Проект сверхтяжелого самолета-экраноплана Boeing Pelican ULTRA (США)

22
Одним из главных вопросов в контексте современной войны является логистика. Для эффективной борьбы с противником требуется в кратчайшие сроки налаживать транспортную систему, способную доставлять в нужные районы войска, а затем снабжать их всем необходимым. На современном уровне развития транспортных средств различных классов переброска войск часто оказывается длительным и сложным делом. Так, в ходе конфликтов последнего времени вооруженные силы США тратили на передислокацию одной дивизии несколько недель. Подобные темпы перевозки личного состава, военной техники и необходимого оборудования оказывали соответствующее влияние на весь ход боевых действий. В начале прошлого десятилетия компания Boeing начала работы по теме перспективных транспортных средств.



Проанализировав потребности армии и возможности современной техники, сотрудники отделения Phantom Works, входящего в состав компании Boeing, определили общие черты нового транспортного средства для военных. Было решено, что наибольшую эффективность в деле перевозки различных грузов военного назначения может показать летательный аппарат, использующий т.н. экранный эффект. Полет на сравнительно малой высоте способен обеспечить такой технике хорошие показатели скорости и дальности, а главное – грузоподъемности. При этом предполагалось, что новое транспортное средство будет представлять собой своеобразный «гибрид» военно-транспортного самолета и экраноплана.

Необходимо отметить, что в ходе первых исследований сотрудники Boeing Phantom Works рассматривали и другие классы транспортных средств, однако экраноплан был признан наиболее удобным и эффективным. Дело в том, что транспортные суда, имея достаточную грузоподъемность, не могут сократить время переброски войск, а самолеты при достаточной скорости проигрывают в грузоподъемности. Наконец, рассматривался предварительный проект грузового дирижабля, но и он не устроил разработчиков, поскольку подобная техника не дает значительных преимуществ по скорости или грузоподъемности, но при этом нуждается в специальной инфраструктуре. Самым удобным классом перспективного транспортного средства был признан экраноплан.

После определения класса летательного аппарата проект получил название Pelican ULTRA (Ultra Large Transport Aircraft – «Сверхтяжелый транспортный летательный аппарат»). На первом этапе работ над новым экранопланом сотрудники компании Boeing создали сразу три эскизных проекта транспортной машины, отличавшихся друг от друга габаритами и весовыми параметрами. Важной особенностью проекта стало минимальное использование новых технологий, а также пригодность к коммерческой эксплуатации. Из трех вариантов экраноплана со взлетным весом в 1600, 2700 и 4500 тонн был выбран второй. Именно при таких габаритах перспективное транспортное средство могло показать наилучшее соотношение грузоподъемности, летных характеристик и экономичности.

Летательный аппарат Pelican ULTRA должен был напоминать существующие военно-транспортные самолеты. Экраноплан предлагалось оснастить прямым крылом и развитым хвостовым оперением. Для удобства размещения грузов фюзеляж летательного аппарата, согласно проекту, имел сечение, близкое к прямоугольному. При обычной аэродинамической схеме и привычном облике экраноплан Pelican ULTRA должен был иметь рекордные размеры. Так, размах крыла в проекте достиг 152 метров, а общая длина машины равнялась 122 метрам. При хорде около 30 метров крыло должно было иметь площадь порядка 4000 кв. метров. Для улучшения экранных характеристик крыла было предложено выполнить его концевые части наклоненными вниз. Это позволяло оптимизировать обтекание несущей поверхности и благодаря этому повысить полезную нагрузку. Всю заднюю кромку крыла отдали под развитую механизацию, призванную облегчить взлет и посадку на имеющихся аэродромах.



Столь крупные размеры экраноплана потребовали применить двухпалубную компоновку фюзеляжа с отдельной кабиной экипажа. Последнюю предложили поместить в передней части фюзеляжа, в герметизированном блистере. Почти весь основной объем фюзеляжа высотой 6 метров предполагалось отдать под негерметизированный грузовой отсек и разделить на два объема. Согласно расчетам, на нижней палубе можно было поместить до 100 (в два яруса) стандартных 20-футовых контейнера. Еще 50 таких же контейнеров могла бы принять верхняя палуба. Кроме того, в центроплане толстого крыла предусмотрели место для 40 контейнеров. Для погрузки и выгрузки летательный аппарат должен был иметь отклоняемый носовой обтекатель и люк в хвосте. Таким образом, в коммерческом варианте экраноплан Pelicvan ULTRA мог бы составить конкуренцию железнодорожным перевозкам, потеснив поезда за счет своей скорости и дальности.

В военном варианте перспективный экраноплан мог одновременно взять на борт до 17 танков M1 Abrams. Для сравнения, самый крупный из американских военно-транспортных самолетов Lockheed C-5 Galaxy одновременно может перевозить лишь два таких танка. Согласно некоторым расчетам, летательные аппараты Pelican ULTRA при необходимости могли обеспечить переброску одной сухопутной дивизии из США в Ирак за 5-6 дней, т.е. в несколько раз быстрее, чем подобные операции осуществлялись на практике при помощи военно-транспортной авиации и флота.

Транспортный экраноплан со взлетным весом около 2700 тонн и полезной нагрузкой на уровне 1200-1300 тонн должен был иметь подходящую силовую установку. После анализа нескольких вариантов авторы проекта остановились на четырех двигательных установках, размещенных на крыле. Специально для нового экраноплана предлагалось создать газотурбинный двигатель на базе конструкций, применяющихся в судостроении. Расчетная мощность каждой из двигательных установок, включающих в себя два газотурбинных мотора, должна была достигать 60-80 тыс. л.с. В качестве движителя выбрали соосные многолопастные винты диаметром около 15 метров.

Ввиду колоссального взлетного веса перспективный транспортный экраноплан предполагалось оснастить соответствующим шасси. Под фюзеляжем должны были размещаться 38 стоек со спаренными колесами. Подобная система могла значительно усложнить маневрирование по аэродрому и затрудняла взлет, однако обеспечивала приемлемую нагрузку на взлетную полосу. В комплекс мер, примененных для обеспечения возможности использования современных аэродромов, предлагалось оснастить концевые части крыла подъемными механизмами. В таком случае законцовки крыла во время взлета и посадки не рисковали задеть землю и повредить себя или наземные объекты.

Сверхмощная силовая установка, развитая механизация крыла и электродистанционная система управления могли обеспечить приемлемые взлетно-посадочные характеристики. Так, утверждалось, что экраноплан Pelican ULTRA сможет взлетать с разбегом не более 2200 метров. В качестве основного режима полета рассматривалось движение со скоростью около 460 км/ч на высоте не более 10-20 метров над поверхностью. При необходимости транспортная машина могла бы разгоняться до скорости 720-725 км/ч и, подобно полноценному самолету, подниматься на высоту около 6000 м. Однако при подъеме на высоту значительно сокращалась расчетная дальность полета. При полете с использованием экранного эффекта аппарат Pelican ULTRA мог бы доставлять грузы на дальность около 10 тыс. миль, но при полете на высоте этот параметр не мог превышать 6,5 тыс. миль.

Проект сверхтяжелого самолета-экраноплана Boeing Pelican ULTRA (США)


По некоторым данным, к 2002 году компания Boeing начала готовить технический проект перспективного экраноплана. К концу десятилетия планировалось провести ряд важных предварительных испытаний, а к 2015 году построить опытный образец транспортной машины. На испытания и доводку в первоначальном графике отводилось 5-6 лет. Таким образом, первые серийные Pelican ULTRA должны были поступить в эксплуатацию в начале двадцатых годов. Однако в том же 2002 году, после нескольких многообещающих пресс-релизов и хвалебных статей в прессе, поступление сведений о новом смелом проекте прекратилось. Вероятно, некие особенности перспективного транспортного средства не позволили завершить проект и начать строительство прототипа.

Точные данные о завершении проекта Pelican ULTRA отсутствуют. Из-за этого еще в середине прошлого десятилетия появилась конспирологическая версия, согласно которой проект организации Boeing Phantom Works оказался настолько многообещающим, что дальнейшие работы над ним продолжились в режиме строжайшей секретности. По причине отсутствия точной информации нельзя говорить, как и почему проект Pelican ULTRA был закрыт или засекречен. Наиболее вероятным и правдоподобным выглядит такой вариант событий, при котором проектирование перспективной транспортной машины столкнулось с серьезными техническими и технологическими проблемами. Масштаб и сложность этих проблем мог поставить крест на всем проекте. В результате интереснейший проект самого крупного и тяжелого в мире летательного аппарата так и остался на стадии предварительного проектирования, а военным США по-прежнему приходится перевозить технику и грузы на имеющихся самолетах и судах.


По материалам сайтов:
http://boeing.com/
http://scientificamerican.com/
http://alternathistory.org.ua/
http://raigap.livejournal.com/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    28 октября 2013 09:12
    При этом предполагалось, что новое транспортное средство будет представлять собой своеобразный «гибрид» военно-транспортного самолета и экраноплана.


    По идее такая машина должна называться "экранолёт" по российской классификации
    1. +3
      28 октября 2013 18:40
      Цитата: Лопатов
      По идее такая машина должна называться "экранолёт" по российской классификации

      По международной классификации.
  2. +8
    28 октября 2013 09:15
    Раньше партизаны мучались, устраивая диверсии на эшелоны с танками, то теперь у партизан будет беспилотник с движком от автомобильной турбины, управляемый сотовым телефоном и Иглой на внешней подвеске:-)
    1. +4
      28 октября 2013 09:30
      Недавно проходила информация, что американцы провели первый учебный бой беспилотника с беспилотником.
      1. +8
        28 октября 2013 12:32
        Цитата: Лопатов
        Недавно проходила информация, что американцы провели первый учебный бой беспилотника с беспилотником.

        В СССР этим занимались в кружках авиамоделирования
        1. +1
          28 октября 2013 16:44
          Не совсем. В кружках авиамоделизма "бойцовые" модели были кордовыми
    2. Korben
      +3
      28 октября 2013 09:53
      Да, знатная мишень получается! Для нее потребуется надежное боевое охранение, в зонах повышенной опасности!
      1. +1
        29 октября 2013 09:41
        Цитата: Korben
        Для нее потребуется надежное боевое охранение,

        Так тоже хорошо,Ф 35,боевое охранение под это.....неизвестно что,само неизвестно что и другие расходы планируемые пентагоном и бюджет США вылетает в трубу.
  3. niksup
    +5
    28 октября 2013 09:30
    И все же уродец какой то получился, наши экранопланы куда красивее.
    1. 77bor1973
      +5
      28 октября 2013 11:26
      Наши строили экранопланы по прочностным требованиям для кораблей с возможностью посадки на воду , у американцев заведомо дорогой и ограниченный проект . Что-то типа "Гуся" - Говарда Хьюза в сухопутном варианте.
      1. +6
        28 октября 2013 12:21
        Точно,я бы сказал-"старики возвращаются",ну очень похож на проект Говарда Хьюза,только слегка модифицирован.
        Хьюз H-4 Геркулес (англ. Hughes H-4 Hercules) — транспортная деревянная летающая лодка, разработанная американской фирмой Hughes Aircraft под руководством Говарда Хьюза. Этот 136-тонный самолёт, первоначально обозначенный как НК-1 и получивший неофициальное прозвище Spruce Goose (амер. «Щёголь», «Пижон»), был самой большой когда-либо построенной летающей лодкой, а размах его крыла и поныне остаётся рекордным — 98 метров. Он был предназначен для транспортировки 750 солдат при полном снаряжении.
  4. +2
    28 октября 2013 11:58
    Да, если американцем удастся осуществить этот проект, вот нам ещё одно шило в задницу. Пока мы кичимся тем что являемся основоположниками производства и применения экранопланов, америкосы нас обошли. А с нашими территориями такое транспортное средство это просто находка.
    Вот например на Ачинское НПЗ, для производства бензина "евро 5" колонки везут по дороге растояние примерно 400 км, а везут уже 2,5 месяца. Это всё на дороге федерального значения километров 20 до и 20 после дорога просто стоит
  5. Fastblast
    +2
    28 октября 2013 12:12
    Да, по внешнему виду летающий короб-монстр))
    но данные по полезной нагрузке впечатляют. полезная лошадка.
  6. +3
    28 октября 2013 12:29
    Во во. А в соседней теме автор говорит что американцы не впечатлились нашими экранопланами. Оно и видно)))

    Только мне думается что этот летающий дом все таки не перспективен. От того же Гуся американцы отказались из-за его огромной цены. Плюс думается мне что оно если и полетит... то недалеко. Слишком уж заманчивая цель. Да и вообще гигантомания уже так сказать не в моде. Основное направление развития как раз нацелено на уменьшение габаритов. Ни сверхтанки, ни сверхкорабли что то не показали себя никак. Остались в памяти скорее как курьезы, и напоминание о том чего делать не стоит))).

    ИМХО разумеется.
  7. +4
    28 октября 2013 12:30
    Думаю, что причины прекращения работ в отсутствии мощных двигателей. Такому монстру нужна,, наверное, ЯЭУ.
  8. +2
    28 октября 2013 15:31
    Наверно помните про нашу, еще советскую разработку ЭКИП, там насколько помню в расчете тоже огромный тоннаж должен был брать.. и это при лучших летных характеристиках, может нужно бы далее проект развивать?
  9. +1
    28 октября 2013 22:19
    Цитата: Vasia Kruger
    Только мне думается что этот летающий дом все таки не перспективен.

    Мне кажется, что у амеров вопрос застрял из за чересчур грандиозности проекта. У нас Алексеев не сразу перешел к ракетоносцу.
  10. 0
    29 октября 2013 08:19
    Проект застрял по простой причине. Деньги. Слишком дорого.
  11. +1
    29 октября 2013 09:16
    ВОТ И ПОТЕРЯЛИ ЧТО ИМЕЛИ!
    МЫ ВЕЗЬДЕ БЫЛИ ПЕРВЫМИ - коробка автомат и т.п. в итоге нас мягко ГОВОРЯ ПОИМЕЛИ КАК МОГЛИ!
    ВОТ У МЕНЯ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС---МОЖНО ЛИ С АМЕРОВ БАБКИ СОДРАТЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕИ???
  12. Urig
    +1
    29 октября 2013 15:40
    Цитата "...ходе первых исследований сотрудники Boeing Phantom Works рассматривали и другие классы транспортных средств, однако экраноплан был признан наиболее удобным и эффективным."
    А у нас вроде бы признали экономическую нецелесообразность.
  13. +2
    29 октября 2013 20:43
    Соображения общего порядка: эффект экрана наибольший при высоте в 0,5 хорды, здесь хорда 30 метров, значит, лететь может при максимальной нагрузке и эффективности на 15 метрах, реально эффект и при высоте в хорду достаточен, т.е., и на 30 метрах неплохо. Это я всё к тому, что эффективность экраноплана тем выше, чем больше хорда, т.е., чем больше сам аппарат. Т.о., эффективны большие машины, что у нас и было продемонстрировано. А сегодняшние попытки создать эффективный, но небольшой экраноплан противоречат основному принципу создания подъемной силы для этого класса...
  14. Misantrop
    0
    29 октября 2013 21:11
    Цитата: Urig
    Цитата "...ходе первых исследований сотрудники Boeing Phantom Works рассматривали и другие классы транспортных средств, однако экраноплан был признан наиболее удобным и эффективным."
    А у нас вроде бы признали экономическую нецелесообразность.
    ... по "подсказке" тех же американцев, которые "не впечатлились". Надо будет Олегу подсказать, пусть им свою статью перешлет. Может, передумают строить... lol
  15. sumcream56
    0
    9 декабря 2013 13:24
    Надо сказать. что в российском ТАНКТ имени Бериева тоже разрабатывается гидросамолет -экранолет типа С Бе-2500 " Нептун" взлетной массой Две с половиной тысячи тонн и полезной нагрузкой в тысячу тонн.
  16. samolet il-76
    0
    11 декабря 2013 21:26
    Какой большой и смешной laughing

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»