Россия будет строить авианосцы?

26


В среду 29 июня в Санкт-Петербурге начал свою работу 5-й Международный военно-морской салон. Устроитель грандиозного мероприятия - Министерство торговли и промышленности РФ при поддержке Министерства иностранных дел РФ, Министерства обороны РФ, ФГУП «Рособоронэкспорт», Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, муниципалитета Санкт-Петербурга.

В своем приветствии направленном участникам салона, Президент России Дмитрий Медведев, сказал следующее: «Санкт-Петербургу по праву принадлежит звание «Морские Ворота России», он является одним из основных центров отечественного судостроения. И символично, что именно здесь на берегах Балтики в очередной раз проводится смотр достижений современного российского и зарубежного кораблестроения. Есть уверенность в том, что 5-й Международный военно-морской салон станет надежным помощником в развитии совместных научно-исследовательских планов и становлению производственной кооперации в международной военно-технической сфере».

В оргкомитете уверены, что 5-й Международный военно-морской салон, будет главным смотром достижений российской промышленности, которая на протяжении последних лет показывает устойчивую тенденцию к росту и, что самое главное, стабильность. МВМС-2011 послужит последующему укреплению контактов с иностранными партнерами, становлению сотрудничества по каждому направлению современного судостроения. К участию в салоне привлечены 40 кораблей, боевых катеров и судов, входящих в состав ВМФ, Пограничной службы ФСБ РФ и предприятий. Из-за рубежа для участия в МВМС-2011 прибыли фрегаты Hamburg («Гамбург») F220 ВМС Германии, Van Amstel («Ван Амстел») F831 ВМС Нидерландов. FFG52 Carr ВМС США.

В преддверии начала МВМС-2011 появилась информация, что в России все же будет осуществляться проектирование и строительство современных авианосцев, невзирая на то, что ранее высокопоставленные военные и правительственные чиновники неоднократно заявляли о том, что подобных планов не существует. Согласно официальным данным Объединенной государственной судостроительной корпорации, проектирование современного тяжелого авианесущего крейсера будет начато в 2016 году, а 1-й такой корабль будет построен к 2023 году. Впрочем, во что обойдется госбюджету строительство нового авианосца и какова будет конкретная доктрина использования подобных кораблей, пока остается под завесой тайны.

Подробностей о будущем российском авианосце на данный момент озвучено не много. Первая информация о начале проектных работ по подобному классу кораблей появилась в российских СМИ в 2009 году. Сообщалось, что проектные работы ведет одно из специализированных предприятий ОСК, но, на какой стадии работ находится проект, не указывалось. Как в то время сообщил, рассказал вице-адмирал А.Шлемов, начальник направления гособоронзаказа ОСК, новые авианосцы будут только атомными, с водоизмещением как минимум 60 тыс. тонн. По оценке военного чиновника, флоту, на 2009 год, требовалось как минимум три подобных корабля с вероятностью увеличения их числа до шести единиц, а возможно и больше.

В июне 2009 г. главком ВМФ России В.Высоцкий объявил, что ВМФ России получит взамен классических авианосцев современные морские авиационные комплексы. В начале декабря 2010 г. российские СМИ сообщили, что в государстве до 2020 г. начнется строительство целой серии из четырех современных авианесущих крейсеров, причем проектные работы уже идут полным ходом. Предполагалось, что строительство новых кораблей будет осуществляться за счет средств государственной программы вооружений в период 2011-2020 годов, объем финансирования, которой около 20 триллионов руб. Однако, позже Министр Обороны РФ Анатолий Сердюков появившуюся информацию о начале строительства авианосца опроверг, указав, что у военных, на покупку подобных кораблей планов нет. Но уже 30 июня 2011 г. появилась и первая информация о таинственном корабле.

Это будет атомный корабль с водоизмещением 80 тыс. тонн.

Россия будет строить авианосцы?


На данный момент времени в мире существует три схемы авианесущих кораблей. Первые, как, скажем, американский "Авраам Линкольн", выполняют старт самолетов при помощи паровой катапульты, а посадка осуществляется с помощью аэрофинишеров. На вторых взамен катапульты установлен специальный трамплин, а самолеты взлетают на форсажном режиме, впрочем, посадка истребителей осуществляется аэрофинишерами. К подобному классу авианосцев относится флагман ВМФ РФ "Адмирал Кузнецов". Третья схема предполагает базирование самолётов со значительно укороченным взлетом, а посадка выполняется вертикально.

К какому из этих трех классов будет относиться многообещающий российский тяжелый атомный авианесущий крейсер, пока неведомо. Огромное водоизмещение позволяет сделать предположение, что на корабле будут установлены катапульты и аэрофинишеры. Как известно впервые вопрос о строительстве авианосцев в СССР был поставлен в 40-е годы прошлого столетия, но при Н.Хрущеве от их разработок отказались. В советской агитации авианосцы назывались не иначе как - оружие агрессии, созданное для вмешательства во внутренние дела других государств. В середине 60-х годов позиция советского правительства изменилась: был разработан и построен целый ряд авианесущих крейсеров - «Минск», «Киев», «Новороссийск», на которых размещались самолеты вертикального взлета. Но военные эксперты отказывались называть эти корабли настоящими авианосцами, так как в большей части они соответствовали боевым качествам крейсера. В большей степени к классическому авианосцу можно отнести крейсер «Адмирал Кузнецов», который был спущен на воду в 1985 г. и до сего времени находящийся на вооружении ВМФ России. Флагманом советского флота мог стать атомный тяжелый крейсер «Ульяновск», водоизмещение которого составляло 75 тыс. тонн. Он в отличие от других советских кораблей более всего соответствовал критериям классического авианосца. Но в 1991 г. его строительство было остановлено из-за недостатка финансирования, позже «Ульяновск», подготовленность которого оценивалась в различных источниках от 18% до 45%, был демонтирован и переплавлен.

В ситуации с постройкой авианосцев существует и моральный аспект. Обладание авианосцами ставит наше государство в разряд "враждебных", занятых проведением военных спецопераций за рубежом. В качестве примера можно рассмотреть США, в состав ВМС которых входят 11 авианосцев, которые принимают активное участие в вооруженных конфликтах по всему земному шару, включая и войну в Ливии. Но Россия всегда заявляла о своей оборонной стратегии и от участия в военных операциях за пределами собственной территории воздерживается. Теоретически авианосец может стать необходимым лишь для обеспечения сохранности границ в районе Курильских остров, рассматривая обострение региональных споров с Японией.



У военных же свой взгляд на ситуацию с постройкой авианосцев. В различное время представители ВМФ указывали, что России авианосцы необходимы для противолодочной борьбы, уничтожения соединений надводных кораблей и объектов противника, расположенных на побережье и в глубине защищенной территории, завоевания и удержания превосходства в воздухе в районе проведения боевых действий и блокады морских районов и отдельных проливных зон. Но эта стратегия вновь-таки полагает ведение военных действий той либо иной интенсивности, а таковые, не предусмотрены оборонной стратегией России и допустимы только в случае явной агрессии со стороны иного государства.

Ранее главком ВМФ В.Высоцкий рассказывал, что авианосцы нужны России и для выполнения такой задачи, как прикрытие районов патрулирования собственных атомных подводных лодок, для чего необходима, в частности, морская авиация. Согласно его словам, "если на севере у нас не будет авианосца, то боевая стабильность ракетных подводных крейсеров всего Северного флота будет сведена к нулю буквально на вторые сутки, с учетом того, что основной противник субмарин - это авиация".

Специалисты сомневаются в том, что многообещающий авианосец в России появится в те сроки, о которых сегодня говорят. К тому же у них нет единого мнения в отношении того, необходим ли вообще России военный корабль подобного ранга, который затребует существенных финансовых расходов. «Никакой уверенности, что подобный корабль будет построен к 2023 г., нет. Слишком длинный срок - за это время многое может измениться и в том числе политическая обстановка в мире», - предполагает специалист Центра обзора стратегий и спецтехнологий Константин Макиенко. С ним полностью согласен директор Центра социально-политических изысканий и армейский специалист Владимир Евсеев. «Для постройки авианосца необходимо иметь определенную инфраструктуру. Приобрести новое оборудование, нужно обучить персонал, как его применять на практике.

Помимо того, специалист сомневается в вероятности того, что Россия в текущее время может начать строительство авианосца. «Существуют значительные сомнения, что в условиях сегодняшнего экономического состояния государства может быть построен корабль подобного водоизмещения. Сегодня, Россия не строит даже сравнительно дешевых эсминцев, не говоря об атомных тяжелых крейсерах», - подмечает Евсеев. По его суждению, необходимо ставить «более выполнимые задачи», нежели постройка авианосца.

***

Министр обороны РФ Анатолий Сердюков в пятницу отвечал на вопросы военных обозревателей российских СМИ и сделал несколько весьма интересных заявлений. Наиболее значимые его сообщения связаны с такими важными темами, как БР морского базирования «Булава», российские танки, строительство российских авианосцев.

Говоря о БР морского базирования «Булава», министр обороны сообщил, что уже есть готовность её запустить в серийное производство: «Булава» полетела. Это хорошая новость. Мы точно понимаем, что в этом варианте можно запускать ракеты в серийное производство». Это весьма странно так как было проведено испытательных 15 пусков баллистической ракеты, из них 7 были неудачными, и только одни запуск прошёл с её главного носителя АПЛ класса «Борей» – «Дмитрий Донской». Также Сердюков сообщил, что к 2015 году планируется увеличить производство МБР для РВСН в три раза.

Для Сухопутных войск дело обстоит хуже, по словам Сердюкова, минобороны вообще отказывается от закупки танков, до тех пор пока российские танки не начнут отвечать «современным требованиям». Представитель «Уралвагонзавода» заместитель генерального директора Вячеслав Халитов, сообщил, что Сердюков не прав, наши танки отвечают современным требованиям и вообще выходит, что министр обороны солгал, сообщив о встрече с конструкторами этого предприятия, её не было.

Сердюков также сказал, что в мире меняется предназначение танков, армии мира их сокращают, поэтому целесообразнее и дешевле модернизировать имеющиеся на вооружении машины, а не покупать новые.

Сердюков также разрушил мечтания о русских авианосцах, которые было появились после заявления президента Объединенной судостроительной корпорации Романа Троценко. Он сообщил, что проектирование российского авианосца начнётся в 2016 году, строительство в 2018 году, а в 2023 году первый российский авианосец вступит в строй. Сердюков заверил, что таких планов нет даже в долгосрочной перспективе. Заказан только аванпроект, для определения возможного облика корабля.

Касаясь численного состава армии, министр обороны отметил, что больше сокращать армию не планируют – она достигла запланированного уровня в 1 млн. человек. В 2014 году планируется выйти на плановый набор контрактников, это позволит решить проблему с «демографической ямой», к концу 2017 года хотят довести число контрактников до 425 тыс. человек (против 180 тыс. нынешних). Сообщил о планах создания двух «арктических бригад»: «Генеральный штаб сейчас прорабатывает планы создания двух таких соединений. В планах должны быть учтены места дислокации, вооружение, численность и инфраструктура», – подвёл итоги А. Сердюков. По более ранним сообщениям, известно, что одной из «арктических бригад» должна стать 200-я отдельная мотострелковая бригада в Печенге.

Источники:
http://www.lenta.ru/articles/2011/06/30/tavkr/
http://www.gazeta.ru/politics/2011/06/30_a_3681229.shtml
http://www.redstar.ru/2011/06/30_06/1_02.html
http://www.vz.ru/society/2011/6/29/503378.html
http://pda.rg.ru/2011/06/30/morsalon-site.html
http://vz.ru/news/2011/6/28/503110.html
http://vz.ru/society/2011/7/1/504035.html
http://www.lenta.ru/news/2011/06/30/carrier/
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. rumpeljschtizhe
    -1
    2 июля 2011 12:47
    вообще Сердюков прав не до авионосцев...а чоб анжанерная мысль не скучала пусть порисуют чтоб быть в теме
    1. -2
      2 июля 2011 13:04
      Наверное мы еще не доросли авианосцев
  2. Миколаїв
    Миколаїв
    0
    2 июля 2011 13:23
    Вивчаючи, постійно з'являючися фотографії "Адмірала Кузнєцова" на стоянці, можна зробити беззаперечний висновок - "Кузнєцов" не забезпечено нормальною штатною стоянкою " у причальної стінки". Наслідок - грандіозні витрати обмеженого дорогоцінного моторесурсу. Прогноз - повторення долі авіанесучих крейсерів та судна радіорозвідки "Урал" на ТОФ. Побудова грандіозного авіаносця без відповідного забезпечення - "Дурень думкою багатіє".
  3. +2
    2 июля 2011 13:27
    Страна в упадке, какие авианосцы? Сейчас тульский патронный завод не в состоянии нормальные армейские и служебные боеприпасы выпускать, бронетехника для армии и МВД дальше выставок не продвигается, а то, что находится в эксплуатации это либо машины вчерашнего (позавчерашнего) дня, либо недодуманные и недоделанные машины (в отличие от конструктора "лего" в конструкцию машин влезать запрещено. Поэтому сначала из страны необходимо создать Государство, Державу, уничтожить предателей и расхитителей находящихся сейчас у власти, оздоровить Нацию, накормить Народ и дать ему нормальные условия для Жизни, Труда, Отдыха и только после этого заниматься востановлением Оборонки и строительством нормального Военного Образования. Только нормально подготовленные Патриоты смогут эксплуатировать и применять новую технику и только Патриоты находящиеся у Власти в Государстве смогут адекватно руководить Страной, Армией, МВД, Промышленностью, Медициной, Образованием.
  4. -1
    2 июля 2011 13:47
    впечатляют сроки. надо было еще лет30 набросить- пиз....ь не мешки ворочать.
  5. +5
    2 июля 2011 16:55
    Надо когда то начинать их строить,если мы будем ждать лучшей жизни,то никогда уже не построим такую махину.
    Горбачёв обосрал всю армию,назвал нахлебниками,обещал сократить и тогда заживём по человечески.Была 5млн. стала 1млн и то содержать не можем,одно старьё на вооружении в отличии от советской армии.
    Англия уже строит авианосец,а будет заложен ещё один,хотя они тоже экономят.
  6. Marat
    +8
    2 июля 2011 18:49
    За перестройку страна потеряла столько, что наверное можно было иметь авианосный флот равный противникам. Строить авианосцы необходимо, но сначала эсминцы с фрегатами и инфраструктуру. И страну объединить хоть частично - одной Россий будет тяжело.
  7. voin-72
    +1
    2 июля 2011 22:36
    У всех накипело, когда же РОССИЯ станет не на бумаге мировой морской державой. Если и сейчас мы упусим момент, то х.... его знает. Хочу верить, что скоро, а пиндосы скоро загнутся.
  8. МаксАрт
    +6
    2 июля 2011 23:33
    Меня всегда умиляют заявления чинушей, дескать, что-то для нас слишком дорого, не можем себе позволить авианосцы. Идиотизм. Выдавать миллиарды на поддержку банков (!!!) в период кризиса, строить дороги по 6 млрд за 6 км - это мы можем. А вот вопрос защищённости страны - это не приоритет. Ну шикарно.
  9. mitrich
    -1
    3 июля 2011 10:24
    Эти авианосцы будущие обсуждаем уже 10 раз за 2 месяца, что лично я читаю "Военное обозрение".
    На мой взгляд - лучше заказать, как "Мистрали", чем проектировать и строить, создавая с нуля целую отрасль промышленности. В конце концов, авианосец - не такой уж сложный концепт-корабль. Плавающий аэродром, не более того. А самим заняться инфраструктурой портов базирования. На это денег уйдет, поверьте, не меньше, чем на сами корабли. Этого ведь тоже нет или требует обновления. Обслуживание авианосца очень дорогое. Специалистов, экипажи подготовить опять же. Не гастарбайтеров же посадишь на авианосец.
    Наконец, подготовить главных действующих лиц - летчиков-палубников, это 3-4 полка, иначе зачем нам нужны авианосцы? Вот, в общем, так.
    1. +1
      3 июля 2011 18:35
      Все вы правы, кроме одного: проектировали авианосцы мы часто, вот только такие ведущие флотоводцы, как Устинов умудрялись совершать такие глупости, что здесь мне цензура помешает высказаться. На мой взгляд (многие, если не все могут со мной не согласиться) необходимо строить долгосрочные планы: развивать научно-исследовательские и опытно-конструкорские работы в данном направлении, идти в ногу со временем "на бумаге" (уж в финансовом и кадровом отношении мы можем себе это позволить), стимулировать судостроительную промышленность и контрагентов (это дороже, но привлечение инвесторов облегчит задачу) и конечно же следить за мировой эксплуатацией данного класса. Вспомните, как фашистская Германия готовилась к войне, а ведь была ограничена договорами и финансами.
      1. voin-72
        +1
        3 июля 2011 18:56
        В данном многополярном мире к войне готовятся соответственно. Просто имея ракеты для наступления или сдерживания, ни одна блин....ь к нам не сунется. Просто все имеет свойство обрастать мхом и плесенью, даже совершенная память и та имеет свойство к склерозу. Так по сему пусть будет ху...инький авианосец, но он будет. А если новый построим, то флаг нам в руку, и пиндосы пусть дрожат.
        1. -3
          3 июля 2011 19:36
          Вот ху...инький "Кузя" наш и пытается своим костлявым кулаком грозить. Правда по оценкам спецалистов жить ему 15 минут в случае реального воздушного боя между его авиакррылом и авиакрылом вероятного противника. А им до сих пор на флоте считается НАТО и США в частности. Его наличие успокаивает только наше руководство.
  10. Rico1977
    0
    3 июля 2011 19:43
    Потом построим, рано еще. Только из ж стали вылазить. Пока надо объединится и досклонить Украину к общему сожительству. Вместе с Белоруссией, Казахстаном и Украиной у нас будет 85% потенциала СССР, верфи николаевские, научная общая база, и главное - умнейшие на планете собранные вместе люди - вот тогда и покажем на что мы способны. А пока рано - можно конечно попугать, но строить не надо
    1. Marat
      +2
      3 июля 2011 23:06
      Согласен Rico1977, что в этом и следующем году не построим - надо строить основу флота фрегаты и эсминцы. И конечно же собирать страну обратно.
      Но и Фигвам правильно заметил - не начнем сейчас - не построим никогда. Сейчас на волне высоких цен на нефть 2 республики союза получают большие деньги, отсюда и программа перевооружения России и укрепление армии Казахстана. Я уверен, что в России уже начато проектирование не только сатаны нового поколения, но и авианосцев для контроля северных вод. То есть надо начинать сейчас с проектами и инфраструктурой - тогда к моменту сборки страны и авианосцы получим.

      Авианосцы нужны для прикрытия ПЛАРБ на севере, во вторых для прикрытия России от флота противника с того же северного направления при оттаивании льдов (угроза противоракет SM 3 и угроза массированной атаки крылатыми ракетами морского базирования) и в третьих для отстаивания интересов Союза в Арктике. Поэтому и расходы должны быть общими, а не только "РСФСР"
  11. +2
    3 июля 2011 23:29
    Естественно постройка авианосца повлечёт за собой постройку инфраструктуры,кораблей и лодок сопровождения и т.д.Было бы глупо строить только голый авианосец.
    Да при строительстве и вводе в строй будут отказы,поломки и неполадки,но не ошибается тот,кто ничего не делает.
    Если мы упустим время,то потом будем просить Китай или Францию чтобы они нам продали такой корабль,за очень большие деньги.

    Нам нельзя быть потребителями,мы нация пытливых умов,уникальных разработок,великих идей!Но нужен рулевой с хорошей масштабностью мышления!
  12. 0
    4 июля 2011 12:47
    Вы не обратили внимания на то, что мы говорим уже о политике, выборе общего курса в масштабах всей страны. Менталитет у нашего человека (ну прям как у Задорного) не западный. Как ни горестно это признавать нам нужна сильная, жесткая и жестокая власть. Ну не можем мы как японцы каждый чувствовать ответственность. Или как немцы осознавать, что если каждый будет делать то, что он должен на своем месте то все будет грамотно. Все подъемы в нашей стране только из-под палки (Петр 1, Сталин). А потом планомерный спад. Здесь я ничего не выдумал согласитесь. А вот если у нас будет на данном этапе рулевой с такой масштабностью мышления - то для этого он должен быть, действительно гением. С Rico1977 согласен. Но вот задача: как бы это все одновременно провернуть, пока не поздно? В той же самой Украине все рушится. Нельзя терять время. Безусловно. И пытливые умы должны отбираться по направлению со школы (Германия 30-х). Если мы как китайцы сможем комплексно все проанализировать, принять решение и достигнуть цели, мы будем самой завидной страной.
  13. 0
    7 июля 2011 00:35
    Мы пойдём другим путём:
    http://demotivation.me/images/20110706/m9h35ob7cmeg.jpg
  14. +1
    7 июля 2011 00:36
    Мы пойдём другим путём:
    1. cVM
      cVM
      -1
      11 августа 2011 10:15
      вот так и у нас становятся миллиардерами
  15. Максут
    Максут
    +2
    16 июля 2011 21:59
    "Меня всегда умиляют заявления чинушей, дескать, что-то для нас слишком дорого, не можем себе позволить авианосцы. Идиотизм. Выдавать миллиарды на поддержку банков (!!!) в период кризиса, строить дороги по 6 млрд за 6 км - это мы можем. А вот вопрос защищённости страны - это не приоритет. Ну шикарно."


    А меня больше умиляют не заявления чиновников ,а то каким имуществом эти -удалено- владеют - пусть даже и неофициально а оформив всё движимое и недвижимое на жён и детей !!! Пока идёт разглагольствование о "дороговизне" нормальной обороноспособности России они лихо и ретиво набивают свои закрома путями получения откатов за продвижение иностранной техники на тендерах ( Думаю все поймут о чём я ) и отхапыванием лакомых кусков от денег выделенных на закупку и разработку отечественной техники !!! Причём это происходит на всех уровнях вертикали власти !!! Им уже давно глубоко пох на страну и людей которые ниже их в социальном статусе , да и на равных себе , как на конкурентов !!! И их ничего не остановит кроме Ак - 74 !!! Я конечно не сторонник большевистких способов расправы с конкурентами путём террора но другого выхода нету в России !!! Просто так нахапаное никто неотдаёт !! Уж я это знаю ;)
    1. 0
      16 июля 2011 22:17
      Прав, Максут, тысячу раз прав. Хочу еще добавить к твоим словам то куда наше руководство средства "грамотно" вкладывает: НУ НА ФИГА АРМИЮ ПЕРЕОДЕВАТЬ В НОВУЮ ФОРМУ ОТ ЮДАШКИНА!?! Меня аккурат сократили в тот момент, когда нашу часть переодевали в этот бред. Они бы на пах еще присобачили погоны, падлы!
  16. cVM
    cVM
    +1
    11 августа 2011 10:16
    ну наконец дождались,хоть с китаем сможем конкурировать
  17. ПАТРОН
    -1
    13 августа 2011 00:54
    Начали с авианосцев закончили политикой)Я конечно могу высказаться по этой тематике,но не буду.Ответ прост-мы забыли Бога!
  18. NickitaDembelnulsa
    +2
    10 декабря 2011 16:15
    Такой стране как Россия, Авианосцы нужны как воздух, да были бы деньги. Мощь надо нашему флоту наращивать, и весь мир у наших ног, только вякнет кто пусть
  19. 13017
    +1
    11 января 2012 14:12
    АВИАНОСЦЫ нам нужны деньги есть забрать у абрамовича и ему подобных сердюкова на колыму
  20. Gromila78
    0
    4 марта 2012 21:24
    Вопрос об авианосцах довольно спорный. Пока еще амеры на экономически первом месте нам с ними тяжело тягаться. Вспомните Вашингтонские соглашения. На каждый японский линкор амеры могли постороить два. ТАВКР "Кузнецов" сжирает столько денег, что их хватило бы на приведение всех остальных надводных кораблей в порядок. Авианосец - это очень дорогая игрушка. Необходимо искать ассиметричный ответ: строить больше АПЛ с крылатыми ракетами, либо что-нибудь в этом роде. К томуже одинокий авианосец никому не страшен (в том числе и Кузя). Надо строить не авианосцы а содавать АУГ и цена этому - колоссальная. И судя по псоледним наблюдениям за нашей промышленностью - они с такой задачей не справяться, а если и справяться, то лет через 10 - 15.
  21. 0
    19 мая 2013 20:39
    Не нужен он нам. Дорого и не так эффективно.. не стоят они тех денег..