Средства противовоздушной обороны советского флота в годы войны

17


К концу Первой мировой войны авиация уже представляла серьёзную угрозу для боевых кораблей. Для защиты от воздушного противника на вооружение Российского Императорского флота были приняты несколько образцов зенитных орудий отечественного и иностранного производства.



Первоначально для зенитной стрельбы переделывались имеющиеся в значительных количествах «противоминные орудия»: 47-мм миллиметровые пушки Гочкиса, 57-мм Норденфельда и 75-мм Канэ.
Позже на корабельных палубах стали устанавливаться специально разработанные зенитные полуавтоматические пушки Лендера обр. 1914/15гг.



По требованию Морского ведомства, угол возвышения производимых Путиловским заводом орудий был увеличен до +75°. Орудие обладало хорошими для своего времени характеристиками: боевая скорострельность 10-12 выстр./мин, дальность до 7000 м, достягаемость по высоте до 4000 м.

Средства противовоздушной обороны советского флота в годы войны


Так же на вооружение поступили закупленные в Великобритании тумбовые 40-мм автоматические зенитные пушки Виккерса и 37-мм автоматические зенитные пушки Максима выпускаемые Обуховским заводом. К концу 1916 года сорок 40-мм пушек «Виккерс» имелось на Балтийском и Черноморском флотах.


40-мм пушка Виккерс


Обе системы имели сходную конструкцию. Установки могли вести круговой обстрел, с возвышением от —5 до +80°. Питание — из ленты на 25 патронов. Патроны снаряжались осколочными снарядами с 8- или 16-секундной дистанционной трубкой. Темп стрельбы—250-300 выстр./мин. Зенитные автоматы этих типов были сложны и дороги в производстве, имели невысокую надёжность.


37-мм автомат Максима в Артиллерийском музее


Вскоре после окончания Гражданской войны наш флот остался без зенитных автоматов. В течении почти 20 лет основу ПВО кораблей составляли 76-мм пушки и 7,62-мм пулемёты.



В 30-е годы в рамках военно-технического сотрудничества с Германией , были получены документация, полуфабрикаты и действующие образцы 20-мм и 37-мм зенитных автоматов. После чего было решено запустить их в серийное производство на заводе №8 в подмосковных Подлипках. Но наша промышленность так и не сумела освоить их массовое производство.

В качестве временной меры на вооружение в 1934 году была принята 45-мм полуавтоматическая универсальная пушка 21-К. По сути это была 45-мм противотанковая пушка установленная на морской станок.



За отсутствием других зенитных орудий пушки 21-К устанавливались на все классы кораблей советского флота — от сторожевых катеров и подводных лодок до крейсеров и линейных кораблей. Данное орудие абсолютно не удовлетворяло моряков в качестве зенитного. Для этого оно имело низкую скорострельность (25 выстрелов в минуту) и отсутствие на снарядах дистанционного взрывателя, так что цель могла быть поражена только прямым попаданием ( что было крайне маловероятно). Для стрельбы по морским и береговым целям орудие было маломощным. По своим характеристикам оно практически соответствовало 47-мм орудию Гочкиса, которое было выпущено в 1885 году.



Несмотря на то, что данное орудие совершенно не отвечало требованиям зенитной обороны, из-за прекращения работ по более совершенному зенитному орудию, производство 21-К велось в годы Великой Отечественной войны, а также и после её завершения. Всего было произведено более 4000 таких орудий.

В 1936 году на вооружение поступило морское 76-мм зенитное орудие 34-К. Прототипом данной артустановки послужила немецкая полевая зенитная полуавтоматическая 75-мм пушка фирмы "Rheinmetall", лицензию на производство которой получил в начале 30-х годов Советский Союз, наладивший на её основе производство армейской зенитки типа 3-К. До окончания производства в 1942 году на заводе им.Калинина было построено около 250 орудий.


76,2-мм зенитные орудия 34-К


Незадолго до начала войны на вооружение был принят весьма удачный 12,7-мм пулемёт ДШК.



Пулемет ДШК устанавливался на морской тумбовой стационарной установке, состоящей из основания с вращающейся тумбой, поворотной головки для крепления пулемета и наплечника, приставного приклада-упора для обеспечения удобства наведения пулемета при стрельбе по быстроперемещающимся целям. Питание пулемета патронами, прицелы и методы ведения огня были одинаковы с ДШК пехотного образца.



К 22 июня 1941 года в нашем ВМФ имелось 830 одноствольных пулеметов ДШК на тумбовых установках. Первые же дни войны показали абсолютное превосходство ДШК над 7,62-мм пулеметами. Об эффективности действия ДШК моряки не стеснялись говорить и в высоких сферах: «Пришлось снимать вооружение с катеров, приходивших в базу с моря, и ставить на катера, уходящие в море. Опыт войны показал, что пулеметы ДШК на флоте завоевали большой авторитет, без них командиры не хотят выходить в море».



Подавляющее большинство ДШК было установлено на тумбах, однако во время войны отечественные конструкторы разработали много других типов установок ДШК, на катерах использовались одинарные и спаренные турельные и башенные установки.



В ходе Великой Отечественной войны наш флот получил от промышленности 4018 пулеметов ДШК. За это время союзники поставили 92 - 12,7-мм счетверенных пулеметов Виккерса и 1611 - 12,7-мм спаренных пулеметов Кольта- Браунинга.


12,7-мм спаренная установка пулеметов Кольта- Браунинга


Так же накануне войны в 1940 году на вооружение приняли 37-мм морскую зенитную установку 70-К, созданную на базе автоматической 37-мм зенитной пушки 61-К.



Она стала основным автоматическим оружием катеров и линкоров, эсминцев и крейсеров, на флот в военные годы всего поступило 1671 такая артустановка.

Охлаждение 70-К было воздушным, что было большим недостатком. После 100 выстрелов ствол с воздушным охлаждением либо следовало менять (на что требовалось не менее 15 минут), либо ждать его охлаждения около 1 часа. Зачастую вражеские бомбардировщики и торпедоносцы такой возможности не предоставляли. Спаренные 37-мм зенитные установки В-11 с водяным охлаждением поступили на вооружение только после войны.

Кроме того, для флота больше бы пошел калибр 45-мм (такая сухопутная установка была создана и успешно испытана), что позволило бы увеличить эффективную дальность зенитного огня и поражающее действие снаряда.

Кроме 37-мм 70-К союзниками было поставлено 5500 американских и канадских 40-мм Бофорсов, значительная часть которых попала в ВМФ.

В военное время основным противником нашего флота была именно авиация. Вскоре после начала боевых действий к нашим флотоводцам пришло понимание того, что для отражения массированных налётов вражеских торпедоносцев и пикировщиков необходимы скорострельные зенитные автоматы с ленточным питанием калибра 20-25-мм.



Для этого предпринимались попытки создания на базе авиапушек ШВАК и ВЯ морских зенитных установок, но по ряду причин дело дальше вооружения ими малых плавсредств и катеров не продвинулось.


20-мм зенитная установка ШВАК


В небольших количествах производились 25-мм установки 84-КМ, созданные на базе армейского зенитного автомата 72-К, но она так же имела обойменное питание.



Во второй половине войны эта проблема была частично решена за счёт поставок по ленд-лизу. В СССР союзниками было поставлено 1993 20-мм автомата. “Эрликоны” были и в составе вооружения поставляемых в ВМФ военных судов. Основная их часть использовалась на Севере и Балтике, на Черноморском театре военных действий их находилось всего 46.


20-мм зенитная установка "Эрликон"


В состав зенитного вооружения средних и крупных боевых кораблей входили так же универсальные установки калибра 85-100-мм. Теоретически они так же могли вести зенитный огонь, по крайней мере, углы возвышения позволяли это делать. Но они были не стабилизированы и далеко не на всех кораблях, где они устанавливались, имелись централизованные системы управления зенитным огнём, что сильно снижало их боевую ценность.

Универсальная 85-мм артустановка 90-К сменила в производстве 76-мм орудие 34-К. Но военное время произведено их было не много, всего около 150 орудий.


Универсальная 85-мм артустановка 90-К


В середине 30-х годов СССР для вооружения крейсеров типа "Светлана": "Красный Кавказ", "Красный Крым" и "Червона "Украина" закупил в Италии 10 100-мм двуствольных установок разработанных инженером-генералом Эудженио Минизини.


100-мм АУ Минизини крейсера "Красный Кавказ"


Наведение установок осуществлялось с помощью ручного привода, со скоростью 13 град/сек по горизонту и 7 град/сек по вертикали. Стрельба велась по данным ПУАО. Достягаемость по высоте составляла 8500 м. Скорострельность 10-12 выстр/мин.



После гибели "Червоной Украины" установки были сняты и ими довооружили оставшиеся крейсера. Установки к этому времени были уже малоэффективными против современных самолётов из-за малых скоростей наводки.


Крейсер "Червона "Украина"


В 1940 году на вооружение была принята 100-мм одноствольная универсальная установка Б-34, которая была унифицирована по боеприпасам со 100-мм Минизини. До начала войны промышленность успела произвести 42 орудия этого типа.


Универсальная 100-мм установка Б-34


Она имела ствол длиной 56 калибров, начальную скорость снаряда 900 м/с, максимальный угол возвышения 85° и дальность стрельбы по воздушным целям 15000 м., потолок 10000 м. Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки обеспечивали скорость наведения до 12 град/с. Скорострельность - 15 выстр./мин.



Первые Б-34 устанавливались на крейсерах проекта 26 («Киров») без электропривода и управлялись вручную. В виду этого они могли вести только заградительный зенитный огонь.

Управление стрельбой 100-мм орудий осуществлялось системой морских приборов управления артиллерийским зенитным огнем (МПУАЗО) "Горизонт".

Крупным недостатком всех наших универсальных орудий калибра 85-100-мм было отсутствие во время войны электрических или электрогидравлических приводов, что существенно ограничивало скорость наводки и возможность централизованного управления огнём. В тоже время универсальные установки калибра 88-127-мм в других странах такую возможность имели.

Советский военно-морской флот понёс очень серьёзные потери в войне, особенно в начальный период. Самые большие потери понёс КБФ - более 130 боевых кораблей и подводных лодок, ЧФ - около 70, СФ - около 60.



За всю войну наши линкоры и крейсера не имели боестолкновений с кораблями противника аналогичного класса. Большая часть крупных надводных кораблей была потоплена силами Люфтваффе. Причинами потерь в основном были просчёты в планировании и слабость зенитного вооружения.

Источники:
http://ruguard.ru/forum/index.php?topic=651.0;wap2
http://flot.sevastopol.info/arms/guns/70k.htm
http://militaryrussia.ru/blog/topic-95.html
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    22 января 2014 10:06
    Познавательно, особенно понравились фотографии.
    1. +7
      22 января 2014 13:24
      Не было радаров, не было радодистанционных взрывателей, потому героизм.
      1. +4
        22 января 2014 13:40
        безусловно героизм, большинсво наших боевых кораблей уступало по возможностям ПВО аналогичным кораблям противника и союзников.
      2. +5
        22 января 2014 15:37
        Скорее все таки "погиб смертью храбрых"... Делали больше того, что могли! За живучесть кораблей боролись до последнего!
  2. +5
    22 января 2014 12:50
    Отличная статья. good
  3. badger1974
    +10
    22 января 2014 13:04
    к теме, лидер эскадренных миноносцев "Ташкент" Легенда КЧФ, имел состав средств ПВО -6×1 37-мм ЗАУ 70-К, 2×1 76-мм ЗАУ 39-К лидер “Ташкент”. Всего год из его биографии пришелся ни Великую Отечественную. Но за столь короткий срок “голубой крейсер” — так называли его черноморцы — оставил за кормой 27 тысяч огненных миль, отконвоировал 17 транспортов, перевез 19 300 человек и 2538 т грузов, отразил десятки атак вражеской авиации, сбив 9 и повредив 4 фашистских самолета, потопил один вражеский торпедный катер, провел около сотни стрельб по береговым позициям, уничтожив 6 батарей и значительное количество живой силы противника
    1. +4
      22 января 2014 13:39
      Володя, ты ещё забыл описать как он погиб. Как раз с данной статьёй перикликается.
      1. badger1974
        +7
        22 января 2014 14:42
        утоплен "штуками" из I./StG77 в Новоросийске, после поднятия в 1944 м смысла в восстановлении небыло, сплошное решето, но орудия сняли, хотел фотку зарядить неполучяется, на мыле можно глянуть, и ещё штрих, в одном из эвакуационных мероприятий на борту Ташкента были раненые лётчики истребители из авиации ЧФ, в том числе и ГСС Белозёров, которые несмотря на ранения помогали стрелкам ЗАК выявлять возможные подходы немецких бомберов и своевременно наращивать точку сведения в нужном месте,лидер удалось утопить ток ма в Новороссе призагрузке топлива, то есть стоящим на месте, вот так лётчики и моряки отражали атаки
        1. +4
          23 января 2014 00:16
          Вот так МУЖИКИ воевали а не сопли жевали angry
      2. TIT
        +6
        22 января 2014 16:22
        Цитата: Bongo
        Володя, ты ещё забыл описать как он погиб. Как раз с данной статьёй перикликается.


        тут про него подробно
        http://topwar.ru/16314-lider-esmincev-chernomorskogo-flota-tashkent.html
  4. badger1974
    0
    22 января 2014 13:08
    лично от себя
  5. badger1974
    0
    22 января 2014 13:08
    как фотки вставлять кто подскажет?
    1. 0
      22 января 2014 13:37
      Нажимаешь "ответить" или "коментировать", пишешь текст, рядом со смайликом, 4-й по счёту значёк "картинка"-жмёшь и загружаешь.
  6. +3
    22 января 2014 14:37
    В период ВОВ, по ленд-лизу от союзником мы получали различную технику и вооружение в том числе и средства ПВО для кораблей ВМФ,что увеличивало возможности флота по уничтожению авиации противника...
    На фото; Расчёт 12,7-мм счетверённой зенитно-пулемётной установки "Виккерс" крейсера "Молотов"
    1. +3
      22 января 2014 14:46
      Поставлялись конечно, но по большей части во второй половине войны. Подобные установки были смонтированы на "Молотове" после завершения востановительного ремонта в 1944 годы. Повреждения он получил в 1942 как раз от авиации противника.
      На фото, судя по форме американские военнослужащие, да и сомнительно, чтоб у нащих во время ВОВ были солнцезащитные очки.
      1. TIT
        +4
        22 января 2014 16:10
        Цитата: Bongo
        о форме американские военнослужащие, да и сомнительно, чтоб у нащих во время ВОВ были солнцезащитные очки.

        есть вероятность , что очки шли в комплекте орудий ,да и у того , что с лева сидит вроде тельник ( вроде на тот момент времени только на нашем флоте тельняшки оставались, не уверен конечно )
      2. +3
        22 января 2014 21:20
        Цитата: Bongo
        На фото, судя по форме американские военнослужащие, да и сомнительно, чтоб у нащих во время ВОВ были солнцезащитные очки.

        Форма у моряков - советского ВМФ. Очки, по-видимому, шли в ЗиПе к Виккерсу.
  7. Комментарий был удален.
  8. TIT
    +5
    22 января 2014 17:49
    Цитата: moremansf
    счетверённой зенитно-пулемётной установки "Виккерс" крейсера "Молотов"

    скорее всего ошиблись

    фото фотография Е. Халдея подписана как ""Виккерсы", Северный флот, 1943 г."
  9. 0
    22 января 2014 17:52
    Плавучая зенитная батарея №3 Севастополь "Не тронь меня"
    Итак с ноября 1941 года по 19 июня 1943 было сбито:

    - 29 ноября 1941 год расчётом ЗА-37мм. сбит Ме-109. Падение на сушу в районе аэродрома Херсонес.
    - 17 декабря 1941 года в ходе налёта на АЭР Херсонес расчётом ЗА-37 мм. сбит Ю-88, падение в Камышовой бухте в 500 м. от батареи.
    - 22 декабря 1941г. в ходе налёта на АЭР Херсонес расчётом За-37 сбит Ю-88. Падение в районе аэродрома.
    - 23 декабря 1941г. в ходе налёта на АЭР Херсонес расчётом 76 мм орудий сбит Ю-88. Падение у берега на трраверзе аэродрома.
    - 17 января 1942г. в ходе налёта на АЭР Херсонес в 10ч.24м расчётом ЗА-37 сбит Ю-88. Падение в расположении 35 батареи.
    - 17 января 1942г. в ходе налёта на АЭР Херсонес 13ч.21м. - 13ч. 31м. были подбиты и ушли в сторону Качи 2 Хе-111
    - 14 апреля 1942г. в ходе 2-го налёта на АЭР Херсонес расчётом За-37ммм. сбит Ю-88. Падение в расположении 92 ЗАД.
    - 27 мая 1942г. в ходе налёта на АЭР Херсонес сбит расчётами ЗА-37 мм. 1 Ме-109. Падение на мысе Херсонес у аэродрома,
    - 27 мая 1942г. в ходе налёта на АЭР Херсонес сбит расчётами ЗА-37 мм. 1 Ме-109 падение в море у мыса Фиолент.
    - 27 мая 1942 в ходе 2-го налёта на АЭР Херсонес сбит рассчётом 76 мм ЗО Do-215. Упал в море по пеленгу 220, удаление 8 кабельтов.
    - 9 июня 1942г. 3 налёта на АЭР Херсонес. Расчётами ЗА-37мм. при трёх налётах на аэродром Херсонес сбито 3 Ю-88. падения: 1-береговая черта, 1- море, 1 мыс Фиолент.
    - 12 июня 1942г. Расчётом ЗА-37 сбит Ме-109. Падение на край аэродрома Херсонес (гнался за нашим подбитым истребителем. Лётчик его выжил и после войны в своих мемуарах этот момент описал)
    - 13 июня 1942г. 2 налёта на аэродром Херсонес. В 16ч.50 мин. расчётом 76мм ЗО сбит Ю-88. Взорвался в воздухе.
    -14 июня 1942г. 3 налёта на аэродром Херсонес. Расчётами ЗА-37 и 76мм.ЗО сбито 3 Ю-87. Один падение в районе аэродрома Херсонес. Один падение в море, один рядом с маяком на Херсонесе. Ещё 2 Ю-87 были повреждены и ушли в сторону Качи.
    - 19 июня 1942г. в ходе налёта на АЭР Херсонес расчётом 37мм. ЗА сбит Ю-88. Падение в море в 10 кб от ПлБтр.

    Итого при работах в наших архивах смогли найти оперативные подтверждения по 18 сбитым самолётам. Есть ещё как минимум шесть единичных документов с подтверждениями сбития самолётов (доклад дежурного по ОВРу, доклады командира 92 ЗАД и командира ИАП), но по ним не найдены рапорта Мошенского (хотя часть их не сохранилась вообще) или нет второго подтверждения.
  10. +5
    22 января 2014 21:25
    За всю историю Великой Отечественной только один крупный корабль КЧФ - крейсер класса "С" (название запамятовал) не понёс потерь в личном составе (за исключением тех, кто был послан в ряды морской пехоты). Это случилось в следствие того, что командир не поленился устраивать ежедневные учения и тренировки по отражению воздушных атак. Такая же картина и на подлодках - кто не ленился тренироваться, тот выживал.
  11. +2
    25 марта 2014 19:50
    Количество поставленных по ленд-лизу установок впечатляет.