Во имя высших интересов Великобритании

33
Западные историки, перечисляя крупнейшие военно-морские сражения II Мировой войны, битву у Мерс-эль-Кебира стыдливо обходят стороной. И этому есть причины: 3 июля 1940 года у побережья Северной Африки в жестоком бою сошлись британская и французская эскадры. Что же произошло, по какой причине вчерашние союзники в борьбе против гитлеровской Германии стали смертельными врагами?



Прелюдия

10 мая 1940 года войска вермахта ступили на территории Бельгии и Голландии, нарушив, тем самым, нейтральный статус этих держав. 13 мая войска вермахта пересекли франко-бельгийскую границу. Французская армия была опрокинута в течение нескольких дней и уже к концу мая перестала существовать. Париж сдался на милость победителя. 14 июня немецкие войска вступили в столицу Франции и победным маршем прошли по Елисейским полям. Гитлер заставил испить Францию полную чашу позора. Был реанимирован к жизни заботливо хранимый французами вагончик, в котором в 1918 году генерал Фош принимал капитуляцию Германии. Музейный экспонат вновь заполнили люди в военных мундирах, только в этот раз капитуляцию подписывала Франция. 1/3 страны, включая сердце Франции – Париж, была оккупирована. На оставшейся территории был организован т.н. «режим Виши» (по названию курортного городка, где разместилось правительство «свободной зоны»).

Французский флот не должен стать немецким!

В распоряжении режима Виши, формально считавшегося независимым, а на практике подконтрольного гитлеровцам, оставались колониальные войска и четвертый в мире по своей мощи военно-морской флот. Дислоцировались суда в различных портах Северной и Западной Африки, часть – в Тулоне, около 200 судов стояли в различных портах Великобритании. В Лондоне всерьез опасались, что эти корабли в любой момент могут стать частью Кригсмарине. Если такое случится, объединенный итало-германский флот станет полноправным хозяином Атлантики, не говоря уже о Средиземном море. Премьер-министр Великобритании Черчилль считал, что французские корабли необходимо интернировать и разоружить, а в случае оказания сопротивления – потопить. Операция получила наименование «Катапульта».



Бросок «Катапульты»

Для осуществления операции из состава ВМС Великобритании была выделена группа, получившая наименование «Соединение Н», куда вошли 2 линкора, 1 линейный и 2 легких крейсера, 11 эсминцев и 1 авианосец. Британцы намеревались воевать со своим союзником всерьез: суда вышли в море с полным боекомплектом. Операция была назначена на 3 июля.

В ночь на 3 июля в английские порты, где стояли французские корабли, прибыли отряды коммандос. Под покровом темноты они захватывали суда и вручали капитанам ультиматумы с требованием сдать суда под охрану британских властей. Капитаны заявляли протесты, но это уже ничего не решало. Французская команда захваченного корабля ссаживалась на берег, на мачте подымался британский флаг. Эта фаза операции прошла без эксцессов, только в Портсмуте на подводной лодке «Сюркуф» успели поднять тревогу и оказали сопротивление. В перестрелке погибли французский офицер и 3 британца. В течение суток около 200 судов поменяли свою государственную принадлежность. Британский ВМФ пополнился 2 линкорами, 10 эсминцами, 7 подводными лодками.

В александрийском порту все разрешилось по обоюдному согласию: линкор «Лориан», четыре крейсера и несколько эсминцев слили топливо, сняли с орудий замки и передали их англичанам. В сенегальском Дакаре, где стояли новейший линкор «Ришелье», 3 крейсера, 3 эсминца и несколько подлодок, все прошло не столь мирно. На ультиматум французы ответили отказом. Тогда с британского авианосца взлетели торпедоносцы, заговорили орудия главного калибра. «Ришелье» получил пробоину, киль погнуло на протяжении 25м, вышел из строя один из гребных винтов. Сочтя свою миссию выполненной, британские корабли удалились. Линкор был выведен из строя и впредь использовался всего лишь как плавучая батарея.
Но самые трагические события развернулись в военно-морской базе Мерс-эль-Кебир, где разыгралось настоящее морское сражение.

Одно из крупнейших военно-морских сражений II Мировой войны

На военно-морской базе Мерс-эль-Кебир находились самые значительные силы французского флота: новейшие быстроходные линкоры «Дюнкерк» и «Страсбург», 2 старых линкора «Бретань» и «Прованс», 1 авианосец, 6 эсминцев, тральщики и др. суда. Именно они были главной целью «Соединения Н». Около 9:30 утра 3 июля британские корабли подошли к базе французских ВМС. Британцев тут явно не ждали. Французские корабли оказались запертыми в тесной бухте. К линкору «Дюнкерк», на мачте которого развевался флаг командующего эскадрой адмирала Жансуля, отправился катер с офицером, которому было поручено вручить ультиматум. Французам предлагалось на выбор:
1.Присоединиться к британскому флоту и вступить в борьбу с Германией.
2.Уйти под конвоем британских судов в Англию и там интернироваться.
3.С уменьшенными экипажами под английским эскортом уйти во французскую Вест-Индию или в порты США и интернироваться там.
4.Затопить корабли.
Срок ультиматума – 6 часов.

В ожидании ответа командующий «Соединения Н» вице-адмирал Сомервилл поднял к глазам бинокль и разглядел, как французские моряки расчехляют пушки. Уже не дожидаясь, пока катер с офицером вернется на линкор, адмирал приказал играть боевую тревогу.

С авианосца взлетели бомбардировщики. Британские корабли обрушили на французов всю мощь своих корабельных орудий. Французские корабли, береговая артиллерия вели ответный огонь. Линкор «Прованс», получив пробоину, ткнулся носом в берег. Загорелась и взорвалась «Бретань», в черных клубах дыма вознеслись к небу души 977 французских моряков. Серьезные повреждения получил «Дюнкерк». Эсминец «Могадор» получил снаряд в корму, от которого сдетонировали глубинные бомбы. Экипаж сумел выбросить практически оставшийся без кормы эсминец на мель. Французские корабли (те, кто еще остался на плаву) пошли на прорыв. Во главе шел с пылающей кормой «Страсбург», на ходу ведя огонь из всех орудий. Сомервилл приказал поставить дымовую завесу и отойти от бухты. Горящий линкор атаковали торпедоносцы. Первая волна атаки, вторая. «Страсбург» огрызался зенитным огнем и сбил 3 самолета. Вместе с лидером пробиться сквозь заслон и уйти из гавани смогли 5 эсминцев. 4 июля черный от копоти, покалеченный, но гордый «Страсбург» во главе своей маленькой эскадры вошел в порт Тулона, куда сходились остатки французского флота.



Повторный визит

6 июля «Соединение Н» вновь прибыло в Мерс-эль-Кебир. В этот раз главной ударной силой стала британская авиация. 12 торпедоносцев атаковали «Дюнкерк». Одна из торпед попала в стоявший рядом сторожевик с грузом глубинных бомб. Бомбы сдетонировали, последствия были ужасны. «Дюнкерк» получил повреждения, практически выведшие его из строя. К этому моменту взлетели с береговых аэродромов французские истребители. Еще вчера братья по оружию, английские и французские пилоты теперь смотрели друг на друга сквозь сетку прицела. Один за другим падали в море горящие английские и французские самолеты. «Дюнкерк» горел. В 1942 году он еще сможет покинуть гавань, но свою ценность, как боевой корабль, линкор потерял навсегда.

Во имя высших интересов Великобритании


Итоги

В целом итогами операции «Катапульта» в Лондоне были довольны: Великобритания обеспечила себе бесспорное господство на морских просторах. 7 французских линкоров, 4 крейсера, 8 подводных лодок, не считая других судов, тем или иным способом были выведены из игры. Королевский военно-морской флот пополнился новыми боевыми судами. И все это – не потеряв ни одного судна! Когда Черчилль докладывал о результатах операции в парламенте, депутаты устроили ему овацию.

Режим Виши после событий 3-6 июля разорвал дипломатические отношения с Лондоном и усилил антибританскую пропаганду. Генерал де Голль осудил нападение британцев на французский флот, но большего он позволить себе не мог, в своей борьбе за освобождение родины он всецело зависел от поддержки Великобритании. Рядовые французы события 3-6 июля восприняли как предательство со стороны вчерашних союзников. Возросло число коллаборационистов и добровольцев, желающих служить в войсках вермахта.

В своих мемуарах Черчилль писал: «Это был жестокий, но необходимый удар по вчерашним союзникам». История не подтвердила опасений англичан. 26 ноября 1942 года, когда в Тулон вошли немецкие танки, французские моряки затопили стоявшие в гавани суда. На дно ушли 3 линкора, 7 крейсеров, 32 эсминца, 16 подводных лодок, 18 сторожевиков и прочие суда – всего около 77 кораблей. Ни один французский корабль не достался гитлеровцам.

Но англичане никогда не подвергали сомнению целесообразность операции «Катапульта», а гибель более 1300 французских моряков, британских и французских летчиков относили к неизбежным издержкам за торжество высших интересов Великобритании.


Гавань Тулона после освобождения его союзниками. Видны остатки портовых построек и корпуса полузатопленных кораблей. Снято 30 августа 1944 года.


Тулон, Франция, во время затопления французского флота 27 ноября 1942 года до немецкой оккупации.Корабли слева направо Chamois, L'Impetueuse, La Curieuse, Dedaigneuse, Yser, и вспомогательный минный тральщик Roche Bleue. Большинство судов были спасены и служили немцам или итальянцам.


Носитель гидросамолетов Commandant Teste во время затопления 27 ноября 1942 года. Поднят только в 1946 году и по назначению уже не использовался.


Военно-морская верфь в Тулоне после затопления французского флота.
Корабли в переднем плане (слева направо): Tartu, Cassard и L'Indomptable. (Затонул, но вертикально), Vautour (полностью затонул) Aigle (опрокидывание). В далеком расстоянии частично демонтирован OBB Condorcet. Обратите внимание, оружие на пляже. Снято в конце 1944 года.


Эсминец Tartu после затопления. Фото сделано в декабре 1942.


Легкий крейсер Marseillaise после затопления.


Корма легкого крейсера Marseillaise после затопления. На заднем плане видны трубы и надстройки тяжелого крейсера Algerie


Остатки линкора "Дюнкерк". Поврежденный англичанами во время операции "Катапульта", он окончил свои дни в гавани Тулона.


Эсминец "Лав". Затоплен 27 ноября 1942 года. Поднят итальянцами в 1943 году, переименован в FR-21. Затоплен в порту Ла-Специя 9 сентября 1943 года.


На переднем плане затоплен лидер эсминцев "Жерфо", на заднем плане "Ла Галисонье" и "Жан де Вьен".


Останки линкора "Дюнкерк" взорванного и затопленного в сухом доке Тулона.


Тяжелый крейсер "Алжир" был подорван и подожжен своей командой 27 ноября, сел на грунт и горел до 16 декабря. Попытки итальянцев поднять крейсер успеха не принесли. Поднят он был лишь в 1949 году и в 1956 разделан на металл.


Останки тяжелого крейсера "Алжир"


Тяжелый крейсер "Кольбер".


Полузатопленный крейсер "Марсельез".


Горящие и затонувшие французские корабли у причальных стенок в Тулоне. Фото сделано с британского самолета.
Слева направо:
— линейный крейсер «Страсбург» класса «Дюнкерк» — затоплен экипажем, лёг на грунт на ровном киле.
— тяжёлый крейсер «Кольбер» класса «Суффрен» — затоплен, несмотря на присутствие немецких офицеров. Впоследствии на нём сдетонировали погреба.
— тяжёлый крейсер «Альжери», построен в единственном числе в ответ на появление итальянских тяжёлых крейсеров класса «Зара» — был взорван, горел 20 дней.
— лёгкий крейсер «Марсельеза» класса «Ла Галиссонье» — кингстоны по приказу капитана были открыты экипажем с одной стороны, крейсер перевернулся и взорвался, горел 7 дней.


Носовые башни тяжелого крейсера "Алжир" после окончания пожара.


Немецкие солдаты отдыхают на побережье близ Тулона на фоне живописного вида в виде уничтоженного французского эсминца "L'Adroit"


Операция "Катапульта". 3 июля 1940 года. Оран. Гибель линкора "Бретань".


Линкор "Бретань" заваливается набок.


Пожар на корме линкора "Бретань". Хорошо виден дифферент на корму.


Эсминец "Могадор" выходя из Марс-эль-Кабира 3 июля 1940 получил прямое попадание британского 381-мм снаряда в корму, что привело к детонации глубинных бомб. У эсминца полностью оторвало корму и он выбросился на мель.


Горящий линкор "Прованс" в Марс-эль-Кабире. 3 июля 1940 года.


Хорошо виден сильный пожар в районе кормовой надстройки "Прованса".
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

33 комментария
Информация
Возможность комментирования данной публикации было отключена.
  1. vladsolo56
    +18
    22 августа 2013 09:16
    Уверен что если бы поменять местами, французы поступили бы точно так же. Только русские идеалисты были всегда преданы союзническим соглашениям .
    1. +11
      22 августа 2013 11:07
      Цитата: vladsolo56
      Уверен что если бы поменять местами, французы поступили бы точно так же.

      Как бы ни "любить" бритов, но поступили они правильно, а главное своевременно, не дожидаясь, когда эти корабли нападут на них прямо. Правительство Виши - политический импотент, немцы с радостью бы забрали весь этот флот и тогда с ним пришлось бы воевать в открытом море, с потерями и геморроем. Французы, принявшие бой, тоже заслуживают уважения.
      1. +4
        22 августа 2013 14:28
        Цитата: Владимирец
        Как бы ни "любить" бритов, но поступили они правильно, а главное своевременно, не дожидаясь, когда эти корабли нападут на них прямо. Правительство Виши - политический импотент, немцы с радостью бы забрали весь этот флот и тогда с ним пришлось бы воевать в открытом море, с потерями и геморроем. Французы, принявшие бой, тоже заслуживают уважения.


        Не могу с Вами согласится. Англичане по своей природной подлости помимо того, что вероломно напали на союзников, сделали все, чтобы во первых Франция присоединилась к Германии. И даже в случае неприсоединения, утопление раритетов в Мерсе, с подвигло французов на передислокацию флота в Тулона, где он не стал добычей немцев только благодаря командам уничтожившим свои корабли. Так что подлое нападение в Мерсе не более чем подтверждение, того что нет ничего более худшего чем дружба с нагло-саксами.
      2. внук солдата
        -2
        23 августа 2013 00:19
        у них вражда исторически ведется , а здесь повод
    2. +7
      22 августа 2013 11:19
      но оставшийся флот тянул резину и таки не помогал гитрелу
      не прогнулись
    3. stroporez
      +7
      22 августа 2013 12:18
      Цитата: vladsolo56
      Только русские идеалисты были всегда преданы союзническим соглашениям .
      дык може пора кончать с благородством,идеализмом и переходить к подлянам!!????уверен, при русской смекалке ---знатные подляны получаться wassat am
    4. Довмонт
      +5
      22 августа 2013 19:41
      А вместе они собирались бомбить Баку, только немецкое наступление на Францию сорвало эти планы.
  2. +10
    22 августа 2013 09:33
    настоящие английские союзники. хотя, на мой взгляд, решиться на такое тоже надо иметь силу воли.
  3. +7
    22 августа 2013 09:53
    Только русские идеалисты были всегда преданы союзническим соглашениям

    Хм...а разве в этот момент Франция была союзницей ВБ? Заключив сепаратный мир и отказавшись от любого сопротивления?
    Кстати - ВБ (а до этого Англия) находясь 400 лет в "блестящей изоляции" как раз союзам была верна всегда (иначе ей было не выжить).
    Другое дело, что союзник, который предал, сломался, отказался от борьбы - автоматически переставал им быть на следующий же день (что опять же - правило).
    Если брать постоянных (!) союзников (Австрия до конца 19в., Португалия) то ВБ всегда дял них была очень надежным союзником.
    Другое дело попутчики.
    Ну и уж совсем странно было бы ждать их верности в союзе с Россией.
    Все-таки основные геополитические соперники в Евразии.
    Это сравнимо было бы с верностью СССР союзу с США году так в 1970 laughing - т.е. признак идиотизма.
    О об идеализме русских в отношении союзников - хотелось бы примеры wink
    1. Леха с ЗАТУЛИНКИ
      +5
      22 августа 2013 11:03
      Пожалуйста - в 1-ю мировую ЦАРСКОЕ правительство отправило бригаду наших ОТБОРНЫХ СОЛДАТ в ФРАНЦИЮ где она в полном составе и погибла в боях с немцами - я просто в ярости НАШИ РУССКИЕ ЛЮДИ ПОГИБЛИ ЗА ЧУЖИЕ ИНТЕРЕСЫ.
      1. +2
        22 августа 2013 20:39
        -На самом деле, история Русского экспедиционного Корпуса во Франции несколько более сложна... Уцелевшие в боях под Шампанью и Верденом, вступили в Русский Легион Чести и продолжали воевать, поучаствовав и в Гражданской войне... Поступление в Корпус было делом добровольным.
    2. +6
      22 августа 2013 11:19
      Цитата: cdrt
      О об идеализме русских в отношении союзников - хотелось бы примеры

      Пожалуйста-1я МВ.Армия Самсонова в Восточной Пруссии погибает за интересы Франции.Зато Париж-спасён.
  4. +3
    22 августа 2013 09:55
    Линейный Крейсер ..Худ..потопивший ..Бретань..довольно быстро за это поплатился.А вот фрицам надо было действовать активнее,добиваясь передачи себе французкого флота.Хоть он даже в потопленном виде пригодился
    1. +2
      22 августа 2013 11:23
      А вот фрицам надо было действовать активнее,добиваясь передачи себе французкого флота
      Он им не очень то и нужен был на тот момент. У Гитлера была надежда, что разгром союзников в Европе и капитуляция Франции, склонит Англию к сепаратному миру. hi
  5. +5
    22 августа 2013 09:58
    как вариант примера войны с османами за свободу Болгарии, Сербии. да и сражения Первой мировой.( трагедия в Восточной Пруссии, генерал Самсонов). штурм Варшавы. во времена Великой Отечественной. не осооб нужна была спешка, но
  6. +4
    22 августа 2013 10:05
    Ну что сказать у Британии нет союзников, есть только постоянный интересс
  7. Kovrovsky
    +4
    22 августа 2013 10:22
    Между Францией и Англией особой любви никогда не было и это сражение лишний раз это подтверждает!
  8. +7
    22 августа 2013 10:38
    Хорошая, добротная статья,максимум фактов и минимум эмоций, фотографический ряд удачно дополняет текст. На войне как на войне...
  9. +7
    22 августа 2013 10:58
    Автору спасибо за статью(+), очень познавательно. А битва между союзнивами при Марс-эль-Кабире наглядный пример всем кто служит интересам забугорных "работадателей". hi
  10. +5
    22 августа 2013 11:35
    Хорошая и нужная статья! Спасибо.
    Вот так выглядит обратная сторона войны. Не можешь или не хочешь воевать, сдался?.. Изволь не представлять опасность на будущее. Радикальное, трудное, но, тем не менее, правильное решение англичан. В противном случае (при захвате немцами фр.флота) можно было бы забыть о ленд-лизе и морских караванах в 41, 42 и 43 годах. Да и вся история второй мировой войны могла бы выглядеть по - иному.
    При всём при этом, мужество французских моряков вызывает уважение.
  11. +7
    22 августа 2013 13:02
    Все правильно Че рассудил,раз Франция сдалась и француженки уже вовсю вешались на немцев в Париже,то нефиг амморфному образованию в Виши оставлять какой-либо флот,англичане честно предложили французским морякам продолжить борьбу против нацистов вместе с Королевским флотом,ну или на худой конец отдать просто корабли англичанам до конца войны,французы начали что-то мямлить невнятное,вот Че и не стал ждать,когда Адольф приберет французский флот к рукам.
  12. Grand52
    +4
    22 августа 2013 13:16
    Почему французские моряки не присоединились к британцам? Только лишь из-за неприязни к англичанам... (которая у них еще в подкорках с глубокого средневековья). Ведь у них не было особенного выбора, немцы бы либо их захватили или бы они сами затопили свои корабли (что и вышло).
    1. 0
      22 августа 2013 14:04
      Вам бы что-то (даже хорошее) предложили в ультимативной форме, понравилось бы?
      1. Grand52
        +3
        22 августа 2013 15:22
        Тут как бы идет мировая война на секундучку, не до эмоций...
        Хотя было бы призабавно представить, что французы просто обиделись
  13. +1
    22 августа 2013 16:34
    Меня другое зацепило.
    Если война ведется на суше и одна сторона очень быстро проигрывает, то ее флот остается не удел. В количественном и качественном соотношении французский флот немецкому не уступал, а то и превосходил, но стоило немцам захватить Париж и все, флот нафиг никому не нужен.
    СССР имел самую сильную и боеспособную армию, мог за неделю дойти до Ла-Манша. Бритов достать было бы труднее, но скорее всего порвали бы тоже, а вот амеров так не достали бы, ибо советский флот был во много раз слабее американского.
    Вот что географическое положение делает..
  14. 0
    22 августа 2013 17:03
    История не терпит сослагательного наклонения - опасения англичан не подтвердились. Так что ЗАДЕКЛАРИРОВАННОГО смысла в этой подлой атаке нет. Просто воспользовались моментом чтобы свести давние счеты и устранить возможное конкурента в послевоенном будущем.

    С другой стороны, жалости к французам тоже нет. После революции они не менее "благородным" способом наложили лапу на остатки белогвардейского флота:

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_Эскадра_(1920-1924)
  15. +2
    22 августа 2013 17:48
    Британцы абсолютно правы. Не разгроми они французов, переставших быть союзниками, фактически ставших марионетками Гитлера, весь этот флот воевал бы против антигитлеровской коалиции - т.е. против СССР. Французские патриоты, которые хотели бороться за свободную Францию ушли с де Голлем в Англию. Лётчики полка "Нормандия-Неман" - из их числа.
    Остальные - соглашатели. В Кригсмарине как раз не хватало крупных надводных кораблей, так что британцы помогли и себе и нам, как союзникам. Молодцы! Тем более, что условия в ультиматуме предлагались самые разумные и корректные. У французов, похоже сыграла многовековая ненависть к англичанам.
  16. PN
    0
    22 августа 2013 18:14
    Такие корабли не должны погибать у причалов. Их вечная слава должна быть погибшими в бою, в открытом море с неравным противником.
  17. Крэнг
    +2
    22 августа 2013 18:41
    Можно сколь угодно долго обвинять англичан в подлости. В конце концов это так и есть. Но в данном конкретном случае они сделали то, что должны были сделать. Автор пишет:
    В ожидании ответа командующий «Соединения Н» вице-адмирал Сомервилл поднял к глазам бинокль и разглядел, как французские моряки расчехляют пушки.
    Ответа они ждали несколько часов, продляя и вновь продляя срок ультиматума. Я могу понять французов, которые не хотели отдавать англичашкам свои линкоры, но в данной сложившейся обстановке почему они не выбрали вполне приемлемый вариант 3?
    3.С уменьшенными экипажами под английским эскортом уйти во французскую Вест-Индию или в порты США и интернироваться там.
    Ни кто бы не отнял ничего у них. А все рассказы про то, что французы все равно затопили свои корабли при подходе немцев и значит все жертвы были напрасными, это не более чем детский лепет. Вместо британский специальных сил SAS, на борту французских линкоров с такой же легкостью могли оказаться ребята Отто Скорцени. Ладно если бы это были всякие там старые "Провансы" (хотя тоже вполне себе боеспособные кораблики). А если бы в руки к фашистам попали два монстра "Ришелье" и "Жан-Бар"? Оба по боевой мощи, защищенности и коэффициенту ВТУ (военно-технический уровень) превосходили те же "Бисмарки" и вообще претендовали на роль лучших в мире линкоров (по крайней мере в классе 40000т, уступая пожалуй лишь "Ямато"). Что бы тогда делали англичашки? Их линейный флот, хотя и довольно многочисленный, но состоящий преимущественно из старых линкоров 1МВ и весьма посредственных новых линкоров, навряд ли смог бы противостоять "Ришелье", "Жан-Бару", "Бисмарку", "Тирпицу", "Шархнодсту", "Гнейзау". Особенно после того как к ним добавилась бы итальянская четверка типа "Виторио Венетто". Тут уже не надо играть в прятки с рейдерами. Тут выходи, устраивай второй Ютланд и громи британский флот как тупых куропаток. Помощи англичанам ждать было нечего - США оставшиеся 7 линкоров (+ 3 новых типа "Вашингтон") предоставить вряд ли бы смогли. И на Тихом океане работы хватало.
    1. +3
      23 августа 2013 07:24
      Цитата: Крэнг
      А все рассказы про то, что французы все равно затопили свои корабли при подходе немцев и значит все жертвы были напрасными, это не более чем детский лепет.

      Странно. Французы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО затопили свои корабли при подходе немцев (Тулон) А рассказы об этом, значит, детский лепет? Это как?
      Цитата: Крэнг
      Ладно если бы это были всякие там старые "Провансы" (хотя тоже вполне себе боеспособные кораблики).

      Боеспособные?:) И против кого они были боеспособны?:) Их британские "R" разделали бы без напряжения.
      Цитата: Крэнг
      А если бы в руки к фашистам попали два монстра "Ришелье" и "Жан-Бар"?

      Каким, интересно знать, образом? Французы увели оба новейших линкора из Франции, Ришелье в Дакар, Жан Бар - в Касабланку. У немцев... как бы это сказать... ручки-то не коротковаты будут?:)
    2. 0
      23 августа 2013 07:45
      Я могу понять французов, которые не хотели отдавать англичашкам свои линкоры, но в данной сложившейся обстановке почему они не выбрали вполне приемлемый вариант 3?
      3.С уменьшенными экипажами под английским эскортом уйти во французскую Вест-Индию или в порты США и интернироваться там.


      А это не то же самое? Вспомним, как англы поступили с кораблями, на которых были полные экипажи. Что бы им помешало захватить корабли с половинными экипажами?
  18. -2
    22 августа 2013 20:10
    "Совесть - официальное название трусости" Оскар Уайльд.
  19. yurik
    +2
    22 августа 2013 21:43
    Французам предлагалось на выбор:
    1.Присоединиться к британскому флоту и вступить в борьбу с Германией.
    2.Уйти под конвоем британских судов в Англию и там интернироваться.
    3.С уменьшенными экипажами под английским эскортом уйти во французскую Вест-Индию или в порты США и интернироваться там.
    4.Затопить корабли.

    Если бы лягушатники выбрали первый пункт как верные союзники то не не было этого побоища, но поскольку они стали на тропу коллаборационизма то англичане поступили с ними абсолютно верно и правильно.
  20. кащей
    0
    22 августа 2013 22:19
    А вот теперь можно посмотреть под этим же углом зрения на "депортацию народов" И.В. Сталиным .... Когда на кону существование государства
  21. 0
    22 августа 2013 23:51
    Ввели мы войска в Иран, и правильно сделали. А то неизвестно, что там у персов в башке, какие тараканы.
    Так и англичане. И сделали правильно. Превентивный удар.
  22. 0
    23 августа 2013 06:57
    "В ожидании ответа командующий «Соединения Н» вице-адмирал Сомервилл поднял к глазам бинокль и разглядел, как французские моряки расчехляют пушки. Уже не дожидаясь, пока катер с офицером вернется на линкор, адмирал приказал играть боевую тревогу."

    Французский командующий отверг ультиматум, сочтя его условия унизительными. Он заявил, что, поскольку сдать свои корабли без приказа французского Адмиралтейства не имеет права, а затопить их по сохранившему силу приказу адмирала Дарлана он может только в случае опасности захвата немцами или итальянцами, остается только сражаться: французы на силу ответят силой. Это было передано Черчиллю, и в 18:25 (по лондонскому времени, или в 17:25 по местному), в преддверии истечения срока ультиматума, адмиралу Сомервиллу было передано распоряжение премьера: «Французские корабли должны либо принять наши условия, либо потопить себя или быть потопленными вами до наступления темноты».
    Тем не менее, Сомервилл открыл огонь уже в 16:54, не дожидаясь ни приказа, ни истечения срока ультиматума, с целью сохранения внезапности. Французы совершенно не ожидали такого развития событий.
    1. Grand52
      0
      23 августа 2013 09:05
      Таким образом французское Адмиралтейство не проработало программу действий. Или о чем оно думало? А очень бы неплохо позаботиться о судьбе флота в случае оккупации страны. Не обязательно же топить.
      1. +2
        23 августа 2013 09:28
        Цитата: Grand52
        Таким образом французское Адмиралтейство не проработало программу действий. Или о чем оно думало?

        Да все оно продумало.
        По итогам проигрыша Франции получилось что? Значительная часть Франции была оккупирована, да, но все же остатки сохранили статус самостоятельной державы. И эта вот держава (вишистская Франция) имела полное право владеть флотом. Который, кстати будь сказано, этой самой Франции был очень нужен, хотя бы для охраны ее же заморских колоний.
        Альтернатива у французского адмиралтейства была только одна. Адмирал Дарлан мог увести флот в Африку (моряки за ним бы пошли) или в Англию, провозгласить Виши "продажными наймитами бошей" и продолжить войну с Германией, опираясь на британскую помощь. Т.е. из Дарлана мог бы получиться де Голль, особенно с учетом того что у Дарлана имелся бы четвертый (ну, может пятый) флот мира, а у де Голля имелась только голая ж... Но следует понимать, что такой поступок (восстание против законного правительства) поставил бы Дарлана вне закона на родине, т.е. он проявил бы неподчинение и стал бы преступником. нельзя исключать и того, что Гитлер счел бы это нарушением договора и оккупировал бы ВСЮ Францию
        Вообще говоря, именно так дарлан и хотел поступить. Но Дарлану предложили пост морского министра и он...повелся
  23. labendik
    0
    25 августа 2013 17:51
    Абсолютно оправданные действия , на тот момент. И не англичане нарушили союзнические обязательства, а наоборот.А адмиралу Джансулю надо было быть как-то дальновиднее.
  24. 0
    25 августа 2013 21:35
    Правильный поступок, риски превышали чувства к союзникам.
    Это война...могли вообще разбомбить их без предупреждения.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»