Китайская «загадочная» противокорабельная ракета YJ-12
Бомбардировщик Xian H-6 с бортовым номером 81215, замеченный возле японских акваторий, имел интересное оборудование. Как видно на имеющейся фотографии самолета, внутренний пилон под правой консолью крыла оснащен необычно длинным балочным держателем. При этом на держателе не было никакого вооружения. Зарубежные специалисты по китайским вооружениям и военной технике довольно быстро высказали предположение о предназначении балочного держателя. Согласно самому распространенному мнению, замеченный недалеко от Японии бомбардировщик может нести новую противокорабельную ракету (ПКР) YJ-12.
Этот боеприпас представляет собой одну из самых больших загадок китайской оборонной промышленности. О ПКР YJ-12 известно немногое, причем большая часть имеющейся информации получена из неофициальных источников или носит оценочный характер. Таким образом, даже имеющиеся сведения не позволяют точно говорить о возможностях бомбардировщиков, вооруженных такими ракетами.
По имеющимся данным, разработка перспективной сверхзвуковой противокорабельной ракеты YJ-12 стартовала еще в начале девяностых годов. К проекту были привлечены организации China Sea Eagle Electromechanical Technology Academy (CHEMTA) и Tri-River Aerospace Industrial Group, входящие в состав государственной корпорации China Aerospace Science and Industry Corporation (CASIC). Проект был подготовлен к началу двухтысячных годов и в середине того же десятилетия началось мелкосерийное строительство новых ракет. Более точные сведения о проекте, занятых в нем организациях или специалистах и т.п. отсутствуют.
При общей длине около 7 метров ПКР YJ-12, согласно разным источникам, имеет стартовый вес от одной до 2,5 тонны. Ракета оснащена жидкостным прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Благодаря такой силовой установке YJ-12 может разгоняться до скоростей порядка 2М. Точные данные о дальности стрельбы отсутствуют, а оценки варьируются в пределах от 100-150 до 300-400 километров. Ракета, вероятно, оснащена комбинированной системой наведения: в нужный район она выходит при помощи спутниковой или инерционной системы навигации, после чего за поиск цели отвечает активная радиолокационная головка самонаведения. Согласно некоторым источникам, ракета YJ-12 способна самостоятельно обнаружить цель на дистанции около 50 километров. Боевая часть ракеты, по различным оценкам, имеет массу около 200-300 кг.
В ряде материалов по новой китайской противокорабельной ракете упоминается оригинальный профиль полета. Согласно этим сведениям, после сброса с самолета-носителя ПКР YJ-12 резко набирает высоту, затем спускается и благодаря этому развивает скорость, в четыре раза превышающую скорость звука. Далее противокорабельный боеприпас переходит в горизонтальный полет на высоте около 20 метров над поверхностью воды со скоростью не более 1,5М.
Из имеющихся сведений о ракете YJ-12 следует, что в качестве ее носителей могут использоваться самолеты Xian H-6 поздних модификаций и Xian JH-7. Ракетоносцы типа H-6 способны нести четыре ракеты, а JH-7 – лишь две. С учетом дальности полета ракеты, боевой радиус обоих самолетов значительно увеличивается, что в конечном счете положительно сказывается на боеспособности подразделений морской авиации, вооруженных новыми противокорабельными ракетами. К примеру, боевой радиус самолета JH-7, вооруженного ПКР YJ-12, приближается к 2000 километров.
Если имеющиеся оценки характеристик ракеты YJ-12 хотя бы частично соответствуют действительности, то появляется повод говорить о том, что у Китая действительно появилось мощное оружие для уничтожения кораблей противника. Дефицит информации не позволяет оценивать потенциал этого боеприпаса при атаке кораблей с современным радиоэлектронным оборудованием и вооружением. Вероятно, современные боевые корабли ведущих стран мира могут перехватывать и уничтожать новую китайскую ракету, однако при массированном ударе исход такой атаки перестает быть предсказуемым.
Естественно, высокий боевой потенциал новой китайской противокорабельной ракеты обеспечивается ее характеристиками, информация о которых крайне скудна. Если окажется, что имеющиеся оценки возможностей YJ-12 отличаются от ее реальных показателей, то фактический боевой потенциал может быть значительно ниже предполагаемого. В таком случае на первый план выходят иные аспекты проекта YJ-12.
К примеру, большие вопросы вызывает замеченный у Японии бомбардировщик. На нем был лишь один (по другим данным, два) балочный держатель большой длины, пригодный для перевозки и запуска ПКР YJ-12. Этот факт, среди прочего, может говорить о том, что перспективная противокорабельная ракета по каким-то неясным причинам до сих пор не получила широкого распространения. Конечно, можно найти и другие объяснения такому оригинальному составу оборудования самолета H-6, связанные с техническими или тактическими нюансами его эксплуатации.
В любом случае количество информации о ракете YJ-12, не поддающейся проверке, а также большой объем сведений, носящих исключительно оценочный характер, затрудняет попытки разобраться с возможностями и перспективами нового китайского противокорабельного боеприпаса. Вряд ли что-то изменится в ближайшие годы и поэтому ракета YJ-12 пока останется самым загадочным представителем своего класса вооружения.
По материалам сайтов:
http://militaryparitet.com/
http://strategypage.com/
http://mil.news.sina.com.cn/
http://bmpd.livejournal.com/
Информация