Легендарному авиаконструктору Сергею Владимировичу Ильюшину – 120 лет

36
Ровно 120 лет назад, 30 марта 1894 года в небольшом вологодском селе Диялево появился на свет Сергей Владимирович Ильюшин – выдающийся советский авиаконструктор, трижды герой Социалистического Труда (награждения – 1941, 1957 и 1974 годы), генерал-полковник инженерных войск (1964 год), академик АН СССР, семикратный лауреат Сталинских премий. При этом Ильюшин стал абсолютным лидером по количеству награждений Сталинской премией. Сергей Ильюшин подари стране такие прославленные самолеты, как штурмовик Ил-2, бомбардировщики Ил-4 и Ил-28, пассажирский самолет Ил-62.

Ильюшин появился на свет в обыкновенной крестьянской семье Владимира Ивановича и Анны Васильевны. При этом он был уже 11 ребенком, самым младшим. Из этих детей выжили 9, два его брата умерли еще в младенчестве. Позднее в своей служебной биографии Ильюшин писал: «Имущество родителей состояло из дома, коровы, лошади, а также небольшого крестьянского скарба. При этом в 1912 году отец продал лошадь. Обрабатываемая родителями земля состояла из двух душевных десятин, которые принадлежали казне, поэтому за использование земли приходилось платить оброк».

Сергей появился на свет, когда его родители были уже не молоды, отцу был 51 год, а матери – 44. По этой причине он с раннего детства познакомился с тяжелым физическим трудом. Он начал пахать, когда ему исполнилось всего 12 лет, так как его родителям уже тяжело давалась работа на земле. В 1909 году в возрасте 15 лет Сергей Ильюшин покинул родной дом и по примеру своих старших братьев отправился на заработки. Он успел поработать на фабрике под Костромой чернорабочим, на фабрике Горелина в Ивано-Вознесенске, также он работал землекопом на строительстве дороги в имении «Осипово», принадлежащему купцу Волкову, нанимался косить сено и чистить сточные канавы на красильной фабрике, расположенной в Петербурге. Все его работы были временными, но он искал себе постоянное трудоустройство.

Легендарному авиаконструктору Сергею Владимировичу Ильюшину – 120 лет

Такая работа появилась у него в 1910 году. Кто-то из его земляков рассказал Сергею, что в Петербурге появилась выгодная работа на Коломяжском ипподроме, который срочно переоборудовали в аэродром. Вот так в 1910 году Ильюшин впервые встретил на своем жизненном пути авиационное слово – аэродром. На Коломяжском ипподроме должен был состояться первый в нашей стране праздник воздухоплавания. При этом Сергей нанялся на работу землекопом, он выравнивал летное поле и копал канавы, помогал разгружать тяжелые ящики с деталями впервые увиденных им вживую аэропланов. Тогда будущий гениальный конструктор увидел собственными глазами «Фарманы» и «Блерио», смог понаблюдать за их полетами.

Уже в разгар Первой мировой войны, в 1916 году, в летные школы было официально разрешено зачислять представителей низших сословий. Для этого на Комендантском аэродроме в Петербурге была организована школа летчиков Всероссийского императорского клуба. При этом принимали в не только самых лучших. Из всей аэродромной команды, в составе которой служил в тот момент Ильюшин, взяли только двух человек: браковщика Климова и моториста Ильюшина. При этом руководство аэродрома попало не пальцем в небо, выбор был изумительно верным. Через десятилетия в стране двум этим людям будут устанавливать памятники: один из них стал знаменитым авиаконструктором, а Владимир Яковлевич Климов гениальным конструктором моторов. Летом 1917 года Ильюшин успешно сдал экзамен на права пилота.

В марте 1918 года в связи с известными событиями и резким сокращением выпуска самолетов аэродромная команда была расформирована, а Ильюшин отправился к себе на родину в деревню Дилялево. В октябре 1918 года Сергей Илюшин вступает в партию, а в мае 1919 года призывается в Красную Армию. Ильюшин был прикомандирован к командованию Красного Воздушного Флота и направлен в Серпухов. Здесь он встречается со своими старыми знакомыми по аэродромной команде Комендантского аэродрома, которые договорились о том, чтобы будущего конструктора назначали авиамехаником 6-го авиаремонтного поезда, который подчинялся 6-й армии Северного фронта.

Ил-4

Осенью 1919 года механика Сергея Ильюшина отправили в район Петрозаводска, где по информации разведки совершил вынужденную посадку белогвардейский самолет «Авро» английского производства. Механик Ильюшин вместе с пятью подчиненными ему красноармейцами смог добраться до «Авро». Самолет разобрали буквально до винтика и вытащили его из непролазной грязи. После этого машину отправили в столицу, позднее на базе данного самолета будет создан советский учебный биплан, который назвали У-1.

21 сентября 1921 года Сергей Ильюшин успешно сдал экзамены и был зачислен в Институт инженеров Красного Воздушного Флота, с 1922 года данное учебное заведение стали называть Военно-воздушной Академией им. Жуковского. Во время своей учебы в академии будущий авиаконструктор принимал участие в деятельности кружка планеристов Мастерских тяжелой и осадной артиллерии. В 1923 году он проектирует свой первый планер, который назвали «Мастяжарт» (АВФ-3). С этим планером Ильюшин в ноябре 1923 года принял участие в Первом Всесоюзном слете планеристов, который прошел в Коктебеле. Позднее он создал еще несколько планеров: «Рабфаковец» (АВФ-4), «Мастяжарт-2» (АВФ-5) оба созданы в 1924 году. А четвертый его планер «Москва» (АВФ-21), созданный в 1925 году, принял участие в Рёнских состязаниях планеристов, которые прошли на территории Германии. Окончив учебу в академии и успешно защитив дипломный проект, в 1926 году Ильюшину присвоили звание военного инженера-механика Воздушного Флота. Забавно, но его дипломная работа была посвящена созданию самолета-истребителя, а свою славу он сыскал, как конструктор гораздо более тяжелых воздушных машин – бомбардировщиков, штурмовиков и пассажирских самолетов.

В 1926 году Сергея Ильюшина назначили руководителем секции Научно-технического комитета ВВС. Он занимался определением типажей самолетов, а также подготовкой требований к ним, участвовал в работе разнообразных профильных комиссий, активно сотрудничал с выпускаемым в стране журналом «Самолет». С 1930 года – инженер на научно-испытательном аэродроме ВВС, с 1931 года – инженер Центральной аэрогидродинамической лаборатории. Переломным для конструктора стал 1933 год, когда он стал начальником конструкторской бригады в ЦКБ – Центральном конструкторском бюро.


Ил-2

Бригада под руководством Ильюшина к 1936 году разработала бомбардировщик ЦКБ-26, который после ряда усовершенствований получил название ДБ-3. Данный бомбардировщик понравился военным и был принят на вооружение. В 1937 году на нем было установлено несколько мировых рекордов по высоте полета с различным набором грузов. В 1938 и 1939 году бомбардировщик стал участником ряда рекордных по дальности перелетов, в том числе перелете из Москвы в Северную Америку, преодолев 8 тысяч километров. Дальнейшим развитием этой перспективной машины стал другой дальний бомбардировщик – Ил-4, который мог поднять на борт до 2,5 тонн бомб. В годы Великой Отечественной войны ДБ-3 и Ил-4 использовались для нанесения бомбовых ударов по оперативно-стратегическим объектам, расположенным в глубине обороны и в тылу противника, также машина использовалась в роли фронтового бомбардировщика для уничтожения техники и живой силы противника, специально для авиации ВМФ была создана версия торпедоносца.

С 1936 года Илюшин становится главным конструктором КБ при авиационном заводе им. Менжинского, одновременно с этим до 1938 года он был начальником Главного управления опытного самолетостроения в Наркомате оборонной промышленности. В 1939 году КБ Ильюшина создает свой самый известный самолет, самый массовый боевой самолет в истории – штурмовик Ил-2, который сочетал в себе отличные аэродинамические качества компоновки, управляемость и устойчивость с рациональной схемой бронирования всех жизненно важных частей машины и достаточный запас мощности. В СССР он стал первым самолетом такого типа. Производство Ил-2 началось в 1940 году и закончилось в 1945 году, за это время заводские цеха покинуло более 36 тысяч штурмовиков Ильюшина.

Война наглядно доказала потребность ВВС в подобном самолете, поэтому уже осенью 1941 года его выпуск был признан приоритетным. Благодаря своей массовости и прекрасным характеристикам самолет Ил-2 стал по-настоящему легендарной машиной, по праву считаясь одним из символов нашей Победы над фашизмом. 25 ноября 1941 года за выдающиеся заслуги в деле создания авиационной техники, а также освоения ее производства в военное время Сергей Владимирович Ильюшин Указом Президиума ВС СССР был отмечен званием Героя Социалистического Труда с вручением ему золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина.

Ил-62

В разгар войны, в 1943 году КБ Ильюшина приступило к разработке пассажирских машин, что показывает, насколько велика была в конструкторе вера в победу. Серия пассажирских Илов берет отчет с лайнера Ил-12. До него в СССР существовал только один тяжелый пассажирский самолет DC-3, приобретенный по лицензии в США. За Ил-12 последовали следующие машины Ил-14, Ил-18 и Ил-62. Последний из этого списка был флагманом Аэрофлота в 60-70-е годы прошлого века. Ил-62 стал последней машиной, которая была создана под непосредственным руководством Сергея Ильюшина.

В конце 60-х годов конструктор серьезно заболел и в 1970 году вышел на пенсию. У него началась болезнь Паркинсона, при этом он мужественно переносил все болезни, прожив на пенсии 7 лет и не прерывая связи со своим родным КБ. Коллеги и подчиненные Ильюшина отмечают, что конструктор всегда ходил «по столам», то есть досконально вникал в работу каждого конструктора своего КБ. Работа в его КБ была организована очень четко. Если у кого-либо появлялся вопрос, который не в состоянии был решить ведущий конструктор по данному направлению, то вопрос отправлялся к начальнику отдела и далее вплоть до самого Сергея Ильюшина. При этом технический процесс был очень разнообразен и как только появлялся вопрос, который имел несколько точек зрения, Сергей Владимирович подключался к работе и самостоятельно выбирал решение.

Каждый свой самолет он знал досконально, буквально до последнего винтика. Он знал, кто и над чем работает, какие существуют сложные места и трудности в работе его подчиненных. Все главные решения Ильюшин принимал самостоятельно, при этом главный конструктор очень ценил информацию и всегда говорил своим подчиненным, что руководитель без информации трудиться не может. У него был по настоящему удивительный взгляд на многие вещи, Ильюшин был в состоянии легко повернуть техническую проблему, заставить всех посмотреть на нее под другим углом.


Для того чтобы понять каким конструктором был Ильюшин, достаточно посмотреть на его первый спроектированный самолет – бомбардировщик ЦКБ-26, который создавался с 1933 года. Если сравнивать эту машину с теми, что находились на вооружении в те годы – ТБ-3 и СБ, то видно, что в конструкции ЦКБ-26 было заложено все самое передовое, что только существовало на тот момент времени в мировом авиастроении: крыло малой площади, вооружение, кабина, новые двигатели. Самолет строился на пределе риска, но продемонстрировал отличные результаты во время испытаний. Известный летчик Владимир Коккинаки, который долгие годы испытывал самолеты КБ Ильюшина, отмечал: «Ильюшин не торопился, он не стремился выпустить машину без тщательной ее проверки, больше всего он ценил безопасность и надежность полета». При этом его коллеги отмечают, что Илюшин всегда мог предвидеть, каким должен быть его самолет. Фирменный стиль конструктора Ильюшина – это использование самых передовых технологий с тем, чтобы самолет был максимально прост в конструкции, в серийном производстве, а также эксплуатации.

Сергей Владимирович Ильюшин ушел из жизни 9 февраля 1977 года на 83-м году жизни. За свое существование на земле человек платит самой дорогой из валют – днями своей жизни. Сергею Ильюшину судьбой было отпущено чуть более 30 тысяч дней. Прославленный конструктор был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Образы великих людей всегда дополняют небольшие детали, которые позволяют сделать их более живыми, приближенными к обыденной жизни, к простым людям. Такой деталью, небольшим штрихом к портрету Сергея Ильюшина является то, что он не любил число 13, по всей видимости, веря, что оно несчастливое. За всю свою жизнь он не подписал ни одного документа с такой датой.

Источники информации:
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=9950
http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=520
http://vpk-news.ru/articles/19626
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=829
http://www.aphorisme.ru/about-authors/ilyushin/?q=4870
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    30 марта 2014 07:40
    Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя...
    1. +11
      30 марта 2014 08:35
      Цитата: Homo
      Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя

      Нынешнее племя "эффективных менеджеров" во всю пытается уничтожить то, что создавалось трудами Ильюшина и Туполева... Да, я говорю о сеньоре Погосяне и его сотоварищах из ОАК...
      1. +9
        30 марта 2014 09:55
        Из книги Валерия Августиновича "БИТВА ЗА СКОРОСТЬ. ВЕЛИКАЯ ВОЙНА АВИАМОТОРОВ"

        В последнее время стал действовать и еще один дестабилизирующий фактор — быстрый карьерный рост молодых руководящих кадров в китайской авиапромышленности (это мы наблюдаем сегодня и в России). В результате — слабая компетентность при принятии решений и отсутствие мотивации к постепенному наращиванию инженерной компетентности. В Китае, как и в России, все теперь хотят быть, и хотят быть быстро, «менеджерами». А инженерами быстро не становятся и потому это не престижно. конец цитаты

        звучит как диагноз....
        видимо этот мир погубят менеджеры и маркетологи;)
      2. +1
        30 марта 2014 12:49
        Про Пагасяна и про его супер херню уже столько писал Угланов. Но он такой-же непотопляемый как и Сердюков. Страстные поклонники Путина это смогут как-то объяснить. С уважением В.Казаков. (фамилия подлинная)
        1. 0
          30 марта 2014 20:55
          На 2014 год запланировано построить 40 Sukhoi Superjet. На еще не родившийся МС-21 количество заказов уже сейчас составляет 175 единиц.Ситуацию на латиноамериканском рынке руководитель ОАК охарактеризовал как благоприятную для SSJ-100. «Конкуренция с другими поставщиками региональных самолетов на мексиканском рынке складывается успешно для нас»
          Так как же "супер херня"? Да и как то язык не поворачивается, назвать труд многих тысяч людей " херней".
      3. Комментарий был удален.
    2. Патриот
      +6
      30 марта 2014 08:55
      да и в нынешние время хватает умных людей вот то, что государство порой их не замечает это да
  2. +7
    30 марта 2014 08:03
    Эту или иную вариацию фразы о том, что"Красивые самолеты хорошо летают" приписывают разным конструкторам и Туполеву и Антонову и многим другим.
    Наверно в том или ином виде ее высказывали многие конструкторы.
    Но я нашел один из вариантов, в книге Е. А. Федосова "Полвека в авиации":

    "...я давно уже заметил,что если самолет по дизайну красивый, то у него и летные свойства проявляются наилучшим образом, и жизнь складывается удачно."

    "А когда самолет красив, он и в аэродинамике хорош, и в других своих проявлениях великолепен. Существует некая таинственная связь между эстетикой и техническими характеристиками машины". конец цитаты.

    Подтверждением этой фразы служат красивые и отличные самолеты Ильюшина.
    Только распад СССР и промышленная катастрофа помешала им занимать достойную нишу в мировой гражданской авиации.
    1. +3
      30 марта 2014 09:42
      и еще одна цитата из этой книги:
      "Сейчас мало кто помнит, но тогда мы вышли на такой уровень производства авиационной техники,что каждый второй летательный аппарат,летающий в небе планеты,был сделан в СССР. С одной стороны - мы, с другой - все авиастроительные фирмы мира".
  3. +4
    30 марта 2014 08:50
    Мнения по поводу боевого использования самого массового самолета ВОВ - Ил-2 естественным образом разошлись(что не могло быть иначе, учитывая сложность сего вопроса)большинство считает его непревзойденным, но есть и те которые говорят: Двеннадцать ключевых точек в тылу могло и должно было быть разбомбленно дальней авиацией и всё-войне(войскам противника)конец. Не вдаваясь в полемику хотелось бы просто пересказать один и тот же случай описанный противными сторонами.
    После харьковской катастрофы 1942 тройка одноместных Ил-2 без истребительного прикрытия, 4 штурмового АП(впоследствии 7 гв. АП)получила приказ разбомбить мост через канал Маныч, ведущий Василий Емельяненко. Один ведомый сбит при подходе к цели истребителями противника, второй зенитной артиллерией на боевом курсе. На пути отхода Емельяненко был атакован тремя(!) парами Ме-109, до израсходования боеприпасов всех 6-ти истребителей подожжен не был! Когда я видел что атакующий истребитель начинает водить капотом(целиться), я использовал скольжение без крена-рассказывает он в своей книге "В военном воздухе суровом". Из аналогичного описания боя немецкими летчиками, можно добавить лишь ответ ведомого ставшего хрестоматийным. На вопрос ведущего группы: Что это бл.. за хрень? Он ответил: Господин полковник, видать ежа в жопу не укусишь!(М. Кэйдин "Тигры горят.")
  4. +6
    30 марта 2014 09:00
    Если бы он создал только один Ил2, то уже ему можно было бы ставить памятник из чистого золота, но список созданных им произведений авиационного инженерного искусства - большой, и ОГРОМНОЕ Вам, Сергей Владимирович, за это СПАСИБО, товарищ Генеральный Конструктор.
    1. Комментарий был удален.
  5. +5
    30 марта 2014 09:22
    Ил-2- символ ПОБЕДЫ!!! Не меньший, чем Т-34. И я считаю, имхо, отлить памятник "Горбатому" из золота- не блажь, но честь отдать тем людям, кто не жалея ничего делал, воевал, побеждал и приближал момент ПОБЕДЫ ! Вот разберемся с нынешним бардаком, станем жить честнее и правдивее- и сделаем!
  6. +8
    30 марта 2014 09:54
    ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА:
    «Следует сразу же заметить, что создать совершенный, признанный временем пассажирский самолет нисколько не легче, а, пожалуй, сложнее, чем самолеты других назначений. Это становится ясным, если вспомнить, что и пассажирскому самолету предъявляются во многих отношениях повышенные требования, и число их все время возрастает. Конструктору приходится думать о безопасности полета и экономичности эксплуатации (о том, как получить наибольшую крейсерскую скорость и наименьший расход топлива). При этом не следует забывать и о таких требованиях, как долговечность и надежность, всепогодность и регулярность полетов, комфорт для пассажиров и удобства для работы экипажа. Наконец, нужно добиваться и минимального уровня шума в кабине и в районе аэропорта, обеспечить высокие ресурсы и повышенную ремонтоспособность самолета».
    Ил-18 разнес славу ОКБ Ильюшина по всем материкам Земли. За создание этого самолета Сергею Владимировичу была присуждена Ленинская премия.
    И ведь машина до сих пор эксплуатируется в различных модефикациях! Ил-20, Ил-24, Ил-38
    1. +6
      30 марта 2014 11:28
      Цитата: LiSSyara
      Ил-18 разнес славу ОКБ Ильюшина по всем материкам Земли. За создание этого самолета Сергею Владимировичу была присуждена Ленинская премия.
      И ведь машина до сих пор эксплуатируется в различных модефикациях! Ил-20, Ил-24, Ил-38

      Добавить нечего...

      Знаменитый Ил-18. До сих пор в строю...
  7. +8
    30 марта 2014 10:05
    А ведь наша страна еще должна благодарить Сергея Владимировича Ильюшина за сына,
    выдающегося летчика-испытателя Владимира Сергеевича Ильюшина!
    У Великого человека и сын великий, опровергнуто заблуждение,что природа отдыхает на детях великих людей
    1. +8
      30 марта 2014 10:14
      Я бы еще добавил и за ОКБ им Конструктора.
      Один трудяга Ил-76 и его разновидности чего стоят.
      Далеко не полный список:
      Ил-76-первая серийная модификация.
      Ил-76Т-модификация с усиленной конструкцией и дополнительным топливным баком.
      Ил-76ТД-модификация Ил-76Т с ТРДД Д-30КП серии 2. На ТД по сравнению с Т увеличена емкость топливных баков, усилены крыло и пол грузовой кабины, усовершенствовано приборное оборудование.
      Ил-76М-специализированная военная версия Ил-76Т с пушечным вооружением, и системой с дипольными отражателями и установкой помех.
      Ил-76МД-военная версия Ил-76ТД.
      Ил-76П (ТП, ТДП)-пожарный самолет.
      Ил-76ПС-модификация для поисково-спасательных операций на море.
      Ил-76МД Скальпель-самолет "летающий госпиталь".
      Ил-76ЛЛ-летающая лаборатория для отработки перспективных двигателей.
      Ил-76К/МДК-модификация для имитации состояния невесомости при тренировки космонавтов.
      Ил-76ВКП-"воздушный командный пункт" для управления стратегическими ядерными силами
      Изделие "976" (СКИП) летающий командно-измерительный пункт.
      Ил-78-модификация Ил-76 в роли топливозаправщика.
      А-50-самолет ДРЛО на базе Ил-76.
      Ил-76МФ-глубокая модификация самолета с новыми двигателями ПС-90А.
      1. +5
        30 марта 2014 11:34
        Цитата: LiSSyara
        Один трудяга Ил-76 и его разновидности чего стоят

        По сути тоже самолет-легенда. Несет на своих плечах (точнее - крыльях) основную нагрузку нашей ВТА...

        Ил-76МД-90А (или Ил-476)...
        1. timurit
          +1
          30 марта 2014 21:05
          действительно, самый знаменитый современник Ил-76 автор статьи обошел,зря, а ведь эта легенда авиации не менее достойная славы легендарного Ил-2, а ещё фильм "Размах крыльев", советую посмотреть об Ил-18
  8. +3
    30 марта 2014 10:22
    Именно из таких людей образуется понятие- гордость за Родину!
  9. ДимДимыч
    +7
    30 марта 2014 10:48
    Легендарный Человек.
  10. +2
    30 марта 2014 10:54
    Вечная память!!!
  11. +6
    30 марта 2014 12:20
    Ровно 120 лет назад, 30? марта 1894 года

    По отечественным источникам отличным от википедии Ильюшин Сергей Владимирович родился не 30, а 31-ого марта.

    31 марта 1894 года в неизвестном миру вологодском селе Дилялеве родился Сергей Ильюшин. Не только про Дилялево – мало кто слыхал и про Вологодский уезд и про Березниковскую волость, включавшую в себя это незначительное селение. (Феликс Чуев)

    120-летие со дня рождения выдающегося авиаконструктора С.В. Ильюшина будет отмечаться на федеральном уровне

    Президентом Российской Федерации В.В. Путиным поддержана инициатива об организации празднования 120-летия со дня рождения выдающегося авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина на федеральном уровне, сообщила пресс-служба ОАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина»
    Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/19307



    Великому Конструктору Слава!!!
  12. parus2nik
    +2
    30 марта 2014 12:39
    Человек-легенда и легендарные самолёты..
  13. +1
    30 марта 2014 12:44
    СЛАВА Великим сынам России!!!
  14. Азаат
    +3
    30 марта 2014 12:46
    Великий конструктор и мой земляк. Ныне до родины Ильюшина можно добраться только на вездеходе. А ведь это место не только родина Ильюшина, но и родина дважды Героя Советского Союза А.Ф.Клубова. Обидно когда места откуда пошли такие люди становятся пустыми.
  15. +2
    30 марта 2014 13:10
    Какое время, такие и люди...
    Читая "Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина" (под ред.академика Г.В.Новожилова), часто встречал : ... "он принял ответственное решение." Лидер.
    Спасибо ему за самолёты.
  16. +2
    30 марта 2014 13:20
    Как-то пришлось зайцем лететь на Ил-62 (опоздал на регистрацию и мое место продали, ну те самые времена когда самолеты были под завязку) Командир взял по принципу своих не сдаем. Летел 6 часов в тамбуре без всяких неудобств и даже наоборот. Вот были аэропланы. А сейчас лизинговые Боинги которые отказались эксплуатировать даже на родине Примата.
  17. dmitrij.blyuz
    +3
    30 марта 2014 14:39
    Гениальный человек!Конструктор от Бога!Созданные им машины сверхнадежны и достаточно просты в эксплуатации.Если поднять статистику-аварий и катастроф у ИЛов-гораздо меньше,чем у других КБ.В детстве терпеть не любил летать на ИЛ-14,одно нравилось-салон гораздо просторней чем в АН-24.Но поршневые движки,особенно на посадке-это была пытка!Привык позже гораздо.Последние 14-е ушли в металлолом в 87-м.У нас,в У-Удэ.Летая пассажиром на АН-24 еще не один год видел разбитые,на демонтаже 14-е.Хорошая машина была.
  18. apollo
    +1
    30 марта 2014 14:53
    Да старая школа, как бы не обсирали господа новые либералы нашу великую родину СССР, но факт остается фактом, что то время способствовало рождению таких людей, а сейчас...
  19. apollo
    +3
    30 марта 2014 15:03
    В апреле 1938 года ему понадобилось срочно вылететь на серийный завод в Воронеж, где возникли проблемы. Ильюшин полетел с коллегой вдвоем на маленьком спортивном самолетике. А механик забыл залить масло. Во время полета двигатель заклинило, пришлось совершать аварийную посадку на пахоту. Самолет перевернулся. Пилот и пассажир получили травмы. НКВД пытался арестовать виновных. Но Ильюшин отстоял всех. Узнав об аварии, Сталин запретил главным конструкторам летать самостоятельно.
  20. +8
    30 марта 2014 15:44
    Спасибо вам Сергей Владимировичь!!!
  21. +5
    30 марта 2014 17:09
    Один мой дед прошёл войну в морпехах, а вот второй в летчиках штурмовиках. После финской(их полк там летал на Р-5)получили Ил-2 и он провоевал на них всю войну.У меня одно из детских воспоминаний как он кланялся Ил-2 на постаменте.
  22. PMG63
    +4
    30 марта 2014 17:16
    Ежегодное возложение цветов к ИЛ-2 в Самаре в день Победы .
  23. 0
    30 марта 2014 19:31
    Славная, завидная судьба у человека. Выдающийся конструктор, мирового масштаба.
    Вечная память!
  24. timurit
    0
    30 марта 2014 20:57
    по некоторым данным Ил-2 всех модификаций было выпущено 42 000, я так пологаю в это количество включён и серийный Ил-10, к сожалению в Корейской войне Ил-10 был явно не в теме,
  25. SERGEY76
    0
    30 марта 2014 21:09
    Честь и хвала великому человеку. Аминь!
  26. 0
    31 марта 2014 03:17
    Люди, сделавшие историю России! Самолёт-символ победы в Великой отечественной-ИЛ-2. yes
  27. Костя-пешеход
    0
    31 марта 2014 03:22
    ИЛ - вот это машина, любой маТричной маШине форДу даст. Небось немчура до сих пор помнит как Илы их с высоты, как обухом, а то обуть захотели.

    А если не по "нехту 3", то я сегодня набрёл на герб городов Козловы Руды в Литве и Новы руды в Польше.

    Есть о чём посмеяться. Как говорит японец в известном анегдоте: "сикоко, сикоко, у меня телевизоров в руке?" Финны, недобитые!
    1. 0
      31 марта 2014 22:58
      На снимке самолет не ЛА случайно?
  28. 0
    31 марта 2014 05:59
    К автору и администрации сайта.

    За статью - спасибо.

    Но вот есть один момент - ну почему статья о великом человеке содержит ошибки и опечатки?

    Цитата: автор
    и капал канавы,

    Цитата: автор
    При этом принимали в не только самых лучших
  29. 0
    31 марта 2014 11:55
    В статье не указан, на мой взгляд, очень важный момент, а именно: конкуренция при создании советсткого среднемагистрального реактивного авиалайнера.
    Суть такова: было дано задание на разработку, за которое взялись 2 КБ - А.Н. Туполева и С.В. Ильюшина.
    На тот момент в гражданской авиации Советского Союза среднемагистральным лайнером был Ил-18, который и предполагалось заменить. По-скольку дальнемагистральный РЕАКТИВНЫЙ авиалайнер в СССР уже был(т.е. Ил-62 и Ил-62М), то Сергей Владимирович, не безосновательно, предложил свой вариант, на базе Ил-62, в варианте с тремя двигателями и укороченным фюзеляжем и измененным профилем крыла, т.е. на разработку такого авиалайнера ушло бы МИНИМАЛЬНОЕ время и МИНИМАЛЬНЫЕ средства. Проект получил название Ил-74.

    ОДНАКО, Андрей Николаевич Туполев(в который раз уже!!!!!), проект которого находился фактически в стадии чертежей(без конечного результата), воспользовавшись своими партийными связями, буквально ПРОДАВИЛ свою инициативу в создании советского среднемагистрального авиалайнера. Так мы получили легендарный Ту-154, которых было произведено свыше 900 единиц.
  30. 0
    31 марта 2014 23:25
    Конструктор однозначно выдающийся, хотя не такой продуктивный, а быть может не такой амбициозный, как Туполев, Яковлев. Хотя все они - и Поликарпов, Мясищев, Петляков, Микоян, Сухой, Лавочкин и многие другие без амбиций вряд ли бы состоялись.
    Ил-2 - легенда и будучи ей становится вне критики. По любому лучше него штурмовика в Советской армии не было, хотя эффективность действия против танков была не высока, исходя хотя бы из той статьи, которая была на этом сайте. ДБ3 как тяжелый бомбардировщик вряд ли можно сравнить с Пе8, тем более с другими самолетами. Где-то читал, что американцы были в шоке, когда в Полтаве попробовали на нем полетать. В целом - в целом!!! - советская военная авиация во время войны наверное все же уступала немецкой и союзной. Можно прочитать о легкости пилотирования bf109, автоматизации управления двигателем, электроспуске и т.д.
    С другой стороны войну выиграли. В любом случае Советской авиации есть чем гордится.