Советские истребители-бомбардировщики в бою. Часть 1-я

32


В 1967 году, через десять лет после начала производства, начались экспортные поставки специализированного истребителя-бомбардировщика Су-7Б в экспортной модификации Су-7БМК.

Советские истребители-бомбардировщики в бою. Часть 1-я


Самолёты поставлялись как союзникам по Варшавскому договору, так и в «развивающиеся страны социалистической ориентации». По объёмам поставок Су-7 уступали только «авиационному бестселлеру» МиГ-21.



Одним из первых новые ударные самолёты получил Египет, президент которого Герой Советского Союза Гамаль Абдель Насер заявил о строительстве «арабского социализма» в своей стране.
Первая партия из 14 только что выпущенных самолётов была доставлена морским путем в апреле 1967 года. Вскоре на египетском аэродроме Фаида был развёрнут полноценный авиаполк.



Но толком освоить эти машины египетским пилотам не удалось, в ходе «шестидневной войны» почти все они были уничтожены израильской авиацией, вместе с самолётами под израильскими бомбами погибло много пилотов. Несколько уцелевших египетских Су-7БМК совершили боевые вылеты на поддержку своих войск, впрочем, без особого успеха.

После окончания боевых действий, для восполнения масштабных потерь из СССР был организован «воздушный мост». Авиатехника взятая из советских авиачастей перебрасывались по воздуху самолётами ВТА. Спустя год по окончании «шестидневной войны» пополнившая силы египетская авиация насчитывала уже полсотни Су-7Б. Помимо Египта, боевые самолёты этого типа поставлялись в Алжир и Сирию.



Машины не простаивали на аэродромах, в ходе непрекращающегося арабо-израильского противостояния несколько Су-7Б были потеряны. Однако по мере приобретения арабами боевого опыта имели место и успехи.
20 июля 1969 года в ходе «войны на истощение» восемь египетских Су-7БМК нанесли удар по позициям зенитной артиллерии и РЛС в районах Исмаилия и Ромала. Боевая нагрузка включала по две ФАБ-500, самолеты также несли ПТБ. Удар наносился в послеполуденное время каждым из звеньев по своей цели одновременно, противника удалось застать врасплох, и он даже не успел открыть ответного огня. Все самолеты отбомбились с первого захода, достигнув прямых попаданий, и успешно вернулись на базу. Всего с 20 июля 1969 года по апрель 1970 года египетские истребители-бомбардировщики выполнили более 70 бомбоштурмовых ударов.



В 1973 году с началом «Войны судного дня» вся мощь боевой авиации арабской коалиции обрушилась на израильтян. Истребители-бомбардировщики наносили весьма результативные ракетно-бомбовые удары с малых высот. В одних боевых порядках с Су-7Б действовали новейшие Су-20( первая экспортная модификация Су-17).

Помимо египетских лётчиков, Су-7Б пилотировали алжирцы, ливийцы и сирийцы.
В этой войне Израиль понёс очень высокие потери, так в ВВС осталось боеспособно лишь около 30% боевых самолётов. Теперь уже американцам пришлось налаживать «воздушный мост», дабы спасти своего союзника от поражения. Из-за утраты инициативы арабам не удалось одержать победу, Израиль выжил, заплатив очень высокую цену.

Неплохо себя проявили участвовавшие в боевых действиях 1973 года сирийские истребители-бомбардировщики. Основными используемыми боеприпасами при ударах по войскам и технике были бомбы ОФАБ-250-270 и штурмовые ОФАБ-250Ш, позволявшие атаковать с малых высот, а также НАР типа С-5 и С-24. Атаки выполнялись с горизонтального полёта или пологого пикирования с высоты 100-200 м. Против танков и другой бронетехники использовались весьма эффективные бомбовые кассеты РБК-250 со снаряжением из мелких бомб кумулятивного действия ПТАБ-2,5 и ракеты С-3К и С-5К.

Су-7БМК произвели налёт на Хайфу, атаковав нефтеперерабатывающий завод зажигательными бомбами ЗАБ-250-200 и осколочно-фугасными ОФАБ-250-270. Задачу удалось выполнить без потерь, пройдя маршрут на предельно малых высотах и, после выполнения горки с набором 200 м, сбросив бомбы с горизонтального полёта.

Сирийской авиации удалось обойтись без потерь по причинам небоевого характера - ошибок в технике пилотирования, потери ориентировки и покидания машин из-за полной выработки топлива, что было настоящей напастью у египтян, по собственным просчётам лишившихся двух десятков самолётов. Сирийские пилоты были лучше подготовлены и имели более высокую мотивацию на выполнение боевой задачи по сравнению с египтянами. В целом потери Су-7БМК были значительно выше, чем у МиГ-21. Это объясняется тем, что именно против ударных машин были в первую очередь нацелены вражеские ЗРК, ЗА и перехватчики.

Боевая служба «Су-седьмых» в индийской авиации стала одной из наиболее ярких страниц в биографии самолёта. Заинтересованность индийских ВВС в обновлении авиапарка и повышении его ударного потенциала имела вполне объяснимое обоснование ввиду напряжённых отношений с соседним Пакистаном, продолжавших тлеть уже два десятилетия. В 1967 году было заключено соглашение с СССР о поставке в Индию 90 боевых самолётов Су-7БМК и «спарок» Су-7УМК.



Спустя полтора года, ВВС Индии имели в строю шесть эскадрилий современных сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков, существенно увеличив свой ударный потенциал. Назначением Су-7БМК определялись непосредственная авиационная поддержка, действия в оперативно-тактической глубине за линией фронта, борьба с авиацией противника и тактическая разведка. По оценкам наших инструкторов индийские лётчики считались одними из лучших лётчиков-профессионалов в развивающихся странах Азии и Африки. Уровень профессиональной подготовки был довольно высокий. Индийские пилоты успели очень хорошо освоить свои машины к началу очередной индо - пакистанской войны 1971 года.



3 декабря 1971 года индийские Су-7БМК впервые атаковали во время ночного вылета аэродромы в Западном Пакистане. В ходе нескольких налётов, на земле было уничтожено 14 пакистанских боевых самолётов, при потере одного Су-7БМК.


Зарядка пушек НР-30 на Су-7БМК ВВС Индии


Во время этого конфликта индийские пилоты продемонстрировали, что ударные «сухие» вполне могут постоять за себя в воздушном бою, проведя несколько схваток с пакистанскими «Сейбрами» и F-6.

В дальнейшем с ударов по аэродромам Су-7БМК были переориентированы на оказание поддержки наземным войскам, добившись в этом неплохих результатов. Помимо ударов по скоплениям войск, бронетехники и артиллерии, значительная часть вылетов производилась для нарушения коммуникаций, а также для ведения тактической фоторазведки в интересах высшего командования. Сообразно задачам здесь широко применялись фугасные бомбы калибра 500 кг. Очень эффективно на Су-7БМК использовались крупнокалиберные реактивные снаряды С-24, подвешиваемые по два на самолёт. Ими наносились удары по железнодорожным эшелонам и гидротехническим сооружениям.



Две недели боев завершились сокрушительным поражением пакистанской армии. Индийские Су-7БМК уничтожили около 150 танков, 70 железнодорожных составов, множество плавсредств разного класса, разбомбили железнодорожные узлы, объекты нефтепромышленности и энергетики. В целом не менее 90% потерянных пакистанской армией танков были уничтожены индийской авиацией. Потери Су-7БМК составили 19 самолётов. По окончании войны Су-7 оставались в числе основных ударных машин индийских ВВС.

К моменту ввода советских войск в Афганистан, на Баграмской авиабазе имелось 24 Су-7БМК. По мере обострения ситуации в стране, эти самолёты начали привлекаться для нанесения ударов по отрядам моджахедов. Впрочем, афганские лётчики не слишком рвались в бой, зачастую сбрасывая бомбы куда попало.

Летали при этом по привычке безо всяких карт, не особо утруждая себя навигацией и штурманским расчетом и ориентируясь визуально по своим приметам на местности. При одном из боевых вылетов в начале ноября 1979 года намеченная паре Су-7БМК цель лежала в северных районах Бадахшана. Промахнувшись, те по ошибке отработали по советской территории, выполнив бомбовую атаку по таджикскому селению у Хорога. В кишлаке бомбы разрушили несколько домов, погибли мирные жители. При разбирательстве лётчики говорили о недоразумении и оправдывались тем, что заблудились на дальнем маршруте.

С началом поставок истребителей-бомбардировщиков Су-22М они заменили в Баграме прежние Су-7БМК, которые были выведены в Шинданд в состав 335-го смешанного авиаполка, включавшего также Ил-28 и МиГ-21.
Уровень лётной подготовки на новом месте выше не стал, самолёты часто попадали в лётные происшествия. Боевые задачи и цели обычно заранее указывались из Кабула, непосредственная авиаподдержка по вызову не практиковалась, причём общим правилом было назначение целей в отдалении от своих войск во избежание их накрытия при промашках, что случалось не единожды.

При подготовке к вылету тактическими построениями себя особо не утруждали, в лучшем случае оценив обстановку по фотоснимкам и разведданным и почти не обращая внимание на метеопрогноз и обеспеченность радиосвязью и навигационными средствами. Успех дела со свойственным фатализмом считался не очень зависящим от прилагаемых усилий - «как будет угодно Аллаху!»

По мере убыли авиатехники, в основном получившей повреждения в лётных происшествиях, производилось пополнение из СССР. Поскольку Су-7БМК уже не оставалось, афганцам передавали машины других модификаций, наименее изношенные, в основном, выглядевшие более или менее «свежими» Су-7БКЛ выпуска 1971-72 годов. Всего Афганистану были переданы 79 самолётов типа Су-7Б.


Су-7Б в Шинданде


После вывода из страны советских войск эти самолёты продолжали эксплуатироваться, приняли участие в нескольких мятежах и подымались в воздух, по меньшей мере, до 1992 года, войдя в состав ВВС Исламского государства Афганистан.

Иракские Су-7Б в количестве 40 ед. принимали активное участие в ирано-иракской войне. К тому моменту в составе ВВС Ирака уже имелись более совершенные машины. «Су-седьмые» обычно привлекались для непосредственной авиационной поддержки войск и ударов по ближним тылам противника.


Су-7Б ВВС Ирака на авиабазе ВВС США Нэллис


Часть из них дожила до американского вторжения в Ирак в 2003 году, попав в качестве трофеев в американские авиамузеи.

В 70-80-е годы советские истребители бомбардировщики воплотили в себя всё самое лучшее советского авиапрома. Они обладали удачным соотношением цена-качество, были способны применять самый широкий спектр вооружения, лётно-технические характеристики соответствовали мировым стандартам. Не удивительно, что советские самолёты этого класса пользовались успехом на мировом рынке вооружений.

Первой модификацией Су-17, поставленной инозаказчику и принявшей участие в боевых действиях был Су-20. В соответствии с существовавшей тогда практикой, машина имела «ухудшенный» состав БРЭО.



В 1973 году начались поставки самолетов Су-20 в Египет и Сирию. Позже Египет, «рассорившись» с СССР, продал часть своих истребителей-бомбардировщиков КНР и США, где они изучались как оружие потенциального противника. В конце 70-х Египет применял свои Су-20 в пограничном конфликте с Ливией.

Впервые истребители-бомбардировщики Су-20 были применены в боевых условиях в 1973 г. во время арабо-израильской войны. К началу военных действий ВВС Сирии располагали 15 самолетами этого типа. Уже в первый день конфликта, 6 октября, 12 сирийских Су-20 под прикрытием восьми МиГ-21 нанесли удар по центру управления израильской авиацией «Хеврон». В дальнейшем, 6 и 7 октября, Су-20 действовали группами по 6-12 самолетов, поражая цели в глубине обороны израильтян. Самолеты выходили к целям на предельно малых высотах, применяя противозенитные маневры по высоте, курсу и скорости. В связи с возрастающим противодействием ПВО противника в качестве объектов ударов все чаще стали выбираться пункты управления авиации и радиолокационные посты. Основным оружием Су-20 для поражения опорных пунктов израильтян служили свободнопадающие бомбы ФАБ-500 и ФАБ-250. Войска и боевая техника поражались, как правило, осколочно-фугасными бомбами ОФАБ-250 и РБК-250 с ПТАБ-2,5, а также НАР С-24 и С-5к. Наибольшие потери истребители-бомбардировщики несли во время ухода от цели, а также в повторных заходах на бомбометание, когда самолеты поднимались на высоту более 200 м. В ходе войны сирийские Су-20 выполнили 98 боевых вылетов, потеряв при этом восемь самолетов (50% первоначального состава). Все они были сбиты огнем зенитной артиллерии или ЗРК. В воздушные бои сирийские Су-20 не вступали. Однако как показывает опыт боевого применения в 1967г. более раннего истребителя-бомбардировщика Су-7Б, при встрече с израильскими «Супермистерами» или «Фантомами» опредёленные шансы на успех имелись. Первого Су-20 превосходил по скорости, а второму не уступал в горизонтальной манёвренности. При встрече с «Миражами» пилотам рекомендовалось не вступать в бой, и осуществлять маловысотный скоростной отрыв.

Экспортный вариант Су-17М2, получил обозначение Су-22. По требованию министерства авиационной промышленности на него установили ТРД Р-29Б-300, применяемые, также, на самолетах МиГ-23БН и МиГ-27. Это обеспечивало унификацию по силовой установке с МиГами, уже имеющимися в составе ВВС многих стран-союзников СССР. Кроме того, этот двигатель имел более простую конструкцию и, следовательно, меньшую стоимость, а также обладал большей тягой.

Из состава вооружения Су-22 исключили ракеты Х-25, Х-29Л и Р-60. Была сохранена УР Х-23, для ведения воздушного боя истребитель-бомбардировщик оснащался ракетой К-13. Предусматривалась возможность подвески контейнера комплексной разведки ККР (в этом случае самолет получал индекс Су-22Р).

Серьезным испытанием для Су-17 стал Афганистан. Су-17 был единственным советским боевым самолётом, участвовавшим в Афганской войне от начала и до конца. Основными модификациями были истребитель-бомбардировщик Су-17М3 и разведчик Су-17М3Р. В первый год войны применялись ранние Су-17 и Су-17М, а в 1988 году в Афганистане появились Су-17М4. Самолёты применялись очень широко, хотя во второй половине войны были несколько потеснены штурмовикам Су-25.

На основе опыта боевого применения самолета в 1987 году был проведен ряд доработок, направленных на повышение боевой живучести. В частности, на нижнюю и верхнюю поверхности хвостовой части фюзеляжа установили 12 пусковых устройств ИК-ловушек АСО-2В, а в нижней части фюзеляжа смонтировали бронеплиты . На первом этапе боевых действий Су-17 использовали бомбы ОФАБ-250, НАР С-5 (ими поражались слабозащищенные открытые цели), а также более мощные ракеты С-24, которыми «работали» по укрепленным целям.



Широко использовались разведывательные Су-17МЗ-Р и Су-17М4-Р с контейнерами ККР- 1 в различной комплектации. Самолеты вели аэрофотосъемку в дневных и ночных условиях, осуществляли ИК и радиотехническую разведку (выявление радиостанций противника). В дальнейшем разведчики начали применять новейший тепловизионный комплекс «Зима», имеющий высокую точность и позволяющий обнаруживать по тепловому излучению такие цели, как след проехавшего автомобиля или недавно потухший костер.

В 1980 году возможности ПВО противника заметно увеличились. У «духов» в большом количестве появились 12,7 и 14,5-мм пулеметы, что потребовало совершенствования тактики истребительно-бомбардировочной авиации, а также улучшения тактической подготовки летчиков.



В 1981 году масштабы боевых действий еще более возросли. Вместо недостаточно мощных НАР С-5 стали шире использоваться более эффективные С-8, способные поражать цели из зоны вне досягаемости зенитных пулеметов противника. Самолеты Су-17 начали привлекаться для создания в горах, на караванных тропах противника завалов (для этого использовался залповый сброс ФАБ-250 или ФАБ-500), а также «свободной охоты» на караваны (в этом случае самолет, как правило, оснащался двумя ПТБ емкостью по 800 л, двумя блоками УБ-32 или Б-8М, двумя РБК или четырьмя НАР С-24). В целом, Су-17 проявил достаточно высокую эффективность и живучесть, а потери, которые все же несли «Сухие», во многом были обусловлены ошибками в тактике использования истребителей-бомбардировщиков (так, в 1984 году под Кандагаром один из Су-17 был сбит после шестого захода на цель).

В 1983 году у «душманов» появилось новое оружие - переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) - сначала наши «Стрела- 2», затем американские «Ред Ай» и английские «Блоупайп» и, наконец, наиболее современные американские «Стингеры», способные поражать цель в передней и задней полусфере. Это заставило поднять высоту боевого применения Су-17, что сделало удары менее точными и увеличило расход боеприпасов. Применяла технические «новинки» и советская сторона, началось использование объемно-детонирующих боеприпасов (ОДАБ). Нашли применение и корректируемые бомбы с лазерным наведением, а также УР Х-25Л и Х-29Л.

На Су-20 и Су-22 действовали афганские летчики 355-го авиаполка, базировавшегося в Баграме. Однако самолеты этого подразделения летали не особенно активно, «от случая к случаю», несмотря на то, что его пилоты имели достаточно хорошую подготовку. Два афганских Су-22М были сбиты в 1988 году пакистанскими истребителями F-16A вблизи афгано-пакистанской границы, еще несколько самолетов этого типа было уничтожено огнем зенитных пулеметов и ПЗРК. Однако едва ли не основные потери афганский полк понес не в воздухе, а на земле: 13 июня 1985 года группа «моджахедов», подкупив охрану, проникла на стоянку и взорвала 13 самолетов, в том числе и шесть Су-22М.


Су-22М ВВС ДРА


В конце 70-х, начале 80-х Ливия получила полторы сотни истребителей -бомбардировщиков МиГ-23БН, Су-22 и Су-22М.


Ливийский Су-22М


Ливийские самолёты применялись в 1980-х годах в ходе боёв в Чаде. В последствии действовали там против французского контингента, несколько самолетов было уничтожено огнем зенитной артиллерии и ЗРК «Хок».

19 августа 1981 года два Су-22М ВВС Ливии были сбиты американскими палубными истребителями F-14A над Средиземным морем. По заявлению американцев, «Томкэты» были атакованы ливийскими самолетами, применившими УР К-13, в ответ на что, увернувшись от ракет, ударом «Сайдуиндеров» поразили обнаглевших ливийцев. По утверждению одного из ливийских летчиков, принимавших участия в этом «бою», Су-22М, совершенно не собиравшиеся ни на кого нападать, а совершавшие обычный тренировочный полет, были внезапно атакованы американцами. Вообще, идея атаковать истребители- перехватчики F-14 при помощи истребителей-бомбардировщиков, созданных совсем для других задач, выглядит весьма нелепо. Если бы Муамар Кадаффи в самом деле решил «наказать» американцев, он избрал бы для этого более подходящую технику – истребители МиГ-21бис, МиГ-23, МиГ-25П или «Мираж» F.1, специально предназначенные для борьбы с воздушными целями, имеющие для этого необходимое вооружение и БРЭО, а также экипажи,«натасканные», в первую очередь, на воздушного, а не на наземного противника.
В последствии практически вся ливийская авиация была уничтожена на аэродромах в ходе гражданской войны.

По материалам:
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiKOut02/MiG27/MiG27132.htm
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiKOut02/MiG27/MiG27142.htm
http://aviapanorama.su/2003/02/istrebitel-bombardirovshhik-su-7b/
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiKOut06/Su-7B/Su-7B080.htm
http://voenhronika.ru/
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    27 января 2014 08:38
    По объёмам поставок Су-7 уступали только «авиационному бестселлеру» МиГ-21.
    Власть! Вот к чему стремиться надо! Слабо переплюнуть?
  2. +3
    27 января 2014 09:02
    По объёмам поставок Су-7 уступали только «авиационному бестселлеру» МиГ-21
    Что неудивительно,машинка то была что надо!
    Встречал единственное и то нечастое замечание о большом пробеге при взлёт-посадке.
    Так у арабов места в пустыне до..,короче много
    1. 0
      27 января 2014 10:33
      Это читали?
      http://topwar.ru/29142-aisaev-recenziya-na-knigu-vmarkovskiy-iprihodchenko-pervy
      y-sverhzvukovoy-istrebitel-bombardirovschik-su-7b.html
      1. +7
        27 января 2014 11:45
        Увы, уважаемый коллега Незнайка, в ссылке всё правильно говориться.
        Техники этот самолёт (Су-7Б), мягко говоря, недолюбливали. Без матов о нём не говорили, а уж при регламентных работах один мат и слышался.
        А вот в руках хорошо подготовленных лётчиков, это была грозная машина.
        Про Су-17 слышал положительные отзывы от лётчиков, летавших в Авганистане, но движок был слабоват для тех высотных аэродромов.
        1. +7
          27 января 2014 12:34
          Цитата: Гамдлислям
          Про Су-17 слышал положительные отзывы от лётчиков, летавших в Авганистане, но движок был слабоват для тех высотных аэродромов.

          Вы абсолютно правы, но эта проблема была не только у "сухих". Все авиационные двигатели, на всех типах участвовавших в боевых действиях самолётов, в условиях разряженного воздуха и высоких температур теряли в тяге, что вело к увеличению разбега на взлёте и уменьшению боевой нагрузки.
      2. +3
        27 января 2014 13:47
        Кстати лет 20 назад общался с человеком который летал на СУ-7Б, так до сих пор помню данную им юморную характеристику этого самолета: "Приварили хвост к трубе - получили Су семь бе" Видимо и правда машинка была что надо lol
        1. +2
          27 января 2014 20:32
          Цитата: Летунъ
          Кстати лет 20 назад общался с человеком который летал на СУ-7Б, так до сих пор помню данную им юморную характеристику этого самолета: "Приварили хвост к трубе - получили Су семь бе" Видимо и правда машинка была что надо

          Кстати, да, если ему заглянуть в сопло, то лопатки турбины видно где-то в районе крыльев. То есть, форсажная камера занимает как минимум треть длины самолёта.
          1. +3
            27 января 2014 20:49
            Был в Афганистане 1983-1985г. Правую половину Афганистана изъездил всю (крупные города, стратегические направления)- большинство миг-21 были с союзными опознавательными знаками, Су-7Б - с афганскими, Су-25 - только союзные. Другие виды самолётов (типа, МиГ-23-27, су-24 и т.д.) на глаза не попадались (не равнодушен к авиации, что-то новенькое заметил бы сразу).

            В 1985 в Поли-Хумри был очевидцем захода афганского Су-7Б на вынужденную посадку (вертолётный аэродром с длиной полосы 500 м). Сел на брюхо метров в 50-ти от меня, далее проскользил метров триста и прошёл сквозь вертолёт Ми-6, который пытался уйти с полосы. Вместе с доп баками у вертушки семь тон керосина. Из огня только хвост и кончики лопастей было видно.
  3. +10
    27 января 2014 09:09
    Передавали арабам и афганцам свою технику практически бесплатно, а те своей ленью, нежеланием учиться и осваивать сложную технику большей частью только позорили российские самолеты. В контрактах надо учитывать возможность контроля пилотов для продаваемых самолетов.
    1. +2
      27 января 2014 09:14
      Цитата: svskor80
      В контрактах надо учитывать возможность контроля пилотов для продаваемых самолетов.
      В контрактах надо предусматривать подготовку (и последующую переподготовку) пилотов на наших базах. А также обмен опытом пилотов.
    2. +7
      27 января 2014 10:21
      Цитата: svskor80
      позорили российские самолеты
      Зато противник ценил.Про самолёты не знаю,а трофейную бронетехнику израилитяне охотно использовали
      Воюет же не техника,а солдат
  4. +2
    27 января 2014 11:19
    Хотелось бы чтоб, когда авторы пишущие о током самолете как СУ -17 писали полное название самолета Су-17,Су-17м - Су- 17м4 это совершенно разные машины. Разные ТТД, боевой нагрузки, прицельно навигационно - пилотажного комплекса.
    1. +4
      27 января 2014 12:27
      Согласен-разные, но в тексте где речь идёт о конкретных машинах "идексы" указаны.
      1. 0
        27 января 2014 16:31
        Самолеты Су-17 начали привлекаться для создания в горах, на караванных тропах противника завалов (для этого использовался залповый сброс ФАБ-250 или ФАБ-500), а также «свободной охоты» на караваны (в этом случае самолет, как правило, оснащался двумя ПТБ емкостью по 800 л, двумя блоками УБ-32 или Б-8М, двумя РБК или четырьмя НАР С-24). В целом, Су-17 проявил достаточно высокую эффективность и живучесть, а потери, которые все же несли «Сухие», во многом были обусловлены ошибками в тактике использования истребителей-бомбардировщиков (так, в 1984 году под Кандагаром один из Су-17 был сбит после шестого захода на цель).

        На обычные Су-17 блоки Б-8м не вешались. В 1984 году в Афганистане обычных СУ-17 не было. Единственный авиационный боевой полк который был вооружен простыми самолётами Су-17 находился в городе Кизил - Арвате Туркменской ССР и в это время участие в боевых операциях не принимал
        1. +4
          28 января 2014 06:03
          Когда статья писалась информация бралась "не с потолка", источники указаны.
          1. +2
            22 ноября 2015 18:57
            А вышло с потолка, что печально
  5. +2
    27 января 2014 12:02
    Техники этот самолёт (Су-7Б), мягко говоря, недолюбливали. Без матов о нём не говорили, а уж при регламентных работах один мат и слышался.



    Совершенно верно техники говорили и другие слова вот самые безобидные.САМОЛЁТ СУХ А ТЕХНИК МОКРЫЙ yes
  6. +5
    27 января 2014 12:20
    срочником,когда в 1981 в ГСВГ,впервые увидел СУ7б,подумал: как эта труба летает ??? belay но после карантина, во время полётов,находясь непосредственно на"точке" РСП,когда пары одна за другой уходили на форсаже в небо буквально в ста метрах от меня...это было что то! а потом когда "сушки" с разнообразными подвесками на полигон работать уходили,вид у них был весьма серьёзный! а через пол-года в полк стали поступать"двадцать четвёртые",ну те то вообще красавцы были !
  7. misham
    0
    27 января 2014 12:25
    Что с налетом на Хайфу???? 1973года. Что то я о ней никогда не слышал. НПЗ лакомая цель и горит оч хорошо.
  8. +7
    27 января 2014 15:43
    Хорошая статья, много фактической информации. И примеры кстати, того, что один и тот же самолёт в разных армиях или был эффективным победителем или бездарно сожжен на земле или в воздухе no Т.е. "Учите матчасть, Ахмед" lol
    А индусы -лётчики - молодцы, раскатали пакистанские ВВС. А то бы действительно казалось, что советская авиатехника плохая.
    1. +3
      28 января 2014 06:10
      Профессионализм пилотов индийских ВВС всегда был на высоком уровне, нашу технику они эксплуатировали и эксплуатируют грамотно. Но справедливости ради стоит сказать, что в войне 1971 года индусами помимо нашей авиатехники применялись Канберры и Хантеры.
  9. dmitrij.blyuz
    +2
    27 января 2014 16:23
    Ну,"Сухой"-он и в Африке "Сухой"!
  10. tnship2
    +4
    27 января 2014 16:41
    су-17 фронтовой трудяга.
    1. +5
      27 января 2014 17:30
      Зам по вооружение говорит, нормальный аппарат был. Не хуже не лучше.
      1. Kassandra
        0
        8 января 2015 19:40
        только он c Cу-9 еще и свое время опережал существенно - на момент его появления забугром был только F-104, совсем никакой...
  11. tnship2
    0
    27 января 2014 16:42
    Памятник находится в Приморском крае
  12. +3
    27 января 2014 18:41
    В 1983 в ГСВГ служил на Су-17М4. Хорош самолёт. С изменяемой геометрией крыла менялись ТТХ в зависимости от задачи. У него уже компьютер был и мог огибать месность и по программе на цель выходить. Крылатая ракета так сказать. Лётчики отрабатывали всякие манёвры и воздушные бои тоже и на фотоплёнку фиксировались моменты нажатия гашетки. В общем универсальный самолёт и бомбёр и истребитель если, что за себя постоит ну в пределах разумного.
  13. 0
    27 января 2014 19:28
    Статья интересная. ЖДУ ПРОДОЛЖЕНИЯ. Автору +
  14. DimaM
    +4
    27 января 2014 21:07
    Америкосы любят писать, что у их F-15, например, не было потерь в воздушных боях и т.д... Понятно, что это пропаганда. Но, на мой взгляд, советским самолётам и правда не повезло с "иностранными эксплуатантами". Я про тех, кто на самолётах этих воевал. Это всегда были страны "третьего мира", не умеющие пользоваться сложной техникой и воевать на ней. Плюс традиционные поставки из СССР техники в "урезанной" комплектации и отсутствием (или по крайней мере полной непоставкой этим странам)средств РЭБ и самолётов ДРЛО. Отсюда и не богатый список побед у того же МиГ-29. Мы говорим, что МиГ-29 и Су-27 - лучшие в мире истребители, основываясь на учебных воздушных боях и пилотажных качествах этих машин. Но мы не имеем (слава Богу) примеров реальных боёв этих машин с теми же F-15, 16 или 18 при прочих равных условиях - при близкой по качеству подготовке пилотов, обеспеченностью радиолокационными средствами и средствами РЭБ, при близком по количеству самолётов с обеих сторон. Только тогда можно было бы делать выводы и делать "рекламу" тем или иным самолётам. Конечно F-15 не будет иметь потерь, когда он летит в строю из двух десятков себе подобных, управляемых подготовленными пилотами; с двумя самолётами РЭБ при постоянной поддержке и обеспечении с самолёта ДРЛО против пары МиГ-29 противника, идущих без всего вышеперечисленного и управляемых пилотами с несколькими десятками часов налёта!!! Конечно после такого американцы с гордостью заявляют, что их техника типа непобедима!.. Обидно, что наша техника после, наверное, войны во Вьетнаме не оказывалась на равных с Американскими или Израильскими самолётами в плане всего вышеописанного в воздушных боях. В той же Югославии или Ираке. Плюс, зачастую у арабов, у которых с мотивацией, мягко говоря, слабовато... Если бы в произошедших за последние 30 лет конфликтах наши самолёты были в более-менее равных условиях с противником, то можно было бы объективно судить об ещё одной стороне вопроса - электронной начинке и вооружении наших истребителей. А это с начала 80-х стало более определяющим фактором в успехе боевого применения самолёта, нежели традиционно более сильные стороны советской/Российской техники - манёвренности и пилотажных качеств. Тогда бы и стало понятно, что же важнее сейчас - манёвренность истребителя в ближнем воздушном бою, или его возможности по ведению дальнего воздушного боя и насколько, вообще, часто у истребителей например 4-го поколения или поколения 4+ дело бы доходило до ближних боёв.
  15. +1
    27 января 2014 22:52
    Всё правильно. Щас воздушные дуэли это экзотика и всё решает радары, электроника, РЕБ и ДРЛО.
  16. +3
    28 января 2014 06:35
    Экзотика?! Для того, что бы это узнать нужно сначала понаблюдать за противодействием примерно одинаковых по оснащению военной техникой государств. Война это не компьютер и летящие друг на друга группы самолетов с одинаковыми возможностями однозначно встретятся. Или на самолетах уже нет ракет малой дальности?! А зечем они?!
  17. +1
    28 января 2014 12:56
    Я не отрицаю, что поединки могут быть, но в настоящее время уже совсем другие условия ведения войны нежели в ВОВ когда было стенка на стенку. Понятно, что в полномасштабной войне может случиться всякое (не дай бог конечно), но время другое когда для постройки одного самолёта месяцы нужны в то время как во времена ВОВ их могли массово делать и на фронт отправлять. Щас их берегут и на убой просто так не пустят.
  18. 0
    28 марта 2015 14:14
    Всё хорошо, но бомбовая нагрузка Су-7Б маловата-2 500-ки, 2 С-24. Против Фантома, Тайгера и Скайхока не тянет
  19. +2
    22 ноября 2015 19:01
    Разбор полетов моей авиации.

    Египет получил Су-17 простые сначала, больше никому они на экспорт не поставлялись. На рисунке Су-17м или Су-20. У простого антенна РСБН сверху и контейнер тормозного парашюта другой, ибо у него двухкуполная система.

    Су-17м в Афганистане не применялся вообще.

    ВВС Афганистана получали Су-22м4, который и изображен на рисунке с ошибочной подпись Су-22м

    На фото самый первый Су-17 85-01
  20. +1
    22 февраля 2017 10:42
    В музее в Италии (недалеко от Римини)