Military Review

Domestic anti-tank self-propelled artillery. 1-Part I

24



Before the war in the USSR, numerous attempts were made to create various self-propelled artillery installations (SAU). Dozens of projects were considered, prototypes were built for many of them. But before the mass adoption of the case it never came. The exceptions were: 76-mm anti-aircraft installation 29K on the chassis of the YAG-10 truck (60 pcs.), SAU SU-12 - 76,2-mm regimental gun of the 1927 model of the year on the chassis of the Morland truck or GAZ-AAA (99 pcs.) SAU SU-5-2 - 122-mm howitzer installation on the chassis T-26 (30 pcs.).

Domestic anti-tank self-propelled artillery. 1-Part I

SU-12 (based on the truck "Morland")


Of greatest interest in anti-tank respect was the SU-6 self-propelled guns not adopted for service on the chassis tank T-26, armed with a 76-mm 3-K anti-aircraft gun. Tests of the installation took place in 1936. The military was not happy that the calculation of the SU-6 in the stowed position did not fit completely on the self-propelled guns and the installers of the remote handsets had to go by escort vehicle. This led to the fact that the SU-6 was deemed unsuitable for escorting motorized columns as a self-propelled anti-aircraft mount.


SAU SU-6


Although the possibility of using it to fight tanks was not considered, self-propelled guns armed with such weapons could be an excellent anti-tank weapon. Released from the 3-K gun, the BR-361 armor-piercing projectile, at a distance of 1000 meters, pierced 82-mm armor along the normal. Tanks with such a booking have become massively applied by the Germans only from 1943 year.


In fairness it should be said that in Germany, at the time of the invasion of the USSR, there were also no serial anti-tank SAU (PT SAU). The first versions of ACS "Artshturm" StuG III armed with short-barreled 75-mm guns and did not have significant anti-tank capabilities.


German SAU StuG III Ausf. G


However, the presence in the production of a very successful machine, allowed in a short time by increasing the frontal armor and installing 75-mm guns with a barrel length 43 caliber, to turn it into anti-tank.

During the very first battles of the Great Patriotic War, the question arose of the need for the earliest possible development of an anti-tank self-propelled artillery installation capable of rapidly changing positions and fighting German tank units that were significantly superior to the Red Army in terms of mobility.

As a matter of urgency, an 57-mm anti-tank gun rev.1941 of the year was installed on the chassis of a light Komsomolets tractor, which had excellent armor penetration. At that time, this weapon confidently hit any German tank in real combat distances.

PT SAU ZIS-30 was a light open-type anti-tank installation.
Combat calculation of the installation consisted of five people. The upper machine gun was mounted in the middle part of the machine body. Vertical pickup angles ranged from -5 to + 25 °, along the horizon - in the 30 ° sector. Shooting was conducted only from a place. The stability of the self-propelled installation when firing was provided with the help of folding coulters located in the rear part of the machine body. For self-defense of the self-propelled unit, a regular DT 7,62-mm machine gun was used, which was installed in the ball joint on the right in the front cabin leaf. To protect the crew from bullets and splinters, an armored shield shield cannon was used, which had a folding upper part. In the left half of the shield for observation there was a special window closed by a movable shield.


PT SAU ZIS-30


Production of the ZIS-30 continued from September 21 to October 15 of the year 1941. During this period, the plant manufactured a 101 machine with a ZIS-2 cannon (including an experienced machine) and one unit with an 45-mm cannon. Further production of the facilities was halted due to the lack of discontinued Komsomoltsy and the discontinuation of 57-mm guns.

ACS ZIS-30 began to arrive in the troops at the end of September 1941. They were equipped with anti-tank batteries 20 tank brigades of the Western and South-Western fronts.



During intensive use of self-propelled guns revealed a number of shortcomings such as poor stability, congestion of the chassis, low power reserve, small ammunition.

By the summer of 1942, in the troops there was practically no PT SAU ZIS-30. Some cars were lost in the battles, and some were out of order for technical reasons.

From January 1943, the mass production of the created N.A. Astrovs based on the T-70 tank, self-propelled 76-mm SU-76 installations (later Su-76М). Although this light SPG was very often used to fight against enemy tanks, it cannot be considered anti-tank. Su-76 armor protection (forehead: 26-35 mm, board and stern: 10-16 mm) protected the crew (4 man) from small arms and heavy fragments.


SAU SU-76M


When used properly, and it did not come immediately (the SAU was not a tank), the SU-76M showed itself well both in defense - in repelling infantry attacks and both mobile, well-defended anti-tank reserves, and in offensive - in suppressing machine-gun nests, destroying pillboxes and bunker, as well as in the fight against counterattacking tanks. The ZIS-3 divisional gun was mounted on the armored vehicle. Her piercing projectile from a distance of 500 meters pierced armor to 91 mm, that is, any place of the body of the German medium tanks and the side of the "panther" and "tiger."

The characteristics of weapons to the SU-76M were very close to the SAU SU-76I, created on the basis of captured German tanks Pz Kpfw III and SAU StuG III. Originally it was planned to install a 76,2-mm ZIS-3Sh (Sh - assault) cannon in the fighting compartment of an SAU, it was this modification of the gun that was installed on the SU-76 and SU-76М serial SAU on a machine fixed to the floor, but this installation did not provide reliable gun protection embrasures from bullets and shrapnel, as during the lifting and turning of the gun in the shield there were always cracks. This problem was solved by installing a special self-propelled 76 mm C-76,2 gun instead of the 1-mm divisional gun. This gun was designed on the basis of the design of the tank gun F-34, which was equipped with tanks T-34.


SAU SU-76I


With the same firepower with SU-76M, SU-76I was much more suitable for use as an anti-tank because of better security. The forehead of the hull had spalive reservations thick — 50-mm.

The production of SU-76I was finally stopped at the end of November 1943 of the year in favor of SU-76M, which had already got rid of "childhood diseases" by that time. The decision to cease production of the SU-76I was associated with a reduction in the number of Pz Kpfw III tanks used on the Eastern Front. In connection with this, the number of captured tanks of this type decreased. A total of 201 ACS SU-76Is (including 1 experienced and 20 commanders) were released, which took part in the 1943-44 battles, but due to the small number and difficulties with spare parts, they quickly disappeared from the Red Army.


The first specialized, domestic PT SAU capable of operating in combat formations on a par with tanks, became the SU-85. This car became especially in demand after the appearance on the battlefield of the German tank PzKpfw VI "Tiger". The armor of the "Tiger" was so thick that the F-34 and ZIS-5, mounted on the T-34 and КВ-1, with great difficulty and only at self-destructively close distances could penetrate.



Special firing at a captured German tank showed that the M-30 howitzer mounted on the SU-122 had an insufficient rate of fire and low flatness. In general, it turned out to be poorly adapted for firing at rapidly moving targets, although it possessed good armor after the introduction of cumulative ammunition.

By order of the GKO of 5 in May of 1943, the design bureau, under the leadership of F.F. Petrov, launched work on installing 85-mm anti-aircraft guns on the chassis of SU-122.


PT SAU SU-85 with gun D-5С


The D-5 gun had a 48,8 caliber with a barrel, the range of direct fire reached 3,8 km, the maximum possible one - 13,6 km. The range of elevation angles ranged from −5 ° to + 25 °, the sector of horizontal shelling was limited to values ​​± 10 ° from the longitudinal axis of the machine. Ammunition guns made 48 shots unitary loading.

According to Soviet data, the 85-mm BR-365 armor-piercing projectile pierced normally at a distance of 500 and an armor-plate with a thickness of 111 mm, at twice the greater distance under the same conditions - 102 mm. The sabot projectile BR-365P at a distance of 500 m along the normal pierced through an armor plate with a thickness of 140 mm.



Department of management, engine and transmission remained the same as that of the T-34 tank, which allowed staffing crews for new cars practically without retraining. For the commander in the roof of the cabin, an armored cap with prismatic and periscopic devices was welded. On self-propelled installations of later releases, the armor cap was replaced by a commander's turret, as in the T-34 tank.
The overall layout of the machine was similar to the layout of the SU-122, the only difference was in armament. The security of the SU-85 was similar to the T-34.

The cars of this brand were produced at Uralmash from August 1943 to July 1944, in total 2337 self-propelled guns were built. After developing a more powerful self-propelled SU-100 due to the delayed release of 100-mm armor-piercing shells and the discontinuation of the production of armored corps for the SU-85 from September to December, the transitional version of the SU-1944M was produced. In fact, it was a SU-85 with a 100-mm D-85 gun. From the original version of the SU-5, the upgraded SU-85М was distinguished by a more powerful frontal armor and increased ammunition. A total of 85 machines were built.

Thanks to the use of the SU-122 case, it was possible very quickly to start mass production of PTs SAU SU-85. Acting in the battle formations of tanks, they effectively supported our troops with fire, striking German armored vehicles from the 800 — 1000 distance. The crews of these self-propelled guns especially distinguished themselves when crossing the Dnieper, in the Kiev operation and during the autumn-winter battles on Right Bank Ukraine. Apart from the few KV-85 and EC-1, before the appearance of the T-34-85 tanks, only the SU-85 could effectively deal with the enemy’s average tanks at distances of over a kilometer. And at smaller distances and pierce the frontal armor of heavy tanks. At the same time, the very first months of using the SU-85 showed that the power of its guns is insufficient to effectively combat the enemy’s heavy tanks, such as the Panther and the Tiger, which, with their advantage in firepower and defense, as well as effective sighting systems, imposed the fight from long distances.

The SU-1943 built in the middle of the 152, and later, the MIS-122 and the MIS-152 appeared later hit any German tank. But they were not very suitable for fighting tanks because of the high cost, bulkiness and low rate of fire.
The main purpose of these machines was the destruction of fortifications and engineering structures and the function of fire support for the advancing units.

In the middle of the 1944 of the year, under the leadership of F. F. Petrov, an even more powerful 34-mm D-100С gun was designed using shots of the B-10 naval anti-aircraft gun. Gun D-10 arr. 1944 (index “C” - self-propelled version), had a barrel length in 56 calibers. An armor-piercing projectile from a distance of 2000 meters hit armor with a thickness of 124 mm. High-explosive fragmentation projectile with a mass of 16 kg allowed to effectively hit manpower and destroy enemy fortifications.

Using this weapon and the base of the T-34-85 tank, the designers of Uralmash quickly developed the tank destroyer SU-100 - the best anti-tank SAU of the second world war. Compared to the T-34, the frontal armor was enhanced to 75-mm.
The gun was installed in the frontal cutting plate in a cast frame on double trunnions, which allowed its guidance in a vertical plane ranging from −3 to + 20 ° and in the horizontal ± 8 °. The guide was carried out using a manual lifting mechanism of the sector type and a rotating mechanism of the screw type. Ammunition of the gun consisted of 33 unitary shots, placed in five ways in the wheelhouse.



Su-100 possessed exceptional firepower for its time and was able to fight enemy tanks of all types at all distances with aimed fire.
Serial production of the SU-100 began at Uralmash in September 1944. Until May 1945, the plant had time to produce more than 2000 of these machines. The release of the SU-100 on the Uralmash was conducted at least until March of the 1946 year. Omsk plant number 174 1947 in the year released 198 SU-100, and 6 - at the beginning of 1948 year, totally releasing 204 machines. The release of SU-100 in the post-war period was also organized in Czechoslovakia, where in 1951 — 1956, another 1420 SAU of this type was released under license.

In the postwar years, much of the SU-100 was modernized. They appeared night observation devices and sights, new fire and radio equipment. A shot with a more effective armor-piercing projectile UBR-41D with protective and ballistic tips, and later with sabot and non-rotating cumulative projectiles was introduced into the ammunition. The standard ammunition ammunition in the 1960-s consisted of 16 high-explosive fragmentation, 10 armor-piercing and 7 cumulative projectiles.

Having one tank with the T-34, SU-100 was widely distributed around the world, officially in service in more than 20 countries, they were actively used in numerous conflicts. In a number of countries, they are still in service.
In Russia, the SU-100 could be found "in storage" until the end of the 90-x.

Based on:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/4200/СУ
http://www.tankovedia.ru/catalog/sssr/su
http://voencomrus.ru/index.php?id=120
Author:
Articles from this series:
Domestic anti-tank self-propelled artillery. 1-Part I
Domestic anti-tank self-propelled artillery. 2-Part I
24 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. svp67
    svp67 5 November 2013 09: 39
    12
    Interestingly, we are waiting for the continuation .... winked
    1. Bongo
      5 November 2013 10: 27
      +7
      Will be tomorrow wink
    2. Civil
      Civil 5 November 2013 13: 12
      +5
      Su 100, in general, you can devote a separate article +
      1. Tommygun
        Tommygun 7 November 2013 18: 11
        +3
        was already
        http://topwar.ru/626-istrebiteli-tigrov-i-panter.html
        1. Bongo
          8 November 2013 06: 58
          0
          It seems to be already request
          1. Tommygun
            Tommygun 8 November 2013 09: 15
            +2
            Why are you doing this?
            There was a wish for a separate article about SU-100.
            I gave a link.
            1. Bongo
              9 November 2013 02: 37
              +1
              Sorry, it was not meant for you, I wrote about it by parking. hi
  2. Dmitry 2246
    Dmitry 2246 5 November 2013 10: 31
    +7
    It’s very interesting to follow the development of artillery, thanks for the article.
  3. STALGRAD76
    STALGRAD76 5 November 2013 12: 41
    10
    Maybe not a lot of the topic, tanks, planes, small arms, everything is terribly interesting, but maybe there are interested people who can talk about modern logistics support techniques such as field kitchens, battery rooms, rkhb protection equipment, tents, heating and power plants, pipelines , fuel refuelers .......
    1. Somad
      Somad 5 November 2013 13: 32
      +3
      These topics are probably still more suitable for the Arsenal section, and not for the Armament section. Or you can add a new section. There are many new developments on these topics that pass by ... And the article "+". I look forward to continuing ...
    2. asadov
      asadov 5 November 2013 13: 57
      +8
      I join the request. it would be interesting too.
  4. Walking
    Walking 5 November 2013 13: 34
    -5
    Such articles were already here and quite detailed. Why write about the same thing a hundred times?
    1. Bongo
      6 November 2013 01: 56
      +3
      So do not read, if not interesting.
  5. Avenger711
    Avenger711 5 November 2013 14: 44
    +1
    The SU-100 also managed to fight in Afghanistan.
  6. tolyasik0577
    tolyasik0577 5 November 2013 15: 51
    +7
    Immediately I remembered the film, in war as in war. With M. Kononov. "please support 34-rock attackers with fire and maneuver" :-)
    1. Bongo
      6 November 2013 02: 00
      +3
      According to the book there should be SU-85, and in the film SU-100. Apparently SU-85 was not found on the go for filming. And the end of the book is more sad-the main character dies.
  7. loft79
    loft79 5 November 2013 16: 05
    +8
    I would like to add.

    In parallel with the ZIS-30, the Zis-31 was developed on the basis of the three-axle Gas-AAA with an armored cabin.
    On trials Zis-31 showed the best stability and accuracy of fire.
    But in consequence of the significantly worse cross-country ability was not adopted, and began to produce Zis-30 (although there were enough problems there too).
    1. loft79
      loft79 5 November 2013 16: 12
      +3
      After Zis-31, Zis-41 was built on the basis of the Zis-22 all-terrain vehicle.
      Zis-41 showed good results, but by then Zis-2 was out of production,
      and the ZIS automobile plant could not provide a sufficient release of the ZIS-22 all-terrain vehicle.
      Therefore, all work on the ZIS-41 ceased.
      1. Alex 241
        Alex 241 5 November 2013 16: 17
        +3
        ZIS-2 on the chassis of the Komsomolets tractor.
        1. Bongo
          6 November 2013 02: 06
          +3
          The bottom photo in the article is, the average is too widespread, for this reason it did not get there. In addition, the frame is clearly staged, especially for the correspondent. Despite the intense posture of the calculation, the SAU is not ready for shooting, the coulters are not thrown back. If you make a shot from this position, then there is a high risk of overturning.
  8. samoletil18
    samoletil18 5 November 2013 17: 40
    +6
    For the first time, over the past 2 years, I took a book not from the Internet, but on the shelf: M. SVIRIN "Stalin's self-propelled guns. History of the Soviet ACS 1919-1945". To the author + for a reason to recommend an interesting book.
  9. mithridate
    mithridate 5 November 2013 17: 58
    +5
    informative article with good illustrative material
  10. zyablik.olga
    zyablik.olga 7 November 2013 13: 15
    +7
    Why in Germany released the ACS is much more than in the USSR?
    1. Bongo
      7 November 2013 14: 33
      +3
      The mass production of self-propelled guns in Germany began after 1943, in 1944 they were released more than tanks. Tank destroyers on tank chassis were much cheaper. This generally reflects the defensive nature of the Panzerwaffe's actions in the second half of the war.
  11. Komandir_T-72
    Komandir_T-72 9 November 2013 18: 35
    0
    since the article was about German tank destroyers, there were a lot of them: these were tank destroyers - Marder III, Stug III, Jagdpanzer IV, JagdPanter, Ferdinand, Jagdtiger, and there were advance projects - Jagdpanzer E100 for example. There was also pure artillery - Grille, Wespe, Hummel. The mass of self-propelled projects of self-propelled guns - GW Panter, GW Tiger (Porshe), GW Tiger, GW E100. this is only a small part of everything

Отечественные противотанковые самоходные артиллерийские установки. Часть 1-я

Отечественные противотанковые самоходные артиллерийские установки. Часть 1-я


Перед войной в СССР предпринимались многочисленные попытки создания различных самоходно-артиллерийских установок (САУ). Были рассмотрены десятки проектов, по многим из них построены опытные образцы. Но до массового принятия на вооружение дело так и не дошло. Исключение составили: 76-мм зенитная установка 29К на шасси грузовика ЯГ-10( 60 шт.), САУ СУ-12 - 76,2-мм полковая пушка образца 1927 года на шасси грузовика «Морланд» или ГАЗ-ААА(99 шт.), САУ СУ-5-2 - 122-мм гаубичная установка на шасси Т-26(30 шт.).

Отечественные противотанковые самоходные артиллерийские установки. Часть 1-я

СУ-12 (на базе грузовика «Морланд»)



Наибольший интерес в противотанковом отношении представляла не принятая на вооружение САУ СУ-6 на шасси танка Т-26, вооруженная 76-мм зенитным орудием 3-К. Испытания установки проходили в 1936 году. Военных не устроило, что расчет СУ-6 в походном положении полностью на САУ не помещался и установщики дистанционных трубок должны были ехать на машине сопровождения. Это привело к тому, что СУ-6 признали непригодной для сопровождения мотомеханизированных колонн в качестве самоходной зенитной установки.

Отечественные противотанковые самоходные артиллерийские установки. Часть 1-я

САУ СУ-6


Хотя возможность использования её для борьбы с танками не рассматривалась, САУ вооруженные такими орудиями могли бы стать отличным противотанковым средством. Выпущенный из орудия 3-К бронебойный снаряд БР-361, на дистанции 1000 метров, по нормали пробивал 82-мм броню. Танки с таким бронированием стали массово применятся немцами только с 1943 года.


Справедливости ради стоит сказать, что в Германии к моменту вторжения в СССР так же не существовало серийных противотанковых САУ (ПТ САУ). Первые варианты САУ «Артштурм» StuG III вооружались короткоствольными 75-мм орудиями и существенными противотанковыми возможностями не обладали.

Отечественные противотанковые самоходные артиллерийские установки. Часть 1-я

Германская САУ StuG III Ausf. G


Однако наличие в производстве весьма удачной машины, позволило в короткие сроки путём наращивания лобовой брони и установки 75-мм орудия с длиной ствола 43 калибра, превратить её в противотанковую.

В ходе первых же боев Великой Отечественной войны остро встал вопрос о необходимости скорейшей разработки противотанковой самоходно-артиллерийской установки, способной быстро менять позиции и бороться с немецкими танковыми частями, которые по мобильности значительно превосходили части Красной Армии.

В срочном порядке на шасси лёгкого тягача «Комсомолец» была установлена 57-мм противотанковая пушка обр.1941 года, обладавшая отличной бронепробиваемостью. На тот момент, это орудие уверенно поражало на реальных дистанциях боя любой немецкий танк.

ПТ САУ ЗИС-30 представляла собой легкую противотанковую установку открытого типа.
Боевой расчет установки состоял из пяти человек. Верхний станок орудия крепился в средней части на корпусе машины. Углы вертикальной наводки составляли от -5 до +25°, по горизонту – в секторе 30°. Стрельба велась только с места. Устойчивость самоходной установки при стрельбе обеспечивалась с помощью откидных сошников, располагавшихся в кормовой части корпуса машины. Для самообороны самоходной установки использовался штатный 7,62-мм пулемет ДТ, устанавливавшийся в шаровой опоре справа в лобовом листе кабины. Для защиты расчета от пуль и осколков использовалось броневое щитовое прикрытие пушки, которое имело откидную верхнюю часть. В левой половине щита для наблюдения имелось специальное окно, закрывавшееся подвижным щитком.

Отечественные противотанковые самоходные артиллерийские установки. Часть 1-я

ПТ САУ ЗИС-30


Производство ЗИС-30 продолжалось с 21 сентября до 15 октября 1941 года. За этот период завод изготовил 101 машину с пушкой ЗИС-2 (включая и опытную машину) и одну установку с 45-мм пушкой. Дальнейшее производство установок было остановлено в связи с отсутствием снятых с производства «Комсомольцев» и прекращением выпуска 57-мм орудий.

САУ ЗИС-30 начали поступать в войска в конце сентября 1941 года. Ими были укомплектованы противотанковые батареи 20 танковых бригад Западного и Юго-Западного фронтов.

Отечественные противотанковые самоходные артиллерийские установки. Часть 1-я


В ходе интенсивного применения у самоходки выявился целый ряд недостатков таких, как плохая устойчивость, перегруженность ходовой части, малый запас хода, малый боекомплект.

К лету 1942 года в войсках практически не осталось ПТ САУ ЗИС-30. Часть машин была потеряна в боях, а часть, вышла из строя по техническим причинам.

С января 1943 года началось серийное производство созданных Н.А. Астровым на базе лёгкого танка Т-70, самоходных 76-мм установок СУ-76( позже Су-76М). Хотя эта лёгкая САУ очень часто привлекалась для борьбы с танками противника, считать её противотанковой нельзя. Броневая защита СУ-76 (лоб: 26-35 мм, борт и корма: 10-16 мм) предохраняла экипаж (4 человека) от стрелкового огня и тяжелых осколков.

Отечественные противотанковые самоходные артиллерийские установки. Часть 1-я

САУ СУ-76М


При правильном использовании, а это пришло не сразу (САУ не танк), СУ-76М хорошо показали себя как в обороне - при отражении атак пехоты и как подвижные, хорошо защищенные противотанковые резервы, так и в наступлении - при подавлении пулеметных гнезд, разрушении дотов и дзотов, а также в борьбе с контратакующими танками. На бронированную машину устанавливалась дивизионная пушка ЗИС-3. Ее подкалиберный снаряд с дистанции 500 метров пробивал броню до 91 мм, то есть любое место корпуса немецких средних танков и борта «пантеры» и «тигра».

По характеристикам вооружения к СУ-76М была очень близки САУ СУ-76И, созданные на базе трофейных германских танков Pz Kpfw III и САУ StuG III. Первоначально планировалось установить в боевом отделении САУ 76,2-мм пушку ЗИС-3Ш (Ш — штурмовая), именно эта модификация пушки устанавливалась на серийные САУ СУ-76 и СУ-76М на станке, укрепленном к полу, но такая установка не обеспечивала надежной защиты орудийной амбразуры от пуль и осколков, так как при подъеме и повороте орудия в щите неизменно образовывались щели. Эта проблема была решена установкой вместо 76-мм дивизионной пушки специального самоходного 76,2-мм орудия С-1. Это орудие было спроектировано на базе конструкции танковой пушки Ф-34, которым оснащались танки Т-34.

Отечественные противотанковые самоходные артиллерийские установки. Часть 1-я

САУ СУ-76И


При одинаковой с СУ-76М огневой мощи, СУ-76И гораздо больше подходила для использования в качестве противотанковой из-за лучшей защищённости. Лоб корпуса имел противоснарядное бронирование толщиной – 50-мм.

Производство СУ-76И было окончательно остановлено в конце ноября 1943 года в пользу СУ-76М, которая уже избавилась к тому времени от «детских болезней». Решение о прекращении производства СУ-76И было связано с сокращением применяемых на Восточном фронте количества танков Pz Kpfw III. В связи с этим уменьшалось количество захваченных танков этого типа. Всего было выпущено 201 САУ СУ-76И (включая 1 опытную и 20 командирских), которые приняли участие в боях 1943-44 гг., но ввиду малочисленности и трудностей с запасными частями довольно быстро исчезли из Красной Армии.


Первой специализированной, отечественной ПТ САУ способной действовать в боевых порядках наравне с танками, стала СУ-85. Эта машина стала особенно востребована после появления на поле боя немецкого танка PzKpfw VI "Tiger". Броня "Тигра" была такой толщины, что ее с большим трудом и только на самоубийственно близких дистанциях могли пробить орудия Ф-34 и ЗИС-5, устанавливаемые на Т-34 и КВ-1.

Отечественные противотанковые самоходные артиллерийские установки. Часть 1-я


Специальные стрельбы по захваченному немецкому танку показали, что гаубица М-30, установленная на СУ-122, имеет недостаточную скорострельность и малую настильность. Вообще, для стрельбы по быстро передвигающимся целям она оказалась мало приспособлена, хотя и обладала неплохой бронепробиваемостью после введения кумулятивного боеприпаса.

По распоряжению ГКО от 5 мая 1943 года, КБ под руководством Ф.Ф.Петрова развернуло работы по установке 85-мм зенитного орудия на шасси СУ-122.

Отечественные противотанковые самоходные артиллерийские установки. Часть 1-я

ПТ САУ СУ-85 с пушкой Д-5С


Пушка Д-5С имела ствол длиной 48,8 калибра, дальность стрельбы прямой наводкой достигала 3,8 км, максимально возможная — 13,6 км. Диапазон углов возвышения составлял от −5° до +25°, сектор горизонтального обстрела был ограничен значениями ±10° от продольной оси машины. Боекомплект орудия составлял 48 выстрелов унитарного заряжания.

По советским данным, 85-мм бронебойный снаряд БР-365 по нормали пробивал на расстоянии 500 м бронеплиту толщиной 111 мм, на вдвое большей дистанции при тех же условиях — 102 мм. Подкалиберный снаряд БР-365П на расстоянии 500 м по нормали пробивал бронеплиту толщиной 140 мм.

Отечественные противотанковые самоходные артиллерийские установки. Часть 1-я


Отделение управления, моторное и трансмиссионное остались такими же, как у танка Т-34, что позволило комплектовать экипажи для новых машин практически без переучивания. Для командира в крыше рубки приваривался броневой колпак с призматическими и перископическими приборами. На самоходных установках поздних выпусков броневой колпак был заменен командирской башенкой, как у танка Т-34.
Общая компоновка машины, была аналогична компоновке СУ-122, отличие заключалось только в вооружении. Защищённость СУ-85 была аналогична Т-34.

Машины этой марки выпускались на «Уралмаше» с августа 1943 по июль 1944 года, всего было построено 2337 самоходок. После разработки более мощной самоходки СУ-100 из-за задержки выпуска 100-мм бронебойных снарядов и прекращения выпуска бронекорпусов для СУ-85 с сентября до декабря 1944 года выпускался переходный вариант СУ-85М. Фактически он представлял собой СУ-100 с 85-мм пушкой Д-5С. От исходного варианта СУ-85 модернизированная СУ-85М отличалась более мощной лобовой бронёй и увеличенным боезапасом. Всего было построено 315 таких машин.

Благодаря использованию корпуса СУ-122 удалось очень быстро наладить массовое производство ПТ САУ СУ-85. Действуя в боевых порядках танков, они эффективно поддерживали огнем наши войска, поражая немецкие бронированные машины с дистанции 800—1000 м. Особенно отличались экипажи этих самоходок при форсировании Днепра, в Киевской операции и в ходе осенне-зимних боев на Правобережной Украине. Если не считать немногочисленные КВ-85 и ИС-1, до появления танков Т-34-85, только СУ-85 могли эффективно бороться со средними танками противника на дистанциях более километра. А на меньших дистанциях и пробивать лобовую броню тяжёлых танков. Вместе с тем, уже первые месяцы применения СУ-85 показали, что мощность её орудия недостаточна для эффективной борьбы с тяжёлыми танками противника, такими как «Пантера» и «Тигр», которые, обладая преимуществом в огневой мощи и защите, а также эффективными прицельными системами, навязывали бой с дальних дистанций.

Построенные в середине 1943 года СУ-152 и появившиеся позже ИСУ-122 и ИСУ-152 поражали в случае попадания любой немецкий танк. Но для борьбы с танками из-за высокой стоимости, громоздкости и низкой скорострельности они не слишком подходили.
Главным назначением этих машин было разрушение укреплений и инженерных сооружений и функции огневой поддержки наступающих подразделений.

В середине 1944 года под руководством Ф. Ф. Петрова, с использованием выстрелов морского зенитного орудия Б-34, была сконструирована еще более мощная, 100-мм пушка Д-10С. Пушка Д-10С обр. 1944 г. (индекс «С» — самоходный вариант), имела длину ствола в 56 калибров. Бронебойный снаряд пушки с расстояния в 2000 метров поражал броню толщиной 124 мм. Осколочно-фугасный снаряд массой 16 кг позволял эффективно поражать живую силу и разрушать укрепления противника.

Используя это орудие и базу танка Т-34-85, конструкторы «Уралмаша» оперативно разработали истребитель танков СУ-100 — лучшую противотанковую САУ второй мировой войны. По сравнению с Т-34 лобовая броня была усилена до 75-мм.
Пушка устанавливалась в лобовой плите рубки в литой рамке на двойных цапфах, позволявших её наведение в вертикальной плоскости в пределах от −3 до +20° и в горизонтальной ±8°. Наводка осуществлялась при помощи ручных подъёмного механизма секторного типа и поворотного механизма винтового типа. Боекомплект орудия состоял из 33 унитарных выстрелов, размещавшихся в пяти укладках в рубке.

Отечественные противотанковые самоходные артиллерийские установки. Часть 1-я


СУ-100 обладала исключительной для своего времени огневой мощью и была способна вести борьбу с танками противника всех типов на всех дистанциях прицельного огня.
Серийное производство СУ-100 началось на «Уралмаше» в сентябре 1944 года. До мая 1945 года завод успел произвести более 2000 этих машин. Выпуск СУ-100 на «Уралмаше» велся, по меньшей мере, до марта 1946 года. Омский завод № 174 в 1947 году выпустил 198 СУ-100, и ещё 6 — в начале 1948 года, суммарно выпустив 204 машины. Выпуск СУ-100 в послевоенное время был также налажен в Чехословакии, где в 1951—1956 годах по лицензии выпустили ещё 1420 САУ этого типа.

В послевоенные годы значительная часть СУ-100 была модернизирована. На них появились ночные приборы наблюдения и прицелы, новое противопожарное и радиооборудование. В боекомплект был введён выстрел с более эффективным бронебойным снарядом УБР-41Д с защитным и баллистическим наконечниками, а позднее — с подкалиберным и невращающимся кумулятивными снарядами. Штатный боекомплект САУ в 1960-х годах состоял из 16 осколочно-фугасных, 10 бронебойных и 7 кумулятивных снарядов.

Имеющие с танком Т-34 одну базу, СУ-100 широко распространились по миру, официально состояв на вооружении более чем в 20 странах, они активно использовалась в многочисленных конфликтах. В ряде стран они всё еще в строю.
В России СУ-100 можно было встретить «на хранении» вплоть до конца 90-х.

По материалам:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/4200/СУ
http://www.tankovedia.ru/catalog/sssr/su
http://voencomrus.ru/index.php?id=120

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 24
  1. svp67 5 ноября 2013 09:39
    Интересно, ждем продолжения.... winked
    1. Bongo 5 ноября 2013 10:27
      Будет завтра wink
    2. Гражданский 5 ноября 2013 13:12
      Су 100, вообще можно посвятить отдельную статью +
      1. Tommygun 7 ноября 2013 18:11
        было уже
        http://topwar.ru/626-istrebiteli-tigrov-i-panter.html
        1. Bongo 8 ноября 2013 06:58
          Вроде уже было request
          1. Tommygun 8 ноября 2013 09:15
            Это Вы к чему вообще?
            Было пожелание отдельной статьи про СУ-100.
            Я дал ссылку.
            1. Bongo 9 ноября 2013 02:37
              Извините, не вам предназначалось, написал по запарке. hi
  2. Дмитрий 2246 5 ноября 2013 10:31
    Проследить за развитием артиллерии очень интересно, спасибо за статью.
  3. STALGRAD76 5 ноября 2013 12:41
    Может не много не в тему, танки, самолеты, стрелковое оружие, все жутко интересно но, может найдутся заинтересованные кто может рассказать о современной технике тылового обеспечения таких как, полевые кухни, акумулляторные, средства рхб защиты, палатки, средства обогрева и энэргостанции, трубопроводы, топливо заправщики.......
    1. Сомад 5 ноября 2013 13:32
      Эти темы, наверное, всё-таки больше подходят для раздела "Арсенал", а не для "Вооружение". Или можно добавить новый раздел. По этим темам много новых разработок, которые проходят мимо... А статье "+". Жду продолжения...
    2. asadov 5 ноября 2013 13:57
      Присоединяюсь к просьбе. было бы тоже интересно.
  4. Пеший 5 ноября 2013 13:34
    Были уже здесь такие статьи и довольно подробные. Зачем об одном и том же по сто раз писать?
    1. Bongo 6 ноября 2013 01:56
      Дык не читайте, если не интересно.
  5. Avenger711 5 ноября 2013 14:44
    СУ-100 еще и в Афгане повоевать успела.
    Avenger711
  6. tolyasik0577 5 ноября 2013 15:51
    Сразу фильм вспомнился-на войне как на войне. С М. Кононовым. "прошу поддержать атакующих 34-рок огнем и маневром" :-)
    1. Bongo 6 ноября 2013 02:00
      По книге там должна быть СУ-85, а в фильме СУ-100. Видимо СУ-85 на ходу не нашли для съёмок. И конец в книге более печальный-главный герой гибнет.
  7. loft79 5 ноября 2013 16:05
    Хотелось бы добавить.

    Параллельно с Зис-30 разрабатывалась Зис-31 на базе трох-осного Газ-ААА с бронированной кабиной.
    На испытаниях Зис-31 показала лучшую устойчивость и кучность стрельбы.
    Но в следствии значительно худшей проходимости на вооружения не была принята, и стали производить Зис-30(хотя проблем там тоже было достаточно).
    1. loft79 5 ноября 2013 16:12
      После Зис-31 построили Зис-41 на базе вездехода Зис-22.
      Зис-41 показала неплохие результаты, но к тому времени Зис-2 снималась с производства,
      а автозавод ЗИС не смог обеспечит достаточный выпуск вездехода Зис-22.
      Поэтому все работы по Зис-41 прекратили.
      1. алекс 241 5 ноября 2013 16:17
        ЗИС-2 на шасси трактора Комсомолец.
        алекс 241
        1. Bongo 6 ноября 2013 02:06
          Нижняя фотография в статье есть, средняя черезчур распостранённая, по этой причине туда не попала. Кроме того кадр явно постановочный, специально для кореспондента. Несмотря на напряженные позы расчёта, САУ к стрельбе не готово, сошники не откинуты. Если произвести выстрел из такого положения, то велик риск опрокидывания.
  8. samoletil18 5 ноября 2013 17:40
    Впервые, за последние 2 года, взял книгу не из интернета, а на полке: М.СВИРИН "Самоходки Сталина. История советской САУ 1919-1945". Автору + за повод отрекомендовать интересную книгу.
  9. митридат 5 ноября 2013 17:58
    информативная статья с хорошим иллюстративным материалом
  10. zyablik.olga 7 ноября 2013 13:15
    Почему в германии выпустили САУ на много больше чем в СССР?
    1. Bongo 7 ноября 2013 14:33
      Массовый выпуск САУ в Германии начался после 1943 года, в 1944 году их выпустили больше чем танков. ПТ САУ на танковых шасси обходись существенно дешевле. Это в общем-то отражает оборонительный характер действий "Панцерваффе" во второй половине войны.
  11. Komandir_T-72 9 ноября 2013 18:35
    раз уж речь в статье была и о немецких ПТ САУ, то их было масса: это были и истребители танков - Marder III, Stug III, Jagdpanzer IV, JagdPanter, Ferdinand, Jagdtiger, были и аванпроекты - Jagdpanzer E100 к примеру. Была и чисто артиллерия - Grille, Wespe, Hummel. Масса аванпроектов САУ - G.W. Panter, G.W. Tiger (Porshe), G.W. Tiger, G.W. E100. это лишь малая часть из всего
    Komandir_T-72

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня