Narco sumbarino сеньора Эскобара
— Сеньор Эскобар оказал тебе большое доверие. Этот груз стоит дороже, чем ты, твой дом и твоя семья, вместе взятые.
— О, будьте уверены, будьте уверены, — испуганно залепетал сеньор Гарсиа, — подготовка к операции велась долгие двадцать месяцев, но сам переход займет меньше двадцати суток. У нас все готово. Набран экипаж из самых опытных людей на всем побережье.
— Это и есть твоя «Баллена»?
Представители наркокартеля переглянулись и с недоумением уставились на сине-зеленую продолговатую конструкцию, внешне напоминавшую сдохшего кита.
— Эрес ун малдито комекосос, — коротко бросил старший из посетителей, приподнял левую штанину брюк и расстегнул кобуру с пистолетом.
— Нет, пожалуйста, выслушайте, сеньоры! — Старый Гарсия в отчаянии воздел руки к небу. — Во имя всех святых! Работа сделана на славу. Перед вами суперкорабль, способный за три недели добраться до Калифорнии. Палуба этой лодки возвышается всего на несколько сантиметров над водой — она практически не обнаружима радарами Береговой охраны. «Баллену» не услышат сонары. Внешне она похожа на крупную акулу или кита, а в шторм полностью сливается с океаном. Внутри установлена автоматическая система навигации. Два дизеля разгоняют лодку в полупогруженном состоянии до шести узлов. Охлаждаемый выхлоп. Разборная конструкция! Судно может быть тайно доставлено тремя грузовиками в любую точку побережья для погрузки и выхода в море.
— Твою ###! — Старший сеньор восторженно затянулся сигарой и сплюнул на белый пляжный песок. — Это самое крутое, что я когда-либо видел.
— Когда «Баллена» доберется до побережья США, — механик Гарсия грустно улыбнулся, — малышку придется затопить. Море навсегда поглотит мой одноразовый шедевр.
— Заканчивай трепаться. Готовь «Баллену» к спуску на воду.
— Что, прямо сейчас?
— Незачем терять время. Вызывай своих амигос, грузи 10 тонн порошка. Лодка должна выйти в море до рассвета.
…Увы, добраться до Калифорнии незадачливым мореплавателям не удалось. 23 августа 2007 года самодельное полупогруженное судно, битком набитое кокаином, было перехвачено корветом Береговой охраны США в 120 милях к западу от мексиканского побережья.
— Нет! — завопил старый Гарсиа со связанными руками, когда на его голову посыпались комья грязи. — Я знаю еще один способ: можно буксировать капсулу за кормой обычного траулера. Так будет вообще незаметно…
Но его уже никто не слушал. Истошные крики постепенно стихали под толстым слоем земли: амиго не оправдал доверие сеньора Эскобара.
Короткие факты и статистика
По официальным данным, объем наркотрафика из Колумбии в Северную Америку составляет 550 тонн кокаина в год. Две трети всех поставок идут через Тихий океан на самодельных наркосубмаринах и полупогруженных судах. Новости об обнаружении у побережья Мексики или США остова очередной «субмарины» уже не вызывают удивления у официальных властей. Ежегодно регистрируется свыше 80 случаев такой «транспортировки» кокаина. Трансконтинентальная схема с поставками «белой смерти» работает как часы.
Каждый обнаруженный образец транспортных средств наркокурьеров поражает специалистов своей изощренной фантазией и техническим совершенством. Местные колумбийские Кулибины продумали все до мелочей: модульная конструкция, система кондиционирования воздуха, перископы, камеры ночного видения, электрохимическая защита корпуса от коррозии, радиостанция, инерциальные навигационные средства и автопилот, экипаж 2-3 человека, дальность хода порядка 5000 км!
Мини-субмарины не поддаются эффективному обнаружению: у них слишком низкий шумовой фон. Полупогруженный корпус из стеклопластика не засекается радарами и трудно обнаружим визуально на фоне океанских волн. Наиболее совершенные из них способны погружаться на несколько метров вглубь, имитируя поведение китов, чьи маршруты миграции как раз пролегают вдоль западного побережья Мексики и США. По маршруту движения наркосубмарин развернута целая логистическая цепочка — рыбацкие баркасы и небольшие яхты, в избытке снующие в том районе океана, которые обеспечивают лодку топливом, пресной водой и продовольствием.
Стоимость постройки одной субмарины исчисляется несколькими сотнями тысяч долларов («продвинутые» образцы стоят по два миллиона и дороже) — и такую «лодку» непременно затопят в конце маршрута. «Экипаж», набранный из местных рыбаков, по окончании рейса получит в среднем по три тысячи долларов на человека. Но цель оправдывает средства: за свой первый и единственный успешный рейс лодка доставляет к побережью Северной Америки «груз» стоимостью около миллиарда долларов!
Как и остальные сферы бытия, наркотрафик подвержен влиянию новых технологий. Не так давно Береговая охрана США распространила тревожное заявление о появлении беспилотных (!) морских транспортных средств, предназначенных для доставки наркотиков через океан.
Несмотря на всю кажущуюся абсурдность полупогруженных лодок, «балансирующих» на границе двух сред, они находят все больший успех у заказчиков, а, следовательно, идея не настолько глупа, как это принято полагать. Низкосидящее судно с минимальной высотой борта демонстрирует умеренную скрытность в сочетании с минимальной стоимостью. Самое подходящее средство для проведения тайных операций с криминальным уклоном.
Впрочем, многие наркокартели предпочитают работать по старинке: к траулеру или туристической яхте прицепляют буксируемую капсулу с кокаином и спокойно отправляются к берегам США, без малейших подозрений на истинное назначение рейса. При малейшей опасности экипаж записывает координаты и перерубает буксирный трос (некоторые «торпеды» специально снабжены радиобуем на случай таких форс-мажоров). После прохождения досмотра судно вернется в указанную точку, аквалангисты найдут на мелководье «торпеду» и продолжат путь к месту назначения.
Однако, сфера применения полупогруженных лодок не ограничивается Южной Америкой. На другой стороне Земли умельцы строят не менее любопытные «шедевры».
Надводно-подводные корабли военного назначения
В 1983 году в результате очередного боевого столкновения у берегов Корейского полуострова в руках ВМС Южной Кореи оказался необычный катер «Racoon». Легкая 9-метровая конструкция из дерева и пластика водоизмещением 5 тонн, способная изменять собственную осадку, практически полностью скрываясь под водой. Скорость катера на поверхности достигала 40 узлов, в полупогруженном состоянии — 12 узлов. Назначение странного катера — скрытная переброска диверсионной группы из пяти человек с личным оружием и снаряжением к побережью противника.
Находка сильно встревожила южнокорейских военных, заставив пересмотреть существующие концепции охраны побережья. В условиях отсутствия высокотехнологичного оружия, полноценных военно-воздушных и военно-морских сил КНДР сделала ставку на спецназ — орды фанатичных «ниндзя» с АК-74, отточенными приемами восточных единоборств и стальной верой в победу. Вот здесь и пригодился флот многочисленных полупогруженных катеров!
«Racoon» (или его более современные версии SP-10, Taedong-B или I-SILC) стоят сущие копейки по сравнению с современными боевыми кораблями. При этом они обладают неплохой скрытностью, позволяя многочисленным отрядам спецназа тайно проникать на территорию Ю. Кореи и Японии.
Несмотря на всю их примитивность, такие средства представляют по-настоящему серьезную угрозу: для эффективного противодействия полупогруженным катерам противнику потребуется затратить несоизмеримо большие ресурсы. И далеко не факт, что усилия приведут к желаемому результату — достаточно взглянуть на ситуацию с прорывом миниатюрных наркосубмарин к побережью Северной Америки.
Идею с полупогруженными катерами оценили за пределами Северной Кореи. В 1996 году два подобных катера производства КНДР закупил Вьетнам. В 2002 году очередная партия оружия в составе двух мини-субмарин и трех полупогруженных катеров («Taedong-B и C») была поставлена Ирану, что вызвало тревогу у ВМС США.
18 декабря 1998 года у побережья Корейского полуострова последовала очередная находка: в море, в 150 км юго-западнее Пусана, был обнаружен новый катер улучшенной конструкции Improved-SILC (I-SILC). Рядом в воде находилось тело северокорейского моряка (скорее всего, имел место короткий огневой контакт, о котором тактично умолчал официальный пресс-релиз: катер ВМС КНДР случайно напоролся на южнокорейский фрегат).
Современная модификация полупогруженных катеров способна нести две малогабаритных 324-мм торпеды, что позволяет применять их не только в качестве диверсионных, но и ударных средств в прибрежной зоне.
Созданием полупогруженных катеров для скрытной переброски спецназа занимаются не только страны-изгои. Идея вызвала интерес в США, где разработаны проекты MRCC и «Морской лев» (8-местный десантный катер с двумя надувными лодками в кормовом отсеке). Имеется свои разработки у Швеции (проект SDV) и у России (ныряющий катер DCE Seek Carrier 8 с полезной нагрузкой 1200 кг).
Если речь заходит о России, то нашим «Кулибиным» равных нет — вопрос о создании полупогруженных ракетных катеров на подводных крыльях (!) рассматривался в нашей стране еще в 60-е годы (проект 1231). Главная сложность состояла в совмещении требований к легкому скоростному катеру с тяжелым водонепроницаемым корпусом для подводного плавания. Встал вопрос о необходимости постройки столь крупного и технически сложного корабля по такой необычной схеме, пригодной лишь для легких лодок контрабандистов и диверсантов. В конце концов, доводы здравого разума преобладали, и от дальнейших работ по пр. 1231 отказались.
Надводное водоизмещение 400 тонн. Скорость в надводном положении 38 узлов. Вооружение — 2-4 ПКР П-25
На военно-морском салоне Euronavale-2010 французский концерн DCNS представил похожий концепт легкого полупогруженного корвета SMX-25, созданного с применением современных технологий. Впрочем, несмотря на его высокую скрытность и странный облик, SMX-25 остался без внимания — корветы по определению предназначены для несения дозорной службы вблизи родных берегов. И сильно «заморачиваться» по поводу их конструкции никто не собирается.
Необходимо отметить, что все проекты низкосидящих кораблей и катеров восходят к единому предку — легендарному броненосцу USS Monitor, созданному во времена Гражданской войны в США. Высота борта «Монитора» составляла всего 0,6 метра, что делало корабль труднообнаружимым и малоуязвимым для вражеской артиллерии. Однако, эффективные на реках и в прибрежной зоне, мониторы оказались непригодны для ведения боевых действий на море. Волны захлестывали вентиляционные трубы, постепенно заполняя корабль водой и отправляя его на дно.
Гибридная схема с низким бортом малопригодна для крупных кораблей, но вполне успешна в кустарных условиях. Что демонстрирует несомненный коммерческий успех полупогруженных катеров у контрабандистов и «морских котиков».
Информация