Современная торпеда: что есть и что будет

18
В настоящее время отмечается серьезный рост отставания России в проектировании и разработке торпедного вооружения. Долгое время ситуацию хоть, как-то сглаживало наличие в России принятых на вооружении в 1977 году ракето-торпед «Шквал», с 2005 года подобное вооружение появилось и в Германии. Имеется информация, что немецкие ракето-торпеды «Барракуда» способны развивать большую, чем «Шквал» скорость, но пока российские торпеды подобного типа распространены более широко. В целом же отставание обычных российских торпед от зарубежных аналогов достигает 20-30 лет.

Основным производителем торпед в России является ОАО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор». Данное предприятие в ходе проведения международного военно-морского салона в 2009 году («МВМС-2009») представило на суд публике свои разработки, в частности 533 мм. универсальную телеуправляемую электрическую торпеду ТЭ-2. Данная торпеда предназначена для поражения современных кораблей подводных лодок противника в любом районе Мирового океана.

Торпеда обладает следующими характеристиками: длина с катушкой (без катушки) телеуправления – 8300 (7900) мм, общая масса – 2450 кг., масса боевого заряда – 250 кг. Торпеда способна развивать скорость от 32 до 45 узлов на дальности в 15 и 25 км., соответственно и обладает сроком службы в 10 лет.

Торпеда оснащается акустической системой самонаведения (активная по надводной цели и активно-пассивная по подводной) и неконтактными электромагнитными взрывателями, а также достаточно мощным электродвигателем, обладающим устройством понижения уровня шума.
Современная торпеда: что есть и что будет

Торпеда может быть установлена на подводные лодки и корабли различных типов и по желанию заказчика выполнена в трех различных вариантах. Первый ТЭ-2-01 предполагает механический, а второй ТЭ-2-02 электрический ввод данных по обнаруженной цели. Третий вариант торпеды ТЭ-2 имеют меньшие массогабаритные показатели при длине в 6,5 метра и предназначен для использования на подводных лодках натовского образца, к примеру, на немецких подлодках проекта 209.

Торпеда ТЭ-2-02 специально разрабатывалась для вооружения атомных многоцелевых подводных лодок 971 проекта класса «Барс», которые несут ракетно-торпедное вооружение. Есть информация, что подобная АПЛ по контракту была закуплена военно-морским флотом Индии.

Самое печальное в том, что подобная торпеда уже сейчас не отвечает ряду требований предъявляемых к подобному оружию, а также уступает по своим техническим характеристикам иностранным аналогам. Все современные торпеды западного производства и даже новое торпедное оружие китайского производства имеет шланговое телеуправление. На отечественных же торпедах применяется буксируемая катушка – рудимент почти 50-летней давности. Что фактически ставит наши подводные лодки под расстрел противника с гораздо большими эффективными дистанциями по стрельбе. Не одна из представленных на выставке МВМС-2009 отечественных торпед не имела шланговой катушки телеуправления, у всех буксируемые. В свою очередь все современные торпеды оснащаются оптико-волоконной системой наведения, которая размещается на борту подводной лодки, а не на торпеде, что сводит к минимуму помехи от ложных целей.

К примеру, современная американская дистанционно-управляемая торпеда большой дальности Mk-48 разработанная для поражения скоростных подводных и надводных целей способна развивать скорость до 55 и 40 узлов на дистанциях в 38 и 50 километров соответственно (оцените при этом возможности отечественной торпеды ТЭ-2 45 и 32 узла на дальностях 15 и 25 км). Американская торпеда оборудована системой многократной атаки, которая срабатывает при потере торпедой цели. Торпеда способна самостоятельно обнаружить, осуществить захват и атаковать цель. Электронная начинка торпеды настроена таким образом, что позволяет поражать подводные лодки противника в районе командного поста, расположенного за торпедным отсеком.

Ракето-торпеда "Шквал"

Единственным положительным моментом на данный момент можно считать переход в российском флоте от тепловых к электрическим торпедам и вооружениям на ракетном топливе, которые на порядок устойчивее к всевозможным катаклизмам. Напомним, что АПЛ «Курск» со 118 членами команды на борту, которая погибла в акватории Баренцева моря в августе 2000 года, затонула в результате взрыва тепловой торпеды. Сейчас торпеды того класса, каким был вооружен подводный ракетоносец «Курск» уже сняты с производства и не эксплуатируются.

Наиболее вероятным развитием торпедного оружия в ближайшие годы станет совершенствование так называемых кавитирующих торпед (они же ракето-торпеды). Отличительной их особенностью служит носовой диск диаметром около 10 см., который создает перед торпедой воздушный пузырь, который способствует уменьшению сопротивления воды и позволяет добиваться приемлемой точности, при высокой скорости движения. Примером таких торпед служит отечественная ракета-торпеда «Шквал» диаметра 533 мм., которая способна развивать скорость до 360 км/ч, масса боевой части 210 кг., торпеда не имеет системы самонаведения.

Распространению такого вида торпед препятствует не в последнюю очередь то, что на высоких скоростях их движения трудно расшифровывать гидроакустические сигналы для управления ракето-торпедой. Подобные торпеды вместо винта используют в качестве движителя реактивный двигатель, что в свою очередь затрудняет управление ими, некоторые типы таких торпед способны двигаться только по прямой. Есть сведения, что в настоящее время ведутся работы по созданию новой модели «Шквала», которая получит систему самонаведения и увеличенный вес боевой части.
 
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. михаил
    0
    20 января 2011 14:23
    На сколько правдив автор, если его работа не соответствует тому же фильму "Ударная сила" который тут представлен?? Характеристики наших торпед судя по фильму аналогичны с современными зарубежными...
  2. Zigo
    -3
    20 января 2011 17:35
    Вообще то Курск потонул не из за взрыва торпеды,а из за атаки американской подводной лодки!
    1. неспич
      0
      31 января 2012 12:26
      sad Но атаковала то она именно торпедами...
  3. 0
    20 января 2011 18:53
    Единственная торпеда, которая имела дальность хода 50 км-это как раз и есть наша перикисно-водородная 65-76.Американская МК-48 имеет дальность хода порядка 15 км.Шквал не используется с обычной боевой частью так как прицеливание этой ракетой невозможно.Принцип ее действия не уменьшение сопротивления воды, а создание газовой каверны вокруг себя.Дальность ее хода очень невелика, и сопоставима с дальностью обнаружения лодки и даже меньше.Исходя из этого в боекомплекте современных АПЛ этих ракет нет. Автор полностью безграмотен.
  4. +6
    20 января 2011 21:17
    Я автор.

    Почему фильм должен соответствовать статье, фильм статью дополняет. Статья основана на фактах, если факты расходятся с фильмом - это лишний повод подискутировать.

    По поводу Курска без комментариев.

    По поводу дальности хода MK-48, я техническую документацию торпеды не читал. В спецслужбах или на заводе изготовителе не работаю, и даже на службе в ВМФ РФ не состою, просто почитайте, что есть в интернете в свободном доступе.

    www.warships.ru/usa/Weapons/Torpedoes/Torpedoes.htm
    www.military-memory.com/torpedoes/
    www.flot2017.com/show/history/33510

    По поводу принципа действия "Шквала" читаем здесь

    www.31bel.net/2418-supertorpeda.html

    В носовой части ракетыторпеды "Шквал" расположена специальная деталь - кавитатор. Это эллиптической формы плоская толстая пластина с заточенными краями. Кавитатор немного наклонен к оси торпеды (во фронтальном сечении он круглый) для создания подъемной силы на носу (на корме подъемная сила создается рулями). При достижении определенной скорости (около 80 м/с) вблизи края пластины кавитация достигает такой интенсивности, что образуется гигантский "пузырь", обволакивающий торпеду. При этом гидродинамическое сопротивление движению значительно уменьшается.

    Образование газовой каверны и уменьшает сопротивление воды, что позволяет ракето-торпеде иметь столь высокую скорость движения с приемлемой точностью поражения.

    Не знаю как у вас, но ракето-торпеда на АПЛ использовалась и сейчас и теперь. Раньше на лодках проекта 671
    www.navy.su/navysub1945/671ptm/index.htm

    теперь на современных 971-ых
    www.warships.ru/Russia/Fighting_Ships/PLA/index.htm

    Использовались они и на всем известным "Комсомольце" и "Курске".

    Спасибо за внимание к статье.
  5. +7
    27 января 2011 19:18
    Пишу как специалист по минно-торпедному вооружению. Служил на ПЛ проекта 971 в том числе. Старший помощник командира атомахода, допущен к самостоятельному управлению атомной подводной лодкой.
    Ракето-торпеды не используются, а стоят на вооружении, но в боекомплекте кораблей их нет, так как я и говорил не используются они с зарядом простого ВВ, а только в ядерном снаряжении, а по договору с США тактическое ядерное оружие убрано из боекомплекта кораблей.
    Принцип работы =Шкала= как и саму ракету изучал до отдельного узла. Не все так просто как пишут в открытых источниках. Поэтому дальше распростроняться не буду.
    Точности попадания нет ни какой. Подрыв происходит при прохождении заданной дистанции. там ,если память не изменяет нет даже контактного взрывателя.
    По поводу дальности хода МК-48 нам в свое время давали другие данные. Хотя в инете и указано 50 км при скорости 40 узлов.
    Удачи.
    1. navi60
      0
      25 мая 2011 15:01
      Насчет КВ - Вы не правы. Еще на системе "Бизон", спроектированной где-то в бородатые 70 годы (650 мм) и предназнченной для эксплуатации с СБЧ, контактный взрыватель все-таки был.Совсем другой вопрос в его необходимости при применеии совместно с СБЧ.
    2. 0
      9 мая 2021 12:46
      Цитата: alex20081308
      Пишу как специалист по минно-торпедному вооружению. Служил на ПЛ проекта 971 в том числе. Старший помощник командира атомахода, допущен к самостоятельному управлению атомной подводной лодкой.
      Ракето-торпеды не используются, а стоят на вооружении, но в боекомплекте кораблей их нет, так как я и говорил не используются они с зарядом простого ВВ, а только в ядерном снаряжении, а по договору с США тактическое ядерное оружие убрано из боекомплекта кораблей.
      Принцип работы =Шкала= как и саму ракету изучал до отдельного узла. Не все так просто как пишут в открытых источниках. Поэтому дальше распростроняться не буду.
      Точности попадания нет ни какой. Подрыв происходит при прохождении заданной дистанции. там ,если память не изменяет нет даже контактного взрывателя.
      По поводу дальности хода МК-48 нам в свое время давали другие данные. Хотя в инете и указано 50 км при скорости 40 узлов.
      Удачи.

      А зачем тогда пишешь про 15км?
  6. 0
    27 января 2011 21:07
    alex20081308, cпасибо за интересные комментарии.
  7. Дмитрий
    0
    6 февраля 2011 21:52
    Взрыв торпеды на борту ПЛ - сон разума. Достаточно хотябы примерно представлять, что внутри у управляемого оружия, чтобы понимать, что случайно оно не взорвётся.
  8. +2
    26 апреля 2011 20:04
    Я (честно говоря) удивлён столь плачевным положением дел в нашем минно-торпедном вооружении.
    Хотя, принимая во внимание свою службу на РК "Москва" ЧФ, многому готов поверить...
    Нет ли у уважаемых Автора и alex20081308, желания совместно доработать статью с целью устранения возможных неточностей?

    Зы: сериал "Ударная Сила" - имхо пропаганда.
    Такое - только бабкам у подъезда травить.
    Свои профильные (мор. пехота; спец.наз; СВД) серии смотрел с грустью.
    Хотя, для "бакланов малолетних" наверное - то, что нужно.
  9. Йожик
    0
    21 июня 2011 18:25
    Во второй строчке статьи слово «Швкал» необходимо заменить на слово "Шквал"
  10. ПАТРОН
    0
    12 сентября 2011 01:34
    Такая ракета-торпеда наверно уже не только у фрицев есть...
  11. dred
    -3
    1 декабря 2011 17:09
    у меня впорос сколько стоит подлодка стоит.
  12. Jupiter
    +3
    12 января 2012 23:09
    Нужно увеличивать дальность действия торпед, снижать их шумность и усложнять траекторию.
    Интересно, можно сделать такую торпеду, чтоб при атаке уходила на большую глубину (ок 1 км), заходила под корабль, а потом из грубины вертикально атаковала в днище?
    При этом было бы хорошо сделать так, чтоб на глубину и под днище торпеда заходила на каком-нибудь малошумном приводе, а при верртикальной атаке включался бы кавитирующий привод по типу ракето-торпеды! А?
  13. неспич
    -2
    31 января 2012 12:36
    Лю-ди! Вот растолкуйте мне, может я чего то не понимаю.... Зачем увеличивать дальность хода торпеды? И зачем иметь "девайсы" типа "Шквала" да ещё и бить себя в грудь и орать, что "наше--лучшее в мире!"?-- Ну не вижу я такой необходимости! Со времён постановки американцами на вооружение своих кораблей/ПЛ систем типа "Асрок"-"Саброк"(противолодочных ракет) всем уже должно быть ясно, что дальность чисто торпеде не требуется. И скорость тоже--ракета быстрее долетит.... Надводные корабли атаковать торпедами я так полагаю тоже сегодня никто не собирается--есть ПКР. И чего тогда напрягаться и тратить бабло на улучшение характеристик именно торпед?
  14. m095
    0
    31 июля 2012 11:20
    Дальность для увеличения расстояния, а чем больше расстояние, тем меньше шансов что тебя обнаружат!
  15. 0
    6 сентября 2013 09:09
    Цитата: Дмитрий
    Взрыв торпеды на борту ПЛ - сон разума. Достаточно хотябы примерно представлять, что внутри у управляемого оружия, чтобы понимать, что случайно оно не взорвётся.

    Согласен, сколько ЧП было связано с самоподрывом торпедного оружия на нашем флоте, единицы и то не серьёзные.
  16. сombat 58
    0
    8 апреля 2014 14:27
    чуть чуть изменить одну штуковину и вражеская посудина пойдет коту под хвост.Железная гарантия.
    Копеечная переделка,наши ребята сухими останутся по любому,а противник должен выучить ОТЧЕ НАШ.
    С уважением нашим морским бродягам [email protected]