Будущее китайской морской авиации

15
Летом прошлого года американский министр обороны Л. Панетта объявил, что к 2020 году на Тихом океане будут служить две трети кораблей ВМС США. Планируется перевести на новые места службы корабли и подлодки различных классов и типов, что позволит усилить присутствие американских военно-морских сил в регионе. Нетрудно догадаться, чем именно обусловлены подобные планы Пентагона. Китай в настоящее время активно развивает свои вооруженные силы, в том числе и военный флот. В ближайшем будущем китайские моряки могут начать походы или дежурство в удаленные районы океана, что будет прямо говорить о состоянии ВМС. Таким образом, уже в обозримом будущем на Тихом океане может начаться новая холодная война между США и Китаем.



Усиление тихоокеанской группировки ВМС США, по-видимому, учитывается китайским командованием при создании планов на будущее. Естественно, китайским командирам придется не только мириться с присутствием кораблей США на Тихом океане, но и готовиться к возможному вооруженному конфликту. Китаю необходимо создать стратегию дальнейшего развития флота Народно-освободительной армии, в которой будет учитываться необходимость борьбы с американскими ВМС и в первую очередь с авианосными ударными группами (АУГ).

В последние годы министерство обороны Китая уделяет большое внимание развитию военно-морских сил, в том числе морской авиации. Из имеющихся сведений следует, что самолеты и вертолеты ВМС призваны решать ряд ударных и вспомогательных задач, выполнение которых кораблями затруднено или нецелесообразно. Таким образом, морская авиация в ближайшие годы может стать одним из важнейших компонентов вооруженных сил Китая, способным противодействовать вероятному противнику в лице американских корабельных соединений. Однако есть повод считать, что подобные изменения состоятся лишь в отдаленном будущем.


Harbin SH-5



Ка-31



Changhe Z-8


На данный момент морская авиация Народно-освободительной армии Китая по количественному и качественному составу не имеет значительных отличий от ВВС. Самые заметные отличия заключаются в наличии многоцелевых самолетов-амфибий Harbin SH-5 и вертолетов радиолокационного обнаружения Ка-31 и Changhe Z-8. Прочие типы техники аналогичны используемым в военно-воздушных силах.

Судя по имеющимся сведениям, авиация ВМС НОАК не может эффективно бороться с подводными лодками противника. В составе китайской морской авиации имеется более полусотни противолодочных вертолетов нескольких типов, произведенных в Китае и купленных у России. Эти вертолеты способны осуществлять патрулирование и поиск подлодок противника на удалении до нескольких десятков километров от наземных баз или кораблей-носителей. Таким образом, боевой потенциал противолодочных вертолетов значительно ограничен, а их общее количество не позволяет контролировать большие районы Тихого океана или морей, омывающих территорию Китая.


Chengdu J-10



Shenyang J-11



Xian JH-7



Shenyang J-8



Су-30МК2


Противовоздушную оборону корабельных соединений Китая в будущем могут осуществлять палубные истребители, однако сейчас в составе ВМС НОАК имеется лишь один авианосец. Строительство новых кораблей этого класса начнется лишь в будущем и поэтому в обозримой перспективе авиация военно-морских сил не сможет защищать корабли на большом удалении от береговых баз. Что касается защиты наземных объектов, то с ней могут справиться и подразделения ВВС. При этом нельзя не отметить, что истребители-бомбардировщики в количественном отношении являются основой ВМС НОАК. В частях морской авиации эксплуатируются самолеты типов Chengdu J-10, Shenyang J-11, Xian JH-7, Shenyang J-8 и Су-30МК2 российского производства. Несколько десятков истребителей-бомбардировщиков способны производить перехват воздушных целей или атаковать корабли противника на удалении до нескольких сотен километров от базы.

Китайские истребители-бомбардировщики могут нести противокорабельные ракеты нескольких типов. Использование такого вооружения заметно увеличивает размеры зоны, в которой возможно поражение целей при полетах с береговых баз. Так, ракета C-802 способна поражать цели на дальности до 120 километров, а заявленная дальность пуска ПКР C-805 достигает 500 км. Таким образом, боевой радиус истребителя-бомбардировщика JH-7 может превышать 1000-1500 километров.

В составе авиации китайских ВМС имеется некоторое количество дальних бомбардировщиков Xian H-6D, способных нести противокорабельные ракеты C-301 или C-101. Эти самолеты с подобным вооружением могут поражать цели на дальности свыше 2000 километров. При необходимости боевой радиус бомбардировщиков H-6D может быть увеличен при помощи дозаправки в воздухе. Однако боевые возможности дальних бомбардировщиков ограничены ввиду их малого количества и невозможности постоянного сопровождения истребителями на всей протяженности полета.


Xian H-6D


Как видим, китайская морская авиация пока не может выполнять все задачи, связанные с противодействием ВМС вероятного противника. Фактически она может работать лишь в пределах прибрежной зоны шириной в несколько сотен километров. Боевая работа на большем удалении от берега пока доступна лишь некоторым кораблям. В дальнейшем, после введения в строй достаточного количества авианосцев, возможно расширение зоны, в которой смогут работать самолеты китайской палубной авиации.

Новости последних лет, касающиеся строительства новой военной техники, говорят о том, что больший приоритет Китай отдает кораблям. Из-за этого продолжается активное строительство кораблей новых типов, а обновление морской авиации идет с гораздо меньшими темпами. По-видимому, командование ВМС НОАК не рассматривает самолеты и вертолеты как полноценное средство противодействия флоту вероятного противника. При этом, однако, некоторые корабли могут перевозить и использовать противолодочные вертолеты.

Есть основания предполагать, что ситуация изменится в ближайшем будущем и Китай начнет перевооружать свою морскую авиацию. Тем не менее, приоритетное положение корабельной составляющей ВМС заставляет сомневаться в возможности коренной перестройки структуры китайского военного флота. Все говорит о том, что морская авиация в обозримом будущем будет решать лишь вспомогательные задачи, связанные с поиском и уничтожением кораблей или подлодок противника и защитой береговых баз или кораблей на небольшом удалении от берега.


По материалам сайтов:
http://sinodefence.com/
http://vpk-news.ru/
http://vpk.name/
http://rus.ruvr.ru/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Турик
    +6
    12 декабря 2013 09:17
    От красавцы! Сперли все, что только можно.
    1. vkrav
      0
      13 декабря 2013 22:41
      Ну почему же сразу сперли!Су-30 честно купили--воно ж украине не трэба !
  2. 0
    12 декабря 2013 09:38
    Будущее ханьской морской авиации напрямую зависит от того, насколько удачно инженерный корпус "великого" Китая сможет копировать и множить новинки в этой области...
    А пока ничего нового на фото я не углядел. Даже "чисто" ханьский гидросамолет "Харбин" напоминает помесь Бе-6 (фюзеляж, хвостовое оперение) и Ан-12 (крыло, винто-моторная группа). То же самое можно сказать и о других авиационных "новинках" из Поднебесной...

    Советский Бе-6 + советский Ан-12 = китайский "Харбин" SH-5...
    1. +3
      12 декабря 2013 11:06
      Так они и не скрывают. В военной сфере авторское право слабо действует)))
  3. AVV
    0
    12 декабря 2013 11:29
    У китайцев воровство,не порок,а хобби !!!Воруют,всегда,воруют,везде!!!Шпионаж возведен в ранг государственной политики!!!Америка хочет ограничить обучения китайцев в стране,потому,что тянут все в подряд!!!Своеобразная клиптомания на генетическом уровне!!!
    1. +2
      12 декабря 2013 11:41
      Это точно. Глядя на это, я даже начал сомневаться, а правда ли они изобрели бумагу, компас и порох. Вполне могли украсть у каких-нибудь соседей. Ведь когда-то на месте Монголии жили белые люди, о которых практически ничего не известно. Может, у них и скоммуниздили.
  4. 0
    12 декабря 2013 11:48
    Китайская морская авиация не заслуживает пока никакого упоминания. Особенно противолодочная.
  5. +2
    12 декабря 2013 12:42
    Забавно, аналог нашего древнего ТУ-16 еще в строю winked И пятизначные бортовые номера самолетов впечатляют. Нас - тысячи lol
  6. -2
    12 декабря 2013 14:14
    Дай бог нашим спец службам работать лучше и не дать возможности китайцам модернизировать хотя бы украденное.
  7. 0
    12 декабря 2013 17:24
    Китай не дремлет....
  8. Glagol
    0
    12 декабря 2013 17:53
    Они быстро авианосную часть не смогут сделать.
    Слишком сложно. Куда перспективнее МАПЛ.
    Впрочем, и это сложно. Копирование помогает догонять,
    но, чтобы встать вровень или обогнать, надо свое иметь.
  9. Yankuz
    0
    12 декабря 2013 19:11
    Цитата: moremansf
    Китай не дремлет....

    А Россия дремлет!
    1. +1
      12 декабря 2013 19:55
      Россию имеют все кому не лень ... В основном грабят "свои" олигархи ... Все ресурсы уводят за бугор и там складируют ... В таких условиях у страны нет никаких шансов ... разве что придет к власти настоящий государственник, а не эти пустомели ...
  10. -Patriot-
    0
    13 декабря 2013 12:13
    Меньше продавать им новых технологий вместе с оружием надо было...продавцы чертовы...
  11. Aleks75070
    0
    14 декабря 2013 00:32
    А что если продавать Китаю только старое вооружение?
  12. 1969с9691г.
    0
    15 декабря 2013 19:20
    и правильно делают.засунут всех за пояс и сша и россию.учитесь у них.А разве мало наши в свое время сперли секретов?До последнего времени многие уверены что баллистическую ракету сделал Королев С.П.
  13. AK-47
    0
    19 декабря 2013 11:24
    Пока копируют будущего нет. На поле боя решающее значение имеет новейшее оружие и технологии. Копирование заведомое отставание.
  14. commbatant
    0
    15 марта 2014 19:23
    НОАК нужно формироватъ спутниковую группировку, и развиватъ самолеты ДРЛО, чтобы хотя бы заранее, что-то видетъ о ВМС США действующих в АТР.
    А так в принципе все надо начинатъ с нуля, тем более боевого опыта у КНР никогда не было, для боръбы с подводными лодками эффективнее исполъзоватъ вертолетоносцы (что и делал когда-то СССР).
    http://docfilms.pp.ua/news/avianesushhie_korabli_sovetskogo_sojuza_smotret_onlaj
    n_avianoscy_sssr_dokumentalnyj_film_smotret_onlajn_vmf_sssr_smotret_onlajn/2013-
    02-24-25

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»