Эстонские дайверы обнаружили русскую подлодку «Акула», потерянную 100 лет назад

26
23 июня дайверы из эстонской команды Deep Explorer проводили погружения в водах Финского залива. В результате им удалось обнаружить на 30-метровой глубине неизвестный объект, который сначала был принят за советскую подлодку «Малютка» или «Щука», сообщает «Ридус».

Эстонские дайверы обнаружили русскую подлодку «Акула», потерянную 100 лет назад


В ходе совместных погружений 29 июня дайверам из Deep Explorer, проекта «Поклон кораблям Великой Победы» и латвийским водолазам удалось определить, что на дне находится уникальный объект, который искали в течение 100 лет – русская боевая подлодка «Акула».

«Сейчас мы с немалой долей гордости можем утверждать, что удалось со 100-процентной точностью идентифицировать: найдена загадка Первой мировой войны — русская подводная лодка «Акула», - заявил руководитель Разведывательно-водолазного клуба России Константин Богданов. – На глубине 30 метров в условиях очень хорошей видимости удалось на левой стороне кормовой части подлодки под слоем ракушек найти чёткую, хорошо сохранившуюся надпись «Акула».

Точные данные о потерянной военной подлодке Императорского флота передадут в Минобороны РФ, чтобы объявить это место братской могилой моряков-героев.

По словам одного из участников экспедиции, историка Михаила Иванова, носовая часть лодки оторвана, что позволяет предположить, что она напоролась на мину, так как «этот район в устье Финского залива был местом постановки германских минных полей во время Первой мировой войны»

«Моряки совершили на ней 16 боевых выходов в 1914-1915 годах, эта подлодка первой в истории применила метод поиска противника, что было открытием в боевой тактике, так как до сих пор подводные лодки только ждали противника на каких-то позициях. Все участники нашей интернациональной экспедиции просто счастливы сделанному открытию!», - отметил Иванов.

Точно неизвестно, сколько именно моряков было на борту подводной лодки, которая отправилась в свой последний поход под командованием капитана 2 ранга Н. А. Гудима.

Водоизмещение «Акулы» составляет 400 тонн – это первая «большая» подлодка, спущенная на воду в 1909 году. 27 ноября 1915 года лодка вышла в свой 17-й поход к Мемелю, но назад не вернулась. До этого момента место и причины гибели подлодки оставались неизвестными.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    1 июля 2014 12:46
    Место братской могилы, охраняется международными законами!
    1. portoc65
      +4
      1 июля 2014 12:51
      Отреставрировать и музей бы сделать..очень интересно как воевали на подлодках сто лет назад
      1. +8
        1 июля 2014 13:02
        Цитата: portoc65
        Отреставрировать и музей бы сделать

        Скорее всего поднять не получится.Пролежала 100 лет,это очень долго.Хотя очень хотелось бы что бы подняли и установили как памятник всем морякам погибшим в той войне.Но шведы подняли корабль "Ваза",а вдруг и у нас получится?
        ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ МОРЯКАМ ПОГИБШИМ В ТУ ВОЙНУ.
        1. portoc65
          +3
          1 июля 2014 13:05
          Прикинь какое качество метала в то время было-100 лет в морской воде..и не рассыпалась от ржавчины..
          1. +5
            1 июля 2014 13:35
            при отсутствии такого количества кислорода, как на поверхности, старение металла происходит медленнее. Качество металлов было хуже.
            Технологии смешивания и литья очень резко усовершенствовались во времена Сталинского прорыва в промышленности.
      2. +1
        1 июля 2014 18:39
        Цитата: portoc65
        Отреставрировать и музей бы сделать..очень интересно как воевали на подлодках сто лет назад


        Так там вроде говорили, что корпус практически полностью осыпался. Только корма осталась, где и удалось прочитать название корабля.
    2. +4
      1 июля 2014 13:46
      Вечная память российским морякам, погибших за Россию!
    3. Комментарий был удален.
    4. +4
      1 июля 2014 13:52
      Цитата: ShturmKGB
      Место братской могилы, охраняется международными законами!

      Какими законами? Можно ссылочку?
  2. +7
    1 июля 2014 12:47
    Слава героям первой мировой.
    1. +4
      1 июля 2014 13:04
      Хм... Честь и Слава Русским войнам!!!
  3. +9
    1 июля 2014 12:47
    Поднять надо и памятник сделать , тк вот это история , а не ухайдаканное украми "Запорожье ". Да и останки экипажа похоронить , как положено.
    1. +5
      1 июля 2014 12:53
      Если объявят братской могилой (захоронением), то трогать нельзя. А останков там лет 95 уже нет никаких.
  4. тюменец
    +4
    1 июля 2014 12:47
    Не думал, что скажу спасибо эстонцам.) С детства об этой лодке читал.
  5. +8
    1 июля 2014 12:48
    ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ МОРЯКАМ-ПОДВОДНИКАМ!!!!!
  6. +8
    1 июля 2014 12:50
    Наконец-то нашли...Я читал о ней ещё в "Технике молодёжи" в Советское время.И вот...вечная память погибшим морякам...
  7. +6
    1 июля 2014 12:50
    А сколько таких братских могил ещё не найдено. Взять к примеру Д-3 "Красногвардеец". Будем надеяться, что со временем все души павших моряков и солдат обретут наконец вечный покой.
  8. +8
    1 июля 2014 12:51
    Цитата: тюменец
    Не думал, что скажу спасибо эстонцам.) С детства об этой лодке читал.

    У эстонцев русские фамилии,да и люди то как правило не при чем,или хорошие,или плохие,мутят воду продажные правительства прибалтийских стран,в ущерб собственному народу.
    1. тюменец
      +5
      1 июля 2014 13:07
      У меня знакомый латыш, по русски говорит не хуже меня, он эстонцев терпеть не может. К ним говорит, приезжаешь, будь добр или по эстонски, или на английском. Он английского не знает, по русски с ним говорить отказываются, а латышского сами не понимают.
      Из упрямства общаются на пальцах.) Вот такие забавные прибалты.
    2. Комментарий был удален.
  9. +1
    1 июля 2014 12:54
    Смотрел вчера репортаж, здорово. Возвращение легенды.
  10. КИРОН
    +7
    1 июля 2014 12:59
    Вечная память морякам-героям.
  11. +10
    1 июля 2014 13:07
    Здесь очень хочется привести цитату из романа В. Пикуля "Моонзунд":
    Самая трагичная судьба выпала на долю геройской «Акулы». Командир ее, лейтенант Николай Александрович Гудима, изобрел дыхательный хобот, чтобы субмарина могла «дышать» и работать дизелями под водой. По сути дела, это изобретение было настоящей революцией в подводной практике, но... Последний раз «Акулу» видели возле берегов Эзеля. Пережидая сильный шторм, лодка отстаивалась на отмелях в секторе обзора наших постов. Имея на борту четыре мины для постановки их возле Либавы, она снялась потом с отмели и ушла в море. С тех пор прошло много-много лет, но до сих пор мы ничего не знаем о судьбе «Акулы» и ее ученого-командира.
    В XX веке уже не верится в чудеса, но иногда мне кажется, что мы еще услышим с моря стук дизелей, и бесплотные тени прошлого молча, без суеты подадут на берег швартовы с «Акулы», корпус которой будет крошиться от ржавчины и коррозии.

    Чудо произошло, но уже в 21 веке. Слава погибшим героям!
    1. +2
      1 июля 2014 17:20
      В середине 80-х в журнале "Техника Молодежи" была очень интересная статья про эту лодку....В ней говорилось о том, что лодка была оборудована приспособлением, которое спустя тридцать лет назовут "шноркелем" , причем изобретен он был Николаем Гудимом...Высказывалось предположение, что лодка погибла из-за некачественного исполнения "шноркеля"-(шнорхеля)....
  12. Артист
    +3
    1 июля 2014 13:08
    Приятно когда открываются тайны истории.
  13. MSA
    MSA
    +2
    1 июля 2014 13:09
    Вечная память оставшимся на подлодке.
  14. Бомбардир
    +3
    1 июля 2014 13:23
    Вечная память офицерам и матросам русского флота!
  15. +2
    1 июля 2014 13:25
    Ну вот еще на одну загадку стало меньше, а памяти и гордости за НАШИХ больше... Упокой Господи души, отданные во славу и независимость земли русской.
  16. +3
    1 июля 2014 13:29
    После "Площади павших борцов" пересмотрел своё отношение к В.Пикулю, посчитав его перестроечным коньюктурщиком.
    Но вот как он писал ещё в "Моонзунде":
    Самая трагичная судьба выпала на долю геройской «Акулы». Командир ее, лейтенант Николай Александрович Гудима, изобрел дыхательный хобот, чтобы субмарина могла «дышать» и работать дизелями под водой. По сути дела, это изобретение было настоящей революцией в подводной практике, но... Последний раз «Акулу» видели возле берегов Эзеля. Пережидая сильный шторм, лодка отстаивалась на отмелях в секторе обзора наших постов. Имея на борту четыре мины для постановки их возле Либавы, она снялась потом с отмели и ушла в море. С тех пор прошло много-много лет, но до сих пор мы ничего не знаем о судьбе «Акулы» и ее ученого-командира.

    В 1943 году дыхательные хоботы — под названием «шнорхель» — появились на гитлеровских подлодках Деница, и весь мир воспринял это событие как чрезвычайно важный фактор в войне на море. А в нашем флоте изобретение Гудимы было безжалостно забыто. Жаль, и даже очень жаль! Ведь еще в 1915 году три русские подлодки уже ходили в море под слоновьим хоботом «шнорхеля».

    Сейчас Колю Гудиму вспомнили. Подтянутый и ловкий, нервный (даже на фотографиях это чувствуется), лейтенант Гудима весь в напряжении глядит вперед по курсу. На груди его — значок русского подводника, очень схожий с нагрудным знаком почетного подводника советского флота... Где ты, «Акула»?

    В XX веке уже не верится в чудеса, но иногда мне кажется, что мы еще услышим с моря стук дизелей, и бесплотные тени прошлого молча, без суеты подадут на берег швартовы с «Акулы», корпус которой будет крошиться от ржавчины и коррозии.

    Хорошие, искренние слова...Бесплотные тени прошлого швартовы подали...
    1. +1
      1 июля 2014 14:17
      В ходу такая информация о 17-ом походе "Акулы":"15 ноября 1915 года во время 17-го похода с целью минной постановки у Мемеля лодка погибла во время шторма. Предполагается, что расположенные на палубе мины сместили вверх положение центра тяжести и лодка перевернулась, после чего затонула".
      Весьма возможо. Теперь, когда "Акулу"нашли возможно появится возможность уточнить версию.
      Вечная память подводникам.
    2. Комментарий был удален.
  17. +1
    1 июля 2014 13:52
    Вечная память русским морякам-подводникам!
  18. +1
    1 июля 2014 14:11
    это первая «большая» подлодка, спущенная на воду в 1909 году.

    Начало нашего подводного флота, многое было впервые. До сих пор подводники некая каста, в силу опасностей профессии, а что говорить про то время. Погибли в бою, вечная память.