Щ-211: Борьба за живучесть, длиною в полвека. Часть II. Память

8
В 90-х годах на волне антисоветских и антикоммунистических настроений во всей Восточной Европе была развернута грозная русофобская кампания. Болгария оказалась одна из совсем немногих стран, где здоровые славянские, Православные чувства взяли верх над братоубийственной клеветы. Были попытки сноса Памятника советского воина-освободителя в Пловдиве (Алёши), Памятника Советской армии в Софии и многих других. К счастью, большинство этих попыток не окончились успехом. Нормальными жителями страны были организованы мероприятия в защиту памятников. В самые тяжелые дни защитники круглосуточно жили в палатках возле памятниках, чтобы не допустить их сноса. Десятки статуй, бюсты и барельефы эпохи социализма были демонтированы с постаментов, но не были утрачены. В эти времена тонна бронзы стоила порядка $3.500, а минимальная зарплата в Болгарии была меньше $100. Тем не менее, памятники не были переплавлены. Они были бережно сохранены на протяжении более 20 лет, пока не были собраны в Музее социалистического искусства в Софии в 2011 году.

Несмотря на всеобщий успех по защите памятников, как во всякой войне, в этой тоже не обошлось без некоторых тактических неудач на отдельных участках идеологического фронта. Такой одиночной тактической потерей оказалась бронзовая плита с именем командира «Щ-211» Александра Девятко. Капитан лейтенанту не повезло вдвойне. Во-первых, он был не вообще русский, а именно советский офицер, что особенно бесило демократов и либерастов всех мастей. К слову, Девятко был украинцем, но раз он одел советскую офицерскую форму, такие подробности уже мало кого волновали. Во-вторых, его мемориальная плита стояла на одной из центральных улиц Варны. Это была и остается «морская столица» Болгарии. Здесь сходятся автомагистрали, морской и железнодорожный вокзалы и аэропорт. Здесь самые дорогие отели и рестораны, куда князьки из окраины либерального западного мира регулярно приходят, чтобы похвастаться своим положением. Каждый раз, когда они проходили по этой улице, перед ними мерцала скромная мемориальная плита младшего офицера, которой погиб возле Варны, чтобы отстоять города у Кригсмарине.



Нашим родным болгарским гадам это ещё ничего, они бы стерпели. Но в «морской столице» каждый день приходить высокое начальство из сверхдемократического и сверхлиберального Запада. Оно каждый раз спрашивало, что это за памятная доска. Услышав, что это советский офицер, потопивший возле Варны по меньшей мере двух кораблей союзников Гитлера, либералы («свободолюбцы») и гуманисты («человеколюбцы») из демократического и толерантного («человекотерпимого») Запада морщились как от невыносимой зубной боли. Кто-то был должен с этой улицы сойти и в 1993 году демократы и либерасты одержали маленькую пирровую победу. Скромную мемориальную плиту Александра Девятко снесли и унесли в неизвестном направлении. Плиту снесли, но улицу не переименовали. Ведь за такое народ бы взбунтовался, и управленцам мало бы не показалось. А плита — была, да сплыла. Мало ли что сплыло в тех мутных времён. Однажды столичная управа решила отремонтировать нескольких улиц. Вынули из старые улицы трамвайные рельсы, положили новый асфальт, а когда решили вновь поставить рельсы оказалось, что их уже и след простыл. Исчезли нескольких километров двухколейной трамвайной линии, десятки тонн рельс. А в Варне — всего лишь плита из бронзы метр на полтора, пальцем в толщины. Вроде даже и городская управа здесь ни при чём.

Так улица Александра Девятко осталась без Александра Девятко. 50 лет после окончания Великой Отечественной войны враг опять прорвался к западному побережью Чёрного моря и первым делом занялся топить советские подводные лодки. На этот раз не их самих, а память о них. «Щ-211» было не привыкать сражаться одной с могучим врагом на большом удалением от родных баз и сил прикрытия. Она не ушла с поля боя, а лишь притаилась на десятилетие, выжидая лучших времен. Она жила в сердцах тех, кто о ней помнил и её любил.

Щ-211: Борьба за живучесть, длиною в полвека. Часть II. Память


«Щ-211» на дне Чёрного моря


11 сентября 2000 года болгарские дайверы Динко Матеев и Владимир Стефанов во время ловли рапанов нашли останки неизвестной советской подводной лодки. Так как в этом районе Черного моря в 1941—1942 гг. погибло сразу несколько подводных лодок, болгарские власти не торопились сообщать о находке, потому что не исключалась возможность повторного обнаружения уже известной единицы. В августе 2001 года в Севастополе от Графской пристани стартовала четвертая историко-этнографическая экспедиция "Хождение за три моря", проводимая при поддержке Военно-Морского флота РФ, правительства российской столицы и международной организации ЮНЕСКО. Её участниками стали семь школьников из Москвы и Севастополя, завоевавшие это почетное право по результатам научной конференции "Архипелагские экспедиции русского флота". Вернувшись в Севастополе, ребята сообщили о необычной находке командованию российского Черноморского флота. В Главный штаб ВМС Болгарии был направлен соответствующий запрос. Ответ на него пришел не сразу: чтобы сказать что-то конкретное о лежащей на дне подводной лодке, требовался не только ее наружный осмотр с помощью водолазов, но и серьезная работа с архивными документами. Бывший старший водолаз ВМБ «Варна», кап. 3 ранга в отставке Росен Гевшеков организовал команду аквалангистов, в которую вошли члены местного водолазного клуба «Реликт-2002». Было установлено, что там действительно лежит советская подводная лодка времён Великой Отечественной войны типа «Щ», аналогичная подлодке «Щ-204», обнаруженной в 1983 году в 20 милях от Варны.

1 июля 2003 года из Севастополя к берегам Болгарии отправилась экспедиция из спасательного судна «ЭПРОН» и килекторного судна «КИЛ-158» Черноморского флота России. Им предстояло обследовать и идентифицировать погибшую в районе Варненского залива «Щуку». Русских в Болгарии встретили радушно. По словам официального представителя пресс-службы ЧФ капитана 2 ранга Николая Воскресенского, болгарским военным морякам «несмотря на натовскую ориентацию было очень трудно делать вид, что сегодня Россию и Болгарию ничего не связывает. Здесь по-прежнему многое осталось с советских времен: военные корабли, бляхи со звездами на ремнях матросов, автомашины, музыка и телевизионные каналы. Нередко можно услышать русский язык, хотя, если быть откровенным, нынешняя болгарская молодежь чаще отдает предпочтение английскому».

Экспедиция нашла подводную лодку вечером 4 июля 2003 года. Быстро стало ясно, что «Щука» погибла если не мгновенно, то очень быстро. Корпус подлодки был разломлен на две неравные части. Более массивная — кормовая, лежала курсом 60 градусов с креном на 5 градусов на левый борт и дифферентом 10 градусов на нос. Носовая часть была зарыта в грунт на 5 метров. Лодка сильно обросла ракушкой, слой местами достигал 20 см. Корпус подводной лодки был на 40 см покрыт илом. Ограждение прочной рубки полностью отсутствовало. Входные люки в 4-й и 7-й отсеки были открыты, а верхняя крышка рубочного люка тоже отсутствовала.

Орудие и гребный винт «Щ-211»


Всего на лодку было произведено 35 спусков, общей продолжительностью более 50 часов. На поверхность подняли несколько фрагментов лодочных механизмов, советскую каску, совершенно невредимый котелок компаса, куски лееров и изоляции — всего 28 предметов. Лучшим трофеем, конечно была 45-мм носовая пушка. К удивлению водолазов, после 62 лет пребывания под водой 21 из 24-х креплений пушки отдались в штатном режиме. После очистки многие механизмы сорокапятки оказались действующими. Наверное, это лучшая реклама русскому оружию. На выщербленном металле орудийного замка нашли едва различимый заводской номер — № 2162 и надпись «1939 год». На лафете нашли серийный номер, на штатном месте сохранился гаечный ключ. Самой большой удачей оказалась находка фрагмента металлической пластины с гербом Советского Союза. Символ уже не существующей великой страны был поднят с погибшей за её независимость подводной лодки. Пластину как самую большую ценность передавали из рук в руки. Последним, на убитой врагом подлодке, водолазы демонтировали левый трехлопастный винт с кронштейнами.

Сегодня с большой долей уверенности известно, что в координатах Ш=43°06',8 сев. широты и Д=28°07',5 вост. долготы на дне Черного моря лежит погибшая советская подводная лодка «Щ-211». Эта точка в соответствии с международными правилами объявлена братской могилой 44 советских подводников и координаты воинской славы Черноморского флота России.

На пресс-конференции в порту Варна начальник УПАСР ЧФ капитан 1 ранга Василий Васильчук озвучил основную версию гибели подлодки. Она базируется на материале, наработанном экспедицией. «Щ-211» обнаружила румынский минный заградитель «Принц Карол», следовавший курсом на Варну. По мнению В. Васильчука, первая торпедная атака на румынский минный заградитель у «Щуки» по какой-то причине сорвалась. Румынские моряки успели передать на берег сигнал опасности. Минному заградителю это не помогло. Вторым залпом со «Щуки» всё таки отправили на дно румынского аристократа. Это была последняя победа «Щ-211». Гитлеровцам были отлично знакомы позиции, на которых несли боевое патрулирование советские подводные лодки. Найти беззащитную «Щуку» на мелководье не составляло труда. С береговых аэродромов подняли авиацию. Самолеты, предположительно «Юнкерсы», зашли для атаки со стороны солнца. «Щ-211» шла в надводном положении, в котором скорость у лодки значительно выше. Подлодка рвалась к 50-метровым глубинам, где можно было укрыться под водой. Дизеля грохотали немилосердно и шума самолетных моторов на подводной лодке не услышали, как не заметили и самих самолетов. «Щуку» сначала обстреляли из крупнокалиберных пулеметов. Следы от пуль и сейчас хорошо видны на корпусе. Потом на лодку полетели бомбы. Одна из них попала в легкий корпус в районе первого и второго отсеков. Произошел взрыв, в результате которого детонировал боезапас, и были снесены слабые межотсечные переборки. Носовую часть «Щуки» просто оторвало, а сама она камнем пошла на дно, зарывшись в грунт на несколько метров. Общеизвестно, что конструктивным недостатком лодок этой серии являлась плохая продольная остойчивость. Это во многом объясняет быструю гибель лодки. Предположительно уже после затопления подводной лодки место, где обнаружили нефтяное пятно, подверглось бомбардировке глубинными бомбами с немецких кораблей.

В Варне российские военные суда встречали тепло. В знак уважения к русским морякам на здании Морского вокзала был поднят государственный флаг Российской Федерации. На борт «ЭПРОНа» прибыл Генеральный консул Российской Федерации в Варне А. Джаримов и представители командования ВМС Болгарии. На городском кладбище в Варне пришли многие болгары, в знак уважения к церемонию возложения российскими моряками венка и цветов к монументам павшим советским и болгарским воинам. Под звуки оркестра к подножию обелиска были возложены цветы, и оркестр последовательно сыграл гимнов двух стран.

В 2010 году Комиссия по культуры при управы г. Варна приняла официальное решение по возвращению паметной плочи кап. лейт. Александра Девятко и возведении его памятника возле берега Чёрного моря. Как каждой администрации в мире, болгарской тоже спешить некуда. Уже третий год подряд ищут где пропала памятная плоча (скорее всего её переплавили два десятка лет назад). Составляют планы и графики, пишут отчёты... То, что памятника всё ещё нет, для администрации — не беда. Эсли надо, они напишут отчёт почему памятник ещё не возведен, принесут извинения и своё глубокое личное человеческое сожаление, потом составят новые планы и графики... Хотелось было возмутится, но что толку? Авось, когда-нибудь, да сделают!

Для нас важно то, что «Щука» опять выиграла бой, на этот раз не в море, а на идеологическом поле военной истории. «Щ-211» в Болгарии знают, помнят и любят. Она — самая известная подводная лодка в военной истории Болгарии. Снятое с неё в 2003 орудие сейчас находится в Военно-историческом музее Черноморского флота РФ в Севастополе, а другие артефакты — в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.


Памятник «Щ-211» возле устья реки Камчия, где 11 августа 1941
высадились 14 болгарских диверсантов под командованием Цвятко Радойнова
В 90-х годах демократы не добрались до нём.


В 2010 году Болгарии посетила группа из 30 ветеранов ЧФ СССР из России и Украины. Председатель Украинской ассоциации ветеранов-подводников кап. 1 ранга в отставке Александр Владимирович Кузмин вручил мэру г. Варны памятную медаль. Советские ветераны и официальные представители болгарской власти пошли на катере к место гибели «Щ-211». Была отслужена заупокойная молитва, на волны торжественно спустили венки.



ТТД «Щ-211»

Советская дизель-электрическая подводная лодка типа «Щ», серия «Х».
Водоизмещение (надводное/подводное): 586/708 т.
Размеры: длина — 58,8 м, ширина — 6,2 м, осадка — 4,0 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 14,1/8,5 узлов.
Дальность плавания: над водой 4500 миль 8,5 узлах, под водой 100 миль при 2,5 узлах.
Силовая установка: 2 х 800 л.с. дизеля, 2 х 400 л.с. электромотора.
Вооружение: 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата (10 торпед), 2 45-мм орудия 21-К (1000 выстрелов), ПВО — пулемёт.
Глубина погружения: рабочая — 75 м, предельная — 90 м.
Экипаж: 40 человек.

Список погибших на «Щ-211» в ноябре 1941:

1. Девятко, Александр Данилович, р. 1908, командир подводной лодки, кап. л-т
2. Самойленко, Иван Евдокимович, р. 1912, военком, ст. политрук
3. Борисенко, Павел Романович, р. 19091 помощник командира, ст. л-т
4. Кораблев, Виктор Александрович, р. 1913, командир БЧ-1, ст. л-т
5. Миронов, Василий Игнатьевич, р. 1915, командир БЧ-3, л-т
6. Тростников, Алексей Иванович, р. 1907, командир БЧ-5, воентех. 2 ранга
7. Сергейчук, Саввелий Демьянович, р. 1917, нач. санитарной службы, военфельд.
8. Балтакса, Юрий Арнольдович, р. 1918, дублер командира БЧ-3, л-т
9. Шумков, Георгий Григорьевич, р. 1913 дублер командира БЧ-5, воентех. 2 ранга
10. Дубовенко, Феодор Филиппович, р. 1913,старшина гр. рулевых, гл. ст.
11. Шапаренко, Алексей Дмитриевич, р. 1914, командир отд. рулевых, ст. 2 ст.
12. Топориков, Михаил Иванович, р. 1918, старший рулевой, ст. краснофлотец
13. Сапий, Иван Тимофеевич, р. 1920, рулевой, краснофлотец
14. Гаврилов, Алексей Иванович, р. 1921, командир отд. артиллеристов, ст. 2 ст.
15. Емельянов, Петр Петрович, р. 1917, командир отд. ЭНП, ст. 2 ст.
16. Ярема, Андрей Федорович, р. 1916, рулевой, краснофлотец
17. Молчан, Виталий Александрович, р. 1921, командир отд. артиллеристов, ст. 2 ст.
18. Кветкин, Петр Сергеевич, р. 1913, старшина гр. трюмных, гл. ст.
19. Баранов, Алексей Александрович, р. 1921, командир отд. артиллеристов, ст. 2 ст.
20. Данилин, Николай Васильевич, р. 1920, старший торпедист, ст. краснофлотец
21. Рябинин, Федор Андреевич, р. 1920, торпедист, краснофлотец
22. Сотников, Павел Михайлович, р. 1915, старшина гр. радистов, ст. 1 ст.
23. Хохлов, Владимир Сергеевич, р. 1917, командир отд. радистов, ст. 2 ст.
24. Легошин, Петр Николаевич, р. 1919, радист, краснофлотец
25. Розанов, Владимир Николаевич, р. 1911, старшина гр. мотористов, мичман
26. Пузиков, Иван Филиппович, р. 1917, командир отд. мотористов, ст. 2 ст.
27. Селиди, Григорий Харламович, р. 1915, старший моторист, ст. краснофлотец
28. Сорокин, Виктор Павлович, р. 1918, старший моторист, ст. краснофлотец
29. Фурко, Василий Павлович, р. 1917, моторист, краснофлотец
30. Букатов, Владимир Владимирович, р. 1918, моторист, краснофлотец
31. Крючков, Сергей Игнатьевич, р. 1915, старшина гр. электриков, ст. 1 ст.
32. Чумак, Андрей Яковлевич, р. 1914, старший электрик, ст. краснофлотец
33. Коноваленко, Борис Артемович, р. 1918, электрик, краснофлотец
34. Кутарь, Николай Иванович, р. 1920, электрик, краснофлотец
35. Мезин, Спиридон Федосеевич, р. 1911, старшина гр. трюмных, гл. ст.
36. Кравченко, Владимир Павлович, р. 1916, командир отд. трюмных, ст. 2 ст.
37. Гаузер, Григорий Александрович, р. 1918, трюмный, краснофлотец
38. Курков, Владимир Михайлович, р. 1915, командир отд. электриков, ст. 2 ст.
39. Мочалов, Борис Яковлевич, р. 1921, трюмный, краснофлотец
40. Лифенко, Андрей Михайлович, р. 1919, трюмный, краснофлотец
41. Ивашин, Александр Никифорович, р. 1922, командир отд. СКС, краснофлотец
42. Сыпачев, Тихон Павлович, р. 1917, кок, краснофлотец
43. Плехов, Константин Миронович, р. 1920, строевой, краснофлотец
44. Грузов, Виктор Николаевич, р. 1920, электрик, краснофлотец
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    19 сентября 2013 12:50
    Вечная память героям.Спасибо Болгарскому народу за память.Мой отец во время войны был в Болгарии,о ней у него были самые тёплые воспоминания.
  2. +4
    19 сентября 2013 14:12
    Вечная Слава ГЕРОЯМ !!!! И пусть не уважение к ним останется на совести тех, за чью жизнь и свободу эти герои сражались и погибли !!!
  3. +7
    19 сентября 2013 14:51
    Цитата: I am
    И пусть не уважение к ним останется на совести тех, за чью жизнь и свободу эти герои сражались и погибли !!!

    Уважение есть и выше было упомянуто уже, болгары - не естонцы или латыши, придет время и мы снова будем вместе, уже имеются первые признаки. Слава героям!
  4. +3
    19 сентября 2013 15:53
    Пусть останутся в памяти потомков!
  5. +2
    19 сентября 2013 20:03
    Они были бережно сохранены на протяжении более 20 лет, пока не были собраны в Музее социалистического искусства в Софии в 2011 году.

    Вот в Болгарии народ отстоял памятники НАШИХ ГЕРОЕВ, а сколько памятников уничтожено в России и бывших Союзных республиках... и продолжают уничтожить, то под супермаркет какому-то дельцу понадобилась земля, как раз там, где установлен памятник, то под развлекательный центр... ДУШИ продали за $$, свою историю топчут. А их "порасль" вообще пляски на костях ГЕРОЕВ устраивает. Куда мы катимся?...
    Спасибо Болгарскому народу, вечная память ГЕРОЯМ!
  6. +1
    22 сентября 2013 13:12
    Просмотрел список лс.Только командир старше 30 лет.Пацаны свое дело знали.Служили Советскому Союзу,а не Абрамовичу!
  7. 0
    22 октября 2016 20:31
    Под номером 12 не Топориков, а Топорков. Брат моей бабушки.
  8. 0
    29 июля 2018 13:57
    Пока есть болгары, пишущие по-русски и "по-русски" - не всё ещё потеряно!