Фоторепортаж из подземного комплекса по ремонту подводных лодок

29


В этом обзоре я расскажу об одном из грандиознейших сооружений холодной войны, построенном в середине 20-го столетия — подземный комплекс по ремонту подводных лодок, расположенный в Балаклаве. Состоит он из базы, где производилось обслуживание субмарин (Объект 825 ГТС), а также Арсенала объекта «C» — ЦБХ. Более 40 лет, в случае военных действий, комплекс был готов на полностью автономное существование в течение месяца и мог вместить все население Балаклавы. Однако становление Украины отдельным государством, а затем принятие в стране «Безъядерного статуса», поставили крест на судьбе комплекса. Он просто стал ненужным. В период с 1993 года по 2003 год бывшая база фактически была разграблена мародерами, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы. В 2000 году объект был передан Военно-морским силам Вооруженных сил Украины. Восстанавливать и содержать такое сооружения для ВС Украины было не по карману, да и необходимости в этом не было. В 2004 году часть комплекса переоборудована в музей. Стоит отметить, что к открытию реставрационные работы не проводились.

К осмотру открыта небольшая зона вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки. За пределами экспозиции остается большая часть канала, минно-торпедная часть, генераторная с топливохранилищем, а также система недостроенных штолен.

Немного истории.

После Второй Мировой войны СССР и США стали наращивать свой ядерный потенциал. Тогда Сталин отдал Берии, курировавшему «ядерный проект», секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться атомные подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После долгих поисков выбор пал на тихую Балаклаву. Сама природа сделала городскую бухту идеальным укрытием для военного флота. Узкий извилистый пролив шириной всего 200–400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз — со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом. Большая глубина (до 17 м) позволяет подводным лодкам заходить в бухту в подводном положении вплоть до самого укрытия.



Еще в древние времена Балаклаву в качестве идеальной гавани использовали тавры, римляне, а в Cредние века – генуэзцы, османы и запорожские казаки. В наше время Балаклава является одой из популярнейших курортных бухт Крыма. Часто здесь гостят яхты президентов России и Украины, а на причале всегда можно обнаружить суда иностранных гостей.



Гора Таврос, в недрах которой расположился секретный объект, состоит из прочного мраморовидного известняка, при этом толщина породы над подземными помещениями достигает 126 м, благодаря чему сооружению присвоена первая категория противоатомной устойчивости (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 Кт).



Подземный комплекс общей площадью около 15 000 кв. метров спроектирован ленинградским проектным институтом «Гранит». В 1947 году проект визировал Сталин. В 1953-м началось строительство основной части комплекса — объекта 825 ГТС «Гидротехническое сооружение». Для проведения работ был сформирован специальный горно-строительный отряд Черноморского флота. С февраля 1956 года по личному распоряжению Хрущева к нему присоединились метростроевцы из Москвы, Харькова и Абакана, имеющие опыт горно-проходческих работ на Кавказе.



Строительство велось круглосуточно, пятью забоями, буровзрывным методом. С земной поверхности бурились шурфы — узкие технические выработки. В них закладывался взрывчатый заряд, разрушающий породу на нужной глубине. Грунт вывозили, и внутри образовавшейся штольни строили бетонную опалубку. Существенный недостаток буровзрывного метода заключается в слабо предсказуемой форме штольни и, как следствие, необходимости возводить опалубку переменной толщины. Толщина обделки стен и сводов сооружения в среднем составляет 1,5 метра, а на отдельных участках достигает 3 метров. После вывоза грунта рабочие строили металлический каркас. Затем его дополняли деревянными элементами и, наконец, забивали бетоном марки «М 400». Вплоть до 1956 года бетон подавался вручную, лопатами. Затем его стали закачивать в форму сжатым воздухом.



Строительство объекта №825 ГТС (он же спеццех судоремонтного завода с сухим доком) было завершено в 1961 году. В нем могли укрыться от ядерной атаки девять подводных лодок малого класса или семь среднего класса, а также личный состав и население Балаклавы.



В случае атомного конфликта завод мог принять весь рабочий персонал, руководство и экипажи, обеспечив их питанием, жильем, питьевой водой более чем на 30 дней. Для работников подземного завода были предусмотрены столовая, душевые, комнаты отдыха.



Немного побезобразничаем и прогуляемся, куда не пускают — к противоположному порталу.



За стеной слева расположено несколько огромных залов складского назначения. Попытка оказаться с противоположной стороны не увенчалась успехом.



В 1962 году в эксплуатацию была передана минно-торпедная часть. В этих помещениях проходила сборка и проверка торпед.



Уцелевшая схема «Кабельной сети боевой торпеды».



В 1963 году были завершены строительные работы над объектом № 820 «Арсенал» — подземной ремонтно-технической базы для хранения, сборки и установки на подводные лодки боеприпасов с ядерными боевыми зарядами.



Глубина залегания комплекса, к окончанию его возведения, относительно наивысшей точки горы, составила 126 метров. Степень прочности позволяла выдержать прямое попадание ядерного заряда мощностью до 100 килотонн, то есть в 5–7 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму.



Шкиперская (кладовая для хранения тросов, брезентов, цепей и прочего палубного имущества).



Схема объекта. Не претендует на доскональную достоверность. Желтым цветом показана экскурсионная часть.

Фоторепортаж из подземного комплекса по ремонту подводных лодок


Но это еще не все! На небольшом отдалении от северного портала расположено «Сердце объекта» — подземная автономная электростанция, а также недостроенные штольни неизвестного назначения.



1. Объект 825 ГТС.

2. Объект 820 РТБ.

3. Минно-торпедная часть.

4. Подземная электростанция.

5. Недостроенные штольни.



Именно здесь запитывались мощностями оба объекта. Однако и электростанцию можно смело назвать автономной. Связь между электростанцией и базой осуществляется через небольшой технологический коллектор.



В этих залах раньше располагались большие дизельные генераторы.



На стене остатки системы дымоотведения.









Самое захватывающее место этого объекта — огромный топливный резервуар.



Сразу отпадают вопросы о том, как такой комплекс мог существовать месяцами на автономном обеспечении. На стенах виден след от уровеня последнего заполнения резервуара.



Один из порталов в электростанцию. Слева в зарослях скрывается штольня, ведущая напрямую в минно-торпедную часть.



Здесь зачем-то поставили датчики.



Еще севернее расположена небольшая система штректов. Возможно предполагалось расширение электростанции. Судя по габаритам в этой штольне должен был расположиться ходок.



Местами встречается кирпичная кладка. Выделяются отдельные помещения.





А еще здесь стоит просто невыносимая вонь и много мусора.



На этом все. Спасибо за внимание! В следующем обзоре я расскажу про ряд интересных мест, расположенных в окрестностях Балаклавы.



А теперь вопрос к знатокам. Какое назначение имеют штольни на противоположном берегу под Крепостной горой и как они использовались раньше? Из одного из порталов на наших глазах вышел военный офицер. Подойти непосредственно к самим выходам нам помешала частная охрана домов, выстроенных на побережье.

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    9 июля 2013 07:51
    Да уж. Была страна - умели строить
    1. +3
      9 июля 2013 09:24
      Да!И масштаб поражает и природа красивая(само место уникально-ну только зелени по моему маловато),но мне больше всего понравился именно рассказ,можно даже сказать,что не фоторепортаж,а полноценная статья,сверхмеры иллюстрированная laughing Все получилось обстоятельно,кратко,интересно,статье-плюс,
    2. +14
      9 июля 2013 10:16
      Цитата: il grand casino
      Да уж. Была страна - умели строить


      Оставили наследничкам обьект, так те не придумали ничего кроме как из него мусорку сделать.
      1. +4
        9 июля 2013 11:16
        Для интересующихся вот ещё фотографии.
        http://avivas.ru/topic/obekt_825_gts___muzei_holodnoi_voini.html
      2. itkul
        +6
        9 июля 2013 15:06
        Цитата: Geisenberg
        Оставили наследничкам обьект, так те не придумали ничего кроме как из него мусорку сделать.


        Можно подумать у нас в России по другому,вот у меня в Мурманской области даже ракеты побросали

        http://urban3p.ru/object8746/

  2. Ванёк
    +4
    9 июля 2013 08:04
    Я не знаю, ... может нашим как-то выкупить ЭТО, что-ли? Хотя "ЭТОМУ" как говорится - Цены нет. Но всё равно, выкупить, восстановить и использовать по прямому назначению.
  3. +4
    9 июля 2013 08:06
    Спасибо дигерам, интересно получилось.
  4. +2
    9 июля 2013 08:20
    Бывал там, очень интересно. Но кроме как под музей врядли получится использовать.
    1. Misantrop
      +1
      9 июля 2013 21:48
      Цитата: Edge_KMV
      кроме как под музей врядли получится использовать.
      Вся беда этого комплекса в том, что там максимально могли бы размещаться ДПЛ габаритом максимум 613 проекта, т.е. тот же 641 туда уже не войдет... А вот на СФ и ТОФ было нечто похожее, но габаритом под 667 проект. В каком они сейчас состоянии, не знаю...
      1. +1
        9 июля 2013 22:02
        Дык они так сказать "умерли не успев родиться"(вход для подлодок заделан бетоном), хотя это инфа про ТОФ.
  5. +4
    9 июля 2013 08:25
    Масштаб впечатляет. Действительно умели строить
  6. Сынок
    +9
    9 июля 2013 08:59
    Прос...ли...
  7. Сирйожа
    +5
    9 июля 2013 09:04
    Вонь и горы мусора - это я об одной из последних фото... Вот почему наши люди такие свиньи? Из всего вокруг устраивают свалки, мусорки. В любом закутке куда ни глянь везде горы копятся...
    А вообще интересное место!
  8. Alexandr2510
    +5
    9 июля 2013 09:50
    Даааа! Монументальное сооружение! Спасибо за фоторепортаж с комментариями!
  9. Fastblast
    +3
    9 июля 2013 10:18
    Спасибо за статью и красивые фотокарточки! =)
  10. waisson
    +2
    9 июля 2013 10:42
    да это силла good hi
  11. +2
    9 июля 2013 11:01
    Не травите душу...
  12. FeteL
    +2
    9 июля 2013 11:04
    Спасибо, очень интересный обзор!
  13. +8
    9 июля 2013 11:12
    На самом деле объект был выведен частично из эксплуатации ещё при СССР.
    Дело в том,что современные лодки в него просто не помещаются даже Варшавянки.
  14. +6
    9 июля 2013 11:30
    Всё, что создано для безопасности народа тяжким героическим трудом наших отцов - проо безвозвратно и бесталанно.
    Поколение отцов проклянёт потомков за то, не защитили и не сберегли Родину.
  15. larsky1
    +10
    9 июля 2013 11:36
    Был там прошлым летом. Есть на что посмотреть. Зацепила табличка на входе в очередной тоннель,адресованная сотрудникам того времени -"НЕ ВСЕГДА ГОВОРИ ,ЧТО ЗНАЕШЬ, НО ВСЕГДА ЗНАЙ ЧТО ГОВОРИШЬ"
  16. +1
    9 июля 2013 11:47
    Да уж... Вот это полимер, так полимер...Ладно, хоть не мы его про...А всё равно обидно.
  17. +5
    9 июля 2013 11:55
    Вспомнилось... Давненько уж показывали про этот объект передачу. И показали экскурсию по этому объекту. Экскурсия была для школьников. Экскурсовод рассказывал им (ест-но на мове), что если бы не было запорожских казаков, то и этого ни чего бы не было. Т.к. именно казаки изобрели первую подводную лодку методом переворачивания обычной, весельной и ,располагаясь под ней, маскируясь передвигались по воде. Ни слова не соврал. Крест на всё пузо!
  18. Drosselmeyer
    +4
    9 июля 2013 12:50
    Этот объект потихоньку "бомбить" начали ещё в советское время в конце 80-х, когда его перестали использовать по назначению. Потом в 90-х, до передачи Украине, разграбление приняло повальные масштабы. А после передачи вырезалось всё железо уже служащими ВМС Украины. Там на металле многие озолотились.
    А грабили свои, родные морячки ЧФ и ВМСУ, под централизованном руководством командования.
  19. +7
    9 июля 2013 13:13
    Спасибо большущее за Вашу виртуальную экскурсию!
    Хочу сказать, что всегда, рассматривая фотографии таких объектов, как этот, РЛС "Дуга" в Припяти и т.п., испытываю двоякие чувства.
    - С одной стороны, это чувство гордости, мощи и величия.
    - С другой - боль, обида и злость.
    1. _denn
      +1
      10 июля 2013 14:35
      Хочу сказать, что всегда, рассматривая фотографии таких объектов, как этот, РЛС "Дуга" в Припяти и т.п., испытываю двоякие чувства.
      - С одной стороны, это чувство гордости, мощи и величия.
      - С другой - боль, обида и злость.


      Объект "Чернобыль - 2", насколько помню, в зоне отчуждения находится. Тут уже взрыв на ЧАЭС виноват, хотя бы не из - за развала союза забросили...
  20. +6
    9 июля 2013 13:44
    Сколько средств и человеческого труда, глупо, бездарно, преступно выброшено на ветер!
  21. Serafim1983
    +6
    9 июля 2013 15:37
    М.С. Горбачеву спасибо, почему бы его не повесить за измену родине?
  22. 0
    9 июля 2013 17:01
    неужели все было зря?
    1. 0
      9 июля 2013 22:51
      Нет. Все было не зря. Нас хотели убить, но мы выжили, благодаря всему этому
  23. Комментарий был удален.
  24. +2
    9 июля 2013 21:01
    Во что превратилось "достояние республики" ? В угоду всякого рода крикунов разбазарили военную базу - которой нет цены и сейчас!
  25. +2
    9 июля 2013 21:09
    Цитата: Edge_KMV
    Бывал там, очень интересно. Но кроме как под музей врядли получится использовать.

    Тоже бывал, впечатляет, особенно противоатомные ворота, входы в канал в воде закрывались погружными понтонами, фото тоже наснимал, не грузяться.
    Цитата: 1c-inform-city
    На самом деле объект был выведен частично из эксплуатации ещё при СССР.Дело в том,что современные лодки в него просто не помещаются даже Варшавянки.

    С-613 там базировались с торпедным вооружением, в том числе и ядерными торпедами. Ширина канала 6 с лишним метра, говорили С-ки почти в притык входили, Варшавянка 10 почти метров. Там проблема вход в бухту, если и невозможно повредить подземелье, что сомнительно при сегодняшнем развитие мощного ядерного оружия, то можно легко завалить вход в бухту и запереть все лодки. Держать лодки в бухтах даже самых защищенных нельзя, чуть намек их надо выводить и раз сосредотачивать в море.
    Цитата: larsky1
    Зацепила табличка на входе в очередной тоннель, адресованная сотрудникам того времени -"НЕ ВСЕГДА ГОВОРИ ,ЧТО ЗНАЕШЬ, НО ВСЕГДА ЗНАЙ ЧТО ГОВОРИШЬ"

    Есть такое.
  26. vkrav
    0
    9 июля 2013 21:22
    Когда кто-то судорожно пытается найти повод гордиться "самостийной и нэзалэжной" -- мне вспоминается этот завод--как станки на металлолом вывозили,как кабеля из стен выдергивали,разграбленный ЗКП флота в Алсу,"Сотка",проданный НЗ металла на заводе Малышева,и тысячи других объектов уничтоженных "украинцами".И поводы для гордости этих жовто-блакитных на этом фоне выглядят,скажем так, неубедительно.Вообще,Севастополь и окрестности--это сплошной вещдок преступлений укров.
    1. Donetskiy
      0
      10 июля 2013 01:51
      Пернул в лужу, ибо в рассеянии подобное сплошь и рядом встретить можно. Ельцин чей президент? Кто в первых рядах 12 июня 1990 года провозгласил суверенитет? Не надо нам в вину чужие грешки ставить.
      ps. А сотка жива, по-крайней мере второй дивизион.
      1. vkrav
        -1
        10 июля 2013 19:01
        Не звиздеть была команда!Пердеть в лужу-это украинская национальная привычка!Прежде чем возбухать,набрал бы в гуглях "объект Сотка".Там в картинках,даже украинец поймет.Одна из первых ссылок, если гугля свидомисть не позволяет:
        http://sevdig.sevastopol.ws/gal/gal_sotka/gal_100.html
        Но это давно...Сейчас там вообще частная собственность.А про "второй дивизион"--это недоразграбленная территория над Гончарным,надо полагать?Там даже ракеты есть,Базальты,просроченные в начале 90стых.Сторожат территорию,ждут покупателя повыгоднее.
  27. 0
    9 июля 2013 22:42
    Колоссальное сооружение, как и страна создавшая это как и многие другие вещи созданные великой страной. К сожалению всё это в прошлом, а сейчас, а сейчас нужно перестать ныть, распускать сопли, жалеть себя, вспоминая прошлое. Нужно строить новую великую империю, уважающую в первую очередь саму себя и свой народ, империю имеющую национальную идею и цель. Птица феникс, с которой так часто ассоциируют Россию, по легенде восстаёт из пепла. Я верю что это рано или поздно произойдёт, и у нас будет не только великое прошлое, но ещё и великое будущее, я упрямый оптимист. Спросите "Почему?", отвечу -"Так легче жить".
    не могу удержаться и не привести одну мысль близкую мне по духу русского философа Ивана Александровича Ильина :
    "...Россия — не человеческая пыль и не хаос. Она есть прежде всего великий народ, не промотавший своих сил и не отчаявшийся в своем призвании. Этот народ изголодался по свободному порядку, по мирному труду, по собственности и по национальной культуре. Не хороните же его преждевременно!

    Придет исторический час, он восстанет из мнимого гроба и потребует назад свои права!"
  28. shamil
    0
    9 июля 2013 23:12
    жалко! таких построек с распадом ссср много,уникальных и не очень осталось,зачем только оно нужно было украине
    "откусить охота,да рот мал.ТРУД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЖАЛКО! ТРУД ВСЕГО НАРОДА СССР коту под хвост.Растоптали нас
    по итогам холодной войны.Но Россия -это сильное государство было и будет