Перевернутый полет лейтенанта И.И. Кульнева. К 100-летию первого в мире полета вниз головой на гидросамолете

3

Путь в авиацию

Илья Ильич Кульнев родился 9 (21) января 1885 г. в г. Софии (Болгария). Он являлся потомком родного брата (генерала от инфантерии И.П. Кульнева) прославленного русского военачальника, героя Отечественной войны 1812 г. – генерал-майора Я.П. Кульнева, погибшего у дер. Клястицы Витебской губернии в бою с французскими войсками.

Морской летчик старший лейтенант И.И. Кульнев. Фотография 1915 г.
По выпуску в январе 1904 г. из Морского кадетского корпуса мичманом И.И. Кульнев начал офицерскую службу на Балтийском флоте. В ноябре того же года экипаж броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин», к которому был приписан молодой офицер, был включен в состав Отдельного отряда судов и отправлен на Дальний Восток в разгар Русско-японской войны 1904–1905 гг.

В середине мая 1905 г. Отдельный отряд, приданный 2-й Тихоокеанской эскадре, принял участие в Цусимском сражении. Оказавшись в окружении превосходящих сил противника, экипажи группы броненосцев, в том числе «Генерал-адмирал Апраксин», были вынуждены сдаться в плен. После окончания войны русские моряки смогли вернуться на родину. Илья Ильич продолжил службу на флоте, участвовал в морских походах, в том числе в двух кругосветных плаваниях.

В 1912 г. мичман Кульнев серьезно заинтересовался воздушными полетами. В том же году он успешно окончил теоретические курсы авиации при Санкт-Петербургском политехническом институте имени В.В. Захарова.

В апреле 1913 г. лейтенант 1-го Балтийского флотского экипажа И.И. Кульнев по окончании школы авиации Отдела воздушного флота (г. Севастополь) сдал экзамен на звание летчика и 1 мая был назначен в Службу связи Балтийского моря (БМ).

Затяжной перевернутый полет

Накануне Первой мировой войны основу морской авиации Службы связи БМ составляли 1-я и 2-я авиационные станции – в Либаве (Лиепая, Латвия) и Папенгольме (о. Эзель), вспомогательная станция в Гребном порту, а также запасная, тыловая станция-склад в Ревеле (Таллин, Эстонская Республика). Лейтенант Кульнев проходил службу в экипаже 1-й станции г. Либавы, где продолжал оттачивать основы своего летного мастерства. После триумфального выполнения 9 (22) сентября 1913 г. поручиком 3-й авиационной роты П.Н. Нестеровым на самолете «Ньюпор-IV» замкнутой кривой в вертикальной плоскости («мертвой петли») большинство русских военных летчиков буквально «заболело» этой фигурой высшего пилотажа. Среди почитателей таланта Нестерова был и И.И. Кульнев. На «сухопутном» типе самолета ему удалось выполнить «мертвую петлю». Следующим шагом должна была стать реализация этой фигуры на летающей лодке. В результате получился абсолютно новый воздушный трюк в мировой авиации.

15 (28) декабря 1913 г. в г. Либаве на поплавковом гидросамолете типа С-10 «Гидро» конструкции И.И. Сикорского (Гидросамолет С-10 представлял собой дальнейшее развитие поплавкового С-5А и отличался от него рядом конструктивных особенностей и более мощным мотором (100 л.с. и более). Гидросамолет был оборудован водяным рулем, поставленным за хвостовым поплавком, улучшившим маневренность аппарата на воде. – Авт.) морской летчик лейтенант И.И. Кульнев продемонстрировал свое пилотажное мастерство. Перед вылетом он заявил, что попробует проделать «некоторый опыт». Набрав высоту около 300 м, летчик разогнал гидросамолет в пологом планировании на полных оборотах мотора, а затем круто задрал его вверх – как бы на петлю. Но когда летательный аппарат перевернулся кверху поплавками, летчик, вместо того чтобы дотянуть на себя рычаг управления рулем высоты, сделал наоборот – сильно отжал руль на себя. Этим он заставил гидросамолет продолжать полет в перевернутом положении. Вися в кабине на ремнях, пилот пролетел более минуты (на петлю было достаточно и десятка секунд), потеряв за это время меньше 100 м высоты. Затем, поскольку в перевернутом положении из-за прекращения подачи бензина мотор остановился, Кульнев потянул ручку руля высоты на себя. Гидросамолет, как бы замыкая вторую половину этой растянутой петли, перевалился носом вниз и после пикирования снова перешел в нормальный горизонтальный полет. Затем летчик благополучно совершил посадку. Это был первый в истории мировой авиации длительный «перевернутый полет» и первый в мире случай выполнения высшего пилотажа на гидросамолете. Этим полетом И.И. Кульнев доказал возможность выполнения фигур полетов и в гидроавиации, имеющей значительно менее маневренные машины, нежели «сухопутная» авиация.

Следует отметить, что морские летчики не очень любили гидросамолеты типа С-10 по причине их «ажурности и непрочности», особенно опасались за их очень тонкие и нежесткие хвосты. Однако в воздухе они не ломались, и машины были пригодны для выполнения фигур высшего пилотажа.

Важность достижения отважного русского морского летчика наглядно охарактеризовал один из первых отечественных военных авиаторов поручик Е.В. Руднев в своих лекциях, прочитанных накануне Первой мировой войны в Офицерской воздухоплавательной школе. По его словам: «Сравнивая мертвую петлю с полетом верх ногами, надо отдать полное предпочтение второму, как более трудному и имеющему большое практическое значение. За то, что он более труден, говорит тот факт, что его совершают очень немногие; кроме того, он занимает более продолжительное время – 1, 1,5, 2 [минуты], в течение которого надо управлять аппаратом в условиях очень трудных, вверх ногами, ориентировка непривычная, голова затекает, тогда, как при совершении мертвой петли управление сводится лишь к поднятию руля высоты и самое совершение длится весьма непродолжительное время» (Руднев Е.В. Практика полетов на аэропланах // Из лекций, читанных в Офицерской воздухоплавательной школе. – Издание Журнала «Техника воздухоплавания». – Петроград: Типография Главного Управления Уделов, 1915. С. 73).

За свой полет Кульнев, вместо благодарности, получил от начальства дисциплинарное взыскание, так как нарушил введенный ранее запрет на производство военным летчикам фигурных полетов. Журнал «Аэро- и автомобильная жизнь» № 1 за 1914 г., сообщая об этом выдающемся событии, отмечал, что на память об этом полете энтузиасты авиации Латышского края преподнесли Илье Кульневу серебряный кубок.

Ранее схожая ситуация сложилась с поручиком П.Н. Нестеровым после выполнения им знаменитой «мертвой петли».

Испытатель-новатор

1 (14) июня 1914 г. лейтенант И.И. Кульнев поднял в небо первый гидросамолет М-1 (Щ-1) конструкции Д.П. Григоровича. Летчик легко оторвал аппарат от водной поверхности и за десять минут набрал высоту 300 м. Потом, достигнув высоты 600 м и пробыв в воздухе 32 минуты, закончил испытательный полет красивым планирующим спуском. Его заключение было далеко не радужным: «Аппарат не из лучших, но, во всяком случае, не хуже поплавковых. Слабовата мореходность». Такого же мнения придерживались и другие пилоты, предложившие использовать гидросамолет в качестве учебного аппарата. Впрочем, эксплуатация М-1 (Щ-1) оказалась недолговечна, 2 (15) декабря 1914 г. гидросамолет был полностью разбит при выполнении учебного полета.

В дальнейшем И.И. Кульневу довелось испытывать машины и других конструкторов. Одновременно он охотно делился богатым опытом и искусством пилотажа с летным составом конструкторских бюро авиационных заводов.

Накануне Первой мировой войны Илья Ильич вместе с летным составом Либавской авиационной станции был переведен на Моонзудский архипелаг и продолжил боевую работу в акватории Рижского залива. В числе первых летчиков на Балтике лейтенант И.И. Кульнев был награжден орденом за успешную разведку, проведенную в начале кампании 1914 г. по обнаружению отряда вражеских крейсеров. Осенью того же года он первым в России совершил ночной взлет и посадку на воду. Ему также принадлежала пальма первенства ночного полета с пассажиром на борту на летающей лодке над крупным населенным пунктом – г. Гельсингфорсом (Великое Финляндское княжество, ныне - Хельсинки, Финляндская Республика). В соответствии с циркуляром Главного Морского Штаба № 343 в конце 1914 г. Илья Ильич был удостоен звания «морского летчика».

Жизнь талантливого русского летчика трагически оборвалась утром 7 (20) мая 1915 г. При испытании французской летающей лодки ФБА (FBA, ЛМ-2: двухместный разведчик без вооружения) на ревельском рейде в результате сильного порыва ветра на малой высоте (до 30 м) аппарат, совершавший маневр, внезапно скользнул на крыло и носом вошел в воду. Тело погибшего пилота водолазы смогли найти лишь через сутки. По мнению контр-адмирала Б.П. Дудорова, начальника воздушной дивизии Балтийского флота (1916–1917 гг.), старший лейтенант Кульнев стал жертвой собственной лихости «…на малой высоте [он начал] закатывать крутые виражи, скользнул на крыло и был убит на месте».

Перевернутый полет лейтенанта И.И. Кульнева. К 100-летию первого в мире полета вниз головой на гидросамолете

Разбитый гидросамолет ФБА, прибуксированный к берегу. Фотография 1916 г. На таком типе летающей лодки погиб старший лейтенант И.И. Кульнев 7 мая 1915 г.


17 (30) июля 1915 г. на страницах 46-го номера еженедельного журнала «Летопись войны 1914–1915 гг.» поместили краткую информацию о гибели талантливого летчика-испытателя. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище Петрограда. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 527 могила морского летчика И.И. Кульнева включена в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге.

Несмотря на свою короткую жизнь, Илья Ильич оставил яркий след в истории мировой авиации. Его необыкновенная приверженность небу, исключительное мужество и верность выбранной профессии в известной степени способствовала подъему духа среди морских летчиков на Балтике. Его дело было продолжено его боевыми товарищами. Уже в следующем году в русской гидроавиации стали обычными полеты над морем, а лейтенант Я.И. Нагурский в том же году совершил первую в мире «мертвую петлю» на гидросамолете.

Алексей Лашков, старший научный сотрудник
Научно-исследовательского института
(военной истории) Военной академии
Генерального штаба ВС РФ,
кандидат исторических наук, доцент
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    11 января 2014 22:01
    Статье +, и спасибо автору.
    Кульнев И.И. был, конечно, интересная личность. Однако его бесшабашность, авантюристичность, не соблюдение правил безопасности полётов (а они уже в то время существовали) и привела к гибели. Среди лётчиков того времени, да и в более подзнее время эта "болезнь" была распростронённым явлением. Недисциплинированность, или как ещё говорили "воздушное хулиганство" стали причиной гибели немалого количества интересных, влюблённых в авиацию, и даже талантлибых лётчиков.
    А вот сравнивать Кульнева И.И. с Нестеровым П.Н. не совсем корректно. Нестеров предварительно просцитывал свои полёты, а затем теоритические расчёты проверял в воздухе. Часть этих расчётов и записок сохранилось, и было опубликованно. Согласно заключения комиссии о гибели Кульнева И.И., вина в этом целиком лежит на пилоте, совершавшем рискованные манёвры на недопустимо низкой высоте. Да, и с наказанием за затяжной перевёрнутый полёт в статье есть умолчание. Наказание последовало не за перевёрнутый полёт, а за опасные эволюции на крайне низкой высоте, могущие привести к трагическим последствиям (увы, позже это и произошло).
  2. +1
    11 января 2014 23:30
    Статья хорошая. Наверное если бы не было этих "воздушных хулиганов", у нас не было бы Чкалова, Кожедуба, Покрышкина и мн. др. прославленных лётчиков.
    1. влад0
      +1
      12 января 2014 09:17

      Не путайте просчитаный риск и воздушное хулиганство. Последнее приводило только к гибели пилотов и лишению должностей их командиров.