"Притягивающий удачу". Эпизоды Фолклендской войны

55


…Сообщение о начале атаки поначалу не призвело особых впечатлений. «Плимут» уже третью неделю находился в зоне боевых действий, и очередная встреча с врагом теперь воспринималась, как естественное течение событий.

Главное – малыш сегодня не одинок. На траверзе «Плимута» идет современный эсминец ПВО «Шеффилд», а чуть дальше, невидимый за вуалью тумана, переваливается на волнах «Ярмут» - еще один фрегат передового британского отряда, выдвинутого к южной оконечности Фолклендов.

- Докладывает пост РЛС «Тип 993», две скоростные цели с южного направления, дистанция 10, высота 150 футов.

Тревожный взгляд с мостика в указанном направлении – там ничего, только белесая пелена брызг и косые струи дождя…

- Необходимо проверить. Свяжитесь с «Шеффилдом». Погода сегодня явно нелетная, шторм 7 баллов, горизонтальная видимость менее 800 ярдов.

- Сэр, «Шэффилд» не отвечает. Цели идут прямо на нас, подлетное время меньше 1 минуты.

- Проклятье! Они там что, оглохли? Ну чтож, нам придется действовать самостоятельно.

…Фрегат резко накренился набок, круша высоким бортом гребни волн – морякам удалось развернуть «Плимут» кормой в сторону летящих ракет, максимально уменьшив площадь его проекции. Барабанной дробью загрохотали установки «Корвус», расцвечивая воздух фейрверками пассивных помех - фрегат скрылся от ракет в спасительном облаке дипольных отражателей.

Первый аргентинский «Экзосет» просвистел мимо и исчез посреди клочьев бушующего океана. Но вторая ракета…

- Сэр, «Шеффилд» горит!

Фортуна иногда дает слишком много, но достаточно - никогда

Британский фрегат HMS Plymouth стал один из самых эффективных и удачливых кораблей, принявших участие в Фолклендской войне 1982 года. К моменту начала боевых действий, наиболее подходящим местом для «Плимута» была служба во «второй линии» - тихая должность «колониального крейсера» где-нибудь в Вест-Индии. Но жизнь распорядилась иначе: на долю устаревшего фрегата выпали жестокие морские баталии на краю Земли. Нисколько не надеясь на успех, британцы снарядили в поход эту «лохань» лишь по причине крайней скудности флота Её Величества – в Южную Атлантику направляли любого, кто был способен держать в руках оружие.

В результате получился военно-морской курьез:

Крошечный устаревший фрегат продемонстрировал чудеса универсальности и эффективного применения, громил цели на земле, на море и в воздухе, обеспечивал проведение общевойсковых и флотских операций, неоднократно служа средством огневой поддержки, «эвакуатором» и спасательным кораблем для своих менее удачливых коллег. Высаживал «точечные» десанты, использовался для транспортировки групп спецназа.

При этом, всякий раз, при попытке его уничтожить, «Плимут» отчаянно сопротивлялся, и, несмотря на все аргентинские усилия отправить сие чудо на дно, фрегат вернулся с войны, не потеряв убитым ни одного моряка из своего экипажа. Успешно прошел капремонт, а после еще шесть лет служил в различных уголках Земли в роли «британского колониального крейсера».



Хроника боевого применения фрегата достойна целого авианосного соединения.
Фрегат Её Величества «Плимут»:

а) одним из первых прибыл в зону боевых действий, на удаление 12 000 км от берегов Туманного Альбиона;

б) принял участие в уничтожении аргентинской подводной лодки «Санта Фе»;

в) ловко увернулся от выпущенной в него ПКР «Экзосет»;

г) с помощью своей 4,5' дюймовой пушечки «выдолбил» аргентинские позиции на Фолклендах и острове Южная Георгия, выпустив свыше 900 снарядов калибра 114 мм.

д) претендует на уничтожение двух «Даггеров» ВВС Аргентины (согласно британским источникам, заявленное число сбитых фрегатом самолетов достигает пяти единиц);

В конце концов, награда нашла своего героя – 8 июня 1982 года «Плимут» попал под массированный удар аргентинской авиации. Желая отпустить фрегату все грехи, летчики ВВС Аргентины всадили в него четыре 500-фунтовых «подарка» - НО УВЫ, ни одна из застрявших в корпусе «Плимута» бомб не взорвалась!
Словно заговоренный, фрегат залатал раны и продолжил выполнение задач в Южной Атлантике.
Kismet, как говорят англичане. Рок. Жребий. Фортуна.

«Плимут», определенно, был любимцем судьбы. Поход в 34 000 миль через всю Атлантику, два месяца в зоне боевых действий в «неистовых пятидесятых», ежедневные атаки и боевые повреждения, грозящие гибелью корабля - многие ли из современных боевых единиц флота способны выдержать подобное? Однако, даже в ситуации, когда вокруг пачками погибали гораздо более крупные и совершенные корабли, старый фрегат сохранял невозмутимое спокойствие и продолжал выполнять поставленные задачи, несмотря на свои малые размеры, архаичную конструкцию и отсутствие подходящего вооружения.

Подобные истории – украшения любого Военно-Морского Флота. Легендарный русский бриг «Меркурий», британский тральщик «Бенгал» и вот, наконец, «Плимут»… Отчаянное мужество, профессионализм и капля везения – подчас это дает совершенно невероятные результаты.

"Притягивающий удачу". Эпизоды Фолклендской войны


Техническая справка

HMS Plymouth – один из 14 фрегатов типа «Ротсей» (Rothesay), предназначенных для обеспечения эскортных задач, противолодочной обороны конвоев и соединений боевых кораблей в прибрежной зоне, в открытых морских районах и на просторах Мирового океана. Помимо Королевских ВМС Великобритании, фрегаты типа «Ротсей» эксплуатировались в составе ВМС ЮАР и Новой Зеландии.

Полное водоизмещение – до 2800 тонн;

Экипаж – от 152 (проект) до 235 (после модернизации);

Силовая установка: 2 котла, 2 паровые турбины суммарной мощностью 30 000 л.с.

Скорость полного хода – 28 узлов;

Топливные танки фрегата емкостью 400 тонн мазута обеспечивали дальность плавания 5200 миль на экономической скорости 12 узлов;

Вооружение:
- универсальное спаренное морское орудие Mark VI калибра 114 мм;
- 2 противолодочных бомбомета Limbo (калибр 400 мм, дальность стрельбы до 900 м)
- мелкокалиберная зенитная артиллерия: 40 мм установка «Бофорс» или несколько 20 мм автоматов «Эрликон»;
- противолодочный/многоцелевой вертолет «Уосп», кормовая посадочная площадка, ангар.


На переднем плане - трехствольный бомбомет Limbo, легкий вертолет "Уосп". Странная, игрушечного вида конструкция, торчащая в задней части надстройки, не что иное, как ЗРК "Си Кэт"

Проведенная в конце 1970-х модернизация подразумевала демонтаж одной из установок Limbo – взамен на фрегат устанавливались морской ЗРК «Си Кэт» и современные системы управления огнем. Также, для самообороны корабля от новейших средств поражения – советских ПКР, на фрегате были монтированы две 8-ствольные установки «Небворт/Корвус» для постановки облаков пассивных помех.
Запланированные по проекту 12 торпед калибра 533 мм в реальности никогда установлены не были.

Сам «Плимут» был заложен в 1958 году, спущен на воду в 1959 и принят в состав КВМС Великобритании в начале 1961 года.

Даже беглого взгляда на характеристики «Плимута» достаточно, чтобы признать - к началу 1980-х корабль полностью устарел и был ни на что не годен. Особенно смущает ПВО, состоявшее из ЗРК «Си Кэт», спаренного универсального орудия и пары «Эрликонов» времен Второй мировой войны.

При этом, как и полагается, сектор обстрела 114 мм орудия Mark VI ограничивался носовыми углами. А «грозный» зенитный ракетный комплекс «Си Кэт» уступал по своим возможностям даже ПЗРК «Стингер» - у «Стингера» хотя бы скорость ракеты в 2 раза превышала скорость звука, в то время как британское чудо «Си Кэт» стреляло дозвуковыми (!) ЗУР.
Учитывая все вышеописанное, фрегат «Плимут» был совершенно беззащитен при нападении с воздуха.

По своей «основной специальности» - обеспечение противолодочной обороны, «Плимут» выглядел не менее слабо – рассматривать трехорудийную мортиру Limbo в качестве эффективного противолодочного оружия на начало 1980-х годов не приходится. Ракетоторпед нет, самонаводящиеся противолодочные торпеды в его арсенале также отсутствуют. Единственное внятное средство – легкий вертолет «Уосп», впрочем ожидать от этой «стрекозы» с макс. взлетной массой 2,5 тонны каких-либо подвигов также не приходилось.

Противокорабельные крылатые ракеты? Автоматические зенитки с радарным наведением? Какая-либо серьезная конструктивная защита? Ничего этого на «Плимуте» не было. Британские моряки всерьез рисковали жизнью, отправляясь на этом «ведре» в самую гущу сражений.

Статистика боевого применения

Выйдя в поход в составе передового соединения, «Плимут» опередил основные силы Task Force 317 как минимум на десять суток, прибыв в район боевых действий уже в двадцатых числах апреля 1982 года. Фрегат зря времени не терял и, вместе с ледоколом и эсминцем «Энтрим», он немедленно включился в работу по «зачистке» и возвращению под британский контроль острова Южная Георгия (крошечный клочок суши в открытом океане, к востоку от Фолклендского архипелага).

Жарких боевых действий в том регионе не намечалась – каждая сторона располагала скромным количеством сил, потому дело ограничилось переброской на вертолетах групп спецназа и коротким обстрелом побережья Юж. Георгии, после чего аргентинский гарнизон из полутора сотен человек выбросил белый флаг.


Командир гарнизона капитан де корбета Альфредо Астиц подписывает Акт о капитуляции в кают-компании фрегата «Плимут»

В ходе короткой стычки у Юж. Георгии британцам удалось захватить (уничтожить) единственный аргентинский корабль в том квадрате - субмарину «Санта Фе», используемую для доставки подкрепления. В атаке принял участие и «Плимут» - отправленный на задание вертолет расстрелял «Санта Фе» малогабаритными ПКР AS-12, окончательно повредив лодку и принудив её к сдаче. Впрочем, лодка была старая – «Балао» американской постройки, времен Второй мировой, к тому же, она находилась в ужасающем техническом состоянии и утратила возможность погружаться. Тем не менее, аргентинские ВМС понесли свою первую потерю. Разминка для «Плимута» удалась.

Решив вопрос с Южной Георгией, фрегат переместился на 500 миль западнее, к Фолклендским островам – туда, где начались настоящие боевые действия. Новый район боевого маневрирования располагался в зоне действия аргентинской авиации, и каждый британский корабль ежеминутно рисковал попасть под удар с воздуха. Так и случилось – 4 мая 1982 года британский радиолокационный дозор познакомился аргентинским «вундерваффе» - сверхзвуковыми ракетоносцами «Супер Этандар», вооруженными ПКР AM39 Exocet.

Маленький «Плимут» вовремя обнаружил угрозу и благополучно скрылся под «зонтиком» дипольных отражателей. Сработал профессионализм британской команды + капля везения. В отличие от эсминца ПВО «Шэффилд», чей командир понадеялся на нелетную погоду и отключил поисковый радар (работающая РЛС создавала помехи спутниковым каналам связи). В результате, «Шеффилд» сгорел от неразорвавшейся ракеты, экипаж потерял 20 человек убитыми и имя эсминца навсегда занесено в список военно-морских курьезов.

Что касается чудесно спасшегося «Плимута», единственного, чьи действия в сложившейся обстановке оказались верны … о нем в прессе не было ни слова, ведь корабль боевых повреждений не получал, команда цела … здесь никакой сенсации не получилось.
На счастье экипажа «Плимута», встретиться с AM39 Exocet фрегату более не довелось. Врага видели лишь мельком – темные тени аргентинских самолетов, мчащихся над самой водой.

…«Ардент», «Энтилоуп», «Ковентри», «Броудсворд», «Энтрим», «Глазго», «Сэр Гэлахэд», «Сэр Ланселот», «Атланатик Конвейор»… «картонные» корабли англичан один за другим превращались в пылающие руины, к концу мая эскадра Её Величества поредела на треть.


"Плимут" ведет обстрел аргентинских позиций

Поразительно, но маленький «Плимут» по-прежнему оставался цел и невредим. Зенитчики регулярно отражали атаки аргентинской авиации, увы, все аргентинские самолеты пролетали мимо, как и выпущенные зенитные ракеты комплекса «Си Кэт»… Послевоенные исследования показали, что ни одну из потерь ВВС Аргентины нельзя достоверно приписать «Плимуту» - похоже, что все выпущенные ракеты ушли в «молоко» или их боевые части сработали на слишком большом расстоянии, чтобы нанести противнику фатальный ущерб. Впрочем, что еще ожидать от ЗРК «Си Кэт» с дозвуковыми ЗУР и ручным наведением ракет на цель?

21 мая «Плимут» эвакуировал фрегат Её Величества «Аргонавт» - этот невезучий корабль получил с неба две неразорвавшиеся бомбы. С взорвавшимися котлами, разбитой антенной РЛС и пожаром в погребе зенитного боезапаса, «Аргонавт» полностью утратил боеспособность и обязан своему спасению исключительно вовремя подоспевшему «Плимуту». Моряки с «Плимута» помогли сбить пламя и буквально вытащили поврежденный «Аргонавт» из-под вражеских атак.



Спустя две недели та же участь постигнет сам «Плимут» - четыре неразорвавшиеся бомбы! Мда… похоже, у судьбы есть хорошее чувство юмора.
Несмотря на отказавшие взрыватели, бомбы вызвали серьезные разрушения, а на корме произошла детонация глубинных бомб и возник серьезный пожар. Однако, экипажу «Плимута» и в этот раз удалось справиться с неприятностями, не потеряв ни одного человека.

14 июля 1982 года «Плимут» своим ходом вернулся в метрополию, оставив за кормой 34 000 морских миль.
Старый фрегат окончательно списали лишь в 1988 году. «Плимут» простоял 16 лет в качестве экспоната на реке Клайд (Глазго), пока очередное сокращение военного бюджета не поставило знак вопроса в его дальнейшей судьбе. В 2012 году прошла информация о продаже «Плимута» на слом, среди возможных покупателей промелькнуло аргентинское имя… Судьба легендарного корабля мог иметь феерический финал – аргентинцы, потратив столько усилий на уничтожение неуловимого фрегата, наконец, смогли бы завершить начатое, разобрав ржавый «Плимут» на гвозди. Однако, по последним данным, покупателем «фолклендского ветерана» все-таки станет Турция.




Боевые повреждения



"Ржавое ведро". HMS Plymouth в наши дни


http://www.hmsplymouth.co.uk/
http://www.wikipedia.org/
http://www.hmsplymouthtrust.co.uk/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    19 августа 2013 09:21
    Спустя две недели та же участь постигнет сам «Плимут» - четыре неразорвавшиеся бомбы!

    Везучие ссуки!
    1. +3
      19 августа 2013 11:42
      Цитата: omsbon
      Везучие

      Везение и воля провидения тут вообще и рядом не стояли.
      Спасибо "дяде Сэму" за "качественные" боеприпасы.
      Еслиб не эти "сюрпризы" то весь боеспособный флот мелкобританский на дне атлантики нашел покой. А "спор" за острова решили бы переломно "матрасовские" утюги. hi
      1. +5
        19 августа 2013 11:51
        Цитата: Папакико
        Спасибо "дяде Сэму" за "качественные" боеприпасы.

        А также за клёвые штурмовики "Скайхоук". К началу 1980-х самолет полностью устарел, но именно A-4 Skyhawk нанесли основной ущерб эскадре
        1. кузнецов 1977
          0
          19 августа 2013 13:37
          Уважаемый Олег не Ваша статья? Однако, возвращаясь на нашему предыдущему спору хочу Вам напомнить, что основные потери аргентинская авиация понесла от действий английских палубных истребителей "Си Харриер"
          Распределение потерь аргентинской авиатехники по причинам (подсчитано по материалам нижеприведенного списка, в скобках отдельно указано количество уничтоженных и захваченных британцами):

          "Мираж" III (2) - 1 сбит истребителями, 1 сбит "дружественным огнем"
          "Даггер" (11) - 9 сбиты истребителями, 2 сбиты средствами ПВО
          A-4 "Скайхок" (22) - 8 сбиты истребителями, 9 сбиты средствами ПВО, 1 разбился при уклонении от ракеты, 1 сбит "дружественным огнем", 3 потеряны по неясным причинам
          IA-58 "Пукара" (15+11) - 1 сбит истребителями, 2 сбиты средствами ПВО, 7 уничтожены на земле, 3 потеряны по небоевым причинам, 2 потеряны по неясным причинам, 11 захвачены после войны
          MB-339 (2+3) - 1 сбит средствами ПВО, 1 разбился по небоевой причине, 3 захвачены после войны
          "Канберра" (2) - 1 сбит истребителями, 1 сбит средствами ПВО
          SC.7 "Скайвэн" (2) - 1 уничтожен на земле, 1 потерян по небоевой причине
          T-34 "Турбо Ментор" (4) - 4 уничтожены на земле
          C-130 "Геркулес" (1) - 1 сбит истребителями
          Лирджет 35 (1) - 1 сбит средствами ПВО
          SA316 "Алуэтт" III (1) - 1 уничтожен на корабле
          SA330 "Пума" (6+1) - 3 сбиты средствами ПВО, 2 уничтожены на земле, 1 разбился при уклонении от атаки истребителя, 1 захвачен после войны
          "Си Линкс" (2) - 2 потеряны по небоевым причинам
          CH-47 "Чинук" (1+1) - 1 уничтожен на земле, 1 захвачен после войны
          A109 "Хирундо" (1+2) - 1 уничтожен на земле, 2 захвачены после войны
          Белл 212 (2) - 2 захвачены после войны
          UH-1 "Ирокез" (9) - 9 захвачены после войны

          ИТОГО:
          Самолеты (62+14) - 21 сбит в воздушном бою, 16 сбиты наземными средствами ПВО, 2 потеряны от "дружественного огня", 1 разбился при уклонении от ракеты, 12 уничтожены на земле, 5 потеряны по небоевым причинам, 5 потеряны по неясным причинам, 14 захвачены после войны
          Вертолеты (11+15) - 3 сбиты наземными средствами ПВО, 4 уничтожены на земле, 1 уничтожен на корабле, 1 разбился при уклонении от атаки истребителя, 2 потеряны по небоевым причинам, 15 захвачены после войны
          Из 73 летательных аппаратов, потерянных в ходе войны, 61 (83 %) является боевыми потерями, 7 (10 %) - небоевыми. Для 5 самолетов обстоятельства потери не вполне ясны. Один "Скайхок" уничтожен 30 мая при атаке британского авианосца то ли от ракеты, то ли при столкновении с обломками других самолетов, и учтен как боевая потеря. Две "Пукары" 1 мая и два "Скайхока" 9 мая не могут быть однозначно отнесены к боевым или небоевым потерям.
          После прекращения огня британскими войсками были захвачены 14 самолетов и 15 вертолетов. С учетом этой авиатехники безвозвратные потери аргентинской авиации в войне составляют 76 самолетов и 26 вертолетов.
          http://artofwar.ru/p/ponamarchuk_e/text_0230.shtml

      2. +2
        20 августа 2013 03:41
        Может лучше изучить вопрос - почему взрыватели не срабатывали? Прежде чем заговор искать
        1. TIT
          +1
          20 августа 2013 08:11
          у нас оружейники на ученьях из донного взрывателя обычно вынимали толовую шашку , а там по ходу просто к самолёту вешали бомбы прямо со складов даже не снаряжая их. Вообще в простой бомбе нет ни чего сложного, даже если и взрыватели были бракованные , кажется было время разобраться.
    2. +4
      19 августа 2013 14:41
      да там 50% бомб не взорвалось, будь они нормальные, то вся война бы по-другому повернулась
      1. +6
        19 августа 2013 14:49
        Цитата: Мак
        да там 50% бомб не взорвалось, будь они нормальные, то вся война бы по-другому повернулась

        будь на английских кораблях больше дисциплины и слаженности - тоже был бы другой результат. Будь на них зенитная артиллерия - сбили бы больше аргентинских самолетов. Зачем заниматься альтернативной историей? имеем то, что имеем
      2. Турик
        +3
        19 августа 2013 18:48
        73% не хотите?
      3. +7
        19 августа 2013 19:09
        Если бы у бабушки был ......й ,она была бы дедушкой.Лаймы в очередной раз проявили свои высокие боевые качества,и показали аргам их истинное место в мире.И Delta ниже все правильно написал про их дисциплину и слаженность,они действительно одни из лучших моряков в мире,они ДОСТОЙНЫЙ И НЕУДОБНЫЙ ПРОТИВНИК.Что касается "ржавого корыта",лейбористы за время своего правления,довели экономику и соответственно вооружённые силы страны "до ручки",и поэтому англичане накануне войны имели то,что имели,могло быть и хуже.Именно эта "маленькая победоносная война" дала Королевскому флоту так необходимое ему второе дыхание.Об этом недавно тот же Капцов рассказывал.P.S. я не англофил.
  2. +2
    19 августа 2013 09:31
    Спасибо за статью!
    После прочтения ничего другого не приходит в голову, кроме как воскликнуть: "Ну и корыто!"
    У британцев накануне войны дела шли совсем плохо, если отправляли воевать такие посудины. Да и сама эта война - нелепый набор случайностей. Если бы не погибшие люди, то вообще можно бы было всю эту свистопляску назвать фарсом. Неразорвавшиеся бомбы, "летающие керогазы" Экзосет, контейнеровозы вместо авианосцев, древние фрегаты...Желаю бриттам и дальше так "воевать".
    Олег! А Вам желаю и дальше не писать про авианосцы - так намного лучше и интереснее.
  3. +4
    19 августа 2013 09:34
    "Ваше благородие госпожа удача
    Для кого ты добрая а кому иначе"
    Удача еще никогда никому не вредила,ну и плюс собранность командира и команды.
  4. +3
    19 августа 2013 09:37
    А куда ему бомбы засадили? На фото он дымит неплохо. winked
    1. +5
      19 августа 2013 10:36
      Цитата: Iraclius
      А куда ему бомбы засадили?

      One bomb hit the flight deck, detonating a depth charge and starting a fire, one went straight through her funnel and two more destroyed her Limbo anti-submarine mortar.

      Вертолетная площадка, дымовая труба, погреб боезапаса Limbo ASW
      1. +4
        19 августа 2013 10:45
        Дааа...Учитывая, что глубинные бомбы таки сдетонировали, то как у него не отвалилась корма для меня вообще остаётся загадкой. Всё-таки у Плимута в конструкции "люминя" была меньше, чем у бедняги Шеффилда. request
  5. Kovrovsky
    0
    19 августа 2013 10:18
    Интересная статья, автору спасибо. Корабли, как и люди, есть везучие и невезучие. Пример первого "Плимут", пример второго наша АПЛ, прозванная за свои постоянные аварии "Хиросимой".
  6. +3
    19 августа 2013 10:33
    Из этих событий надо делать вывод, что бы удача не способствовала противнику, на боеприпасы боьбы и ракеты надо ставить самоликвидаторы. Застряла бомба в корпусе, самоликвидатор через 2-3 мин, а то и раньше сработал, и нет корабля.
    1. +5
      19 августа 2013 11:03
      Угу. И увеличить риск от гибели своего же корабля на самоподрывах в погребе.
      Самоликвидация - она такая...
      Вывод надо сделать другой - нехрен использовать в боевых действиях бомбы, которые провалялись на складах 30 лет. Да ещё и сделанных руками не своих рабочих.
      1. +6
        19 августа 2013 11:53
        Цитата: Iraclius
        нехрен использовать в боевых действиях бомбы, которые провалялись на складах 30 лет. Да ещё и сделанных руками не своих рабочих.

        При этом б/п линейки Mk.80 были расчитаны на сброс большой высоты, а аргентосы занимались топмачтовым бомбометанием

        В атаке А-4 Skyhawk, снято с британского эсминца
        1. +5
          19 августа 2013 11:58
          Аргам, в свою очередь повезло, что у бриттов не было вот таких штучек
          Автоматы с автоматизированным наведением, 4-5 тыс. выстр./мин х 2 (хотя в реальности палят только из одного орудия, второе остывает) - аргентинские штурмовики были бы разорваны в клочья

          Неслучайно уже в июле 1982 бритты экстренно закупили в США партию Phalanx CIWS

        2. +5
          19 августа 2013 13:26
          Низко идёт, настоящий "бостон"! winked Чем это по нему садят? Всплеск какой-то уж очень большой.
          1. +5
            19 августа 2013 16:07
            Цитата: Iraclius
            Чем это по нему садят? Всплеск какой-то уж очень большой.

            Наверное из 114 мм Mark 8
            1. +3
              19 августа 2013 16:22
              Да, вполне может быть. Тем более, что экипажи не от хорошей жизни палили по штурмовикам из всего, что может стрелять. Даже из индивидуального оружия "пачками" стреляли. lol
  7. ed65b
    +2
    19 августа 2013 12:07
    место таких кораблей вечная стоянка как музей. Действительно удивительная судьба. А командиру, звезду героя англии и памятник на родине.
  8. 0
    19 августа 2013 12:35
    «картонные» корабли англичан один за другим превращались в пылающие руины

    а что, есть в мире корабли, несущие броню, способную остановить ПКР?
    1. +3
      19 августа 2013 13:27
      Нет, но есть корабли, которые не горят и не тонут от попадания неразорвавшихся боеприпасов. yes
      1. 0
        19 августа 2013 13:35
        Цитата: Iraclius
        есть корабли, которые не горят и не тонут от попадания неразорвавшихся боеприпасов.

        "Шеффилд" сгорел от того, что невыгоревшее полностью ракетное топливо причинило пожар краски и кабелей. Такое могло случиться с любым другим кораблем. Везде есть краска и кабеля. И есть корабли как удачливые (как тот же "Плимут") и есть такие, что тонут от "чиха рядом"
        1. +5
          19 августа 2013 14:06
          У Шеффилда горели конструкционные материалы, из которых собран корпус и переборки - лёгкий сплав на основе алюминия. Наша Бора погибла по тем же причинам.
          Сталь не горит даже при условиях воспламенения компонентов РТ.
          Вот о чём речь.
          1. +3
            19 августа 2013 14:35
            Я о посыле автора - английские корабли чуть ли не сплошь картонные. Тогда справедливости ради надо вспомнить о серии из 20 советских БПК, так же имевших алюминиевый сплав и БПК "Отважный", погибший в мирное время по этой причине
            1. +3
              19 августа 2013 16:15
              Была тут статья про этот корабль. Там мы и Шеффилд помянули, и отважный экипаж Боры...И новомодные металлические сплавы. yes
            2. +1
              19 августа 2013 16:55
              Цитата: Delta
              БПК "Отважный", погибший в мирное время по этой причине

              БПК "Отважный" погиб от взрыва боекомплекта кормового ЗРК "Волна"

              - в погребе в 2 барабанах находились 15 ракет В-600. Первая ступень - пороховой реактивный двигатель ПРД-36, снаряженный 14 цилиндрическими пороховыми шашками, общим весом 280 кг. Вторая ступень представляет собой ракету, выполненную по аэродинамической схеме "утка" с крестообразными крыльями и рулями. Двигатель второй ступени снаряжен пороховой шашкой весом 125 кг. Боевая часть ракеты - осколочно-фугасная, с готовыми поражающими элементами. Общий вес боевой части - 60 кг, из них 32 кг - сплав тротила с гексогеном и 22 кг - поражающие элементы.

              В итоге, в кормовом погребе БПК почти сдетонировало 6000 кг пороха и 480 кг взрывчатки! - почти как неразрвавшаяся ПКР "Экзосет", ага

              Но "Отважный" продержался на воде еще 5 часов. Кстати, имел шанс спастись, если бы пожар не подобрался к хранилищу авиационного керосина (5 тонн) и погребу глубинных бомб для РБУ - здесь чисто просчеты в проектировании пр. 61, первенца советского ракетного флота: отсутствие автоматической системы пожаротушения, жаростойких переборок, нерациональная компоновка - пожарные расчеты не смогли попасть в аварийные помещения и предотвратить распространение пожара
              1. -1
                19 августа 2013 18:08
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                Но "Отважный" продержался на воде еще 5 часов

                А "Шеффилд" сколько продержался, помнишь?
                1. +4
                  19 августа 2013 18:15
                  Цитата: Delta
                  А "Шеффилд" сколько продержался, помнишь?

                  А "Экзосет" то хоть взорвался?))
                  1. 0
                    19 августа 2013 19:13
                    Цитата: SWEET_SIXTEEN
                    А "Экзосет" то хоть взорвался?

                    а разница в ракете? не надо опять фальсификациями заниматься. Там разница невелика, поскольку пожар - он и в Африке пожар. И без разницы откуда он возник
                    1. +2
                      19 августа 2013 19:22
                      Цитата: Delta
                      а разница в ракете?

                      1 неразорвавшаяся ПКР против 15 взорвавшихся ЗУР (6 тонн пороха, 480 кг чистого ВВ)
                      Цитата: Delta
                      разница невелика


                      Цитата: Delta
                      поскольку пожар - он и в Африке пожар. И без разницы откуда он возник

                      разница в том как он распространялся. в его интенсивности и месте возникновения

                      взрыв 6 тонн пороха и 480 кг мощного бризанта пошли "Отважному" на пользу. Так?
              2. avt
                +5
                19 августа 2013 18:09
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                - здесь чисто просчеты в проектировании пр. 61, первенца советского ракетного флота: отсутствие автоматической системы пожаротушения, жаростойких переборок, нерациональная компоновка - пожарные расчеты не смогли попасть в аварийные помещения и предотвратить распространение пожара

                ,,Два бидона керосина ,ленинградский патефон ..." Харош бред нести с умным видом ,на сайте была статья про трагедию ,,Отважного" ,поищите и посмотрите обсуждение ,выкладывал там отрывки результатов госкомисии по аварии , тогда скурпулезнейшим образом подошли к этой катастрофе ,построили макет в полный рост отсеков ЗРК и провели огневые испытания ,отрывки итогов там тоже выкладывал. Мичману надо было просто при возгорании нажать кнопку системы пожаротушения ,а не бегать - оповещать экипаж о пожаре ,корабль можно было спасти ,пожар ,при включенной системе пожаротушения из отсеков ,включая боезапас ЗРК ,не вышел бы .
    2. +4
      19 августа 2013 16:44
      Цитата: Delta
      «картонные» корабли англичан один за другим превращались в пылающие руины

      а что, есть в мире корабли, несущие броню, способную остановить ПКР?

      по-крайней мере, в мире были корабли, которые не сдохнут за 15 минут от двух 227-кг бомб, как это сделал эсминец "Ковентри" (третья попавшая в корабль Mk.82 не взорвалась)
  9. +4
    19 августа 2013 12:40
    Интересная жизнь у кораблика вышла... Везунчик редкостный. А вот экипажу и командиру надо отдать должное: работали правильно, а не разгильдяйничали, как на том же "Шеффилде".
  10. +1
    19 августа 2013 13:08
    На сколько я помню поражение "Шеффилда" они объясняли тем,что он в момент атаки вёл переговоры по спутниковой связи и типа по этому у них не была включена радиолокационная станция.А вот то что у "Плимута" экипаж и командир были грамотно подготовлены это факт.Ну и везение ни куда от этого не уйти.
    1. +3
      19 августа 2013 13:29
      Нехрен болтать во время боя. Тем более, что были предупреждены о высокой активности аргентинской авиации в районе.
  11. 0
    19 августа 2013 14:49
    С военно-технической точки зрения очень жаль, что авианосцы бриттов не схлестнулись с авиацией Аргентины.
    Как оно там, с живучестью и оборонительным потенциалом "Гермеса" и "Инвисибла"?
    1. +2
      19 августа 2013 15:16
      почему не схлестнулись? ЕМНИП "Харриеры" с "Гермеса" и "Инвинсибла" сбили 23 аргентинских самолета. Что касается самих авианосцев, то 30 мая аргентинцы предприняли последнюю попытку уничтожить один из двух английских авианосцев - "Инвинсибл", применив две оставшиеся ракеты "Экзосет". При атаке один самолет "Скайхок" из демонстративной группы сразу же был сбит кораблями охранения. Те же корабли совместно с вертолетами, используя средства РЭБ, увели ракеты с боевого курса. Однако одному штурмовику все же удалось прорваться к авианосцу и сбросить 220-кг бомбу, которая попала в палубу сзади надстройки. Аргентинцы утверждали, что повредили авианосец, англичане - что повреждений не было. Где истина - поди пойми теперь. Важно другое - ПВО в этом случае оказалась на должном уровне
      1. +1
        19 августа 2013 15:20
        Я неудачно выразился. Я про тот сценарий, когда самолёты прорвали ордер ПВО и начали лупить ракетами по авианосцу.
        1. +6
          19 августа 2013 16:33
          Цитата: Iraclius
          Я про тот сценарий, когда самолёты прорвали ордер ПВО и начали лупить ракетами по авианосцу.

          Атака 25 мая, приуроченная к национальному празднику Аргентины
          ПКР навелись на самую крупную цель - беззащитный Atlantic Conveyor

          Как прорвали охранение? Ну это уже вопрос к палубной авиции)))
    2. 0
      19 августа 2013 16:29
      Цитата: Iraclius
      Как оно там, с живучестью и оборонительным потенциалом "Гермеса" и "Инвисибла"?

      Плохо.

      Авианосные Харриеры работали с берега дежурными звеньями - для этого в бухте Сан-Карлос был построен аэродром Harrier Forward Operating Base (FOB).

      Сами "Гермес" и "Инвисибл" боялись подойти близко к островам, предпочитая держаться в 100..150 милях северо-восточнее, на пределе действия аргентинской авиации - иначе такая "жирная" цель стала бы предметом пристального внимания "Скайхоуков" и "СуперЭтандаров"
      1. 0
        19 августа 2013 16:35
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Как оно там, с живучестью и оборонительным потенциалом "Гермеса" и "Инвисибла"?
        Плохо.

        "Гермес" и "Инвисибл" боялись подойти близко к островам, предпочитая держаться в 100..150 милях северо-восточнее, на пределе действия аргентинской авиации


        живучесть корабля определяется не тем, насколько он удален от противника или насколько удачно использует свои возможности по скрытному своему расположению. Как можно делать вывод о плохой или хорошей живучести, если в авианосцы не попала ни одна ракета? или англичане должны были обязательно подойти поближе, дабы проверить насколько они живучи?))) они и без такого ложного героизма справились
        1. +2
          19 августа 2013 18:10
          Цитата: Delta
          Как оно там, с живучестью и оборонительным потенциалом "Гермеса" и "Инвисибла"?
          Плохо.

          "Гермес" и "Инвисибл" боялись подойти близко к островам, предпочитая держаться в 100..150 милях северо-восточнее, на пределе действия аргентинской авиации

          живучесть корабля определяется не тем, насколько он удален от противника или насколько удачно использует свои возможности по скрытному своему расположению. Как можно делать вывод о плохой или хорошей живучести

          Это был вывод об оборонительном потенциале "Гермеса" и "Инвинсибла". корабли боялись подойти к берегу
          Цитата: Delta
          . Как можно делать вывод о плохой или хорошей живучести, если в авианосцы не попала ни одна ракета?

          Живучесть Ав ниже плинтуса - история изобилует примерами, когда они горели как свечи от простейших средств - "Орискани" в 1966 сгорел от магниевой сигнальной ракеты
          Цитата: Delta
          или англичане должны были обязательно подойти поближе, дабы проверить насколько они живучи?)))

          Это же любители Нимицев построянно трещат о "непосредственном прикрытии" и "быстроте реагирования"

          В реальности "Гермес" шлялся гдето в 200-300 км позади эскадры и обеспечить оперативное прикрытьие десанта не смог. Результат - треть кораблей были сожжены/потоплены/повреждены
          1. +2
            19 августа 2013 19:20
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Это был вывод об оборонительном потенциале "Гермеса" и "Инвинсибла". корабли боялись подойти к берегу

            с чего бы им лишний раз рисковать??? это танк прорыва? нет, это плавучий аэродром, вообще-то.

            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Живучесть Ав ниже плинтуса - история изобилует примерами, когда они горели как свечи от простейших средств

            так же как и корабли других типов. Или у АВ физико-химические свойства иные?)))
            специально для тебя сегодня статья о АВ "Цеппелин" и о том, как его топили "всем миром" в полигонных условиях, а он-гад не тонул все никак
            1. 0
              19 августа 2013 19:43
              Цитата: Delta
              с чего бы им лишний раз рисковать?

              Это же любители Нимицев построянно трещат о "непосредственном прикрытии" и "быстроте реагирования"

              В реальности "Гермес" шлялся гдето в 200-300 км позади эскадры и обеспечить оперативное воздушное прикрытие десанта не смог. Результат - треть кораблей были сожжены/потоплены/повреждены
              Цитата: Delta
              Живучесть Ав ниже плинтуса - история изобилует примерами, когда они горели как свечи от простейших средств
              так же как и корабли других типов. Или у АВ физико-химические свойства иные?

              Огромное кол-во пожаропасного оброрудования, рассредоточенного в самых уязвимых местах корабля, в т.ч. на верхней палубе
              Цитата: Delta
              специально для тебя сегодня статья о АВ "Цеппелин" и о том, как его топили "всем миром" в полигонных условиях, а он-гад не тонул все никак

              естесвенно, ведь он был пустым - без топлива и боезапаса, голые стены

              и с чего ты решил, что авианосец следует обязательно топить? меня вполне устраивает такой результат:
            2. avt
              +2
              19 августа 2013 19:47
              Цитата: Delta
              с чего бы им лишний раз рисковать??? это танк прорыва? нет, это плавучий аэродром, вообще-то.

              А рукопашную !? Они должны были пойти на абордаж Фолклендов и дать им рукопашную !!!! laughing
              Цитата: Delta
              так же как и корабли других типов. Или у АВ физико-химические свойства иные?)))

              Конечно нет ,вот подлодки ,столь милые Олегу ,например не горят ,это вам не Нимиц какой облезлый ,злогорючий ,там кругом вода - гореть нечему и никто не подожжет . laughing
              1. 0
                19 августа 2013 19:49
                Цитата: avt
                вот подлодки ,столь милые Олегу ,например не горят ,это вам не Нимиц какой облезлый ,злогорючий ,там кругом вода - гореть нечему и никто не подожжет .

                Сколько пожаров с тяжелыми последствиями зафиксировано на американских АПЛ?
                1. +2
                  19 августа 2013 21:10
                  Цитата: SWEET_SIXTEEN
                  Сколько пожаров с тяжелыми последствиями зафиксировано на американских АПЛ?

                  58-й год "Наутилус". Возгорание, ликвидированное только через 4 часа. Данные о пострадавших и погибших противоречивы.

                  Тот же год. "Тритон" - два пожара, четыре обгоревших подводника

                  60-й год. "Сарго". Пожар и последующий взрыв двух торпед. Один человек погиб

                  84-й год. "Гитарро". Пожар, данных о погибших нет.

                  Опыт эксплуатации подводных лодок с ядерными энергоустановками в американском флоте говорит о том, что их аварийность связана со следующими основными причинами (выражена в процентном отношении к полному перечню причин аварий):

                  навигационными - около 49%;
                  авариями энергетических технических средств, в том числе ядерных установок - до 31%;
                  взрывами и пожарами, в том числе инцидентами с боеприпасами - примерно 16%;
                  авариями по другим причинам — 4%.

                  Только за период 1975-98 гг. на атомных подводных лодках США отмечено возникновение 61 пожара. (это данные Мормуля)
                  мало?
                  1. 0
                    19 августа 2013 22:49
                    Цитата: Delta
                    58-й год "Наутилус". Возгорание, ликвидированное только через 4 часа. Данные о пострадавших и погибших противоречивы.
                    Тот же год. "Тритон" - два пожара, четыре обгоревших подводника
                    60-й год. "Сарго". Пожар и последующий взрыв двух торпед. Один человек погиб
                    84-й год. "Гитарро". Пожар, данных о погибших нет.

                    Это все полная ерунда

                    Понятно, что на огромном флоте что-то ежедневно падает и возгорается. Истинным показателем служат крупные пожары, а вот их то как раз на американских лодках НЕ БЫЛО
                    При том, что АПЛ у янки было 200+

                    Я просил названить тяжелые аварии с кучей жертв и ущербом в сотни млн. долларов, подобных этим:

                    26.10.1966 - "Орискани". Матрос переносил связку сигнальных ракет, перебросив вытяжные шнуры через плечо. Одна из ракет за что-то зацепилась и от рывка шнура сработала. Матрос отбросил ее и попал в ящик с такими же ракетами. В результате взрывов и пожара в ангаре 44 погибших, 156 раненых.

                    29.06.1967 - "Форрестол". Случайный запуск ракеты "Зуни". В результате попадания ракеты в соседний самолет возник пожар, сдетонировало 9 авиабомб. Горящее топливо через пробоины в палубе полилось на нижние палубы. 134 погибших и 161 раненый, 21 самолет в минусе.

                    15.01.1969 - "Энетрпрайз". Взорвался стеллаж с четырьмя ракетами "Зуни", на который оказалась направлена реактивная струя самолета. Опять топливо полилось на нижние палубы через пробоину в летной палубе. 27 погибших, 344 раненых. -15 самолетов.

                    26.05.1981 - "Нимиц". EA-6B при посадке врезался в стоящий на палубе вертолет. Загоревшееся топливо быстро потушили и дали указания убрать обломки. Когда матросы подошли к обломкам, взорвалась ракета "Sparrow", потом последовало еще 3 взрыва. 14 убитых, 39 раненых.


                    Ну а это так, будни Нимицев)))


                    еще одно фееричное видео. Пламя метров 10, Энтерпрайз, 1998 год
                    1. алекс 241
                      +1
                      19 августа 2013 22:53
                      Привет Олег добавляю "Форрестол"
    3. avt
      +1
      19 августа 2013 19:29
      Цитата: Iraclius
      С военно-технической точки зрения очень жаль, что авианосцы бриттов не схлестнулись с авиацией Аргентины.
      Как оно там, с живучестью и оборонительным потенциалом "Гермеса" и "Инвисибла"?

      Ну тогда уж наверное схлестнулись бы бритские авианосцы с бритским , аргентос то тоже по рождению британец ,урожденный в 1942м и проданный в 1946м Warrior. laughing
  12. Essenger
    0
    19 августа 2013 14:51
    Как всегда англо-саксы на высоте!
  13. Essenger
    0
    19 августа 2013 14:51
    Как всегда англо-саксы на высоте!
    1. TIT
      +3
      19 августа 2013 17:33
      Цитата: Essenger
      Как всегда англо-саксы на высоте!


      есть у них на флоте другой пример времён 2 мировой ,типа линкор " принц оф УЭЛС " звался он , в бою с одноклассниками у него "башни клиниоло" , послали япошек бить так там сразу все зенитки сдохли .примеры бывают разные, это жизнь
  14. +4
    19 августа 2013 20:05
    А ведь Фолклендская война сама по себе очень интересна,в ней было опробовано очень много из последовавших немного позже т.н. войн будущего... И еще, сам интересуюсь теми событиями, и читая различные комменты по поводу той войны, меня не покидает ощущение, что обсуждение Фолклендской войны разными людьми в плане кого они тогда поддерживали (или поддерживали бы) очень напоминает спор двух непримиримых футбольных болельщиков, ну в общем ситуация-то располагает, две великие футбольные державы никак, ну что ж выскуажу и свое мнение, я бы в той заварухе болел за британцев laughing

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»