Отечественные противотанковые самоходные артиллерийские установки. Часть 1-я

24


Перед войной в СССР предпринимались многочисленные попытки создания различных самоходно-артиллерийских установок (САУ). Были рассмотрены десятки проектов, по многим из них построены опытные образцы. Но до массового принятия на вооружение дело так и не дошло. Исключение составили: 76-мм зенитная установка 29К на шасси грузовика ЯГ-10( 60 шт.), САУ СУ-12 - 76,2-мм полковая пушка образца 1927 года на шасси грузовика «Морланд» или ГАЗ-ААА(99 шт.), САУ СУ-5-2 - 122-мм гаубичная установка на шасси Т-26(30 шт.).

Отечественные противотанковые самоходные артиллерийские установки. Часть 1-я

СУ-12 (на базе грузовика «Морланд»)


Наибольший интерес в противотанковом отношении представляла не принятая на вооружение САУ СУ-6 на шасси танка Т-26, вооруженная 76-мм зенитным орудием 3-К. Испытания установки проходили в 1936 году. Военных не устроило, что расчет СУ-6 в походном положении полностью на САУ не помещался и установщики дистанционных трубок должны были ехать на машине сопровождения. Это привело к тому, что СУ-6 признали непригодной для сопровождения мотомеханизированных колонн в качестве самоходной зенитной установки.


САУ СУ-6


Хотя возможность использования её для борьбы с танками не рассматривалась, САУ вооруженные такими орудиями могли бы стать отличным противотанковым средством. Выпущенный из орудия 3-К бронебойный снаряд БР-361, на дистанции 1000 метров, по нормали пробивал 82-мм броню. Танки с таким бронированием стали массово применятся немцами только с 1943 года.


Справедливости ради стоит сказать, что в Германии к моменту вторжения в СССР так же не существовало серийных противотанковых САУ (ПТ САУ). Первые варианты САУ «Артштурм» StuG III вооружались короткоствольными 75-мм орудиями и существенными противотанковыми возможностями не обладали.


Германская САУ StuG III Ausf. G


Однако наличие в производстве весьма удачной машины, позволило в короткие сроки путём наращивания лобовой брони и установки 75-мм орудия с длиной ствола 43 калибра, превратить её в противотанковую.

В ходе первых же боев Великой Отечественной войны остро встал вопрос о необходимости скорейшей разработки противотанковой самоходно-артиллерийской установки, способной быстро менять позиции и бороться с немецкими танковыми частями, которые по мобильности значительно превосходили части Красной Армии.

В срочном порядке на шасси лёгкого тягача «Комсомолец» была установлена 57-мм противотанковая пушка обр.1941 года, обладавшая отличной бронепробиваемостью. На тот момент, это орудие уверенно поражало на реальных дистанциях боя любой немецкий танк.

ПТ САУ ЗИС-30 представляла собой легкую противотанковую установку открытого типа.
Боевой расчет установки состоял из пяти человек. Верхний станок орудия крепился в средней части на корпусе машины. Углы вертикальной наводки составляли от -5 до +25°, по горизонту – в секторе 30°. Стрельба велась только с места. Устойчивость самоходной установки при стрельбе обеспечивалась с помощью откидных сошников, располагавшихся в кормовой части корпуса машины. Для самообороны самоходной установки использовался штатный 7,62-мм пулемет ДТ, устанавливавшийся в шаровой опоре справа в лобовом листе кабины. Для защиты расчета от пуль и осколков использовалось броневое щитовое прикрытие пушки, которое имело откидную верхнюю часть. В левой половине щита для наблюдения имелось специальное окно, закрывавшееся подвижным щитком.


ПТ САУ ЗИС-30


Производство ЗИС-30 продолжалось с 21 сентября до 15 октября 1941 года. За этот период завод изготовил 101 машину с пушкой ЗИС-2 (включая и опытную машину) и одну установку с 45-мм пушкой. Дальнейшее производство установок было остановлено в связи с отсутствием снятых с производства «Комсомольцев» и прекращением выпуска 57-мм орудий.

САУ ЗИС-30 начали поступать в войска в конце сентября 1941 года. Ими были укомплектованы противотанковые батареи 20 танковых бригад Западного и Юго-Западного фронтов.



В ходе интенсивного применения у самоходки выявился целый ряд недостатков таких, как плохая устойчивость, перегруженность ходовой части, малый запас хода, малый боекомплект.

К лету 1942 года в войсках практически не осталось ПТ САУ ЗИС-30. Часть машин была потеряна в боях, а часть, вышла из строя по техническим причинам.

С января 1943 года началось серийное производство созданных Н.А. Астровым на базе лёгкого танка Т-70, самоходных 76-мм установок СУ-76( позже Су-76М). Хотя эта лёгкая САУ очень часто привлекалась для борьбы с танками противника, считать её противотанковой нельзя. Броневая защита СУ-76 (лоб: 26-35 мм, борт и корма: 10-16 мм) предохраняла экипаж (4 человека) от стрелкового огня и тяжелых осколков.


САУ СУ-76М


При правильном использовании, а это пришло не сразу (САУ не танк), СУ-76М хорошо показали себя как в обороне - при отражении атак пехоты и как подвижные, хорошо защищенные противотанковые резервы, так и в наступлении - при подавлении пулеметных гнезд, разрушении дотов и дзотов, а также в борьбе с контратакующими танками. На бронированную машину устанавливалась дивизионная пушка ЗИС-3. Ее подкалиберный снаряд с дистанции 500 метров пробивал броню до 91 мм, то есть любое место корпуса немецких средних танков и борта «пантеры» и «тигра».

По характеристикам вооружения к СУ-76М была очень близки САУ СУ-76И, созданные на базе трофейных германских танков Pz Kpfw III и САУ StuG III. Первоначально планировалось установить в боевом отделении САУ 76,2-мм пушку ЗИС-3Ш (Ш — штурмовая), именно эта модификация пушки устанавливалась на серийные САУ СУ-76 и СУ-76М на станке, укрепленном к полу, но такая установка не обеспечивала надежной защиты орудийной амбразуры от пуль и осколков, так как при подъеме и повороте орудия в щите неизменно образовывались щели. Эта проблема была решена установкой вместо 76-мм дивизионной пушки специального самоходного 76,2-мм орудия С-1. Это орудие было спроектировано на базе конструкции танковой пушки Ф-34, которым оснащались танки Т-34.


САУ СУ-76И


При одинаковой с СУ-76М огневой мощи, СУ-76И гораздо больше подходила для использования в качестве противотанковой из-за лучшей защищённости. Лоб корпуса имел противоснарядное бронирование толщиной – 50-мм.

Производство СУ-76И было окончательно остановлено в конце ноября 1943 года в пользу СУ-76М, которая уже избавилась к тому времени от «детских болезней». Решение о прекращении производства СУ-76И было связано с сокращением применяемых на Восточном фронте количества танков Pz Kpfw III. В связи с этим уменьшалось количество захваченных танков этого типа. Всего было выпущено 201 САУ СУ-76И (включая 1 опытную и 20 командирских), которые приняли участие в боях 1943-44 гг., но ввиду малочисленности и трудностей с запасными частями довольно быстро исчезли из Красной Армии.


Первой специализированной, отечественной ПТ САУ способной действовать в боевых порядках наравне с танками, стала СУ-85. Эта машина стала особенно востребована после появления на поле боя немецкого танка PzKpfw VI "Tiger". Броня "Тигра" была такой толщины, что ее с большим трудом и только на самоубийственно близких дистанциях могли пробить орудия Ф-34 и ЗИС-5, устанавливаемые на Т-34 и КВ-1.



Специальные стрельбы по захваченному немецкому танку показали, что гаубица М-30, установленная на СУ-122, имеет недостаточную скорострельность и малую настильность. Вообще, для стрельбы по быстро передвигающимся целям она оказалась мало приспособлена, хотя и обладала неплохой бронепробиваемостью после введения кумулятивного боеприпаса.

По распоряжению ГКО от 5 мая 1943 года, КБ под руководством Ф.Ф.Петрова развернуло работы по установке 85-мм зенитного орудия на шасси СУ-122.


ПТ САУ СУ-85 с пушкой Д-5С


Пушка Д-5С имела ствол длиной 48,8 калибра, дальность стрельбы прямой наводкой достигала 3,8 км, максимально возможная — 13,6 км. Диапазон углов возвышения составлял от −5° до +25°, сектор горизонтального обстрела был ограничен значениями ±10° от продольной оси машины. Боекомплект орудия составлял 48 выстрелов унитарного заряжания.

По советским данным, 85-мм бронебойный снаряд БР-365 по нормали пробивал на расстоянии 500 м бронеплиту толщиной 111 мм, на вдвое большей дистанции при тех же условиях — 102 мм. Подкалиберный снаряд БР-365П на расстоянии 500 м по нормали пробивал бронеплиту толщиной 140 мм.



Отделение управления, моторное и трансмиссионное остались такими же, как у танка Т-34, что позволило комплектовать экипажи для новых машин практически без переучивания. Для командира в крыше рубки приваривался броневой колпак с призматическими и перископическими приборами. На самоходных установках поздних выпусков броневой колпак был заменен командирской башенкой, как у танка Т-34.
Общая компоновка машины, была аналогична компоновке СУ-122, отличие заключалось только в вооружении. Защищённость СУ-85 была аналогична Т-34.

Машины этой марки выпускались на «Уралмаше» с августа 1943 по июль 1944 года, всего было построено 2337 самоходок. После разработки более мощной самоходки СУ-100 из-за задержки выпуска 100-мм бронебойных снарядов и прекращения выпуска бронекорпусов для СУ-85 с сентября до декабря 1944 года выпускался переходный вариант СУ-85М. Фактически он представлял собой СУ-100 с 85-мм пушкой Д-5С. От исходного варианта СУ-85 модернизированная СУ-85М отличалась более мощной лобовой бронёй и увеличенным боезапасом. Всего было построено 315 таких машин.

Благодаря использованию корпуса СУ-122 удалось очень быстро наладить массовое производство ПТ САУ СУ-85. Действуя в боевых порядках танков, они эффективно поддерживали огнем наши войска, поражая немецкие бронированные машины с дистанции 800—1000 м. Особенно отличались экипажи этих самоходок при форсировании Днепра, в Киевской операции и в ходе осенне-зимних боев на Правобережной Украине. Если не считать немногочисленные КВ-85 и ИС-1, до появления танков Т-34-85, только СУ-85 могли эффективно бороться со средними танками противника на дистанциях более километра. А на меньших дистанциях и пробивать лобовую броню тяжёлых танков. Вместе с тем, уже первые месяцы применения СУ-85 показали, что мощность её орудия недостаточна для эффективной борьбы с тяжёлыми танками противника, такими как «Пантера» и «Тигр», которые, обладая преимуществом в огневой мощи и защите, а также эффективными прицельными системами, навязывали бой с дальних дистанций.

Построенные в середине 1943 года СУ-152 и появившиеся позже ИСУ-122 и ИСУ-152 поражали в случае попадания любой немецкий танк. Но для борьбы с танками из-за высокой стоимости, громоздкости и низкой скорострельности они не слишком подходили.
Главным назначением этих машин было разрушение укреплений и инженерных сооружений и функции огневой поддержки наступающих подразделений.

В середине 1944 года под руководством Ф. Ф. Петрова, с использованием выстрелов морского зенитного орудия Б-34, была сконструирована еще более мощная, 100-мм пушка Д-10С. Пушка Д-10С обр. 1944 г. (индекс «С» — самоходный вариант), имела длину ствола в 56 калибров. Бронебойный снаряд пушки с расстояния в 2000 метров поражал броню толщиной 124 мм. Осколочно-фугасный снаряд массой 16 кг позволял эффективно поражать живую силу и разрушать укрепления противника.

Используя это орудие и базу танка Т-34-85, конструкторы «Уралмаша» оперативно разработали истребитель танков СУ-100 — лучшую противотанковую САУ второй мировой войны. По сравнению с Т-34 лобовая броня была усилена до 75-мм.
Пушка устанавливалась в лобовой плите рубки в литой рамке на двойных цапфах, позволявших её наведение в вертикальной плоскости в пределах от −3 до +20° и в горизонтальной ±8°. Наводка осуществлялась при помощи ручных подъёмного механизма секторного типа и поворотного механизма винтового типа. Боекомплект орудия состоял из 33 унитарных выстрелов, размещавшихся в пяти укладках в рубке.



СУ-100 обладала исключительной для своего времени огневой мощью и была способна вести борьбу с танками противника всех типов на всех дистанциях прицельного огня.
Серийное производство СУ-100 началось на «Уралмаше» в сентябре 1944 года. До мая 1945 года завод успел произвести более 2000 этих машин. Выпуск СУ-100 на «Уралмаше» велся, по меньшей мере, до марта 1946 года. Омский завод № 174 в 1947 году выпустил 198 СУ-100, и ещё 6 — в начале 1948 года, суммарно выпустив 204 машины. Выпуск СУ-100 в послевоенное время был также налажен в Чехословакии, где в 1951—1956 годах по лицензии выпустили ещё 1420 САУ этого типа.

В послевоенные годы значительная часть СУ-100 была модернизирована. На них появились ночные приборы наблюдения и прицелы, новое противопожарное и радиооборудование. В боекомплект был введён выстрел с более эффективным бронебойным снарядом УБР-41Д с защитным и баллистическим наконечниками, а позднее — с подкалиберным и невращающимся кумулятивными снарядами. Штатный боекомплект САУ в 1960-х годах состоял из 16 осколочно-фугасных, 10 бронебойных и 7 кумулятивных снарядов.

Имеющие с танком Т-34 одну базу, СУ-100 широко распространились по миру, официально состояв на вооружении более чем в 20 странах, они активно использовалась в многочисленных конфликтах. В ряде стран они всё еще в строю.
В России СУ-100 можно было встретить «на хранении» вплоть до конца 90-х.

По материалам:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/4200/СУ
http://www.tankovedia.ru/catalog/sssr/su
http://voencomrus.ru/index.php?id=120
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    5 ноября 2013 09:39
    Интересно, ждем продолжения.... winked
    1. +7
      5 ноября 2013 10:27
      Будет завтра wink
    2. +5
      5 ноября 2013 13:12
      Су 100, вообще можно посвятить отдельную статью +
      1. +3
        7 ноября 2013 18:11
        было уже
        http://topwar.ru/626-istrebiteli-tigrov-i-panter.html
        1. 0
          8 ноября 2013 06:58
          Вроде уже было request
          1. +2
            8 ноября 2013 09:15
            Это Вы к чему вообще?
            Было пожелание отдельной статьи про СУ-100.
            Я дал ссылку.
            1. +1
              9 ноября 2013 02:37
              Извините, не вам предназначалось, написал по запарке. hi
  2. +7
    5 ноября 2013 10:31
    Проследить за развитием артиллерии очень интересно, спасибо за статью.
  3. +10
    5 ноября 2013 12:41
    Может не много не в тему, танки, самолеты, стрелковое оружие, все жутко интересно но, может найдутся заинтересованные кто может рассказать о современной технике тылового обеспечения таких как, полевые кухни, акумулляторные, средства рхб защиты, палатки, средства обогрева и энэргостанции, трубопроводы, топливо заправщики.......
    1. +3
      5 ноября 2013 13:32
      Эти темы, наверное, всё-таки больше подходят для раздела "Арсенал", а не для "Вооружение". Или можно добавить новый раздел. По этим темам много новых разработок, которые проходят мимо... А статье "+". Жду продолжения...
    2. +8
      5 ноября 2013 13:57
      Присоединяюсь к просьбе. было бы тоже интересно.
  4. -5
    5 ноября 2013 13:34
    Были уже здесь такие статьи и довольно подробные. Зачем об одном и том же по сто раз писать?
    1. +3
      6 ноября 2013 01:56
      Дык не читайте, если не интересно.
  5. Avenger711
    +1
    5 ноября 2013 14:44
    СУ-100 еще и в Афгане повоевать успела.
  6. +7
    5 ноября 2013 15:51
    Сразу фильм вспомнился-на войне как на войне. С М. Кононовым. "прошу поддержать атакующих 34-рок огнем и маневром" :-)
    1. +3
      6 ноября 2013 02:00
      По книге там должна быть СУ-85, а в фильме СУ-100. Видимо СУ-85 на ходу не нашли для съёмок. И конец в книге более печальный-главный герой гибнет.
  7. +8
    5 ноября 2013 16:05
    Хотелось бы добавить.

    Параллельно с Зис-30 разрабатывалась Зис-31 на базе трох-осного Газ-ААА с бронированной кабиной.
    На испытаниях Зис-31 показала лучшую устойчивость и кучность стрельбы.
    Но в следствии значительно худшей проходимости на вооружения не была принята, и стали производить Зис-30(хотя проблем там тоже было достаточно).
    1. +3
      5 ноября 2013 16:12
      После Зис-31 построили Зис-41 на базе вездехода Зис-22.
      Зис-41 показала неплохие результаты, но к тому времени Зис-2 снималась с производства,
      а автозавод ЗИС не смог обеспечит достаточный выпуск вездехода Зис-22.
      Поэтому все работы по Зис-41 прекратили.
      1. алекс 241
        +3
        5 ноября 2013 16:17
        ЗИС-2 на шасси трактора Комсомолец.
        1. +3
          6 ноября 2013 02:06
          Нижняя фотография в статье есть, средняя черезчур распостранённая, по этой причине туда не попала. Кроме того кадр явно постановочный, специально для кореспондента. Несмотря на напряженные позы расчёта, САУ к стрельбе не готово, сошники не откинуты. Если произвести выстрел из такого положения, то велик риск опрокидывания.
  8. +6
    5 ноября 2013 17:40
    Впервые, за последние 2 года, взял книгу не из интернета, а на полке: М.СВИРИН "Самоходки Сталина. История советской САУ 1919-1945". Автору + за повод отрекомендовать интересную книгу.
  9. +5
    5 ноября 2013 17:58
    информативная статья с хорошим иллюстративным материалом
  10. +7
    7 ноября 2013 13:15
    Почему в германии выпустили САУ на много больше чем в СССР?
    1. +3
      7 ноября 2013 14:33
      Массовый выпуск САУ в Германии начался после 1943 года, в 1944 году их выпустили больше чем танков. ПТ САУ на танковых шасси обходись существенно дешевле. Это в общем-то отражает оборонительный характер действий "Панцерваффе" во второй половине войны.
  11. Komandir_T-72
    0
    9 ноября 2013 18:35
    раз уж речь в статье была и о немецких ПТ САУ, то их было масса: это были и истребители танков - Marder III, Stug III, Jagdpanzer IV, JagdPanter, Ferdinand, Jagdtiger, были и аванпроекты - Jagdpanzer E100 к примеру. Была и чисто артиллерия - Grille, Wespe, Hummel. Масса аванпроектов САУ - G.W. Panter, G.W. Tiger (Porshe), G.W. Tiger, G.W. E100. это лишь малая часть из всего