Иероглиф "верность". Тяжелые крейсеры Императорского флота Японии

39
Иероглиф "верность". Тяжелые крейсеры Императорского флота Японии


Бушует морской простор!
Далеко до острова Саво,
Стелется Млечный путь.


…В ночь на 9 августа 1942 года группа самураев обошла остров Саво против часовой стрелки, убивая каждого, кто встречался им на пути. Жертвами безумного ночного боя стали крейсера «Астория», «Канберра», «Винсеннес», «Куинси», тяжелые повреждения получил «Чикаго» и еще два эсминца. Безвозвратные потери американцев и их союзников составили 1077 человек, у японцев были умеренно повреждены три крейсера и убито 58 моряков. Уничтожив все американское соединение, самураи растворились в ночной мгле.

Погром у острова Саво вошел в американскую историю, как «второй Перл-Харбор» - настолько велика была тяжесть потерь и сильно разочарование действиями военных моряков. Так и осталось невыясненным, каким образом янки не заметили на расстоянии 20 миль грохот и вспышки морского боя, мечущиеся по небу лучи прожекторов и гроздья осветительных бомб. Нет! Вахтенные на крейсерах Северного соединения безмятежно дремали под громовые раскаты 203 мм орудий - до тех пор, пока японцы, окончательно истребив Южное соединение, не переместились к Северу и не напали на вторую группу американских кораблей.



Впечатляющая японская победа у острова Саво – заслуга тяжелых крейсеров «Тёкай», «Аоба», «Како», «Кунугаса» и «Фурутака». Крейсерские силы Императорского флота стали одним из главных аргументов в той войне – на счету кораблей этого класса записано немало громких побед: ночной бой у острова Саво, разгром эскадры союзников в Яванском море, бой в Зондском проливе, рейды в Индийский океан… - именно те события, что прославили японский флот.

Даже когда на американских кораблях появились радары, а море и воздух загудели от техники ВМС США, японские крейсеры продолжали сражаться, зачастую добиваясь эпизодических побед. Высокая защищенность позволяла им относительно успешно действовать в условиях численного превосходства противника и выдерживать многочисленные попадания бомб, артиллерийского и торпедного оружия.



Как показала практика, боевая устойчивость этих кораблей была исключительно высока. Единственное, что могло погубить бронированных монстров - обширные повреждения в подводной части корпуса. Лишь после этого, истерзанные американской взрывчаткой, они в изнеможении ложились на морское дно.

Всего их было 18. Восемнадцать самураев, каждый со своей неповторимой версией рождения, историей службы и трагической гибели. До конца войны не дожил никто.



Кубок конструкторов

Японские тяжелые крейсеры, построенные в межвоенный период, были, пожалуй, наиболее удачными кораблями в своем классе – мощнейшее наступательное вооружение, солидное бронирование (японцы сделали все, что было возможно в условиях международных ограничений), удачная противоторпедная защита и эффективные схемы контрзатопления, высокая скорость и автономность, достаточная для действий в любом районе Тихого океана.

Визитной карточкой японцев стали «лонг лэнсы» - кислородные супер-торпеды калибра 610 мм, самые мощные в мире образцы подводного оружия (для сравнения – их главный оппонент – крейсеры ВМС США были полностью лишены торпедного оружия). Оборотной стороной стала большая уязвимость японских крейсеров – попадание шального снаряда в торпедный аппарат на верхней палубе могло стать фатальным для корабля. Детонация нескольких «лонг лэнсов» полностью выводило корабль из строя.

Как и все крейсеры «вашингтонского периода», самураи жестоко страдали от перегрузки. Никакой блеф и подлог с заявленным водоизмещением выправить положение не мог – инженерам приходилось изворачиваться самым удивительным образом, чтобы, по образному выражению американцев, тоже страдавших от условий международного Договора об ограничении морских вооружений, «влить кварту жидкости в емкость, объемом в пинту».



Приходилось на чем-то экономить: главный удар был нанесен по обитаемости корабля и условиям размещения личного состава (в пределах 1,5 кв. метров на человека). Впрочем, маленькие японцы быстро привыкли к тесноте – главное, чтобы качественно работала вентиляция.

Стремление насильно ужать крейсер в заветные «10 тысяч тонн» дало необычные результаты. Неудержимая фантазия инженеров, «маскарад» с главным калибром - согласно секретным расчетам, на некоторых крейсерах была предусмотрена возможность быстрой замены 6-дюймовых орудий на мощные 8-дюймовые стволы, а также, некоторые традиционные решения японской школы кораблестроения (к примеру, форма носовой оконечности) – все это привело к созданию удивительных образцов морского оружия, что принесли немало побед Стране Восходящего солнца.



Японские крейсеры были хороши во всем, за исключением одного – их было слишком мало: 18 отчаянных самураев могли справиться с американскими крейсерами предвоенной постройки, но за каждый потерянный корабль американцы тут же «доставали из рукава» пять новых. Всего промышленность США в период с 1941 по 1945 гг. построила порядка 40 крейсеров. Япония – 5 легких крейсеров, 0 тяжелых.

На эффективности применения крейсерских сил немало сказалось научно-техническое отставание Японии. Благодаря наличию торпед и качественной подготовке к ведению ночных артиллерийских дуэлей, японские крейсеры имели приоритет на начальном этапе войны, но с появлением радаров их преимущество сошло на нет.
Вообще вся история о японских тяжелых крейсерах – жестокий эксперимент на тему: как долго сможет продержаться бронированное чудовище под непрерывными атаками с морской поверхности, с воздуха и из-под воды. В условиях многократно превосходящих сил противника и отсутствия хоть сколь-нибудь призрачного шанса на спасение.

Предлагаю уважаемым читателям познакомиться с некоторыми из этих левиафанов. Каковы были их сильные и слабые стороны? Смогли ли японские крейсеры оправдать ожидания своих создателей? Как погибали отважные корабли?

Тяжелые крейсеры типа "Фурутака"

Количество единиц в серии – 2
Годы строительства – 1922 – 1926 гг.
Полное водоизмещение – 11 300 тонн
Экипаж – 630 чел.
Толщина бронепояса – 76 мм
Главный калибр – 6 х 203 мм




Первые японские крейсеры межвоенного периода проектировались еще до вступления в силу вашингтонских ограничений. В целом, оказались весьма близки стандартам «вашингтонского крейсера», т.к. изначально планировались как крейсера-скауты в корпусе с минимально возможным водоизмещением.

Интересная схема размещения орудий главного калибра в шести одноорудийных башнях (впоследствии – заменены на три двухорудийные). Типичный для японцев волнообразный силуэт корпуса со «вздернутой» носовой оконечностью и максимально низким бортом в районе кормы. Малая высота дымовых труб, впоследствии признанная крайне неудачным решением. Интегрированный в конструкцию корпуса броневой пояс. Плохие условия для размещения личного состава – «Фурутака», в этом смысле, был худшим из японских крейсеров.

Ввиду низкой высоты борта, было запрещено пользоваться иллюминаторами во время переходов морем, что, вкупе с недостаточной вентиляцией, делало службу в тропиках крайне изнурительным мероприятием.

История гибели:

«Фурутака» - 11.10.1942 года в ходе боя у мыса Эсперанс крейсер получил жестокие повреждения от 152 и 203 мм снарядов американских крейсеров. Произошедшая следом детонация торпедного боекомплекта, усугубленная потерей хода, предрешила судьбу крейсера: спустя 2 часа пылающий «Фурутака» затонул.

«Како» - на следующий день после погрома у острова Саво, крейсер был торпедирован подводной лодкой S-44. Получив три торпеды, «Како» опрокинулся и затонул. ВМС США получили свой «утешительный приз».

Тяжелые крейсеры типа "Аоба"

Количество единиц в серии – 2
Годы строительства – 1924 – 1927 гг.
Полное водоизмещение – 11 700 тонн
Экипаж – 650 чел.
Толщина бронепояса – 76 мм
Главный калибр – 6 х 203 мм


Являются модификацией более ранних крейсеров типа «Фурутака». В отличие от предшественников, «Аоба» изначально получили двухорудийные башни. Подверглась изменению надстройка и системы управления огнем. В результате всех изменений «Аоба» оказался на 900 тонн тяжелее исходного проекта: главным недостатком крейсеров стала критически малая остойчивость.


"Аоба", лежащий на дне гавани Куре, 1945 год

История гибели:

«Аоба» - покрытый ранами крейсер смог дожить до лета 1945 года. Окончательно добит авиацией ВМС США в ходе регулярных бомбардировок военно-морской базы Куре в июле 1945 г.

«Кунугаса» - потоплен торпедоносцами с авианосца «Энтерпрайз» в ходе битвы за Гуандалканал, 14.11.1942 г.

Тяжелые крейсеры типа "Миоко" (иногда встречается "Мёко")

Количество единиц в серии – 4
Годы строительства – 1924 – 1929 гг.
Полное водоизмещение – 16 000 тонн
Экипаж – 900 чел.
Толщина бронепояса – 102 мм
Главный калибр – 10 х 203 мм




Первые «вашингтонские крейсеры» страны Восходящего солнца, со всеми своими достоинствами, недостатками и оригинальными конструкторскими решениями.

Пять башен главного калибра, три из которых размещены в носовой части корабля по схеме «пирамида» - десять орудий калибра 203 мм. Схема бронирования - в целом, аналогична принятой на крейсере «Фурутака», с усилением отдельных элементов: толщина пояса доведена до 102 мм, толщина броневой палубы над машинными отделениями достигла 70…89 мм, общий вес брони увеличился до 2052 тонн. Толщина противоторпедной защиты равнялась 2,5 метрам.

Резкий рост водоизмещения (стандартное – 11 тыс. тонн, полное могло превышать 15 тысяч тонн) потребовал значительного увеличения мощности ГЭУ. Котлы крейсеров «Миоко» изначально рассчитывались под нефтяное отопление, мощность на валах гребных винтов составила 130 000 л.с.

История гибели:

«Миоко» - в ходе лютого побоища у острова Самар был поврежден торпедой палубного торпедоносца. Несмотря на повреждения, смог доковылять до Сингапура. Во время экстренного ремонта попал под удар Б-29. Спустя месяц, 13 декабря 1944 года, был вновь торпедирован подводной лодкой USS Bergall - на этот раз восстановить боеспособность «Миоко» не удалось. Крейсер был затоплен на мелководье в гавани Сингапура и в дальнейшем использовался в качестве неподвижной артиллерийской батареи. Все то, что осталось от «Миоко», было захвачено англичанами в августе 1945 года.

«Нати» - в ноябре 1944 года в Манильской бухте подвергся массированным атакам палубной авиации ВМС США, получил попадания 10 торпед и 21 авиабомбы, разломился на три части и затонул.

«Хагуро» - потоплен британскими эсминцами в бою у Пенанга, 16 мая 1945 года.

«Асигара» - потоплен британской субмариной HMS Trenchant в проливе Бангка (Яванское море), 16 июня 1945 года.

Тяжелые крейсеры типа "Такао"

Количество единиц в серии – 4
Годы строительства – 1927 – 1932 гг.
Полное водоизмещение – 15200 - 15900 тонн
Экипаж – 900-920 чел.
Толщина бронепояса – 102 мм
Главный калибр – 10 х 203 мм




Являются закономерной эволюцией крейсеров типа «Миоко». Признаны наиболее удачным и сбалансированным проектом среди всех японских тяжелых крейсеров.

Внешне отличались массивной, бронированной надстройкой, что придавало крейсерам сходство с линкорами. Угол возвышения орудий главного калибра увеличился до 70°, что позволяло вести огонь главным калибром по воздушным целям. Неподвижные торпедные аппараты были заменены на поворотные – залп из 8 «лонг-лэнсов» на каждый борт был способен прикончить любого противника. Усилилось бронирование погребов боезапаса. Состав авиационного вооружения был расширен до двух катапульт и трех гидросамолетов. В конструкции корпуса нашла широкое применение сталь повышенной прочности марки «Дюколь» и электросварка.

История гибели:

«Такао» - попал под удар американской подлодки «Дартер» на подходе к заливу Лейте. С трудом добрался до Сингапура, где был превращен в мощную плавучую батарею. 31 июля 1945 года крейсер был окончательно уничтожен британской карликовой субмариной XE-3.

«Атаго» - 23 октября 1944 года был потоплен в море Сибуян американской субмариной «Дартер».

«Тёкай» - смертельно ранен в бою у острова Самар, в результате попадания снаряда в торпедный аппарат. Через несколько минут пылающая коробка крейсера была разбомблена палубными самолетами. Ввиду полной потери хода и боеспособности, экипаж был снят, крейсер добит эсминцем эскорта.

«Майя» - 23 октября 1944 года был потоплен в море Сибуян американской субмариной «Дейс».

Тяжелые крейсеры типа "Могами"

Количество единиц в серии – 4
Годы строительства – 1931 – 1937 гг.
Полное водоизмещение – около 15 000 тонн
Экипаж – 900 чел.
Толщина броневого пояса – 100…140 мм
Главный калибр – 10 х 203 мм


Ознакомившись с добытыми разведкой сведениями о новом японском крейсере «Могами», Главный конструктор флота Её Величества лишь присвистнул: «Они что, строят корабль из картона»?

Пятнадцать 155 мм орудий в пяти башнях ГК, универсальная артиллерия калибра 127 мм, «лонг лэнсы», 2 катапульты, 3 гидросамолета, толщина броневого пояса - до 140 мм, массивная бронированная надстройка, ГЭУ мощностью 152 тысячи л.с. … и все это поместилось в корпусе стандартным водоизмещением 8500 тонн? Японцы лгут!


"Могами" с оторванной носовой частью - результат столкновения с крейсером "Микума"

В реальности все оказалось гораздо хуже – помимо подлога с водоизмещения (стандартное в/и по секретным расчетам достигало 9500 тонн, впоследствии оно возросло до 12 000 тонн), японцы совершили ловкий фокус с артиллерией главного калибра – с началом боевых действий «бутафорские» 155 мм стволы были демонтированы и на их место встали десять грозных 203 мм орудий. «Могами» превратился в настоящий тяжелый крейсер.

Вместе с тем, крейсера типа «Могами» были чудовищно перегружены, имели плохую мореходность и критически малую остойчивость, что, в свою очередь, сказалось на их устойчивости и точности артиллерийского огня. Ввиду указанных недостатков, головной крейсер проекта - «Могами» в период с 1942 по 1943 гг. прошел модернизацию и был превращен в авианесущий крейсер – вместо кормовой группы артиллерии корабль получил ангар на 11 гидросамолетов.


Авианесущий крейсер "Могами"


История гибели:

«Могами» - поврежден артиллерийским огнем в проливе Суригао в ночь на 25 октября 1944 года, на следующий день был атакован палубной авиацией, столкнулся с крейсером «Нати» и затонул.

«Микума» - первый крейсер японского флота, потерянный во Второй мировой войне. Был атакован палубной авиацией в бою у атолла Мидуэй, 7 июня 1942 года. Детонация торпедного боекомплекта не оставила шансов на спасение: оставленный экипажем остов крейсера дрейфовал на протяжении суток, пока не скрылся под водой.


"Микума" после детонации собственных торпед. На крыше четвертой башни заметны обломки сбитого американского самолета (подобно подвигу Гастелло)

«Судзуя» - потоплен палубной авиацией в заливе Лейте, 25 октября 1944 года. Примечательно, что крейсер был назван в честь реки Сусуя на о. Сахалин.

«Кумано» - потерял носовую оконечность в стычке с американскими эсминцами в заливе Лейте, на следующей день был поврежден палубной авиацией. Через неделю, во время перехода на ремонт в Японию, был торпедирован подлодкой «Рэй», но все-таки сумел добраться до Лусона. 26 ноября 1944 года был окончательно добит палубной авиацией в гавани Санта-Крус: в крейсер попало 5 торпед, полностью разрушивших корпус «Кумано». Ох, и живучий был зверь!

Тяжелые крейсеры типа "Тонэ"

Количество единиц в серии – 2
Годы строительства – 1934 – 1939 гг.
Полное водоизмещение – 15 200 тонн
Экипаж – 870 чел.
Толщина бронепояса – 76 мм
Главный калибр – 8 х 203 мм
Особенностью «Тонэ» было развитое авиационное вооружение – до 8 гидросамолетов (в реальности не более 4).



"Тонэ" на пути к Мидуэю

Крейсер-легенда. Фантастическая боевая машина с четырьмя башнями главного калибра, сосредоточенными в носовой части корпуса.

Причудливый облик «Тонэ» был продиктован серьезным расчетом –такое расположение башен ГК позволяло уменьшить длину броневой цитадели, сэкономив несколько сотен тонн водоизмещения. За счет разгрузки кормовой оконечности и смещения весов к миделю была увеличена прочность корпуса и улучшена мореходность, уменьшился разброс залпов ГК, улучшилось поведение корабля, как артиллерийской платформы. Освобожденная кормовая часть крейсера стала базой для размещения авиации – теперь гидросамолеты не повергались риску воздействия пороховых газов, кроме того, это позволяло увеличить авиагруппу и упросить эксплуатацию авиатехники.

Однако, за всей кажущейся гениальности такого решения, размещение всех башен ГК в носовой части имело важный недостаток: появилась мертвая зона на кормовых углах – проблему частично решили, развернув пару башен ГК стволами назад. Кроме того, одно единственное попадание грозило вывести из строя весь главный калибр крейсера.



В общем, несмотря на ряд существенных и несущественных недостатков, корабли получились достойными и потрепали немало нервов своим противникам.

История гибели:

«Тонэ» - поврежденный крейсер смог ускользнуть из залива Лейте и добраться до родных берегов. Был восстановлен, но больше никогда не участвовал в боевых действиях на море. 24 июля 1945 года был потоплен американской авиацией в ходе налета на ВМБ Куре. 28 июля остов крейсера был повторно разбомблен самолетами ВМС США.

«Тикума» (также встречается «Чикума») – потоплен палубной авиацией в заливе Лейте, 25 октября 1944 года.


Тяжелый крейсер "Тикума"




Выражаю благодарность всем читателям за то, что смогли прочесть до конца весь этот список причудливых японских названий!

По материалам:
http://www.warfleet.ru/
http://www.wikipedia.org/
http://www.wunderwaffe.narod.ru/
http://hisofweapons.ucoz.ru/
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Su-9
    +9
    24 сентября 2013 08:32
    Олег, спасибо.
    Немного не в тему, но, Читая про ВМВ, множество ссылок на победы американских подводников. Вот и тут они кучу крейсеров потопили. Надо бы и их осветить в образовательных целях, а то многие думают что одни авианосцы воевали laughing
    1. +16
      24 сентября 2013 09:45
      Цитата: Автор Олег Капцов

      «Асигара» - потоплен британской субмариной HMS Trenchant
      «Кумано» во время перехода на ремонт в Японию, был торпедирован подлодкой «Рэй»,
      «Атаго» - 23 октября 1944 года был потоплен в море Сибуян американской субмариной «Дартер».
      «Майя» - 23 октября 1944 года был потоплен в море Сибуян американской субмариной «Дейс».
      «Такао» - попал под удар американской подлодки «Дартер» на подходе к заливу Лейте


      Японские моряки довольно легкомысленно относились к подводной угрозе. Достаточно сказать что суперавианосец "Синано" (был крупнейшим авианосцем в мире, его превзошел атомный «Enterprise») водоизмещением 71 890 т был атакован USS Archerfish (SS/AGSS-311) водоизмещением 1,526 t. В результате атаки был потоплен самый крупный военный корабль из всех потопленных подводными лодками.
      1. SerGL
        +3
        24 сентября 2013 18:12
        К вопросу о Синано
        Здесь, имхо, не столько доблесть американских подводников, сколько отвратительная борьба за живучесть не обученного японского экипажа.
        1. +4
          24 сентября 2013 19:50
          Цитата: SerGL
          К вопросу о Синано
          Здесь, имхо, не столько доблесть американских подводников, сколько отвратительная борьба за живучесть не обученного японского экипажа.


          Не только, у авианосца был противолодочный ордер из трех эсминцев, а он сам шел противолодочным зигзагом давая 20 узлов, однако американец не отстал....,
          1. +1
            24 сентября 2013 21:14
            Именно этот зигзаг и сыграл роковую роль.
        2. +7
          24 сентября 2013 20:10
          Цитата: SerGL
          сколько отвратительная борьба за живучесть не обученного японского экипажа.

          а также негерметизированные переборки - Синано был недостроен
          с др. стороны, известно, одна из торпед повредила топливную цистерну (на тот момент пустую) - еще бы не известно, как бы быстро погиб Синано, будь он в боеспособном состоянии, с полным запасом авиационного бензина на борту
          Цитата: Vadivak
          суперавианосец "Синано" (был крупнейшим авианосцем в мире, его превзошел атомный «Enterprise») водоизмещением 71 890 т был атакован USS Archerfish (SS/AGSS-311) водоизмещением 1,526 t.

          Случай конечно любопытный

          Но помимо Синано амерские лодки грохнули еще четыре японских авианосца: «Тайхо», «Сёкаку», «Дзунъё», «Унрю» - особенно впечатляют тяжелые Тайхо и Секаку, по 30 тыщ тонн каждый!

          А вот еще один забытый подвиг субмарин ВМС США:

          2 сентября 1944 года лодка «Финбек» получила сигнал SOS с упавшего в океан самолета. Спустя 4 часа «Финбек» прибыла в район катастрофы и вытащила из воды испуганного долговязого пилота. Спасенным оказался Джордж Герберт Буш, будущий 41-й Президент США.

          А в свободное от вахты время...
      2. +1
        24 сентября 2013 21:12
        Главный показатель авианосца это количество самолётов в его ангарах,так вот по этому показателю "Синано" я не назвал-бы "супер",по защищёности возможно он был один из самых защищённых,а вот в остальном ...
  2. +4
    24 сентября 2013 10:45
    Кстати да, хотелось бы побольше информации о действиях подводных лодок во второй мировой в Тихом океане. А то порой, правда, создается ощущение, что подлодки только в Европе, да в Атлантике воевали.
    За статью спасибо, интересно почитать.
    1. redwolf_13
      +1
      24 сентября 2013 16:15
      Есть отличная книга командира флотилии подводных лодок США на тихом океане "Колокола дьявола". Советую написана неплохо и переведена хорошо издавалось в 1995 году
      1. +1
        24 сентября 2013 19:07
        Цитата: redwolf_13
        Есть отличная книга командира флотилии подводных лодок США на тихом океане "Колокола дьявола

        Спасибо. Но также не помешала бы и некая обзорная статья.
      2. Eugeniy_369
        +2
        24 сентября 2013 21:26
        Цитата: redwolf_13
        Есть отличная книга командира флотилии подводных лодок США на тихом океане "Колокола дьявола". Советую написана неплохо и переведена хорошо издавалось в 1995 году

        Я Роско "Боевые действия подводных лодок США во второй мировой войне" читал. Добротная книга, даже можно сказать анализ подводной войны. Информации много и статистика есть, но только проскальзывает пропаганда..., но это мое мнение.
  3. +7
    24 сентября 2013 11:22
    Олег, хорошая статья, но мне кажется немного нехватает для балланса - что потопили эти японские махины? краткая история создания и гибели этих кресеров - хорошо. Но что они натворить с американцами успели не менее любопытно.
    1. КАРБОН
      +6
      24 сентября 2013 16:33
      1 эскортный авианосец "Гэмбиэр Бей" .6 тяжелых крейсеров "Экзетер", "Хьюстон", "Квинси", "Винсенсн","Астория", "Канберра". 3 легких крейсера "Перт", "Де Рейтер", "Ява". Полтора десятка эсминцев и эскортных миноносцев.
  4. +7
    24 сентября 2013 11:27
    Очень интересно было, спасибо автору. До этого приходилось читать о японских тяжелых крейсерах и я тоже считаю, что свой долг они выполнили и честно погибли в бою за свою страну в условиях быстро растущего превосходства противника, показав и умение воевать и умение умирать.
  5. ka5280
    +2
    24 сентября 2013 12:11
    Спасибо автору за статью!
  6. +4
    24 сентября 2013 13:28
    Хорошая статья. Японцы вообще весьма своеобразные кораблестроители. Всегда с удовольствием изучаю их технологические и компоновочные решения.
    1. +4
      24 сентября 2013 14:04
      Благо материала и поныне хватает
  7. 0
    24 сентября 2013 15:20
    интересно и познавательно
    1. +1
      24 сентября 2013 15:40
      после прочтения возникает какая - то ревность за наш флот во ВМВ, который толком ни одного корабля не потопил, кроме миноносца. Столько затрат в кораблестроение и такой мизер в итоге на фоне собственных потерь.
      1. +3
        24 сентября 2013 18:01
        А , потопление "Густлова", это что кот начхал!
  8. V. I. Kacheev
    0
    24 сентября 2013 15:25
    Для Даоса.
    Извините, что несколько, как говорится "не в тему. Ваш комментарий по моей статье был крайний, но, СЕЙЧАС, ЕСТЬ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ МОЙ!
    ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ОТВЛЕЧЬСЯ, ТО ПРОЙДИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПО ССЫЛКЕ: http://www.nakanune.ru/news/2013/09/24/22324905
    На если уж вообще трудности, то вот Вам копия:
    [b]Новый "Калашников" АК-12 не допущен до государственных испытаний.[/b]
    b]Минобороны не допустило до государственных испытаний новинку концерна "Ижмаш" - "Калашников" - автомат АК-12, разработанный в рамках создания боевой экипировки нового поколения "Ратник", пишут "Известия" со ссылкой на штаб Сухопутных войск.[/b]
    "Автомат АК-12 и другие изделия на его основе не прошли предварительных испытаний и на [b]госиспытания не заявлены вообще.[/b] Вместо них для государственных испытаний в качестве боевого комплекса экипировки "Ратник" выбран автомат завода имени Дегтярева", - цитирует издание своего собеседника. По словам главного конструктора завода имени Дегтярева Владимира Громова, речь идет о новом стрелковом оружии на базе автомата АЕК-971, разработанного в 1980-х гг. Член испытательной комиссии от Сухопутных войск рассказал изданию, что новый автомат Дегтярева показал лучшую кучность и точность стрельбы, в том числе при стрельбе очередями из неустойчивых положений.
    [b]При этом образцы, представленные "Ижмашем" (ныне - концерн "Калашников"), не устроили военных ни по надежности, ни по точности, ни по эргономике.[/b]
    В главкомате Сухопутных войск добавили, что у концерна "Калашников" есть около месяца, чтобы устранить недостатки, выявленные на предварительных испытаниях. "Если он покажет необходимые характеристики, мы его допустим до госиспытаний, однако это маловероятно. [b]Наши требования были известны ижевцам еще два года назад, и, тем не менее, они не смогли создать оружие, которое им удовлетворяет. Сомневаюсь, что у них получится сделать это за месяц", - приводит издание слова своего собеседника.[/b]
  9. 0
    24 сентября 2013 16:12
    За труды РЕСПЕКТ! hi
  10. КАРБОН
    +4
    24 сентября 2013 16:56
    Убийцы-"вашингтонских крейсеров"!
    Начиная с типа "Миоко" превосходили все довоенные британские и американские тяжелые крейсера.
    Огневая мощь, скорость, запас хода, живучесть+ надстройки пагоды и "японские" форштевни-красиво, хищно, опасно для противника. Вдобавок выучка экипажей и проработаная до мелочей тактика ночного боя, без радаров-на прожекторах и осветитетьных снарядах.
    Про "Могами" автор не много не прав, был перестроен по причине гибели 4 ударных авианосцев при Мидуэе, к тому же получил там же тяжелые повреждения от столкновения с однотипным "Микумой" и 5 авиабомб от американских палубных пикировщиков. До 43-го года ремонтировался параллельно переделывался в "тяжелый авианесущий крейсер".
    Крейсера "Тонэ" и "Тикума"-лучшее средство эскорта середины 30-х для авианосных соединений.
    1. +2
      24 сентября 2013 18:48
      Я, кстати, остался в восторге от интересной статьи, но еще больше разочаровался в легендарной живучести и боевой устойчивости тяжелых крейсеров.
      Что получается : одно прямое попадание бомбы в ТА и один близкий разрыв превращают два крейсера в пылающие руины. То же самое могло приключиться и с "Могами", если б японцы не выбросили торпеды за борт после столкновения ( бомба разорвалась в пустом погребе ). Дальше больше : один "восьмидюймовый" ТКр взрывается под огнем шестидюймовых орудий. Другой - "Тёкай" при поддержке линкоров и других крейсеров сражается с американскими эсминцами и эскортными авианосцами. Попадание пятидюймового снаряда ?( крупнее не было у янки в том бою ? )в ТА - и он уже горящая развалина. Еще два крейсера проигрывают встречный бой эсминцам ( один теряет нос и скорость, добит авиацией, другой, "Хагуро" , сразу идет на дно ). Разговоры о радарах здесь не проканают, т. к. "Хагуро" первым обнаружил янки и накрыл их огнем. Короче, Не Айс :))
      "Нати" получил попадания 10 торпед и 21 авиабомбы, разломился на три части и затонул. Впечатляет ! Особенно ранимых читателей. На деле ТКр вышел из строя после первого же торпедного попадания и одного бомбового ! Позже на беззащитный и неподвижный корабль янки налетели как гиены на труп и сбросили несколько десятков тонн тротила - каждый хотел отличиться ! Так рождаются легенды, но тяжелой броне уже не суждено возродиться ! ИМХО
      1. КАРБОН
        +2
        24 сентября 2013 19:22
        Корабли ограниченные соглашениями, не могли быть устойчивыми в боевом отношении, так как все конкуренты старались из минимума позволенного выжать максимум. Представте уважаемый тлауикол, какие мы бы писали посты если все строили то, что им действительно было необходимо. Может я не прав, но мировое военное кораблестроениебыло бы намного ярче и тогда и сегодня.
        Но все таки японцы строили действительно киллеров собратьев, тут поспорить трудно.
        1. +2
          24 сентября 2013 19:30
          А немецкие "карманные" линкоры, это не верх инженерного искусства втиснутого в 10 тыс. тонн водоизм!
          1. +1
            24 сентября 2013 20:53
            Цитата: Djozz
            А немецкие "карманные" линкоры, это не верх инженерного искусства втиснутого в 10 тыс. тонн водоизм!

            вы занизили полное в/и Дойчланда/Лютцова в 1,5 раза
            1. Eugeniy_369
              +1
              24 сентября 2013 22:23
              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              вы занизили полное в/и Дойчланда/Лютцова в 1,5 раза

              Немцы хитрецы только на бумаге у "карманников" 10 тыс. т. писали. В реале то больше.
              Но Олег ( по отчеству не знаю sad ) эти аза как отче наше знает good .
              1. +1
                24 сентября 2013 22:46
                Цитата: Eugeniy_369
                В реале то больше.

                стандартное ~10 тыс. тонн
                полное ~14 тыс. тонн
                единственное преимущество - 6 свтолов калибра 283 мм

                при этом, по сравнению с японским крейсером "Мёко" немецкий карманник имел меньшею мощность ГЭУ и, соответственно, меньшую скорость (28 уз. - на 5 уз. медленнее Миоко)

                вооружение японца - 10 203 мм в пяти башнях. Неплохо
                Бронирование в целом, сходное. Дальность плавания в 2 раза выше у немца (все-таки экономичные дизели). У немца 8 шестидюймовок, у японца 8 универсалок + торпеды-"лонг-лэнсы"

                "Дойчланд", конечно, крут. Но и японец на его фоне не выглядит слабаком, тем более он был построен на 5 лет раньше
                1. Eugeniy_369
                  +1
                  24 сентября 2013 23:01
                  Цитата: SWEET_SIXTEEN
                  "Дойчланд", конечно, крут. Но и японец на его фоне не выглядит слабаком, тем более он был построен на 5 лет раньше

                  Я их и не сравнивал fellow
                  Вам комплимен хотел сделать feel .
                  По вашим статьям я делаю вывод что тема ВМФ вам особенно близка?
      2. +3
        24 сентября 2013 19:53
        Цитата: тлауикол
        Я, кстати, остался в восторге от интересной статьи

        Спасибо
        Цитата: тлауикол
        о еще больше разочаровался в легендарной живучести и боевой устойчивости тяжелых крейсеров.

        Напрасно
        Цитата: тлауикол
        одно прямое попадание бомбы в ТА и один близкий разрыв превращают два крейсера в пылающие руины

        Всего лишь непростительный просчет конструкторов.

        Как показали события ВМВ, ТА на верхней палубе были плохой идеей. Такие взрывоооасные вещи надо прятать под броню, внутрь корпуса, делать неповоротные аппараты - но только не допускать такой компоновки, как на японских крейсерах
        Практически ничем незащищенные торпеды критическим образом ухудшили боевую устойчивость.


        Стрельба ПЛУР через лацпорты в борту крейсера "Москва" - примерно вот так следовало поступить японцам, но ... вашингтонские ограничения!

        Цитата: тлауикол
        Еще два крейсера проигрывают встречный бой эсминцам ( один теряет нос

        Торпеды и не на такое способны
        подводный взрыв сотен кг ВВ способен прикончить любой корабль, если торпеда ляжет удачно
        Цитата: тлауикол
        Дальше больше : один "восьмидюймовый" ТКр взрывается под огнем шестидюймовых орудий.

        Шестидюймовый ОФ снаряд - это воронка 1,5 метра в глубину, в которую помещается пулеметный расчет из двух номеров

        Бронебойный снаряд калибра 152 мм и современая ПКР типа Экзосета несравнимы по бронепробиваеомости, к тому же броня у "японцев" (как и у всех вашингтонцев) была откровенно слаба. Вашингтонский договор изуродовал крейсера
        Цитата: тлауикол
        Так рождаются легенды, но тяжелой броне уже не суждено возродиться !

        жизнь идет по спирали
        Кстати, я Вам написал ответ в теме про "Олбани"

        А японские торпеды Type93 конечно были хороши. Ход 40-50 узлов. Дальность...как минимум, достаточная для любого морского боя тех (десяток миль и более). БЧ - 490 кг. Вот крейсер "Новый Орлеан", который познакомился с "лонг лэнсом" - от взрыва сдетонировали погреб боезапас первой башни ГК, носовую часть оторвало к чертовой матери
        1. +1
          25 сентября 2013 16:06
          Хорошая фотка ! Только ни торпеды , ни пушки "Хагуро" против эсминцев не помогли.Просчет или нет - результат на лицо.А Вашингтонские соглашения японцы обходили как хотели, вы сами в статье пишете об этом. Просто не забронируешь весь корабль, ни крейсер, ни линкор, даже Ямато ! Конструкторы кораблей и ПКР давно поняли, а вы упорствуете. Тот же Тёкай прежде чем взорвался, нахватался от эсминцев 5" -х снарядов в носовую часть и захромал, стал зарываться.
          Вот хромает по морю "Бисмарк" - постойте, так он поврежден торпедой, руль заклинило, скажут его фанаты ! Е-мое, 50000 тонн дорогущей стали можно так вот просто вывести из строя и даже утопить в первом походе торпедами ? А может полсотни безбронных ЭМ построить ?
          Так вот хромает близнец Тирпица по морю..Его бравые комендоры в пять мин. утопили "Худ". Так почему же они сейчас мажут ? Да просто восьмидюймовый ( да-да, не16ти, не 15ти, даже не 11ти , а именно восьмидюймовый )снаряд Норфолка поразил главный дальномерный пост."Шайзе"- кричат немцы : "мы забыли покрыть его полуметровой броней ! " А лучше метровой :)Да и передовой контрольный пункт стоило бы получше защитить, а то в нем всех офицеров убило. У нас на форуме некоторые думают : " ерунда, главное, что корабль сохраняет ход и плавучесть " Буагага ! Только вот англичане, вдоволь упившись местью, не получают в ответ ни одного снаряда !
          Вот идет по морю слепой "Шарнхорст", нацепив бронепояс толще чем у "Тирпица", по замыслу конструкторов, он должен защитить корабль от английских 16"-х снарядов на дальностях более 11км. Его окружает английская эскадра..И начинается потеха !
          Постойте, а почему слепой ? Дело в том, что британский крейсер разрушил ему радар, а заодно и прислугу перебил. Нет, не 16"-м, а опять восьмидюймовым снарядом. Бравый капитан подумал : "Майн Гот, надо было радар забронировать что ли ?" И отключил кормовой радар, чтоб англичане не наводили свои корабли и пушки, пеленгуя его.
          Вода кипит вокруг Шарнхорста. Почему же две его башни молчат, они разбиты ? Да вроде нет, и орудия целы. Неужели пробит бронепояс и снаряд влетел в погреб ? Да нет же, просто глупый снаряд вообще не попал бронепояс, а ударил чуть выше, пробив борт и барбет под броневой палубой - вот механизмы наводки и вышли из строя. А погреба пришлось затопить, так-как туда посыпались раскаленные осколки.Ну а затем 15"й снаряд пробил мастодонта насквозь ! Просто попал в середину борта, а вышел через двойное дно, разворотив по дороге котельное отделение.. Ну ничего,- главное, бронепояс цел ( простите, не удержался от шутки ).
          И таких историй, когда броня вроде бы не посрамлена снарядом, а бронированые корабли все равно тонут, взрываются, выходят из строя, масса. Просто тупые снаряды и ПКР не понимают, что против них созданы все эти толстенные бронепояса, башни, боевые рубки. И попадают не совсем туда, куда хотелось бы кораблестроителям . Впрочем, ПКР не тупее снаряда, могут ударить и в борт и в надстройку, а если надо, и горку сделать.
          Мораль : крутые корабли носили бронепояса, некоторые даже бронежилеты, но никогда ни один корабль не носил и не будет носить бронескафандр, бронекомбинезон, или хотя бы бронекуртку с капюшоном.
          1. +1
            25 сентября 2013 18:10
            Цитата: тлауикол
            Только ни торпеды , ни пушки "Хагуро" против эсминцев не помогли

            Во-первых, это просчет японцев в условиях абсолютного превосходства союзников на воде и в воздухе - подходившие с Юга британские эсминцы были приняты за свои японские, сам Хагуро был заранее обнаружен с воздуха

            Во-вторых, эсминцев было много, а благодаря ошибке японцев, они смогли подойьти на дистанцию эффективного применения своих торпед (боеприпасов специфических и разрушительных)

            Вот и вся история
            Цитата: тлауикол
            А Вашингтонские соглашения японцы обходили как хотели,

            Борзели, но не настолько как бы им этого хотелось
            Чтоб полностью обойти вашингтонские ограничения был нужен крейсер 17 тысяч тонн полного в/и (Балтимор) - вот эта разница в тысячу тонн - это и была броня
            Цитата: тлауикол
            Просто не забронируешь весь корабль, ни крейсер, ни линкор, даже Ямато !

            Ну это смотря от чего. Защититься от 203 мм снарядов исключительно трудно (про бОльшие калибры я уж и не говорю - там потребуются 30-40 и более см брони)

            от Экзосета и ему подобных - прикрыться можно на раз.
            Цитата: тлауикол
            Тот же Тёкай прежде чем взорвался, нахватался от эсминцев 5" -х снарядов в носовую часть и захромал, стал зарываться.

            "нахватался")))
            Берк бы от такого сразу скопытился
            Цитата: тлауикол
            Конструкторы кораблей и ПКР давно поняли, а вы упорствуете.

            Янки сняли броню еще за 10 лет до появления ПКР, в конце 1950-х, когда создавали первое поколение послевоенных кораблей (Леги, Лонг Бич и т.д.)
            Причина - ориентация на всеобщую ядерную войну, в которой не будет выживших
            Цитата: тлауикол
            И таких историй, когда броня вроде бы не посрамлена снарядом, а бронированые корабли все равно тонут, взрываются, выходят из строя, масса.

            Вы всего привели список неудач, не обратив внимания на удачные случаи "чудесного спасения" из под ураганного огня противника:
            - эскадра Куриты, бой у о. Самар (эскадра шла 3 счаса под атаками эсмиинцев и 500 самолетов - потеряла всего 3 крейсера и смогла вернуться в Японию). Среди 500 самолетов было мало торпедносцев, а обычные пикировщики и истребители ничего сделать бронированным монстрам не могли
            - Тирпиц (потребовалось 700 боевых вылетов)
            - невероятное возвращение Зейдлица
            - сравнение результатов атак Камикадзе на защищенные и незащищенные корабли
            и т.д. и т.п.
            Цитата: тлауикол
            ПКР не тупее снаряда, могут ударить и в борт и в надстройку

            Многое зависит от стратегии
            в современных локальных войнах с папуасами поломка радара еще не означает гибель корабля - крейсер расстреляет боекомплект Томагавков уйдет на ремонт (главное -он непотонул, а среди экипажа нет потерь)

            Хагуро, конечно, красив
            1. -1
              25 сентября 2013 18:33
              Вывод ? В современных локальных войнах с папуасами линкор или ТКр НЕ НУЖЕН ! НЕ НУЖЕН !! В ядерной войне тоже НЕ НУУУЖЕЕЕН !!!
              1. 0
                25 сентября 2013 18:41
                Цитата: тлауикол
                В современных локальных войнах с папуасами линкор или ТКр НЕ НУЖЕН !

                Как раз таки нужен))

                Зачем вызывали Нью-Джерси к берегам Ливана и Ирака?

                Зачем бритты расстреляли 10 тысяч 144 мм снарядов по целям на побережье Фолклендских отровов?

                Для чего строят Замволт со 155 мм орудиями?

                По поводу защишенности: "Старк", "Коул", "Шеффилд", "Ковентри", "Ардент", "Энтилоуп", израильский "Ханит", повреждения фр. фрегата ливийской артиллерией (2011 год), минометные обстрелы мест стоянки ВМС США - во все этих случаях броня была бы кстати. Другое дело, что "Ханит" слишком мал для установки бронирования...но это не отмеяет угрозы для более крупных кораблей у побережья Ливана

                Рубка Старка после попадания Эксзосета
                1. 0
                  25 сентября 2013 19:29
                  Нью Джерси был пригнан потому что с Томагавками в те годы была напряженка, а старая калоша могла попугать папуасов. А вот специально строить линкор или ТКр для битв с папуасами никто не стал. Англичане ,сами говорите, управились без них. Янки ракеты и Хорнеты клепают. А Замволт лучше защитят противоракеты, а не тяжелая броня.
                  Вы еще вспомните, что Нью Джерси уничтожил 147 вьетнамцев - глядишь все кинутся строить линкоры. Папуасов много
                  1. 0
                    25 сентября 2013 20:07
                    Цитата: тлауикол
                    А вот специально строить линкор или ТКр для битв с папуасами никто не стал

                    Линкор конечно не стоит, что-то то подобное Батимору в 17 тысяч тонн...
                    Для сравнения - Замволт 14 тысяч
                    Цитата: тлауикол
                    Англичане ,сами говорите, управились без них.

                    Потеряв 1,5 млрд. фунтов - именнно во столько обошлись потери в кораблях (погибшие и поврежденные)
                    Цитата: тлауикол
                    Янки ракеты и Хорнеты клепают.

                    Мне понаравился один из кооментариев с форума - современные корабли созданы не для войны, а для комфортного прохождения службы контрактников в мирное время

                    Ракета штука мощная, но артиллерию она не заменит - проект "Замволт" появился не спроста
                    Цитата: тлауикол
                    А Замволт лучше защитят противоракеты, а не тяжелая броня.

                    Это уже подтвердили Ковентри, Старк и Коул)))

                    Оттого, кстати, на Замволте появились периферийные бронированные УВП, заменившие бронепояс корабля
                    1. 0
                      26 сентября 2013 06:18
                      1,5 млрд фунтов ? экое расточительство ! а реанимация 4х нафталиновых линкоров обошлась США по 500млн долл. за штуку ! не считая содержания ! А сколько надо будет заплатить за новый ? а главное для чего, чтоб убить полтораста папуасов ? вот уж действительно "стоимость/эфективность", как говорит Карс
                      1. +1
                        26 сентября 2013 07:35
                        ЛК реанимировались с расчетом на долгие годы службы и на серьезные войны

                        А бриттам реально фортануло, что у нищих аргентосов было всего 5 ПКР
                        Цитата: тлауикол
                        А сколько надо будет заплатить за новый ? а главное для чего, чтоб убить полтораста папуасов ?

                        И это говорит приверженец Нимицев и Хорнетов))))

                        Айовы прослужили по 50 лет и повоевали в 5 войнах. В наше время такие конструкции не нужны, достаточно Балтимора
              2. +1
                25 сентября 2013 19:46
                Цитата: тлауикол
                В современных локальных войнах с папуасами линкор или ТКр НЕ НУЖЕН ! НЕ НУЖЕН !!

                Надо же как нервно.а что нужно?По критерию стоимость/эфективность?
                И если так для интереса принять ситуацию постройки техники с Нуля.
  11. 0
    24 сентября 2013 20:35
    автору респект ,хоть я и далек от морской тематики почитал с удовольствием.
  12. Eugeniy_369
    +2
    24 сентября 2013 21:18
    Автор спасибо за статью, я много читал про японский флот. Освежили память так сказать wink .
    Может про легкие черканете? И фоток бы побольше, плиз winked .
    Ну а статье... а что статье... само собой +++++++ bully
  13. бездельник
    0
    24 сентября 2013 22:58
    Впечатляющие машины. Статье плюс.
  14. +1
    25 сентября 2013 06:03
    Статье ставлю "+" без комментариев. Автору - спасибо. hi
  15. 0
    25 сентября 2013 15:18
    хорошая информативная статья