, Рославль, Гомель и Орел. Особое внимание уделялось району Демянска. С 6 октября 420-й дбап приступил к нанесению ударов непосредственно по колоннам войск и бронетехники противника в его ближнем тылу и даже на поле боя. Вылеты осуществлялись днем, почти всегда без истребительного прикрытия.

Вот как описывал Молодчий свой боевой вылет 24 сентября:

«...мы летим плотным строем. Наш бомбардировщик зажат в тиски двумя фашистскими истребителями с крестами на крыльях и фюзеляже. Me-109 подошли так близко, что, казалось, даже зазоров между крыльями нашего самолета и их почти не было.

— Летящий справа что-то показывает,— докладывает воздушный стрелок Васильев.

— Покажи и ты ему,— вмешивается Панфилов.

Я вначале сделал вид, что, мол, не понимаю. Он повторил свои жесты. Стрелять, мол, не будет, потому что нам и так капут. Саша Панфилов не удержался и показал ему в ответ внушительную фигу.

И тут доклад штурмана:

— Впереди цель, что будем делать?

— Бомбить,— отвечаю утвердительно,— Бомбить будем, Сережа.

Тогда доверни вправо на три градуса.

Я довернул. К нашему удивлению, истребители сделали то же самое.

Еще несколько неописуемо длинных секунд, и наши бомбы полетели в цель.

И тут вражеские истребители поняли свой промах. Но для открытия огня им нужно занять исходное положение. А тут еще и зенитная артиллерия заработала. Им-то что — свои или чужие в воздухе. Ведь бомбы-то сыплются.



Воспользовавшись этим, я резко убрал газ, заложил крутое, недопустимое для бомбардировщика скольжение и камнем полетел к земле.

Это произошло неожиданно не только для фашистских летчиков, но и для экипажа. И главная цель была достигнута. Истребители потеряли нас. А мы перешли на бреющий полет. И вот теперь-то, «облизывая» каждый овражек, каждый кустик, мы летели, едва не цепляя воздушными винтами землю. Благополучно прошли линию фронта, экипаж ликовал. Еще одна наша победа! Ни одна из сброшенных нами 14 бомб не вышла за пределы железнодорожного узла».

В конце августа 1941 г. в состав 81-й авиадивизии был включен 421-й полк, приступивший с 7 сентября к нанесению бомбардировочных ударов по железнодорожным узлам Орша, Минск, Витебск, Новгород, Смоленск и Псков. В конце месяца в связи с тяжелой обстановкой, сложившейся на московском направлении, полк вынужден был перейти на дневные действия по наступавшим войскам противника, т.е., по существу, выполнять задачи фронтовой бомбардировочной авиации. Сравнительно большие, маломаневренные машины нередко становились добычей германских истребителей и зенитной артиллерии.

Экипажи бомбардировщиков действовали с исключительной самоотверженностью. Так, 18 октября 1941 г. перед 421-м дбап поставили задачу разбомбить мост через Волгу в районе г.Калинин. Первыми на задание отправились экипажи лейтенантов Морозова и Гайворонского. Прорываясь к цели, они сумели сбить один из повисших на хвосте «мессершмиттов», однако сброшенные бомбы в мост не попали. На обратном пути немецкие истребители подожгли оба самолета. Следующая группа «еров» (командиры кораблей Тыклин, Баленко и Бузовир) не смогла прорваться к Волге, так как ее встретили «мессеры». Все три самолета были сбиты, один из Ер-2 упал в Московское море, где, вероятно, лежит и по сей день.

Последняя пара бомбардировщиков (командиры кораблей Тихонов и Тряпицын) ушла на задание, когда стало смеркаться. Из-за сильной облачности действовать им пришлось поодиночке. В разрыве облаков машину Тряпицына атаковал внезапно вынырнувший Bf 109, но стрелки встретили врага дружным огнем из бортового оружия. Оба самолета отбомбились мимо цели. Попасть в узкий мост с горизонтального полета оказалось очень непросто. Позднее на основе обработки статистики Управление формирования и боевой подготовки ВВС Красной Армии констатировало, что для поражения типового моста с размерами 100х10 м, прикрытого дивизионом зенитной артиллерии, требовалось в среднем 1500 самолето-вылетов бомбардировщиков подобного типа, а было сделано 7.



К концу октября 1941 г. 420-й дбап потерял до 75 процентов техники. Немногим лучше обстояли дела в 421-м авиаполку — здесь потери составили 50 процентов. Разница состояла в том, что в полку Новодранова 19 из 30 самолетов были утрачены по небоевым причинам: 4 катастрофы и 15 аварий, в основном на этапе освоения машины. В полку Гусева преобладали потери боевые: 2 аварии и 1 катастрофа при 12 сбитых. Но и противнику был нанесен немалый урон. 22 октября большая группа летчиков и штурманов из обоих полков была награждена орденами, а заместитель командира эскадрильи 420-го дбап младший лейтенант Молодчий стал Героем Советского Союза, единственным из пилотов Ер-2.

Тяжелые потери летом и осенью 1941 г. понесли практически все соединения и части дальней авиации, участвовавшие в боевых действиях. Не менее сильно, чем полки «еров», пострадала, например, другая элитная часть — 212-й дбап, созданный в феврале 1941 г. по предложению А.Е.Голованова. Этот полк имел на вооружении самолеты ДБ-ЗФ, укомплектованные опытнейшими экипажами из ГВФ. К концу октября часть практически лишилась техники и значительного числа экипажей. Командование ВВС Красной Армии приняло решение на основе 420-го и 212-го авиаполков сформировать новый 748-й дбап (позднее 748-й ап ДД, затем 2-й гвардейский ап ДД, а еще позднее 37-й гвардейский бап) на самолетах ДБ-ЗФ. Уцелевшие «еры» 420-й полк передал в часть подполковника Гусева. Вскоре и она сменила наименование, превратившись в 747-й дбап (позднее 22-й гвардейский ап ДД). На 1 января 1942 г. в составе дальней авиации остался один дальнебомбардировочный авиаполк, вооруженный самолетами Ер-2.

В ходе войны Ер-2 не получил широкого распространения в советской бомбардировочной авиации. Спроектированный под мощные двигатели М-106, которые не удалось довести до серийного производства, он оказался перетяжеленным, нуждался в аэродромах больших размеров и первое время не соответствовал требованиям по надежности. Когда последнюю проблему удалось решить, машину уже сняли с производства. Хроника боевого применения Ер-2 — это история мучительных доводок силовой установки. Завершились они в 1943 г., когда на бомбардировщик установили дизели АЧ-ЗОБ...

Ер-2 с моторами МБ-100


Серийный Ер-2 с АЧ-30Б




Ер-2 выпуска 1945 года


Ер-2 с АЧ-30Б


Турель ТАТ-БТ


Носовая установка с пулемётом ШКАС


Дизель АЧ-30Б


Наружная подвеска двух бомб ФАБ-1000 на Дер-19-20


Радиаторы двигателя на Ер-2 с АЧ-30Б
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    14 июня 2013 08:12
    К сожалению этот самолёт так и не получил должного признания и распостранения в наших ВВС,в первую очередь из-за не довёдённости двигателей.
    ГСС А.И. Молодчий в воследсвии успешно воевал на американском Б-25.
    1. +4
      14 июня 2013 12:43
      Цитата: Bongo
      К сожалению этот самолёт так и не получил должного признания и распостранения в наших ВВС,в первую очередь из-за не довёдённости двигателей.

      Скорее из-за отсутствия двигателя необходимой мощности. На данный самолёт пробовали ставить разные двигатели. Первоначально он начал выпускаться с М-105-м. Недостаток мощности данного двигателя вынудил поставить двигатель Чаромского. Увы, эти авиционные дизеля так и не смогли довести до приемлемой надёжности.
    2. +1
      16 июня 2013 18:12
      очень интересно бы прочитать продолжение, особенно про дизели
  2. +4
    14 июня 2013 08:26
    Планер мне очень нравится. На него бы надежный Авиационный дизель, это мечта бомбера и патрульного, немцы получили сертификат на дизельный двигатель Jumo 204 в 1930 году, с ними летали D-2175, Junkers Ju52 1m, Junkers W41 D-1051. Потом была 205 серия Focke Wulf A17c, Dornier 18 D, E, Г, H, N, Dornier 24.

    Завершились они в 1943 г., когда на бомбардировщик установили дизели АИ-ЗОБ... (АЧ-30Б конечно) ну это понятно. Работал на керосине, его ставили на КВ.
    1. avt
      0
      14 июня 2013 10:59
      Цитата: Vadivak
      с ними летали D-2175, Junkers Ju52 1m, Junkers W41 D-1051. Потом была 205 серия Focke Wulf A17c, Dornier 18 D, E, Г, H, N, Dornier 24.

      А лодка летающая Блом Фоссовская 138 я ,моя любимая ? Папрашу не забывать ! laughing
    2. +2
      14 июня 2013 13:18
      Цитата: Vadivak
      Планер мне очень нравится.

      Проектировался данный бомбардировщик под руководством Батрини Р.Л., как развитие самолёта Сталь - 7, но в 1939 году главного конструктора арестовали и он уже продолжал работу в шаражке. Главным конструктором был назначен Захар Борисович Ценципер, под руководством руководством которого и продолжилась работа. Однако, вскоре, Сталин сместил его, а на должность Главного конструктора поставил ученика Барнини Р.Л. - Ермолаева Владимира Григорьевича. Ермолаев В.Г. закончил работы по проектирования бомбардировщика, а затем и довёл его до серийного производства.
    3. +4
      14 июня 2013 15:50
      К сожалению,довольно сложно оценить боевое применение и эксплуатационные характеристики этой машины рассматривая их отдельно от истории создания.Машина изначально создавалась под дизельные двигатели,общий уровень примененных технологий(Силовые элементы сталь,остальное алюминиевые сплавы,стабилизация центровки за счет перекачки топлива,выдвижные турели) был вполне на уровне авангарда мирового авиастроения,некоторые инженеры ставят его в один ряд с Б-29 называя вторым вариантом решения одной проблемы-дальности.Особенно впечатляют удельно-прочностные характеристики машины(он мог вполне быть пикирующим,хотя о монтаже спец оборудования на практике;мне не известно)О степени гениальности технических решений говорит беглый взгляд на ТТХ Ер-2 и Пе-2 имеющих(по факту,на первых сериях)одинаковую силовую установку.Впрочем это вполне характерно для всех"детищ"создателя этой машины Роберта Людвиговича Бартини-фантастика и гениальность в обыденных вещах.Следует сказать,что в статье речь идет о боевом пути полков на первых модификациях машины,с 43г началась реенкорнация Ер-2(с широкой кабиной),несмотря на все усилия"дизель"не стал на нем "родным"уступив место более надежным моторам Микулина.Вообще отмечалась высокая боевая живучесть самолета и его ремонтопригодность,описанные в статье трудности объясняются недостаточной квалификацией тех персоонала(все-таки Ли-2 был на порядок попроще),машина любила экипаж,при"вынужденной"все отделывались синяками(мотогондолы принимали удар на себя выступая в роли лыж)трагедии были скорее исключением.Вопрос пожаров в воздухе являлся следствием неразберихи с двигателями и связан с системой перекачки топлива(стабилизация центровки),изначально серия закладывалась под дизеля в процессе постройки перепроэктировалась сначала под М-106 потом под М-105 с последующей(предпологаемой,но так и не выполненной)заменой на АЧ.При этом плотность и вязкость различных видов топлива заводским КБ учтен не был,изменились производительности насосов и параметры давления по участкам(некоторые перепускные клапана просто не успевали срабатывать).Теперь о двигателях:созданием авиационного дизеля Алексей Дмитриевич Чаромский начал с 28г результатом 7летней работы стал двигатель АН-1(отлично работавший,стендовый образец).А вот адаптация его под конкретную конструкцию для летных испытаний вылилась в 10ти летнюю"гонку за горизонтом".Дело в том,что изначально приоритетной характеристикой была выбрана удельная мощность,что оставляло не много места для"маневра"в адаптации его на дальний бомбардировщик,для ЭУ которого ключевой параметр-удельный расход топлива.Тем более,что ТТХ будущего Ер-2 по дальности и грузоподъемности постоянно менялись.Нужно отметить,что в итоге удалось решить огромную массу технических и теоритических проблем;дефференцированый наддув,уравновешивание крутильных колебаний 2й-3й ступени,стабилизации сгорания при смене режима...Но этого добились только к 45-46г и только на опытных образцах,переход на серийный выпуск требовал модернизации отрасли в целом,при этом перспективный носитель(ядерной бомбы-стратегические задачи поменялись),значительно уступал Б-29,решение о копировании которого и стало "тихим"концом работ по авиадизелям ряда 12Ч 18\20.Но огромный объем ОКР не был растрачен,двигатель совершил революцию в скоростном судостроении после войны,устанавливался на ряд военных проэктов,не говоря о "Ракетах"и"Метеорах"(на флоте его называют М-400).Мне не известно ставился ли он на КВ,но вот сердцем ИС-7был,и все-таки основной заслугой этого дизеля для танкистов является то,что знаменитый В-2 был"сыном",конструкционно-уменьшенной копией дизеля Чаромского.
  3. avt
    +1
    14 июня 2013 09:17
    ,,Даже с учетом устранения недостатков, выявленных военной приемкой и многочисленными комиссиями в период достройки «еров», самолеты остались «сырыми». Наиболее серьезным дефектом оказалась негерметичность бензопроводов в мотогондолах."------Да ,была такая беда как и с дизельными двигателями , но в основном это были не конструктивные недостатки а неквалифицированное изготовление request Что поделать,не хватало и оборудования ,и квалифицированных кадров .А машина хорошая good На ее гражданском предшественнике собирались вокруг Земли перед войной перелет сделать и кстати по итогам работы Ер-2 был реабилитирован ее отец -основатель Бартини .
  4. Anastas
    +3
    14 июня 2013 11:00
    Нападение Германии 22 июля 1941??????
    1. +2
      14 июня 2013 21:16
      Да что удивлятся. Мне мой учитель по истории както заявил что вторая мировая началась в 42ом году))) А тут такая "мелоч"
  5. +4
    14 июня 2013 13:06
    Не озвучено в статье,что Ер 2 сделан на основе Сталь 7 талантливого Бартини.
  6. +2
    14 июня 2013 15:24
    Очень красивый самолёт! Ни на что не похож. Всё-таки Бартини обладал очень индивидуальным взглядом на конструкцию самолётов.
    1. 0
      15 июня 2013 06:46
      Цитата: пенсионер
      Очень красивый самолёт! Ни на что не похож.
      Признатся,даже не подозревал о существовании таких самолётов в ВВС СССР,а уж о боевом применении и подавно.
      + хорошей статье.
    2. 0
      13 июля 2017 15:56
      мне кажется, Бартини стоило больше думать о минимализме
      тогда бы больше его машин имело шанс на массовое производство
  7. DenchikPRO
    +1
    18 июня 2013 14:48
    хороший самолет, особенно его последние модификации(его выпуск возобновился в 1944-м году)
  8. 0
    2 мая 2018 19:58
    не знал,что ер-2 выпускали серийно
    думал, на фронт отправили несколько прототипов и на этом закончилось.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»