КС-129 «Оренбург» – большая атомная подводная лодка специального назначения проекта 09786

15
КС-129 «Оренбург» — большая атомная подлодка спец. назначения пр. 09786 (667БДР «Кальмар»), которая входит в состав российского Северного флота. Свое название подводная лодка унаследовала от БС-411 «Оренбург». Лодку-носитель разработали на базе рпкСН проекта 667БДР "Кальмар" (по классификации НАТО DELTA-III) по заказу ГУГИ Минобороны России в ЦКБ МТ «Рубин». Предназначение — транспортировка атомных глубоководных станций в районы выполнения задач. Создание эскизного проекта комплекса проекта 10830/проекта 1083 с глубоководной станцией проекта 10831 (более известна как «Лошарик») и ПЛА-носителем проекта 09786 велось с использованием опыта, приобретенного при создании экспериментальных комплексов проекта 1851. Откорректированный тех. проект пр.10830/1083К комплекса (в части глубоководной станции) был представлен и защищен в мае 1992 года. Кроме глубоководной станции проекта 10831 лодка-носитель проекта 09786 способна нести станцию АС-35 проекта 18511 «Палтус».

КС-129 «Оренбург» – большая атомная подводная лодка специального назначения проекта 09786
пла-носитель пр.09786 БС-136 "Оренбург" (второй) в Оленьей Губе. 19.03.2006 г. (фото — Den, http://fotki.yandex.ru)


6 мая 1978 г. подлодку включили в состав Военно-Морского Флота под обозначением К-129. «Оренбург» заложили в Северодвинске на стапелях МП «Севмаш» 9 апреля 1979 года. Кораблю присвоили заводской номер 398. Подводная лодка входила в состав 339-й БрСРПЛ Северного флота ВМФ СССР.

15 апреля 1981 г. атомную подводную лодку спустили на воду, а 5 ноября приняли в строй и подняли Военно-морской флаг. 30 ноября подлодку включили в состав 13-й дивизии подводных лодок 3-й Флотилии подводных лодок Северного флота. «Оренбург» базировался в бухте Оленья Губа.

Переоборудование атомной подлодки с баллистическими ракетами К-129 (заводской №398) проекта 667БДР начато в мае 1994 года в Северодвинске ЦС «Звездочка». Модернизацию завершили 23 декабря 2002 года. К марту 2005 г. подлодка зачислена в состав 29-й отдельной бригады подлодок Северного флота, с базированием губа Оленья. В 2004-2007 годах проведены заводские, государственные и глубоководные испытания опытной АГС проекта 10831 АС-12 — LOSHARIK. Данные испытания проходили в Баренцевом, Белом, Гренландском и Норвежском морях. Носителем глубоководной станции являлась плаСН проекта 09786 «Оренбург».

В период с 2008 по 2010 годы подводная лодка дорабатывалась по итогам прошедших в 2004-2007 годах испытаний и эксплуатации глубоководной станции АС-12 LOSHARIK. Это косвенно подтверждается тем, что ходовые испытания подлодки прошли в августе-сентябре 2011 года. По неподтвержденной информации, 6 января 2013 года на подводной лодке спущен Флаг Военно-Морского Флота, и лодка была выведена из состава Флота, однако в конце июля 2013 года ее посетила делегация Оренбургской области.

плаСН БС-136 "Оренбург" пр.09786, Североморск, 13 августа 2013 г. (фото — Сергей Киценко, http://vk.com/russian_fleet)


В 2006 году субмарина вошла в состав ВМФ России как атомная подлодка спец. назначения.

11 апреля 2011 года между НИПТБ «Онега» и СПБМ «Малахит» заключен договор №9/11/15790 на общую сумму 5,4 млн. рублей на «Выполнение работ в обеспечение продления назначенного срока службы оборудования, устройств, систем заказа проекта 09786, заводской № 398».

В сентябре 2012 г. состоялась исследовательская экспедиция «Арктика-2012». Основной целью данного похода являлась доставка глубоководной станции АС-12 пр. 10831 «Калитка» для сбора данных, которые будут поданы в комиссию ООН по морскому праву с заявкой на расширение арктической зоны, подконтрольной России. В экспедиции участвовали ледоколы «Диксон» и «Капитан Драницын». Именно глубоководная станция АС-12 на протяжении 20 суток осуществляла сбор образцов породы и грунта на глубине 2,5-3 километра.

пла БС-136 "Оренбург" пр.09786 в плавдоке ПД-50 на СРЗ-82 в Росляково, ориентировочно 2007-2010 г.г. (http://www.ssbn.pl)


Техническое описание

Конструкция подводной лодки — двухкорпусная, переоборудованная атомная подлодка с баллистическими ракетами проекта 667БДР. Вырезанный ракетный отсек был заменен 43-метровой вставкой со стыковочным узлом и помещениями для персонала и обслуживания носимой лодки.

Двигательная установка:
— два водо-водяных реактора ВМ-4,
— два ГТЗА-635,
— два электродвигателя аварийного хода.
Экипаж — 130 человек включая 40 офицеров.
Осадка — 8,7 м (Jane's).
Длина подлодки — 163 м.
Ширина — 12 м (Jane's).
Подводная скорость хода — 24 узла.
Надводная скорость хода — 14 узлов.

В конце 2007 года была объявлена научно-исследовательская работа «Отчет», целью которой было продление до 2011 года сроков службы оборудования атомной подлодки проекта 09786. На подводной лодке был установлен комплекс многолучевого эхолота КМЛЭ. Разработку документации по монтажу рамы блока антенн КМЛЭ вел НИПТБ «Онега» по договору с ЦС «Звездочка» и ОСК №92-59/10 от 13 января 2011 года. Сумма договора составила 2.1 млн. рублей.

пла БС-136 "Оренбург" пр.09786 в губе Оленья, ориентировочно зима 2011-2012 г.г. (http://forums.airbase.ru)


"Научно-исследовательская подводная лодка с глубоководным аппаратом" — лодка-носитель БС-136 "Оренбург" пр. 09786 с атомной глубоководной станцией АС-12 "Лошарик" пр.10831. Вверху — официальное фото пресс-релиза по арктической экспедиции, 27.09.2012 г. (опубликовано 31.10.2012 г., http://forums.airbase.ru). Ниже — фото с одного из ледоколов обеспечения экспедиции (http://kuleshovoleg.livejournal.com/114208.html)


Подготовлено по материалам:
http://militaryrussia.ru
http://azlok.ru
http://alternathistory.org.ua
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    7 ноября 2013 09:33
    Спасибо Петр. Мне писали ребята что ее вывели из состава флота и спустили флаг ввиду того, что носителем Лошарика якобы станет доработанная атомная подводная лодка БС-64 "Подмосковье" проекта 667БДРМ "Дельфин" но она после того как вырезали ракетные отсеки стоит в Северодвинске на отстое. В общем настораживает.
    1. +3
      7 ноября 2013 10:24
      Довольно кратко,что в принципе объяснимо секретностью.Хотелось бы надеятся на то,что данный корабль может обеспечивать и спасательные работы,или по крайней мере станет основой(теоретической\опытовой) для разработки"лодки-спасателя".
    2. +4
      7 ноября 2013 11:39
      У нас и более свежие лодки резали... главное чтоб программу вообще не свернули,
  2. Kovrovsky
    +5
    7 ноября 2013 09:35
    Спасибо автору за статью. Она напомнила о годах службы на Севере. Когда жил в поселке Оленья губа, видел "Оренбург" из окна.
  3. Комментарий был удален.
  4. +1
    7 ноября 2013 11:21
    А говорят Россия Арктикой не занимается !
    Спасибо .
    1. +7
      7 ноября 2013 12:03
      Цитата: Циник
      А говорят Россия Арктикой не занимается !


      Заниматься-то она занимается, но есть "маленькая" разница. Во времена СССР Арктику развивали и всесторонне обеспечивали с научными целями и с целью круглогодичного функционирования СМП, а также в целях обороны. Там работали десятки обитаемых научных станций, стационарных и дрейфующих автоматических метеостанций (ДАМС), полигонов, баз и портов, аэродромов, научных экспедиций (геологических, ихтиологических, орнитологических, этнографических и пр.) и т.д. Сейчас интерес к Арктике обусловлен исключительно добычей нефти и обеспечением этой добычи. О науке почти забыли. Очень жаль. Как говорил Фредерик Жолио Кюри, «Наука нужна народу! Государство, которое не развивает науку, превращается в колонию»
    2. +1
      7 ноября 2013 15:03
      Цитата: Циник
      А говорят Россия Арктикой не занимается !Спасибо .

      На днях новый атомный ледокол заложили и еще два в плане. Вводят постоянное боевое патрулирование...
      Кто же добровольно , такой лакомый кусок отдаст.
  5. Комментарий был удален.
  6. +1
    7 ноября 2013 12:24
    Вот бы Лошарика приспособить вместо арктических буровых вышек. И вообще, нефть качать подводным способом сразу по трубам на сушу.
  7. +2
    7 ноября 2013 13:48
    Я тоже слышал, что "Оренбург" списали. А под носитель "Лошарика" достраивают "Белгород".
  8. 0
    7 ноября 2013 14:13
    а схемы самой лодки нет? и носителя? хотя бы схематичного
    1. +2
      7 ноября 2013 18:32
      а вам ключ от квартиры где девки визжат не нужен lol
  9. +6
    7 ноября 2013 15:19
    в августе 1985 года на К-129 (тогда еще РПКСН пр. 667БДР)довелось посетить СП. Выполнялась стрельба 4 торпедами для подрыва льда и пуск из полыньи двух ракет. обыденное на тот период было дело-никому героев не дали:-)
  10. Su-9
    +4
    7 ноября 2013 20:56
    Всегда было интересно - какие по-настоящему "стратегические" цели Лошарика?
    Мне всегда казалось - быстрая дезактивация СОСУСА где в районе Фарер для прохода ракетоносцев.
    Ну и в догонку - обрез кабелей связи и прочие мелкие диверсии.
    Или есть ещё что-нибудь более фантастическое (типа установки атомных подводных мин для инициирования землетрясений и цунами)?
  11. krasstar
    +3
    7 ноября 2013 21:54
    Когда-то ходил в море на Рпк СН К-129 пр.667 БДР в море
  12. 0
    20 февраля 2024 18:25
    В газете "Гражданские вести", СПб упомянут Герой РФ Володькин Владимир Николаевич, каперанг, как командир БС-136