Отечественные противотанковые самоходные артиллерийские установки. Часть 2-я

42


Для борьбы с новыми средними и тяжелыми танками, появившимися в США и Великобритании, в СССР после войны были разработаны несколько типов противотанковых самоходок.

В середине 50-х началось производство спроектированной на базе среднего танка Т-54 - САУ СУ-122. Новая самоходка, обозначаемая для избегания путаницы как СУ-122-54, проектировалась и изготавливалась с учетом предыдущего боевого опыта использования САУ в военные годы. Ведущим конструктором был назначен А.Е. Сулин.


СУ-122-54


Основным вооружением СУ-122 являлась пушка Д-49 (52-ПС-471Д) — модернизированная версия орудия Д-25 которым вооружались послевоенные серийные танки серии ИС. Пушка оснащалась клиновым горизонтальным полуавтоматическим затвором с электромеханическим механизмом досылания, за счёт которого удалось довести скорострельность орудия до пяти выстрелов в минуту. Подъемный механизм орудия секторного типа, обеспечивает углы наведения орудия от -3° до +20° по вертикали. При придании стволу угла возвышении на 20° дальность стрельбы с использованием ОФ боеприпасов составляла 13400 м. Стрельба из пушки велась танковыми бронебойными и осколочно-фугасными снарядами, а также осколочно-фугасными гранатами гаубиц М-30 и Д-30. С появлением в начале 1960-х гг. американского танка М60 и английского танка Чифтен для нарезной пушки Д-49 были разработаны подкалиберный и кумулятивный снаряды. Боекомплект - 35 выстрелов раздельно-гильзового типа. Дополнительным вооружением являлись два 14,5-мм пулемёта КПВТ. Один с пневматической системой перезарядки спарен с пушкой, другой — зенитный.



Корпус САУ полностью закрыт и сварен из броневых катаных плит, толщиной в лобовой части -100-мм, борт - 85-мм. Боевое отделение было совмещено с отделением управления. В передней части корпуса находилась боевая рубка, в которой размещалась пушка.
Во вращающейся башенке, расположенной справа на крыше рубки, устанавливался дальномер.

САУ СУ-122-54 не было бы равных на полях сражений Второй мировой. Но совершенствование самих танков, которые стали способны поражать не только огневые средства и пехоту, но и бронированные цели, так как улучшилось их вооружение, и появление ПТУР, сделали производство специализированных ПТ САУ бессмысленным.

С 1954 по 1956 годы, общее количество выпущенных машин составило 77 единиц. В последствии, после проведения ремонта, эти машины переоборудовались в бронированные тягачи и машины технической поддержки.

К началу 80-х в большинстве армий развитых стран самоходные противотанковые артиллерийские установки практически исчезли. Их функции взяли на себя ПТРК и отчасти так называемые «колёсные танки» - легко бронированные универсальные машины с мощным артиллерийским вооружением.

В СССР развитие ПТ САУ продолжилось для обеспечения противотанковой обороны воздушно-десантных частей. Специально для Воздушно-десантных войск (ВДВ) были спроектированы и производились несколько типов САУ.

Первым образцом бронетехники, спроектированным специально для воздушно-десантных войск, стала вооружённая 76-мм пушкой АСУ-76, созданная под руководством Н. А. Астрова. Проект машины был разработан в октябре 1946 — июне 1947 года, а первый прототип САУ был завершён в декабре 1947 года. АСУ-76 имела экипаж из трёх человек, минимизированные размеры, лёгкое противопульное бронирование и силовую установку, созданную на базе автомобильных агрегатов. После завершения проведённых в 1948—1949 годах испытаний, 17 декабря 1949 года АСУ-76 была принята на вооружение, однако серийное её производство, за исключением двух собранных в 1950 году машин установочной партии, не выдержавших полигонных испытаний, не осуществлялось. Вследствие ряда причин, прежде всего отказа от производства тяжёлого транспортного планёра Ил-32 — единственного на тот момент средства десантирования 5,8-тонной машины.

В 1948 году в конструкторском бюро завода № 40 под руководством Н А. Астрова и Д. И. Сазонова была создана САУ АСУ-57, вооружённая 57-мм полуавтоматической пушкой Ч-51, с баллистикой грабинской ЗиС-2. В 1951 году АСУ-57была принята на вооружение Советской Армии.


АСУ-57


Основное вооружение АСУ-57 составляла 57-мм полуавтоматическая нарезная пушка Ч-51, в базовой модификации или модификации Ч-51М. Пушка имела ствол-моноблок длиной 74,16 калибра. Техническая скорострельность Ч-51 составляла до 12, практическая прицельная — 7…10 выстрелов в минуту. Углы горизонтального наведения орудия составляли ±8°, вертикального наведения — от −5° до +12°. Боекомплект Ч-51 составлял 30 унитарных выстрелов с цельнометаллическими гильзами. В боекомплект могли включаться выстрелы с бронебойными, подкалиберными и осколочными снарядами, по ассортименту боеприпасов Ч-51 была унифицирована с противотанковой пушкой ЗИС-2.

Для самообороны экипажа АСУ-57 в первые годы э комплектовалась перевозившимся на левом борту боевого отделения 7,62-мм станковым пулемётом СГМ или ручным пулемётом РПД.

Отечественные противотанковые самоходные артиллерийские установки. Часть 2-я


АСУ-57 имела лёгкую противопульную бронезащиту. Корпус САУ, полузакрытого типа, представлял собой жёсткую несущую коробчатую конструкцию, собранную из листов броневой стали толщиной 4 и 6 мм, соединявшихся между собой в основном при помощи сварки, а также неброневых дюралюминиевых листов, соединённых с остальными деталями корпуса при помощи клёпки.

АСУ-57 оснащалась рядным 4-цилиндровым четырёхтактным карбюраторным автомобильным двигателем модели М-20Е производства завода ГАЗ, максимальной мощностью 55 л.с.

До появления военно-транспортного самолётов нового поколения по воздуху АСУ-57 могли транспортироваться только с помощью буксируемого транспортного планера Як-14. АСУ-57 заезжала в планёр и покидала его своим ходом через откидную носовую часть; в полёте установка крепилась тросами, а для предотвращения раскачивания узлы её подвески блокировались на корпус.



Значительно изменилась ситуация с принятием на вооружение новых военно-транспортных самолётов повышенной грузоподъёмности Ан-8 и Ан-12, обеспечивавших десантирование АСУ-57 как посадочным, так и парашютным способом. Также для десантирования САУ посадочным способом мог использоваться тяжёлый военно-транспортный вертолёт Ми-6.

На вооружение ВДВ СССР АСУ-57 поступала в сравнительно небольших количествах. Так, по штатному расписанию, в имевшихся к концу 1950-х годов семи воздушно-десантных дивизиях, не считая одной учебной дивизии, в общей сложности должно было насчитываться лишь 245 САУ. В войсках САУ за характерные особенности конструкции получила прозвище «голожопый „Фердинанд“», ранее носившееся СУ-76, которую АСУ-57 заменила в самоходно-артиллерийских дивизионах.

Поскольку имевшаяся на вооружении ВДВ транспортная техника в начале 1950-х годов не имела средств воздушного десантирования, САУ применялась и в роли лёгкого тягача, а также для перевозки на броне до четырёх десантников, последнее применялось, в частности, при фланговых или тыловых обходах противника, когда требовалась быстрая переброска сил.

Появление на вооружении ВДВ более совершенных образцов не повлекло за собой снятия АСУ-57 с вооружения; последние лишь, после ряда реорганизаций, были переведены из дивизионного звена ВДВ в полковое. АСУ-57 ещё длительное время оставалась единственным способным оказывать огневую поддержку десанту образцом бронетехники ВДВ, могущим десантироваться парашютным способом. По мере перевооружения парашютно-десантных полков в 1970-х годах на новые авиадесантные БМД-1, обеспечивавшие противотанковую оборону и огневую поддержку вплоть до уровня отделений, полковые батареи АСУ-57 постепенно расформировывались. Окончательно сняты с вооружения АСУ-57 были в начале 1980-х годов.

Успех лёгкой авиадесантной самоходки АСУ-57 породил у советского командования желание иметь ещё и среднюю самоходку с 85-миллиметровой пушкой.


АСУ-85


В 1959 году на вооружение поступила разработанная ОКБ-40 во главе с Н.А. Астровым
АСУ-85. Основным вооружением АСУ-85 была пушка 2А15 (заводское обозначение — Д-70), имевшая ствол моноблок, оборудованная дульным тормозом и эжектором для удаления остатков пороховых газов из ствола. Секторным подъемным механизмом с ручным приводом обеспечиваются углы возвышения в диапазоне от -5 до +15 градусов. Горизонтальное наведение – 30 градусов. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемёт СГМТ

В возимый боекомплект из 45 унитарных выстрелов входили унитарные выстрелы массой по 21,8 кг со снарядами нескольких типов. К ним относились осколочно-фугасные гранаты УО-365К весом 9,54 кг, обладавшие начальной скоростью 909 м/с и предназначавшиеся для уничтожения живой силы и разрушения укреплений противника. При стрельбе по подвижным, бронированным целям — танкам и самоходкам — применялись бронебойно-трассирующие остроголовые снаряды Бр-365К весом 9,2 кг с начальной скоростью 1150 м/с. Этими снарядами можно было вести прицельный огонь на расстоянии до 1200 м. Бронебойный снаряд на дистанции 2000 м пробивал броневую плиту толщиной 53 мм, расположенную под углом 60°, а кумулятивный снаряд - 150 мм. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляла 13400 м.

Защищенность АСУ-85 в лобовой части корпуса была на уровне танка Т-34. Гофрированное днище придавало корпусу дополнительную прочность. В носовой части справа находилось отделение управления, в котором располагалось место механика-водителя. Боевое отделение находилось в средней части машины.

В качестве силовой установки использовался автомобильный 6-цилиндровый, V-образный, двухтактный 210-сильный дизельный двигатель ЯМЗ-206В.



В течении длительного времени самоходка могла десантироваться только посадочным способом. Только в 70-е годы были разработаны специальные парашютные системы.
АСУ-85, как правило, транспортировались военно-транспортными Ан-12. Самоходка устанавливалась на платформе, к которой прикреплялось несколько парашютов. Перед соприкосновением с землей начинали работать специальные тормозные ракетные двигатели, и самоходная установка благополучно приземлялась. После выгрузки машины переводилась в боевое положение в течение 1-1,5 минут.



АСУ-85 находилась в производстве с 1959 по 1966 год, за это время установку дважды модернизировали. Сначала над боевым отделением установили вентилируемую крышу из листов катаной стали толщиной 10 мм с четырьмя люками. В 1967 году АСУ-85 участвовали в арабо-израильском конфликте, известном как «шестидневная война», и опыт их боевого применения выявил необходимость установки на рубке 12,7-мм зенитного пулемета ДШКМ. Поставлялась в ГДР и Польшу. Принимала участие в начальном периоде Афганской войны в составе артиллерийских подразделений 103-й воздушно-десантной дивизии.



Основная масса произведенных машин направлялось на комплектование отдельных самоходных артиллерийских дивизионов воздушно-десантных дивизий. Несмотря на прекращение серийного производства, АСУ-85 оставались на вооружении воздушно-десантных войск до конца 80-х годов прошлого века. АСУ-85 снята с вооружения Российской армии в 1993 году.


В 1969 году на вооружение была принята боевая машина десанта БМД-1. Что позволило поднять возможности ВДВ на качественно новый уровень. Комплекс вооружения БМД-1 позволял решать задачи борьбы с живой силой и бронетехникой. Противотанковые возможности машин ещё больше возросли после замены ПТРК «Малютка» на 9К113 «Конкурс» в 1978 году. В 1979 году на вооружение принят самоходный ПТРК «Робот» созданный на базе БМД. В 1985 году на вооружение поступила БМД-2 с 30-мм автоматической пушкой.

Казалось бы, авиатранспортабельные машины на едином шасси позволяют решать все задачи стоящие перед ВДВ. Однако опыт участия этих машин в многочисленных локальных конфликтах выявил острую необходимость в авиатранспортабельных, амфибийных бронированных машинах с мощным артиллерийским вооружением.
Которые были бы способны, оказывать огневую поддержку наступающему десанту, действуя наравне с БМД, а так же бороться современными танками.

Самоходная противотанковая пушка 2С25 "Спрут-СД" создана в начале 90-х, на удлиненной (на два катка) базе боевой машины десанта БМД-3 акционерным обществом "Волгоградский тракторный завод", а артиллерийская часть к ней - на артиллерийском заводе N9 (г. Екатеринбург). В отличие от буксируемой артиллерийской системы "Спрут-Б" новая САУ получила наименование "Спрут-СД" ("самоходная"- десантируемая").


САУ "Спрут-СД на огневой позиции


125-мм гладкоствольная пушка 2А75 является основным вооружением CAУ Спрут-СД.
Пушка создана на базе 125-мм танковой пушки 2А46, которая устанавливается на танки Т-72, Т-80 и Т-90. При установке на более легкое шасси пушка была оснащена противооткатным устройством нового типа, обеспечивающего откат не более 700 мм. Установленное в боевом отделении гладкоствольное орудие высокой баллистики оснащено компьютеризированной системой управления огнем с рабочих мест командира и наводчика, которые функционально взаимозаменяемы.

Пушка без дульного тормоза оборудована эжектором и термоизоляционным кожухом. Стабилизация в вертикальной и горизонтальной плоскостях позволяет вести огонь 125-мм боеприпасами раздельно-гильзового заряжания. Спрут-СД может использовать все виды 125-мм отечественных боеприпасов, в том числе бронебойные подкалиберные оперённые снаряды и танковые ПТУР. В боекомплект пушки (40 125-мм выстрелов, из них 22 в автомате заряжания) может входить снаряд с лазерным наведением, обеспечивающий поражение цели, находящейся на дальности до 4000 м. Пушка может вести огонь на плаву при волнении до трёх баллов в секторе ±35 град., максимальная скорострельность – 7 выстрелов в минуту.

В качестве вспомогательного вооружения САУ Спрут-СД оснащена спаренным с пушкой 7,62-мм пулемет с боекомплектом из 2000 патронов, снаряженных в одну ленту.

САУ Спрут-СД по внешнему виду и огневой мощи неотличима от танка, но уступает ему в защищённости. Это и предопределяет тактику действия против танков - главным образом из засад.

Силовая установка и ходовая часть имеет много общего с БМД-3, база которой была использована при разработке САУ 2С25 Спрут-СД. Установленный на ней многотопливный горизонтально-оппозитный шестицилиндровый дизельный двигатель 2В06-2С с максимальной мощностью 510 л.с. сблокирован с гидромеханической трансмиссией, гидрообъемным механизмом поворота и отбором мощности для двух водометных движителей. Автоматическая коробка переключения передач имеет пять передач хода вперед и столько же передач заднего хода.

Индивидуальная, гидропневматическая, с изменяемым с места механика-водителя клиренсом (за 6-7 с от 190 до 590 мм) подвеска шасси обеспечивает высокую проходимость и плавность хода.

При совершении маршей до 500 км машина может двигаться по шоссе с максимальной скоростью до 68 км/ч, по грунтовым дорогам – со средней скоростью 45 км/ч.



САУ Спрут-СД может транспортироваться самолетами ВТА и десантными кораблями, десантироваться парашютным способом с экипажем внутри машины и без подготовки преодолевать водные преграды.

К сожалению, количество этих очень востребованных машин в войсках пока не велико, в общей сложности поставлено около 40 единиц.

По материалам:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/4200/СУ
http://www.tankovedia.ru/catalog/sssr/su
http://voencomrus.ru/index.php?id=120
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    6 ноября 2013 10:57
    Спасибо за позновательную статью.
    1. +8
      6 ноября 2013 13:14
      На фото подписанном как"Спрут СД-на огневой позиции"на самом деле изображенна БМД-4.Не принципиально конечно,но на престиж сайта такие"косячки"влияют здорого.
      1. +5
        6 ноября 2013 13:45
        Да, точно, извиняюсь hi
      2. +1
        6 ноября 2013 14:53
        Цитата: Argon
        а фото подписанном как"Спрут СД-на огневой позиции"на самом деле изображенна БМД-4.

        Просто в ВДВ ,Спрутов попросту нет.
        Вот и выложили фотку,что есть у ВДВ,с десяток БМД4.
        1. +6
          6 ноября 2013 16:50
          Цитата: cosmos111
          Просто в ВДВ ,Спрутов попросту нет.

          Вы глубоко заблуждаетесь. Спруты есть и они приняты на вооружение. Находятся в ряде артиллерийских полков Воздушно-десантных дивизий. Извините, в каких, писать не буду. Просто поверьте на слово офицера.
          1. _CAMOBAP_
            +2
            8 ноября 2013 00:08
            Поверим...только вот сколько этих дивизий осталось? Хватит пальцев на одной руке, чтобы пересчитать - и ещё лишние останутся. Тайна сия, увы - "невелика есть". Да и сам "Спрут" был создан ещё в начале 90-х - слава Богу, что хоть сейчас по чуть-чуть, поштучно, начал в войска поступать.
            1. 0
              16 ноября 2013 19:27
              Цитата: _CAMOBAP_
              Поверим...только вот сколько этих дивизий осталось? Хватит пальцев на одной руке, чтобы пересчитать - и ещё лишние останутся.

              Все дивизии, что были при СССР, кроме 103-й Витебской, что осталась в составе ВС Белоруссии, в период начала 90-х были выведены на территорию РФ и продолжают стоять на защите РФ. Правда 104 ВДД стала бригадой, остальные- 7-я,76-я,98-я,106-я, 242 ОУЦ, а также отдельные полки (спецназ, связь, ЗРП и т.д.) находятся в рабочем состоянии и выполняют поставленные задачи.Большего количества десантных соединений никогда не было. 105-я Ферганская ВДД была расфомирована ещё при СССР. Более того, сейчас в состав ВДВ возвращаются изъятые в своё время ОДШБР.
        2. +6
          6 ноября 2013 18:58
          Цитата: cosmos111
          Просто в ВДВ ,Спрутов попросту нет.

          В ВДВ нет, а у детей есть? laughing

  2. +1
    6 ноября 2013 12:33
    Классно и очень интересно.
  3. Rex
    +2
    6 ноября 2013 12:41
    Учитывая закупленное МО количество, "Спрут" пока остаётся лишь темой для статей и парадов..
    Если уж комплектовать ими ВДВ, то хотя бы 24 шт на бригаду и оснащать в стандарте активной защитой...
    1. +3
      6 ноября 2013 13:49
      Если вы имеете в виду активную защиту типа "Арена" то да, хотя это повлияет на стоимость машин. Динамическую броню на лёгкие машины ставить бессмысленно. При попытках установки её на БМП-3-выяснилось, что при сработке-проламывается броня.
      1. +1
        6 ноября 2013 13:56
        Нет, проблема проламывания брони была решена. Просто МО очень сложно заинтересовать. Да и ВДВ против- машина перестанет быть десантируемой.
        1. +1
          6 ноября 2013 14:03
          Решена каким образом? Установка аммортизаторов под ДЗ должного эффекта не дала.
          1. +1
            6 ноября 2013 14:09
            Полностью готовый комплект от НИИ Стали. Испытанный обстрелом на машине

            http://www.be-and-co.com/oaf_pdf/oaf01103338.pdf
            1. +3
              6 ноября 2013 14:14
              Эти блоки серийно выпускаются? Насколько мне известно на экспортных БМП-3 ДЗ устанавливается только в районе укладки боекоплекта. В этом случае пролом брони-меньшее зло по сравнению с детонацией и гибелью экипажа.
              1. +2
                6 ноября 2013 15:54
                Конечно не выпускаются. МО не видит нужды в них, хотя они не только защиту от кумулятивных предоставляют, но и общую баллистическую защиту улучшают. Плюс принципиальная позиция ВДВ
            2. +3
              6 ноября 2013 14:57
              Цитата: Лопатов
              от НИИ Стали. Испытанный обстрелом

              Опять же, все пойдет на экспорт.
              Эти блоки ДЗ,могут устанавливаться на все виды ,легкой бронетехники.
              ,,Спрут-СД,,закупать для ВДВ даже не планируют.
              1. _CAMOBAP_
                +1
                8 ноября 2013 00:15
                У ВДВ - вернее, у техники ВДВ - одна из главнейших проблем - это вес. Отсюда и борьба буквально за каждый килограмм. И перед теми же конструкторами всегда стоит вопрос - чем пожертвовать и ради чего. Та же "Нона" 2С9 или БМД-1(2), например, не имели отопителя - представьте, какого на такой технике зимой в средней полосе воевать? И хотя сегодня уже появились системы более грузоподъёмные, чем вчера - но и весит ДЗ прилично. так что опять вопрос выбора - ДЗ "по кругу" или десяток дополнительных снарядов в боеукладке?
        2. +3
          6 ноября 2013 14:32
          или хотя бы была возможность установки динамической защиты "по необходимости" и на БМД в том числе. А то когда последний раз при ведении боевых действий ВДВ производило десантирование своей техники?
      2. Rex
        +3
        6 ноября 2013 14:11
        Имел ввиду что-то типа Арены. Да не имеет смысла без подобного - слишком велика вероятность поражения.
        В роте 17 машин - не просто даже из засады. Надо хоть шансы иметь 2-3 выстрела перехватить. Иначе батарею очень быстро сотрут
      3. bereg
        -1
        6 ноября 2013 16:08
        за арену на ютубе посмотрите, как она броню то ломает?
        1. +4
          6 ноября 2013 16:12
          Ломает не "Арена" а динамическая защита без специальных устройств для демпфирования. Внимательнее прочитайте.
  4. Прохор
    +2
    6 ноября 2013 15:48
    Как то смущает наличие в нашей армии буксируемой ПТ артиллерии и "противотанковость" Спрута. Не отстали мы в развитии? Такое оружие в мире где-нибудь ещё есть?
    1. +2
      6 ноября 2013 16:05
      Буксируемых вроде нет. А аналогов "Спрута"- валом. На колёсах, но в НАТО свои воззрения на машины такого рода.
    2. 0
      6 ноября 2013 17:02
      Американские буксируемые гаубицы М777 и М119А1
      http://topwar.ru/32530-amerikanskie-buksiruemye-gaubicy-m777-i-m119a1.html
  5. -3
    6 ноября 2013 17:24
    Статья интересная в плане приведенных машин.
    Но суть самой статьи не впечатлила: "начали за здравие закончили за упокой".
    Для начала рассказали про классическую ПТ САУ на базе Т-55 - агрегат крайне интересный и для того периода даже актуальный.
    Потом рассказали про самоходную артиллерию ВДВ. Об агрегате АСУ-85 впервые прочитал.
    И вот тут "смешались в кучу люди кони". Снятие в вооружения АСУ автор приписывает развитию БМД. А далее еще более глубокомысленный довод про необходимость СПРУТ-СД который по сути ПТ-САУ без плюсов оной. Итого смешав сразу три понятия САУ, ПТ-САУ и БМД.
    Так вот.
    1. САУ в частности АСУ вполне успешно заменили собою Ноны. О коих автор крайне не тактично умолчал. Кои вобрали в себя как стрельбу прямой наводкой так и навесом (что качественный прирост относительно АСУ). При вменямых массо-габаритах и легкой броне.
    2. ПТ-САУ в виде истребителей танков являет собой тяжело-бронированную машину в передней лобовой проекции и огромной ударной мощью (ИСУ-152).
    Спруд-СД в данном случае является непонятным творением инженерной мысли не имея ни превосходящей огневой мощи относительно танка ни броневой защиты.
    По сути это "засадная" пушка (для отлова низкопробных боевиков ибо у более развитых есть нормальные приборы для ведения разведки в т.ч. и тепловизионные)поставленная на гусеницы и приводить её в статье с классическими ПТ-САУ (кои изжили себя как класс) немного не корректно.
    1. +3
      7 ноября 2013 03:54
      Статья называется: Отечественные противотанковые самоходные артиллерийские установки.Какое отношение Нона имеет к противотанковым?
      Вы видимо поленились первую часть прочитать, там сказано про ИСУ-122 и ИСУ-152.
      Развитие универсальных БМД и ПТРК на их базе должно было по взглядам военных заменить классические артиллерийские САУ, но как видем этого не случилось.
      "Изжившие себя" СПРУТ-СД являются наиболее мощными и совершенными машинами в своём классе, не имеющие мировых аналогов.
      1. +5
        11 ноября 2013 21:48
        Да СПРУТ-СД самая мощная девантируемая ПТ САУ в мире ! А теперь скажите за чем она?Ка вы себе представляете ситуацию в которой она будет использованна именно по назначению, то есть сброшенна с самолета парашютнно десантным способом ,и вступит в бой с бронетехникой в тылу противника, скажите какой это гипотетический противник?Назовите хотя бы приблизительно?На ум приходит только блок НАТО, ну может быть с большой натяжкой Китай,а теперь подумайте как могут эти конфликты развиватся учитывая специфику ВС этих противников,то что НАТО закроет небо своими ВВС не стоит и сомневатся посмотрите на количественный и качественный состав ВВС , да ПВО у НАТО не ахти, но они ставку делают на самолеты как средство ПВО, давайте посчитаем сколько нужно ИЛ-76(по 1-2 машины в каждом) чтобы учитывая возможные потери еще в воздухе(а за тем и при высадке) доставить вменяемые силы десанта машин этак минимум 10 да еще не забываем про основной десант с БМД и кучей другой техники, следовательно самолеты ВТА просто не долетят до цели высадки в нужном кол-ве, так что по назначению СПРУТ не применить, а использовать их будут как САУ огневой поддержки , но такие уже есть и они гораздо эфективней НОНА и ВЕНА ибо под это они и делались, а СПРУТ к этим задачам не приспособлен !( малые углы наводки, танковое СУО, боеприпас не эфективный по по сравнению с боеприпасами НОНЫ,ВЕНЫ, и в тоже время комплекс СПРУТА орудие,СУО,боеприпас жутко дорогие) Он САУ ПТ, допустим долетели высадились все боле менее успешно сколько успеет данная машина сделать выстрелов до уничтожения? опять же учитывая специфику ВС НАТО их плотной насыщенностью ПТ средствами , выстрелов 3-5 а потом все..Так что увы не смотря на интересную конструкцию это мертво рожденный проект, штатная БМД с тем же успехом сделает те же 3-5 результативных выстрела но благодаря более разнообразному вооружению и способностью решать различные задачи гораздо нужней войскам чем узкоспециализированная ПТ СПРУТ-СД.
    2. +7
      7 ноября 2013 13:13
      речь в статье идёт чисто о противотпнковых САУ, прём здесь Нона и ИСУ-152?
      1. 0
        7 ноября 2013 14:35
        Спасибо, что заметили )))
  6. +1
    6 ноября 2013 19:11
    АСУ-85 памятник.
    Сталкивался что АСУ-85 называли "крокодилом" или "пражским крокодилом".
    Действительно?
    И на каком основании?
    1. Hudo
      0
      6 ноября 2013 19:45
      Цитата: igordok
      Сталкивался что АСУ-85 называли "крокодилом" или "пражским крокодилом".


      Возможно это как-то связано с чехо-словацкими событиями.

      АСУ-85 на улицах Праги. Вторжение в Чехословакию в 1968 году началось с высадки бойцов 103-й гвардейской дивизии ВДВ в аэропорту Праги и захвата его. Два часа спустя АСУ-85 десантников заняли позиции перед зданием Центрального комитета компартии в самом центре чехословацкой столицы.
    2. -1
      29 ноября 2013 23:28
      Цитата: igordok
      Сталкивался что АСУ-85 называли "крокодилом" или "пражским крокодилом".
      Действительно?
      И на каком основании?


      Да на таком же, на каком и крокодил Гена: плоский и зелёный, его совсем не видно на газоне! laughing wassat laughing
  7. Комментарий был удален.
  8. usaratov
    0
    6 ноября 2013 20:03
    САУ СУ-122-54 не было бы равных на полях сражений Второй мировой - не понятно как такое могло быть?
    Она же в 50-е создана
    1. +4
      7 ноября 2013 03:56
      Не было бы равных, если бы она появилась в то время. По моему всё понятно. По крайней мере больше ни у кого такого вопроса не возникло.
      1. usaratov
        0
        7 ноября 2013 21:22
        И т-90 не было бы равных.и миг- 29
  9. bublic82009
    -4
    6 ноября 2013 20:11
    ни какой нужды в этой машине Спрут я не вижу. урезанная пушка, низкая бронирование, запас боеприпасов в автомате 22 шт.
  10. Russen Barbar
    +2
    6 ноября 2013 21:27
    БТР-82А и БМП(Д)-3/4 на сегодняшний день остаются "незаменимыми" боевами машинами. Только "незаменимыми" не потому что они отличные, а потому что их буквально в самом прямом смысле слова пока нечем заменить вообще.
    Как нашим инженерам-конструкторам удалось добиться такой малой массы при значительных размерах и нормальных орудиях?
    Нанотехнологии? Гений 4 измерения 7 класса мастера схемы компоновки и эргономики? Тайная магия ЦК КПСС? Нет всё гораздо проще и прозаичнее - сэкономили на защите и металле.
    Их броня очень тонка (7мм у БТР-82) и берётся даже из автомата с близского расстояния. Про пулемёт 12,7мм я молчу, тем более про 14,5мм. Мины и фугасы само сбой не рассматриваю.
    Но пока нет другой армейской техники с башенным оружием, способной десантироваться вертолётом или с корабля вплавь.
    Эти машины устарели. Защиту они не дают. Модернизировать их уже некуда. Передел корпуса увеличит толщину брони, что неминуемо повлечёт за собой
    №1 рост массы с 13 до 25 тонн
    №2 заставить делать новую ходовую с колёсами
    №3 вынудить установить новый более мощный (в 2 раза) двигатель с трансмиссией
    А это будет совершенно новый танк/бтр/бмп.
    БМД со 125мм пушкой Т90 ещё более менее сносен, у американцев был подобный истребитель танков во 2 мировой:
    M18 Hellcat, 76-мм самоходная пушка M18, «Хеллкет» (англ. 76 mm Gun Motor Carriage M18, Hellcat)
    17,7 тонн; 5283мм(6655мм)-2870мм-2565мм д-ш-в; 75мм пушка, броня 13мм, скорость 89км/ч.

    Утолщение брони ВО ВСЕХ ПРОЕКЦИЯХ для защиты от 12,7 мм пуль пулемёта поднимет вес машин до 25-30 тонн. И если научить их плавать ещё будет можно, то для МИ-26 это уже будет не десантируемая техника.
    В англии эту проблему решили через создание легкого танка скорпион:
    8 тонн; 20-60мм брони; 4794-2235-2102мм д-ш-в; 76мм пушка; 80 км/ч.

    Другие примеры:
    США M24 (англ. Light tank M24 «Chaffee») — лёгкий танк «Чаффи»
    18,3 тонны; 19-25-38мм брони; 5029(5563)-2997-2769мм д-ш-в; 75мм пушка; 56 км/ч.
    Германия Pz.II Ausf.L "Luchs"(Sd.Kfz.123) - легкий танк "Лукс" (Рысь)
    11,8 тонны; 20-30мм брони; 4630-2480-2210мм д-ш-в; 20мм пушка; 60 км/ч.
    СССР - лёгкий танк Т-80.
    11,6 тонны; 15-25-35мм брони; 4285-2500-2175мм д-ш-в; 45мм пушка; 42 км/ч.

    А пока только новейший БА "Тигр" способен лететь на МИ-26...
  11. -9
    6 ноября 2013 22:04
    Судя по отсутствию упоменаний о ноне и мсте итд. . . автору не плохо бы написать третью часть о современом состоянии дел.
    1. +8
      6 ноября 2013 23:27
      "Нона" и "Мста" ни разу не противотанковые.
    2. +5
      7 ноября 2013 15:17
      Цитата: nightingale
      Судя по отсутствию упоменаний о ноне и мсте итд. . . автору не плохо бы написать третью часть о современом состоянии дел.

      Возможность ведения НОНАМи МСТами противотанкового огня, не делает их ПТ артиллерией. А вот СПРУТ-СД по своему предназаначению является именно противотанковой артиллерийсукой установкой, первой в ВДВ после снятия с вооружения АСУ-85, на которых я начинал свою артиллерийскую службу в ВДВ.
  12. 0
    11 ноября 2013 23:14
    шок и трепет в Краснодаре.
  13. 0
    18 января 2014 01:07
    Почему бы не сделать пт-сау для мотострелков на базе т-72 или т-80 со 140 или 152мм пушкой с Аз, тепловизором, датчиком ветра и суо. даже можно с ракетами из ствола не заморачиваться, прямой наводкой из кустиков с 3км башку любому снесет.