Советские истребители-бомбардировщики в бою. Часть 1-я



В 1967 году, через десять лет после начала производства, начались экспортные поставки специализированного истребителя-бомбардировщика Су-7Б в экспортной модификации Су-7БМК.


Советские истребители-бомбардировщики в бою. Часть 1-я


Самолёты поставлялись как союзникам по Варшавскому договору, так и в «развивающиеся страны социалистической ориентации». По объёмам поставок Су-7 уступали только «авиационному бестселлеру» МиГ-21.



Одним из первых новые ударные самолёты получил Египет, президент которого Герой Советского Союза Гамаль Абдель Насер заявил о строительстве «арабского социализма» в своей стране.
Первая партия из 14 только что выпущенных самолётов была доставлена морским путем в апреле 1967 года. Вскоре на египетском аэродроме Фаида был развёрнут полноценный авиаполк.



Но толком освоить эти машины египетским пилотам не удалось, в ходе «шестидневной войны» почти все они были уничтожены израильской авиацией, вместе с самолётами под израильскими бомбами погибло много пилотов. Несколько уцелевших египетских Су-7БМК совершили боевые вылеты на поддержку своих войск, впрочем, без особого успеха.

После окончания боевых действий, для восполнения масштабных потерь из СССР был организован «воздушный мост». Авиатехника взятая из советских авиачастей перебрасывались по воздуху самолётами ВТА. Спустя год по окончании «шестидневной войны» пополнившая силы египетская авиация насчитывала уже полсотни Су-7Б. Помимо Египта, боевые самолёты этого типа поставлялись в Алжир и Сирию.



Машины не простаивали на аэродромах, в ходе непрекращающегося арабо-израильского противостояния несколько Су-7Б были потеряны. Однако по мере приобретения арабами боевого опыта имели место и успехи.
20 июля 1969 года в ходе «войны на истощение» восемь египетских Су-7БМК нанесли удар по позициям зенитной артиллерии и РЛС в районах Исмаилия и Ромала. Боевая нагрузка включала по две ФАБ-500, самолеты также несли ПТБ. Удар наносился в послеполуденное время каждым из звеньев по своей цели одновременно, противника удалось застать врасплох, и он даже не успел открыть ответного огня. Все самолеты отбомбились с первого захода, достигнув прямых попаданий, и успешно вернулись на базу. Всего с 20 июля 1969 года по апрель 1970 года египетские истребители-бомбардировщики выполнили более 70 бомбоштурмовых ударов.



В 1973 году с началом «Войны судного дня» вся мощь боевой авиации арабской коалиции обрушилась на израильтян. Истребители-бомбардировщики наносили весьма результативные ракетно-бомбовые удары с малых высот. В одних боевых порядках с Су-7Б действовали новейшие Су-20( первая экспортная модификация Су-17).


Помимо египетских лётчиков, Су-7Б пилотировали алжирцы, ливийцы и сирийцы.
В этой войне Израиль понёс очень высокие потери, так в ВВС осталось боеспособно лишь около 30% боевых самолётов. Теперь уже американцам пришлось налаживать «воздушный мост», дабы спасти своего союзника от поражения. Из-за утраты инициативы арабам не удалось одержать победу, Израиль выжил, заплатив очень высокую цену.

Неплохо себя проявили участвовавшие в боевых действиях 1973 года сирийские истребители-бомбардировщики. Основными используемыми боеприпасами при ударах по войскам и технике были бомбы ОФАБ-250-270 и штурмовые ОФАБ-250Ш, позволявшие атаковать с малых высот, а также НАР типа С-5 и С-24. Атаки выполнялись с горизонтального полёта или пологого пикирования с высоты 100-200 м. Против танков и другой бронетехники использовались весьма эффективные бомбовые кассеты РБК-250 со снаряжением из мелких бомб кумулятивного действия ПТАБ-2,5 и ракеты С-3К и С-5К.

Су-7БМК произвели налёт на Хайфу, атаковав нефтеперерабатывающий завод зажигательными бомбами ЗАБ-250-200 и осколочно-фугасными ОФАБ-250-270. Задачу удалось выполнить без потерь, пройдя маршрут на предельно малых высотах и, после выполнения горки с набором 200 м, сбросив бомбы с горизонтального полёта.

Сирийской авиации удалось обойтись без потерь по причинам небоевого характера - ошибок в технике пилотирования, потери ориентировки и покидания машин из-за полной выработки топлива, что было настоящей напастью у египтян, по собственным просчётам лишившихся двух десятков самолётов. Сирийские пилоты были лучше подготовлены и имели более высокую мотивацию на выполнение боевой задачи по сравнению с египтянами. В целом потери Су-7БМК были значительно выше, чем у МиГ-21. Это объясняется тем, что именно против ударных машин были в первую очередь нацелены вражеские ЗРК, ЗА и перехватчики.

Боевая служба «Су-седьмых» в индийской авиации стала одной из наиболее ярких страниц в биографии самолёта. Заинтересованность индийских ВВС в обновлении авиапарка и повышении его ударного потенциала имела вполне объяснимое обоснование ввиду напряжённых отношений с соседним Пакистаном, продолжавших тлеть уже два десятилетия. В 1967 году было заключено соглашение с СССР о поставке в Индию 90 боевых самолётов Су-7БМК и «спарок» Су-7УМК.



Спустя полтора года, ВВС Индии имели в строю шесть эскадрилий современных сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков, существенно увеличив свой ударный потенциал. Назначением Су-7БМК определялись непосредственная авиационная поддержка, действия в оперативно-тактической глубине за линией фронта, борьба с авиацией противника и тактическая разведка. По оценкам наших инструкторов индийские лётчики считались одними из лучших лётчиков-профессионалов в развивающихся странах Азии и Африки. Уровень профессиональной подготовки был довольно высокий. Индийские пилоты успели очень хорошо освоить свои машины к началу очередной индо - пакистанской войны 1971 года.



3 декабря 1971 года индийские Су-7БМК впервые атаковали во время ночного вылета аэродромы в Западном Пакистане. В ходе нескольких налётов, на земле было уничтожено 14 пакистанских боевых самолётов, при потере одного Су-7БМК.


Зарядка пушек НР-30 на Су-7БМК ВВС Индии


Во время этого конфликта индийские пилоты продемонстрировали, что ударные «сухие» вполне могут постоять за себя в воздушном бою, проведя несколько схваток с пакистанскими «Сейбрами» и F-6.

В дальнейшем с ударов по аэродромам Су-7БМК были переориентированы на оказание поддержки наземным войскам, добившись в этом неплохих результатов. Помимо ударов по скоплениям войск, бронетехники и артиллерии, значительная часть вылетов производилась для нарушения коммуникаций, а также для ведения тактической фоторазведки в интересах высшего командования. Сообразно задачам здесь широко применялись фугасные бомбы калибра 500 кг. Очень эффективно на Су-7БМК использовались крупнокалиберные реактивные снаряды С-24, подвешиваемые по два на самолёт. Ими наносились удары по железнодорожным эшелонам и гидротехническим сооружениям.



Две недели боев завершились сокрушительным поражением пакистанской армии. Индийские Су-7БМК уничтожили около 150 танков, 70 железнодорожных составов, множество плавсредств разного класса, разбомбили железнодорожные узлы, объекты нефтепромышленности и энергетики. В целом не менее 90% потерянных пакистанской армией танков были уничтожены индийской авиацией. Потери Су-7БМК составили 19 самолётов. По окончании войны Су-7 оставались в числе основных ударных машин индийских ВВС.

К моменту ввода советских войск в Афганистан, на Баграмской авиабазе имелось 24 Су-7БМК. По мере обострения ситуации в стране, эти самолёты начали привлекаться для нанесения ударов по отрядам моджахедов. Впрочем, афганские лётчики не слишком рвались в бой, зачастую сбрасывая бомбы куда попало.

Летали при этом по привычке безо всяких карт, не особо утруждая себя навигацией и штурманским расчетом и ориентируясь визуально по своим приметам на местности. При одном из боевых вылетов в начале ноября 1979 года намеченная паре Су-7БМК цель лежала в северных районах Бадахшана. Промахнувшись, те по ошибке отработали по советской территории, выполнив бомбовую атаку по таджикскому селению у Хорога. В кишлаке бомбы разрушили несколько домов, погибли мирные жители. При разбирательстве лётчики говорили о недоразумении и оправдывались тем, что заблудились на дальнем маршруте.

С началом поставок истребителей-бомбардировщиков Су-22М они заменили в Баграме прежние Су-7БМК, которые были выведены в Шинданд в состав 335-го смешанного авиаполка, включавшего также Ил-28 и МиГ-21.
Уровень лётной подготовки на новом месте выше не стал, самолёты часто попадали в лётные происшествия. Боевые задачи и цели обычно заранее указывались из Кабула, непосредственная авиаподдержка по вызову не практиковалась, причём общим правилом было назначение целей в отдалении от своих войск во избежание их накрытия при промашках, что случалось не единожды.

При подготовке к вылету тактическими построениями себя особо не утруждали, в лучшем случае оценив обстановку по фотоснимкам и разведданным и почти не обращая внимание на метеопрогноз и обеспеченность радиосвязью и навигационными средствами. Успех дела со свойственным фатализмом считался не очень зависящим от прилагаемых усилий - «как будет угодно Аллаху!»

По мере убыли авиатехники, в основном получившей повреждения в лётных происшествиях, производилось пополнение из СССР. Поскольку Су-7БМК уже не оставалось, афганцам передавали машины других модификаций, наименее изношенные, в основном, выглядевшие более или менее «свежими» Су-7БКЛ выпуска 1971-72 годов. Всего Афганистану были переданы 79 самолётов типа Су-7Б.


Су-7Б в Шинданде


После вывода из страны советских войск эти самолёты продолжали эксплуатироваться, приняли участие в нескольких мятежах и подымались в воздух, по меньшей мере, до 1992 года, войдя в состав ВВС Исламского государства Афганистан.

Иракские Су-7Б в количестве 40 ед. принимали активное участие в ирано-иракской войне. К тому моменту в составе ВВС Ирака уже имелись более совершенные машины. «Су-седьмые» обычно привлекались для непосредственной авиационной поддержки войск и ударов по ближним тылам противника.


Су-7Б ВВС Ирака на авиабазе ВВС США Нэллис


Часть из них дожила до американского вторжения в Ирак в 2003 году, попав в качестве трофеев в американские авиамузеи.

В 70-80-е годы советские истребители бомбардировщики воплотили в себя всё самое лучшее советского авиапрома. Они обладали удачным соотношением цена-качество, были способны применять самый широкий спектр вооружения, лётно-технические характеристики соответствовали мировым стандартам. Не удивительно, что советские самолёты этого класса пользовались успехом на мировом рынке вооружений.

Первой модификацией Су-17, поставленной инозаказчику и принявшей участие в боевых действиях был Су-20. В соответствии с существовавшей тогда практикой, машина имела «ухудшенный» состав БРЭО.



В 1973 году начались поставки самолетов Су-20 в Египет и Сирию. Позже Египет, «рассорившись» с СССР, продал часть своих истребителей-бомбардировщиков КНР и США, где они изучались как оружие потенциального противника. В конце 70-х Египет применял свои Су-20 в пограничном конфликте с Ливией.

Впервые истребители-бомбардировщики Су-20 были применены в боевых условиях в 1973 г. во время арабо-израильской войны. К началу военных действий ВВС Сирии располагали 15 самолетами этого типа. Уже в первый день конфликта, 6 октября, 12 сирийских Су-20 под прикрытием восьми МиГ-21 нанесли удар по центру управления израильской авиацией «Хеврон». В дальнейшем, 6 и 7 октября, Су-20 действовали группами по 6-12 самолетов, поражая цели в глубине обороны израильтян. Самолеты выходили к целям на предельно малых высотах, применяя противозенитные маневры по высоте, курсу и скорости. В связи с возрастающим противодействием ПВО противника в качестве объектов ударов все чаще стали выбираться пункты управления авиации и радиолокационные посты. Основным оружием Су-20 для поражения опорных пунктов израильтян служили свободнопадающие бомбы ФАБ-500 и ФАБ-250. Войска и боевая техника поражались, как правило, осколочно-фугасными бомбами ОФАБ-250 и РБК-250 с ПТАБ-2,5, а также НАР С-24 и С-5к. Наибольшие потери истребители-бомбардировщики несли во время ухода от цели, а также в повторных заходах на бомбометание, когда самолеты поднимались на высоту более 200 м. В ходе войны сирийские Су-20 выполнили 98 боевых вылетов, потеряв при этом восемь самолетов (50% первоначального состава). Все они были сбиты огнем зенитной артиллерии или ЗРК. В воздушные бои сирийские Су-20 не вступали. Однако как показывает опыт боевого применения в 1967г. более раннего истребителя-бомбардировщика Су-7Б, при встрече с израильскими «Супермистерами» или «Фантомами» опредёленные шансы на успех имелись. Первого Су-20 превосходил по скорости, а второму не уступал в горизонтальной манёвренности. При встрече с «Миражами» пилотам рекомендовалось не вступать в бой, и осуществлять маловысотный скоростной отрыв.

Экспортный вариант Су-17М2, получил обозначение Су-22. По требованию министерства авиационной промышленности на него установили ТРД Р-29Б-300, применяемые, также, на самолетах МиГ-23БН и МиГ-27. Это обеспечивало унификацию по силовой установке с МиГами, уже имеющимися в составе ВВС многих стран-союзников СССР. Кроме того, этот двигатель имел более простую конструкцию и, следовательно, меньшую стоимость, а также обладал большей тягой.

Из состава вооружения Су-22 исключили ракеты Х-25, Х-29Л и Р-60. Была сохранена УР Х-23, для ведения воздушного боя истребитель-бомбардировщик оснащался ракетой К-13. Предусматривалась возможность подвески контейнера комплексной разведки ККР (в этом случае самолет получал индекс Су-22Р).

Серьезным испытанием для Су-17 стал Афганистан. Су-17 был единственным советским боевым самолётом, участвовавшим в Афганской войне от начала и до конца. Основными модификациями были истребитель-бомбардировщик Су-17М3 и разведчик Су-17М3Р. В первый год войны применялись ранние Су-17 и Су-17М, а в 1988 году в Афганистане появились Су-17М4. Самолёты применялись очень широко, хотя во второй половине войны были несколько потеснены штурмовикам Су-25.

На основе опыта боевого применения самолета в 1987 году был проведен ряд доработок, направленных на повышение боевой живучести. В частности, на нижнюю и верхнюю поверхности хвостовой части фюзеляжа установили 12 пусковых устройств ИК-ловушек АСО-2В, а в нижней части фюзеляжа смонтировали бронеплиты . На первом этапе боевых действий Су-17 использовали бомбы ОФАБ-250, НАР С-5 (ими поражались слабозащищенные открытые цели), а также более мощные ракеты С-24, которыми «работали» по укрепленным целям.



Широко использовались разведывательные Су-17МЗ-Р и Су-17М4-Р с контейнерами ККР- 1 в различной комплектации. Самолеты вели аэрофотосъемку в дневных и ночных условиях, осуществляли ИК и радиотехническую разведку (выявление радиостанций противника). В дальнейшем разведчики начали применять новейший тепловизионный комплекс «Зима», имеющий высокую точность и позволяющий обнаруживать по тепловому излучению такие цели, как след проехавшего автомобиля или недавно потухший костер.

В 1980 году возможности ПВО противника заметно увеличились. У «духов» в большом количестве появились 12,7 и 14,5-мм пулеметы, что потребовало совершенствования тактики истребительно-бомбардировочной авиации, а также улучшения тактической подготовки летчиков.



В 1981 году масштабы боевых действий еще более возросли. Вместо недостаточно мощных НАР С-5 стали шире использоваться более эффективные С-8, способные поражать цели из зоны вне досягаемости зенитных пулеметов противника. Самолеты Су-17 начали привлекаться для создания в горах, на караванных тропах противника завалов (для этого использовался залповый сброс ФАБ-250 или ФАБ-500), а также «свободной охоты» на караваны (в этом случае самолет, как правило, оснащался двумя ПТБ емкостью по 800 л, двумя блоками УБ-32 или Б-8М, двумя РБК или четырьмя НАР С-24). В целом, Су-17 проявил достаточно высокую эффективность и живучесть, а потери, которые все же несли «Сухие», во многом были обусловлены ошибками в тактике использования истребителей-бомбардировщиков (так, в 1984 году под Кандагаром один из Су-17 был сбит после шестого захода на цель).

В 1983 году у «душманов» появилось новое оружие - переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) - сначала наши «Стрела- 2», затем американские «Ред Ай» и английские «Блоупайп» и, наконец, наиболее современные американские «Стингеры», способные поражать цель в передней и задней полусфере. Это заставило поднять высоту боевого применения Су-17, что сделало удары менее точными и увеличило расход боеприпасов. Применяла технические «новинки» и советская сторона, началось использование объемно-детонирующих боеприпасов (ОДАБ). Нашли применение и корректируемые бомбы с лазерным наведением, а также УР Х-25Л и Х-29Л.

На Су-20 и Су-22 действовали афганские летчики 355-го авиаполка, базировавшегося в Баграме. Однако самолеты этого подразделения летали не особенно активно, «от случая к случаю», несмотря на то, что его пилоты имели достаточно хорошую подготовку. Два афганских Су-22М были сбиты в 1988 году пакистанскими истребителями F-16A вблизи афгано-пакистанской границы, еще несколько самолетов этого типа было уничтожено огнем зенитных пулеметов и ПЗРК. Однако едва ли не основные потери афганский полк понес не в воздухе, а на земле: 13 июня 1985 года группа «моджахедов», подкупив охрану, проникла на стоянку и взорвала 13 самолетов, в том числе и шесть Су-22М.


Су-22М ВВС ДРА


В конце 70-х, начале 80-х Ливия получила полторы сотни истребителей -бомбардировщиков МиГ-23БН, Су-22 и Су-22М.


Ливийский Су-22М


Ливийские самолёты применялись в 1980-х годах в ходе боёв в Чаде. В последствии действовали там против французского контингента, несколько самолетов было уничтожено огнем зенитной артиллерии и ЗРК «Хок».

19 августа 1981 года два Су-22М ВВС Ливии были сбиты американскими палубными истребителями F-14A над Средиземным морем. По заявлению американцев, «Томкэты» были атакованы ливийскими самолетами, применившими УР К-13, в ответ на что, увернувшись от ракет, ударом «Сайдуиндеров» поразили обнаглевших ливийцев. По утверждению одного из ливийских летчиков, принимавших участия в этом «бою», Су-22М, совершенно не собиравшиеся ни на кого нападать, а совершавшие обычный тренировочный полет, были внезапно атакованы американцами. Вообще, идея атаковать истребители- перехватчики F-14 при помощи истребителей-бомбардировщиков, созданных совсем для других задач, выглядит весьма нелепо. Если бы Муамар Кадаффи в самом деле решил «наказать» американцев, он избрал бы для этого более подходящую технику – истребители МиГ-21бис, МиГ-23, МиГ-25П или «Мираж» F.1, специально предназначенные для борьбы с воздушными целями, имеющие для этого необходимое вооружение и БРЭО, а также экипажи,«натасканные», в первую очередь, на воздушного, а не на наземного противника.
В последствии практически вся ливийская авиация была уничтожена на аэродромах в ходе гражданской войны.

По материалам:
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiKOut02/MiG27/MiG27132.htm
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiKOut02/MiG27/MiG27142.htm
http://aviapanorama.su/2003/02/istrebitel-bombardirovshhik-su-7b/
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiKOut06/Su-7B/Su-7B080.htm
http://voenhronika.ru/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти